Дорога к храму

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дорога к храму

Попова М.Е. 1
1МОУ "Кременкульская СОШ"
Антонова А.А. 1
1МОУ "Кременкульская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Зачем нужна эта дорога, если она не ведёт к Храму?

 

(Из к/ф «Покаяние». Реж. Тенгиз Абуладзе)

«Живу я в глубине России, в краю озёр и рудных скал…». Когда-то этими словами наша землячка, выдающая поэтесса Людмила Татьяничева описывала Урал. Мой край славится не только дивной природой : тысячи озёр - словно жемчужины в ожерелье, не только россыпями самоцветных камней, мой край интересен своей историей :Аркаим и Игнатьевская пещера, Мавзолей Кесене и Наследницкая крепость… А сколько храмов с драматической судьбой! Переживших разорение и разрушение, но, к счастью, не познавших людского забвения. И у каждого своя судьба – интересная, богатая, но, к сожалению, мало изученная.

Я учусь в с. Кременкуль Сосновского р-на Челябинской области. В состав Кременкульского сельского поселения входит 12 населённых пунктов. Один из них – д. Большие Харлуши. В начале ХХ века Харлуши были процветающим поселением: 2 школы, 2 мельницы, несколько торговых лавок и более тысячи жителей (сейчас в два раза меньше). Земля наша историческая, хранит немало тайн. Прибрежные заросли реки Миасс хранят одну из них – неплохо сохранившееся здание мельницы Петра Маршалова, по этой земле ходил Емельян Пугачёв, здесь бушевали вихри гражданской войны… В этом вихре исчезли многие документы, которые бы пролили свет на прошлое. Точная дата создания села, к сожалению, неизвестна, впервые оно упоминается в 1763 г.

Меня заинтересовала судьба храма Харлушах. Именно судьба, а не история. Ведь храм – он как человек: мудрый, всё понимающий и способный на всепрощение. Он стоит на пригорке – храм в честь Покрова Божьей Матери (его ещё называют храмом Покрова Пресвятой Богородицы или Покровским). Красивое, бело-голубое строение, мимо которого проходят сельские дороги, и все они ведут к Храму, к которому в субботние и воскресные дни, а также в православные праздники приходит множество людей. Приезжают из Челябинска, из других регионов. Но ведь в Челябинске много своих храмов, почему люди едут в эту деревню? Я спросила об этом свою бабушку (она родом из воцерковленной семьи- ее мать пела в церковном хоре), и она ответила: «Место здесь намоленное, значит, святое!». А потом рассказала мне очень интересную историю. Когда-то давно, в середине XVI в. на Урал из Центральной России стало переселяться много людей – это были те, кто не принял новые церковные правила. Их называли раскольниками или старообрядцами. На уроках истории мы говорили и о церковной реформе патриарха Никона, и о её последствиях. Многие верующие, несогласные с реформами, сжигали себя в своих храмах, многие уходили далеко на Урал, в Сибирь, скрываясь от властей. В Харлушах образовалась одно из самых крупных старообрядческих поселений. У них был свой молельный дом. У православных была небольшая часовня. Так и уживались сторонники и противники никонианских реформ. Не всегда это существование было мирным, потому что и те, и другие считали свою веру единственно истинной.

Власть сначала активно боролась с раскольниками, потом смирилась с их существованием, обложив двойным налогом. Поэтому жителей деревни стали звать двоеданами (двойная дань). Это слово от пожилых жителей Харлушей и Кременкуля можно услышать и сейчас. В середине XIX в. в царствование Николая I было принято решение построить в Харлушах единоверческую церковь, чтобы окончательно объединить православных христиан. Были даже выделены государственные деньги на эти цели. И началось строительство, и началась история храма Покрова Божьей Матери: с одной стороны светлая и радостная, с другой - трагическая.

В областном архиве Челябинской области хранятся документы, рассказывающие о священниках, которые служили в храме: Николай Гонибесов служил в Харлушах в 1869-78 годы, дважды благословляли на служение настоятеля Ивана Васильевича Попова – в 1883-89 и 1894-1903 годах. Голод и болезни, народные восстания и другие горести - все эти тяготы священство переживало вместе с прихожанами. Но самые серьёзные испытания выпали на долю Федора Суханова. Он приехал в Большие Харлуши в 1911 г. Он не только читал проповеди, крестил детей и венчал новобрачных, но и сам пахал землю, и ремонтировал сельскохозяйственную технику, помогая своим прихожанам. В 1914 году священник ушел на фронт - началась первая мировая война. В 1917 году был демобилизован и вернулся в свой приход. А в 1918 году, после Октябрьской революции, война пришла уже в Челябинск – это была гражданская война, самая страшная война, потому что брат шёл на брата, сын на отца.

Священник никогда не скрывал своего отношения ни к новой власти, ни к войне, за это и был арестован 16 октября 1919 года. И вот тут-то произошло, то чего большевики не ожидали: все до одного жители деревни, не боясь преследований, выступили в защиту батюшки. Однако, несмотря на это, священник был приговорён к смертной казни и расстрелян. Реабилитирован Фёдор Дмитриевич Суханов в 1997 г. В 2023 году прихожане будут отмечать его 150-летие. Сегодня речь идет о канонизации священника как духовного лидера, очень много сделавшего для людей.

Храм пережил трагедию разрушения и запустения, После революции, в 1930 г. храм был закрыт, иконы и утварь утрачены и разворованы. Все последующее время здание бывшего храма использовалось под хозяйственные нужды, здесь располагалась мастерская, кузница и склады. Впоследствии его совсем забросили. Так он и стоял многие десятилетия на высоком холме: разрушенный, разграбленный, униженный, но не уничтоженный, словно молчаливый укор людям, допустившим это унижение. Но жители деревни не отказались от веры и долго добивались возвращения храма. В 2003 г он был возвращен Русской Православной Церкви, и сразу начались восстановительные работы, в которых участвовали почти все жители Харлушей.

2023 год для моей деревни юбилейный, причём юбилеев несколько: - 260 лет со дня первого упоминания о Харлушах; -160 лет с начала строительства и 150 лет со дня освящения храма; - 100 лет назад община верующих деревни Харлуши подала заявление о регистрации и возрождении православного прихода; - 20 лет восстановленному храму. Как видим, большая часть знаменательных дат связана с храмом, который сейчас является одним из центров общественной жизни Харлущей. В храм идут не только пожилые люди, но и сельская молодёжь, потому что настоятель храма, иерей Иоанн Карабидович – увлечённый байкер, смог объединить вокруг себя не только местных мальчишек, но и подростков из окрестных поселений, спасая их души, помогая им найти вою дорогу к Храму.

Мне очень хочется верить в то, что храм Покрова Пресвятой Богородицы опять станет центром объединения людей, и люди, которые уехали в город, вернутся, а живущие здесь останутся на своей Родине, и Большие Харлуши опять станут богатым, процветающим поселением, как это было раньше.

Просмотров работы: 66