Тайны прабабушкиного сундука

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны прабабушкиного сундука

Макарова Е.С. 1
1МБОУ СОШ №3 г. Заринска
Журкина Н.В. 1Николаева Т.Л. 2
1МБОУ СОШ №3 г. Заринска
2МБУ ДО «ЦДТ»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Помни о прошлом, живи настоящим,

думай о будущем!

Девиз моей семьи

На уроке окружающего мира нам рассказали, что в древности была обязанность знать своих родственников до седьмого колена, держаться своего рода, оберегать семейные реликвии, традиции, передавать их по наследству следующим поколениям. Этот факт поможет глубже разобраться в себе и понять, почему присутствуют те или иные особенности во внешности и поведении. Кроме того, знание истории семьи вселяет в человека уверенность. Он становится сильным и открытым[1]. К сожалению, все чаще первоклассники приходят в школу и не все могут назвать своих бабушек и дедушек. Но есть семьи, которые не только помнят своих предков, но и хранят вещи, отмеченные особым смыслом и памятью, передаваемые из поколения в поколение, о которых рассказывают детям, внукам, правнукам.

А есть ли в нашей семье подобные вещи? Я обратилась с этим вопросом к родителям, и мама ответила, что хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть и в нашей семье. Она показала мне серебряные сережки, карманный немецко-русский словарик моей прабабушки и еще сказала, что есть сундук. У каждого предмета своя история. Мне стало интересно, как связана моя семья с сундуком: откуда он, кому принадлежал, кто и когда его сделал, почему хранится в нашей семье. Дедушка рассказал мне историю появления сундука, и мы начали изучать причину переселения русских немцев в Алтайский край, слушали аудиозапись рассказа прабабушки о жизни, ознакомились с содержанием работы Дзюба Анны «Семейная реликвия в истории моей семьи». Поняла, что мне тоже есть, что рассказать, чем гордиться.

Цель работы: изучить частичку истории моей семьи через познание тайн прабабушкиного сундука.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

- узнать, что такое сундук, какие его виды существуют и технологию изготовления;

- изучить материалы семейного архива;

- выяснить историю появления сундука в нашей семье.

Объект исследования – сундук.

Предмет исследования – тайны сундука прабабушки.

Методы исследования: анализ литературы, поиск информации, знакомство с документами, беседа.

Гипотеза: я предположила, что через старинный сундук и вещи, которые в нем хранятся, можно узнать страницы из истории моей семьи.

  1. Что такое сундук, технология его изготовления

Согласно словарю С. И. Ожегова, «Сундук — ящик с крышкой на петлях и с замком, обычно окованный, для хранения вещей»[4].

История сундука берёт свое начало в Древнем Египте. Известно, что все восточные народы: египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века, вместо шкафов пользовались сундуками. В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.

Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных размеров, цветов, с применением различных пород дерева. Оно способствовало обновлению воздуха в помещении и поддерживало оптимальную влажность. Считалось, что береза снимает стресс, сосна способствует лечению заболеваний нервной системы, дуб повышает активность, яблоня очищает организм и помогает избавиться от вредных привычек. Выбор цвета зависел от предпочтений хозяина.

Образцом русского сундука является долблёное кубло (свой дом, угол, жилище), в котором хранили приданое и другое ценное имущество. Раньше всего у русских появились скрыни (ларец, короб). Они были распространены на южнорусской территории, особенно в западной части (Смоленск, Вязьма, Мценск, Кромы и др.), в них хранили белье.

Другой разновидностью сундука является - ларь. Ларь – это длинный ящик с крышкой, для разного скарба (пожитки, имущество, домашние вещи) и продуктов. Схож по названию, но имеющий совершенно иной вид и назначение ларец. В старорусский период слово «ларь» использовалось лишь в северно-русских городах Пскове, Новгороде, Вологде, Устюге.

Некоторые виды сундуков имели необычную форму, например, сундук - подголовок.  В нём перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Его можно было положить под голову — самое надёжное место для сохранности. Изготовляли подголовки в Холмогорах и Великом Устюге. Также спросом пользовался и сундучок небольшого размера, который назывался ковчегом (окованный сундук). У христиан использовался для хранения реликвий и драгоценностей. Иногда сундуки обтягивали кожей, тканью или железом. Такой сундук назывался «шкатула».  Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование такого сундука – «шкатулка» [5].  

Таким образом, деревянный сундук является предметом, используемым человеком в своей жизни в разных целях. Кроме своего прямого предназначения – хранить вещи, он украшал помещение, так как имел рисунки народного творчества, старинного быта. Кроме того, сундук часто использовался как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь воров.  На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.      

  1. Как и где изготавливали сундуки

В XVI — XVII вв. самыми известными городами, где изготовляли сундуки, были Великий Устюг и Холмогоры — крупные торговые города России на Северной Двине.

Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр (вид графики).

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни делали деревянные ящики, другие – металлические замки, третьи – ручки, петли, четвёртые подготавливали железо, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами [2].

Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым стенкам прикрепляли скобы – ручки.        

 Самый главный критерий, по которому выбирали сундук — это его прочность. Поэтому сундуки, в первую очередь, делали из прочного и долговечного дерева.

Доски тщательно обрабатывали, при сборке подгоняли друг к другу, стараясь не оставлять щелей. Сундуки и их разновидности служили, в том числе местом хранения ценных вещей. Поэтому их прочность усиливали, оковывая металлом и встраивая замки.

Были сундуки герметичные. Это позволяло сохранить одежду или ценные бумаги, если владелец в путешествии попадал под дождь или в морской шторм. 

Самые красивые и изобретательные сундуки делали на Урале, недаром славилось на всю Россию мастерство местных сундучников, известное с XVIII века. Тагильские, невьянские, быньговские сундуки продавались на знаменитых ярмарках – Ирбитской, Новгородской, Ишимской, пользовались завидным спросом у восточных купцов, увозивших диковинный товар за моря и океаны.

Следовательно, сундук был не просто предметом мебели, к нему было особое отношение. Именно такой сундук, который изготовил около ста лет назад мой прапрадед Фридрих Карлович Риш, краснодеревщик, хранится в нашей семье.

  1. Тайны прабабушкиного сундука

Когда человек разгадывает тайны, он вначале пытается этот предмет рассмотреть. Сундук изготовил отец моей прабабушки Эрны, мой прапрадед, Фридрих Карлович Риш. Он был краснодеревщиком, занимался изготовлением мебели. Смастерил этот сундук вместе с братом Карлом в своей столярке в год рождения младшей дочери Эрны. Следовательно, сундуку 95 лет. Умер Фридрих Карлович от воспаления легких в 1936 году.

В первой части работы я описала технологию изготовления сундука. Рассмотрим реликвию нашей семьи, сундук моей прабабушки.

 

Из тонких просушенных досок сделан деревянный ящик. Доски тщательно обработаны, при сборке их подгоняли друг к другу, не оставляя щелей. Он был герметичным.

 

Всё крепко соединено металлическими петлями, сделан из липы. Размер стандартный: высота - 60 см, длина – 90 см, ширина – 60 см.

 

На передней стенке врезан металлический замок, который работает и сейчас.

 

Сохранён ключ. «Задняя часть» сундука и крышка не украшены, только покрашены.

 

К боковым стенкам прикреплены скобы – ручки

Сундук был покрыт лаком. Сбоку мы видим рисунок, который его украшал. Мой дядя Михаил, он тоже краснодеревщик, как и его прадед, предположил, что стенки сундука под роспись шпаклевали и грунтовали белилами, давали высохнуть, после чего красили масляными красками. После окраски делали окантовку краев сундука, декоративных окошек на фасадной и боковых стенках специальными резиновыми или кожаными гребешками. За счет «процарапывания» слоя сырой масляной краски получались параллельные прямые или извилистые линии светлого оттенка (фляндровка). Они образовывали полосы, более широкие обрамляли боковые части сундука, а узкие делили стенку на три, четыре, пять окошек - ячеек. Именно в них размещались различные рисунки, которые являлись основной доминантой в композиционном решении росписи сундука.

Сундук очень прочный и надежный, не сломался, был рядом с моей прабабушкой и её мамой, когда их перевозили из Поволжья.

Рассматривая сундук, я заметила необычную надпись «№64 Мессер». Видно, что она была сделана не прапрадедом.

Я расспрашивала маму, дедушку, вместе с ними слушала аудиозапись рассказа прабабушки о переселении. Сделала вывод, что жизнь мой прабабушки была очень непростой.

М ою прабабушку звали Эрна Фридриховна Риш. Она родилась в селе с красивым названием Мессер Красноармейского района Саратовской области Автономной республики немцев Поволжья. Жила в дружной семье, где говорили на немецком языке и чтили немецкие традиции. В семье Риш было шестеро детей. Отец Эрны, Фридрих Карлович Риш, был краснодеревщиком, занимался изготовлением мебели. Умер от воспаления легких в 1936 году. Мама Эрны, Амалия Петровна, растила детей одна. Из шести – осталось трое, остальные умерли от болезни и голода.

У нас сохранилась фотография моих предков по маминой линии, сделанная в Поволжье в начале 20 века. Тогда они еще не знали, что их ждет впереди.

Великая Отечественная война (1941-1945гг.) — одно из самых тяжелейших испытаний для нашего народа. Мне кажется, что в мире нет ни одной семьи, которую она бы не затронула.

28 августа 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». 11 сентября 1941 года, около четырех часов утра, семью разбудил сильный стук в дверь. Прабабушка позже вспоминала: «С пожитками в 36 кг на человека, размещенными в 3 сундуках, мы отправились на берег крупнейшей реки Волги. Почти все жители за сутки были депортированы. В селе оставили только семьи, в которых глава был русский по национальности». Почему им пришлось взять с собой сундуки? Я выяснила, что дали мало времени на сборы, не было чемоданов, сумок и пакетов, поэтому все вещи быстро были сложены в удобные и вместительные сундуки.

Когда семья прабабушки приехала на железнодорожную станцию, их разделили, только маленькую Эрну оставили с матерью. Вместе с другими немецкими семьями разместили в вагоны для перевозки скота и в нечеловеческих условиях отправили в далекую Сибирь. Спали на нарах, а то и просто на полу, постелив солому. С наступлением холодов возникла проблема отопления вагонов, которая практически не решалась. Из-за плохого качества воды, дети болели инфекционными заболеваниями. О них никто не заботился. Поезд все дальше и дальше мчался в холодную и неизвестную Сибирь. Мама снимала с себя все теплые вещи и кутала Эрну, но все равно было очень холодно. Они еще не знали, что никогда больше не вернутся туда, где было счастливое детство, где остались их дом, надежды и мечты.

Прошло невыносимых и трудных 17 дней. 28 сентября 1941 года поезд остановился на железнодорожной станции «Алтайская». Поступила команда всем выйти из вагонов. Проверив документы, представитель указал на телегу и дал какие - то распоряжения председателю колхоза с. Верх - Загонный Сорокинского района Алтайского края. От станции до поселка дорога была длинная, кругом были широкие просторы, березовые леса, но эту красоту Эрна не замечала. Она мечтала скорее добраться до места и погреться у печи.

На новом месте их семья столкнулась со многими трудностями. Прежде всего, не хватало продуктов питания. Постоянного жилья не было, скитались из угла в угол, сменили более 10 горниц. За горницы, в которые их пускали люди, отрабатывали. Девочка мыла, белила в домах хозяев. Русский язык Эрна не знала, поэтому в школу ее не взяли, а предложили маме сначала научить дочь русскому языку, а потом водить ее в школу за 7 километров от посёлка. Так и осталась она неграмотной, вместе с матерью работала в колхозе телятницей.

Особенно было тяжело зимой 1941 года. Спасли от смерти только вещи, привезенные в сундуках, которые они обменивали на «дорогие» для них продукты, просили милостыню. У местных жителей была хоть картошка, а у них - ничего. Дядя Эрны был мастером на все руки: токарем, столяром, плотником. Его уважали односельчане, что и помогло выжить им в эти трудные времена.

1942 год. Стало жить легче, потому что уже была своя картошка, и каждый год встречали с надеждой, что вот - вот придут и скажут, собирайтесь, поедете обратно домой, но этого, не произошло. Жизнь продолжалась, Эрна подрастала, а надежда возвратиться домой, в Саратовскую область, таяла из года в год.

1945 год. Весть об окончании войны облетела всю округу. Вот уже и закончилась война, но все равно они были под наблюдением. Эрна прожила честную трудовую жизнь: совсем обычную для рано повзрослевших детей Великой Отечественной войны.

Побеседовав с дедушкой Трутневым Владимиром Семеновичем, я узнала, что к сундуку в их семье относились очень бережно. Он стоял в горнице, служил местом для сидения и хранения вещей, сверху на сундук прабабушка набрасывала скатерть, которую связала сама крючком.

Сундук прабабушка хранила всегда закрытым, и где лежал ключ, знала только она. Что она хранила в нем? Оказывается, свои вещи, которые сохранились из Поволжья (юбку, платок, немецкую Библию), как память о своем детстве, ткани, платочки, платки, документы (Приложение 1). Удивительно, эти предметы давно уже немодные, но они так милы сердцу и сегодня. Посетив дом прабабушки, я была удивлена, что сундук находится в хорошем состоянии, хотя ему 95 лет, закрыт на ключ, сделан из липы, с интересным рисунком, там хранятся вещи и документы, сохранилась надпись № 64, Мессер.

Изучая разные типы сундуков, рассматривая их изображения, мы с мамой сделали вывод, что сундук моей прабабушки по типу - скрыня. Это деревянный ящик, который использовался для хранения ценных вещей и одежды.

Заключение

В своей работе «Тайны прабабушкиного сундука» ответила на вопрос, что такое сундук, показала технологию его изготовления. Поняла, почему для нас сундук - семейная реликвия и бережно хранится многие годы.

Сундук – как живой свидетель истории прабабушки. Ведь это не просто вещь, это часть души близких и родных людей, которые сохранили её для меня. Я пришла к выводу, что самые простые вещи могут оказаться дорогими в семье, они помогают понять, как жили наши предки, какие традиции и обычаи были в нашей семье, позволяют узнать историю своей семьи. Работа дала возможность задуматься об истории своей семьи.

Сравнила с описанием сундуков, соотнесла с существующей типологией. Сделали вывод, что сундук моей прабабушки по типу - скрыня.

Рассматривая сундук прабабушки и его содержимое, я нашла старые документы, которые принадлежали моей прапрабабушке Анне Петровне Трутневой (приложение 2). С ее сыном Семеном прабабушка Эрна прожила всю жизнь в одном доме с Анной. Это тема моего нового исследования.

Предположение о том, что через старинный сундук и вещи, которые в нем хранятся, можно узнать страницы из истории моей семьи подтвердилось. Цель работы достигнута, выполнены поставленные задачи.

Список использованных источников и литературы

  1. Дзюба А. Семейная реликвия в истории моей семьи / Анна Дзюба, С. Ж. Сарманова. // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). – с.22-23 — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1706/

  2. Маркина М.Г. Дочка – в колыбельку, приданое – в коробейку // Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал": официальный сайт. – URL : https://museum-nt.ru/content/science/publications/detail.php?ELEMENT_ID=3248

  3. Материалы архива семьи Макаровых (фотографии, записи, видеозапись).

  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - Москва: Мир и образование, 2013. – 726 с.

  5. Путеводитель: русские ремесла. // Сундук: сайт. — URL: https://russianarts.online/82086-sunduk /

Приложения

приложение 1

Немецкая Библия

1903 года

Платок из Поволжья

Шкатулка Эрны 1942 года

Приложение 2

Документы прапрабабушки Трутневой Анны Петровны

Медаль материнства

Удостоверение к медали

Просмотров работы: 124