ВВЕДЕНИЕ
В 2023 году 9 мая наша страна празднует 78-летие Победы в Великой Отечественной войне.
За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа!
Великая Отечественная война 1941-1945 г. длилась 1418 дней и ночей. Эта трагедия прошла через каждую семью и сердце каждого гражданина СССР. За годы Великой Отечественной войны погибло более 27 миллионов человек. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране. Много людей погибло от голода, бомбёжек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. В эти тяжёлые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу.
Каждая семья чтит память своих предков, бережно хранит награды своих Героев. Рассказывая о подвигах, мужестве и любви к Родине героев Великой Отечественной войны, у потомков возникает чувство гордости за своих предков, они стараются быть похожими на них, и формируется ответственность перед своими предками за свои поступки.
С каждым днём становится всё меньше и меньше свидетелей тех дней. Но пока еще живы те, кто родился в годы войны. Они не помнят её, но знают о ней из рассказов своих родителей. И наш долг сохранить их воспоминания, как великий урок правды и мужества.
Хочется повторить слова фронтовика, народного поэта Башкортостана Мустая Карима: «Чтя память и славу павших сыновей и дочерей, ветеранов, отстоявших мир и свободу, народ возвышает себя и утверждает силу своего духа…»
Стимулом для написания этой работы стала биография, история семьи моего прадедушки Гафарова Шаеха Зариповича (1921-1995), ветерана Великой Отечественной войны, проживавшего в деревне Миякитамак Миякинского района Республики Башкортостан.
Цель: исследовать и изучить историю жизни моего прадедушки- участника Великой Отечественной войны.
Задачи:1. Изучение сохранившихся документов (писем и фотографий) в семейных архивах прадедушки.
2. Сбор сведений и выяснение боевого пути прадедушки.
3. Опрос родственников по данной теме.
Актуальность: изучение родословной, сохранение для грядущих поколений памяти о человеке, защищавшем Родину от врага и посвятившем свою жизнь делу воспитания молодого поколения.
Объект исследования: участник ВовГафаров Шаех Зарипович.
Предмет исследования: вклад моего прапрадеда в победу над фашистской Германией и в воспитании подрастающего поколения
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Изучение семейного архива;
- беседы с родственниками;
- сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны;
- анализ и обобщение собранной информации;
- интервью, опрос.
Гипотеза: если мы будем сохранять исторические данные защитников Родины в памяти грядущих поколений, то это дает возможность воспитания молодежи в духе подлинного патриотизма, истинной любви к отечеству, дружбе и братстве народов.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что до этого момента никто из моих братьев и сестер не занимался систематизацией данных про моего прадеда, хотя его жизнь сыграла большую роль в воспитании подрастающего поколения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ГАФАРОВА ШАЕХА ЗАРИПОВИЧА
Гафаров Шаех Зарипович родился 15 марта 1921 года в деревне Миякитамак в крестьянской семье. Учился в местной школе.
В 1934-ом году, тяжело заболев, умерла его мать - Гафарова Сафура Галиевна. Через год, в 1935-ом году, не стало и отца - Гафарова Ахметзарифа Гафаровича. Пришлось оставить учёбу. Нужно было работать, ухаживать за младшими братьями (их было трое) и сестрёнкой, которой было всего 4 года. (Приложение 1. Фото 1)
Чтобы заработать на хлеб, ему пришлось и землю пахать, и сено косить, дрова колоть, стадо пасти… Так в свои 14 лет он стал главой семьи. Было трудно, но не пропали, родственники поддержали, власть помогла, но и сами трудились.
13 ноября 1940-го года был призван в ряды Советской Армии. Начал службу в 77-ом танковом полку 139-ой танковой дивизии в составе 12-ой армии. Служил в городе Черновцы на Украине.
22 июня 1941-го года началась война – самая страшная, самая кровопролитная в истории войн. В начале августа 1941-го года 139-я дивизия, где он служил, попала в окружение. С боями прорываясь из окружения, в районе села Подвысокое, он, раненый, контуженный, попал в плен. Находился в лагере для военнопленных под Уманью. Во время этапирования в город Винницу совершил побег. После долгих месяцев блужданий по оккупированной территории в декабре 1941-го года смог пересечь линию фронта.
После двухнедельного отпуска его направили в танковую часть. Дальше бои, несколько ранений, пересыльный пункт, переподготовка, опять бои.
24 апреля 1944-го года получил последнее ранение, когда сражался в составе 106-го гвардейского стрелкового полка 136-ой гвардейской стрелковой дивизии второго Украинского фронта. Находился в медсанбате, прифронтовом госпитале, а затем был отправлен для лечения в Грузию город Гурзуф. (Приложение 3. Справка о ранении)
12-го августа 1944-го года после выздоровления направлен в Тбилисский пересыльный пункт, оттуда в Баку 27-ой отдельный учебный танковый полк. Изучали иностранные машины (американский танк М4-А2).
В конце апреля 1944-го года был отправлен в Прибалтийский фронт, где узнал о том, что закончилась война.
С 9 августа 1945-го по 3 сентября 1945-го года участвовал в войне с Японией. После победы над Японией продолжил службу на Дальнем Востоке в 210-ом танковом полку.
Был демобилизован 10 мая 1946-го года.
Награждён орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией» и многими юбилейными медалями.
В 1946-ом году женился на девушке из этой же деревни – Магире Сахаповне Гимаевой.
Приказом № 222 от 13 августа 1946-го года по Миякинскому РОНО был назначен учителем физкультуры в Миякитамакскую семилетнюю школу. До выхода на пенсию по старости работал в данной школе. Работал военруком, учителем труда, рисования и черчения. (Приложение 4.)
Большое значение уделял военно-патриотическому воспитанию учащихся: ездил с ними на экскурсии, посещал с ними музеи боевой и трудовой славы, организовывал для них встречи с фронтовиками. Как участник Великой Отечественной войны, очень часто сам выступал перед школьниками. Стремился к тому, чтобы его ученики стали настоящими патриотами свой страны.
В этой же школе работала учителем начальных классов его супруга-Гафарова Магира Сахаповна. Работали добросовестно, не покладая рук. Кроме своей основной работы - обучать детей - вели огромную общественную работу. Были агитаторами в селе, каждую неделю на своих участках проводили собрания, читали лекции на разные темы, знакомили односельчан с новостями из жизни района, страны, мира.
Вырастили пятерых детей. К сожалению, сын Ульфат рано ушёл из жизни. Дочери продолжили дело родителей - все стали педагогами.
Сабиля Шаеховна Рамазанова - историк, Ирина Шаеховна Набиуллина - математик, Наиля Шаеховна Гильмутдинова - филолог. Работали в Родниковской общеобразовательной школе. А младшая дочь – Нафиса Шаеховна Янтилина - учитель начальных классов в городе Муравленко ЯНАО.
У Шаеха Зариповича десять внуков. Старший из них - Альберт Рамазанов - участник военных действий в Чеченской республике. Закончил Белебеевский сельхозтехникум. С супругой Фаридой растят троих детей.
Альбина Рамазанова - бухгалтер Миякинского ОО, в 2003 году закончила кооперативный техникум, а в 2006 - БГУ.
Альфия Сулейманова – методист ОО МКУ Миякинского района, закончила Белебеевское педагогическое училище, в 2002 году МГОПУ им. Шолохова. С супругом Ильмиром растят двоих детей.
Ильмира Набиуллина работае инженером по ТБ в Башкирской содовой компании. Закончила Белебеевское педучилище, в 2004 году - БГУ.
Эльвира Сиразова - бухгалтер отдела культуры, закончила Белебеевский сельхозтехникум, в 2007 году - БГАУ. С мужем Ильшатом растят троих сыновей.
Ралиф Набиуллин - монтажник, закончил Аксёновский сельхозтехникум. С супругой Гульназ воспитывают двоих детей.
Раиль Набиуллин работает в Белебеевской электросети. В 2009 году закончил БГАУ. С супругой Зилей растят сына.
Айсылу Янтилина - закончила Тюменский архитектурный университет.
Гульназ Янтилина работает в индустрии питания, в городе Тюмень.
Ильнур Янтилин закончил Муравленковский многопрофильный колледж.
Сейчас Гафарова Шаеха Зариповича нет в живых. Но память о нём хранится в сердцах его детей, внуков и правнуков, в сердцах его учеников и односельчан. В сердцах его родственников, с которыми он жил очень дружно, с которыми всегда был вместе и в горе и в радости.
Бывало, теряли близких, но они не опускали руки, потому что знали: выжив в этой страшной войне, они должны, обязаны жить, любить и оберегать родных и близких, растить детей, поставить их на ноги, увидеть внуков и правнуков.
На сегодняшний день их потомки живут, трудятся на благо Родины, растят и воспитывают будущих граждан нашей страны, которые сохранят светлую память о своих дедах и прадедах, проживших жизнь, достойную уважения и благодарности.
ВОСПОМИНАНИЯ ГИЛЬМУТДИНОВОЙ НАЙЛИ ШАЕХОВНЫ, ДОЧЕРИ ГАФАРОВА ШАЕХА ЗАРИПОВИЧА
В семейном архиве почти нет военных фотографий, причина, по-моему, ясна как день: не до фотографий было. Сохранились некоторые документы: военный билет, справка с госпиталя, переписка со следопытами с Украины, письма…
В 1983-м году во втором номере «Роман - газеты» была напечатана документальная повесть «Зеленая брама». Когда я прочитала это произведение, я была удивлена, потому что много было событий, названий в содержании повести, о которых я уже знала по рассказам моего отца. Реки Ятрань и Синюха, село Подвысокое, города Ладыжинка, Умань, станция Казатино - все было очень знакомо.
В начале войны с упорными боями части Красной Армии были вынуждены отступать. Две армии - 6-ая и 12-ая, в составе которой была 139-ая танковая дивизия, где служил мой отец, попали в окружение.
Повесть «Зеленая брама» посвящена этим страшным событиям первых месяцев Великой Отечественной войны. Автор повести – Евгений Долматовский - очевидец и участник этих событий, рассказывает о трагическом сопротивлении 6-й и 12-й армий превосходящим силам противника. Эти две армии были зажаты двойным бронированным кольцом. Несмотря на это, эти армии продолжали сражаться, отражать атаки противника, наступать с целью прорыва кольца окружения. Своими действиями эти две армии на две недели остановили на этом участке двадцать две отборные немецкие дивизии.
Зеленая брама - это лесной массив, дубрава, где были сосредоточены группы солдат и командиров из разных частей и родов войск, выходивших из окружения, здесь же находился штаб 12-ой армии.
Командование окруженных частей приняло решение переправиться через реку Синюха и прорываться из окружения в районе села Подвысокое. Во время боя возле этого села мой отец и его башенный стрелок Николай были ранены взрывом снаряда и попали в руки фашистов. Это было 9 августа 1941-го года. Потом лагерь для военнопленных под Уманью. Через некоторое время пленных колоннами погнали в Винницу. Там погрузили в вагоны и увезли. Отцу и еще одному его товарищу (кстати он был из нашего района, звали его Хисмат) удалось бежать. Это произошло недалеко от станции Казатино.
Прочитав повесть, я узнала, что Евгений Долматовский и мой отец были там рядом, может, даже видели друг друга, кто знает. Как пишет Долматовский, он тоже воевал на этом фронте, только в составе 6-ой армии, тоже попал в плен, был в том же лагере для военнопленных под Уманью, ему удалось бежать из колонны, когда их гнали в Винницу. Это произошло 19 августа.
Роман - газета превратилась в настольную книгу отца. Он читал ее, перечитывал, делая пометки карандашом.
Отец написал Долматовскому письмо, и ответ пришел. Он сообщил, что письмо отца он отправил в село Подвысокое в школьный музей. Скоро пришло письмо от учеников Подвысоцкой школы. Так завязалась переписка между отцом и следопытами. (Приложение 6, 7)
Его несколько раз приглашали посетить село Подвысокое, места, где происходили тяжелейшие бои, очевидцем и участником которых он был, но отец не смог поехать: болел, да и возраст уже не позволял отправляться в такие дальние путешествия.
РS. Нужно сказать, что Хисмат, с которым мой отец совершил побег из плена, был родом из с.Киргиз-Мияки.
Интересно, что бы они сказали друг другу сейчас, если смогли бы узнать, что через 78 лет после Победы внук моего отца женат на внучке Хисмата Альбеева, и у них растет сын Алмаз. Это сын и невестка моей сестры Ирины Шаеховны - Раиль и Зиля Набиуллины. Удивительно, правда?!... (Приложение 5)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы проделали большую и интересную работу, от которой получили огромное удовлетворение. Узнав о своем прадеде Шаехе, о том, что он сделал для Победы и нашей жизни, мы будем его чтить и помнить вечно. Потому что, Великая Отечественная война для нас сегодня - это не только славное и трагическое прошлое, но и ценнейшие уроки для новых поколений, это немеркнущий пример подлинного патриотизма, истинной любви к Отечеству. А самое главное – это жить в мире, знать историю своей Родины, семьи и быть патриотом своей Родины. Для меня День 78-летия Победы - это память, гордость и честь за наших предков, за их героические поступки, за любовь к нашей Родине, которую мы обязаны пронести через свою жизнь и передать будущему поколению.
Мы реализовали все поставленные задачи. Изучили военную хронику, биографию моего прадеда и воспоминания моей бабушки. И результатом нашей работы стали материалы для создания книги памяти в школьном музее, чтобы каждый ученик смог прочитать, узнать и рассказать об участниках Вов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семейный архив
2. Интернет ресурсы
3. Документальная повесть «Зеленая брама», Е.Долматовский
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Фото 1. Мать Гафарова Ш.З.и его братья
Приложение 2
Фото 2. Гафаров Ш.З. Послевоенные годы
Приложение 3
Фото3. Справка подтверждающая ранение Гафарова Шаех Зариповича
Приложение 4
Фото 4. Приказ по Миякинскому РОНО на назначение Гафарова Ш.З. на должность физрука
Приложение 5
Фото 5. Воспоминание дочери Гильмутдиновой Наили Шаеховны
Приложение 6
Фото 6. Письмо Евгения Долматовского
Приложение 7
Фото 7. Письмо учащихся Подвысоцкой средней школы
Приложение 8
Фото 8. Служебная характеристика
Приложение 9
Фото 9. Грамота Гафарову Ш.З. за активную оборонно-массовую работу
Приложение 10
фото10. Группировка войск сторон на 22 июня 1941 г.
и замысел немецко-фашистского командования
Приложение 11
Фото 11. Военная хроника
Приложение 12
Фото 12. Из личных воспоминаний Гафарова Ш.З