ЦЕЛИТЕЛИ ДЕТСКИХ СЕРДЕЦ

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЦЕЛИТЕЛИ ДЕТСКИХ СЕРДЕЦ

Хайретдинова С.И. 1
1МОБУ СОШ с. Кенгер-Менеуз муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Харрасова Р.М. 1Ярмиева Р.Ф. 2
1МОБУ СОШ с. Кенгер-Менеуз муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
2МОБУ СОШ с. Кенгер-Менеуз
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Наше село расположено в сердце нашей необъятной Родины. До него не докатились бои, не проходила линия фронта, не ощутили на себе жители всех страданий оккупации. Но что такое война, знали все.  Июнь 1941 года. Каникулы. У каждого учителя свои планы на лето.  22 июня началась война.   Пришлось отказаться от своих планов и каждому встать на свой пост, чтобы по мере сил быть полезными Родине и согражданам. Школьники и педагоги  выступали в тылу инициаторами больших и малых дел, направленных к одной великой идее - всеми силами помочь фронту разгромить ненавистного врага.

Много дел - больших и малых было совершено учителями во имя общего священного дела - Победы. Эвакуация детей из угрожаемых районов в начале войны и устройство школ и интернатов для них на Востоке; борьба за полное осуществление всеобуча и высокое качество учебно-воспитательной работы в военных условиях; организация общественно-полезного труда, особая забота о семьях фронтовиков и осиротевших детей. Эти и десятки других дел, необычайно осложненных условиями войны, легли на плечи учителей и работников народного образования.

Объект исследования: учителя и воспитатели детского дома с. Кенгер-Менеуз в годы ВОВ.

Предмет исследования: детский дом с. Кенгер-Менеуз в годы ВОВ.

Цель исследования: через поисково-исследовательскую работу рассказать о работе учителей в детском доме с. Кенгер-Менеуз в годы ВОВ.

Задачи исследования:

Найти сведения об организации и деятельности детского дома с. Кенгер- Менеуз в годы ВОВ.

Найти информацию об учителях, работавших в детском доме.

Узнать о работе учителей, о жизни ребят из детского дома.

Организовать работу по распространению полученной в ходе исследования информации среди учащихся и жителей села нашего района.

Методы исследования:

Собрать все имеющиеся источники по данной теме и проанализировать их.

Опрос.

Обобщение и систематизация материала.

Гипотеза:

Учителя, воспитатели – герои, чьи имена редко встретишь на обелисках и памятниках, но пока их образы высечены в сердцах людей, память о них будет жить вечно.

Источником для данной работы послужили воспоминания учителей-ветеранов и жителей села. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию.

Основная часть.

Классный час, посвященный истории села, был проведён в нашем школьном музее. Среди коллекции уголка, посвящённого Великой Отечественной войне, под витриной мы увидели пожелтевшие от времени снимки, с которых на нас смотрели дети. (Приложение 1). Рядом лежала газетная статья. Учительница рассказала, что на фотографии изображены воспитанники детского дома, который появился в нашем селе в первые дни Великой Отечественной войны. Мне захотелось узнать о судьбах этих ребят, воспитателей и учителей. На выполнение данной работы ушло три месяца. Вот что удалось узнать.

Всё началось со страшной трагедии, которая обрушилась на нашу огромную страну. Имя ее – вторая мировая война.

1941 год. Июль. Страшная война успела перевернуть жизнь почти каждой семьи, не пощадила даже детства. Пятьдесят семь детей, беспомощных, израненных и уставших от слёз, боли и потерь, слышавших в течение многих дней взрывы бомб и снарядов, увидевших лицо войны не во сне, а наяву, чудом вывезенные через тяжкие километры кровавых дорог, оказались в непривычной для них деревне с трудно произносимым названием – Кенгер – Менеуз.

От тех событий прошло много времени. Осталось совсем мало очевидцев, которые могли бы нам, что-либо рассказать. Но мы всё же не опустили руки и постарались найти частично очевидцев тех дней.

Нам удалось восстановить фамилии всех директоров детдома:

1. Ахметов Усман Кутдусович.

2. Алексеенко Дмитрий Сергеевич.

3. Калимуллин Нагим Каюмович.

4. Овсянников Иван Александрович.

5. Байков Владимир Григорьевич.

Особо хочется остановиться на первом директоре.

Мы пошли к дочери Усмана Кутдусовича, которая училась с детдомовскими детьми – Резеде Усмановне Ахметовой. Она рассказала нам о своем отце. Нас интересовала его биография.

Он родился в 1912 году в деревне Кенгер – Менеуз. Закончил школу – семилетку, продолжил своё образование в педагогическом училище. С 1929 по 1941 год он работал в Кенгер-Менеузовской школе сначала учителем, а затем директором. Это мы записали со слов Резеды Усмановны. (ксерокопия трудовой книжки прилагается – приложение 3).

В ходе поиска нам удалось найти статью, посвященную 50-летию Победы «Детство, опаленное войной», которую написала корреспондент газеты «Светлого пути» Р. Султанова, где Усман Кутдусович делится своими воспоминаниями. Тогда ему было уже 83 года.

« В начале июля сорок первого года на станции Аксеново мы, работники Кенгер-Менеузовской семилетней школы, встретили детей и сотрудников, эвакуированных из Воронежского пионерского лагеря. Решением Миякинского райисполкома (наше село тогда относилось к этому району) нам было поручено это ответственное дело, потому что школа располагала несколькими учебными корпусами. Эвакуированных детей разместили в двух из них: (мальчиков отдельно, девочек отдельно), сотрудников по квартирам колхозников. Обеспечение их питанием, постельными принадлежностями было возложено на правление колхоза имени Когановича во главе Минебаем Байтуриным. Начальником пионерского лагеря была Анна Дмитриевна Коган, по специальности – врач. 20 июля 1941 года был издан приказ Министерства просвещения республики об открытии Кенгер-Менеузовского (Воронежского) детского дома.

Директором назначили меня, Анна Дмитриевна стала заместителем, которая одновременно занималась медицинским обслуживанием детей и сотрудников. Для детдома колхоз выделил лошадей. Был издан приказ Минпроса об обеспечении эвакуированных детей (все они были школьного возраста) одеждой, питанием через Башдетснаб.

Сначала было трудно и морально, и материально. Надо было готовиться к зиме: ремонтировать корпуса, заготавливать дрова. Десятого августа меня мобилизовали в армию, и директором детского дома осталась Анна Дмитриевна, директором Кенгер-Менеузовской семилетки была З.С.Салахова».

С марта по 1942 по март 1944 года директором детдома был Д.С. Алексеенко. Эти годы были одними из самых тяжелых: Башдетснаб продуктами снабжал плохо, транспорта не осталось. После тяжелого ранения в феврале У.К.Ахметов вернулся с фронта, и с марта 1944 года по приказу Минпроса вновь был утверждён директором детдома и проработал на этой должности до февраля 1951 года. Завучем была Семашко Клавдия Дмитриевна, директором семилетки Нагим Каюмович Калимуллин. Число воспитанников детдома в конце сороковых дошло до 120 человек. Принимали сюда осиротевших, обездоленных детей со всех районов Башкирии. Особенно трудным, голодным выдался сорок восьмой год. Очень много людей на селе погибло от отравления гнилой картошкой, зерновым пауком. Случаев смерти среди детдомовцев не было, благодаря самоотверженности работавших здесь лиц, огромному состраданию и всевозможной помощи со стороны жителей села, делившихся последними продовольственными запасами.

С 1944 года в детдоме взялись за развитие своего подсобного хозяйства. Колхоз выделил пашню, на которой посеяли зерновые культуры, картофель, в последующие годы стали выращивать овощи, держали скотину на мясо, взяли лошадей на хозяйственные цели. Корма, дрова заготавливали сами работники детдома вместе с воспитанниками.

С 1951 года по 1956 год – директором был Калимуллин Нагим Каюмович.

С 1956 года директором детдома стал Овсянников Иван Александрович. К сожалению, его трудовая биография нам неизвестна, в связи с его отъездом в Крым на свою родину. Но из рассказов мы знаем, что он ввел интересное новшество, переименовав всех татарских воспитателей на русские имена, фамилии, отчества.

Последним директором был Байков Владимир Григорьевич.

Нам удалось также поговорить с уважаемыми жительницами нашего села, которые немало лет проработали в детском доме воспитателями. Среди них Файзуллина Магмура Гильмулловна (Приложение 4). Она родилась в 1937 году, 5 октября в деревне Кунаккулово. Закончила 7 классов, обучение продолжила в Белебеевском педучилище. С 1 сентября 1956 года приехала в деревню Кенгер-Менеуз и устроилась на работу в детский дом. Первый год проработала пионервожатой: 0.5 ставки и библиотекарем 0.5 ставки. На второй год её работы привезли первоклассников из детского дома села Охлебинино Иглинского района. Их было около 90 человек. Она проработала воспитателем три года. От неё мы узнали список воспитателей детского дома и план расположения детского дома в 1956 -60 гг (Приложение 5.)

1. Валиева Шамсия Гумеровна.

2. Иванова Антонина Арсеньевна.

3. Гимаева Камал Фахриевна.

4. Давлетшина(Салихова) Мусалия Давлетовна.

5. Хайруллина Назия Ахсановна.

6. Ахметшина Мунавара Минигареевна (участник ВОВ).

7. Файзуллина Магмура Гильмулловна.

Одной из первых воспитателей была Мунавара Минигареевна Ахметшина (Приложение 6).

В сентябре 1945 года после возвращения с фронта она пришла в детдом. Варвара Григорьевна, так величали её детдомовцы. К тому времени дети семи национальностей воспитывались здесь. Среди них были татары, русские, башкиры, чуваши, немцы, грузины, евреи. Вся воспитательная работа велась на русском языке, в одну смену в семилетней школе учились сельские ребята, а в другую – детдомовцы. Вот что вспоминает о тех годах Мунавара апа.

«Девять лет проработала я воспитательницей в группе мальчиков, в 54 году по состоянию здоровья перевелась инструктором по трудовому обучению. В начале в детдоме были тяжелые условия: дети спали по двое на деревянных топчанах, уроки готовили на скамейках, жили впроголодь, разве 150 – граммовым паевым хлебом детей накормишь? Мальчики, бывало, воровали яйца у старушек, чем вызывали недовольство населения. Что только не собирали мы с детдомовцами в лесу, чтобы прокормиться: травы, грибы. После того как заимели подсобное хозяйство, стало заметно легче».

После окончания войны эвакуированных детей стали забирать оставшиеся в живых родители, родственники, сотрудники Воронежского пионерского лагеря один за другим уезжали, и коллектив детдома пополнялся местными кадрами. Согласно решения Минпроса в Кенгер-Менеузовский детдом стали принимать сирот из окрестных деревень, привозили сюда беспризорных детей, которых ловили на железнодорожных станциях. Подкидывали, бывало, малолетних детей и сами родители.

« Было это в конце 40-х. Иду как-то к семи утра на работу, а у калитки детдома три девочки сидят, старшей из которых чуть больше трёх лет. Оказалось, мать их привезла и оставила. Через несколько лет она приехала к дочерям, но те даже не подошли к ней. Так и выросли в детдоме, а потом поступили в лесной техникум. Такие хорошие были девочки, и плясать, и петь мастерицы, и рукодельницы, - рассказывает Мунавара апа. – Среди воспитанников были дети с разными характерами: добрые, мягкие и настоящие сорванцы, которых во имя спокойствия остальных приходилось направлять в детские колонии. Был такой мальчик по фамилии Рябинин, который умудрился спичкой контрольные замки открывать и залезать в кладовую, - рассказывает Мунавара апа. – После окончания семилетней школы мы устраивали детдомовцев обычно в ФЗУ. Очень одарённые, умные ребята были среди них. Иван Негодин стал главным инженером Уфимского нефтеперерабатывающего

завода, работал там же секретарём парткома. Он так любил книги, которые я привозила из Мияков, Бижбуляка».

Пятнадцать лет проработала в детдоме Назия Ахсановна Хайруллина (с 1947 года по 1961 год) (Приложение 7). Она родилась 9 января 1927 года в деревне Кенгер-Менеуз. Ей было тогда 17 лет. До выхода на пенсию учила детей в Кенгер-Менеузовской школе. Работала в детдоме, по её словам, научилась многому. Вот что она вспоминает о том времени:

« Сначала я была пионервожатой, затем воспитательницей. С детдомовцами научилась разговаривать по-русски, вместе с ними разучивали песни, пляски. Устраивали такие праздники! Ни один концерт в селе не обходился без детдомовских детей, выступали мы в соседних деревнях. Сама я росла в многодетной семье, поэтому очень любила детей. Все работники детдома старались отдавать воспитанникам частицу своего сердца, сделать всё возможное, чтобы они ладили меж собой. Каждое лето выезжали в свой пионерский лагерь, расположенный у села Черяштамак на берегу Дёмы. Учили их плавать, собирали лекарственные травы. Сами ребята были тоже отзывчивыми. Когда жители села просили их о помощи им не отказывали: кому вскопать, кому прополоть, кому дрова привезти.

Каждое утро делали зарядку. В течение дня проводились различные мероприятия. Было очень весело, интересно.

Было в детском доме три лошади, на этих лошадях возили продукты в лагерь из деревни вместе с воспитанниками. Конюхом был Арслан бабай.

Кушать варили три повара. Их имена: Фаузия апа, Жамиля апа и Гульсима апа. Хлеб пекла Зайтуна апа. Еда была очень вкусной. Всех детей обстирывала прачка Идиятуллина Хасима. А все детские раны и ссадины залечивала медсестра Надя из Крыма.

Пробыв три месяца на природе, они возвращались обратно в деревню.

Какой сад был в детдоме! Заложили его по специальному проекту. И большая заслуга в этом завуча Николая Яковлевича Девятого. Вместе с детьми посадили липовую аллею, акации, малину, смородину, разбили прекрасный цветник. По территории детдома протянули воду с Басу-елга. Стали получать хороший урожай овощей.

Также дети были мастера на всякие выдумки. Мне особенно запомнилась встреча Нового 1947 года. Мы закупили марлю и сшили своими руками такие красивые костюмы 15 национальностей союзных республик, что любая швея могла этому позавидовать! Гармонист Девятов Николай Александрович аккомпанировал все выступления ребят. Умудрялись даже в коридоре корпуса ставить пьесы, постановки, сказки. Была поставлена сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Костюмы опять-таки сшиты руками детей. Было просто замечательно!

Кроме того устраивали встречи с героями войны, организовывались тематические сборы, ездили на экскурсии в город Белебей.

Особо запомнились воспитанники:

Таисия Бушмелева,

Лена Егорова,

Гусевы Николай и Таисия,

Фарида Муллагалеева.

Самые юные, золотые мои годы прошли именно в детском доме».

Среди перечисленных воспитателей нельзя пройти мимо Гимаевой Минкамал Фахретдиновны (Приложения 8,9,10) . Она родилась в 1926 году в селе Аитово. В своей родной деревне закончила 8-летнюю школу. Затем педучилище – в Таджикистане, там же проработала семь лет в школе. Потом переехала в Башкирию в село Аитово. В 1955 году РОНО направило её на работу в детдом, где она проработала семь лет старшей воспитательницей.

«С 1955 по 1962 годы проработала я старшей воспитательницей в группе мальчиков. Работа, конечно, была не из легких, многие девчата, приехавшие после окончания Белебеевского педучилища, не выдерживали здесь больше двух-трёх месяцев и уезжали, не сумев найти общий язык. Среди детдомовцев были ребята с очень тяжелыми судьбами, колючим характером.

В группе были и очень активные ребята, помогавшие вести воспитательную работу – Воистинов, Крестьянинов, Зотов (имён к сожалению, не помню). Коллектив в детдоме был дружный, сплоченный. Мы старались прививать им любовь к труду, чтобы наши воспитанники не растерялись в жизни.

Ребята обучались труду соответственно своему возрасту: девочки младшего возраста вышивали, старшего – помогали ремонтировать одежду и постельное бельё. Мальчиков старшего возраста столярному делу обучали Нагимов Ягфар, Гильманов Раис. Изготавливали различные предметы быта.

На территории своего маленького хозяйства уборку выполняли сами воспитанники. Старшие всегда помогали младшим.

Нас они величали по-русски: Мария Григорьевна, Мария Федоровна, Надежда Александровна, Варвара Григорьевна. Присылали затем письма, фотографии».

Более тридцати лет отдала работе с детьми в школе ветеран педагогического труда Магмура Гильмулловна Фазуллина. Свой трудовой путь она начала после окончания Белебеевского педучилища в детдоме 1950 году. Выдержка из её воспоминаний:

«Как сегодня стоит перед глазами грустная картина. Из Охлебинского детдома привезли к нам мальчишек и девчонок, которым пора в школу. Одетые в стандартные пальто, костюмы, стоят они возле здания столовой детдома. И вдруг один из мальчишек Виталий Скворцов (имя и фамилию я узнала потом) побежал в малиновый сад, упал навзничь и заплакал навзрыд. Разве легко привыкать к новому детдому, чужим людям.

Работала я три года воспитательницей в группе мальчиков среднего возраста с Камал Фахриевной, затем учила детдомовцев в школе. Один из бывших воспитанников Леня Усманов после армии приезжал в Кенгер-Менеуз, приходил ко мне в гости. С грустью рассказывал о том, как скучает по тем местам, где они выросли, по лесам, по горам, куда ходили на экскурсии. Устроился он к тому времени в Москве, работал электромехаником. И письма получала от ребят…» (Приложение 11).

Бывший завуч детдома Зоя Михайловна Петречук рассказывает:

«Народ в те годы в Кенгер-Менеузе был очень совестливый, великодушный, приветливый. К воспитанникам относились с душой, очень жалели, любили. В те годы директорства Нагима Каюмовича Калимуллина в детдоме был особый порядок. Дети одевались, питались лучше деревенских девчонок и мальчишек, но как они завидовали им, что у них есть дом, отец, мать! Так им не доставало домашнего тепла! Как бы хорошо о них ни заботились, дети уставали от казарменной жизни по жесткому графику. Задолго до каникул начинали письма родственникам, дальним и близким писать, прося забрать хоть на несколько дней к себе домой. Росла там девочка грузинка Мила Майсурадзе. За ней некому было приезжать, и я брала её к себе в деревню. Бывало, приедут в детдом кого-нибудь навестить родственники, все бегут гурьбой. Стоят смотрят, с тоской в глазах. Из жалости к ним в комок к горлу подступал…»

К большому сожалению, не все возможно рассказать о всех людях, так или иначе связанных с Кенгер-Менеузовским детским домом. По тем или иным причинам сюда не вошли воспоминания последних директоров детдома Ивана Александровича Овсянникова, Владимира Григорьевича Байкова. Воспитателей Мусалии Давлетовны Салиховой, Шамсии Гумеровны Валиевой, завхоза Минетдина Альтафовича Инсапова и других. Ежедневные радостные и горькие будни детского дома складывались нелегко. Восемнадцать лет проработала здесь прачкой Хасима Рахматуловна Идиятуллина. Бельё, выстиранное её мозолистыми руками без всяких моющих средств, щелоком, просто изумляло белизной.

С детдомовскими детьми учились жители села Кенгер-Менеуз:

1. Ахметова Резеда Усмановна.

2. Ахметов Рифат Гайнутдинович.

3. Фаритов Рим Габдулович.

4. Зиннатуллина Савия Губаевна.

5. Харрасов Фоат Ибрагимович и др. (Приложение 12).

С кем бы из перечисленных жителей мы не разговаривали, все они с теплотой отзывались о детдоме и его воспитанниках. Они научили их разговаривать и общаться на русском языке, знакомили с русскими традициями и обычаями других национальностей.

Наконец, нам посчастливилось найти одну из воспитанниц детского дома. Ею оказалась Кашапова (девичья Байметова) Савия Хуснуллиновна (Приложение 13). Родилась 21 декабря 1936 года в деревне Качкиново. Ей не было и трех лет, когда она осталась круглой сиротой на попечении старой бабушки.

С 1944 года Савия Хуснуллиновна воспитывалась в детском доме села Аитово. Своего здания не было, поэтому воспитанники ютились в старом здании сельского совета. Там она находилась до 1950 года. Затем была переведена в детский дом деревни Кенгер – Менеуз.

Из воспоминаний Савии Хуснуллиновны мы узнали о том, что в детском доме дети неплохо ладили между собой, жили дружно, весело, в минуты печали и тоски по дому, по родным они старались поддерживать друг друга. С большой теплотой она отзывается о своих подругах юности. Это Лида и Лена Еремины из Ленинграда, еврейка Рая Шер,грузинка Мила Майсурадзе, немка Кашуба Аида Адольфовна, сестры Ураевы: Клара, Лида, Лира (возможно они уроженки Миякинского района). В корпусе, в котором проживала Савия Хуснуллиновна находились и Муллагалиевы Риф, Флюра, Фарида. Они приходились ей дальними родственниками. С улыбкой она вспоминает о детских шалостях детдомовцев. Детский ум – мастер на различные выдумки: вареные яйца, которые давались им на завтрак, обменивались на березовую жевачку (сагыз) у Гайши апы. Не со зла, а по – детски наивно они прозвали завхоза Минетдин абзыя «гнилой глаз» (из – за болезни глаза). По утрам детдомовцы подолгу любили слушать молитвы муллы Халяфетдина.

Заключение.

Цели и задачи работы выполнены. Детский дом в военное время имел огромное значение в жизни детей. Воспитатели и учителя помогали справиться с невзгодами военного времени.

... Кенгер-Менеузовский детдом просуществовал 21 год, расформировали его в 1962 году. Не сохранились и документы, относящиеся к истории детдома. Но, остались живые свидетели, хранители времен, по воспоминаниям которых мы попытались воссоздать ее. И как память о прошлом в нашем селе осталась одинокая липа от той стройной липовой аллеи, посаженной руками детдомовцев более 80 лет назад (Приложение 14). Поколение «детей войны», к сожалению, уходит. А ведь именно они являются для нас тем звеном, благодаря которому мы вживую ещё можем получить сведения о том времени, когда у тысяч беззащитных детей оказались сломанными судьбы. Хочется донести до нашего поколения детей, как жестока была война, сколько трудностей и невзгод пришлось перенести нашим сверстникам в то далекое время.

Собранные материалы будут полезными на уроках истории, на внеклассных мероприятиях. В дальнейшем мы планируем найти родственников или знакомых воспитанников этого детского дома.

Список использованных источников и литературы

1. Архивные документы школьного музея.

2. Беседы с родственниками, односельчанами.

3. Личные документы и фотографии.

4. Статья газеты «Светлый путь» № 12 от 15 февраля 1987 года.

Приложение 1

Группа мальчиков

Группа девочек

Воспитанники детского дома с воспитателями

Гимаевой Камал Фахриевной и Файзуллиной Магмурой Гильмулловной

Приложение 2

Первый директор детдома

Ахметов Усман Кутдусович

Приложение 3

Копия трудовой книжки Ахметова У. К.

Приложение 4

Воспитательница детского дома

Фазуллина Магмура Гильмулловна

Приложение 5

План расположения детского дома

Приложение 6

Воспитательница детского дома

Ахметшина Мунавара Минигареевна.

Приложение 7

Воспитательница детского дома

Хайруллина Назия Ахсановна

Приложение 8

Воспитательница детского дома

Гимаева Минкамал Фахретдиновна.

Приложение 9

Награды Гимаевой Минкамал Фахретдиновны

Приложение 10

Копия характеристики Гимаевой Минкамал Фахретдиновны

Приложение 11

Письмо воспитанника детского дома Фазуллиной Магмуре Гильмулловне

Приложение 12

Копия классного журнала 1959-1960 учебного года

Приложение 13

Бывшая воспитанница детского дома

Кашапова Савия Хуснуллиновна

Приложение 14

Память о прошлом. Одинокая липа

Просмотров работы: 60