Они защищали Ленинград

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Они защищали Ленинград

Воронина В.С. 1Скромнова Н.В. 1
1МБОУ Булатовская СОШ
Чапурин В.А. 1
1МБОУ Булатовская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В этом году наша страна отмечет 80-летие прорыва блокады Ленинграда. Героический русский город притягивал тогда к себе внимание людей всего мира. Мужественные защитники города сражались в невыносимых условиях, под постоянными артиллерийскими обстрелами и бомбежками. Ленинград жил в кольце блокады, работали его предприятия, горожане ходили в библиотеки и театры. Всё необходимое в Ленинград доставляли по «дороге жизни» через Ладожское озеро. Люди умирали от голода, погибали от снарядов и бомб, но твёрдо верили в нашу победу. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо в ходе операции «Искра», пробив узкий коридор вдоль южного берега Ладожского озера. Враг ещё стоял у ворот, блокада не исчезла, но жизнь ленинградцев улучшилась, и полное освобождение города стало делом времени. О тех грозных событиях мы узнали на классных часах, во время экскурсий в школьный музей и из информационного стенда. Нас заинтересовала информация о наших земляках, которые защищали Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Особенно поразила нас история супругов Курсковых. Алексей Сергеевич Курсков – военный моряк, оборонял Ленинград от начала до конца блокады, его жена Мария Васильевна Курскова работала на оборонных заводах, строила укрепления в условиях голода и постоянных обстрелов. С их слов были записаны краткие воспоминания об их военных годах. Мы решили собрать дополнительную информацию в Интернете об этих доблестных, но скромных защитниках Ленинграда, после чего написать о них исследовательскую работу, в которой описать их фронтовые биографии.

Цель нашей исследовательской работы: написание фронтовых биографий Алексея Сергеевича и Марии Васильевны Курсковых.

Задачи:

1. Собрать материалы о ветеранах в Интернете и на специализированных сайтах и форумах.

2. Изучить собранный материал и сравнить его с воспоминаниями ветеранов.

3. Написать фронтовую биографию защитников Ленинграда Курсковых, чтобы рассказать об их подвигах в годы Великой Отечественной войны.

4. Подвести итог работы, оценить вклад Алексей Сергеевича и Марии Васильевны Курсковых о дело защиты Ленинграда.

5. Презентовать нашу исследовательскую работу на международном конкурсе «Старт в науке».

§ 1. Источники и литература

Мы искали информацию об Алексее Сергеевиче и Марии Васильевне Курсковых на специализированных сайтах и форумах, она оказалась весьма скудной. На сайте «Память народа», удалось найти наградные документы и учётную карточку краснофлотца А. С. Курскова. Кроме того нами были использованы воспоминания ветеранов, записанные с их слов. Чтобы восполнить недостаток информации, нами были использованы воспоминания других военных моряков, которые служили вместе с Курсковым на Балтийском флоте и в Ладожской флотилии. Из литературы мы использовали статьи военных историков, в которых описывались боевые корабли, и сражения в которых участвовал наш герой. Изучив все собранные источники и литературу, мы сравнили полученную из них информацию с воспоминаниями самих ветеранов, в целом, они достаточно правдиво описывают происходившие события, хотя из скромности умалчивают о своих подвигах. Нам удалось собрать достаточно информации, для написания фронтовых биографий двух защитников Ленинграда (семьи Курсковых).

§2. Алексей Сергеевич Курсков

Алексей Сергеевич Курсков родился 3 мая 1920 г. в деревне Обухово, Солнечногорского района, Московской области. Алексей окончил школу, после чего его призвали на Краснознамённый Балтийский флот. 29 августа 1940 года он поступил на службу.

Тяжёлый крейсер, на котором предстояло служить Алексею, был куплен в Германии ещё недостроенным. Корабль имел не полное вооружение (половину пушек главного калибра и зенитной артиллерии) и ещё не обученный экипаж. Крейсер достраивался на Балтийском заводе с участием немецких специалистов. Немцы всячески затягивали строительство крейсера, срывая поставки комплектующих и оборудования.

К 22 июня 1941 года крейсер находился в 70 процентной готовности, он не имел хода, а из вооружения были установлены лишь 1-я и 4-я 203 миллиметровые орудийные башни (4 пушки из восьми), одна 37 миллиметровая двуствольная пушка и 8 – 20 миллиметровых зенитных автоматов. Первым командиром крейсера был капитан 2-го ранга А. Г. Ванифатьев.

В ночь с 21 на 22 июня 1941 года, крейсер, как и весь Балтийский флот, был приведён в полную боевую готовность. Корабли, авиация и зенитки флота отразили многочисленные атаки немецкой авиации, которая сбрасывала не только бомбы, но и весьма опасные магнитные мины. Экипаж «Петропавловска» огня не открывал, но почувствовал начало войны, когда на борт судна подняли 50 моряков с затонувшего эсминца «Гневный». Они были измученные и полураздетые, некоторые не могли идти сами, и товарищи вели их под руки.

В конце июня в морскую пехоту ушли две роты моряков с Петропавловска, позднее с оставшегося экипажа сформировали ещё батальон, для обороны ближних подступов к Ленинграду. На крейсере остались лишь артиллеристы и немногочисленные специалисты из судовых служб жизнеобеспечения. По воспоминаниям Алексея Сергеевича можно сделать вывод, что он оставался на крейсере до его затопления в сентябре 1941 года.

15 августа 1941 года на крейсере «Петропавловск» был поднят военно-морской флаг и его включили в отряд строящихся кораблей Балтийского флота. К этому времени экипаж судна включал в себя 408 человек. Штабом обороны города было решено превратить крейсер, не имеющий хода, в плавучую батарею для стрельбы по береговым целям.

«Петропавловск» встал на позицию для стрельбы в районе Угольной гавани. Так как крейсер не имел высоких надстроек, его удалось относительно удачно замаскировать: корпус судна потерялся среди различных береговых сооружений. Корабль подвели к причалу и подключили к береговой электростанции, которая обеспечивала током артиллерийские башни судна и помпы для откачки воды.

7 сентября 1941 года дальнобойные орудия «Петропавловска» калибром 203 миллиметра отрыли шквальный огонь по сосредоточению немецких войск перед фронтом 21-й дивизии НКВД. Фугасные снаряды весом 120 килограммов просто перепахивали землю. Всего за первую неделю боёв крейсер выпустил 676 снарядов, нанеся войскам 18-й немецкой армии существенный ущерб. Особенно эффективно велась контрбатарейная борьба, немецкие дальнобойные орудия могли бы безнаказанно расстреливать город, ведь полевая артиллерия Красной армии их не доставала, спасал флот, артиллерия кораблей способная стрелять на дистанцию 30-40 километров всякий раз заставляла немецкие орудия замолкнуть.

10 сентября 1941 г. немецкие войска прорвались к Финскому заливу. В зону обстрела их полевой артиллерии попал весь морской канал. Неподвижный «Петропавловск» стал одной из основных целей. Параллельно начались авианалёты, которые вывели из строя береговую электростанцию и выжгли береговые строения, маскирующие корабль. Лишённый дополнительного источника тока корабль располагал лишь одной дизель-генераторной станцией.

17 сентября тяжёлые 210 миллиметровые орудия немцев накрыли крейсер. «Петропавловск» получил 53 попадания. Крупный снаряд пробил корпус и вывел единственный источник энергии крейсера – помещение генераторов №3. Начался пожар, потушить который было нечем. 19 сентября небольшая команда затопила судно у берега, чтобы избежать взрыва боеприпасов, эвакуировала раненых и покинула корабль. Крейсер накренился на левый борт и сел на грунт, опершись на стенку набережной, что уберегло его от опрокидывания. Ночью на борт корабля вернулась часть команды и специалисты Балтийского завода, они скрытно демонтировали зенитное вооружение и выгрузили боеприпасы, которые передали Ладожской флотилии. См. Приложение 1.

В октябре 1941 г. Алексей Сергеевич Курсков был переведён служить на Ладожскую военную флотилию, которая обеспечивала попавший в блокаду Ленинград всем необходимым. Блокада началась 8 сентября 1941 г. когда немецкие войска захватили Шлиссельбург и отрезали Ленинград от большой земли, только воды сурового и бурного Ладожского озера связывали город с внешним миром. Ладожская военная флотилия под командованием контр-адмирала В. С. Черокова защищала Ленинград, обеспечивала перевозку продовольствия, топлива, подкреплений и эвакуацию мирных жителей из Ленинграда (прежде всего детей). На вооружении флотилии стояли: бронекатера, морские охотники, канонёрские лодки и мобилизованные транспортные гражданские суда. Алексей Сергеевич попал служить на транспортный корабль, на вооружении которого было всего одно зенитное орудие. Транспорт перевозил в Ленинград продовольствие, которое было бесценным, ведь в городе уже начался голод. Три миллиона ленинградцев и беженцев из соседних областей нуждались в хлебе, а доставить его можно было только на кораблях через Ладогу, которую обстреливала немецкая дальнобойная артиллерия и бомбила авиация. На обратном пути из Ленинграда везли больных, женщин и детей. Когда Ладога замёрзла, через её воды по льду была проложена автомобильная «дорога жизни». Корабли вмёрзли в лёд, экипажи замаскировали их сетками, а сами обеспечивали бесперебойную работу «дороги жизни».

Когда лёд растаял, корабли продолжили свою тяжёлую работу по обеспечению города всем необходимым. Алексей Сергеевич не любил вспоминать войну, но один случай врезался в его память. Транспорт, на котором он служил, перевозил 250 эвакуированных ленинградцев (среди них было много детей). Немецкие самолёты на бреющем полёте расстреливали беззащитных пассажиров на палубе, многие очень многие нашли свою смерть в холодных водах Ладоги.

В 1943 году краснофлотец Курсков стал служить на знаменитом военном корабле Ладожской военной флотилии канонёрской лодке «Конструктор». Корабль был построен в 1906 г. как эскадренный миноносец «Сибирский стрелок», участвовал в двух войнах (Первой мировой и Гражданской). В 1925 году его перевели в разряд опытных судов, и назвали «Конструктор». С началом Великой Отечественной войны он был вооружён и стал сторожевиком. В сентябре-октябре 1941 года «Конструктор» наводил ужас на немцев огнём своих 100 миллиметровых орудий, враги прозвали его «Чёрный крейсер». Сам командующий группы армий «Север» фельдмаршал фон Лееб приказал любой ценой уничтожить дерзкий корабль, обещая за его потопление два креста. 4 ноября 1941 года в жестоком бою с вражескими самолётами «Конструктор» лишился носовой части, и был отбуксирован кормой назад на базу. Недолго радовался жестокий враг гибели русского корабля, рабочие Ижорского завода возродили его, приделав ему новую носовую часть. Из-за потери ходовых качеств, он стал канонёрской лодкой и в ноябре 1942 снова встал в строй. Алексей Сергеевич Курсков пришёл на «Конструктор» комендором зенитной артиллерии. На тот момент корабль имел следующие тактико-технические характеристики: водоизмещение полное – 820 тонн; длина – 60,5 метров, ширина – 8,2 метров; скорость – 16 узлов. Вооружение: 3 – 100 миллиметровых орудия; 2 – 37 миллиметровых зенитных автомата; 1 – 20 миллиметровый автомат; 2 – крупнокалиберных пулемёта ДШК.

4 июля 1943 года краснофлотец А. С. Курсков был награждён медалью «За оборону Ленинграда», наградой священной для каждого ленинградца. См. Приложение 2.

После снятия блокады канонерская лодка «Конструктор» в составе Ладожской флотилии приняла участие в жестоких боях за освобождение Карелии и берегов Ладожского озера.

30 мая 1944 года корабль «Конструктор» в охранении морских охотников вышел к острову Каневец. Он имел задачу выявить калибр и дислокацию расположенных здесь береговых батарей. Противник открыл интенсивный огонь, снаряды падали всего 20-25 метрах от корабля. Наши корабли отрыли ответный огонь и поработали с полной нагрузкой. А главное – с большой точностью были засечены береговые батареи.

В июне 1944 года корабль принял участи в высадке Тулоксинского десанта, внеся достойный вклад в дело освобождения Ладожского озера и Карелии. Капитан 1-го ранга С. В. Семёнов хорошо описал этот бой, в котором принимал участие и краснофлотец Курсков: «Орудия корабля не знали отдыха 5 суток. Берег благодарил за меткую стрельбу. Наш корабль «Конструктор» произвёл более 30 стрельб в помощь 3 батальону 70 бригады морских пехотинцев, израсходовав более 500 снарядов главного калибра, уничтожил более роты финнов, 12 орудий, участвовал в выводе из строя бронепоезда, его пленения, подбил пикировщик «Юнкерс – 87» и уничтожил бомбардировщик «Ю-88». Ни шторм, ни непогода не помешали успешно выполнить задачу. См. Приложение 3.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 года Ладожская военная флотилия была награждена орденом «Красного знамени», свой вклад в получение этой высокой награды внёс краснофлотец комендор зенитной артиллерии Алексей Сергеевич Курсков.

День Победы, 9 мая 1945 г. Алексей Сергеевич встретил в Ленинграде. «Конструктор» был переведён на Балтику в состав опытных кораблей. Корабль выполнял плановые задания по испытанию новых образцов минно-торпедного вооружения. 27 июля 1946 года Алексея Сергеевича Курскова наградили медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Здесь в Ленинграде судьба свела Алексея Сергеевича с уроженкой Кашинской земли из деревни Ордынка Марией Васильевной Комаровой, которая работала в Ленинграде на заводе. 8 мая 1947 года закончилась флотская служба Алексея Сергеевича, и он поехал на родину своей жены Марии Васильевны, где они оба стали работать в колхозе «Красная звезда».

Уже после войны подвиги Алексея Сергеевича неоднократно отмечались юбилейными медалями, а 6 апреля 1985 года его наградили орденом «Отечественной войны II степени».

§3. Мария Васильевна Курскова (Комарова)

Мария Васильевна Курскова (в девичестве Комарова) наша землячка, в Ленинград приехала из деревни Ордынка, Кашинского района. Когда началась война, она могла вернуться в деревню, но осталась защищать город на Неве.

Мария Васильевна выучилась на токаря и стала работать на заводе, вместе с ней трудились женщины и подростки, заменившие ушедших на фронт мужчин. В результате немецких обстрелов и бомбежек завод был обесточен и временно приостановил работу. Тогда она пошла на строительство оборонительных рубежей, рыла окопы, вместе с подругами обделывала железобетонные долговременные огневые точки, трамбовала цемент с гравием и рыла противотанковые рвы. Тяжёлая неженская работа велась под непрерывными артиллерийскими обстрелами. Кроме того голод и холод забирали у людей последние силы.

Когда в городе было восстановлено электроснабжение, Мария вернулась на завод, работала стерженщицей в литейном цехе, выполняла военные заказы. Трудилась по 14 часов, а продукты питания были скудные и некачественные. Чтобы не тратить силы на дорогу домой, где ждали холод, голод и обнаглевшие крысы, оставалась ночевать прямо в цеху.

27 января 1944 г. наступил долгожданный день, блокада Ленинграда была полностью снята, ночное небо было освещено салютом, ленинградцы радовались, что пережили страшную блокаду и верили в скорую победу над жестоким врагом.

За самоотверженный труд Мария Васильевна была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Цену этой награды показала в своём стихотворении «Моя медаль» ленинградская муза Ольга Берггольц.

Осада длится, тяжкая осада,
невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды
я здесь жила и всё могла снести:
медаль «За оборону Ленинграда»
со мной, как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!
И если вдруг согнёт меня печаль, –
я до тебя тогда коснусь руками,
медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,
чтоб стать ещё упрямей и сильней.
Взывай же чаще к памяти моей,
медаль «За оборону Ленинграда».

Война ещё идёт, ещё — осада.
И, как оружье новое в войне,
сегодня Родина вручила мне
медаль «За оборону Ленинграда».

В Ленинграде Мария Васильевна Комарова познакомилась с военным моряком Алексеем Сергеевичем Курсковым. Знакомство переросло в сильное чувство. Молодые люди поженились, когда закончился срок службы мужа, семья Курсковых вернулась в деревню Ордынка. Мария Васильевна и Алексей Сергеевич Курсковы стали работать в колхозе. Мария Васильевна всю жизнь проработал в животноводстве, а Алексей Сергеевич был бригадиром полеводческой бригады (деревни Ордынка). См. Приложение 4.

Заключение

Изучив фронтовые биографии Алексея Сергеевича и Марии Васильевны Курсковых, мы сделали следующие выводы. Наши герои доблестно защищали Ленинград и пережили страшную блокаду, чем внесли свой вклад в победу над врагом. Алексей Сергеевич Курсков служил на двух знаменитых кораблях Балтийского флота и Ладожской флотилии, принимал активное участие в важных боевых операциях, как комендор зенитной артиллерии, доставлял в Ленинград продовольствие и эвакуировал из города гражданских лиц. Мария Васильевна Курскова, хотя и не носила форму, трудилась на передовой, в условиях страшного голода работала на оборонном заводе, выпуская военную продукцию, и строила под артиллерийским огнём врага оборонительные сооружения, которые позволили солдатам удержать город.

После войны Курсковы всю свою жизнь трудились в колхозе, оставив о себе в народе добрую память.

Список использованных источников и литературы

Источники

Воспоминания Алексея Сергеевича Курскова записанные с его слов. Материалы музея боевой и трудовой славы Булатовской школы.

Воспоминания Марии Васильевны Курсковой записанные с её слов. Материалы музея боевой и трудовой славы Булатовской школы.

Документы Алексея Сергеевича Курскова размещённые на сайте «Память народа»: учётная карточка моряка, наградные листы медалей «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией», орден «Отечественной войны II степени». Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero40466801/?backurl

Иванова И. А. «За блокадным кольцом» (Воспоминания очевидцев). СПб: ИПК «Вести», 2010 г. 610 с.

Литература

Цветкова Г. П. «И невозможное возможно». Судьба корабля «Конструктор» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/i-nevozmozhnoe-vozmozhno-sudba-korablya-konstruktor

Канонерские лодки. СССР (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.find-info.ru/doc/encyclopedia/military/articles/137/kanonerskaya-lodka-konstruktor.htm

Тимофеев А. «Сибирский стрелок». // Моделист-Конструктор. 1988 г. 2 с. 9-14

Тяжёлые крейсеры. Немецкие пушки на защите Ленинграда. «Петропавловск» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://dzen.ru/a/XgypIpJBTQCx_qir

Чернов В. Крейсер L. Часть 2 (Электронный ресурс). Режим доступа: https://proza.ru/2015/05/03/1537

Крейсер «Таллин» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://pikabu.ru/story/tallin_na_neve_kak_kreyser_nosivshiy_nazvanie_stolitsyi_yestonii_pomogal_prorvat_blokadu_leningrada_6504720

Поморянин. Крейсер Л (Электронный ресурс). Режим доступа: https://topwar.ru/87955-kreyser-l.html

Фаворов Б. П. Петропавловск открывает огонь (Электронный ресурс). Режим доступа: https://flot.com/publications/books/shelf/shipway/shipway15.htm

Сталинский Мистраль (Электронный ресурс). Режим доступа: https://colonelcassad.livejournal.com/63965.html

Пыресин М. Тяжёлый крейсер «Петропавловск» (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.pobeda1945.su/division/11041

Берггольц О. «Моя медаль» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/41434/moya-medal

Приложение 1. Тяжёлый крейсер «Петропавловск».

Приложение 2. Медаль «За оборону Ленинграда».

Приложение 3. Канонёрская лодка «Конструктор» (Ладожской военной флотилии). Алексей Сергеевич Курсков с сослуживцами.

Приложение 4. Мария Васильевна Курскова (Комарова).

Просмотров работы: 111