Искусство любить свой край

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Искусство любить свой край

Слащинина В.Д. 1
1МБОУ Школы № 155 г.о. Самара
Хоружева И.А. 1
1МБОУ Школы № 155 г.о. Самара
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«…Я в школу с моими друзьями спешу

С утра по твоим тротуарам,
И полною грудью тобою дышу,

Мой город любимый, Самара!»

Е.Чернова

Введение

Нельзя любить свой край, не зная его истории. С чего начался мой интерес к познанию малой Родины? С активного образа жизни, с любви к творчеству и искусству. Узнав о творческом мастер - классе по пластилиновой живописи, меня сначала заинтересовала необычная техника рисования. Но оказалось всё глубже, ведь сюжетами картин стали виды родного края. А выбор пейзажа своей работы позволил посмотреть на живописную красоту родного края глазами туриста, посетить новые места и оценить уникальность природы. С этого и начался мой интерес к прошлому и настоящему Самарского края через искусство.

Актуальность данной темы состоит в том, что познать свой Край можно и нужно не только из источников научной литературы и на уроках «Самароведения». Познать свою малую Родину – это жить в ней, ходить по улицам, смотреть вокруг себя, посещать музеи, выставки, концерты, мастер классы и другие мероприятия, которые дают не только знания о прошлом и настоящем Самары, но и воспитывают любовь к своему краю, уважение к его истории, традициям.

Объект: мероприятия.

Предмет исследования: влияние мероприятий на (восприятие, сознательность, чувства, мышление, осмысление, понимание) человека.

Цель: расширить знания о родном городе Самара через краеведческие мероприятия.

Задачи работы:

Изучить научную литературу и источники интернет-сайтов;

выявитьразновидности мероприятий;

узнать о значении определённого мероприятия;

выяснить, что развивают мероприятия;

систематизировать собранный материал;

создать буклет с рекомендациями и раздать учащимся 3 «Б» класса. ( Приложение №4.)

Гипотеза:предположим, что  через любовь к искусству обогатятся знания о родном крае и изменится   отношение к прошлому и настоящему малой Родины.

Глава 1. Определение и формы мероприятий

Самарский край - это «сердце» России с уникальной природой, богатейшей историей и культурой, многовековыми традициями дружбы разных народов и религий.

Чем больше мы будем узнавать о родной земле, о родном крае, тем больше мы в него будем влюбляться и ценить.

В Самарской губернии проводятся немало прекрасных мероприятий, которые помогают ближе познакомиться с основными историческими вехами и сегодняшним днем.

Что означает слово мероприятие? Это совокупность действий, объединённых одной общественно значимой задачей. Основными формами проведения которых, являются беседы, конкурсы, экскурсии, викторины, выставки, мастер–классы, интерактивные игры, проектная деятельность.

Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель: - сформировать разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.

Экскурсия — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями.

Концерт – это социально-значимое специально организованное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе.

Мастер–класс – это специально подготовленное мероприятие для детей и взрослых по обучению и тренингу тематическим знаниям.

Викторина — это способ познания в виде занимательной игры в ответы на вопросы, объединенные одной темой.

Глава 2. Практическая часть

В нашей Губернии проводится много культурных социально-значимых краеведческих мероприятий, позволяющих с интересом узнать о своем городе, оценить его красоту, взглянуть по-новому на привычные места, узнать историю своего края, населения. В своей работе я расскажу о мероприятиях, в рамках которых я пополнила свои знания о родном крае.

2.1. Самарская областная библиотека для молодежи

Краеведческая деятельность является одним из главных направлений работы Самарской областной библиотеки для молодежи, поэтому главной задачей библиотеки является выявление, накопление, хранение краеведческих материалов и культурно-просветительская деятельность.

На постоянной основе в Самарской областной библиотеке для молодежи проводится цикл мероприятий, посвященных истории и культуре региона. Их цель – рассказать об истории и культурном многообразии нашего региона.

К 170-летию Самарской Губернии библиотека открыла проект «Искусство любить свой край», суть которого в знакомстве читателей с разными аспектами культуры, природы и истории края Самарской земли в форме лекций, интеллектуальных игр и интерактивных программ. Одним из компонентов мероприятий был творческий мастер – класс по созданию картины в технике пластилиновой живописи, на основе фотографий пейзажей родного края, а также картин самарских художников. Авторами работ выступили куратор проекта художник и педагог Татьяна Хамина и все желающие читатели, независимо от возраста. Участники сами выбирали сюжет, отображали свой любимый уголок Самарской области. В Самарской области очень много красивых мест. В первую очередь это Волга, Жигулёвские горы, Самарская Лука. На моей картине запечатлена природа самарского посёлка Прибрежный, расположенного на левой стороне Волги. Мне запомнилось это живописное место, когда мы с родителями сплавлялись по протоке реки Волги на сапах, своим замечательным видом на Волгу и Жигулёвские горы.

Все работы, созданные в рамках проекта, среди которых была и моя работа «Волжский пейзаж», были представлены на выставке в Самарской областной библиотеке молодёжи, по завершению которой, я была награждена благодарственной грамотой.

 Вывод:Библиотеки всегда играли важную роль в развитии общества. А такие проекты как «Искусство любить свой край» формируют любовь к природе, дают возможность передать своё отношение к природе через творчество и вызывают интерес к дальнейшему изучению родного края через искусство. Приложение№1.

2.2 Самарский областной историко-краеведческий музей имени Петра Владимировича Алабина

Музей имени Петра Владимировича Алабина является одним из старейших музеев Поволжья. Он был основан по инициативе выдающегося самарского общественного деятеля – П..В. Алабина в 1886г. Музей занимается активной историко-просветительской деятельностью. Организует тематические экскурсии по городу, проводит лекции, мастер-классы. Многолетний опыт работы и богатые музейные коллекции позволяют музею реализовывать самые необычные проекты и задавать вектор культурного развития.

Знакомство с родным городом, своей страной невозможно без погружения в историю и культуру своей страны. И где, как не в музее, обретать этот опыт и знания. Особое внимание в музее уделяется детям, ведь именно эти посетители являются наследниками опыта и знаний предшествующих поколений. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, в музее разработаны детские познавательные программы на исторические и краеведческие темы, включающие в себя знакомство с музейными экспонатами, занимательные экскурсии, игры, мастер-классы, соревнования и конкурсы.

Меня заинтересовала программа "Ступеньки истории". Это образовательная программа по истории Самарского края, включающая в себя цикл интерактивных занятий для младших школьников, посвященных отдельным аспектам истории, природы, археологии Самарского края.

Яркие и творческие погружения в краеведение - это возможность интересно и познавательно провести выходные с семьей.

Одно из занятий цикла «Ступеньки истории», которое я посетила, называлось «Самара-городок». Экскурсовод познакомил нас ребят и родителей с досамарской историей заселения края. Мы узнали историю появления, в 1586 году, самой первой крепости, которая окружала своими стенами Самару. Мы поиграли в игру «бродилку», определяя на карте место размещения крепости «Самарский городок», выяснили причины строительства крепости и выполнили творческое задание, а именно выбирали место постройки, разбирали подготовленную заранее "крепость", связывали в плоты и вели их по "Волге"... И, конечно, собирали по схеме и под чутким руководством «воеводы» фрагмент макета крепостной стены. Пусть крепостью был макет, Волгой - ковролин, а воевода - экскурсовод, но прожили мы историю по-настоящему!

На встречах «Ступеньки истории» говорили просто даже о «сложном» - о заводах тяжёлой промышленности, металлургии и предприятиях обороной промышленности. Казалось, что будет много сложного и непонятного, но случилось как раз наоборот, потому что нам показали заводы с неожиданного ракурса. Оказывается, что Четвертый государственный подшипниковый завод выпускал кроме очевидных подшипников ещё и игрушки! А большинство заводов страны обязаны были выпускать бытовые товары в целом, и для детей в частности! Мы были в предвкушении узнать и увидеть: а что же выпускал тот или иной завод, и какие неожиданные открытия ждут на следующей встречи «Ступеньки истории». А каждая следующая «ступенька истории» всё больше даёт понимание о прошлом нашего города и знакомит с его настоящим.

«Музей, представляя своим посетителям первоначально только привлекательную сторону знания, легко удовлетворяет любознательность без напряжения и труда, невольно увлекает человека к более близкому и глубокому ознакомлению с предметом, пробуждает в своих посетителях интерес к знанию» [1].

 Вывод: Посещение выставок и участие в интерактивных занятиях открыли для меня новые знания о родной Самарской земле. Я более подробно смогла познакомиться с бытом жителей города того времени, с архитектурой старой Самары и её историей. Приложение №2.

2.3 Концерт в ДК «Заря»

Самарская область расположена на берегу великой русской реки Волги. На огромной территории проживает более трех миллионов человек. Народы, живущие в Самарской области, несмотря на различия в верованиях, образе жизни и традициях, живут очень дружно. Здесь насчитывается более ста различных национальностей. Для того чтобы каждому человеку, несмотря на принадлежность к определенной народности, жилось хорошо, в области проводится ряд мероприятий. Они направлены на возрождение культурных традиций. С уважительного и бережного отношения к истории разных народов начинается уважение к истории и традициям своей страны.

В Самарском доме культуры «Заря» 16 декабря состоялся многонациональный концерт, посвящённый Дню Самарской Губернии, в котором я приняла участие. Это мероприятие объединило лучшие творческие силы нашей губернии — самодеятельные и профессиональные коллективы, солистов-инструменталистов, вокалистов, актеров, чтецов, хореографов и танцоров. Они представили культуру нашей многонациональной страны в самых разнообразных номерах. Мною, в составе Заслуженного коллектива РФ ансамбля танца «Грация», был исполнен «мордовский танец» А в конце программы был исполнен общий номер, символизирующий дружбу всех народов, проживающих на территории нашего края.

Вывод: Концерты – это вклад в укрепление дружбы народов, которые способствуют культурному обмену между участниками, уважительному отношению друг другу и единение всех народов. Приняв участие в концерте, я прикоснулась к народному творчеству, узнала о разнообразии традиций разных народов, увидела русские, чувашские, мордовские, татарские и марийские костюмы. Узнала значения сложных названий предметов одежды, такие как: тухья (девичий чувашский головной убор), пулакш (набедренное эрзянское украшение), повойник (русский женский головной убор). Приложение №3

2.4 Анкетирование и обработка результатов

В рамках своей работы «Искусство любить свой край», я решила узнать, как относятся к данной теме мои одноклассники. Я опросила учащихся 3 класса (32 человека). И на вопросы: Интересно ли Вам познавать, изучать свой родной край? Любите и посещаете ли Вы музеи, выставки, концерты, мастер классы, творческие занятия? Хотели бы Вы изучать свой край, посещая выставки, музеи, концерты, творческие мастер-классы, викторины, программы? - все ребята ответили утвердительно.

В целом, по результатам анализа опроса, можно сделать вывод, что в нашем классе высокий уровень развития интереса к изучению своего края. А изучать свой край, посещая выставки, музеи, концерты, творческие мастер-классы, викторины, программы – это увлекательный по форме подачи информации способ. Поэтому я решила создать буклет с информацией о мероприятиях, посвященных Самарскому краю, и раздать ученикам.

Заключение

В ходе исследовательской работы мы убедились в том, что в нашей Губернии проводится много культурных социально-значимых краеведческих мероприятий, позволяющих с интересом узнать о своем городе, оценить красоту своего города, взглянуть по-новому на привычные места, узнать историю своего края, населения. Это удивительная возможность изучать свой край через искусство: писать картины, танцевать, посещать выставки, экскурсии и концерты и приобретать знания о своем родном крае.

Список использованных источников и литературы

1. Алабин. П.В. «Трехвековая годовщина города Самары». 1887

2. Волынкина, Письменюк, Пуш «Моя Самара. Весёлый путеводитель для детей и их родителей», 2021

3. В.Добрусин «160 восторженных признаний». Издательский дом «Добрусич», 2011.

4. С.И. Ожегов «Словарь русского языка», 1949

5. “Дом дружбы народов” - http://www.samddn.ru

6. Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина https://www.alabin.ru

Приложение №1.

Приложение №2.

Приложение №3.

Приложение №4 Буклет

1 страница

2 страница

Просмотров работы: 82