Русская печка: вчера, сегодня, завтра?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русская печка: вчера, сегодня, завтра?

Полтева Ю.Е. 1
1МБОУ СОШ с.Стегаловка Долгоруковского района Липецкой области
Родионова Л.М. 1
1МБОУ СОШ с.Стегаловка Долгоруковского района Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Актуальность данной темы обусловлена тем, что понятия «русская культура», «народные традиции», «мудрая старина» очень важны для патриотического и духовно-нравственного воспитания современных детей.

Готовясь к проведению фольклорного праздника «Деревенские посиделки», приуроченного к году народного искусства, мы с одноклассниками составляли сценарий, подбирали костюмы, искали старинные вещи, чтобы украсить класс под народную избу. Но какая же изба без печки! Было решено соорудить печь из картона. Но когда начали это делать, то столкнулись с проблемой: с одной стороны, все знают, что такое печка, что она встречается во многих русских народных сказках, с другой стороны у современных школьников очень скудные, расплывчатые знания и представления об этом предмете старины. Оказалось, что практически никто не знает, как устроена печка, как к ней относились в давние времена, какие приспособления и предметы связаны с печкой.

Поэтому автор решила побольше узнать о печке, сделать её макет, оформить весь собранный материал в форме летбука, чтобы потом рассказать эту информацию одноклассникам и ученикам начальной школы. Так, печка стала героиней исследовательского проекта, потому что она – яркий символ русской культуры.

Проблема: русская печка, казалось бы, очень известный предмет старины, который встречается во многих сказках, но сведения о ней у современных школьников очень малы.

Но, к счастью, в последнее время растет интерес к культурному наследию русского народа: проводятся этнофестивали и фольклорные праздники, создаются музеи и организуются выставки, посвященные русскому быту. И даже в наши дни печка продолжает служить верой и правдой, о чем свидетельствует многочисленная реклама в Интернете, значит русская печь еще не стала «преданьем старины глубокой».

Цель работы: изучение роли и устройства русской печи в жизни человека для создания ее макета и летбука.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю создания и устройство русской печи.

2. Познакомиться с образом русской печи в устном народном творчестве.

3. Узнать о значении печки в жизни русского народа

4. Собрать и проанализировать материал о русских печах в селе Стегаловка и близлежащих деревень.

5. Изготовить макет русской печки.

6. Систематизировать материал о русских печах в форме летбука.

В работе использовались следующие методы:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Наблюдение: экскурсия в музеи.

3. Интервью местных жителей.

4. Поиск информации в Интернете.

5. Анкетирование

6. Практическая работа

Практическая значимость проекта: материалы проекта (текст, макеты, летбук) можно использовать при изучении фольклорных тем на уроках и внеклассной работе, экскурсий в музее, проведении праздников и мероприятий, как наглядные пособия в школе и детском саду, как развитие ребенка и приобщение к русской старине, к своим истокам.

1. Глава 1 (теоретическое описание проекта)

1.1. Определение слова «печь».

Для начала автор нашла в словарях определения слова «печь»:

Словарь С.И. Ожегова: «Печь - сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи.»

Словарь Д.Н. Ушакова: «Печь – каменное или металлическое сооружение, накаливаемое сжиганием дров или иного горючего вещества и служащее для нагревания помещений или для обработки каких-нибудь материалов.»

Толковый словарь В.И. Даля: «Печь – это снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба»

Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой: «Печь - устройство для отапливания помещения и варки пищи.»

В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Шанского Н.М.написано, что слово печь общеславянского происхождения, буквально значит «место, где пекут, жарят».

1.2. История печи.

Из материалов книг и интернета автор узнала об истории возникновения печи.

Русские печи появились в начале XV века, делали их из глины и поначалу они не имели дымовых труб, то есть топились «по-черному». Эти печи назывались курные, потому что печь действительно курилась – большой огонь в ней нельзя было развести из-за опасности поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через входные двери.

Со временем в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи эти отверстия заволакивали – закрывали деревянными заслонками, поэтому их называли волоковыми окнами. Топили печи и «по-серому» – дым выпускали на чердак, откуда он постепенно уходил через слуховые окна и неплотности крыши. Удивительно, но русские печи, работающие «по-черному» и «по-серому», не загрязняли стен помещения. А наоборот, такие дома были крепкими, стояли 100 лет и в них не было тараканов и клопов. Учёные полагают, что топка по-чёрному была так же эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, которая была в Европе, менее всего коснулось Руси.

Копоть оседала лишь вверху, потому что наши предки умудрялись добиваться полного сгорания дров. Всё дело в том, что печь топили дровами лиственных пород: поленья располагали так, чтобы они свободно омывались свежим воздухом, а для того, чтобы избавиться от копоти, сверху клали поленья из осины.

Курные печи часто становили причиной пожаров и в 1571 году даже был издан приказ, который запрещал топить печи с весны до самой стужи, а готовить пищу и печь калачи можно было в надворных русских печах.

В конце 15 века на крышах стали устанавливать деревянные трубы (дымосборники)для отведения дыма. Новые дымники усилили тягу, улучшили горение, но часть тепла уходила в трубу и возникали частые пожары, так как первые трубы делались из дерева.

И только во времена Петра I над печками появились безопасные кирпичные трубы. Такие печи стали называть белые, потому что топили их «по-белому», т.е. без дыма в избе.

Таким образом, русская печь имеет многовековую историю, прошла долгий и достаточно сложный путь своего совершенствования.

1.3. Устройство печи.

Сложить хорошую белую печь было делом не простым. Строитель печи называется печником. Хорошие печники всегда пользуются почетом и уважением среди населения, т. к. плохо сложенную печь иногда очень трудно починить (перебрать), плохая печь дымит и плохо хранит тепло (что требует перерасхода дров).

В нашем селе Стегаловка раньше было много хороших печников, которые клали добротные печи. К сожалению, сейчас таких мастеров в нашем селе осталось очень мало, потому что в каждый дом проведён газ, и нужда в огромном отопительном приспособлении, как русская печь, отпала. Но некоторые хозяева всё равно оставили печку в доме, кто-то как предмет интерьера, кто-то как отопительный прибор, на случай если газа не будет, а кто-то как дань уважения к этому предмету старины. Есть в нашем селе печник Саввин Владимир Семенович, который поведал о том, как клали печи в Стегаловке.

Есть такое выражение «плясать от печки», потому что от расположения печки зависело внутреннее расположение избы. Печка занимала четвёртую, а иногда и третью часть дома. Её строили на расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Прямо на земле устанавливалось опечье – это небольшой деревянный сруб, чаще из дубовых брёвен. Он был фундаментом печи. На брёвна настилали доски, посыпали их речным песком, и выкладывалось днище печи – под. Над подом из камня, красного кирпича и глины, которую брали по берегам местной речки Свишенки, сооружался свод печи. В центре печи изготавливали устье, где была топка или её называли ещё горнилом. В верху располагалась труба для дымохода и задвижка. Печь имела внизу подпечек – для хранения дров или печного инвентаря (прилож.7)

В русской печи было много удобных приспособлений. Например, шесток – полочка перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. В боковой стене печи делались неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы и лучину для растопки. В тёплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу. От печи по верху под потолок приделывались полати. В углу печи у устья располагался «бабий кут», уголок, где рукодельничали женщины. Еще это место называлось «середа», «чулан», отгораживалось от дома занавеской.

На печи был устроен лежак. Спали ногами на печи, а головой в прохладе, если же было холодно — можно было и полностью лечь на лежак.

Из воспоминаний местной жительницы Морозовой Аллы Владимировны 1960 г.р.: «В нашем небольшом доме жили дед и бабушка, мама и папа, два дяди с женами и детьми. Места всем не хватало, дети спали на печке. Там же и домашние уроки готовили. Весь потолок над лежаком был исписан примерами и задачами»

Из воспоминаний бабушки автора Саввиной Галины Михайловны 1956 г.р.: «Я любила сидеть на печи, прислонившись спиной к теплой грубке. Тепло от печи разливалось по всему телу, меня клонило в сон и я часто дремала на печке. На лежаке была расстелена ткатая попона, лежали подушки и одеяло.»

Из воспоминаний учительницы Родионовой Людмилы Михайловны 1974 г.р.: «Когда я жила у бабушки, то на печке никто не спал, для этого были кровати и диваны. Но вот залезть на печку и поиграть на ней было любимым занятием. На лежаке всегда было много подушек, одеялок, лежак был занавешен красивыми занавесками, мы устраивали на печи домик и играли там в куклы. Было очень уютно.»

1.4. Приготовление пищи.

В русской печи можно готовить очень вкусную еду, например, печь блины или пироги. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной однонаправленным подогреванием (на плите). Процесс приготовления пищи в русской печи можно назвать томлением то есть, когда длительное время держится равномерное температура.

Из воспоминаний бабушки автора Саввиной Галины Михайловны 1956 г.р.: «Я любила смотреть как бабушка утром ложила в печь дрова и разжигала костёр. Когда дрова прогорали и оставались угольки, бабушка брала кочергу и собирала угли в кучу, ставила таган, а на него чугонок с картошкой. Потом закрывала печь заслонкой и картошка там варилась-томилась. Через некоторое время открывала заслонку и рогачом вынимала из печи чугунок. Картошка была очень вкусная и пахучая. Чугунок с остатками картошки после обеда бабушка ставила в печурку, укутывала полотенцем, чтобы картошка оставалась тёплая и не остывала. Ещё бабушка пекла в печи пироги и пышки. Она ставила в печь большой квадратный таган, на него ложила квадратный лист железа (раньше не было сковородок) и на нём пекла вкусные пироги и пышки.» (Лексика героини сохранена)

Из воспоминаний учительницы Родионовой Людмилы Михайловны 1974 г.р.: «Бабушка вставала рано, часов в 5 утра, и я сквозь сон слышала, как она носит уголь, двигает железные кольца (блины) на плитке, растапливает печь. В доме было прохладно и я засыпала, кутаясь в одеяло. Часов в 9 просыпалась, было уже светло и тепло. А на столе стоял чугунок с вкусной рассыпчатой пшенной кашей. Это моя любимая каша по сей день.»

1.5. Посуда для печи.

Чтобы ответить на вопрос «Какую посуду применяли для приготовления пищи и какие приспособления существовали при пользовании печкой?», автор отправилась в школьный музей. Руководитель музея Карцева Светлана Дмитриевна не только рассказала, но и показала печную утварь, даже научила ей пользоваться. Печку в школьном музее сделали в натуральную величину учитель технологии Фролов Александр Фёдорович и рабочий Карташов Виктор Иванович.

В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пищи пользовались чугунками, ухватами, садниками (хлебная лопата), сковородниками (чапельник)и, конечно сковородами (чапел). Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки.

При печи были ещё кочерга для перемешивания углей и выгребания золы, а так же помело и ометалочка (веники), совок и щипцы для горячих углей.

1.6. «Печка лечит..."

Печка служила семейным доктором. Люди прогревались на печи, изгоняя простудные заболевания и радикулит. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью, добавляли в мази и отвары. Намажешься- и будешь чумазый, зато здоровый.

К услугам печи прибегали и знахари. Если ребёнок не спал по ночам, его обмывали водой на шестке, при этом заслонка печи должна быть открыта. Печку просили избавить ребёнка от болезни.
Если ребёнок долго не ходил или рождался слабым, совершали обряд «припекания»: ребёнка сажали на хлебную лопату и совали в тёплую печь. Таким образом стремились уничтожить болезнь.

В старину рождались детки не в больнице, а дома. Как только ребёнок появлялся на свет, его тут же клали на печную лежанку, считалось, что родившегося на печи ребенка ожидает долгая и счастливая жизнь.

Из воспоминаний местной жительницы Морозовой Аллы Владимировны 1960 г.р.: «Когда у деда прихватывало поясницу, он говорил нам: сегодня я на печи сплю, пусть «матушка» меня полечит.»

1.7. Печь-синоптик.

Печь так же могла предсказать погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая – на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель.

1.8. А ещё русская печка служила баней.

В ней люди, у которых не было бани – парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Поэтому печь специально делали более просторной, с широким устьем и высоким сводом. В ней свободно мог сидеть взрослый человек. (Во время Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи). После того, как в печь хорошо протопили, приготовили еду, оттуда выгребали весь уголь и золу, стелили липовые или осиновые доски, или влажную солому, ставили деревянный ушат с водой, человек залезал и парился, как в бане, хлестал себя веником. Потом вылезал, шел на улицу и обливался холодной водой.

Из воспоминаний учительницы Родионовой Людмилы Михайловны 1974 г.р.: «В самой печи мы, конечно не парились, а вот на середе в тазике у открытого устья печки меня в детстве мыли, приговаривая «С гуся вода, с Люды худоба». И я, правда, в детстве была пухленькая и упитанная»

1.9. «Печные» поверья.

Есть легенда на Руси, что в каждой крестьянском доме хранителем очага считался домовой. Он незримо охранял не только огонь в русской печи, но также дом и его обитателей, храня их от воров и недоброго глаза. Считалось, что он любит полакомиться кашей и вздремнуть в теплом уголке на печи.

Когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж. Завершая свадебный обряд, бросали в печь пустой горшок и приговаривали: «Сколько черепков, столько молодых ребят».

В присутствии печи, как при матери, нельзя было ругаться и ссориться, если кто - то позволял себе нецензурное высказывание, его одергивали словами: «Печь в хате!».

Если хозяйка держит печь (в особенности шесток) неопрятно, то ее дети, по поверью, будут грязны и сопливы, а если огонь гаснет в момент рождения ребенка, то он вырастет злодеем и разбойником.

Вынув хлеб из печи, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т.е. не было голода.

Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути.

И еще очень много поверий, связанных с печкой, существовало, потому что почти вся жизнь человека в те времена была связана с печкой, что еще раз подчеркивает значимость этого предмета в жизни русского народа.

1.10. Образ печи в фольклоре.

Печка является героиней многих фольклорных произведений: сказок «Гуси-лебеди», «Про Емелю дурака», «По щучьему велению», «Три богатыря», «Терёшечка», «Волк и семеро козлят», русских пословиц и поговорок, песен и частушек.

Автор изучила данные сказки и сделала вывод, что в сказках русский народ печь одушевляет, наделяя различными человеческими чертами: печь умеет разговаривать, даёт советы, поучает, разными способами помогает героям сказок : она их кормит, спасает от опасности, укрывает, довозит до места ( «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят»). Также печь способна наделить героя неземными силами . Русский богатырь Илья Муромец 33 года лежал на печи и набирался сил для будущих подвигов, прежде чем встать на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов. Печь дала ему столько силы, что он стал самым могучим и знаменитым богатырем на Руси.

Огромное количество пословиц и поговорок о печи так же является свидетельством уважения русского человека к этому предмету. «На печи и зимой красно лето», «Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть», «Красна изба углами, а печь пирогами», «Как ни мечи, а лучше на печи».

Итак, анализ литературы и фольклора показал, что прошлое русской печки чрезвычайно богато. Она, действительно, являлась в старину неотъемлемой и очень важной составляющей быта русского человека.

А как же дело состоит сегодня?

2. Глава 2 (практическое описание проекта)

2.1. Анкетирование.

Автор проекта провела анкетирование учащихся 3-5 классов (50 человек) с целью выяснения знаний детей о русской печке. Результаты анкетирования представлены в таблице 2.1.

Вопросы

Ответы

1. Видел ли ты когда-нибудь русскую печку?

В жизни- 35 чел.

В книге – 7 чел.

По телевизору (интернету)- 5 чел.

Никогда-3 чел.

2. Для чего нужна русская печка?

Приготовление пищи – 26 чел.

Отопления дома- 34 чел.

На ней спали – 12 чел.

 

3.Какие приспособления нужны для того, чтобы работать у русской печи?

Горшок – 4 чел. Чугунок – 2 чел.

Ухват – 3 чел.

Лопата – 3 чел.

Кочерга – 12 чел.

4. В каких сказках упоминается русская печь?

«Гуси – лебеди» - 8 чел

«По щучьему велению» - 12 чел.

Колобок – 5 чел.

«Иван-дурак» - 6 чел.

5. Есть ли у вас русская печь?

У нас дома- 7 чел.

У бабушки или у соседки- 11 чел.

Нет ни у кого – 32 чел.

 

Таблица 2.1.

Автор обратила внимания на несоответствие ответов: видели печь в жизни -35 человек, а дома она есть только у 18 человек. Оказалось, что печку дети видели в школьном музее и в краеведческом музее соседнего с. Стрелец, куда ездили на экскурсию во время школьного лагеря. А многие видели не русскую печку, а плиту.

После анализа анкет, автор еще больше укрепилась в мнении, что тема ее проекта актуальна и нужна. Современные дети, да и взрослые крайне мал знают о русской печке.

2.2. Русская печь в жизни односельчан.

Чтобы узнать, сколько же печек осталось в с. Стегаловка, автор отправилась в сельскую администрацию, где специалист Дешина Александра Андреевна рассказала, что из 500 домов где-то в восьми есть русские печи в настоящее время.

Они сохранились в домах следующих хозяев: Мясоедов Николай Васильевич, Скуридина Евдокия Петровна, Саввин Владимир Семенович, Саввина Нина Ивановна, Образцова Вера Александровна, Руднев Евгений Васильевич, Иванова Елена Геннадьевна.

Удалось побывать в гостях у замечательного человека и хозяина Мясоедова Николая Васильевича. Печка у него в идеальном состоянии. Большая, нарядная, ухоженная. Видно, что хозяин ее бережет и ценит.

Николай Васильевич рассказал, что печи по высоте устья строились под хозяйку дома, под ее рост. Ведь большую часть времени хозяйка проводила у печи. Размер лежанки определялся числом членов семьи, чем больше народу, тем больше печь.

Русская печка почти всегда стояла в центре дома, либо справа, либо слева от входной двери, чтобы обогревать все его уголки равномерно.

Со слов жительницы села Скуридиной Евдокии Петровны узнали, что топили печь дровами, соломой, а кто победнее и кизяком. Это высушенный навоз, благо раньше его было много, так как каждая семья держала на дворе скотину. В печи раньше пекли ржаной хлеб, варили щи, каши, картошку. Иногда обходились и без посуды - например, для приготовления подового хлеба, который выпекался прямо на поверхности пода после топки.

В соседней маленькой деревне Ильинка газ не проведен, поэтому местные жители отапливают дома плитами, от которых по всему дому идут трубы. На плите зимой и еду готовят. А вот в доме у Морозовых Валентины Васильевны и Аллы Владимировны сохранилась настоящая русская печка, в самом устье еду уже не готовят, топят только плиту, но нагревается вся печка и отдает тепло большому дому. Когда приезжают гости, Алла Владимировна даже и в настоящее время спит на печи. Содержание печки сложно для двух одиноких женщин, побелить и подмазать печь не составляет труда, но иногда заваливается стена печи. И тут может помочь только мастер-печник.

В соседнем селе Стрелец живет такой человек, мастер на все руки, Образцов Сергей Андреевич, отец его, Образцов Андрей Тихонович, тоже был знатным печником, своему ремеслу и сына обучил. (прилож.19)

Из телефонного разговора с Сергеем Андреевичем Образцовым, 1950 г.р.: «Услугами печника пользуются, в основном, только пожилые люди, в домах которых еще сохранились печи. Но таких домов крайне мало. Раз, два и обчелся. Подмазать, кирпичи переложить, дымоходы почистить. А так, чтобы новые печи ложить…нет, такого нету»

Получается русская печка умирает? Но реклама в интернете говорит об обратном, что сейчас возрождается мода на печку. Обеспеченные люди в своих загородных домах кладут печи, украшают, стилизируют под современность.

2.3. Практическая работа. Макет избы.

Для создания макета печки автор воспользовалась рассказами печника Саввина В.С. и материалами книг и интернета. Сначала изучила теоретический материал, посмотрела рисунки и видео. Собрав воедино все сведения, автор приступила в практической работе – изготовлению макета русской печки.

Из картона из-под коробок сделала заготовки всех частей печи, склеила их клеем-пистолетом для прочности, проклеила швы малярным скотчем.

Макет печки обклеила белыми салфетками, чтобы сравнять все шероховатости. После того, как заготовка за ночь хорошо просохла, покрасила печку белой краской, устье и заслонку покрасила черной краской. Наклеила картонные квадратики оранжевого цвета под кирпич. Черной краской нарисовала печурки и покрасила заслонку.

Из палочек, проволоки, пластилина изготовила печную утварь. В подпечье положила дрова – нарезанные палочки. На картон наклеила распечатанные на принтере рисунок для пола. Из палочек склеила лестницу и поставила рядом с печкой.

В технике «лоскутное шитье» сшила одеяло и положила на лежак печи.

Изготовленный макет печи поставили в классе в шкаф. Любой желающий может внимательно разглядеть устройство русской печки, немного прикоснуться к старине.

Многие одноклассники загорелись желание и сделали макеты избы с печкой, столом, лавками, сундуком. Свои макеты они подарили ученикам младших классов, чтобы те в игре знакомились со своей историей и традициями.

2.4. Практическая работа. Летбук «Русская печь»

Весь собранный теоретический материал оформила в наколенной книге- летбуке «Русская изба». Из картона склеила основу летбука, распечатала весь материал на цветном принтере, разрезала, склеила, сложила, чтобы получились кармашки, «гармошечки», «книжечки», свитки, окошечки, пазлы. Весь материал наклеила в строгой последовательности. Приклеила ленточки для завязывания. Для долговечности использования все части летбука обклеила скотчем. С обратной стороны в кармашке поместила пазлы (прилож. 26)

3. Заключение

Изучив вопрос о русской печи с разных точек зрения, автор поняла, что печке в жизни народа действительно отводилось особое место, печь для русского человека была центром его жизни. Печка в русском фольклоре показана как живая, добрая, мудрая, справедливая, печке в доме оказывалась особая честь. Народ изображал её такой, потому что печка была первой помощницей в доме. Она и поила, и кормила, и согревала, на печи спали, в ней мылись, сушили одежду, обувь, с её помощью лечились, использовали для освещения дома. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. С печью был связан весь быт, вся жизнь русского народа. Печка- это символ России.

Поэтому очень важно, чтобы современные дети с самого раннего возраста знали свою историю, традиции, истоки, любили и уважали свою культуру. А проект «Печка-матушка» должен в этом помочь.

Весь материал своей работы автор собрала в летбуке «Русская печь». Из этой маленькой наколенной книги можно узнать об устройстве печи, истории, традициях, печной утвари, о поверьях, связанных с русской печкой. Одноклассники и ученики младших классов с удовольствием рассматривают летбук на переменах и после уроков, не только повышают уровень своих знаний, расширяют кругозор, но и приобщаются к народным традициям. Возможно, кто-то из них захочет построить в своём доме настоящую печку. А значит русская печь будет жить!

Дымок из трубы улетает,

Как в древней далёкой Руси.

В России домов не бывает

Без русской добротной печи.

Изба без печи сиротеет,

Без неё нет в доме тепла.

Она словно символ России,

Была, есть и будет всегда!

4. Список литературы.

1. Баранов Д.А. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб: «Искусство -СПб», 2001

2. Бежкович А.С., Жегалова С.К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. – М.: Советская Россия, 1959

3. Даль В. Пословицы русского народа. – М., 1957.

4. Козлов А.А. История печного отопления в России. - М: «АНКО», С-П: «Эксклюзив Стиль», 2017

5. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2006

6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.

7. Улыбашева М.А. Русская изба. От печки до лавочки. – «Настя и Никита», 2020

8.Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

9. http://pechnoedelo.com/otopitelno-varochnye/ustroystvo-vidy-russkikh.html

10.https://www.forumhouse.ru/journal/articles/7175-russkaya-pech-nasledie-predkov-i-sovremennoe-ispolnenie-umelcami-portala

Просмотров работы: 34