ВВЕДЕНИЕ
Пусть город наш будет здоровым, Пусть счастливо люди живут И помнят, хотя бы немного, О том, что их Родина тут. Р.Мартысь |
Я родилась в г. Бобруйске, и он по праву считается моей малой родиной. Но волею судьбы два года назад мне пришлось переехать в центр нашей области – г. Могилев. За такой короткий промежуток времени мне не удалось познакомиться со всеми уголками города. И не все коренные жители Могилева, я думаю, знают абсолютно все про свой родной город. Мне захотелось больше узнать про Могилев, посмотреть на известные городские места с другой, необычной стороны, узнать малоизвестные факты о достопримечательностях города. Наверное, каждый житель любого города, проводя всю свою жизнь в одном и том же месте, привыкает к улицам, зданиям, совершенно не задумываясь, какая интересная у них была история. Поэтому я задумала создать своеобразный путеводитель-книгу «Азбука Могилева».
Цель проекта: создание путеводителя-книги «Азбука Могилёва».
Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:
– собрать информацию о достопримечательностях города;
– систематизировать и оформить в алфавитном порядке материалы для создания книги-путеводителя;
– создать книгу-путеводитель «Азбука Могилёва» при помощи программы Microsoft Word.
Актуальность проекта состоит в том, что моя работа позволит могилевчанам посмотреть на свой родной город и известные места с неизвестной стороны, а для жителей других уголков нашей любимой Родины станет стимулом посетить этот прекрасный город.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я подумала, что неплохо было бы нам, жителям Могилёва, иметь справочник, чтобы гостям нашего города легче было ориентироваться в незнакомой местности, проще было бы выбрать подходящий маршрут для своего путешествия. Я решила составить такой справочник-путеводитель.
Путеводитель – печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Они используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности.
Достопримеча́тельность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью. Достопримечательностью могут быть места исторических событий, зоопарки, памятники, музеи и галереи, ботанические сады, здания и сооружения (например, замки, библиотеки, бывшие тюрьмы, небоскрёбы, мосты), национальные парки и заповедники, леса, парки развлечений, карнавалы и ярмарки, культурные события и т.п. Многие достопримечательности также являются ориентирами.
Я подумала, что все достопримечательности нашего города удобно расположить в алфавитном порядке. Определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: алфавит или азбука. Я выяснила, что слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», поэтому из двух названий получилось слово «алфавит». Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква а называлась «аз», б – «буки». Так образовалось новое русское слово «азбука». Теперь мне понятна пословица: Сначала аз да буки, а потом и науки. Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном порядке.
Я считаю, что знать историю и достопримечательности своего города – это обязанность каждого. А сделать изучение увлекательным и интересным, особенно для детей, можно при помощи азбуки.
Исследование историко-культурной жизни города – это поиск всей доступной информации о достопримечательностях Могилёва. Оно основывается на сборе данных, изучении различных краеведческих документов, систематизации информации в алфавитном порядке. Информацию можно собрать о наличии памятников истории и культуры, об известных личностях, прославивших родной город, о природном капитале города, о легендах Могилёва.
Шаг 1. Правила составления путеводителя.
Существуют определённые требования к справочникам-путеводителям.
Первое, на что следует обратить внимание при составлении путеводителя-справочника – это знание местности. Составитель должен сам быть хорошо осведомлен о том месте, о котором собирается писать.
Следует подумать, чем можно разнообразить содержание книги. Если автор собирается выпускать печатное издание, то нужно позаботиться об иллюстрациях.
Перед составлением путеводителя необходимо освежить свои знания: почитать соответствующую литературу, еще раз посетить то место, о котором хотите рассказать другим.
Далее нужно составить для туристов наиболее интересные туристические маршруты, рассказать об имеющихся достопримечательностях местности.
Шаг 2. Составление списка достопримечательностей города.
Перед началом работы над составлением книги-путеводителя я предложила своим одноклассникам записать на каждую букву алфавита места в городе, которые бы они показали своим гостям. (Приложение А) Затем выбрала те, которые, на мой взгляд, могут быть интересны гостям нашего города.
Шаг 3. Сбор информации об объектах книги-путеводителя.
Дальнейшая работа была очень увлекательной. Я много времени проводила в библиотеках, гуляла по городу, посещала музеи. Много интересной информации находила в интернет-источниках.
Например, я узнала, что в период с 1914 по 1915 гг. на станции Могилев в должности военного санитара проходил воинскую службу будущий известный поэт Сергей Есенин [10]. А река Дубровенка ранее была очень широкой и полноводной. Переплыть ее считалось очень смелым поступком. Как-то будущий академик и исследователь Арктики Отто Шмидт в шестилетнем возрасте переплыл ее, что стало неординарным событием. О нем даже было написано в единственной газете города «Могилевских губернских ведомостях»[1, с. 135]. Знаете ли вы, что в годы Великой Отечественной войны в районе Святого озера находился концентрационный лагерь смерти, который так и назывался – Гребенёвский [9, с. 57]. А на месте водоема было большое топкое болото. Торфяная земля засасывала всякую «тяжесть», и когда кому-либо из пленных удавалось бежать из лагеря, то направлялись они только в сторону болота, ведь фашисты боялись подходить к нему даже с собаками. А наш драматический театр посещал император Николай II [5]. У него была своя ложа (между прочим, восстановленная и до сих пор существующая).
О каждом уголке нашего города можно отыскать интересную и необычную информацию. (Приложение Б)
Шаг 4. Оформление книги-путеводителя «Азбука Могилёва»
Завершающим этапом стало создание книги-путеводителя «Азбука Могилёва». В свою книгу я поместила самые интересные и малоизвестные факты о достопримечательностях города. Каждая страница книги посвящена объекту, название которого начинается с одной из букв алфавита. (Приложение В)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута: мною создана книга-путеводитель «Азбука Могилёва».
На протяжении веков историю об ушедшем времени и событиях описывали в книгах и передавали потомкам. Знакомясь с историей родных мест, человек приобщается к богатству национальной и мировой культуры. Изучение истории родного города способствует бережному отношению к объектам культурного наследия.
В ходе работы над проектом я изучила информацию об истории событий и культурных памятниках города, их местонахождении, узнала много нового и интересного о городе на Днепре. Результатом работы стала систематизация и оформление информации в алфавитном порядке, создание книги-путеводителя «Азбука Могилёва».
Свою работу я представила на классном часе, на гимназической конференции исследовательских работ. Уверена, что информация, которую можно узнать из моей книги-путеводителя «Азбука Могилёва», будет интересна учащимся, учителям, родителям.
Я много нового и интересного узнала о городе Могилеве. Теперь смогу поделиться этими знаниями со всеми желающими. В конце учебного года мы запланировали экскурсию по городу с моими одноклассниками, на которой я буду в роли экскурсовода. А мой путеводитель будет помощником в знакомстве с историей и достопримечательностями Могилева для всех гостей нашего города. Добро пожаловать в Могилев!
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Борисенко Н.С. Могилевщина – мой любимый Приднепровский край: (сборник экскурсий). Части I-II./ Николай Борисенко. – Могилев: Могилевская областная укрупненная типография, 2007. – 832 с.: ил.
2. Город архитектурных контрастов. Могилев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.holiday.by/blog/36727. - Дата доступа: 23.08.2022.
3. История Могилева. Короткий обзор. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://museumhm.by/ru/istorija-mogileva-korotkij-obzor/. - Дата доступа: 10.09.2022.
4. Курков И.Н. Могилевщина: Легенды. События. Люди/Илья Курков, Игорь Пушкин. – Минск: Медиафакт, 2004. – 302 с.
5. Могилев: Достопримечательности города. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://citysee.ru/europe/vostochnaya/belarusian/mogilev-dostoprimechatelnosti-goroda.html - Дата доступа: 27.03.2023.
6. Могилев: лучшие достопримечательности города за 1-2 дня. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://travel.by/2022/12/mogilyov-luchshie-dostoprimechatelnosti-goroda-za-1-2-dnya/ - Дата доступа: 15.10.2022.
7. Могилев: путеводитель/автор текста И. Василенко. - Могилев : АмелияПринт, печ. 2019. - 52 с.
8. Могилев: путеводитель для любознательных: краеведческий справочник для младшего и среднего школьного возраста/составители: Андреева Н.Р., Баранова И.Л. – Могилев, 2010. – 188с.: ил.
9. Путешествие по городу, или Секреты могилевской истории: краеведческий навигатор/составители: Н.Р.Андреева, И.Л.Баранова. – Могилев: Детская библиотека-филиал им. А.С.Пушкина, 2017. – 40 с., ил., 2010. – 188с.: ил.
10. Что посмотреть в Могилеве: 17 мест с историей в когда-то «белорусской Праги» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://traveling.by/news/item/2275 - Дата доступа: 10.10.2022.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
СПИСОК ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ Г. МОГИЛЁВА
(ПО МНЕНИЮ ОДНОКЛАССНИКОВ)
А |
Арка Славы (район г. «Днепр»), Архиерейский дворец, аэропорт, аэроклуб ДОСААФ им. А.М. Кулагина (прыжки с парашютом). |
Б |
Буйничское поле (мемориальный комплекс), белорусская этнографическая деревня 19 века, «Бабушкина крынка». |
В |
Ветряки. |
Г |
Горнист «Могислав», «Гиппо» (первый гипермаркет города), «Горбатый» мост. |
Д |
Драматический театр, ДК Могилевской области, дворец Георгия Конисского, дом Советов. |
Е |
Еврейское кладбище. |
Ж |
Железнодорожный вокзал, женский монастырь Свято-Никольский. |
З |
Зоосад, «Землянка» (мемориальный комплекс возле д. М. Боровка). |
И |
Истории Могилёва музей. |
К |
Костёл Святого Станислава, костел Святого Антония, краеведческий музей им. Е.В. Романова, конный манеж, «Космос-корт» (спорт. комплекс), «Космос» (кинотеатр). |
Л |
Ледовый дворец, Любужский лесопарк. |
М |
Музей Бялыницкого-Бирули, музей пожарного дела. |
Н |
Набережная р. Днепр и р. Дубровенка. |
О |
Областная библиотека им. Ленина, «Олимпиец» (спортивный комплекс). |
П |
Площадь Звёзд, пешеходная улица Ленинская, подземный переход около р. Днепр, Печерский лесопарк, Полыковичская крыница, площадь Единства, памятник воинам-интернационалистам, парк «Подниколье», парк имени 60-летия Великого Октября, парк атракционов. |
Р |
Ратуша, речной порт, «Родина» (кинотеатр). |
С |
Советская площадь, Свято-Никольский женский монастырь, собор Трёх Святителей, скульптура «Станционный смотритель», скульптура «Дама с собачкой», Святое озеро. |
Т |
Театр кукол, тропа здоровья (район з-д Кирова), «Тульский» дворик, Триумфальная арка (въезд в город со стороны г. Минска). |
У |
Университеты города. |
Ф |
Филармония Могилёвская областная, фабрика мороженого, фонтаны города. |
Х |
Художественнй музей имени П.В. Масленикова, «Химволокно» (завод). |
Ц |
Церковь Борисо-Глебская, «Центр творчества областной». |
Ч |
Часы театральные (возле драмтеатра), «Чырвоная зорка» (кинотеатр). |
Ш |
«Шаговита» (обувная фабрика), штаб-квартира НКВД (университет БРУ). |
Э |
Этнографический музей, «Электродвигатель» (завод), этнографический комплекс «Зелёная роща» |
ПРИЛОЖЕНИЕ БКНИГА-ПУТЕВОДИТЕЛЬ «АЗБУКА МОГИЛЁВА»