История мультипликации: от стробоскопа до моего мультфильма "Легенда о дочери Байкала"

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История мультипликации: от стробоскопа до моего мультфильма "Легенда о дочери Байкала"

Кадушкина Д.А. 1
1Город Иркутск, ЧОУ Лицей № 36 ОАО "РЖД"
Калашникова М.А. 1
1Город Иркутск, ЧОУ Лицей № 36 ОАО "РЖД"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С раннего детства меня интересовала мультипликация. Очень любила смотреть мультфильмы: старинные и современные, отечественные и зарубежные, кукольные и нарисованные. Они привлекали меня своей яркостью и живостью. Я не знала, как «оживают» герои и всегда стремилась разгадать этот секрет. Идея не покидала меня.

Интерес к созданию своего мультфильма возник в 6 лет после прочтения замечательной книги детского иркутского писателя-сказочника Василия Пантелеймоновича Стародумова «Сказки озера Байкал» (БХВ-Петербург, 2016г.) [9]. Это сборник сибирских сказок с красивыми акварельными иллюстрациями молодой художницы Карины Соловьевой (г. Санкт-Петербург, 2016г.). Яркие, красочные, понятные и выразительные! Мне захотелось познакомиться поближе с легендами, мифами и преданиями нашего края, изучить байкальский фольклор.

Так родилась идея моего проекта! Сюжетом к созданию мультипликационного фильма послужила бурятская легенда о дочери Байкала Ангаре.

Актуальность и идея: работы состоит в том, что доступным языком можно рассказать и научить всех, кого интересует тема пластилиновой анимации, создавать мультфильмы на разные сюжеты.

Предмет проекта: Мультипликационный фильм.

Цель:

Обратить внимание ровесников на историю и культуру родного края и научиться создавать мультипликационные фильмы своими руками в домашних условиях.

Задачи:

Изучить литературу об истории развития мировой мультипликации.

Познакомиться с материалами о культурном наследии Байкала, проанализировать тексты байкальских легенд и мифов, рассмотреть иллюстрации художников.

Создать мультфильм на сюжет понравившейся легенды и подготовить сценарий.

Разработать пошаговую инструкцию и написать практические советы по созданию мультфильма.

Представить презентацию мультфильма «Легенда о дочери Байкала» для лицеистов и детей дошкольных учреждений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

История развития мультипликации

Во все времена люди пытались понять, узнать и запечатлеть процесс движения, и это привело к возникновению самой первой простой мультипликации или анимации. Оба понятия обозначают одно и тоже. Слово «анимация» использовалась за рубежом, а «мультипликация» в России (СССР).

Анимация – (от французского animation – оживление, одушевление).

Мультипликация – (от латинского multiplication «умножение, увеличение, возрастание» - multi «много») – это технический прием создания иллюзии движущихся предметов с помощью последовательности, цикличности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с большой частотой:

24 кадра в секунду для рисованных мультфильмов;

30 кадров в секунду для компьютерных мультфильмов.

Мировая мультипликация появилась в начале XIX века в разных точках мира почти одновременно: во Франции, Англии, Америке и России. Первооткрывателем все же принято считать Францию. Но корни ее возникновения уходят в изобретение необычной игрушки, созданной в Бельгии.

В1832 г. бельгийский ученый-физик Жозеф Плато (1801-1883 гг.) изобрел оптическую игрушку – стробоскоп [3]. Принцип игрушки был простым: на край круга наносился цикличный рисунок. Например, мяч, который изображался несколько раз на разных уровнях высоты. При вращении круга рисунок сливался в единое и казалось, как будто мячик двигается и подпрыгивает.

В 1877 г. французский изобретатель Эмиль Рейно (1844-1918 гг.) первым в мире придумал мультфильм и изобрёл аппарат праксиноскоп, который состоял из барабана, нескольких зеркал и фонаря. С помощью этого аппарата ученый показывал 15-20 - минутные сюжеты, которые назывались «оптическим театром» [3].

В1908 г. французский режиссер, художник Эмиль Коль (1875-1938 гг.) развивает и совершенствует графическую мультипликацию [3]. Он первым оживил рисунки человечков, которых назвал «фантошами» (мультфильм «Фантасмагория или Кошмар фантоша», Франция, 1908 г.). Для того, чтобы оживить рисунки, Эмиль Коль применил технику покадровой анимации. Он рисовал каждую позу вручную, впоследствии объединил каждый рисунок в единую последовательность действий. Его одно из самых важных открытий мировой мультипликации стало объединение игрового фильма с нарисованным (фильм «Сияние испанской луны», Франция, 1909 г.). В дальнейшем эту технику использовал Уолт Дисней в серии мультфильмов «Алиса в стране чудес».

В 1898 г. режиссеры-изобретатели американец Джеймс Стюарт Блэктон (1875-1941 гг.) и англичанин Альберт Э. Смит (1875-1958 гг.) вошли в историю анимации, как создатели первого кукольного деревянного мультфильма «Цирк лилипутов» [3]. У них получилось добиться эффекта покадрового движения. Они имитировали движение, перемещая объекты во время съемки (героями их мультфильма были деревянные игрушки) при выключенной камере. Эта технология позволила создать иллюзию непрерывного движения. Это открытие стало основой классической анимации. Немного позже, в 1906 г. режиссер-изобретатель Джеймс Стюарт Блэктон выпускает свой первый мультипликационный фильм «Комические фазы смешных лиц», снятый на пленку и открывает секрет мультипликации. Это покадровая сьемка нарисованных забавных человеческих гримас.

Русская мультипликация начала своё неофициальное развитие с 1906 г. Создатель первых в мире кукольных мультфильмов был балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев (1867-1941 гг.) Он поставил ряд мультфильмов с танцующими фигурками на фоне неподвижных декораций, в которых воспроизвёл все балетные партии. На съемку первой работы у него ушло три месяца! Свои работы он показывал только знакомым и студентам. На широкий экран они не выходили, поэтому позже были забыты. Только в 1995 г. были найдены архивы Александра Ширяева и этот факт открылся [3].

Официальное открытие русской мультипликации считается –

8 апреля 1912 г. Её первооткрывателем является режиссер Владислав Александрович Старевич (1882-1965 гг.). Он создал первую мультипликацию про жизнь насекомых. Оживленный кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1910 г.) получил признание и успех в России [7].

Через некоторое время, мультипликаторы пришли к выводу, что оживление простых рисунков не очень убедительно. И тогда возникла необходимость в создании персонажей очень естественных и похожих на живых.

В 1914 г. американский аниматор-изобретатель Макс Флейшер придумал новую технологию «ротоскопирование» (фотоперекладка) [3].

Это такой метод, при котором мультипликационный отрезок фильма создается путем покадровой перерисовки отснятой кинопленки с реальными живыми людьми-актерами и декорациями. Кадры кинопленки проецировались на просвет на кальку, на которой создавали рисунок содержимого кадра. С помощью этой техники удалось достигнуть большего правдоподобия движения, и мультфильмы стали более естественным. Такая техника создания мультфильмов успешно применялась Уолтом Диснеем для работы со всеми человеческими персонажами, например, Белоснежкой, Золушкой, Русалочкой.

В советской мультипликации эту технологию использовали в 1950-х годах. для оживления персонажей в облике людей: «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Большинство аниматоров-профессионалов пользовались этой техникой, но редко [7].

1.2. Виды мультфильмов

В процессе возникновения и развития мультипликации во всем мире были разработаны и применены разные технологии. Все это было придумано для точности передачи движения персонажей и героев. Таким образом, появляются различные виды техники съемки мультфильмов:

1. Рисованная классическая анимация

Это один из самых интересных и распространенных видов анимации. Классическую анимацию делают, рисуя на прозрачной пленке (или кальке) каждый отдельный кадр. Затем эти кадры собирают в специальной программе монтажа. Это долгий и трудный процесс. Со временем на помощь пришли специальные программы монтажа, теперь от руки рисуются только опорные кадры. Тем не менее, создание покадрового мультипликационного фильма — до сих пор кропотливая и непростая работа.

2. Перекладная анимация

Старейший вид анимации. Суть этого вида анимации в том, что нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру. Отсюда и название – перекладка. Многие считают такую анимацию примитивной, но в умелых руках такие мультфильмы могут получиться очень интересными. Одним из самых ярких примеров перекладной анимации можно смело назвать мультфильм «Ежик в тумане» режиссера Юрия Норштейна (СССР, 1975г.).

3. Живопись на стекле

Эта анимация рисуется масляными красками по стеклу. Каждый кадр — это живописная картина, которая меняется с каждым новым мазком художника. Ярким примером такой анимации является произведение А. К. Петрова «Старик и море» (Россия, 1999г.), которое было удостоено премией «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм.

4. Кукольная анимация

Все персонажи и декорации создаются руками человека! Куклы, человечки, животные – все они созданы из мягких тканей, поролона и прочих материалов. Технология stop-motion использует сцену-макет, которая служит декорацией, как в театре, и кукольных «актёров». Чтобы создать иллюзию движения, позы фигурок немного меняют, покадрово фотографируя, а потом превращают всё это в фильм. Эта техника придаёт объём мультфильму. Такой вид анимации очень популярен сегодня, несмотря на распространение компьютерной 3D анимации.

5. Пластилиновая анимация

Пластилиновая анимация – это создание мультфильма из пластилина. Эта техника может быть плоской и объёмной. Все персонажи и декорации изготавливают своими руками художники-декораторы. Очень сложный и трудоемкий процесс. Она вышла из кукольной анимации и стала достаточно популярной в России. Примером этой техники является мультфильм режиссера А. Татарского «Пластилиновая Ворона» (СССР, 1981г.). На его изготовление ушло 800 килограмм пластилина!

6. Песочная анимация

При помощи подсвеченного снизу стекла и песка на нём создаётся первый кадр мультфильма, затем фотографируется. Меняется песочный рисунок и снова фотографируется. Далее все кадры соединяются и рождается мультипликационный фильм. Этот метод популярен и позволяет делать не только мультфильмы, но и шоу-номера для разных программ.

Игольчатая анимация

Очень необычная техника. Через вертикальную плоскость проходят одинаковой длины иглы. Они могут двигаться либо вверх, либо вниз перпендикулярно плоскости экрана. Если иглы выдвинуты, то изображение темнеет, если задвинуты внутрь, то светлеет. Получается интересных эффект.

8. Компьютерная анимация

На смену старым видам анимации приходят новые. Компьютерную 2D- анимацию используют в настоящее время почти все студии. С помощью этой технологии стало возможным не только рисовать графику, но и оживлять трехмерные формы. 3D-анимация – это самый молодой и перспективный вид анимации, созданный на базе компьютерных 3D-программ. В основе метода лежит техника захвата движения. На актёра надевают специальные датчики, он совершает действие, которое записывается на компьютер. А после передаётся 3D-персонажу. Движения получаются очень реалистичными. Можно бегать вместе с героями и совершать головокружительные полеты. Такие виражи камеры были невозможны в простой классической анимации. Поэтому в 3D-мультфильмах бывает много гонок и приключений.

8. Комбинированная анимация

Комбинированная анимация — это совмещение любого из видов анимации с видеофильмом. Примерами такой анимации могут быть: американский фильм «Кто подставил кролика Роджера» (США, 1988г.) и советский мультфильм Д. Черкасского «Приключение Капитана Врунгеля» (СССР, 1981г.).

9. Ротоскопи́рование

В этой технике заснятый заранее актёр обрисовывается на плёнке покадрово художником. Затем кадры соединяются и получается правдоподобное движение и качественная прорисовка персонажа. В качестве примера можно привести 20-ти минутный советский анимированный мультфильм М. М. Цехановского «Цветик-семицветик» (СССР, 1948г.), где все персонажи скопированы с реальных людей. [2].

Вывод. Изучив разные материалы об истории создания и появления мультипликации в мире и проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что мультипликация – это увлекательное занятие. Зная историю развития, разобравшись с техническими приёмами и методами создания мультфильмов, можно серьезно увлечься и даже посвятить этому всю жизнь!

Методами технического создания нашего трехминутного мультипликационного фильма «Легенда о дочери Байкала» стал - пластилиновый вид анимации, выполненный в плоской и частично в объёмной технике. Чтобы перейти к рассказу о его сюжете, нужно погрузиться в удивительную историю о народах, населявших нашу сибирскую землю, о рассказанных ими легендах и мифах.

Народности, населявшие сибирские земли

Обычаи и традиции Прибайкалья своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населявших в прошлом территорию современного Прибайкалья. Многие известные мифы и легенды имеют общие корни, поэтому одинаковы у разных народов.

Неизведанной и загадочной была с давних времен Сибирь. Племена разных народностей кочевали по ее просторам. Берега священного озера Байкал, богатая тайга и степи привлекали древние племена. На языках разных племён, Байкал означал - богатство, природность, святость и силу. Это было «святое озеро» и «природное море» [5]. Нельзя было найти другого такого же необыкновенного и наполненного легендами природного озера.

Одними из первых жителей были курыканы (племена), они жили в

VI - X веках н.э. и вели полуоседлый и кочевой образ жизни. Разводили коз, коней и верблюдов. Занимались земледелием, охотились, добывали металл, изготавливали оружие, развивали письменность и были очень культурным народом (курумчинская культура). [5]. Но в X веке их вытеснили монгольские племена, и они разделились. Историки считают, что часть курыкан ушла на север, образовав племена якутов, а другая часть соединившись по крови с монголами дали жизнь новому большому народу - бурятам, забайкальским бурятам хори. [5]. По гипотезе академика-археолога Алексея Павловича Окладникова (1908-1981гг.), народ курыканы – это предки сибирских якутов и бурят [4].

Постепенно сибирские земли начали заселяться новыми народностями: якутами, эвенками (тунгусами), тофаларами (тофы, карагасы) и бурятами. Говорили на разных языках: курыканы, якуты и тофалары на древнем тюркском языке, эвенки на тунгусо-маньчжурском языке, а буряты на монгольском [4].

Судьба их была трудной, приходилось выживать. Суровый климат, болезни – все это сформировало особый склад и сибирский характер.

Письменности у народностей не было, но было желание узнавать новое и делиться этим [4]. Рассказывались сказки и легенды, мифы и предания, слагались песни и былины. Они передавались из поколения в поколение и несли в себе огромную духовную ценность. В них отражалась история народа, любовь к природе и почитание священного озера Байкал.

Древние легенды, мифы и предания о Байкале

Издавна племена сибирских народностей в своем творчестве воспевали «священное море» Байкал, к которому относились с огромной любовью. У Байкала много тайн. Откуда произошло озеро и почему его так назвали? Откуда появилось название Шаман-камня, и кто же такая Ангара? Пытаясь разгадать и объяснить их, люди рассказывали удивительные истории о происхождение Байкала, рек, гор, о заселении его побережий.

У бурятского, эвенкийского, якутского и тофаларского народа появляется байкальский фольклор [5]. Это – мифы, легенды, предания, сказки, музыка и изобразительное искусство.

Легенда – народный рассказ о реальных событиях с элементами выдумки и фантастики.

Миф – народное сказание, в котором говориться о мире, богах и духах так, как это понимали сами люди.

Предание – народный рассказ о вымышленных или реально живущих людях, об их подвигах, событиях истории, происхождении названий гор, рек, озер и селений.

Нашему озеру тридцать миллионов лет! О его происхождении слагалось много легенд и мифов, существует множество их вариантов: бурятских, тунгусских (эвенкийских), якутских. Историками подтверждены три основных мифа:

1 Миф: о трещине в земле (землетрясении) и сильном пламени из-под земли

2 Миф: о старике Байкале и убежавшей от него дочери Ангаре

3 Миф: об Огненном Драконе [5].

Проанализировав их, можно сделать вывод, что все мифы похожи между собой. Они говорят о том, что появление озера связано с огнем. Не найдя объяснений увиденным явлениям, люди рассказывали разные истории. Огненный дракон, «птица величиной с большого осетра», кипящие камни под землёй [9]. В этом сходство с землетрясением, пожаром. Мне ближе и понятнее самый первый миф, связанный с разломом земли и заполнением водой. Все мифы хочется изучать и читать, они очень интересны!

Из истории нам известно, единственная река, вытекающая из озера Байкал — это Ангара, по легендам и поверьям – дочь Байкала. Изучая литературу, неожиданно для себя я узнала, что Ангары у нас две! Георгий Шелковников, житель острова Ольхон в 1938 году рассказал об этой легенде, где написано о рождение двух рек, которое застали тунгусы-кочевники. При таянии льда образовалось огромное озеро Байкал. Со временем оно стало высыхать и терять свои силы. И однажды в одной из скал появилась дыра, похожая на разинутую пасть зверя. Тунгусы испугались и закричали: «Ангара, ангара!». На их языке это означало «пасть». От страха народ ушел далеко от берега. Гордый Байкал обрадовался приходу воды и стал хвастаться своим полноводием. Маленькие речки и ручейки решили проучить его за хвастовство. Собрались с силами и ударили по озеру. Один из берегов лопнул, и вода стала вытекать. И снова тунгусы оказались рядом и закричали: «Ангара, ангара!» Вот то первое место они назвали Верхней Ангарой, а второе просто Ангарой [9]. Легенда подтверждает, что древний народ видел землетрясения и провалы вокруг озера Байкал.

Река Ангара, по сравнению с Байкалом, очень молода и ей всего 60-70 тысяч лет, считают ученые [5]. Продолжая изучать байкальский фольклор, меня особенно заинтересовала – легенда об Ангаре, любимой дочери богатыря-Байкала. Она самая древняя и самая распространенная в наших краях. Ангара в поисках свободы убегает от своего строгого отца к любимому и желанному Енисею. Брошенный отцом-Байкалом камень не может ее остановить. Отец остается один в горе.

Эту легенду знает каждый. Но не все знают, насколько интересны и разнообразны ее варианты, а их огромное количество.

В тунгусской легенде у могучего Байкала было много сыновей – Баргузин, Сарма, Анга – и единственная любимица-дочь Ангара. Матерью была Старая Тунгуска, которая часто пела о прекрасном правителе Сибири Енисее. В другой легенде у отца-Байкала 300 сыновей и любимая дочь.

Или вот такая, у Байкала уже 3 дочери: Лена-покровительница небесных вод, Ангара-любимица отца и Рита-хозяйка подземных вод.

Иркутский писатель-сказочник В. П. Стародумов в своей книге сказок пересказывает бурятские легенды [8]. Сказка «Ангарские бусы» - интересное и красочное прочтение легенды. Появляются новые герои и происходит много превращений. Богатырь Ольхон, имеющий «крутой и жестокосердный нрав» не умеющий жалеть и понимать, превращается в скалу, слезы горечи и радости всех героев – в воды озера Байкала, а брошенные убегающей Ангарой бусы – в города и поселения. Сказочник пишет «там, где были брошены ее рукою волшебные бусы с камнями-самоцветами, разгорелись большие и яркие сильные огни жизни, выросли города, окрепло людское счастье» [8].

Мы проанализировали и разграничили легендыо Байкалепо видам их происхождения:

Легенды, записанные и рассказанные «из первых уст от старожилов», населявших берега Байкала, передаваемые поколениями;

легенды, записанные и рассказанные писателями и поэтами по мотивам сказок и мифов;

легенды, которые записаны историками и учеными.

Вывод: их объединяет одно – Байкал и Ангара – люди. Их именами позже названы реки, горы, ветра. В легендах встречаются второстепенные и главные герои: Байкал, Иркут, Енисей, Ангара. Все мужчины- богатыри, сильные, смелые и красивые. Отец-Байкал очень строгий, грозный и могучий. А Ангара – синеглазая красавица с длинными косами, её красотой любовались. Во всех источниках Ангара убегает от отца, но по-разному происходит ее побег. В одном варианте Шаман-камень падает на грудь Ангаре и преграждает ей путь, в другом варианте камнем были придавлены косы Ангары. Камень, брошенный отцом-Байкалом, до сих пор остаётся лежать на том же месте и назван Шаман-камнем.

Самые первые поэтические строки о Байкале были написаны русским чиновником, исследовавшим Сибирь в 1765 году М.Ф. Кривошеиным (книга «Енисейский округ и его жизнь», г. Санкт-Петербург, 1975г.), написанные по древней легенде эвенков. В них Байкал не удерживает свою дочь и не мешает ей уйти к Енисею.

Несмотря на большое количество различий одной и той же легенды, я не перестаю восхищаться, с какой яркостью и любовью все рассказывают историю нашего края! Я рада, что память наших предков сохранила это до нас.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Создание сценария мультипликационного фильма «Легенда о дочери Байкала»

В основу сценария была положена бурятская легенда о грозном отце-Байкале и дочери- красавице Ангаре, взятая с интернет-ресурса. Нам понравился пересказ писателя Максима Антошина (см. Приложение 1). Многие художники в своем творчестве иллюстрируют байкальские легенды: отец и сыновья Траугот (Г.А.В.), Карина Соловьева, Ольга и Ирина Ертахановы. Больше всего нам понравились зарисовки Карины Соловьевой. Для создания образов главных героев мы руководствовались ее иллюстрациями. Хотелось передать красоту национальных бурятских костюмов, показать характеры.

Пошаговая техника создания мультипликационного фильма

Первые шаги по созданию собственного мультфильма – самые важные. Нужно собраться и максимально проявить свое творчество и фантазию. Определиться с техникой создания мультфильма. Знать из какого материала будут сделаны герои. Подготовиться и приобрести в магазине все необходимое для этого. Хороший и интересный сценарий – это уже половина успеха. Но для того, чтобы сделать мультфильм в домашних условиях, необходимо четко знать основные этапы работы:

Выбор расходных материалов и оборудования.

Написание сценария.

Создание главных героев.

Выбор и изготовление фона и декораций.

Определение нужного количества фотографий.

Установка оборудования и фона.

Создание фотоснимков.

Выбор программы для монтажа.

Обрезка фотографий.

Озвучивание мультфильма.

Монтаж мультфильма.

Сохранение и опубликование мультипликационного фильма.

Этот список можно использовать как алгоритм для создания абсолютно любого мультипликационного фильма в любой технике.

Шаг 1. Выбор расходных материалов и оборудования

Мы выбрали технику пластилиновой анимации. Фигурки из пластилина решили делать плоские. Для этого нужен хороший пластилин. В таблице необходимые материалы и оборудование.

Таблица 1. Материалы и оборудование

Наименование

Кол-во (шт.)

Цена

(руб.)

Сумма

(руб.)

1

Пластилин восковой «Классика» (18 цветов) («Каляка-Маляка», «Фантазия» и др.)

8

353

2 824 руб.

2

Цветной односторонний картон

«Мульти-Пульти», немелованный (12 цветов)

1

152

152 руб.

3

Бисер/пайетки цветные (набор из 4 цветов)

1

250

250 руб.

4

Кольцевая светодиодная лампа Gauss Ring Light диаметр-26 см (или штатив)

1

4500

4500 руб.

5

Фотоаппарат (Телефон iPhon- Apple

с встроенной хорошей камерой)

1

0

0

6

Компьютер (Ноутбук)

1

0

0

7

Стол рабочий

1

0

0

Итого:

14

 

7 726 руб.

Примечание: вместо кольцевой светодиодной лампы можно использовать штатив- трипод (без подсветки) или напольную треногу. Или взять в аренду на время. Цена за 1 час 1950 руб (г. Новосибирск). К сожалению, в Иркутске нет аренды таких ламп.

Шаг 2. Написание сценария

Можно придумать свой собственный или взять за основу любимую книгу, историю, легенду. Разработать четкую сюжетную линию. Подумать о начале, кульминации и концовке. Мы взяли за основу любимую бурятскую легенду. (см. Приложение 1). По тексту определили, что герои будут делать в каждом сюжете и оформили на бумаге. (см. Приложение 2).

Шаг 3. Создание главных героев

Самое главное в работе – решить, как именно будут выглядеть герои, определить их характеристики и слепить из пластилина их фигурки. Нужно стараться передать их характер, внешность, особенности каждого.

Вспомнив картины бурятских художников и иллюстрации Карины Соловьевой [8], решили, что образы героев будут похожи на них. Их герои изображались в национальных костюмах и очень красивыми. Поэтому мы слепили главную героиню Ангару в голубом национальном платье, расшитом бурятским орнаментом с длинными косами и в головном национальном уборе. Отца- Байкала вылепили седым и сердитым. Были выбраны цвета: темно-синий, серый, белый, фиолетовый. С его созданием пришлось очень потрудиться, не могли передать его суровый нрав. Решили изобразить бороду и волосы в виде скрученных жгутиков. Когда он сердился, по сценарию, мы раскручивали эти трубочки, создавая иллюзию гнева. И надвигали на глаза мохнатые и густые брови. Только так можно было передать характер этого героя. В сценарии 4 главных персонажа: Ангара, Байкал, Енисей и Иркут. Колорит национальных костюмов передавали с помощью украшения бисером и пайетками. В мультфильме присутствуют и второстепенные персонажи-животные: нерпы, чайки, рыбы, птицы, медведь, конь. Есть и неживые: речки и ручейки, горы, камни, солнце, цветы, деревья, водоросли, кустарники, тучи, юрты, костер. Всех персонажей тщательно лепили и на это ушло 4 дня. Во время сьемки столкнулись с трудностями: при изменении положения тела героев пластилин начинал ломаться, приходилось долго восстанавливать фигурки.

Для того, чтобы это избежать, советуем при лепке сделать каркас из проволоки. Она даст возможность удержаться фигурке, двигать головой, руками и ногами. Для создания пластилиновой анимации нужно фотографировать каждое малейшее движение героев!

Шаг 4. Выбор и изготовление фона и декораций

Для изготовления фона нужно решить, где будет происходить действие мультфильма, и создать соответствующие декорации. Фон должен быть не ярким, иначе на нем не будут видны герои. Рекомендуем использовать листы А4 из цветного плотного картона (важно не мелованного!). Для нашего фильма потребовалось 4 фона: белый, синий, желтый и цветной. По сюжету легенды мы вылепили из пластилина декорации: речки, горы, цветы, деревья, кустарники, тучи, юрты, костер, шаман-камень, водоросли, солнце, тучи.

Очень важно, чтобы фон во время съемки не двигался! По своему опыту, советуем закрепить фон пластилином на рабочем столе.

Шаг 5. Определение нужного количества фотографий

Профессионалы- аниматоры используют от 24 до 30 фотокадров в 1 секунду [6]. Мы советуем начать с 12 кадров. Процесс очень долгий и серьезный, требующий особого внимания. От количества фотокадров будет зависеть точность и плавность движения героев.

Чтобы подсчитать примерное количество кадров, которое потребуется отснять, помните, что для каждой секунды мультфильма нужно подготовить по 12 кадров. Умножьте эту цифру на 60 секунд, а затем на предполагаемую длительность мультфильма в минутах (например, 3 минуты), и получается общее количество кадров, которое будет необходимо сфотографировать в процессе съемки анимированного фильма (например, 2.160 кадров). Для удобства мы вывели формулу:

1 сек х 12 кадров х 60 сек х ВСЕГО мин фильма = ВСЕГО кадров для фильма.

Чтобы понять и подсчитать точное количество кадров для каждой сюжетной части, нужно полученный результат (Например, 2.160 кадров) разделить на количество частей мультфильма (например, 5 частей) и получим нужное количество кадров для съемки каждой из частей мультфильма (например, 432 кадра). Для удобства мы вывели формулу:

ВСЕГО кадров фильма : КОЛ- ВО частей фильма = ВСЕГО кадров для 1 части.

Мы определили, что текст легенды по продолжительности звучит 3 минуты (180 секунд), разделив это время на 5 сюжетных частей, узнали, что каждая длиться около 36 секунд. Это время нужно для последующего наложения звука, нужен точный расчет.

Количество кадров - 12 фото в секунду. Вносим свои данные в формулу и узнаем результат.

Итак, нам потребуется по 432 фотокадра для каждой сюжетной части.

Это общая формула для расчета:

1 сек х 12 кадров х 60 сек х ВСЕГО мин фильма : КОЛ- ВО частей фильма = ВСЕГО кадров для 1 части фильма.

Шаг 6. Установка оборудования и фона

Для фотосъемки можно использовать любой фотоаппарат или телефон с встроенной камерой хорошего качества. Мы использовали в работе iPhone 12 Pro. Из-за того, что каждый кадр мультфильма отражает малейшие движения фигурок, очень важно сделать так, чтобы камера все время оставалась в неподвижном положении. Для этого необходимо установить ее на штатив над столом. В качестве фиксации использовали кольцевую лампу, ее плюс в том, что она подсвечивает рабочую зону. Далее необходимо закрепить фон, чтобы он не двигался.

Шаг 7. Создание фотоснимков

Сцену лучше всего выставлять на листе бумаги формата А4. Мы приготовили всех героев и декорации для первой сцены, разложили на фоне фигурки персонажей в соответствии с первым кадром сюжета и начали фотографировать. Чтобы двигались герои, нужно постепенно менять положение деталей в сторону движения, фиксируя каждое изменение фотокамерой. Принцип такой: положили – сделали снимок, подвинули на миллиметр – сделали снова снимок и т.д. Чем меньше расстояние, на которое передвигаем, чем чаще фиксируем, тем плавнее в мультике будут движения (чем больше кадров, тем лучше!). Следите, чтобы во время съёмки в кадре не было лишних деталей – ничьих рук.

Шаг 8. Выбор программы для монтажа

Выбрали программу iMovie, так как давно с ней знакомы по съемкам семейных фильмов. Она проста в использовании. Ее функции позволяют создать отличное видео с анимированными титрами, голосовым сопровождением, фоновой музыкой, переходами между сценами и специальными эффектами. Программу можно скачать из Интернет-ресурса на любой телефон и компьютер.

Шаг 9. Обрезка фотографий

Если в процессе вы столкнулись с тем, что выбрали не тот размер фотографий или в кадр, попал лишний фон, советуем обрезать его. Мы делали это вручную, обрезая каждое фото в телефоне. Советуем воспользоваться программой-помощником WATERMARKLY.

Шаг 10. Озвучивание мультфильма

Чтобы озвучить мультфильм я прочитала текст и записала на диктофон телефона (можно использовать компьютер). Каждая часть длится по 36 секунд. Очень старалась уложиться в это время. Было сложно и приходилось часто перезаписывать текст. Можно пригласить друзей для озвучивания или менять голос под каждого героя, так будет интереснее. У нас текст легенды от автора, поэтому разные голоса не потребовались. Советуем озвучивать каждую часть отдельно, чтобы проще подгонять кадры под сюжетную линию. При выборе фоновой музыки, которая слышна на протяжении всего мультфильма, нужно выбирать ее соответствие теме. Мы выбрали гимн Республики Бурятия. Он замечательно отражает колорит легенды.

Шаг 11. Монтаж мультфильма

Когда все фотографии были готовы, загрузили их из телефона (фотоаппарата) в программу для обработки видео. Добавили озвученные части. Приступили к редактированию мультфильма. Сначала выставили необходимую скорость показа одного кадра (0,08 секунды), затем перетащили полученную «озвучку» на звуковую дорожку и синхронизировали звук с сюжетом. Там, где не хватало кадров, дублировали некоторые фотографии. Добавили фоновую музыку и перетащили ее на дорожку, задали необходимую громкость (каждый решает это сам). Используя инструменты видео редактора, сделали заголовок и титры, поставили их на ленту видеоролика. Получился трехминутный мультипликационный фильм.

Шаг 12. Сохранение и опубликование мультипликационного фильма

Убедившись, что мультфильм готов и все соответствует, сохранили его на рабочий стол компьютера. Мы не решились разместить его в сети интернета, а вам советуем это сделать. Готовый мультфильм смогут посмотреть все желающие.

Вывод: трудности в практической работе мы преодолели и решили. Сложно было работать в новых и незнакомых компьютерных программах, очень трудно накладывать звук на отснятый по кадрам мультфильм и найти нужную фоновую музыку. Был изготовлен из пластилина неудачный фон для съемок, он оказался слишком ярким и отвлекал внимание от главных героев. При ярком многочасовом освещении лампы над съёмочным столом, пластилин начинал плавиться и совсем не «слушался», приходилось останавливаться, перекладывать фигурки для охлаждения в холодильник. А из-за отсутствия каркаса из проволоки отсоединялись ноги и руки у наших героев. Требовалось много терпения. За все время работы было использовано около 4-х килограммов пластилина. На съемку ушло 3 дня, а монтаж проходил 2 дня. Подготовка к созданию заняла больше всего времени (около 1 недели). Советуем делить создание мультипликационного фильма на несколько дней. В работе помогали: учитель и моя семья. Вместе мы преодолели все сложности. На мой взгляд, все удалось.

Практическое применение и перспективы

Считаем, что получившийся мультфильм будет интересен всем. Его можно применять на занятиях по теме «Байкаловедение» в школах и детских садах. Использовать, как дополнительный материал при изучении национальных костюмов народов Сибири. Свой мультфильм я отнесла в детское дошкольное образовательное учреждении № 153 г. Иркутска, который посещала до 7 лет. Мои воспитатели и коллектив родителей написали отзыв о просмотренном мультфильме. (см. Приложение 3, 4)

Овладев техникой создания мультипликационных фильмов, у нас появились идеи:

серия мультфильмов «Об эндемиках Флоры и Фауны»;

«Об экологии Байкала»;

«О жизни черных бакланов»;

«Сказка о капле воды»;

«Спирогира захватывает Байкал!»

Заключение

Мультипликационные фильмы – это такой вид искусства, который особенно привлекает детей. Они формируют представление о добре и зле, учат нас и показывают, как надо себя вести. Создание собственного мультфильма решает эти задачи. Надеюсь, что наш мультфильм и пошаговая инструкция заинтересует ровесников. Возможно, по этой теме в школах и детских садах пройдут уроки.

В результате проведенной работы, мы изучили литературу по истории развития мультипликации, рассмотрели виды техники по созданию мультфильмов, разработали пошаговую инструкцию и написали практические советы, познакомились с материалами о культурном наследии Байкала, проанализировали тексты легенд и создали мультфильм.

Целью исследования было обратить внимание ровесников на историю родного края и научиться создавать мультипликационный фильмы своими руками в домашних условиях.

На мой взгляд, задачи выполнены и цель достигнута. Надеюсь, что каждый ребенок сможет научиться создавать свой уникальный пластилиновый мультфильм и добиться лучших результатов!

Список использованной литературы

Байкала - озера сказки. Сборник. Кн. 1/Сост. Н. И. Есипенок. — Ирк.: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989. — 287 с.

Виды и техники мультипликации [Электронный ресурс]. URL: https://multmaster74.ru/10-stati/03-vidy-i-tekhniki-multiplikacii.htm (Дата обращения: 15.03.22).

ГуляеваА. С. Историямультипликации //WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. – 2016. – С. 45-47.

Дашибалов Б.Б. Курыканы (Курумчинская культура Прибайкалья и юга Средней Сибири) АН СССР Ин-т археологии. 1991 г. (СР НИР Сер.2 1991 - N2 - 127 c.)

Егунов Н. П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа //Улан-Удэ. ЧI. – 1984.

Как создать мультфильм [Электронный ресурс]: wikiHow. - Режим доступа: https://ru.wikihow.com/создать-мультфильм (дата обращения: 28.03.2022).

Муратова Т.Н. Путешествие по Байкалу. Методические разработки [Электронный ресурс]. URL: https://www.moi-detsad.ru/metod88-7.html (Дата обращения: 19.03.22).

История отечественной анимации [Электронный ресурс]. URL: https://sketchbook.store/historyofrussiananimation (Дата обращения: 19.03.22).

Стародумов В. П. Сказки озера Байкал. – БХВ-Петербург, 2016.

Элиасов Л.Е. Байкальские легенды и предания. - Бурятское книжное издательство, Улан-Удэ, 1984

Приложение 1.

Красавица Ангара. (Бурятская легенда)

Давным-давно, в краю высоких гор и густых лесов жил в своем дворце могучий седой богатырь по имени Байкал. Не было равного ему ни по силе, ни по богатству. Он был суров. Стоило ему рассердится, так волны громко бились о скалы. Много рек и речушек было под властью у повелителя. Была у Байкала единственная дочь — Ангара. Красивее её не было на всем свете. Кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею. Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал взаперти, в недоступных глубинах. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…
Но однажды издалека прилетела на берег чайка, села на один из утесов и стала рассказывать о самом могучем красавце Енисее, славном сыне Саяна. Услышала этот разговор Ангара и решила повидаться с Енисеем. Но не вырваться ей из темницы, из крепких высоких стен отцовского дворца!
Обратилась тогда Ангара к богам: «Ой вы, боги! Сжальтесь надо мной. Дайте мне смелость и силу прорвать эти стены из скал».
Узнал о помыслах любимой дочери Байкал, еще крепче запер ее и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь так далеко от Родины. Послал Байкал гонцов за богатым Иркутом, чтобы посватать свою дочь. Опечалилась Ангара и горько-горько заплакала. Умоляла она, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Еще глубже спрятал Байкал дочь Ангару и запер хрустальными запорами. Решили тогда речки и ручейки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы. И вот наступила ночь накануне свадьбы. Крепко спал в эту ночь старик Байкал. Ангара сломала запоры и вышла из своей темницы. А речки и ручейки все рыли и рыли. И вот проход готов! Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к желанному Енисею!
Проснулся старик Байкал. Услышал шум и треск вокруг. Понял, что случилось. Рассвирепел тогда могучий богатырь. Поднялась буря, зарыдали горы, попадали вековые деревья в лесах, почернело небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы ушли на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бушевало море. В гневе выбежал из дворца могучий Байкал, отломил от берега целый утес и швырнул его вслед убегающей дочери. Но поздно… Не попал. Ангара была уже далеко.
Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. А утес, который старик-Байкал бросил вслед своей дочери, так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала стены Ангара. А люди назвали его Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы.


(Пересказ Максима Антошина, г. Москва, 2016г.)

Приложение 2.

Сценарий мультфильма «Легенда о дочери Байкала»

На протяжении всего мультфильма за кадром звучит фоном тихая музыка «Гимн республики Бурятия» (без слов) и слова автора, читающего легенду.

кадра

Содержание кадра

Сюжетное действие

Время (сек)

Звук

 

1.

Фон: голубой. Титры. Карта озера Байкал.

Появляется название мультфильма «Легенда о дочери Байкала»

3

Гимн

 

2.

Фон: цветной приглушенный.

Декорации: деревья, солнце, птицы, нерпы, рыбы, чайка, медведь, лошадь, юрта, костер, ручейки, водоросли.

Герои: отец-Байкал и дочь-Ангара.

Появляются деревья, солнце, птицы, юрта и отец-Байкал. Мимо проскакал конь. Появляются реки, приплывают нерпы, прилетела чайка. Красуется дочь-Ангара. Отец обнимает ее.

40

Гимн + слова автора 1 абзац

 

3.

Фон: цветной приглушенный.

Декорации: солнце, чайки, рыбы, водоросли.

Герои: Ангара и Енисей

К Ангаре прилетает чайка и рассказывает о Енисее. Появляется Енисей. Их разделяет стена из водорослей.

21

Гимн + слова автора 2 абзац

 

4.

Фон: цветной приглушенный.

Декорации: деревья, птицы, цветы, камни, юрты, бусы

Герои: гонец на коне, Байкал, Иркут.

Отец узнает о мыслях дочери и любви к Енисею. Сердится. Не хочет, чтобы она любила Енисея и отправляет гонца на коне к богатому жениху Иркуту. Готовятся к свадьбе.

26

Гимн + слова автора 3 абзац

 

5.

Фон: синий (под водой). Декорации: водоросли, камни, речки, рыбы.

Герои: Ангара и Байкал

Отец прячет дочь в темнице под водой. Ангара плачет и просит ее выпустить. Появляется стена из камней и водорослей. Ночью, когда он спал, речки помогают ей освободиться и убежать от отца.

27

Гимн + слова автора 3 абзац

 

6.

Фон: цветной приглушенный.

Декорации: солнце, тучи, деревья, птицы, конь, медведь, нерпы, рыбы, реки, Шаман-камень.

Герои: Байкал, Ангара.

Просыпается Байкал и узнает о побеге дочери. Очень сердится, злится, топает ногами, машет руками. Падают деревья от сильного ветра, птицы улетают, рыбы уплывают, звери боятся и прячутся. Появляется убегающая Ангара. Отец бросает ей вслед камень.

25

Гимн + слова автора 4 абзац

 

7.

Фон: цветной.

Декорации: солнце, деревья, горы, птицы, нерпы, рыбы, Шаман-камень.

Герои: Ангара и Енисей.

Появляются Ангара и Енисей. Они счастливы. Солнце ярко светит, летают птицы. Под ногами плавают рыбы и нерпы. Лежит Шаман-камень. Появляется плачущий отец-Байкал. Ангара и Енисей постепенно уходят вдаль.

33

Гимн + слова автора 5 абзац

 

8.

Фон: желтый. Титры.

Декорации: солнце, нерпа.

Фон: голубой с убегающими титрами.

На экране появляется надпись «над мультфильмом работали». Нерпа и солнце двигаются. Появляются титры.

5

Гимн

 

Примечание:

Легенда звучит от автора. Слова взяты из пересказа бурятской легенды М.Антошина (см. Приложение 1.). Текст условно разделен на смысловые части – абзацы.

Приложение 3. Отзыв детского сада № 153 о мультфильме

Приложение 4. Отзыв родителей детского сада 153 о мультфильме

Просмотров работы: 34