Грани озера Байкал

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Грани озера Байкал

Давыдова В.В. 1
1МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Харисова Н.Г. 1
1МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду,

главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой

и дышать его заповедным воздухом.
Валентин Распутин [8]

Актуальность проекта: В июне 2022 года на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент России Владимир Владимирович Путин сказал, что Байкал должен стать визитной карточкой российского экологического туризма [9]. И все заговорили о Байкале. На вопрос, что вы знаете о Байкале, любой человек скажет: это самое глубокое и одно из самых чистых озер в мире. Но Байкал – это не только 1/5 мировых запасов поверхностных пресных вод и более 4/5 запасов всей нашей страны. Озеро Байкал – это свой особенный многогранный уголок в Сибири, со своей природой и обитателями, легендами, музыкой и коренным населением.

Это и обусловило выбор темы проекта: «Грани озеро Байкал»

Проблемы проекта: как по-новому, используя интерактивные и эффективные методические средства и приемы, раскрыть все грани великого озера.

Цель проекта: создать пособие с дидактическим материалом, который доступно и интересно «расскажет» про мир Байкала.

Задачи проекта: познакомится с удивительным миром озера Байкал; обозначить его грани; выбрать тип подачи дидактического материала; провести анкетирование учащихся МОУ ИРМО «Марковская СОШ» и
МБУ ДО «ДШИ № 5» г. Иркутска; изготовить из подручных материалов наглядное пособие для изучения Байкала – лэпбук, провести демонстрацию изделия и оценить его эффект в познании новой темы.

Гипотеза: предполагается, что дидактические средства и приемы, способствуют повышению познавательной активности в изучении любой темы.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовались материалы печатных изданий и сети Интернет, анкетирование, анализ, практическая работа, демонстрация продукта и обобщение.

Сроки разработки и реализации проекта:

1 этап – сбор и анализ информации по теме проекта (январь 2023 г);

2 этап – анкетирование и анализ результатов (февраль 2023 г);

3 этап – практическая работа по созданию лэпбука (январь – февраль 2023 г);

4 этап – демонстрация продукта проекта (февраль 2023 г);

5 этап – обобщение собранных материалов, результатов опросов и создание презентации (февраль 2023 г).

Ресурсы проекта:

Оборудование – канцелярские принадлежности, компьютерная техника.

Материалы – бумага, картон, ткань, деревянные заготовки, декоративные украшения, природные материалы.

Информация – материалы печатных изданий, материалы сети интернет, результаты анкетирования.

Предполагаемый результат проекта: повышение познавательной активности при изучении темы по средствам пособия с дидактическим материалом.

Продукт проекта: лэпбук на тему «Грани озера Байкал».

Основная часть

1 Теоретическая часть

Байка́л (бур. Байгал далай) – озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое по площади пресноводное озеро Евразии [2].

1.1 Удивительный мир озера Байкал

Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст ученые определяют в 25 - 30 млн. лет. На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира. Ему нет равных в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам пресной воды, многообразию и эндемизму органической жизни.

С древних времен его называют священным морем, славным, седым и грозным. Благодаря своим уникальным особенностям Байкал в 1996 г внесен в список "Всемирного наследия" ЮНЕСКО [7].

На Байкале и вокруг него находится много памятников природы, культуры, а также исторических и археологических достопримечательностей. В степях неожиданно возникают огромные «стены» из сложенных валунов. Или скопление причудливых скал, которые напоминают нам сказочных богатырей и неприступные крепости. В бухтах среди песка можно встретить деревья, как будто «шагающие» по берегу на длинных корнях-деревьев. В чистейшей воде возможно разглядеть подводную жизнь. На островах можно увидеть удивительных животных и насладится пением птиц. Природа Байкала завораживает и погружает в свой многогранный мир.

1.2 Многогранность озера Байкал

Обитатели Байкала

Одна из уникальных граней озера Байкала – это животный и растительный мир. 2/3 всех обитателей – эндемики, обитающие только в водах и по берегам озера. Самое загадочное животное Байкала – это нерпа, единственный в мире тюлень, который живет в пресноводной воде. Его черную мордочку можно увидеть в тихих бухтах, когда он с любопытством рассматривает людей. В лесах на берегах Байкала обитает множество животных, занесенных в Красную книгу. На скалистых берегах растут травы, кустарники и растения, которые используются в народной медицине до сих пор, а травяные ароматные чаи пьют для успокоения и укрепления здоровья. В небе над Байкалом можно увидеть столь величественных птиц, что дух захватывает и кажется, что ты попал в прошлое, где вокруг только бескрайние степи и нетронутая природа в своей первозданной красоте. В водах Байкала водится рыба, слава о которой идет далеко за пределы Сибири. Попробовав один раз блюда из байкальского омуля, многие хотят вернуться на Байкал, чтобы вновь ощутить его нежный вкус. О вкусовых качествах рыбы Байкала ходят легенды.

Легенды Байкала

Еще одна грань – это легенды Байкала. Веками народы, проживающие на берегу озера, пытались постичь тайну Байкала. Про возникновение озера и его название сложено немало легенд. Местные жители относятся к озеру и всему, что его окружает, как к живым существам, духам. Есть места, которые считаются проклятыми и где до сих пор обитают злые духи. Любой ручеек, река, скала или утес, каждая бухта и пещера Байкала имеют свою легенду и свою тайну, которую местные с трепетом передают из поколения в поколение через песни и танцы.

Музыка Байкала

Музыка Байкала – эту грань возможно постичь, только услышав, как поют коренные народы озера Байкал (буряты, эвенки). С древних времен пение является важной частью народного быта местного населения. Почти все виды бурятской музыки издревле связаны с обрядами поклонения Байкалу и его духам. До сих пор шаманами исполняются песни во время обрядов, сопутствующие жизни семьи, перед охотой или рыбалкой – всё, чтобы задобрить духов пением, танцами и игрой на инструментах, в которых слышны звуки окружающей природы.

Инструменты Байкала

Народные инструменты в музыкальной культуре народов Байкала уникальны. Слушая один инструмент, можно услышать, как воет ветер в ущелье или гоняет волны по воде; другой инструмент напоминает журчание горной речки, питающей Байкал своими водами. Есть инструменты, которые передают нам звуки скачущего табуна лошадей по степям или размеренное неторопливое топтание овцебыков по склонам озера. Каждый инструмент имеет свое особое строение и звучание.

Все на берегу озера пропитано духами этого священного места, его природой, и каждая частичка имеет своё особое значение в многогранном мире озера Байкал!

1.3 Дидактический материал

Еще в далеком 1657 году чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский написал одно из первых крупных педагогических произведений, в котором обозначены дидактические принципы «Великая дидактика» [6]. В его трактате сформулированы педагогические принципы, основанные на том, что ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания. Коменский призывает обогащать сознание учеников, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира.

В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал Константин Ушинский и его последователи [3].

Дидактический материал – наглядный тип учебных пособий: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками и т.д. Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени и активизация познавательной деятельности обучающихся.

Один из видов подачи дидактического материала с советских времен – это книжка-раскладушка, которую начинают использовать уже в раннем возрасте для развития детей.

Для более взрослого возраста необходимы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые бы способствовали повышению познавательной активности [10]. В такому виду относится модное в наше время направление Лэпбук.

Лэпбук обозначает «наколенная книга» – «лэп» колено, «бук» книга. Это самодельная книжка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся конвертов, гармошек и прочее. Главное собрать в лэпбуке всю информацию, относящуюся к определенной теме. Весь материал, необходимо представить в виде карточек с фото или рисунками, и небольшого описательного текста.

Лэпбук – это учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованиям, включающие в себя: выбор темы, плана по поиску информации, создание макета, поиск информации и создание конечного продукта.

2 Практическая часть

2.1 Анкетирование

Для выявления интереса к созданию лэпбука про Байкал было проведено анкетирование среди учащихся МОУ ИРМО «Марковская СОШ» и МБУ ДО «ДШИ № 5» г. Иркутска. В анкетировании приняли участие 57 человек (Приложение 1).

В результате анкетирования выявлено, что почти половина из опрошенных знают, что такое лэпбук, но многие не имеют у себя дома такого наглядного пособия. Всего 5 человек из опрошенных изготавливали самостоятельно лэпбук на какую-либо тему. По результатам опроса, большинство анкетированных заинтересовались лэпбуком про Байкал (45 человек).

Анализ анкетирования показал, что лэпбук о Байкале актуален.

2.2 Изготовление лэпбука

Мы решили самостоятельно изготовить из подручных материалов наглядное пособие для изучения Байкала – лэпбук.

Выбрали оформление в технике «скрапбукинг», которая давно популярна. Выполняется все из подручных материалов, которые всегда есть дома. Если чего-то не хватает, можно докупить в магазине товаров для дома.

Для создания основы лэпбука нам понадобилось (Приложение 2): 2 папки для хранения бумаг формата а4, листы бумаги различного цвета, фактуры и толщины, с разными рисунками, разные готовые конверты, ножницы, стеки для резьбы, различный клей, клей-пистолет, скотч, дырокол и степлер.

Для украшения использовали декоративные элементы: всевозможные ленточки, кружева, тесьма, бечёвка, пуговицы, прищепки, различные деревянные заготовки из игрушечных конструкторов, бутылочка с байкальской водой и камушки с берегов Байкала.

В сети интернет и книжных изданиях [1], [4], [5] нашли информацию и изображения для наполнения лэпбука. Распечатали на принтере, вырезали и разложили по категориям. Записали CD-диск с народной музыкой коренных народов Байкала.

Далее оставалось все приклеить и разместить дидактический материал по соответствующим категориям. Результат работ представлен в Приложении 3.

При изготовлении любого вида изделия в домашних условиях обязательно нужно соблюдать правила безопасности при работе с режущими и колющими предметами (ножницы, стеки, степлеры); пользоваться клеевым пистолетом только на специальной поверхности и обязательно выключать из электросети после окончания работ.

2.3 Демонстрация лэпбука

Когда лэпбук был готов, мы провели его демонстрацию различной аудитории и попросили оставить отзывы после изучения дидактического материала.

Аудитории выбирались разные – по возрасту и профессиональной деятельности (учебы). Мы продемонстрировали лэпбук школьникам младшего возраста, одноклассникам, одногруппникам по художественной школе. Провели эксперимент и провели демонстрацию в организации, которая занимается экологией и геологией, чтобы узнать, как отнесутся к такой подачи информации профессионалы. Также показали людям с совершенно разными профессиями и увлечениями (Приложение 4).

В результате оценки оставленных отзывов можно сделать вывод, что подача информации в виде лэпбука интересна всем опрошенным, независимо от возраста и образования. Почти все отметили, что узнали что-то новое для себя. Оценили подачу информации, эффективность, легкость и доступность изучаемого материала, насыщенность восприятия благодаря рисункам и оформлению. Понравилась идея создания папки с использованием природных материалов и всевозможных кармашков. Многие из опрошенных, сказали, что захотелось самостоятельно более глубже изучить понравившиеся моменты (легенды, музыка). Можно сделать вывод, что подача дидактического материала в виде лэпбука способствуют повышению познавательной активности.

Заключение

Озеро Байкал – это свой особенный многогранный уголок в Сибири, со своей природой и обитателями, легендами, музыкой и коренным населением. Каждый раз снова и снова хочется постигать красоту родного края и делится своими знаниями с окружающими.

В результате работы над проектом поставленные задачи можно считать выполненными. Мы познакомились с удивительным миром озера Байкал; обозначили грани великого озера; выбрали тип подачи дидактического материала; провели анкетирование учащихся МОУ ИРМО «Марковская СОШ» и МБУ ДО «ДШИ № 5» г. Иркутска; изготовили из подручных материалов наглядное пособие для изучения Байкала – лэпбук, провели демонстрацию изделия и оценили его эффект в познании новой темы.

Результаты нашего исследования могли бы быть полезны:

- сбор информации и составления лэпбука в краеведение при изучении определённой территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания;

- в туристическом направлении, при выборе места отдыха туристами, можно демонстрировать лэпбуки с описанием местной природы, памятников архитектуры и достопримечательностей любого региона;

- учебным заведениям дошкольного и школьного образования в повышении заинтересованности учащихся в изучении различных тем по средствам лэпбуков с дидактическим материалом.

Работая над проектом, я узнала, что есть Байкальский музей Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и заинтересовалась его экспозициями. В ближайшее будущее я обязательно посещу этот музей. Я хочу составить лэпбук, который бы рассказал о всех направлениях и исследованиях, которые представлены в Байкальском музее, чтобы познакомить своих одноклассников и друзей.

Список использованных источников и литературы

1. 10 самых интересных фактов о Байкале [Электронный ресурс] // База отдыха "Байкальская Сказка" URL: https://baikal-skazka.ru/news/9-testovaya-novost-2.html (дата обращения: 24.01.2023).

2. Байкал [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Байкал (дата обращения: 24.01.2023).

3. Великая дидактика [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактика (дата обращения: 25.01.2023).

4. Волков С.Н. Вокруг Байкала: мини-энциклопедия. Путеводитель / С. Н. Волков. Иркутск: РИА РИКО, 2006. 344 с.

5. Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах / Г. И. Галазий. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. 368 с

6. Дидактика [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_дидактика (дата обращения: 25.01.2023).

7. Памятники ЮНЕСКО. Озеро Байкал [Электронный ресурс] // Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры URL: http://voopik.ru/our-heritage/history-culture-monuments/detail/?ELEMENT_ID=532 (дата обращения: 24.01.2023).

8. Распутин В. Г. Авторский сборник. «Век живи – век люби» / В. Г. Распутин. М., Молодая гвардия, 1982. 288 с.

9. События [Официальный сетевой ресурс] // Сайт Президента России
URL: http://kremlin.ru/events/president/news/68669 (дата обращения: 24.01.2023).

10. Что такое лэпбук [Электронный ресурс] // Педсовет. Сообщество педагогов URL: https://pedsovet.su/dou/6823_chto_takoe_lapbook (дата обращения: 24.01.2023).

Приложения

Приложение 1

Результаты анкетирования

В опросе приняло участие 57 человек.

Рисунок 1 – Диаграммы распределения ответов на вопросы анкеты

Приложение 2

Материалы для лэпбука

Рисунок 2 – Фото используемых материалов и инструментов

Приложение 3

Лэпбук «Грани озера Байкал»

Рисунок 3 – Фото вкладок созданного лэпбука

П риложение 4

Отзывы

Просмотров работы: 31