Введение
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом, где он родился…
Н. Дружков
С чего начинается Родина? При слове Родина каждый начинает думать о своем. Но для каждого человека она начинается с детства, с семьи. Ведь все большое начинается с малого. Родина начинается с первой улыбки матери, её объятий, с первого смеха, игр во дворе. Родина – это люди, которые окружают тебя с самого рождения, те с кем ты общаешься и растешь. Первые друзья и школа – вот самая настоящее начало Родины.
Любовь к Родине - это патриотизм! Он выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.
Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.
Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. [1]
Объектом исследования: Патриотическое воспитание и любовь к малой Родине.
Предмет исследования: Жизненная позиция Ю.М. Михайлова.
Цель нашей работы: освещение жизненной позиции Ю.М. Михайлова как пример патриотизма и любви к малой Родине.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Разобраться в терминах и найти информацию о патриотическом воспитании;
Собрать сведения о жизни Ю.М. Михайлова;
Осветить творчество мастера и его вклад в развитие родного города и края;
Взять интервью у Ю.М. Михайлова;
Представить собранную информацию в формате урока «Разговоры о важном» для проведения в нашей школе и школах области.
Методы исследования: анализ источников информации, анкетирование старшеклассников, встреча с героем, интервью, работа с документами, видеосюжетами и фотографиями, обработка полученных данных.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личности и патриотического воспитания (патриотизма)
Каждый конкретный человек по-своему уникален! Он отличается внешностью, характером, выбором одежды и т.д. Все отличия собраны в одном понятии «личность», формирование которой начинается с самого рождения, продолжается на протяжении всей жизни и складывается из очень многих факторов.
Личность - конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.
Формирование личности – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого является формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.
Опираясь на официальные документы, все же заметим, что патриотическое воспитание начинается в семье. Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви к родному краю, к родной природе, истории своей страны. Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.
В своей работе мы используем термины и определения:
Подрастающее поколение — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек. Мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте (от 12 до 16 лет).
Родина – это место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Родина – это место, к которому привязана душа и куда все время тянет.
Малая Родина означает географическое положение, но более. Это город или поселок, в котором индивид появился на свет. Это дом и улица, где он рос вместе с соседскими ребятами. Школа и первые учителя.
Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины. Патрио́т произошло от греческого patriotes, что в переводе означает «земляк».
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству. Форма любви и уважения к Родине. Формирование любви к родному краю. Уважение своей семьи, как носителя семейных традиций.
Российская Федерация — это великое государство, занимающее первое место на планете по территории и величине национального богатства. Однако главную её гордость составляют выдающиеся граждане, оставившие заметный след в истории. Наша страна взрастила огромное количество известных учёных, политиков, полководцев, спортсменов и деятелей искусства с мировым именем. Их достижения позволили России занять одну из лидирующих позиций в списке супердержав планеты.
Пример настоящего патриота, любящего свою малую Родину, трудящегося на её благо и процветание, прививающего эту любовь подрастающему поколению мы видим в жизни и творчестве Юрия Михайловича Михайлова. Сам он себя называет - Михалыч.
Для нас Михалыч – герой нашего времени! Понятие ГЕРОЙ очень широкое, но главное - это образец для подражания!
Глава 2. Кто такой Михалыч?
До начала раскрытия темы нашей работы, мы сделали небольшой опрос старшеклассников. Всего опрошено 120 человек 8-11 классов. Вопросы были следующие:
1. Считаете ли вы себя патриотом Земли Кузнецкой?
2. Назовите 7 чудес Кузбасса, отметьте те, которые вы посетили.
3. Где вы предпочтете провести каникулы:
а) в Кузбассе, б) путешествуя по России, в) за границей.
4. Знаете ли вы знаменитых людей, родившихся в нашем крае и то, чем они знамениты?
Результаты опроса следующие:
1. На первый вопрос ответили «Да» 65 человек – 54%, «Нет» - 55 человек (46%). Приложение 1, диаграмма 1.
2. Во втором задании: 7 чудес Кузбасса известны 23 человекам (19%), 6 чудес смогли назвать 8 человек (7 %), 5 чудес – 4 человека (3 %), 4 чуда – 23 человека (19%), 3 чуда знают 32 человека (27%), 2 чуда назвали 12 человек (10 %) и 1 чудо Кузбасса указали 16 человек (13 %) и 2 человека (2 %) не знают о Чудесах Кузбасса. На дополнительное задание, отметить посещенные места, галочек было очень мало. Приложение 1, диаграмма 2.
3. На третий вопрос голоса распределились так:
В Кузбассе - 25 человек (21 %), по России - 37 человек (31 %), за границей – 58 человек (48 %). Приложение 1, диаграмма 3.
4. В четвертом задании прозвучали имена и фамилии:
Владимир Львович Машков – киноактер
Алексей Архипович Леонов – космонавт
Алекса́ндр Андре́евич Бессмертных – чемпион по лыжным гонкам
Вспомнить других земляков, чьи имена известны на всю страну не удалось, а значит надо больше об этом узнавать и популяризировать достижения наших земляков в разных областях деятельности.
2.1 Краткая биография кузбассовца - Ю.М. Михайлова
Родился Юрий 19 мая 1951 года в Мариинске. Живая, подвижная душа стремилась к новым знаниям и умению, а любовь к своей земле потребовала от него полной отдачи в том, что он делал. С детства наделенный талантом от Бога, он всегда добивался успехов в том за что брался. Рисовал он с детства. В школе за конкурсный рисунок имел диплом и ценный подарок из Москвы.
Окончив школу, он устраивается работать в город Красноярск на судостроительный завод и работает там три года подсобным рабочим, грузчиком, стропальщиком, электро-карщиком и художником. Все эти годы он учится в вечерней художественной школе им. Сурикова, окончив которую серьезно занимается живописью и графикой. После службы в армии Ю.М. Михайлов возвратился в родной город. [2]
В Мариинске Юрий работает художником в ДК им. Горького, где выделяется оригинальностью исполнения художественных работ: задники для оформления сцены к торжественным заседаниям, декорации к спектаклям, новогодним представлениям, наглядной агитации. В ДК Горького он продолжил участие в народном театре в качестве актера, которое начал еще до армии в 1964 году.
Михайлов Ю. М. стоял у истоков создания Детской художественной школы г. Мариинска, где преподавал 6 лет и добивался хороших результатов – был признан лучшим преподавателем композиции в 1-2 кл. среди художественных школ области.
В 1974 г. он впервые увидел берестяной туес и «заболел» берестой. Занимаясь ей сначала для себя, он в 1985 году вместе с другом впервые выставил свои изделия из бересты на крупную зональную выставку «Сибирь социалистическая» и сразу ошеломляющий успех. Выставки за выставками! Москва, Санкт-Петербург, Сочи, другие города. Ему с другом первыми в Кузбассе присвоено звание народный мастер РСФСР. Посыпались приглашения на фестивали в Индию, Испанию, США, Германию. Подняв авторитет сибирской бересты, он оказался у истоков становления мариинской школы, где расцвели таланты таких мастеров как Волков, Панов, Баранников, Данилов, Сидоров и другие; среди них и сын Юрия Михайловича – Андрей и дочь Мария. Сын стал зрелым мастером, имеющим более десятка крупных выставок. За дружную работу с берестой семья Михайловых вместе с племянниками была удостоена чести участвовать от Кузбасса во Всероссийском смотре-конкурсе «Семья России».
Ю.М. Михайлову в 1987 г присвоено высокое звание "народный мастер РСФСР". Именно Юрий Михайлович является одним из основателей берестяного промысла Кузбасса. В 1998 году Ю.М. Михайлов становится "Почетным гражданином города Мариинск". В 1987 году Ю.М. Михайлову присвоено звание "народный мастер России", в 2008 году он стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации "Душа России".
В 1999 г. в городе Мариинске был создан ансамбль «Казачий строй». Юрий Михайлович являлся создателем и руководителем ансамбля «Казачий строй» 10 лет. [3] Сейчас является активным участником художественной самодеятельности. Он один из активнейших казаков Мариинского казачьего округа. В январе 2013 года Юрию Михайловичу присвоено звание есаул". [4]
Хотя, - говорит Юрий Михайлович - корней у меня нет казацких! Мама моя из-под Смоленска, отец — сибиряк, из чалдонов...
Жена Михайлова, Татьяна, профессиональная певица. Вместе они поют и вместе творчеством занимаются. [5]
2.2 «Где родился, там и пригодился!» или Жизненная позиция Ю.М. Михайлова.
Есть в Мариинске мастерская-музей почетного гражданина города Юрия Михайловича Михайлова, в которой мы побывали с экскурсией. Мастерская находится в центре города, но просто так её не найдёшь, вход со двора и ни каких указателей, возможно если и поспрашивать то подскажут, да и экскурсии Юрий Михайлович проводит только групповые и зараннее договорённые. (Приложение 3, фото с экскурсии) Нам он представился как «Михалыч» - Член Союза художников России, народный мастер РСФСР, народный мастер Кузбасса, Душа России, есаул! У него много наград и званий! За свою жизнь Михалыч был в разных городах и разных странах, но всегда возвращался в свой родной Мариинск, как бы его не уговаривали жить и работать в других местах. Мариинск – это Родина, зацелованная пяточками, там, где семья, друзья, детство, воспоминания, да и каждый кустик, дом и улица родные. «Я много сделал для своего города, чтобы он был ярче, красивее, сохранил историческую и культурную ценность, считался одним из 7 чудес Кузбасса!» - сказал нам Михалыч. Не соглашусь с фразой «Хорошо там, где нас нет!», а скажу «Трудолюбивому и интересному человеку хорошо везде!»
2.3 Свой след в родном городе, крае, стране.
Юрий Михайлович претворил в жизнь ряд интересных художественных проектов по оформлению городского краеведческого музея и музея им. Чивилихина. Он является автором герба города Мариинска.
Есть у художника новые увлечения: куклы и скульптура из пенопласта. (Приложение 3)
Город Мариинск украшен фигурами из цельного дерева:
Молодая купчиха с мужем, а в стороне стоит офицер с явно заинтересованным взглядом
Казак на въезде в город
Памятник картошке
Памятник жертвам Сиблага (Приложение 3)
Почетный гражданин Мариинска, народный мастер Юрий Михайлович Михайлов известен не только в родном городе и Кузбассе, но и в России, в ряде зарубежных стран. Его работы разъехались по всему миру и у всех интересные истории. Например, Михалыч рассказывает, как возникла сама идея создать такую необычную, буквально чудесную композицию "Ямская тройка"
- У меня есть друг очень хороший, которому я очень обязан. Он живет в Липецке. Мне хотелось подарить ему к юбилею что-то необычное, серьезное. Вспомнил, что когда-то он увидел мой проект задуманного памятника, который я хотел сделать для Мариинска. Ведь в старые времена многое держалось на ямщине, потому что других средств передвижения и доставки не было, и это стоило отметить. Увидев проект, мой друг восхитился, я увидел его загоревшиеся глаза. И решил, что лучшим подарком будет "Тройка ямская". Потому что друг занимается разведением породистых лошадей, которые раньше были в ямщине - это вятская порода лошадей. Еще современник того времени писал: "…Лошадки стоят невысокие, лохматенькие, с виду невзрачные, некоторые стоят, голову повесив, как бы дремлют. Но как только возница сбор вожжами сделает, они приседают на жопеночки, и как только ворота ямской ямочки открываются, они с места как хряпнут, и десять верст идут так, что колокольчик под дугой захлебывается…"- Все фигуры выполнены в естественный рост. Тройка запряженных лошадей. А ямщик сидит, слегка склонив голову, и разговаривает с маленькой дворняжкой типа Каштанки. Это придает живинку памятнику, чтобы он не был мертвым, статичным. Позади два офицера. Младший передает старшему пакет с документами, козыряет, отдавая честь, отходит в сторонку. Это фельдягеря. И тройка вот-вот двинется дальше в путь. Кстати, мой друг когда-то был связан с фельдегерской службой, и я это подчеркнул. С октября 2022 года «Ямская тройка» стоит в Липецке.
Какие планы на будущее, новые задумки?
- Эх! Нам бы жить - не тужить, не работать, но радоваться. Многих задумок, с возрастом, сейчас нет. Но если говорить о мечте, то, как знаешь, в числе другого, я занимаюсь куклами. Довольно крепкий мастер-кукольник, занимал первые места, даже гран-при есть за крупные победы. И вот сейчас хочется сделать для любимого Мариинска диораму размером метров восемь длиной. В кукольном макете будет часть улицы с домами, и там разворачиваются события давних лет. Например, по улице идет колонна каторжников. На крыльцо вышел дед, собрался на тройке ехать - она стоит запряженная, уже и ворота открыты. Ждет, когда каторжников проведут. Городовой стоит, позевывает, глядя на привычную картину. Стайка боязливых гимназисток к забору прижалась. Мальчишки по проулку бегут посмотреть. А вот мастера вешают на окна наличники: сели на лесах, покуривают, на каторжников сверху посматривают. А дальше кабак, из него офицеры подвыпившие выходят с цыганами. На заднем дворе там рабочие, дрова. Такую вот задумал композицию из кукол высотой сантиметров тридцать. Мысль мелькает: такого никто не сделает, если не сделаю я…[6]
Готовые видеоролики:
https://yandex.ru/video/preview/17481128058488178988 2022 год О себе и мастерстве «Я счастливый человек»
https://yandex.ru/video/preview/3381431836680078438 2022 год #300историй Юрий Михайлов, основатель берестяной школы Кузбасс
https://yandex.ru/video/preview/10991478028904737584 2020 год История герба Мариинска
https://yandex.ru/video/preview/13846026624556379407 2016 год Народный художник Юрий Михайлович Михайлов г.Мариинск
https://yandex.ru/video/preview/2624923443246693183 2015 год Интервью с мастером (Приложение 4)
«Родинознание рождает родинолюбие!»
После встречи и общения с Юрием Михайловичем, очень хочется ещё такого общения. Он интересно рассказывает - не навязчиво, в шуточной форме, даёт советы и как-то показывает, на что надо обратить внимание, посмотреть вокруг, открыть глаза, не лениться, хорошо учиться, быть лёгким и интересным человеком, ценить жизнь, обращать внимание на мелочи и детали, а главное любить место, где живешь, людей, которые рядом – это и значит жить!
Разговаривая с Михалычем, мы подобрали вопросы для интервью, касающиеся нашей темы, и получили на них ответы:
Для вас Родина – это что? Любовь к Родине, в чем должна проявляться?
Ответ: Родина – это МАМА! Она меня родила – её надо любить как мать! Любовь к Родине начинается с малых деталей: знакомые и любимые ручеёк, дом, улица, куст сирени, друзья, семья и т.д. Знание мельчайших деталей своей Родины рождает родинолюбие! Силой заставить любить Родину не возможно. Любовь прививается с рождения и детства через положительные и яркие эмоции – через счастье! Ты всегда будешь любить место, где был счастлив!
Как привить любовь к своему краю? Сейчас активно развивается внутренний туризм. А какие места Кузбасса нужно обязательно посетить молодому поколению нашего региона?
Ответ:Я не знаю. Силой ее не привьёшь, хотя знаете, у меня друзья жили одно время в Китае, и у них ребеночек ходил в китайский садик. Они приходят, им всем по 4 годика, строятся, все дружно поют гимн Китая, а потом кричат кричалки “Наша родина Китай самая лучшая в мире!” –это кажется смешно, но на самом деле в голове у человека начинает откладываться автоматически, а потом вот раз, и он без этого не может. В 4 года знает гимн Китая, а у нас некоторые до сих пор не знают наш гимн, а там вот так как-то. Но знаете надо много говорить с людьми о красоте, которую никто не замечает. Вот в фильме говорю: -О, глянь как красиво! –А что красивого-то? –А листики резные смотри какие. –О, правда красивые! То есть человеку нужно открыть глаза на эту красоту, на свою Родину, на свой Кузбасс. Наверное, так как-то. Мягко, ненавязчиво и с эмоциями! Конечно, нужно обойти всё своими ногами, увидеть всё своими глазами, потрогать, понюхать, испытать эмоции… Ни одна фотография не передаст истинное состояние восприятия личного знакомства с природой, архитектурой, людьми… Начать можно с 7 чудес Кузбасса, чтобы с гордостью уметь рассказать о Кузбассе приезжим туристам. Но, на самом деле, красота есть во всём: озеро, камыш, лес, луг, поле… Чем больше знаешь, тем больше замечаешь и ценишь! Ценишь – значит дорожишь, дорожишь – значит любишь!
Для любого человека есть личности реальные или литературные, которые являются примером, дают вектор жизни. В вашей жизни были такие люди? Кто они?
Ответ: Да, у меня был герой литературный, долгое-долгое время да он и сейчас остался – это Григорий Мелехов с его тяжелой судьбой из романа «Тихий Дон». А вообще, я люблю рассказы читать разных писателей. Вот рассказы это мелочь, но каждый рассказ, как какая то своя семечка в подсолнухе большом. Из рассказов складывается ощущение полноты жизни, что ты начинаешь знать - там такой человек жил, там такой жил. Я очень люблю Василия Макаровича Шукшина, нашего алтайского писателя и люблю литературных «чудиков» - это люди необыкновенно интересные. Если приглядеться, таких «чудиков» вокруг нас очень много, но я говорю «чудиков» в хорошем смысле, не дурачков, а чудесных и удивительных людей, у которых у каждого свои какие-то интересы, если приглядеться, то таких людей начинаешь замечать. Начинаешь замечать, и мир становится краше, потому что ты познаёшь всё больше, больше и больше. Ещё люблю современных писателей, например, Мишу Тарковского, который охотник в Тайге у нас, он мой друг кстати, ну и рассказы разных авторов.
4. Вы один из самых инициативных, активных жителей нашего региона, человек с активной жизненной позицией. А какой дело вашей жизни или поступок вы считаете самым важным?
Ответ: Важный – как и для всех – построил дом, родил сына и «убил змея», т.е. победил «зло» в себе. Добрые дела уже в том, что ты не делаешь злых дел! Я никогда и никого не боялся, был честен и занимался тем, что мне интересно – любимым делом!
Стараюсь быть интересным для окружающих, особенно для подрастающего поколения. Я отношу себя к «пчёлам», а не к «мухам» из той притчи, которую я вам рассказывал на экскурсии.
Вы легко общаетесь с людьми разных возрастов, взглядов, вас все любят и уважают. В чем секрет вашего обаяния? Дайте совет: Как нужно относиться к людям?!
Ответ: Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе! В каждом человеке я вижу человека и отношусь к нему на равных. Любите всех вокруг себя! И ещё, знаете, я никогда не пытаюсь казаться лучше, я такой какой он есть. Никогда не напрягайся и никогда не пытайся показаться умнее. Не стыдно что то не знать, всё знать невозможно. Стыдно не стараться узнать.
Заключение
В ходе работы над темой мы собрали сведения о замечательном земляке-кузбассовце, познакомились с ним, взяли интервью, осветили его жизненную позицию как настоящего патриота, нашли интересные профессиональные видеоинтервью, подготовили презентацию о его творчестве.
Таким образом, цельнашей работы достигнута: освещение жизненной позиции Ю.М. Михайлова как пример патриотизма и любви к малой Родине.
Вывод: Чем больше мы знаем о своей малой родине, тем больше мы её ценим, чем больше мы обойдем и увидим в своем родном крае, тем роднее он нам становится, а значит любимее. Родинознание рождает родинолюбие!
Рекомендации юным патриотам:
Больше гулять, ездить, путешествовать по своему городу, краю, стране.
Учиться видеть красоту природы, архитектуры, людей, подмечать детали и особенности.
Учиться общаться и дружить, уважать в человеке человека.
Знать и любить каждый уголок своей малой Родины, т.к. всё большое начинается с малого!
Мы хотим, чтобы о Юрии Михайловиче узнало как можно больше подростков, молодежи и жителей Кузбасса! Материалы, собранные в нашей работе, могут положить начало циклам уроков «Разговоры о важном в Кузбассе» в рубрике «Ими славиться Кузбасс».
Источники
https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
http://f.kemrsl.ru/cultural/292/
https://sibgid.info/jurij-mihajlovich-mihajlov-biografija/
https://dzen.ru/a/XDw9-PfD2wCsiime
https://rusmir.media/2018/01/05/mariinsk
https://gazeta-curier.ru/news/2166
https://kartaslov.ru/значение-слова/герой
интервью
фото и видео, сделанные на экскурсии и при личном общении
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 1. Диаграмма 1
Рисунок 2. Диаграмма 2
Рисунок 3. Диаграмма 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 4. Юрий Михайлович Михайлов
Рисунок 5. Мастерская Михалыча
Рисунок 6. Дом, который построил Михалыч
Рисунок 7. С супругой Татьяной
Рисунок 8. Во дворе мастерской
Рисунок 9. С внучкой
Рисунок 10. Коллекции Михалыча
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Некоторые работы Ю.М. Михайлова в Музее бересты г. Мариинск
Рисунок 11. Экскурсия в музее бересты города Мариинска
Некоторые работы Ю.М. Михайлова как кукольника
Некоторые работы Ю.М. Михайлова мастера по дереву
Рисунок 12. Постовой казак и городничий в Мариинске
Рисунок 13. Мемориал
Некоторые Работы Ю.М. Михайлова
Рисунок 14. Интересный человек, коллекционер, мастер - Михалыч
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рисунок 15. Готовый видеоролик! О себе и мастерстве «Я счастливый человек» 2022 год
Рисунок 16.Юрий Михайлов, основатель берестяной школы Кузбасс 2022 год
Рисунок 17. История герба Мариинска 2020 год
Рисунок 18. Народный художник Юрий Михайлович Михайлов г.Мариинск 2016 год
Рисунок 19. Интервью с мастером 2015 год
Рисунок 20. В гостях у Михалыча
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ - ТЕРМИН «ГЕРО́Й»
1. Человек, совершивший (совершающей) подвиги мужества, доблести, самоотверженности. Герой труда. Пасть смертью героя. □ Уж наверно ни один из отечественных героев времен японской войны не видел такой сердечной и бурной встречи, какую сделали Сашке! Куприн, Гамбринус. — Вот человек был Гарибальди! --- Вот герой! Это я понимаю! Сколько ему приходилось биться с врагами, а всегда его верх был. Н. Островский, Как закалялась сталь.
2. чего. Лицо, чем-л. отличившееся и привлекшее к себе внимание. К вечеру я стал «героем» улицы, все спрашивали меня: — Да неужто не страшно? М. Горький, В людях. Когда полеты кончились и Левкас сошел с аэроплана, его окружили репортеры и фотографы. Он неожиданно стал героем дня. Саянов, Небо и земля.
3. перен.; кого-чего. Лицо, являющееся для кого-л. предметом поклонения, восхищения, образцом для подражания. [Ильин] видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей. Л. Толстой, Война и мир. Неужели это и есть герой ее юности, ее девичьих грез? Эртель, Гарденины. Я впервые увидел Горького в 1932 году. Тот, кто был героем отроческих мечтаний, стоял передо мной. Павленко, А. М. Горький.
4. чего. Лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи, среды. Печорин Лермонтова есть лучший ответ на все эти вопросы. Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Белинский, Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова. Героем наших дней является человек из «массы». М. Горький, О мещанстве.
5. Главное действующее лицо в романе, пьесе, фильме и т. п. Герои Тургенева. □ С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас; Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы. Пушкин, Евгений Онегин. — А помнишь, мы ставили инсценировку какую-то, и героя убивали, а я рыдала над трупом. Кетлинская, Дни нашей жизни. [7]
ПРИЛОЖЕНИЕ 6