Значение символики Снежного льва в буддизме

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Значение символики Снежного льва в буддизме

Демянов Д.Д. 1
1МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №2"
Цырендашиева М.Е. 1
1МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №2"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Недавно я посмотрел старинный фильм «Невероятные приключения итальянцев в России», снятый в 1974 г. советским режиссером Эльдаром Рязановым.

Фильм был очень смешным. Было очень интересно смотреть.

Большое впечатление на меня произвел город Санкт-Петербург (в фильме Ленинград). Меня восхитила архитектура, здания, похожие на замки и дворцы, красивые улицы и набережные. В будущем, когда я вырасту, я бы хотел стать архитектором или строителем.

Еще в этом фильме я не мог не обратить внимание на множество разных статуй львов (Приложение №1. Фото 1). Они были везде! И это было здорово!

Так как я живу в поселке Агинское - столице Агинского Бурятского округа (Забайкальский край), а мои дедушка и бабушка живут в селе Амитхаша, я с мамой неоднократно проезжал мимо Агинского дацана. Мы посещали дацан, заходили к ламам, делали гороо (движения по ходу солнца). Мне всегда нравилось приезжать в дацан, мне нравятся яркие цвета, красивые здания, барабаны, которые можно крутить. И, конечно же, статуи, много разных статуй.

После просмотра фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», я вспомнил, что видел статуи львов перед входом в дацан. Мне стало интересно, почему и для чего архитекторы так любят устанавливать статуи львов перед входом в здания. Что же это означает?

Я думаю, что интересно будет не только мне, как будущему архитектору, но и моим одноклассникам и друзьям, может быть, еще кто-то заинтересуется этой темой.

Чтобы лучше изучить эту тему, мы просмотрели множество сайтов, изучили историю Агинского дацана, значение льва в архитектуре разных народов, и в буддизме, в частности, также в планах встретиться со служителем дацана, посетить библиотеку дацана.

Актуальность исследования: 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России. В Агинском округе среди объектов культурного и исторического наследия особо выделяются центры духовного развития - памятники 19 века Агинский, Цугольский дацаны и Свято-Никольский храм.

Объект нашего исследования – изображение снежного льва.

Предмет исследования – значение снежных львов в буддизме.

Цель исследования – изучить значимость изображений снежных львов в Агинском дацане.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить литературу и другие источники по данной теме;

- изучить историю символики снежных львов;

- изучить историю появления скульптур и изображений снежных львов в Агинском дацане;

- отметить месторасположение снежных львов на территории дацана;

- сделать выводы;

- разработать путеводитель по дацану с указанием местонахождения изображений снежных львов.

Гипотеза – мы предполагаем, что, если мы изучим проблему с теоретической и практической точек зрения, то выясним значение изображений снежных львов в буддизме на примере Агинского дацана.

В ходе работы мы использовали следующие методы:

- теоретическое изучение проблемы (изучение доступной литературы);

- практическое изучение проблемы (опросы, интервью, экскурсии);

- сопоставление и анализ полученных фактов и сведений;

- разработка путеводителя.

Теоретическая и практическая значимость данной работы в том, что этот материал и разработанный нами путеводитель могут быть использованы школьниками, их родителями, учителями, воспитанниками дошкольных учреждений, прихожанами дацана и прочим, и привлечь внимание к культурному-историческому наследию нашей малой родины Агинскому дацану.

Основная часть

1.Значение символики Снежного льва в буддизме.

«Бирюзовый лев пребывает в пространстве,
Тело его как у змея,
Но парит он подобно птице в небесах!
Не птица он, не змей, ничто такое!
Он — бирюзовый лев.»

Песня йогинаШабкараРинпочеЦодрукРандрола

Лев как царь зверей — это древний индийский символ верховной власти и защиты. В буддизме лев является важным символом Будды, одним из имен которого стало Шакьясимха, то есть. «Царь рода Шакьев». Речь Будды иногда называют «Львиный рык», что символизирует превосходство его учения над всеми другими доктринами. Будду часто изображают на троне, который несут на спине восемь львов, которые представляют восемь великих бодхисаттв. Белый снежный лев с большой гривой — национальный символ Тибета. Согласно средневековым хроникам, начиная с 820 года снежные львы изображались на штандартах тибетских военачальников.

В первой трети XX века Далай-лама XIII учредил государственную символику Тибета — герб и флаг, на которых присутствовали изображения снежных львов, держащих в лапах буддийские символы. [1].

Снежный лев часто упоминается в тибетских народных песнях и пословицах. Считается, что он живет в самых высоких горах, так как это «царь зверей», который будет возвышаться над другими животными низших уровней. Снежные львы могут также представлять отшельников и йогов, которые живут высоко в горах (Приложение 1. Фото2.).

Его изображение можно увидеть не только на тибетском государственном флаге, но и на печатях и штампах, на монетах и банкнотах, на значках и личном гербе Далай-Ламы. На танках часто изображают пару снежных львов, играющих на вершине снежной горы.

Лев индийского искусства нашёл своё культурное воплощение в тибетском искусстве как мифологический снежный лев Тибета. Этот белый снежный лев с бирюзовой гривой — главное местное божество тибетских горных снежных хребтов. Поскольку можно сказать, что буддизм «перепрыгнул» через Гималаи из Индии в Тибет, считается весьма благоприятным заметить игривые прыжки снежного льва с одной снежной вершины на другую. Снежные львы также могут изображаться играющими с мячом, подобно котятам. В тибетском искусстве мячи обычно рисуются как трёхцветные «колёса радости» [2].

Древняя легенда про Будду рассказывает, что в путешествиях его сопровождала маленькая собачка. В случае опасности, она превращалась в огромного грозного льва и защищала своего хозяина. Вероятно, в основе этой легенды лежало представление о собаках породы лхасскийапсо. Эти собаки были выведены в Тибете более двух тысяч лет назад и особо ценились ламами.

Так как лев обладает великой охранной силой, он служит мощным покровителем и защитником. За такие свойства изображения львов часто размещали перед дворцами, храмами и различными священными сооружениями.

Есть несколько неизменных традиционных правил и характеристик, в соответствии с которыми львы изображаются и устанавливаются. Они могут незначительно различаться в зависимости от эпохи и региона. Каждая, даже незначительная деталь, обычно глубоко символична:

Львы всегда ставятся парами - лев и львица. Если встать лицом к входу, то лев всегда будет справа, львица - слева.

Что касается внешних различий, то, чаще всего, лев изображён с шаром Тама в правой лапе, львица - со львенком в левой лапе (но правило это не всегда соблюдается). Шар Тама в буддизме является символом мудрости. Он дает энергию для великих свершений. Шар часто изображается с узором "цветок жизни".[3].

Существует древняя легенда о том, что в лапах львов содержится молоко и, что они любят играть с шарами. Поэтому в древние времена люди оставляли шары в лесу, в надежде, что придут львы, начнут играть с шарами и оставят на них хоть немного счастливого молока. Именно поэтому лев изображается с шаром. Что же насчет львицы со львенком, то здесь возможны вариации в трактовке образа. В некоторых случаях считается, что львица играет со львенком. У других же скульптур можно явно разглядеть одну интересную особенность - львёнок лежит на спине, львица подпирает его лапой, при этом львенок сосет когти львицы. Этот, на первый взгляд странный образ, исходит всё из той же легенды, изложенной выше. По легенде, как мы помним, в лапах у льва содержится молоко, и львица просто кормит львёнка молоком.

Очень часто одного льва изображают с открытой пастью, а второго с закрытой. Трактовка здесь бывает разной. Это может быть символом рождения (вдох) и смерти (выдох). В другой трактовке это символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых. И самое распространённое значение: открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая — удерживать и защищать добрых [4].

Встречаются также скульптуры, где у обоих львов в приоткрытой пасти спрятан шар - жемчужина. Причём, жемчужина свободно катается внутри пасти, но вытащить её невозможно. Согласно фэншуй, жемчужина во рту способна исполнять желания. Это символ гармонии духовного и материального богатства, символ единства противоположностей, неразрывности материи и духа.

Кстати, о жемчуге, также нередко львы изображаются с жемчужиной, висящей на шее.

И ещё один атрибут на изображениях льва - колокольчик. Колокольчику приписывается свойство отпугивать негативную энергию, что должно усиливать защитные функции льва[4].

Следовательно, лев обладает великой охранной силой, он служит мощным покровителем и защитником. За такие свойства изображения львов часто размещали перед дворцами, храмами и различными священными сооружениями.

2.Львы в дацане Санкт-Петербурга

В так понравившемся мне фильме «Невероятные приключения итальянцев в России», один герой, потеряв надежду найти клад, сказал фразу, что в Питере львов больше, чем жителей. Действительно, Санкт-Петербург — бесспорный лидер по количеству львов.

Мода украшать дома, парки и площади скульптурами этих животных пришла из Европы во времена Петра: у дворцов и общественных зданий, в парках и на набережных появились львы, некоторые из них лежали или сидели, а многие упирались лапой в шар [4].

Однако не только средиземноморские скульптурные веяния долетали до российских просторов. В Санкт-Петербурге, на Петровской набережной, экзотический ветер с Востока оставил пару затейливых китайских львов-стражей. Материал, из которого изготавливают этих животных, может быть разным (например, вход в Петербургский дацан, облицованный гранитом, стерегут гранитные львы, возле некоторых дацанов стоят львы, выполненные из папье-маше и покрытые яркими красками), но их предназначение одно – охрана буддистского храма. Эти львы (как вариант – тигры) заимствованы из китайской архитектуры[5].

В Петербургском дацане звери имеют свой секрет: в пасти каждого при особой сноровке можно обнаружить гранитный шарик. По словам настоятеля храма Буды Б., желающие могут подойти к львам и, покрутив этот шарик в пасти, попросить то, что необходимо: у львицы (символа женского начала) – счастья в семье, радости материнства и покровительства для своих детей, а у льва – успехов в бизнесе, карьерного роста, стабильности. [6].

Постамент, на котором стоят львы – не просто часть архитектурной композиции, но и элемент, несущий в себе культовое начало. В основание постамента вкладывают определенным образом подготовленные и освященные предметы, внутрь закладывается так называемая «бумба» – сосуд с буддистской атрибутикой, а также специально изготовленный меч мудрости. Это необходимо для того, чтобы львы, которые стоят у входа в дацан и являются, по сути, его охранниками, обладали сакральной силой.
Так уж сложилось, что до 1917 года у буддистского храма в столице российской империи львов поставить не успели, не говоря уже о первых послереволюционных годах, когда было не до устройства территории дацана. Львы, охраняющие храм, были установлены здесь совсем недавно, в октябре 2010 года, тогда же прошло торжественное освящение и закладка ритуальных предметов в основания постаментов. Процесс изготовления львов стал интернациональным. По заказу петербургского дацана бурятские ламы сделали предварительный эскиз, основой для которого послужили фотографии львов из старых дацанов Монголии. Затем китайские мастера вырезали из цельного гранита львицу и льва, скульптуры были доставлены в северную столицу. Изготовлением постаментов, установкой и монтажом скульптур занимались специалисты по граниту из Москвы и Петербурга. [6].

Итак, снежные львы Петербургского дацана появились совсем недавно и имеют свой секрет: в пасти каждого можно обнаружить гранитный шарик.

3. Социологический опрос.

В своём исследовании мы хотим выяснить, знают ли одноклассники о существовании снежных львов и где они в жизни, в окружении своём встречали львов. Знают ли о предназначении львов. В классе был проведен опрос:

«Знаете ли о символике снежные львы?»

Знаешь, кто такие, снежные львы?

Да

Нет

Встречал ли ты скульптуру или изображение снежного льва?

Да

Нет

Знаешь ли, каково предназначение снежного льва?

Да

Нет

Хотел бы узнать о символике снежных львов?

Да

Нет

Результаты данного опроса приведены в Таблице 1 (Приложение №2). Всего опрошено 28 одноклассников. Опрос показал, что 100% учащихся не слышали о снежных львах и не знают об их предназначении. 6человек (21 %) встречали либо скульптуру, либо изображение львов. И все 100% единодушны в том, чтобы узнать о символике снежных львов.

4.Львы в Агинском дацане.

Чтобы выполнить практическую часть, мы съездили в Агинский дацан с целью еще раз посмотреть на снежных львов и узнать подробнее об их значении у самих лам, посчитать точное количество изображений львов в нашем дацане (Приложение №3. Фото 3.).

И в этот раз я был очень внимательным. И сразу на входных воротах заметил первых двух снежных львов! Они были такими же, как я их запомнил: белоснежная мордочка, круглые выпуклые глаза, зеленая пышная грива. Эти львы больше похожи на собак породы пекинес, как у нашей соседки, но никак не на львов.

Сразу за воротами стоял лама в пурпурных одеяниях, окруженный людьми, он проводил экскурсию по дацану для приезжих. Мы, спросив разрешения, присоединились к экскурсии.

Даши лама Б., так звали нашего экскурсовода, рассказал нам в общих чертах о развитии буддизма в России, об истории Агинского дацана. На экскурсии было очень интересно. Мы обошли всю территорию дацана, увидели множество построек, даже зашли в старый дуган. Во время экскурсии я пытался посчитать изображения львов на территории дацана, но постоянно сбивался со счета. Их очень много! Местные жители, часто посещающие дацан, был сильно удивлены, когда я говорил им, что львов много. Они не обращали внимания на то, что изображения снежного льва встречаются, в буквальном смысле слова, на каждом шагу. Помимо львов, встречающих нас на входных воротах дацана, есть статуи львов перед входом в Деважиндуган. Рядом же стоит курильница со львенком наверху, из пасти которого идет дым. На дверце курильницы тоже изображен лев. Львы встречаются везде: они отлиты на дверных ручках; высечены на священных изображениях; нарисованы на орнаменте, украшающем дацан; огромная 22-ти метровая ступа Юнден-Чоден, вся украшена изображениями снежных львов и их же статуями. [5].

С вопросом, о значении изображений снежных львов в Агинском дацане, с какой целью их устанавливают перед входом, об истории их возникновения, мы обратились к ДидХамбо по Забайкальскому краю Цырен ламе Д.

Расскажите, пожалуйста, о значении изображения снежных львов?

– Лев - священное животное, символ королевской власти во многих культурах.

Снежный лев - персонаж буддийской мифологии, небожитель, верный слуга Будд и Бодхисаттв. Наделён такими качествами, как отвага, решимость и жизнерадостность. В тибетской иконографии снежный лев символизирует непобедимость Дхармы, четыре бесстрашия Будды, восточную сторону света и землю (как стихию).

- Почему их устанавливают перед входом?

- Львы во многих странах, верованиях, означают защиту и покровительство. Поэтому и устанавливают их перед входом в здание, которое хотят защитить.

- Расскажите об истории появления изображений снежных львов в Агинском дацане?

- Самое старое изображение львов можно увидеть на чугунной курильнице – бойпур. Скульптура была изготовлена в Петровском заводе (Балягын завод) в конце 19-го или в начале 20-го века по эскизу мастера ОрдонОсор, еще до революции.

Скульптуры двух львов перед Деважиндуганом были выполнены реставратором ПаламомЦымпиловым в 1970-е годы.

Изображения на парадных воротах были изготовлены местными мастерами – резчиками по дереву в 1991 году к приезду Его Святейшества Далай ламы 14-го в Агинский дацан.

В 2005 году полностью восстановлена 22-метровая ступа «ЮнденЧоден» («Ступа примирения»), на которой изображены снежные львы.

Так же на недавно восстановленном после пожара Цогчен-дугане, есть множество изображений снежных львов.

Цогчен-дуган, как и Ступа примирения были восстановлены с исторической точностью. Все до малейшей детали было воссоздано по оригинальным проектам и чертежам 1886 года.

На этом наше интервью закончилось, мы поблагодарили нашего уважаемого собеседника и сфотографировались на память.

Подготовив материал практической части исследовательской работы, мы обратились к настоятелю Агинского дацана Бадма Ц. (Шэрээтэ лама). Попросили просмотреть собранный материал и разрешить разработать буклет-путеводитель по Снежным львам Агинского дацана.

Бадма Дашигалсанович к легенде о гималайских снежных львах добавил интересную деталь, оказывается, львы изображаются с бирюзовыми гривами и хвостами, потому что они такие древние, что покрылись зеленым мхом.

К нашей большой радости Шэрээтэ лама одобрил нашу работу и сказал, что всегда приветствует интерес юного поколения к истории и культуре родного края.

Следовательно, в буддизме снежный лев - персонаж буддийской мифологии, небожитель, верный слуга Будд и Бодхисаттв.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что:

История символики снежных львов берёт начало в Древней Индии в 8-9 веках и имеют сакральное значение.

Львы всегда ставятся парами при входе – лев –львица. Открытая пасть – символ открытости добрых помыслов и неприятия злых.

В основание постамента вкладывают «бумба» – сосуд с буддистской атрибутикой, а также специально изготовленный меч мудрости, чтобы львы-охранники обладали сакральной силой.

Снежные львы в Агинском дацане впервые появились на чугунной курильнице – бойпур в конце 19 - в начале 20 веков. Скульптуры двух львов перед Деважин дуганом Агинского дацана – в 1970-е годы.

Снежные львы в Агинском дацане, как и вдругих, символизируют непобедимость, отвагу, жизнерадостность.

Заключение

Изучив проблему с теоретической и практической точки зрения, сопоставив и проанализировав полученные факты и сведения, мы подтвердили свою гипотезу, что изображения и скульптуры снежных львов имеют сакральное значение для дацанов. Выяснили, с какой целью их устанавливают перед входом в дацан, узнали об истории их возникновения.

Опираясь на наш практический и теоретический материал, мы составили путеводитель по дацану, который может представить интерес и практическое применение как самим ламам, настоятелям дацана, так и прихожанам, преподавателям, студентам колледжей, учащимся и так далее (Приложение №4). Это поможет посетителям дацана быть внимательнее к деталям, запомнить предложенную в путеводителе справочную информацию, а значит, они будут знать немного больше о памятнике нашей с вами культуры и истории.

Мы очень рады, что живём рядом с таким прекрасным памятником архитектуры, как наш Агинский дацан. Можно в любой момент приехать, даже мне – не буддисту просто для того, чтобы погулять по сосновому бору, подышать свежим воздухом, вдохновиться, очистить ауру, помыслы, рассмотреть внимательно красивые здания, скульптуры, высеченные из камня барельефы. В дацане все цвета яркие, жизнерадостные, с территории дацана всегда выходишь отдохнувшим, спокойным, уверенным.

Хотелось бы, чтобы больше моих друзей, сверстников интересовались историей своей малой родины, памятниками, которые находятся в поселке, в районах, в округе, в крае. На своем примере хочу показать, что, заинтересовавшись, казалось бы, незначительной деталью, украшением – изображением снежного льва, можно узнать столько информации об истории Агинского дацана, о мифах и легендах про снежного льва.

Список использованной литературы:

Роберт Бир. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов.

Перевод с англ. Л.Бубенковой – М.: Ориенталия, 2011. – 428 с.

Образ Дхармы. Буддийское искусство от Индии до Бурятии. Научное издание. – М. ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 548с.

Автор-составитель: канд.ист.наук Ц-Б.Б. Бадмажапов

https://mythological-creations.fandom.com/ru/wiki/%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B5%D0%B2

http://fotokto.ru/photo/view/2711720.html

http://www.symbolizm.ru/index.php/novosti/407-lionsohrana

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD

https://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/aginskiy-dacan

https://cyberleninka.ru/article/n/kultovyy-dekor-tsugolskogo-tsokchen-datsana

https://www.liveinternet.ru/users/gobo/post405249883/

https://test.thelions.ru/lions_symbol

https://ru.frwiki.wiki/wiki/Lion_des_neiges

https://zen.yandex.ru/media/snowliontours/legenda-o-snejnom-lve-5f626ac36f388e770c696bbb

https://www.epochtimes.ru/kak-lvy-voshli-v-simvoliku-kitajskogo-buddizma-99006313/

https://olga-yangirova.livejournal.com/125772.html

Приложение №1.

Фото 1.

Фото 2.

Приложение №2

Таблица 1. Опросник «Знакомы ли с символикой снежных львов?»

 

Вопрос

Ответ

1.

Знаешь, кто такие, снежные львы?

Да – 0

Нет – 28 ч., 100%

2.

Встречал ли ты скульптуру или изображение снежного льва?

Да – 6 ч. 21 %

Нет – 22 ч. 79%

3.

Знаешь ли, каково предназначение снежного льва?

Да – 0

Нет – 28 ч., 100%

4.

Хотел бы узнать о символике снежных львов?

Да – 28 ч., 100%

Нет – 0

Приложение №3

Фото1.

Приложение №4

Путеводитель по Агинскому Дацану.

Просмотров работы: 317