Селенит и камнерезное искусство Прикамья: музейный аудиогид

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Селенит и камнерезное искусство Прикамья: музейный аудиогид

Соловьева П.Д. 1
1МАОУ «Многопрофильная школа «Приоритет» г. Перми
Горшкова Л.В. 1
1МАОУ «Многопрофильная школа «Приоритет» г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В ноябре 2022 года я побывала на замечательном музейном занятии «Частично-мозаично. Селенитовая мозаика». Работа с камнем, общение с ведущим занятия Анатолием Вениаминовичем Ивановым так увлекли меня, что мне захотелось больше узнать о селените и его предназначении. Через неделю мы с мамой пришли в Детский музейный центр на экскурсию по Селенитовой комнате. Здесь я многое узнала об истории нашего края и его природных богатствах, о камнерезном промысле Прикамья, знаменитых художниках-камнерезах и их работах. Оказывается, Селенитовая комната одна такая не только в России, но и во всем мире. А многие, как и я раньше, об этом не знают. Мне захотелось, чтобы ребята из моего класса тоже узнали об этой достопримечательности Перми. Поэтому я решила подготовить собственную экскурсию. Мы стали искать, какие для этого есть возможности, и выбрали сайт izi.TRAVEL. На этом сайте можно создать три типа экскурсий – музейный аудиогид, квест и аудиотур по городу. Я выбрала аудиогид по музею.

Цель – разработка мобильного аудиогида по музейной выставке «Селенитовая комната» на платформе https://izi.travel/ru. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1) научиться работать с литературой, а также интернет-ресурсами;

2) изучить материалы о минералах, камнерезном промысле Прикамья и знаменитых художниках-камнерезах;

3) выбрать объекты для виртуального музея и подготовить тексты о них;

4) обсудить идею работы с сотрудниками Детского музейного центра;

5) подготовить фотографии и иллюстрации;

6) записать звуковое сопровождение музейного аудиогида;

7) создать целостный проект на сайте https://izi.travel/ru.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, описательный метод, фотографирование, интервью.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

1) слушатели аудиогида узнают много интересного о природном минерале селените и его художественной обработке в Прикамье и захотят посетить реальную Селенитовую комнату;

2) полученные знания можно использовать на школьных занятиях по окружающему миру, краеведению, физике, химии.

Актуальность работы. Проблема сохранения культурного наследия является в настоящее время актуальной в культурной политике России. Прекрасная возможность сохранить культурное наследие для будущих поколений – создание виртуальных музеев и выставок.

Аудиогид по музейной выставке «Селенитовая комната» поможет сохранить и популяризировать природное и культурное богатство Пермского края и города Перми.

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ АУДИОГИД

И КАК ОН СОЗДАВАЛСЯ

§ 1. Что такое аудиогид и в чём его преимущества?

Неотъемлемой частью музейных пространств становятся аудиогиды. Это современная технология, которая делает посещение музея для посетителя удобным и безопасным.

Музейный аудиогид это мобильное приложение для самостоятельного знакомства с экспонатами музея или городскими достопримечательностями, с помощью которого каждый может прослушать аудиоэкскурсию в тот момент, который удобен именно для него.

Перечислим преимущества аудиогидов [1, 2]:

– самостоятельное изучение выбранных объектов,

– выбор последовательности осмотра объектов,

– возможность отклонения от стандартного маршрута экскурсии,

– возможность прервать экскурсию и возобновить её,

– повторное или многократное прослушивание информации об объекте,

– возможность аудиогида содержать информацию о сотнях объектов,

– неограниченное по времени использование,

– низкая стоимость / бесплатно,

– мультиязычность,

– передвижение в удобном темпе.

Аудиогиды содержат информацию для разных групп посетителей. Мобильные аудиогиды могут также повысить доступность экспозиции для посетителей с ограниченными возможностями. В современных условиях аудиогиды просто необходимы музеям.

§ 2. Как создавался музейный аудиогид

Платформа izi.travel предлагает разработчикам аудиогидов трёхуровневую структуру виртуального музея (музей + коллекции + экспонаты) [3].

Объект музей предполагает описание музея (текст, аудиоисторию, фотографии), координаты музея на карте местности, а также план-схему музея. Объект экспонат включает текстовое описание, аудиоисторию, фотографии, которые могут сопровождаться вопросами викторины и видеозарисовками.

2.1. Выбор объектов для аудиогида

Сначала мы с мамой посетили экскурсию по реальной Селенитовой комнате (см. характеристику в Приложении 1), потом побеседовали с сотрудниками Детского музейного центра (экскурсоводом Татьяной Галиакберовой и заведующей Ульяной Шамильевной Сайрановой) и обсудили важные детали работы.

В аудиогиде мы решили отразить те объекты, которые знакомят с прикамским минералом, известными художниками-камнерезами, их технологиями и работами:

1) Селенит – застывший в камне лунный свет пермского геологического периода,

2) Гипс и его разновидности,

3) 10 камней Фридриха Мооса,

4) «Анималистическая пластика» Анатолия Моисеевича Овчинникова,

5) «Каменный коктейль» Виталия Викторовича Гнатюка,

6) «Флорентийская мозаика» Анатолия Вениаминовича Иванова,

7) Прикамский Пётр Первый или Кудым-Ош Анатолия Васильевича Овчинникова,

8) «Птичий мир» камнерезного искусства

Далее мы обратились за сбором информации к литературе и интернет-источникам. Кроме того, мы посмотрели некоторые документальные фильмы о творчестве художников-камнерезов и прочитали интервью с ними.

2.2. Составление текстов об экспонатах

Чтобы виртуальный музей был интересным для слушателя / зрителя, нужно составлять познавательные не очень длинные тексты. В них должно быть занимательно рассказано о самом важном.

Используя собранные печатные, видео- и интернет источники, мы составили тексты об экспонатах. Тексты включают рассказы о минералах и их свойствах, творчестве и техниках художников-камнерезов, интересные фрагменты из интервью с ними, занимательные вопросы для слушателей. Тексты представлены в главе 2.

2.3. Запись аудиоисторий

Аудиоистории записаны на телефоне и добавлены в аудиогид. Чтобы рассказ было интересно слушать, мы с мамой читали выразительно, делали паузы, использовали диалог.

2.4. Фотосъемка экспонатов

и подготовка иллюстративных материалов

Для того чтобы сделать фотографии, мы несколько раз посещали Селенитовую комнату. Получившиеся фотографии обрабатывали с помощью графического редактора. Графические и иллюстративные материалы сопровождают каждый текст.

2.5. Загрузка материалов на платформу «izi.travel»

Заключительным этапом нашей работы стала работа с платформой «izi.travel». Получившиеся текстовые, графические и звуковые файлы мы загрузили на сайт «izi.travel», в результате получился аудиогид по Селенитовой комнате.

Совершить виртуальную экскурсию

и посмотреть материалы вы можете по адресу:

https://izi.travel/ru/ee62-detskiy-muzeynyy-centr/ru

https://izi.travel/ru/52f6-selenitovaya-komnata-odna-iz-glavnyh-dostoprimechatelnostey-permi/ru

ГЛАВА 2. ТЕКСТЫ АУДИОИСТОРИЙ ОБ ЭКСПОНАТАХ

§ 1. Селенит – застывший в камне лунный свет

пермского геологического периода

Камень многих удивит,

Лунным светом покорит,

Шведским химиком открыт

И был назван селенит.

Он в Прикамье знаменит.

Красота, таинственность, нежность – такими словами можно охарактеризовать этот «уральский самоцвет». Селенит – это разновидность известного минерала гипса (водного сульфата кальция). Да-да, того самого гипса, который широко используется в травматологии при переломах и для изготовления фасадов зданий. Кристаллы селенита – параллельно расположенные и плотно сросшиеся между собой тонкие волокна. Благодаря такой необычной структуре этот минерал обладает шелковистым блеском, просвечивает и красиво переливается. Чистый селенит выглядит белым, но различные примеси окрашивают его в разнообразные цвета и оттенки: от серовато-белого до насыщенного медово-жёлтого и даже розового.

Месторождения этого минерала встречаются в Австралии, США, Канаде, Германии, Франции, Египте, других странах. Но цветные селениты есть только в Пермском крае! В последнем зале Селенитовой комнаты на специальном стенде вы можете увидеть палитру, на которой представлено около 25 оттенков селенита!

Впервые этот минерал описал шведский химикЙёнс Якоб Берцелиус в 1817 году и назвал его Селенитом в честь древнегреческой богини Луны – Селены. Белый селенит при свете напоминал учёному Луну. Исторически люди верили, что минерал увеличивается и уменьшается с циклами Луны.

По предположениям учёных, скопления селенита в Пермском крае образовались в кунгурский век раннепермской эпохи и сейчас являются одним из самых ярких «напоминаний» о знаменитом Пермском геологическом периоде. Около 280 млн лет назад на территории нашего края существовало древнее Пермское море. Когда древнее море стало отступать, остатки солевого раствора затекали в трещины земной коры и там при интенсивном испарении начинали расти кристаллы. Из-за отсутствия места кристаллам приходилось раздвигать трещины и вытягиваться. Посмотрев на селенит, вы увидите поясок – это место появления кристаллов. Там, где их больше, – верх минерала, где меньше – низ. Кстати, самая большая ширина селенита в музее составляет 17-18 см.

В России селениты впервые обнаружили в ХIХ веке в Пермском крае, и по сей день в нашей стране они встречаются только в Пермском крае – в Ординском и Кунгурском районах, в месторождениях по реке Ирени к югу от Кунгура (см. Приложение 2).

   

Селенит

Палитра селенита

§ 2. Гипс и его разновидности

Отгадай загадку:

Кто-то руку поломает,

Он при травме помогает,

И для дома плиты льют.

Ну так как его зовут? 

Я знаю, это гипс.

Конечно же, это гипс. Один из самых древних строительных материалов. Его белый цвет, способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему составу любой формы давно используют строители и ваятели. Благодаря способности быстро приобретать прочность и нужную форму, благодаря высокой степени экологичности гипса велика его роль и в медицине.

Сростки кристаллов гипса могут образовывать гипсовые розы. Она в центре среднего ряда под пристальным взглядом совы. Гипсовые цветы представляют собой изогнутые розетки из волокнистых кристаллов гипса, найденных в пещерах с растворами. Плотные образования гипса называют гипсовым камнем.

Многоликий камень выглядит всегда по-разному. Вы можете в этом убедиться сами. Гипс белый, молочно-белый, светло-серый, серовато-коричневый, коричневато-серый, цветной, прозрачный представлены на стендах. По внешнему виду и строениюразличают кристаллическую, волокнистую, зернистую и песчанистую разности гипса.

Параллельно-волокнистый гипс, желтоватого цвета с шелковистым блеском вы уже знаете. Что это?

Это селенит!

Да, это селенит.

Но существуют и другие разновидности гипса. Например, алебастр (оба камня слева от гипсовой розы). Это наиболее чистый мелкозернистый гипс, напоминающий по внешнему виду мрамор (белого цвета или светлоокрашенный). Название происходит от города Алебастрон в Египте, где камень добывался. Нарезанный тонкими листами, алебастр достаточно прозрачен, поэтому он использовался для «остекления» окон. Сегодня алебастр – это основное сырье для производства гипса-порошка.

Пластинчатую разновидность гипса называют «марьино стекло». Оно находится в центре нижнего ряда напротив кабанчика. Минералогическая энциклопедия 1790 года упоминает, что «марьино стекло состоит из таких листочков, которые сколько ни тонки, однако могут разделиться на другие листочки».

При сильном обезвоживании гипса образуется минерал, лишенный воды, или ангидрит. Ангидрит может быть белым, голубоватым, сероватым, реже красноватым. Слева от совы в среднем ряду расположились 2 кусочка светло-голубого ангидрита. В XIX и в начале XX веков было популярно резать из ангидрита письменные приборы. В наши дни популярны в продаже резные фигурки из ангидрита.

   

Гипсовая роза, алебастр, ангидрит

«Марьино стекло»

§ 3. 10 камней Фридриха Мооса

Селенит, «камень богини Луны», иногда путают с лунным камнем, но на самом деле между ними нет ничего общего, кроме серебристых переливов.

– Как же их можно отличить?

– Поцарапайте!

Лунный камень довольно твёрдый, а «камень богини Луны» – мягкий, его можно поцарапать даже ногтем. Именно такой метод – метод царапания – предложил ещё в 1811 году немецкий геолог, минеролог и изобретатель Карл Фри́дрих Христиа́н Мо́ос. Перед учёным была поставлена непростая задача – классифицировать большую коллекцию минералов. Мо́ос начал искать у минералов какие-то сходные свойства и заметил, что некоторые минералы могут царапать поверхность других камней. Из этого наблюдения он сделал вывод, что для классификации минералов можно использовать их физическое свойство «твёрдость». Каждому минералу Мо́ос присвоил значение от 1 до 10, что и стало шкалой твёрдости минералов или знаменитой шкалой Мо́оса. В качестве эталонов были приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твердости: тальк – 1; гипс – 2; кальцит – 3; флюорит – 4; апатит – 5; ортоклаз – 6; кварц – 7; топаз – 8; корунд – 9; алмаз – 10. Каждый последующий минерал этой шкалы может оставлять на предыдущем царапину. Не верите? Проверьте сами на специальном стенде Селенитовой комнаты.

Все камни разделены на три группы:

1) мягкие породы, твердостью от 1 до 3;

2) средние породы, твердостью от 3 до 5;

3) твердые породы, твердостью от 5 до 10.

Мягкие породы камня обрабатывают режущим инструментом, твердые породы камня поддаются обработке в основном алмазным инструментом.

– А где же алмаз?

– Это самый популярный вопрос у участников выставки. Алмаз представляет собой венец шкалы твёрдости Мооса и более чем в 1500 раз твёрже талька. Никакая другая минеральная порода не способна оставить на нём отметину. Алмазом можно не просто царапать, но и резать стекло. Алмаз – камень драгоценный, поэтому в открытой коллекции не представлен. Его широко используют в ювелирном искусстве, а вот селенит из-за его хрупкости в украшения вставляют нечасто. Изготовители фигурок из селенита обрабатывают их специальным составом для укрепления. Впрочем, селенит хорош и необработанным.

 
 

Шкала твёрдости минералов

§ 4. «Анималистическая пластика» А.М. Овчинникова

В Сeлeнитoвoй комнaтe, кроме селенита, представлены и другие поделочные камни – ангидрит, кальцит, талькохлорит. Но больше всего восхищают сами поделки. Давайте знакомиться с обитателями селенитового грота. Здесь вы увидите и горностаев, и сов, и медведей, и даже крылатых бегемотов.

Искусство резьбы по мягкому камню сформировалось в Прикамье в конце XIX века в городе Кунгуре и селе Красный Ясыл Ординского района. Сначала действовали камнерезные артели, а потом производство сосредоточилось на Кунгурском заводе художественных изделий и комбинате «Уральский камнерез» (Красный Ясыл). Единственное учебное заведение в России, где обучают резьбе по мягкому камню (селениту, гипсу) – это Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж (филиал) ФГБОУ ВО «РГХПУ им. С.Г. Строганова» (образован в 1936 году как Кунгурская камнерезная школа).

Во главе камнерезного промысла Прикамья стоитзаслуженный художник России, выдающийся скульптор-анималист Анатолий Моисеевич Овчинников.На протяжении десятилетий он создает оригинальную «анималистическую пластику», прославившуюся не только в нашей стране, но и еще в 40 странах мира.

У мастера сформировался свой стиль работы в декоративно-прикладном искусстве. Раньше больше практичные вещи делали – шкатулочки, коробочки, вазочки, пудренички, а Анатолий Моисеевич обратился к скульптуре животного, досконально изучив его анатомию. Знает художник, как у кого лапка сгибается-разгибается. Ему ничего не стоит изобразить животное бегущее, присевшее, крадущееся…

«Всё увиденное в природе меня вдохновляет, – признаётся Анатолий Моисеевич. – Я как чукча – что вижу, то пою. … Что меня окружает, то меня и подпитывает».

Его творчеству присущи свобода, глубокая мысль, изящная простота, нестандартное видение. По форме, цвету и рисунку камня Анатолий Моисеевич умеет увидеть, где «затаились» в нем уточка или лисенок, песец или енот, кабанчик или оленёнок. Камень, выбираемый мастером, всегда удачно отвечает образу зверя. Рыжий ангидрит передает оттенки меха лисички, серый волка, серо-жёлтый рыси. Его знаменитые горностаи выполнены из бело-серого гипса и талькохлорита.

Любимые персонажи Анатолия Моисеевича – пластичные животные: горностаи, соболи, куницы. Их он чаще всего изображает в разных вариациях. Разумеется, художник творит не только в жанре анималистики, у него много работ в самых разнообразных стилевых и жанровых направлениях.

Кроме скульптур Анатолия Моисеевича, в Селенитовой комнате представлены скульптуры и других членов его семьи. Овчинниковы – известная в Прикамье династия художников-камнерезов.

О творчестве Анатолия Моисеевича Овчинникова вы можете узнать из книги «Оживший камень» (автор текста и составитель – главный научный сотрудник Пермской галереи Александра Пестова) и фильмов: «Камень Живой» (Пермь, 1968), «Селенит» (Свердловск, 1986), «Лунный камень реки Ирень» (Пермь, 1990), «И более мягкой нежности» (Москва, 1992), «Симфония уральского камня» (Пермь, 1998), «Уральский камнерез» (Пермь, 2005), «Кудесник» (Пермь, 2014).

   

А.М. Овчинников «Горностаи»

А.М. Овчинников «Оленёнок»

§ 5. «Каменный коктейль» В.В. Гнатюка

Никого не оставят равнодушными изделия Народного мастера Пермского края Виталия Викторовича Гнатюка. О специфике его творчества очень точно сказала известный пермский искусствовед, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Пермской художественной галереи Александра Ивановна Пестова: «В череде прекрасных художников камнерезного искусства Виталий Гнатюк занимает особое место. За его плечами – знаменитая Кунгурская школа камнерезного искусства. И в то же время его работы – особенные, не совсем вписываются в общий контекст».

– В чем же эта особенность?

– В технологии.

Технология объёмной мозаики, которую Виталий Викторович применяет в своём творчестве, уникальна. В художественной среде ее называют «мозаика Гнатюка», или «коктейль Гнатюка». Мастер делает эскиз задуманного изделия с раскладкой по цветам и подбирает камни, подходящие к ним. Виталий Викторович использует камни насыщенных цветов: цветной гипс, селенит, стеатит, ангидрит, талькохлорит. Затем он склеивает кусочки в монолит и обтачивает. Так получаются удивительные разноцветные фигурки. «Морская черепаха» (2014), например, сочетает ангидрит, цветные гипсы и тальк.

Вызывает улыбку замечательная скульптура «Крылатый бегемот» (2014), в коктейле которой ангидрит, талькохлорит и цветные гипсы.

«Юмор просачивается в скульптуры бессознательно, – объясняет Виталий Викторович. – Смотря с каким настроением работаешь».

Настроение художника чувствует и зритель…

   

В.В. Гнатюк «Черепаха», 2014

В.В. Гнатюк «Крылатый бегемот», 2014

§ 6. «Флорентийская мозаика» А.В. Иванова

Красота нашего края отражается в работах Народного мастера резьбы по камню Анатолия Вениаминовича Иванова, знакомого вам автора проекта «Селенитовая комната». В его творчестве исключительным образом соединяются традиция и новаторство. Художник создал множество ярких, оригинальных произведений, которые давно стали неотъемлемой частью культуры Пермского края.

Мозаичные панно из селенита – «Золотая осень», «Парма», «Ирень», «Селенитовый край», «Хохловка» – выполнены в авторской технике, построенной на принципах флорентийской мозаики. Изображение складывается из небольших фрагментов камня, вырезанных по рисунку. Мозаика набирается из торцевых срезов селенита, поэтому так многообразна палитра материала. Кроме пластин из селенита, используется и селенитовая крошка. Мозаичное изображение шлифуется, полируется, и обрабатывается горячим парафином. В результате создается прозрачный защитный слой на поверхности мягкого камня.

В центре селенитового грота витраж-триптих «Ледяная пещера», где селенит блестяще сочетается со смолой. На стенах грота селенитовые светильники и светящийся пояс, символизирующий селенитовый пласт, залегающий в каменных недрах.

Сегодня А.В. Иванов находится в расцвете творческих сил. Его отличают незаурядный талант, творческий азарт, блестящие организаторские способности и колоссальная работоспособность. «На создание комнаты, – вспоминает мастер, – ушло больше трех месяцев. Сроки были ограниченными, из-за чего приходилось трудиться по 12 часов в день».

У Анатолия Вениаминовича собственная авторская студия («Авторская Студия Анатолия Иванова») и сайт (https://selenit-perm.ru/).

А еще в Детском музейном центре он проводит замечательный мастер-класс по селенитовой мозаике, на котором мне посчастливилось побывать.

   

А.В. Иванов «Хохловка»

А.В. Иванов «Ледяная пещера»

§ 7. Прикамский Пётр Первый или Кудым-Ош А.В. Овчинникова

Талантливый камнерез Анатолий Васильевич Овчинников (1948 – 2018) к династии камнерезов Овчинниковых отношения не имеет. Чтобы не путать тёзок, Анатолия Моисеевича и Анатолия Васильевича принято называть по имени-отчеству. Анатолий Васильевич уделял большое внимание профессиональному развитию камнерезного промысла Пермского края. Уральскую школу резьбы по мягкому камню он считал одним из самых ярких явлений художественной культуры Прикамья .

Анатолий Васильевич стремится выявить художественный образ, как будь-то уже заложенный в камне, сохраняя его природную текстуру, цвет, форму. Мастер работает в скульптуре малых форм, но у него своя манера. У Анатолия Васильевича формы массивны, глыбисты и подвижны. Взгляните на этого замечательного кота Перса, мимо которого невозможно пройти.

Для создания большинства скульптур автор использует мягкий гипсовый камень (ангидрит, алебастр, селенит, талькохлорит).

Одной из ярких работ Анатолия Васильевича является «Кудым-Ош» (1987). Скульптура выполнена из белого гипса. Затем мастер её обжёг и счистил.

Об этом славном богатыре существует много легенд и преданий. Кудымкарцы уверены, что появление их города – заслуга Кудым-Оша. Согласно легенде жил когда-то могучий богатырь Кудым-Ош. Долгие годы скитался он по землям и лесам в поисках подходящих угодий для его людей. И набрел как-то на выступ крутого высокого берега реки Иньвы. Тогда богатырь выкрикнул: «Тут быть моему городищу!», переселился сюда со всем своим племенем и начал устраивать их быт. Считается, что в его честь и был назван город – Кудым-кар, то есть «поселение Кудыма».

Ни в одном из древнейших племен коми-пермяков не найти было человека той же силы, что Кудым-Ош. Говорили, что его невозможно было ранить топором, а если он все же получал ранение, то мог прижаться к земле и залечить таким образом раны. Кудым-Оша интересовали дальние торговые поездки, из которых он привозил вымененные на пушнину товары. Из одной поездки богатырь привез семена различных злаков и научил своих земляков выращивать хлеб. Им же были изготовлены первые железные орудия и придуманы лодки взамен устаревшим плотам. Одним словом, был он этаким Прикамским Петром Первым.

В 2008 году жители Кудымкара в память о своем могучем предке возвели памятник в самом центре основанного им города.

   

А.В. Овчинников «Кот Перс», Гипс. 1999

А.В. Овчинников «Кудым-Ош», Гипс. 1987

§ 8. «Птичий мир» камнерезного искусства

Завершая обзор выставки, не могу не сказать о многообразии птиц, которых вы там встретите. Одни только совы чего стоят!

Внимание привлекает оригинальная скульптура из гипса и талькохлорита «День-ночь» Степана Степановича Кривощёкова, кунгурского художника-камнереза с более чем 50-летним стажем. Он работает в разных стилях, но его «визитная карточка» совы, каждая со своим взглядом и характером.

Интересны работы мастера Геннадия Михайловича Ковалева «Куличок» и «Птичка с кукушонком». Посмотрите, как мило звучат названия: не «кулик», а «куличок», не «птица», а «птичка». Не менее милы и сами птицы, выполненные из талькохлорита. Это основной материал работ Геннадия Михайловича.

Талькохлорит – камень зеленовато-сероватый с пористым зернистым строением. Чаще всего встречается талькохлорит серого цвета. Но попадаются белые и коричнево-зелёные образцы. Разнообразие оттенков объясняется наличием примесей в породе. В составе камня 3 минерала: тальк, магнезит и хлорит. При полировке он становится темным, зеленовато-черным или просто черным. Эта особенность позволяет создавать из него декоративные изделия, комбинируя полированные темные и неполированные светлые участки.

Люди заблуждаются, считая, что название талькохлориту дано из-за хлора, который в нем содержится. На самом деле минерал в составе породы назвали хлоритом из-за зеленого цвета, в переводе с греческого «хлорос» означает «зелёный». Талькохлорит очень прочный камень, но при этом легко поддаётся обработке и не крошится. Медленно отдает тепло, так как тальк не слишком хороший проводник. Все эти преимущества делают его отличным камнем для бань.

В работе с талькохлоритом Геннадий Михайлович использует графические приемы, помогающие ему подчеркнуть особенности скульптурной формы и одновременно фактуру камня. Для этого в отдельных местах поверхности изделий он процарапывает полосы, напоминающие карандашную штриховку.

Приходите и созерцайте эту красоту!

   

С.С. Кривощёков

«День-ночь», 2014

Г.М. Ковалёв «Куличок» (1981), «Птичка с кукушонком» (1987)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наш виртуальный музей готов и ждет своих посетителей на платформе «izi.travel». Надеемся, что вы вдохновитесь и посетите настоящую Селенитовую комнату в Детском музейном центре.

В процессе работы я сделала следующие выводы:

1. Виртуальные музеи и выставки стали явлением современной культуры. В виртуальном музее каждый экспонат представлен фотографиями и аудиоисторией, к нему может быть составлено задание или вопрос викторины. Виртуальный музей выполняет образовательные и просветительские функции, способствует популяризации культурного наследия.

2. Izi.travel – простой и очень удобный сервис для самостоятельной разработки экскурсии в формате аудиогида, квеста или виртуального музея.

3. В процессе создания музейного аудиогида я подружилась с сотрудниками Детского музейного центра, узнала много нового и полезного о пермских минералах, о нашем крае и его талантливых людях.

Список использованных источников и литературы

1. Баранюк М. Аудиогид – современный проводник в мир искусства // URL: https://vinchi-interactive.ru/blog/audiogid-–-sovremennyij-provodnik-v-mir-iskusstva.html (дата обращения: 29.12.2022).

2. Быкова В.А. Создание и использование аудиогидов в экскурсионной практике // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: Сб. материалов XVIII Международной научно-практической конференции, посвященной 415-летию города Томска. Томск, 2019. С. 207–209.

3. Создание аудиогидов на базе сервиса izi.TRAVEL: инструкция / сост. Е.Л. Воробьева; Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ка им. И.И. Молчанова-Сибирского. Иркутск: ИОГУНБ, 2017. 44 с. // URL: https://irklib.ru/nmo/Izitravel.pdf (дата обращения: 24.12.2022).

Список источников,

использованных для подготовки аудиоисторий

Баталина Ю. «Каменный зверинец» // Новый компаньон» 18 марта 2015 г. https://www.newsko.ru/articles/nk-2305311.html (дата обращения: 29.12.2022).

Гипс – вокруг нас // https://themineral.ru/podelochnye/gips (дата обращения: 22.12.2022).

Иванов Анатолий Вениаминович – народный мастер Пермского края // https://domgubernia.ru/mastera/ivanov-anatolij-veniaminovich/ (дата обращения: 20.12.2022).

Овчинников Анатолий Васильевич. Интернет-энциклопедия «Имена Пермской губернии». Виртуальный музей Пермского края // http://www.fnperm.ru/овчинников-анатолий-васильевич-.aspx (дата обращения: 22.12.2022).

Перминова С. Мэтр камнерезного искусства Анатолий Овчинников мыслит в камне. 10.11.2022 // https://orda-gazeta.ru/articles/media/2022/11/10/metr-kamnereznogo-iskusstva-anatolij-ovchinnikov-myislit-v-kamne/orda-gazeta.ru (дата обращения: 25.12.2022).

Перминова С. В Кунгуре открылась выставка весёлых виталиков. 07.07.2022 // https://orda-gazeta.ru/articles/media/2022/7/7/v-kungure-otkryilas-vyistavka-vesyolyih-vitalikov/ (дата обращения: 20.12.2022).

Пестова А.И. Камнерезы Овчинниковы: уральская династия // https://permartmuseum.ru/article/44 (дата обращения: 28.12.2022).

Сын ведьмы и медведя: легенда о Кудым-Оше // https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/permskij-kraj/syn-vedmy-i-medvedya-legenda-o-kudym-oshe/ (дата обращения: 22.12.2022).

Художественная обработка камня. Резьба по камню // https://bibliotekar.ru/7-narodnye-promysly-i-remesla/27.htm (дата обращения: 22.12.2022).

Приложение 1

Характеристика музейной выставки

«Селенитовая комната» в Детском музейном центре

Профиль: краеведческий музей (филиал Пермского краеведческого музея).

Общий фонд: около 125 экспонатов.

Характеристика фонда: художественные экспонаты и экспозиции, коллекции минералов, декоративные настенные панно и витражи («Хохловка», «Золотая осень», «Ирень», «Усьва», триптих «Ледяная пещера» и др.).

Посещаемость: около 10 000 человек в год.

Мероприятия на базе музея: экскурсии для дошкольников, школьников, студентов и всех желающих, музейные занятия и мастер-классы для детей и родителей:

«Луна из-под земли» – игровая экскурсия: поиски камня медового цвета и ответа на вопрос: как Луна вдруг оказалась под землёй,

«Экспериментально-кристалльно!» – игра в учёных, умеющих выдвигать гипотезы и ставить эксперименты,

«Частично-мозаично» – мастер-классы для тех, кто хочет собрать свою собственную мозаику.

День рождения музея: 25 декабря 2015 года.

Открытие: 25 декабря 2015 года.

Место и адрес: Детский музейный центр; ул. Пермская, 78.

   

Детский музейный центр

Приложение 2

Месторождения селенита

Просмотров работы: 310