Родная деревня Г. Тукай. (Пер. В. Тушновой )
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Я многое увижу, — ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я, —
Ты в памяти и сердце, родная сторона!
ВВЕДЕНИЕ
2023 год в Башкирии объявлен Годом полезных дел для малой Родины
На уроках окружающего мира первой из наших тем была «Что такое Родина?». На уроке мы очень много говорили о нашей Родине, но как оказалась, Родиной может быть не только наша страна, а ещё то место, где ты родился и живешь, будь то город, село или даже улица...
Большая родина начинается с родного края, с малой родины, где ты родился и вырос, где жили твои деды и прадеды, где многие века живёт твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека . И такой же священной и уважительной должна быть и наша память к прошлому. Каждый человек должен знать историю своей малой родины, легенды и притчи об исторических личностях, о названиях местностей и т.д.Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Изучение прошлого делает нас патриотами своей малой родины. Ведь без знания прошлого нет и настоящего. Предания - неотъемлемая часть жизни людей, благодаря которой сохраняется самобытность всего края . Они передавались из поколения в поколения, и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями. Значит, можно предположить, что, если бы предания не передавались из поколения в поколение, люди меньше знали бы о своей истории, каких-либо важных исторических событиях.
Цель: Собрать и изучить информацию о примечательных местах нашего села, узнать и систематизировать сведения об исторической судьбе мечети в селе Новокурмашево, так как мечеть является духовно-культурным памятником со сложной исторической судьбой .
Объект исследования: история села Новокурмашево .
Предмет исследования: судьба мечети села в преданиях, её культурно-историческая ценность
Гипотеза: Я предположил, что у каждого населенного пункта есть своя история и свои предания. Если бы предания не передавались из поколения в поколение, люди меньше знали бы о своей истории, каких-либо важных исторических событиях.
Задачи:
1. Выяснить особенности развития истории родного края
2. Изучить историю села Новокурмашево, её культурно-исторический памятник - мечеть « Фатима», чтобы впоследствии передать потомкам .
3. Собрать материалы (иллюстрации, фотографии, тексты и т д.) для школьного и районного музея.
4. Составить презентацию по результатам своего исследования.
Методы исследования:
Изучить литературу, ресурсы Интернет об истории села Новокурмашево, найти информацию о его памятных местах, взять интервью у знаменитых людей посёлка и поделиться с одноклассниками.
Провести анкетирование среди учащихся начальных классов на знание истории и памятных мест малой родины.
Довести до сведения одноклассников результаты исследовательской работы.
Составить альбом по результатам своего исследования
Основная часть.
Что такое предание? Предание -это жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям. Однако сюжет предания обычно не развертывается в сложную цепь событий, а строится на одном эпизоде, как правило, всегда ярком и необычайном. Источником преданий являются рассказы очевидцев . По тематике различают исторические (происхождение того или иного народа, история предков и т. д.) и топонимические (о происхождении природных объектов: гор, скал, рек, озер, болот и т. п.; памятников старины: могильников, монастырей , мечетей и т. п. и их названий)
Начало формы
На моих глазах произошло одно из таких исторических событий в нашем селе, которое меня ошеломило. Благодаря этому событию, я убедился, что пословица « Миром и горы сдвинем» работает! Как велик мой народ, какие дружные наши люди! Но начну складывать новую историю моей малой родины, которая впоследствии станет преданием для наших потомков.
В нашем прекрасном селе Новокурмашево 7 мая 2016 года была открыта мечеть «Фатима Гиният кызы». Строили эту мечеть 3 года, всем селом. Односельчане вносили пожертвования на строительство, участвовали в строительстве и облагораживании территории мечети. Таким образом, общими силами была достроена наша красавица мечеть. Как народ радовался! Общее дело еще больше сплотило их. Сейчас мечеть постоянно открыта для любого человека, с минарета расплываются над селом звуки азана. Каждый год мы приходим сюда отмечать исламские праздники. На каждый праздник мы накрываем столы всей деревней. Мечеть стала центром общения, центром чистоты души и тела, центром единения. Мы, дети , тоже часто посещаем мечеть. Здесь для нас организуют уроки ислама, где учат нравственности и дают представление об исламских традициях. Каждый год мы ходим в дневной лагерь при мечети. Там мы учимся, играем, общаемся, ходим в походы, на экскурсии, участвуем на конкурсах. К примеру, в 2018 году я тоже участвовал на республиканском конкурсе чтецов Корана, занял 1 место и выиграл велосипед.
Еще мы изучаем историю родного края, слушаем предания нашего села. Одно из преданий рассказывает, что старая мечеть стояла недалеко от этого места, где мы построили новую мечеть. Однажды случился большой пожар, огонь пожирал всю улицу подряд. Когда же огонь подступил к мечети, огонь не тронул здание, а перекинулся на другую сторону улицы. Взрослые говорят, что Аллах спас мечеть от огня. Но в 1941 году кто-то поджег старую мечеть, и она сгорела.
А вот еще одно предание, связанное с мечетью. Во время пожара житель села Шайдулла Щаяхметов тайком унёс полумесяц, который сбросили с минарета и спрятал у себя, тщательно завернув в тряпки. Хранить его он наказывал и своим детям. Никто со времени пожара не видел и не знал, где этот полумесяц. А вот в день открытия новой мечети во время торжества внук дедушки Шайдуллы Шайбаков Ильмир вручил этот полумесяц имаму нашей мечети. Теперь этот полумесяц хранится в мечети, как реликвия.
Проведенный мною анализ помог убедиться в правильности выдвинутой гипотезы:
Если бы предания не передавались из поколения в поколение, люди меньше знали бы о своей истории, каких либо важных исторических событиях, героях.
Приступив к работе над проектом, мы провели анкетирование среди учащихся 3-4 кл по вопросам:
Какой культурно-исторический памятник вашего населенного пункта вы знаете?
Почему ваш посёлок (село, деревня) так называется?
Знаете ли вы предания населенных пунктов, в которых живёте?
Оказалось, что многие ребята не знают практически ничего о своей «Малой Родине». Учащиеся начальной школы дали неутешительные ответы.
Класс |
Знаю |
Не знаю |
Примечание |
||||
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
||
3кл |
3 |
2 |
0 |
14 |
15 |
17 |
|
4кл |
5 |
4 |
2 |
13 |
14 |
16 |
Также мы провели социологический опрос среди 1-5 кл . Результаты оказались печальными. 60% опрошенных дали отрицательный ответ.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
В заключение сделал вывод о том, что данная работа лишь первый шаг в изучении культурной жизни родного края. Самым увлекательным оказалось встречаться с интересными людьми. Труднее всего в процессе работы было находить информацию в разных источниках. Выяснил, что полученные результаты при анкетировании учащихся указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в исследовании истории и культурного наследия своей малой родины. Оказалось, что многие ребята не знают практически ничего о своей малой Родине. Анкетирование и опрос учащихся начальной школы дали неутешительные ответы.
Подводя итоги моего исследования, я сделал вывод о том, что все поставленные в начале работы задачи были выполнены.
Работая над проектом, я получил возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными преданиями, даже составил историю постройки мечети, которую следующие поколения будут пересказывать как предание. Проведенный мною анализ помог убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: Если бы предания не передавались из поколения в поколение, люди меньше знали бы о своей истории, каких либо важных исторических событиях, героях. В результате нашего исследования я обогатил свой жизненный опыт, расширил знания, теперь я могу даже помочь друзьям проводить проектную работу. Собрал материалы (иллюстрации, фотографии, тексты и т д.) для школьного и районного музея. Составил презентацию по результатам своего исследования.
Программное обеспечение и оборудование для осуществления исследовательской деятельности
Персональный компьютер.
Модем.
Точка доступа к сети Интернет.
Цифровой фотоаппарат.
Программное обеспечение:
MS Office,
Paint,
Adobe Flash,
Список использованных источников
1.Новокурмашево - Familio.org
https://familio.org/settlements/a695e0bc-9724-49e1-b81a-97cea4e6a0e3
2.История деревни Новокурмашево Кушнаренковский район РБ https://uistoka.ru/region/2034
3.Фатима, мечеть, Центральная улица,43Б, с.Новокурмашево https://2gis.ru/firm/70000001045276405
4.Архив мечети «Фатима» с.Новокурмашево
5.Школьный краеведческий музей МБОУ СОШ с.Старокурмашево
ПРИЛОЖЕНИЕ
Моё родное село Новокурмашево сегодня
На этом пустыре решено было построить мечеть. Первый колышек вбивает старожил села Хабибрахманов Камиль.
Пословица « Миром и горы сдвинем» работает! Как велик мой народ, какие дружные наши люди!
Теперь этот полумесяц хранится в мечети, как реликвия
Мы, дети, тоже часто посещаем мечеть