Валентин Манухин – художник и педагог

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Валентин Манухин – художник и педагог

Коймец А.А. 1
1МАУ До "ДХШ" г. Ишима
Караганова Т.А. 1
1МАУ ДО "ДХШ" г. Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Детская художественная школа играет важную роль в культурной жизни города, приобщая новые поколения юных ишимцев к миру искусства. Кто-то выходит из её стен и остаётся любителем, кто-то вырастает в профессионала. Особые слова благодарности хочется сказать в адрес преподавателей, много сделавших для развития художественной школы.

В России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника и в связи с этим событием, в данной исследовательской работе речь пойдёт об Ишимском педагоге и художнике, который внёс свежую струю в обучение изобразительному искусству в Ишиме. Рассказать о человеке, подготовившем многих людей, которые в последствие стали талантливыми художниками, модельерами, архитекторами, многие являются членами Союза художников России. Этим человеком является Манухин Валентин Григорьевич – один из первых преподавателей Детской художественной школы в городе Ишиме, стоявший у её истоков.

Валентин Григорьевич автор модульной системы преподавания живописи, рисунка и композиции, которая легла в основу программы обучения в художественной школе. Он родоначальник семейной династии художников. Благодаря ему, у нескольких поколений жителей города была возможность приобщиться к миру искусства.

Тема исследовательской работы: Валентин Манухин – художник и педагог. Цель исследовательской работы: рассказать о педагоге и художнике, одном из первых преподавателей Детской художественной школы в городе Ишиме, стоявшем у её истоков – Валентине Григорьевиче Манухине.

Задачи исследовательской работы:

Познакомиться с жизнью и творчеством В.Г. Манухина, посредством посещения выставок, изучения источников и интервью.

Познакомиться с программой обучения рисунку, живописи, композиции В.Г. Манухина.

Выявить влияние творческой и педагогической деятельности В.Г. Манухина на развитие детской художественной школы города Ишима.

Выявить влияние творчества В.Г. Манухина на художественную жизнь города Ишима.

Познакомиться с творчеством художников – учеников В.Г. Манухина.

Основными источниками данной исследовательской работы послужили интервью с художником и педагогом В.Г. Манухиным; альбом «В.Г. Манухин. Художник и педагог», «Программа по рисунку, живописи, композиции» В.Г. Манухина; художественный альбом «Мы с музой встретились в Ишиме» искусствоведа В.М. Лузиной; периодические издания г. Ишима – газеты «Ишимский учитель» и «Ишимская правда», краеведческий альманах «Коркина слобода» под редакцией Т.П. Савченковой, альбом «Север России XXI век», том II.

1. Жизнь и творчество В.Г. Манухина

1.1. Биография Валентина Манухина

Валентин Григорьевич Манухин родился 6 февраля 1937 года в совхозе «Коммунар» Исетского района Тюменской области (Приложение 1). Летом 1940 года семья Валентина Григорьевича переезжает в Ишим.

В качестве иллюстрации своего послевоенного детства Валентин Григорьевич предлагает рассмотреть картину «Колоски» (Приложение 2) его друга и одноклассника, заслуженного художника Автономной Республики Крым – Анатолия Фёдоровича Шорохова. На картине художник изобразил детские впечатления: дыхание войны долетело и сюда, далеко за Урал. Хрупкая учительница (в чем только душа держится) и стайка полуголодных ребятишек на стылом жнивье за сбором колосков: все для фронта, все для Победы. Учительница и ее подопечные – тот же колосок.

В 5 классе Валентин Григорьевич, вместе со своим старшим братом Владимиром, записались в кружок рисования при Доме пионеров. В то время руководил кружком Григорий Иванович Шарапов. Это были тяжёлые послевоенные годы, не было ни пособий, ни натюрмортного фонда. Как вспоминает сам В.Г. Манухин: «Как-то преподаватель поставил натюрморт с помидорами и вышел, и мы, вместо того чтобы рисовать натюрморт, тут же их съели, все вылезли в окно и убежали. Когда учитель вернулся, не учеников, ни натюрморта не было. Потом он встретил нас на улице, даже не вспомнил этого, но нам всё равно было совестно».

После окончания школы Валентин Григорьевич поступил на физико-математический факультет Ишимского государственного педагогического института. Потому что считал: «что быть художником неперспективно, где искать работу и как обеспечить себя. В чём ошибался». После окончания физмата, по распределению два года работал в Армизоне преподавателем математики, а так как он умел рисовать, то вёл черчение и рисование. Затем Валентин Григорьевич переехал в Ишим, где работал на педагогическом факультете Ишимского пединститута, преподавал курс теоретической арифметики и рисунок. В то время в институте не было ни мольбертов, ни наглядных материалов и он вместе со своим другом Л. Смирновым сами изготавливали из подручных материалов всё для занятий рисунком.

В институте от кафедры математики ему дают направление в аспирантуру в Свердловский государственный университет. В Свердловске, он посетил выставку дипломных работ своих земляков в художественном училище. И это настолько потрясло его, что он решил поступать в художественное училище. Поступив в Омск на художественно-графический факультет, он вместо аспиранта опять стал студентом. Учиться на худ-графе ему очень нравилось.

После окончания института Манухин недолго поработал учителем рисования в общеобразовательной школе (Приложение 3). Молодой и перспективный художник ушёл в только что открывшуюся художественную школу (Приложения 4-5), в которую его пригласил Григорий Иванович Шарапов, ставший директором и ведущим педагогом школы. Она была открыта в 1972 году и открыта она была «по-советски». То есть была идея, а средств на создание художественного оборудования не было. Поэтому преподаватели самостоятельно делали мольберты, натюрмортные столики, собирали натюрмортный фон.

Первый выпуск был досрочный, это были ученики Григория Ивановича Шарапова, которые начинали заниматься в кружке Дома пионеров. Выпуск состоял из шести человек, все поступили в институты на художественные и архитектурные факультеты. Это было в 1975 году, через три года после открытия школы. Валентин Григорьевич называет их «золотым выпуском». Это «взбодрило» преподавателей, и они стали работать целеустремлённее и с большим энтузиазмом.

Но потрясение. Одна из учениц Валентина Григорьевича – отличница и одарённый живописец провалила вступительный экзамен в ленинградский институт им. А.Г. Герцена. И глас народа был таков: «Пятёрки в Ишиме – двойки в Ленинграде. Халтурщики!» Тогда Валентин Григорьевич решил сам поступить туда, чтобы узнать «чем провинция отличается от “интеллектуальной столицы”». В 1984 году он окончил Ленинградский институт имени А.И. Герцена художественно-графический факультет и понял: «В провинции больше совести. Люди ближе и добрее друг к другу. Меньше забот о карьере. А уровень не ниже».

«В школе было всё хорошо, пока в 80-х годах не провели «оптимизацию» школы. В чём была «оптимизация»: из школы убрали гипсы («антики») и живую натуру, которые раньше были в программе. И поэтому из школы сразу ушли энергичные ученики, которым нужно было поступать на художественные факультеты, где как раз на экзамене была натура и гипсы. В результате этой «оптимизации» уровень школы упал настолько, что было просто стыдно работать и смотреть в глаза родителям. Всё изменилось, когда «перестроили» СССР. Школу перестали «оптимизировать». В программу педагогами снова были введены гипсы и натура», – как вспоминает сам В. Г. Манухин. В школу стали брать учеников из близлежащих сёл и деревень (порой до 100 км от Ишима).

В 1988 году Валентин Григорьевич становится директором художественной школы, после ухода на пенсию Григория Ивановича Шарапова. В школу стали принимать учеников 9-10 классов, которые хотели поступать на художественные факультеты. За два года они осваивали программу и им выдавались такие же дипломы как всем (Приложение 6-7). Школа жила интересной творческой жизнью, увеличился состав преподавателей, осваивались новые программы, учащиеся получали высокие награды на конкурсах, были открыты класс декоративно-прикладного искусства и подготовительные классы для младших школьников. Крепли связи с учебно-методическими центрами других городов.

В 2000 году Валентин Григорьевич уходит с должности директора. Но до 2016 года продолжал проводить занятия с учениками старших классов, давал индивидуальные уроки для обучающихся, которые хотели поступать в ВУЗы. Сейчас художник на пенсии. Художественной школе он посвятил 48 лет (Приложение 8). В настоящее время художник с удовольствием пишет натюрморты масляными красками (Приложения 9-10), хотя долгое время отдавал предпочтение акварели. Его любимым жанром является натюрморт, потому что он позволяет работать долго и много смешивать красок. Также ему нравится пейзаж, но в такой работе меньше стабильности, потому что солнце быстро уходит. В школе он рисовал портреты многих своих учеников. Любимыми художниками у Валентина Григорьевича являются: Илья Иванович Машков и Пётр Петрович Кончаловский, которые подарили термин «мясо в живописи» (Приложение 11). В свободное время он любит играть в шахматы и занимается спортом: плаванием, ходьбой на лыжах, ходьбой.

1.2. Картины Валентина Манухина

Вашему вниманию представляются некоторые работы Валентина Григорьевича Манухина.

На акварели «Из детства» (Приложение 12) изображены полевые цветы: изумительные ромашки, одуванчики, синеглазые незабудки и фиалки. Сама картина написана в тёплых, летних тонах. Взгляд на неё возвращает нас в атмосферу детства, беззаботных летних дней, проведённых в деревне у бабушки. В акварельной технике, автору удаётся показать необычные цвета, оттенки, цветовую композицию. Всё это придаёт яркость и необычность работе. На заднем плане картины посреди «моря» распустившихся цветов и буйства красок, зритель может различить силуэты мальчика и лошадей.

Картина «Пионы» (Приложение 13) написана в 2008 году маслом – одним из любимейших материалов художника. На ней изображены грациозные цветы, которые освещены ярким солнечным светом. Букет в стеклянной вазе стоят перед распахнутым окном. Глядя на эту картину, мы словно чувствуем этот летний тёплый ветерок, яркое солнце. Вдали виднеются дети, играющие с собакой, разговаривающие между собой. Работая маслом, художнику удаётся показать форму и объём предмета. Как на объект падает свет, какие тени и полутени образуются. Жаркий летний воздух, струящийся через открытое окно, наполняет картину теплом и энергией лета. Всё это усиливает вес картины, она становится более насыщенной, яркой, «сочной».

Далее мы рассмотрим портреты Валентина Григорьевича, на примере картины «Портрет внучки Насти» (Приложение 14), написанной маслом в 2008 году. Художник, точно передаёт контраст между светом и тенью. У него получается передать душевное состояние натурщицы. Это девочка, смотрящая куда-то вдаль, держит в руке ягоды вишни. На переднем плане картины, символично расположились белые лилии: художник подчёркивает чистоту, непрочность молодой девушки. Если внимательно присмотреться, можно увидеть небольшое свечение за головой Насти.

Картина «Лунная соната» (Окно детства) (Приложение 15) обладает своей необычной историей. Валентин Григорьевич писал эту работу в подарок на день рождения своей одноклассницы – Нелли Валентиновны Деевой (Сухановой). Эта картина связана с детскими воспоминаниями автора. В юношеские годы они купили две весельные лодки, оснащённые парусами: «Корсар» и «Надежда». На этих судах друзья любили плавать по реке Ишим, ходить в гребные походы, устраивать «морские потасовки», брать лодки на абордаж, представляя себя капитанами судов. Бесстрашная Нелли – единственная девочка, посещавшая в то время кружок рисования в Доме пионеров – стала юнгой на этих судах.

На данной картине изображены члены экипажа. В полосатой майке – адмирал Анатолий Шорохов. Самый высокий мальчик, заглядывающий в окно – контр-адмирал Владимир Манухин – старший брат Валентина Григорьевича. А между ними рыжеволосая девчонка-юнга это и есть сама Нелли Деева.

Куда же заглядывают ребята? Это окно Дома пионеров. На окне лежат краски и кисти, стоит небольшая статуэтка пастушки с ягнёнком и ваза с прекрасными цветами. Картина окутана тёплой атмосферой. Название для картины придумала сама Нелли Валентиновна. Ей показалось, что белая полоса, идущая посередине картины – это лунная дорожка.

Дружба Валентина Григорьевича с Анатолием Шороховым и Нелли Деевой (Сухановой) прошла через всю жизнь (Приложение 16).

Картина «Осень в городе» (Приложение 17) написана маслом, хранится в частной коллекции. На картине мы видим довольно простой пейзаж, который Валентин Григорьевич рисовал из окна своего кабинета, расположенного на втором этаже ДХШ. Вдали виднеются многоэтажные дома, чуть ближе к нам территория детского сада. Колорит в картине теплый, осенний. Скоро наступит холодной зима. А пока можно любоваться оранжевыми, ярко-красными, желтыми листьями и бирюзовым небом.

Идея создания картины «Мамина колыбельная» (Приложение 18) пришла художнику, когда он увидел, как его дочь укладывает внучку спать и поёт ей песенку. В верхней части картины мы видим спящую девочку, плывущую в небе в облаке-одеяле. Над осенней землёй летят сказочные гуси-лебеди, которые словно сопровождают девочку, чтобы её никто не потревожил. Картина является не законченной. Валентин Григорьевич планировал написать в нижней части картины церковь или несколько домиков и маму с коромыслом. Картина хранится в коллекции В.М. Лузиной.

Валентин Григорьевич на протяжении многих лет работы в ДХШ г. Ишима писал портреты своих учениц. Основные мотивы его работ: юные художницы в интерьере кабинета, залитого лучами солнца, в котором всегда полно цветов, «антиков» и прочих художественных атрибутов (Приложения 19-22).

2. Ученики В.Г. Манухина

За 35 лет существования школы более двухсот выпускников стали художниками, архитекторами, дизайнерами, педагогами, модельерами. В городе трудится более двадцати художников с высшим художественным образованием, около тридцати имеют среднее специальное образование. И многим из них привил любовь к искусству, научил рисовать, подготовил к поступлению в ВУЗы Валентин Григорьевич Манухин.

Владимир Филатов – художник-оформитель. В 1977 году окончил ДХШ г. Ишима. Служил в армии в Германии и работал художником в воинской части Мерзебурга. Работал художником-оформителем на заводе «Ишимсельмаш» с 1983 по 1991 год. С 1991 по 1996 годы работал художником РДК. С 1996 года работает художником в городском Доме культуры (позднее ГКЦ) (Приложение 23).

Образы из любимых детских книг всегда со мной: миры В. Крапивина, А. Грина, Туве Янсон, братьев Стругацких и т.д. Весь этот мир живёт до сих пор в сознании художника, видимо, частично он перевоплотился в его иллюстрациях к трём книгам стихов ишимского поэта Михаила Смолина. Живёт и работает в Ишиме (Приложение 24).

Также можно отметить Порошина Максима, который является архитектором. Окончил Уральский государственный архитектурно-художественный университет. Открыл свою частную дизайнерскую фирму. Занимается оформлением интерьеров (Приложение 25).

Наталья Ромахина, также ученица В.Г. Манухина. После окончания худграфа Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева, вернулась в ДХШ преподавателем. С 2003 года и по сей день является её завучем. Наталья Владимировна участница многих выставок (Приложение 26). В Тобольском государственном музее в постоянной экспозиции представлен её портрет учёного-картографа Семёна Ульяновича Ремезова (Приложение 27). Портрет С.У. Ремизова был дипломной работой Натальи Владимировны. Работа была выполнена по заказу исторического факультета Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева. При ремонте исторического факультета, часть экспонатов была передана в Тобольский государственный музей. Впоследствии музей отказался возвращать картину, выставив её у себя на постоянную экспозицию.

Еще одной ученице Валентина Григорьевича является, Марианна Дюгаева. Она родилась в творческой семье, в которой родители – бывшие студийцы – занимались искусством. Марианна с красным дипломом окончила ДХШ, Омский государственный институт сервиса, по специальности «дизайн среды». Переехала в Москву, где начала заниматься CG-артом – рисованием на графическом планшете. Работала дизайнером в полиграфии, художником-дизайнером в производстве детских игрушек, а также сотрудничала с известной российской дизайн-студией Артемия Лебедева в качестве иллюстратора (Приложение 28).

Инна Свалова окончила Ишимскую ДХШ в 1997 году. В 1999-2004 годах училась в Омском государственном институте сервиса по специальности «дизайн». Инна Свалова – художница, которая предпочитает всем другим видам искусства декоративное. Она очень любит витражи, панно, гобелены. Истоки её интереса – в живописи Востока и декоративном искусстве Азии и Африки. Свои декоративные экспромты она выполняет достаточно быстро и уже не раз выставляла их на молодёжных выставках, где была награждена дипломами. Участница выставок «Палитра Ишима». Живёт и работает в Тюмени (Приложение 29).

Следующая ученица Мария Федосеева. Закончила Томский государственный университет. Ее работы вошли в шорт-лист конкурса коммуникационных искусств 2019 и 2020 годов. Игральные карты 5th Kingdom заняли второе место в категории «Лучший дизайн пипсов» на DOTY 2020. Сейчас живёт и работает в Берлине (Германия) (Приложение 30).

Другим талантливым учеником Валентина Григорьевича является Баласанян Владимир. После окончания ДХШ в 2014 году, закончил художественный лицей при Академии художеств Санкт-Петербурга, затем Санкт-Петербургскую академию художеств имени И.Е. Репина. Участвовал во многих выставках и конкурсах, в том числе Международного уровня (Приложение 31). Увлекается изучением иностранных языков. Был на стажировке во многих странах, таких как Франции и Италии. В настоящее время живёт и работает в Америке.

Десяткова Валерия – одна из учениц Валентина Григорьевича. В ДХШ она пришла уже будучи студенткой медколледжа. Но свою жизнь решила связать с творчеством. Валерия – художник-реалист, специализируется на портретах. На сегодняшний день ей написаны более 150 портретов (находятся в частных коллекциях) и более 100 живописных и графических работ (Приложения 32-33). Валерия – постоянный участник региональных и городских художественных выставок, и конкурсов. С 2019 года Десяткова Валерия – руководитель семейной студии изобразительного искусства «Чудеса».

Калугина Полина – выпускница ДХШ 2016 года. Полина упорно шла к своей мечте – стать художником. Для того чтобы поступить на худ-граф, она каждую субботу в течение 3 лет из Карасуля приезжала в Ишим, где занималась рисунком, живописью и композицией под руководством В.Г. Манухина. С 2017 по 2021 год обучалась в Тюмени в ТюмГУ на факультете Изобразительных искусств. После окончания обучения посещала курсы при Академии художеств имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. Участвовала с творческими работами в выставках: «Ишимская Палитра», «Рисунок на манжетах», «Арт-Вакцина», «Портрет», «Цветы весны», «С искусством по жизни». Художница больше склонна к живописи и колориту (Приложения 34-35). Живописная манера у неё прослеживается даже в рисунке. Вступила в 2022 году в Тюменский Молодежный Союз Художников. Сейчас Калугина Полина работает в ДХШ г. Тюмени.

Тимофей Поплавский ещё один перспективный ученик Валентина Григорьевича сейчас учится на 4 курсе Московского архитектурного университета. Поступить туда было очень сложно – из 800 поступает около 200, по всем рейтингам это лучший институт России. Многие экзамены считаются самыми сложными (Приложение 36).

Одни из последних учениц Валентина Григорьевича, поступившие в 2022 году в Санкт-Петербург: Екатерина Крупко (Высшая школа печати) (Приложение 37) и Елена Чертыковцева (Невский институт дизайна) (Приложения 38-39).

Познакомившись с творчеством учеников мастера, можно сделать вывод о том, что их творчество разнообразно, по жанрам, техникам, подходам к рисованию. Кто-то из учеников Валентина Григорьевича теперь сам преподаёт и является «ступенькой» для молодых дарований на пути становления их творческой личности; другие его ученики сами становятся первооткрывателями и пионерами новых подходов в творчестве. Но всех их объединяет одно: они все целеустремлённые, не боятся экспериментировать, а также преданы своему делу.

3. Связь поколений

Валентин Григорьевич является родоначальником династии художников. Его две дочери, внучка и внук – все они являются художниками. Татьяна Валентиновна (Приложение 40-41), дочь художника, с которой мне посчастливилось пообщаться, рассказала, как отец учил её рисовать: «Рисовать меня учил папа. Однажды, будучи еще совсем маленькой, я попросила папу нарисовать «коняшку», он показал, как нарисовать, дал мне 90 листов пищей бумаги, сказав: «Вот нарисуешь все, и будет у тебя «коняшка».

Творческая карьера Т.В. Манухиной была разнообразна. Она долгое время жила в Тюмени, занималась рекламной и выставочной деятельностью, иллюстрировала серию книг Николая Дудникова «Мой дом Север» (Приложение 42), проектировала интерьеры и ландшафты, преподавала в Тюменском институте культуры на факультете «Архитектура, дизайн и визуальные коммуникации», а также в коммерческой школе дизайна DH города Тюмени. Несмотря на большую рабочую нагрузку, никогда не прекращала занятия живописью (Приложение 43). Каждое лето семья Манухиных собиралась вместе в Ишиме. Это было счастливое время совместных занятий живописью. Результатом стала семейная выставка «Цветы Родины», которая прошла в 2007 году в городском музее. Кроме того, Татьяна Валентиновна на протяжении пятнадцати лет – участник выставки «Палитра Ишима». В июле 2009 года в ТОО ВТОО «Союз художников России» в Тюмени состоялась персональная выставка Татьяны Валентиновны. С 2004 года она член Союза Дизайнеров России и постоянный участник выставок и фестивалей союза. В 2022 году Татьяна Валентиновна принимала участие в XXIV Всеросийском фестивале архитектуры, дизайна и искусств, представив серию графических работ.

В настоящее время она вернулась в родной город. Здесь она работает методистом по научно-просветительской деятельности в музее имени П.П. Ершова, занимается формированием выставок. В родном городе Татьяна Валентиновна организовала художественную студию для взрослых, в которой могут заниматься люди любого возраста. Студия открылась в октябре 2020 года.

Татьяна Валентиновна говорит, что ей повезло, потому что она всю жизнь общается с людьми, любящими живопись. Это её отец, сестра и дочь, их она называет «своей творческой коммуной». Татьяна Валентиновна считает, что не раскрыла свой потенциал полностью, но всё же её детская мечта сбылась – она всю жизнь рисует!

Художница Анастасия Вячеславовна Сухова (Приложения 44-45) представляет третье поколение семьи Валентина Григорьевича. Анастасия Валентиновна родилась и выросла в Ишиме, здесь же окончила художественную школу. Главным её учителем стал любимый дедушка. Своё образование она продолжила в Уральской архитектурно-художественной академии на факультете «дизайна среды». Теперь живет и работает в Тюмени дизайнером интерьеров, но в Ишим приезжает часто – не только в гости к родным, но и, как говорит сама художница, за вдохновением.

Анастасия Вячеславовна является членом Союза художников и Союза дизайнеров России. Имеет много наград в сфере дизайна и живописи. Она постоянный участник ежегодной экспозиции «Палитра Ишима», не раз становившаяся её призёром (Приложения 46-47).

Три поколения художественной династии Манухиных – это не предел! Правнучка Валентина Григорьевича – Варвара тоже проявляет интерес к живописи (Приложение 48).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рисованию учатся долго, художники – всю жизнь. Но не потому, что трудно и сложно, а потому только, что это интересно и нет предела совершенству. Совершенны создания мастеров Древней Греции, но и они не исчерпали всю красоту. В последующие 20 веков художники создавали прекрасные произведения, не повторяясь, не копируя. Открыто творчество в рисунке и живописи для всех, кто не безразличен к собственной одаренности. Только нужно помнить, что любая дорога начинается с первого шага.

Подводя итоги, можно сказать, что общение с людьми, влюблёнными в своё дело, такими как Валентином Григорьевичем и Татьяной Валентиновной, очень вдохновляющее занятие.

Валентин Григорьевич обучил художественной грамоте несколько поколений ишимцев, подготовил к поступлению в художественные вузы многих ребят. Свои занятия рисунком и живописью он воспринимал как часть педагогической деятельности и трудно сказать, где он педагог, а где художник. Обе стороны его таланта оказались востребованы. Пошаговая система освоения художественной грамоты, разработанная Валентином Григорьевичем, делает обучения доступным, успешным и творческим. Она включает немногие базовые понятия, которые легко запоминаются и осваиваются на практике. Он всегда щедро делился знаниями и любовью к искусству и творчеству с теми, кого он учил в ДХШ, кто интересовался рисованием, кто нуждался в его опыте.

Закончить исследовательскую работу хотелось бы словами Татьяны Валентиновны, обращёнными ко всем: «Творчество, помогает сохранять свою личность в течение всей жизни. Занимайтесь искусством – и вы никогда не будете скучать».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«В.Г. Манухин. Художник и педагог», Ишим, 2017.

Лузина В.М. «Мы с музой встретились в Ишиме», Ишим, 2017.

Манухин В.Г. «Программа по рисунку, живописи, композиции», Ишим, Детская художественная школа, 2000.

Газета №3 «Ишимский учитель» / учредитель Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова. – Ишим, март 2018.

Газета № 17 «Ишимская правда» / Учредитель: АНО «Информационно-издательский центр «Ишимская правда». – Ишим, 28 февраля 2017.

Коркина слобода: краеведческий альманах выпуск №10 / Администрация г. Ишима; Ишимский краеведческий музей; Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова; [главный редактор Т. П. Савченкова]. – Ишим: Издательство ИГПИ имени П. П. Ершова, 1999-2016.

Север России XXI век. Художники северных, сибирских и дальневосточных регионов России, том II. – Москва: ОАО «Иван Федоров», 2001.

Archi / От избы до небоскреба: [Электронный ресурс] // https://archi.ru/russia/84729/ot-izby-do-neboskreba

Dribbble / Maria Fedoseeva: [Электронный ресурс] // https://dribbble.com/fedoseeva

Ishimart / История школы: [Электронный ресурс] // https://ishimart.kultura-to.ru/index.php/istoriya-shkoly

Ishimpravda / В ишимской арт-галерее дан старт образовательному проекту «Я – художник»: [Электронный ресурс] // https://ishimpravda.ru/news/194445.html

ForPost – Новости Севастополя / Шорохов Анатолий Федорович: [Электронный ресурс] // https://sevastopol.su/faces/shorohov-anatoliy-fedorovich

Studwood/ Чистяков и его система образования: [Электронный ресурс] // https://studwood.net/1339583/pedagogika/chistyakov_i_ego_sistema_obrazovaniya

Tumentoday/ Трудом их славится земля сибирская: [Электронный ресурс] // https://tumentoday.ru/2010/10/07/трудом-их-славится-земля-сибирская-2/

Tumentoday/ Кисти, краски, карандаш – это мир любимый наш: [Электронный ресурс] // https://tyumedia.ru/222465.html

Tyumedia/ От дома пионеров до УПК: [Электронный ресурс] // http://tyumedia.ru/206225.html

Vikent/ Обучение рисованию и живописи у П.П. Чистякова: [Электронный ресурс] // https://vikent.ru/enc/7884/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

В.Г. Манухин.

Приложение 2.

А.Ф. Шорохов. «Колоски». 1984 год.

Приложение 3.

Февраль 1972 года. Школа № 5. Ишим.

Приложение 4.

Праздник в ДХШ. 1980-е годы.

Приложение 5.

Праздник в ДХШ. 1980-е годы.

Приложение 6.

В.Г. Манухин с выпускниками 1994 года.

Приложение 7.

В.Г. Манухин с учениками встречает художника

Е. Корнильцева-Быстринского. 2010-е годы.

Приложение 8.

Выступление В.Г. Манухина на Межрегиональной выставке детского

художественного творчества «Весенняя радуга». 2014 год.

Приложение 9.

В.Г. Манухин на летнем пленэре. 2002 год.

Приложение 10.

Преподаватели ДХШ: Н.М. Шутов и В.Г. Манухин.

Приложение 11.

В.Г. Манухин. «Посвящение Илье Машкову». Бумага, акварель

Приложение 12.

В.Г. Манухин. «Из детства». Бумага, акварель.

Приложение 13.

В.Г. Манухин. «Пионы». Холст, масло. 2008 год.

Приложение 14.

В.Г. Манухин. «Портрет внучки Насти». Холст, масло. 2008 год.

Приложение 15.

В.Г. Манухин. «Лунная соната» (Окно детства). Холст, масло.

Приложение 29.

В центре «адмирал» Анатолий Шорохов и «юнга» Нелли Деева (Суханова).

Ишим. 2000-е годы.

Приложение 30.

В.Г. Манухин. «Осень в городе». Холст, масло.

Приложение 31.

В.Г. Манухин. «Мамина колыбельная». Холст, масло.

Приложение 32.

В.Г. Манухин. «Саша» (Её не боялись птицы). Картон, масло. 1999 год.

Приложение 33.

В.Г. Манухин. «Портрет ученицы». Холст, масло. 2008 год.

Приложение 34.

В.Г. Манухин. «Галя Петрова. Портрет ученицы». Холст, масло. 2000-е годы.

Приложение 35.

В.Г. Манухин. «Нечаянная встреча. Портрет на память». 2010-е годы.

Приложение 41.

Владимир Филатов.

Праздничная декорация киноконцертного зала имени 30-летия ВЛКСМ.

Приложение 42.

Владимир Филатов.

Иллюстрации к книге стихов ишимского поэта Михаила Смолина.

Приложение 43.

Максим Порошин. Проект загородного дома.

Приложение 44.

Наталья Ромахина. «Мудрая моя бабушка».

Приложение 45.

Наталья Ромахина. «Портрет учёного-картографа С.У. Ремизова».

Приложение 46.

Марианна Дюгаева. «Старая аптека. Ишим».

Приложение 47.

Инна Свалова. «Декоративные композиции».

Приложение 48.

Мария Федосеева. Игральные карты 5th Kingdom.

Приложение 49.

Владимир Баласанян. «Мастер-класс» учителю. 2010-е годы.

Приложение 50.

Валерия Десяткова. «Автопортрет».

Приложение 51.

Валерия Десяткова. «Рождественский натюрморт».

Приложение 52.

Полина Калугина. «Натюрморт».

Приложение 53.

Полина Калугина. «Автопортрет».

Приложение 54.

Тимофей Поплавский. «Лаокоон».

Приложение 55.

Екатерина Крупко. «Натюрморт».

Приложение 56.

Елена Чертыковцева. «Гипсовая голова Цезаря».

Приложение 57.

Елена Чертыковцева. «Натюрморт».

Приложение 58.

Т.В. Манухина за росписью интерьера школы № 8 г. Ишима. 1970-е годы.

Приложение 59.

Художница Татьяна Валентиновна Манухина. 1970-е годы.

Приложение 60.

Т.В. Манухина. Иллюстрации к книге Н. Дудникова «Мой дом Север». 1996 год.

Приложение 61.

Т.В. Манухина. «Рудбекия».

Приложение 62.

В.Г. Манухин с внучкой А.В. Суховой на выставке

«Воспоминание о лете. Цветы России». 2007 год.

Приложение 63.

В.Г. Манухин с внучкой А.В. Суховой на открытии её персональной выставки «Просто живопись». 2015 год.

Приложение 64.
Анастасия Сухова. «Лето. Портрет девушки». 2012 год.

Приложение 65.
Анастасия Сухова. «Вороны».

Приложение 66.

«Вновь я посетил тот уголок…»

А.В. Сухова с дочкой Варварой в классе ДХШ. 2010-е годы.

Просмотров работы: 248