Устное народное творчество - часть культурного наследия башкирского народа

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Устное народное творчество - часть культурного наследия башкирского народа

Зарецких И.В. 1
1МОУ "Кременкульская СОШ"
Антонова А.А. 1
1МОУ "Кременкульская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. У каждого народа есть свои глубокие духовные корни, из которых он черпает свои жизненные силы и интеллектуальный потенциал. Одним из таких корней является устное народное творчество – неотъемлемая часть национальной культуры каждого народа. На Земле живут тысячи наций, народностей, племён. Они имеют свой язык, особенности исторического развития, религию, традиции. Каждый народ, независимо от численности и уровня своего экономического развития имеет право на уважение. К сожалению, в современном мире есть такое явление как национализм – это идеология превосходства одного народа над другими. Национализм довольно агрессивен и может приводить к страшным последствиям. Достаточно вспомнить Холокост – истребление шести миллионов евреев в годы Второй мировой войны. А современная Украина, в которой к власти пришли воинствующие националисты, по сути - те же фашисты, провозгласившие господствующей нацией «великих укров», запрещающие говорить на русском языке, сжигающие православные храмы и убивающие детей?

Очень часто причиной национализма становится элементарная неосведомлённость людей об истории и культуре народов, живущих по соседству.

Учусь я в школе с. Кремкенкуль. Креме́нкуль — посёлок в Сосновском районе Челябинской области, центр Кременкульского сельского поселения. Село основано в середине XVIII века. Земли, которые сегодня входят в состав Сосновского района, на протяжении двух столетий были заняты казачьими станицами и башкирскими поселениями. Первые  архивные упоминания о казаках-первопоселенцах относятся к 1720-1748 годам.

Сосновский район многонациональный: 74,97% населения – русские, 13,96% - башкиры, 4,47% - татары, 1,93% – украинцы, т.е. каждый пятый житель района – носитель особой, тюркоязычной, культуры, носитель собственной религии - ислама, который исповедуют около 25% населения земного шара, собственной письменности и т.д. Мы родились и растем на Урале – родине башкирского народа. В каждом из нас живёт потребность знать край, в котором мы живем.

Нашему селу Кременкуль 260 лет. Многое в этом селе овеяно легендами и народными преданиями, а за ними скрыта интересная история. Посещая наш музей, беседуя с учителями, мы узнаем  о жизни не только коренного населения села, но и тех народов, которые жили по соседству, переселялись в наше село, в частности, башкиры. Само название села башкирского происхождения. Вызывает интерес происхождение наименования областного центра Челябинской области. Существует несколько версий происхождения названия «Челябинск». Так, наиболее популярные варианты: «челяба ― волчья яма» и перевод с башкирского «силәбе», то есть «впадина; большая, неглубокая яма».

Г.А. Турбин считал, что это была деревня башкирского тархана рода табын Таймаса Шаимова, имевшего почетное звание «челяби» и продавшего данные земли Тевкелеву под строительство крепости Челяба.

В Приложении 1 приводится выдержка из грамоты императрицы Анны Иоанновны, которая подтверждает роль башкирского народа в активном освоении Российской короной Южного Урала.

Сосновский район – родина выдающегося башкирского поэта и публициста Саляма Галимовича Галямова, известного под псевдонимом Галим Салям . Он родился в деревне Тягеш (сейчас Большое Таскино). Главная литературная премия, которая вручается литераторам Сосновского района, носит его имя.

В нашей школе работают и учатся представители этого народа, и я считаю необходимым для себя познакомиться с основами их истории и культуры.

Поэтому меня заинтересовала  тема исследования: «Устное народное творчество – часть культурного наследия башкирского народа».

Цель работы:

Выявить основные элементы устного народного творчества башкирского народа.

Задачи:

1. Изучить элементы национальной культуры башкирского народа.

2. Познакомиться с фольклором башкирского народа.

Объект исследования: национальная культура башкир.

Предмет исследования: устное народное творчество Гипотеза:

Я предполагаю, что если мы больше будем узнавать о культуре людей других национальностей, живущих рядом с нами, то увидим много общего между нами, сможем лучше понимать и уважать друг друга.

Методы исследования:

1 этап: Теоретический

1. Работа с источниками информации по данной проблеме.

2. Изучение  устного народного творчества башкирского народа. 

2 этап: Практический

Сравнение элементов национальных культур башкирского и русского народов.

Проведение анкетирования. Анализ результатов анкет.

Географический аспект исследования: Челябинская область, Сосновский район, населенные пункты: д.Альмеева, д.Мамаева, с.Туктубаево.

Практическая значимость работы заключается в формировании системы нравственных ценностей подрастающего поколения, в привитии интереса и уважения к культуре народов, населяющих наш регион.

1. Устное народное творчество – часть духовного наследия башкирского народа.

1.1. Жанры башкирского устного народного творчества Культуру народа можно изучать по археологическим находкам, памятникам архитектуры, народным традициям и религиозным верованиям. А можно по произведениям устного народного творчества. Большую роль в изучении башкирского устного народного творчества сыграл Галин Салават Ахмадиевич – учёный-фольклорист, доктор филологических наук. На территории Челябинской, Курганской, Пермской областей и Башкортостана им записаны сотни народных песен, эпических сказаний, легенд и сказок. Издан целый ряд книг: «Годы и песни», «Башкирский фольклор», «Башкирский мифологический эпос» и др.

Башкиры издревле являлись полукочевым народом,  населяющим обширную территорию на  Южном Урале.  Основным занятием башкирского народа было  скотоводство. Оно связано с сезонным перемещением населения вслед за табунами лошадей и отарами овец на пастбища. Подобный образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций, обычаев. Истоки башкирских традиций и обычаев восходят к историческим корням народа, его верованиям, уровню образованности и познаниям об окружающем мире. На протяжении истории башкирам было необходимо рационально вести хозяйство, выработать и соблюдать нормы морали  и нравственности, для этого были выработаны и развивались определённые социальные нормы поведения. Все это наложило отпечаток на народные обычаи и содержание устного народного творчества: сказок, песен и т.д.

Устное народное творчество является частью богатого наследия башкирского народа. В художественной форме отражаются мировоззрение башкир, их история и бытовой уклад. С целью выяснения уровня информированности различных возрастных категорий о содержании и роли народной культуры в жизни современных башкир было проведено анкетирование 48 человек (Приложение 2).

Частью культовых, бытовых и трудовых обрядов стало словесное искусство, основным выражением которого являются древнейшие сказания. Именно в них отразились те, порой фантастические, представления, которые люди имели о себе и об окружающем их мире. Одним из самых древних видов народного творчества является сказка. Это произведение, имеющее волшебный, авантюрный или бытовой характер, обладающее неразрывной связью с действительностью. Его герои - это герои устного эпического творчества. Башкирские сказки представлены во всех известных жанрах: сказки о животных, богатырские, волшебные, бытовые. В сказках о животных объясняется происхождение птиц и животных, особенности их поведения: почему волк воет на луну, почему у ласточки раздвоенный хвост, отчего медведь зимует в берлоге и т.д. Основным занятием башкир была охота, поэтому они хорошо знали повадки зверей. В сказках звери обладают человеческими качествами. Отсюда трусливость зайца, злость волка, сила медведя, хитрость лисы и т.п. Отношения между животными напоминают отношения между людьми. Например, сказка «Лиса-сирота», в которой лиса как мулла проводит обряд имя наречения.

Герои богатырских сказок - могучие батыры, выполняют опасные поручения и побеждают страшных мифических существ. Камыр-батыр побеждает людоеда и спасает население целого царства (сказка «Акмал-батыр»), а Акъял-батыр убивает чудовище и добывает воду для населения подземного города. Самые верные друзья батыров - конь (часто крылатый Тулпар), волк или птица Самригуш. На помощь герою приходят и другие батыры: Тау-батыр (Богатырь-гора), Урман-батыр (Лесной богатырь) и др.

Сюжеты многих башкирских сказок перекликаются с сюжетами сказок других народов мира, но при этом имеют свои особенности. Например, в волшебных сказках действует сирота (падчерица, пасынок), либо человек низкого положения в семье (младший сын). Вспоминается сюжет сказки о Золушке, Морозко, Коньке-горбунке. Змея - очень распространённый персонаж башкирских сказок. Она способна проглотить целый город. Этот персонаж напоминает Змея Горыныча, которому по силам уничтожить огнём любого противника.

Донаучные представления людей о мире нашли свое отражение и в мифах. Это повествование о духах и богах, а также об эпических героях. К мифам довольно близки легенды. Они представляют собой полуфантастические сказания, о событиях, которые происходили в действительности. Большую роль в устном поэтическом творчестве играют кубаиры – песни прославления, хвалебные песни. Кубаиры – самые древние стихотворные формы у многих тюркоязычных народов. В понятном и знакомом нам варианте кубаиры – это героический эпос или героическая песнь. К ним относятся сказания, воспевающие батыров (героев), например, «Урал-батыр», «Карасакал», «Юлий и Салават». Второй вид - это лирические стихи: «Ай, Урал мой, Урал мой», «Смерть высокой горы». Третий вид стихотворных произведений – обучающие: пословицы и поговорки: батыр без ран не бывает, время руками не удержишь, кто никогда не болел – не дорожит здоровьем, сказанное слово –выпущенная стрела и т.д.

Сюжеты эпических сказаний очень разнообразны: «Урал-батыр» и «Акбузат» содержат легенды о возникновении Уральских гор, упоминания о реках Яик, Идель, Нугуш и Хакмар. Названия рекам даны по именам сыновей Урал-батыра. Есть цикл уникальных эпических произведений о священных животных «Акхак-кола», «Кара-юрга», «Куныр-буга» - это повествования о появлении у башкир первых лошадей и коров. Особенность башкирских сказаний о животных заключается в том, что животные не выступают в типичной роли помощников человека, а сами являются главными действующими персонажами. Так, жеребец Кара-юрга похищает для своего хозяина девушку из соседнего племени. Корова Куныр-буга, отданная в приданое девушке, выданной замуж далеко от родных мест, возвращается со своими телятами домой, на родной Урал. Особое место в устном народном творчестве башкир занимают исторические произведения, сюжеты которых основаны на произошедших в прошлом реальных событиях. Так, «Идукай и Мурадым», «Таргын и Кужак» повествуют о борьбе башкир и ханов Золотой Орды. Причём, это не личное противостояние Едигея и Тохтамыша, а борьба башкир за освобождение Урала – исторической родины башкир, из-под ига Золотой Орды. В башкирском фольклоре большую роль играют песни и предания, посвящённые присоединению башкир к русскому государству. В песне «Семирод» повествуется об объединении семи племён, семи родов для вхождения в состав Русского государства. Эпос «Кулумбет-батыр» - это сказ о том, как башкиры направили для переговоров с Иваном Грозным о воссоединении с Москвой двенадцать батыров.

1.2. Духовно-нравственный потенциал башкирского народного эпоса об Урал-батыре.

На уроках истории и Основ духовно-нравственной культуры народов России мы познакомились с одним из ярчайших башкирских сказаний - сказанием об Урал-батыре, который может быть отнесён к числу эпических героических сказаний. Он сохранил массу древних сюжетов о подвигах батыра и его коня. Многие мотивы, образы, сюжетные ситуации башкирского героического эпоса имеют типологическую общность с эпическими мотивами и образами других тюркоязычных народов. Башкирский ученый С.А. Галлямов, например, опираясь на богатейший фактологический материал, определяет возраст эпоса «Урал-батыр» в пределах четырех тысяч лет и утверждает, что башкирский эпос «Урал-батыр» является одним из самых древним из всех ныне известных. Этот эпос заставил меня задуматься о духовных ценностях башкирского народа, которые, которые передаются из поколения в поколение на протяжении тысячелетий; о древней и недостаточно изученной истории башкир – ведь существует же предположение о том, что башкирское сказание о потопе более древнее, чем сказания древних финикийцев и вавилонян. Интересно было установить взаимосвязь этой легенды с легендами других народов.

У башкир, как и у других тюркоязычных народов, наиболее древним эпическим жанром была богатырская сказка. Герой богатырской сказки - отважный силач. Традиционен мотив его чудесного рождения. Герой растет «по часам»: через день после рождения он бегает по деревне и нечаянно калечит людей. В основной части сказки рассказывалось о подвигах богатыря: он сражается с чудовищами, которые разоряют селения, похищают девушек, притесняют людей (чудесные дэв, аждахо, играил, мэскэй), он сватается к царевне и проходит трудные испытания, он, наконец, побеждает в честном поединке батыров-пришельцев. Эти подвиги башкирского богатыря утверждают народные идеалы человеческого достоинства, могущества разума, свободолюбия, общественной справедливости.

Чтобы доказать, что человек выше всех и сильнее всех на земле, Урал-батыр отправляется в богатырское путешествие и попадает в самые сложные обстоятельства. Например, в царство Катила, где люди «плачут кровавыми слезами», он пришел в тот день, когда падишах приносил в жертву духам огня и воды людей покоренных им народов. Победив чудесного быка и четырех богатырей падишаха, Урал освобождает тех. кто должен был умереть; затем он попадает в царство змея Кахкахи, побеждает своих врагов и освобождает из темниц батыров и девушек п т. п. Рассказывается также о подвигах сыновей Урала. Их именами названы уральские реки, русла которых они прорубали мечами, чтобы дать людям воду. Таким образом проводится мысль о бессмертии добра, сделанного для людей. Сам Урал не только спасает пленников или приговоренных к смерти, он ищет «живую» воду, затем окропляет ею мертвую почву - возрождает землю, делает ее вечной. Он и гибнет, чтобы избавить человеческий род от чудовищ и змей, которые мыслятся источниками всякого зла. Такова высокая миссия этого колоритного героя башкирского этноса. Весь сюжет эпоса «Урал-батыр» пронизан идеей борьбы добра и зла. «Урал-батыр» - произведение, которое отчетливо сохранило в себе отголоски архаических близнечных мифов о братьях-соперниках, антагонистах».

Урал и Шульген, два брата, олицетворяют два противоположных начала - Добро и Зло, которые ведут между собой непримиримую борьбу. Урал-батыр - носитель добра и борец со злом. Он стремится защитить землю от зла и страданий, а его брат Шульген становится врагом людей. Урал пытается остановить Шульгена от нарушения запрета , защищает брата от ярости отца и спасает плененную птицу-лебедь Хумай. По мере повествования границы борьбы расширяются, Урал оказывается перед лицом серьезных испытаний - это согласие пойти налево вместо Шульгена в страну царя Катила, где ему предстояло бороться не только против обычаев этой страны, но и показать физическую силу в бою с быком. Далее Урал-батыр борется с многочисленными дивами, но самая тяжелая борьба - это борьба с братом, олицетворяющим зло. Добро берет верх, но и зло продолжает жить - таков закон жизни.

Сюжетной основой данного эпоса является описание героической борьбы Урал - батыра за благополучие других людей. Противники главного героя - это захватчики с других земель, которым помогают злые потусторонние силы. Персонажи сказания это простые жители земли, которые отстаивают свое право на счастье. В сюжет введены и мифические существа - небесный царь Самрау и духи природы. Каждая часть эпоса описывает жизнь одного из трех героев, которые являются детьми и внуками старика Янбирде. Первая часть эпоса повествует о самом старике и его жене Янбике. По злой воле судьбы, они вынуждены жить на безлюдных территориях. Пожилая семейная пара занимается охотой на диких зверей, так как это единственный выход раздобыть себе пищу

Старик Янбирде рассказал своим детям о существовании злой силы Улем, которая уничтожает все живое на земле. В момент разговора к людям подплыл лебедь, который сказал, что есть на планете бессмертный родник жизни Яншишмы. Ребята, впечатленные рассказами отца и лебедя, решают найти животворящий родник, и тем самым, уничтожить Улем. 

Однако, во время их путешествия, Шульген переходит на сторону зла и всячески препятствует своему родному брату, Урал - батыру, осуществить свою миссию. На помощь Шульгену приходят злые мифические существа, которые нападают на Урал - батыра, однако мужественному юноше удается победить их.

Согласно башкирским преданиям, из тел убитых врагов, Урал - батыр создал горы (Уральские горы). В конце второй части Урал - батыр умирает, но оставляет после себя достойных наследников своих детей, которые подобно отцу становятся такими, же мужественными и отважными. 

Одна из легенд эпоса гласит, что переметнувшийся на сторону зла Шульген устроил всемирный потоп, чтобы погубить человечество. Урал вступил в бой с подчиненными Шульгену злыми дивами. Пока он воевал, люди спасались от воды, взбираясь на высокие горы.

Героическая поэма об Урал - батыре является не только одним из самых ранних памятников башкирского эпоса. В нём выражена идея победы жизни над смертью. Урал - батыр победил Смерть, пожертвовав при этом своей жизнью: он отказался выпить добытую им с великими трудностями живую воду и разбрызгал ее вокруг себя, чтобы обессмертить природу. Люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого, как говорится в поэме, образовались Уральские горы, а останки Урал - батыра сохранились в виде различных драгоценных камней, золота, серебра и железа.

Заключение

Моя Родина – Россия – многонациональная и гостеприимная страна. Текст нашей Конституции начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле…».

Я – русская, но ценю культуру и религию других национальностей. С самого раннего детства меня учили проявлять уважение и интерес к истории, самобытности других народов, проживающих на территории нашей страны.

Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием и принимал людей такими, какие они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.

Во всех своих видах и жанрах башкирское устное народное творчество правдиво отражает жизнь народа, его обычаи и верования, думы и чаянья. Оно и вдохновляет человека и вбирает в себя мудрость и душевную красоту народа. Черты художественного самосознания людей наиболее древнего периода отражены в сказках. В башкирском эпосе наиболее богато представлены сказки волшебные, бытовые и о животных. Волшебные сказки отражают страх и удивление человека перед непонятными силами природы, показывают борьбу человека с этими силами, их преодоление.

Богатая природа Урала - обилие гор, лесов, вод - не могла не поражать воображение человека, не пробуждать желание найти объяснение непонятным явлениям. Предания, легенды и другие устные рассказы, традиционные и современные, теснейшим образом связаны с народной жизнью, с его историей, верованиями, мировоззрением. В них своеобразно отложились разные ступени исторического развития народа и его социального самосознания.

Башкирский народ – народ миролюбивый и гостеприимный; народ, имеющий богатейшую историю. В процессе работы я выяснила, что, с одной стороны, в этой истории немало «белых пятен» и загадок. С другой – именно в этой истории происходило формирование системы нравственных ценностей народа: почитание старших как носителей вековой мудрости; почитание женщины как продолжательницы рода и хранительницы домашнего очага; почитание Природы.

Работая над материалом, я пришла к выводу, что фольклор разных народов объединяет многое: сюжетные линии, нерушимая связь природы и человека, значение для воспитания подрастающего поколения. Я поняла, что башкирская культура – это интересная частица общечеловеческой культуры, которую нужно глубже изучать и широко популяризировать

Цель моего исследования достигнута.

Список литературы:

1.Аминев З. Г.: Космогонические воззрения древних башкир. Уфа. 2005

2.Аминев З. Г.: Эпос «Урал-батыр» и мифология башкир. Уфа. 2013

3.Башкирский фольклор как исторический источник // История башкирского народа: в 7 т. / М. М. Кульшарипов (ред.). М., 2000 – с.339-360.

4.Валеев Д. Ж. Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР. Уфа. 1975:

5.Галин С.А.: Башкирский народный эпос. Уфа. 2004

6.КиреевА. Н. (ред.): Башкирский фольклор: 85 лет записи башкирского эпоса "Урал батыр". Уфа. 2000

7.Хусаинов А.: Урал-батыр. Башкирский народный эпос в прозаическом переложении. Уфа. 2004

8.Хусаинова Г. Р.: "Урал-батыр" великое творение башкирского народа // "Урал-батыр" и духовное наследие народов мира. Уфа. 2011

9.Шакурова Ш. Р.: "Башкирский народный эпос "Урал-батыр". Архивный первоисточник и его текстологический анализ. Уфа. 2007

10.Эпос "Урал батыр" и мифология. Уфа. 2003

11.Юлдыбаева Г. В.: Сюжет и стиль эпоса "Урал-батыр". Уфа. 2007

Приложение 1

«Божею милостию Мы, Анна, императрица и самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая нашему полковнику и уфимскому воеводе Петру Кошелеву и впредь по нем будучи воеводам и прочим командирам. Пожаловали Мы, великая государыня, наше Императорское Величество, подданного нашего Уфимского уезда Сибирской даруги Каратабынской волости башкира Таймаса Батыря Шаимова за его к нам верную службу, что был он при посланном от нас в Киргиз-Кайсацкой орде и в ту бытность показал свою верность, как подданному рабу делать надлежит, а возвратясь с тем переводчиком, был здесь, в Санкт-Петербурге, и нам представлен. Повелели ему, Таймасу Батырю Шаимову, быть служилым башкирцем и с ясашными башкирцами его не числить, и который до сего времени в казну Нашу платил за себя ясак по лисице в год или за оную деньгами, того с него не брать, и во знак сей Нашей Императорского Величества к нему милости сию Нашу Императорскую всемилостивейшую Тарханную грамоту иметь ему, Таймасу Батырю, при себе, а на Уфе в канцелярии списать с неё копию и в новую книгу имя его, Таймаса Батыря, в первых от нас пожалованных внесть и, видя б сию нашу Императорского Величества к нему милость, и впредь он и дети, и внучата его, когда где указом Нашим повелено будет, также служили, за что и они, и дети, и дети, и внучата его таковой же нашей Императорской милости удостоены будут, того ради дана ему сия Наша Императорского Величества грамота за Нашею печатью в Санкт-Петербурге 1733-го апреля 27-го дня, государствования Нашего 4 года».

Приложение 2

Анкета

Выявление уровня представлений населения о содержании и значении башкирской национальной культуры

Вопросы

12-16 лет

18-35 лет

от 40 лет и старше

да

нет

да

нет

да

нет

Знакомы ли вы с бытовыми традициями башкирского народа?

16

-

18

-

14

-

Знакомы ли вы с произведениями устного народного творчества башкирского народа?

6

10

12

6

14

-

Считаете ли вы, что изучению национальной культуры нужно уделять больше времени при изучении школьных курсов истории, литературы, музыки и других дисциплин?

8

8

14

4

14

-

Можно ли считать, что информированность в вопросах национальной культуры препятствует возникновению межнациональных конфликтов?

16

-

18

-

14

-

Просмотров работы: 314