Когда памятники звучат...Московские истории...

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Когда памятники звучат...Московские истории...

Мербаум А.Я. 1
1АНОО "Гимназия " Жуковка"
Борисова М.Г. 1
1АНОО "Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Часто ли люди обращают внимание на памятники, мимо которых проходят или проезжают? Раньше я не придавал особого значения этим городским объектам. Но однажды, прошлой весной, проходя по Никитской улице, обратил внимание на человека, который сидел на скамейке рядом с памятником Петру Ильичу Чайковскому. Его поза напомнила позу человека, который слушает музыку. Когда поделился этими впечатлениями с семьей, то узнал, что у этого памятника всегда можно увидеть множество людей. Ведь он установлен рядом с Консерваторией. И что с этим памятником связано много удивительных вещей. Например, люди утверждают, что слышат музыку. Сначала это показалось странным. Но потом стал обращать внимание на другие памятники композиторам, которые встречались. Однажды мне тоже показалось, что услышал звуки музыки. А так как музыка занимает в моей жизни достаточно большое место, задумался над своими ощущениями. Захотелось больше узнать о «музыкальных» памятниках. Так определилисьобъекты моего исследования.

Целью проекта стало нахождение памятников, установленных российским музыкантам и композиторам в Москве, знакомство с историей их создания и людьми, увековеченными в них. В процессе подготовительной работы – поисков размещения памятников на карте Москвы, возникла гипотеза – можно ли «услышать» звучание музыкальных памятников?

Из гипотезы и географии исследования возникло название темы исследования. На пути к достижению цели были использованы следующие методыисследования: поиск; наблюдение; фотографирование; изучение и обобщение информации, полученной из литературных и интернет источников, а также во время посещения музеев; интервьюирование; моделирование. Они помогли мне выполнить поставленные задачи: ознакомиться со скульптурой, как видом искусства; определить особенности, связанные с памятниками выбранной категории; узнать о роли скульптуры в городском пространстве; пополнить свои знания по истории музыки и многого, что связано с ней и её авторами.

Основная часть. Когда памятники звучат… Московские истории…

Поисково-исследовательская краеведческая часть работы началось в июне прошлого года, когда вместе с руководителем моего проекта и мамой мы отправились на прогулку по так называемым музыкальным кварталам Москвы. Это Поварская и Большая Никитская улицы, Брюсов переулок, где расположено большинство интересующих нас памятников. И это не случайно, ведь здесь находятся два важнейших музыкальных учебных заведения Москвы: Российская академия музыки им. Гнесиных, Московская государственная Консерватория им. П.И. Чайковского и Московский дом композиторов. В этом районе началось наше знакомство с памятниками выдающимся музыкальным деятелям: Е.Ф. Гнесиной, С.В. Рахманинову, П.И. Чайковскому, М. Ростроповичу, А.И. Хачатуряну и М.А. Магомаеву. В процессе работы мне удалось узнать много нового и интересного о памятниках, их авторах. Например, раньше даже не представлял, что нужно сделать для получения разрешения на их установку. Но об этом позже. А сейчас краткая информация о некоторых памятниках, обозначенных выше.  

Памятник пианистке, педагогу, заслуженному деятелю искусств Елене Фабиановне Гнесиной был установлен 22 сентября 2004 года неподалёку от Арбата перед Концертным залом Московской музыкальной академии, которая носит её имя. Скульпторами были отец и сын Бургановы, архитектором Е.Г. Розанов. Памятник представляет собой скульптурную композицию в виде фигуры юной Елены Фабиановны, играющей на рояле. Вместо крышки у инструмента крылья птицы, которые символизируют великий музыкальный дар. Скульптура, высотой 3,5 метра, выполнена из бронзы и установлена на постамент из черного мрамора. Открытие памятника было приурочено к 130-летнему юбилею его героини и 60-летию основания академии.

Авторами памятника М. Л. Ростроповичу являются архитектор

И. Воскресенский и скульптор А.И. Рукавишников. Место для установки монумента выбрано не случайно. Брюсов переулок притягивал творческих людей. М. Ростропович и его супруга Г. Вишневская жили неподалеку, в доме, построенном для композиторов и профессоров Московской Консерватории. Не удивительно, что именно здесь 29 мая 2012года открыли этот памятник. Скульптура изготовлена из бронзы и установлена на бронзовом постаменте, декорированном гранитной плитой. МстиславЛеопольдовичизображен во время игры на виолончели. Создается впечатление, что сейчас зазвучит музыка в его исполнении. А.И. Рукавишников отметил, что в скульптуре хотел раскрыть безудержную энергию музыканта. Открытие памятника было приурочено ко дню 85-летию М. Ростроповича. А 5 лет спустя, безымянный сквер возле памятника также получил имя этого выдающегося человека.

Неподалёку разместился памятник А. И. Хачатуряну, созданный архитектором И.Н. Воскресенским и скульптором Г.В. Франгуляном.

Работа над скульптурой продолжалась более года, памятник был открыт

31 октября 2006 года в год Армении в России. Фигура композитора выполнена из бронзы и установлена на небольшой гранитный платформе. На ней на двух языках: русском и армянском, выбиты его имя и фамилия. Памятник изображает А.И. Хачатуряна в минуту вдохновения рядом с роялем, органом и виолончелью, с нотами на коленях. Место в Брюсовом переулке выбрано не случайно: оно находится неподалеку от дома, где жил композитор.

Продолжились наши музыкальные путешествия осенью. Они стали результатом поисковой работы по интернет источникам и картам Москвы. Ещё одним музыкальным местом, по праву, можно назвать Московский дом музыки. Здесь ежедневно звучат музыкальные произведения разных авторов и разных жанров. Среди них и творения великого Д.Д. Шостаковича, памятник которому установлен здесь 28 мая 2015 года. Скульптура работы академика Российской академии художеств Г.В. Франгуляна расположена у начала лестницы, ведущей к концертным залам. Торжественное открытие монумента приурочили к двум годовщинам: 40-летию со дня смерти Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которую он приближал своей музыкой. Композитор – петербуржец по рождению и музыкальному образованию, жил в Москве с 1943 года. С нашим городом в его биографии связано многое. Премьеры ряда произведений Шостаковича состоялись в Большом зале Московской консерватории. В районе столичных новостроек разворачивается действие его оперетты «Москва. Черемушки». Не многие знают, что творчество Шостаковича отразилось и в архитектуре: написанная в 1941 году Седьмая (Ленинградская) симфония вдохновила А.В. Щусева на создание проекта пантеона в память о погибших в Великой Отечественной войне. Инициатором проекта установки памятника композитору в Москве выступил Международный благотворительный фонд П.И. Чайковского. На подготовку ушел всего год. Для подобного монумента срок очень короткий. Многие российские музыканты и артисты передавали гонорары на создание памятника. Все бюрократические инстанции удалось пройти быстро. «Само имя Шостаковича, знаковое для всех, открывало нам двери», – рассказывал журналистам Г.В. Франгулян. Скульптура воссоздает момент рождения музыки: композитор сидит в кресле, опустив голову и погрузившись в творчество. «Во время работы я представлял биографию композитора, его нервическую натуру. Мой Шостакович – это человек, который сам является своей музыкой», – отметил скульптор. По его словам, место для памятника найдено очень удачное, но при работе пришлось считаться и с современной архитектурой Дома музыки, и с ритмом лестницы. Отныне люди, подходящие к Дому музыки, будут погружаться в мир Шостаковича.

Музейная часть работы.

Знакомство с памятниками повлекло за собой новый пласт исследования. Памятниками или объектами культурного наследия, принято считать постройки, здания, сооружения, представляющие собой материальную и духовную ценность. Получить информацию о них можно в музеях, посещение которых стало следующим этапом моего исследования. Во время тематических экскурсий в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина мы не только увидели скульптурные памятники разных времен и народов, но и узнали, что им можно задавать вопросы.

Кто, когда и из какого материала тебя создал? Кто (что) ты? Для чего ты создана? Почему ты такого размера? Ответы на несколько из этих вопросов можно найти сразу, изучив пояснительные таблички, расположенные рядом с произведениями искусства. Как правило, это название скульптуры, имя автора, время создания и использованный материал. А дальше нужно думать и познавать. Но для этого нужно познакомиться с историей скульптуры, что я и сделал, изучив литературу по теме (Пр. № 6).

Также, во время экскурсии по Московскому музею музыкальной культуры им. М.И. Глинки я не только увидел музыкальные инструменты, принадлежавшие героям нашего исследования, но и услышал их звучание. Некоторые из них «помнят» П.И. Чайковского, в квартире-музее которого я побывал и получил информацию, использованную в работе.

Немного о скульптуре, как виде изобразительного искусства.

Скульптура (sculpo – с латинского) означает – вырезать, высекать. В период античности скульпторов называли ваятелями. Именно тогда были созданы непревзойдённые образцы скульптуры, в следующие исторические эпохи послужившие примером для подражания. Этот вид изобразительного искусства имеет объемную форму и выполняется из твердых и пластических материалов. Первые скульптуры создавали ещё первобытные люди и использовали их в ритуальных целях. С тех пор этот вид изобразительного искусства прошел многовековое развитие и претерпел множественные изменения, определявшие стили в соответствии с эпохами. Скульптуры бывают круглые и рельефные. Для их создания использовались и используются сейчас самые различные материалы: глина, дерево, кость, камень (песчаник, мрамор, гранит и др.), металлы (медь, железо, бронза), стекло. В наше время к ним добавились и различные синтетические материалы.

Скульптурные памятники, которые являются объектом моего исследования, классифицируются по назначению и цели:

1 – выдающимся личностям;

2 – мемориалы воинской славы;

3 – посвящения;

4 – известным литературным и городским персонажам;

5 – чувствам, вечным ценностям;

6 – необычные объекты;

7 – религиозные;

8 – мемориальные захоронения.

В данном случае нас интересует первая категория – памятники выдающимся личностям, связанным с музыкой.

Продолжая разговор о скульптуре, хочется процитировать выдающегося российского композитора Петра Ильича Чайковского: «Большинство мыслей, впрочем, возникает во мне во время моих ежедневных прогулок».Так случилось и со мной. Каждый из найденных мною памятников (Пр. № 1) – выдающееся произведение искусства. Рассматривая их, понимаешь, что скульпторы создавали образы людей с неповторимым характером и темпераментом. И тут же возникает вопрос: как можно достичь такого поразительного сходства? Искать ответ мы отправились в мастерскую скульптора, хозяином которой оказался очень интересный человек.

В мастерской скульптора.

Андрей Викторович Губко - именитый художник. Он является членом Московского Союза художников, членом Союза художников России, преподает в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова. Уже одно то, что он был приглашен для воссоздания скульптурного убранства Храма Христа Спасителя в Москве, говорит о многом.

Андрей Викторович не только ответил на мои вопросы, связанные с созданием скульптурных памятников, но и помог мне собственными руками создать скульптурку в формате мелкой пластики. Из этой встречи я вынес не только много эмоций и творческих навыков, но и важную информацию для моей работы. Оказывается, установить памятник в городской среде достаточно сложно. Тем, кто озадачится такой целью, нужно пройти ряд непростых бюрократических процедур.

Процедура установки памятников в городской среде.

1. Идея, сюжет, тема.

2. Выбор и обоснование места.

3. Разработка эскиза, создание макета.

4. Заявка на установку памятника с пакетом соответствующей документации.

5. Получение разрешительной лицензии Министерства культуры.

6. Утверждение финансирования.

Также я узнал, почему над памятниками работают не только скульпторы, но и архитекторы. Города в наше время насыщены монументальными памятниками, поэтому важно верно найти место для их размещения. В Москве это особенно важно, т.к. её памятники – составляющая облика столицы нашего государства, а значит и неотъемлемая часть его культуры. Архитекторы в совместном творчестве со скульпторами работают над созданием постамента для памятника, над его размещением в пространстве, над разработкой подходов к нему. Всё это для того, чтобы обеспечить взаимосвязь с архитектурой и природной средой.

Однако вернёмся к нашей гипотезе. Знакома ли жителям городов в пространстве их обитания тишина? Наверное, только во время загородного отдыха. В городе практически невозможно услышать тишину. Хорошо, если это только природные звуки, например, такие как пение птиц. Но в городской среде «звучат» электрические провода, самая разнообразная музыка, транспорт, громкоговорящие люди. В такой какофонии вряд ли можно услышать звучание памятников. Поэтому для разрешения своей гипотезы я нашел другой путь – подробного изучения всего, что связано с памятником П.И. Чайковскому.

Памятник П.И. Чайковскому.

Бронзовый памятник авторства известной женщины скульптора Мухиной был установлен в 1954 году. Скульптура передает образ композитора в момент творческого вдохновения. Рядом с памятником – мраморная скамья с бронзовой решёткой в виде нотного стана, на котором размещены фрагменты музыкальных фраз из произведений композитора. Их разделяют симметрично расположенные вензеля с инициалами «П.И.» и датами жизни композитора (1840 – 1883). В 2007 году, во время комплексной реставрации, было обнаружено, что из рук композитора исчез карандаш, из решётки – многие нотные знаки. Предполагают, что это дело рук студентов консерватории, которые, по поверью, считают, что ноты из этой решётки приносят отличные оценки на экзаменах, творческую удачу и успешную музыкальную карьеру. Реставраторы вернули пропажу на место. Есть у студентов консерватории и ещё одна традиция. В знак признания за успешно сданные экзамены они вставляют в руку скульптуры композитора цветы. Поэтому, если к другим памятникам цветы возлагают к подножию, то у этого часто можно видеть букет цветов в руках.

Мне удалось выяснить, что на решетке размещаются ноты к фрагментам некоторых произведений композитора. Это – балет «Лебединое озеро»; опера «Евгений Онегин»; Шестая симфония; Скрипичный концерт; романс «День ли царит»; народное произведение «Сидел Ваня на диване» и др. Одно из них – народную песню, я всё-таки расслышал, несмотря на городской шум, и подобрал к ней фортепианный аккомпанемент, который исполнил во время защиты своего проекта в школе. Нашёл и видеозапись звучания этого произведения в исполнении оркестра, которую также продемонстрировал участникам проектной конференции.

Заключение.

Выбрав для исследования тему, связанную с памятниками, установленными в Москве выдающимся музыкальным деятелям, я осуществил следующие виды деятельности:

- краеведческую работу по нахождению объектов моего исследования;

- изучение литературы и интернет источников по теме;

- экскурсионное посещение музеев: МГМИИ им. А.С. Пушкина, Московский музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, музей П.И. Чайковского.

- участие в мастер-классе в мастерской профессионального скульптора;

- подготовку и проведение урока по теме «Древнегреческая скульптура» в 5 классе моей школы (Пр. №2);

- подготовку и организацию краеведческого теста «Прогулка к Чайковскому» по улицам Поварская и Большая Никитская для одноклассников (Пр. №4);

- организацию информационной выставки по теме в холле школы;

- разучивание и исполнение одного из музыкальных произведений

П.И. Чайковского.

Всё это помогло достижению поставленной цели – сначала найти, а затем и систематизировать в таблице (Пр. № 1) памятники по теме, расположенные в разных местах столицы. С большей частью из 12 найденных мною памятников, познакомился воочию. Подтверждением актуальности данного исследования стал поисковый квест. Практически все мои одноклассники открыли для себя новую сторону «убранства» столицы нашей Родины в виде памятников её культурного музыкального наследия. Материалы данной работы могут быть использованы во время проведения уроков музыки, истории, мировой художественной культуры, а также во внеурочной деятельности.

Проведённая работа даёт мне основания считать, что памятники могут «звучать»! И, если очень захотеть, их можно услышать, что является подтверждением выдвинутой мноюгипотезы. Но ради этого нужно приложить немалые усилия. Также в Московском музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки можно услышать звучание нескольких подлинных инструментов, которые связаны с П.И. Чайковским и другими выдающимися музыкантами, имена которых упомянуты в работе.

Тем, кто не поверил мне, рекомендую чаще бывать рядом с памятником П.И. Чайковскому на Б. Никитской улице. В своё время в переписке с

Н.Г. Рубинштейном, Пётр Ильич написал:

«Я никогда не променяю Москву, консерваторию и всех вас на другое местопребывание». Так и случилось. Памятник встречает всех, кто приходит в Консерваторию учиться, на концерты или просто проходит мимо. И у всех появляется желание поклониться талантливейшему человеку, не только подарившему миру непревзойдённые музыкальные произведения, но и прославившему ими своё Отечество.

Приложение № 1 Таблица памятников

 

Памятник

Скульптор/

архитектор

Время установки

Местоположение

1

М.Л. Ростропович –

пианист, дирижёр,

виолончелист, педагог

(1927-2007)

А.И. Рукавишников,

И.Н. Воскресенский

2012 год

Брюсов переулок

2

П.И. Чайковский –

Композитор, педагог

(1840-1893)

В.И. Мухина

(при участии

Н.Г. Зеленской,

З.Г. Ивановой),

А.А. Заварзин,

Д.Б. Савицкий

1944 -1954 годы

Б. Никитская ул.

3

С.С. Прокофьев –

композитор, дирижёр,

пианист (1891-1953)

А.Н. Ковальчук

2016 год

Камергерский переулок

4

Ф.И. Шаляпин –

Певец (1873-1938)

В.М. Церковников

2003 год

Новинский бульвар

5

А.И. Хачатурян –

Композитор (1903-1978)

Г.В. Франгулян,

И.Н. Воскресенский

2006 год

Брюсов переулок

6

М.А. Магомаев –

певец, музыкант

(1942-2008)

А.И. Рукавишников,

И.Н. Воскресенский.

2010-2011

годы

На пересечении Вознесенского и

Елисеевского

переулков

7

С.В. Рахманинов –

композитор

(1873-1943)

О.К. Комов,

А.Н. Ковальчук,

Ю.П. Григорьев

1999 год

Страстной бульвар

8

Д.Д. Шостакович – композитор, пианист, педагог (1906-1975)

Г.В. Франгулян

2015 год

Космодемианская набережная

9

В.С. Высоцкий –

поэт-песенник, автор-исполнитель (1938-1980)

Г.Д. Распопов,

А.В. Климочкин

1995 год

Страстной бульвар

10

Б.Ш. Окуджава –

поэт-песенник, музыкант

(1924-1997)

Г.В. Франгулян,

И. А. Попов,

В.И. Прошляков

2002 год

Старый Арбат

11

А.В. Александров –

композитор, дирижёр, педагог (1883-1946)

А.М. Таратынов,

М.В. Корси

2013 год

Земледельческий пер.

12

Е.Ф. Гнесина - пианистка, педагог (1874-1967)

А.Н. Бурганов, И.А. Бури, Е.Г. Розанов

2004 год

М. Рогожский пер.

Приложение № 2. Материалы к уроку.

Тема урока: Скульптура Древней Греции.

Цель: Познакомить одноклассников с древнегреческой скульптурой (в рамках учебно-исследовательского проекта).

Материалы для урока:

- иллюстрации учебника «История древнего мира»;

- раздаточный материал «Миф о Пигмалионе»;

- слайды по теме.

План.

1. Что такое скульптура? Краткая историческая справка.

2. Материалы для изготовления скульптуры в Древней Греции.

3. Источники для изучения древнегреческой скульптуры.

4. Выдающиеся памятники древнегреческой скульптуры и их авторы.

5. Закрепление материала.

Ход урока.

1. Здравствуйте! Сегодня я проведу урок по теме:Скульптура Древней Греции. Этот урок является частью моей проектной работы, объектом которой являются скульптурные памятники. Но об этом на защите проектов, а сейчас о древнегреческой скульптуре. Откройте, пожалуйста, тетради и запищите тему.

Что же такое скульптура? Предлагаю перенести запись на доске в тетради. Скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеютобъёмную форму ивыполняются из твёрдых материаловпутём высекания (удаления) лишнего из начального блока материала. Первые скульптуры появились ещё в первобытном обществе. Ими были идолы и небольшие ритуальные фигуры. Образец такого идола есть в нашем учебнике (прошу открыть учебник на стр. 24 и рассмотреть изображение идола войны). Но, говорить о скульптуре, как об искусстве, можно только с наступлением цивилизации, т.е. начиная с 3 тысячелетия до н.э.

Здесь стоит вспомнить древнеегипетскую скульптуру (прошу открыть учебник на стр. 43 и рассмотреть статую вельможи; стр. 44 – статую фараона; стр. 57 – статую сфинкса). Во всех странах Древнего Востока скульптуре уделялось большое внимание. Чего только стоит не так давно раскопанная археологами гробница китайского императора Цинь Шихуана! (прошу открыть учебник на стр. 113 и рассмотреть скульптуры воинов армии великого императора).

Однако принято считать, что вершиной развития скульптуры стали Древняя Греция и Древний Рим. Название этого вида искусства пришло к нам из Древнего Рима, где скульптура играла важную роль.

Скульптура – слово латинского происхождения от sculpo (лат.) – вырезаю, высекаю(прошу записать в тетрадь). О римлянах мы будем говорить как о народе, который «сохранил» для человечества скульптурные шедевры древних греков. Но о них позже. Сейчас поговорим о древнегреческой скульптуре.

Историки говорят, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Скульптурами украшали храмы богов и жилища людей, увековечивали память известных людей и отмечали могилы.

2. Древние греки для изготовления скульптур использовали различные материалы, с которыми мы сейчас познакомимся.

Камень. Каменные статуи обычно резали из известняка или мрамора. В каменоломнях их обтёсывали до заказанных ваятелем размеров. А работали над созданием статуи уже в мастерской. Готовые статуи раскрашивали. Одежду разрисовывали яркими красками, например, красной и голубой. Волосы красили в золотистый цвет. Но со временем краска исчезала и её следы хранят лишь отдельные статуи. Глаза делали из стекла, цветного камня или слоновой кости. Отдельные детали, такие как оружие, короны, украшения, конскую упряжь изготавливали из бронзы, которую потом прикрепляли к камню.

Терракота (керамика) – смесь глины и песка была материалом для изготовления облицовочных плиток, фигурок для храмов, которые приносили богам в качестве жертвоприношений.

Дерево. Скульптуры из этого материала до нас, практически, не дошли, т.к. дерево – это недолговечный материал. Но их существование в Древней Греции не вызывает сомнения.

Бронза. Из этого сплава меди и олова отливали статуи.

Ребята под диктовку делают записи в тетради.

Материалы для изготовления скульптур:

камень, терракота, дерево, бронза.

3. До нашего времени многие шедевры древнегреческой скульптуры в подлинниках не дошли. Многие были утеряны во время персидского нашествия. В наши дни некоторые бесценные статуи, утерянные во время кораблекрушения, находят и поднимают со дна моря. Но большинство знаменитых статуй знакомо нам по копиям. Как же мы узнаём о них?

Безусловно, в след за учеными, знакомясь с теми, которые чудом сохранились. Теперь они хранятся в музеях. Например, статуя крылатой богини победы Ники и Афродиты Милосской (прошу открыть учебник на стр. 206, кого-то из ребят прочитать надпись под фото; затем предлагаю рассмотреть изображение; следующий одноклассник читает надпись на стр. 207). Таким образом, главным источником для изучения древнегреческой скульптуры являются археологические источники. В частности, остатки древних сооружений. Скульптуру использовали и в создании архитектурных сооружений. Прошу открыть учебник на стр. 180 и рассмотреть фото развалин храма Эрехтейона.

Спрашиваю: Как в Древней Греции назывались каменные колонны в форме юных дев? Ответ: кариатиды.

А о статуях, которые не сохранились, мы можем судить на основании древнеримских копий. Например, на стр. 178 можно увидеть изображение бронзовой статуи богини Афины, которая украшала Акрополь. Прошу открыть стр. 178 и 179 и рассмотреть иллюстрации. Статуя Зевса в Олимпии воссоздана по описаниям. Древние письменные источники дают учёным возможность воссоздать облик древних скульптур (прошу открыть учебник на стр. 295 и рассмотреть иллюстрацию № 4). И, несмотря на то, что мы не можем её увидеть, не восхищаться ею нельзя.

Большую роль в сохранении для человечества древнегреческой скульптуры сыграли древние римляне, которые во 2 веке до н.э. завоевали Древнюю Грецию. До римлян, в 4 веке до н.э. Грецию подчинила себе Македония. На развитие культуры этой соседней страны, выходцем из которой был Александр Македонский, греческая культура оказала большое влияние. Римляне, которые создали высокую цивилизацию, не могли не восхищаться древнегреческой скульптурой. Поэтому они вывозили из Греции в Рим произведения искусства, которые служили образцами для изучения и создания копий. Создание копии, которая не отличается от подлинника – это тоже искусство. Доказательством того служит музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Там практически все экспонаты, за редким исключением, являются копиями.

Таким образом, источниками для изучения древнегреческой скульптуры являются: Ребята под диктовку делают записи в тетради.

Источники для изучения древнегреческой скульптуры:

- археологические;

- письменные свидетельства древних авторов;

- древнеримские копии;

- мифы.

Не удивляйтесь, мифы также дают нам сведения по нашей теме. Предлагаю вам познакомиться с одним из мифов.

Раздаю распечатки текста мифа о Пигмалионе, предлагаю вслух по очереди читать его. После прочтения предлагаю ответить на вопрос:

Какие выводы мы можем сделать из этого мифа?

Главная мысль вывода – уровень развития скульптуры в Древней Греции был очень высоким.

4. Если мы не можем увидеть многие подлинные произведения древнегреческой скульптуры, то имена скульпторов, создавших их, нам известны по письменным источникам. Одним из самых известных является Фидий, живший в 5 веке до н.э. Мы уже знаем о том, что он создал статую Зевса Олимпийского. На стр. 192 можно увидеть голову Афины его работы (прошу открыть стр. 192 и рассмотреть иллюстрацию).

Рядом с именем Фидия стоят имена Мирона и Поликлета (прошу открыть

стр. 182 , Дискобол, и 184, Копьеносец, рассмотреть иллюстрации).

Список имён древнегреческих скульпторов можно продолжить, но это не является целью данного урока. Важно понять и запомнить, что древнегреческие статуи стали эталоном красоты. Древние скульпторы создали произведения, послужившие примером для подражания во все последующие времена. Не случайно в Новое время начинается эпоха Возрождения лучших античных традиций, в скульптуре в первую очередь. И родиной эпохи Возрождения становится Италия. Мы с вами уже знаем, что древние римляне высоко ценили древнегреческую скульптуру.

5. Предлагаю подвести итоги нашего знакомства с древнегреческой скульптурой. Давайте вспомним то, о чём говорили.

Вопросы:

1. Какую роль играла скульптура в жизни древних греков?

В ответе может прозвучать:

- скульптура служила украшением древнегреческих городов;

- скульптуры устанавливали в храмах и жилых помещениях;

- в скульптуре прославляли выдающихся деятелей и победителей олимпийских игр;

- скульптура отражала представление др. греков о красоте человека, подобного богам.

2. Какие материалы использовались для создания древнегреческих скульптур? (ответ – записи в тетради)

3. Что служит источниками для изучения древнегреческой скульптуры в наше время?

4. Кого из наиболее известных древнегреческих скульпторов вы можете назвать?

В ответах должны прозвучать имена Фидия, Мирона, Поликлета.

Благодарность за работу на уроке и выставление оценок.

Миф о Пигмалионе (раздаточный материал).

Древний скульптор, живший на острове Крит, дал обет безбрачия, решив посвятить свою жизнь ваянию (так в Древней Греции было принято называть работу скульптора-ваятеля). Скоро слава о его мастерстве быстро распространялась, т.к. созданные из мрамора или других твёрдых материалов статуи походили на живых людей. Однажды он создал статую из слоновой кости. Это было изображение молодой девушки невероятной красоты. И сам того не ожидая, ваятель влюбился. Он обходился со статуей так, словно она была настоящей прекрасной девушкой: дарил ей подарки, наряжал и украшал её, разговаривал с ней. Переполнявшая душу любовь не давала художнику покоя. Однажды он обратился с дарами и просьбой к Венере, богине любви, о том, чтобы она послала ему девушку такую же прекрасную, как его статуя. Венера вняла мольбам юноши и оживила его творение. Звали героя этого мифа Пигмалион.

Приложение № 3. Материалы для выставки

(ниже размещены материалы, не вошедшие в текст работы, которые вместе с вышеуказанными были использованы для оформления выставки)

Памятник Фёдору Ивановичу Шаляпину.

В 1910 году знаменитый оперный бас Федор Шаляпин купил в Москве дом, расположенный на Новинском бульваре и жил в нем вместе с семьей до своего отъезда из России в 1922 году. В конце 80-х годов в этом доме был открыт музей, а в начале нынешнего столетия перед музеем был установлен памятник певцу. Историю установки этого монумента можно назвать авантюрой, предпринятой скульптором В.М. Церковниковым – автором проекта. Памятник был установлен летом 2003 года без согласования с властями, под покровом ночи, но, тем не менее, до сих пор находится на своем месте. Его предлагали и снести, и перенести в другое место. Например, к Большому театру, в котором Федор Шаляпин был солистом. По замыслу автора, памятник должен изображать певца полулежащим, опирающимся на вывороченное из земли дерево в той же позе, в которой его изобразил художник Илья Репин на своей картине, которая не сохранилась. Обрубленное дерево символизирует вечный покой, а вырванные корни показывают, что несмотря на эмиграцию, певец душой остался на родине. Федор Иванович Шаляпин умер в Париже в 1938 году в возрасте 65 лет. Оперная карьера певца началась в Москве в1899 году. В ней большую роль сыграл меценат Савва Мамонтов, предложивший Шаляпину в своем театре главные партии. После мамонтовского театра Федор Шаляпин пел на сценах Большого и Мариинского театров.

Памятник Сергею Сергеевичу Прокофьеву.

Памятник С.С. Прокофьеву, авторства народного художника России А.Н. Ковальчука, был открыт в Камергерском переулке 11 декабря 2016 года. Тогда отмечалось 125-летия известного русского композитора. Следующий, 2016 год, в России был посвящен его творчеству. По словам заместителя министра культуры РФ Александра Журавского, в этом году во всем мире прошло около 1900 мероприятий, посвященных юбиляру. Монумент создан по инициативе Российского военно-исторического общества и Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки. Художественный руководитель и директор Мариинского театра, Валерий Гергиев назвал Прокофьева Моцартом 20 века: "Я абсолютно уверен в том, что мы чествуем сегодня одного из величайших композиторов, если хотите, Моцарта 20 века. Не было таких мелодистов, как Прокофьев, в 20-м столетии. Еще нескоро на земле появятся композиторы, равные дарованию Сергея Сергеевича". Оркестр Валерия Гергиева объехал 19 стран мира с репертуаром С.С. Прокофьева. Скульптура выполнена "по мотивам" фотографии композитора в Чикаго и изображает Прокофьева идущим по Камергерскому переулку в сторону Тверской улице – к своему дому, расположенному неподалёку. Композитор одет в элегантное пальто и шляпу, руки держит в карманах, левой рукой придерживая стопку нотных листов с подписью "Серж Прокофьев". Бронзовая фигура установлена на небольшом гранитном основании, на котором также указано его имя. Высота скульптуры составляет 2,1 метра.

  ПамятникВладимиру Семёновичу Высоцкому.

Бронзовый монумент, созданный архитектором А.В. Климочкиным и скульптором Г.Д. Распоповым, открыли летом 1995 года. Посвящён он известному поэту, барду и актеру и расположен в конце Страстного бульвара, возле площади Петровских ворот. Это произошло через 15 лет после смерти В.С. Высоцкого, благодаря его друзьям Борису Мессереру, Валерию Янкловичу и Борису Хмельницкому. Пересечение Страстного бульвара и улицы Петровки было выбрано не случайно. Это место, в котором В.С. Высоцкий появился на свет, на окрестных улицах и во дворах – в Большом Каретном переулке, на Самотеке и в Каретном Ряду прошли его детство и юность.

В 1963 году Высоцкий написал:

«И хотя во все светлое верил —
Например, в наш советский народ, —
Но не поставят мне памятник в сквере,
Где-нибудь у Петровских ворот.
Но я не жалею!

Антитезой к этим строкам и стал новый монумент. Композиция изображает поэта, стоящего с раскинутыми руками и взглядом, устремленным в небо, за спиной гитара.

Оригинал скульптуры был выполнен Г.Д. Распоповым еще в 1979 году, бронзовая фигура для установки была отлита в 1994-м году. Её высота — два метра сорок сантиметров. На момент установки памятника, скульптора уже не было в живых. Изготовлением фигуры Высоцкого по модели Г.Д. Распопова занимался скульптор В. А. Дронов. Перед монументом обустроен небольшой амфитеатр, где можно сидеть и вспоминать его стихи и песни. Владимира Высоцкого помнят и любят, поэтому возле его памятника всегда лежат свежие цветы.

Памятник Булату Шалвовичу Окуджаве.

В мае 2002 года был открыт памятник московскому поэту и песеннику. Это совместная работа скульптора Г. Франгуляна с архитекторами И. Поповым и В. Прошляковым. Церемония открытия скульптурной группы, состоящей из фигуры идущего Булата Окуджавы, двух полуарок, образующих подворотню и двух скамеек, на которых так любят сидеть москвичи, была приурочена к двум датам в жизни поэта. Обе они сошлись в одном дне – 9 мая, который для автора известной песни об Арбате был днём рождения. В том году Булату Шалвовичу исполнилось бы 78 лет. И День Победы, который так чтился в семье Окуджавы, потому что он 3 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Скульптура двух с половиной метров в высоту, изображает идущего Б. Окуджаву, фигура которого словно отбрасывает бронзовую тень на одну из арок. Дерево и газоны травы в пространстве вокруг памятника словно оживляют скульптуру. Может показаться, что Булат Шалвович напевает: «…ах, Арбат, мой Арбат…». Памятник установлен недалеко от дома № 13 в Плотником переулке, где жил поэт. Там же открыт музей «Дом Булата».

Памятник Сергею Васильевичу Рахманинову.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943 гг.) — русский композитор, пианист, дирижёр. Изначально памятник С.В. Рахманинову, русскому композитору, пианисту и дирижёру планировали установить на набережной в городе Тамбове. К работе над памятником приступил скульптор О.К. Комов. Однако от установки памятника в Тамбове отказались, так как скульптора не стало. Вскоре приняли решение установить его в Москве, на Страстном бульваре около дома № 5, в котором с 1905 по 1917 годы жил Рахманинов. Завершил работу Олега Комова его ученик, скульптор А.Н. Ковальчук в творческом сотрудничестве с архитектором Ю.П. Григорьевым.

Работами по установке памятника руководил директор ОАО «Трансинжстрой» Юрий Рахманинов, родственник композитора. Памятник торжественно открыли 12 ноября 1999 года. Это был первый в мире монумент, посвящённый С.В. Рахманинову. На торжественной церемонии присутствовали официальные лица, представители Союза композиторов России, Рахманиновского общества, Московской консерватории, Юрий Рахманинов. Памятник Рахманинову имеет статус объекта культурного наследия и подлежит государственной охране.

Памятник Александру Васильевичу Александрову.

Памятник композитору, дирижёру, хормейстеру, педагогу и автору музыки к советскому и российскому гимнам, расположен в сквере напротив здания дважды Краснознамённого ордена Красной Звезды академического ансамбля песни и пляски Российской армии, который носит имя этого выдающегося человека. Торжественное открытие монумента (скульптор А.М. Таратынов, архитектор М.В. Корси) в 2013 году было приурочено к 130-летию со дня рождения Александра Васильевича (1883-1946), генерал-майора, был дважды Лауреата Сталинской премии. Современникам хорошо знакомы песня «Священная война» авторства А.В. Александрова, которую многие люди, пережившую войну, воспринимают как её гимн.

Памятник Муслиму Абдуловичу Магомаеву.

Скульптор А.И. Рукавишников в содружестве архитектором И.Н.Воскресенским также создал памятник М.А. Магомаеву. В создании монумента принимала участие и вдова певца Т. Синявская. По ее настоянию Магомаев – певец и композитор, изображен молодым, таким, каким он запомнился слушателям, хотя скульптор планировал изобразить его трагически печальным. Памятник установлен напротив здания Азербайджанского посольства. М. Магомаев говорил, что его отец – Азербайджан, а мать – Россия. Так что теперь есть 2 памятника, в столицах двух его родных стран. Московский находится в сквере М. Магомаева, на пересечении Вознесенского и Елисеевского переулков. Он отлит из бронзы и установлен на гранитный постамент. Композиция размещается на площадке из полированного гранита, выполненной в форме рояля. У тротуара поставлены гранитные шары. На постаменте высечена простая надпись: Муслим Магомаев. Открыли памятник 15 сентября 2011 года. Первые цветы возложили вдова Тамара Синявская и певица Елена Образцова. Говорили, что место для памятника выбрали не из-за близости посольства, а потому что певец жил в этом переулке. Установить монумент планировали давно, и закладной камень будущего памятника появился в Вознесенском переулке еще в 2009 году. Теперь говорят, что имя Муслима Магомаева увековечено не только на земле. В 1997 году именем 4980 Magomaev назвали одну из малых планет Солнечной системы.

Приложение № 4. Квест-путешествие «Прогулка к П.И. Чайковскому»

Цель нашего маленького путешествии по Москве:

- познакомиться с частью Пресненского района Москвы;

- узнать об отдельных страницах музыкальной жизни столицы в разное время; о некоторых выдающихся музыкальных деятелях, памятники которым встретим в этих местах; и не только об этом…

I. Наш маршрут начинается в конце Поварской улицы. И первым объектом нашего путешествия является памятник, установленный человеку, имя которого известно всем с детства.

Задание № 1. Познакомившись с этим памятником, кратко запишите результаты своего маленького исследования.

1) Кому установлен этот памятник? ___________________________

_________________________________________________________.

2) Кто является авторами этого памятника?____________________

_________________________________________________________.

3) С какими произведениями этого известного человека вы знакомы? ________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4) Почему в ансамбле этой скульптурной группы присутствует девочка? _______________________________________________

______________________________________________________.

II. Следующим объектом является Российская академия музыки, во двор которой мы зайдём.

Задание № 2. Познакомившись с пространством вокруг академии, запишите ответы на вопросы.

1) Чьи имена носит это музыкальное учебное заведение?_______

________________________________________________________.

2) Кому здесь установлены памятники?______________________

________________________________________________________

________________________________________________________.

3) Среди скульптурной группы есть одна городская скульптура, которая называется «Мать и дитя». Кто её автор? _____________

________________________________________________________.

III. На одном из домов нашего маршрута установлена памятная доска

И. Кобзону.

Задание № 3. Запишите номер этого дома. №_______________.

3адание № 4. Завернув в переулок, соединяющий Поварскую улицу с Большой Никитской, запишите его название_______________________.

Задание № 5. Кому установлен памятник в торцовой части двора музыкальной академии?__________________________________________.

Задание № 6. Запишите название музыкального инструмента, игре на котором она обучала студентов____________________________________.

IV. Наша следующая остановка у христианского храма, который был построен архитекторами В. Баженовым и М. Казаковым у Никитских ворот.

Задание № 7. Найдите и запишите название этого храма - ________________________________________________________.

Задание №8. На одной из памятных досок, размещенных на стенах храма, есть информация об известном венчании 19 века. Кем был венчавшийся мужчина?_____________________________________ Запишите имя его невесты – ___________________.

V. В сквере за храмом установлен монумент под названием «Единый крест».

Задание №9. Дружбе каких народов он посвящён? ______________

__________________________________________________________.

VI. В конце сквера расположен фонтан-ротонда «Наталья и Александр». Он является подтверждением правильности выполнения вами одного из заданий нашего квеста.

Задание №10. Напишите номер этого задания_________________.

VII. Перейдя на нечётную сторону Большой Никитской улицы, мы оказываемся у входа в театр.

Задание №11. Как называется этот театр? ______________________

_______________________________________________________.

VIII. На пути, продолжая движение по Большой Никитской улице, мы встретим ещё два театра.

Задание № 12. Запишите их названия: _______________

___ ___________________ ______________ и ________________ ___________________.

IX. Оказавшись у здания Московской консерватории, мы увидим главный объект нашего маршрута – памятник Петру Ильичу Чайковскому.

Задание № 13. Напишите, пожалуйста, что вы знаете об этом человеке?

П.И. Чайковский _________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________.

Задание № 14. Найдите и запишите, как звали известную женщину-скульптора, создавшую этот памятник –

________________________________________________________.

Задание № 15. Сдайте свои маршрутные листы и получите приз за участие в квесте.

Благодарю всех! Надеюсь, что вам было интересно.

Приложение № 5. Использованные источники.

Литература:

1. Елена Евстратова. Скульптура. Что есть что в искусстве. М. СЛОВО/ SLOVO, 2001.

2. Надежда Ковалдина. Как смотреть скульптуру? М. ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2019.

Интернет ресурсы:

1. https://liveinmsk.ru/

2. https://ru.m.wikipedia.org/wiki

3. https://tass.ru/

4. https://gidbook.ru/

5. https://www.tripadvisor.ru/

6. https://www.hobobo.ru/mify/mify-drevnej-gretsii/pigmalion/

7. https://pamyatniki-v-rossii.ru

Просмотров работы: 124