1. Введение
Актуальность темы исследования.Честное слово купеческое. Существовало на Руси такое понятие. Ведь скрепление сделки рукопожатием было крепче письменных договоров. А репутация ценилась дороже не только денег, но зачастую жизни.
Та эпоха, похоже, ушла безвозвратно. И виновны в этом новые времена. Причем скорее даже не советские, а именно нынешние. Когда для начала под обещания, причем закрепленные на бумаге, предпринимателей вгоняют в немалые расходы. А потом, после понесенных затрат, в таком состоянии бросают. По степени комфортности ведения бизнеса Россия на одном из последних мест в мире. Необязательность ныне становится одной из главных причин падения темпов роста экономики и жизненного уровня наших граждан. Сегодня есть смысл восстановить в нашей исторической памяти своеобразный феномен – «честное купеческое слово».
Объектом исследования является гильдейское купечество.
Предметом исследования является основы деловой этики купечества в процессе предпринимательской деятельности. Под феноменом купеческого предпринимательства подразумевается самостоятельная экономико-хозяйственная деятельность купеческого сословия, сопряженная с определенным риском по использованию ресурсов, производству товаров определенного качества и в определенном количестве, а также его реализации на рынке. Предпринимательская деятельность – своеобразный, специфический вид экономической активности, в котором воедино слиты труд, собственность и управление. В предпринимательстве реализуется экономическое поведение, поэтому, безусловно, важно исследование психологических аспектов профессиональной деятельности купцов – морально-этические принципы, нормы поведения, которыми они руководствовались на практике. При изучении деловой этики анализируется социальный механизм морали и ее сторон – природу нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания купца как личности.
Степень изученности темы. На сегодняшний день внимание историков, краеведов, культурологов, экономистов, психологов и правоведов приковано к углубленному изучению отечественной истории. Проблема российского купечества привлекает своей многогранностью и своеобразием, являясь весьма перспективной и увлекательной темой. Духовно-теоретическая (сознание, культура, этика) деятельность купечества еще не стала предметом специального изучения отечественной истории, в то же время отдельные аспекты исследования рассматривались специалистами различных научных направлений.
Сформулируем задачи работы, выясним:
Что представляло собой купечество в России конца XIX – начала ХХ века?
Что вкладывали в понятие «честное слово» купеческие предприниматели?
Каковы были основы купеческой деловой этики?
Данные проблемы могут быть интересны ещё и потому, что в наших краях жили и вели свою деятельность достаточно известные представители купечества – Д.А. Расторгуев и И.Е. Гаврилов.
II. Основная часть
1. Купечество
Широкие брюки, заправленные в сапоги гармошкой, чем больше складок на сапогах, тем лучше; распахнутый длиннополый сюртук синего сукна, не скрывающий, а наоборот, подчёркивающий огромный живот, массивная золотая цепочка вдоль живота, а в масляных, с хитрецой прищуренных глазах этого подбоченившегося невежды и самодура – предвкушение и поиск выгоды. Таков образ купца, созданный в классической литературе и живописи.
В.Г. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом
Но, вглядываясь в фотографические карточки и портреты представителей российских купеческих семейств Мамонтовых, Морозовых, Елисеевых, Третьяковых возникают иные чувства – уважение и доверие. Доверие – то, что объединяло купеческую гильдию, позволяло заключать многомиллионные сделки простым рукопожатием.
Купечество в России вышло из торгующего крестьянства. В XVIII – начале XX века оно становится полупривилегированным сословием. В 1785 году российские купцы получили от Екатерины Второй жалованную грамоту, которая серьёзно повысила их положение. С этого момента купечество можно было считать так называемым «третьим сословием» после духовенства и дворянства.
Купечество было неоднородно. Существовало три купеческих гильдии. К первой гильдии относились купцы, капитал которых составлял не менее 10 тысяч рублей. У них было право торговли оптом и в розницу (и в России, и за границей). Также они имели право заводить заводы и фабрики. Поэтому купцы в России и стали первыми крупными промышленниками. Их капитал являлся гарантией заключаемых сделок, как в стране, так и за рубежом. В европейском обществе всё складывалось по-другому – к концу XIX века владельцы заводов, первые промышленники, это буржуа – некий новый слой. Российская традиция именно в купечестве первой гильдии объединила торговлю и промышленность.
Во вторую гильдию входили купцы, капитал которых составлял пять-десять тысяч рублей, они получали право торговли только в России. Купцы третьей гильдии могли вести лишь розничную торговлю. Их капитал был от одной до пяти тысяч рублей.
В разное время купечество первой гильдии составляло от 10 до 30 %, большинство же принадлежало к третьей гильдии, состоять в которой было выгодно крестьянству, так как крестьяне входили в привилегированное сословие и освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний – крайне важно для крестьянина. Выгодно это было и не всегда честным на руку дельцам. Пожалуй, негативный образ купца, воспроизведённый в русской литературе, связан с отдельными представителями собственно третьей гильдии. В купеческой неписанной иерархии на вершине уважения стоял промышленник-фабрикант, потом шёл купец-торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дёшевы его деньги ни были и как бы приличен он сам ни был. Это был процентщик. Как правило, таких процентщиков сами купцы и на порог не пускали, – таков был внутренний кодекс.
После отмены крепостного права в экономическом плане вырвались на волю многие крепостные «хозяйственные мужики», ещё по указу Екатерины Второй получившие разрешение создавать свои собственные мастерские и небольшие производства (но не имевшие ни прав собственности, ни достаточного образования, ни капиталов). Дальше вперёд пошли, правда, уже не они сами, а их дети. Второе поколение купцов и промышленников легко впитывало западный опыт и идеи, оно было активным, предприимчивым. Ручное деревенское производство было заменено ими машинной техникой. Они вышли со своими товарами на мировой рынок, от единоличной собственности перешли к акционерной форме. Тогда в России появились акционерные общества и частные банки.
Люди это были упрямые, хваткие и закалённые. Многие такие купцы и промышленники происходили из семей старообрядцев, которых государство и официальная православная церковь всегда держала в ежовых рукавицах. В этих условиях у староверов формировались необходимые для бизнеса качества – самодисциплина, способность к наибольшей концентрации усилий воли, стремление к независимости. Они не тратили время на развлечения, им было не до табака и водки. Выживали самые крепкие, те, кто привык зарабатывать и рассчитывать исключительно на себя. И эти качества как нельзя более подходили для первого этапа развития капитализма в России.
После них в бизнес пришли их дети – третье поколение купцов и предпринимателей. Они полностью ликвидировали дворянскую промышленность, основанную на крепостном труде. Именно это поколение стало тратить свои заработанные деньги на нужды общества, на развитие высокой культуры.
2. Купец Дмитрий Расторгуев
Всё это иллюстрирует старинный купеческий род Расторгуевых.
Дед Дмитрия Алексеевича Расторгуева, нашего земляка, Дмитрий Иванович происходил из ярославского купеческого рода и уже к 1836 году стал входить в третью гильдию. Постепенно он укрепился и обжился в Москве: купил дом на Солянке. Фасад дома был украшен атлантами, которые поддерживали балкон над центральным входом.
Особняк на Солянке в Москве (дом № 7),
второй этаж занимала семья Расторгуевых
Расторгуев делал пожертвования на благотворительность. Когда началась Крымская война, он отдал 500 рублей серебром на нужды раненых, спустя два года пожертвовал полторы тысячи на государственное ополчение. Купеческие дела у него шли хорошо, и в 1865 году он и его сын Алексей основал торговую фирму «Д. и А. Расторгуевы». Предприятие вело широкую торговлю чаем, сахаром, колониальными товарами и бакалеей. В Москве у Расторгуевых была чаеразвесочная фабрика, несколько магазинов. Вскоре Дмитрий Иванович разбогател и стал относиться к первой гильдии, а также потомственным почетным гражданином. В московском обществе рос и его авторитет. Дмитрий Иванович был депутатом московской городской думы.
Дело отца продолжил Алексей Дмитриевич, который вёл успешный бизнес, принимал участие в общественной жизни купечества Москвы. В 1867 году он помогал московской таможне как эксперт, а с 1871 по 1874 год имел должность гильдейского старосты. С 1869 года Расторгуев бессменно работал директором попечительского комитета о тюрьмах.
В московском обществе Расторгуевы были известны не только как преуспевающие купцы, общественные деятели, но и как меценаты. Они вкладывали существенные личные средства в укрепление Православия и на помощь «сирым и убогим». После смерти отца в 1894 году дела фирмы возглавил его сын Дмитрий Алексеевич. В то время ему было неполных сорок лет. Он продолжил начатое отцом дело, его избирали на должность гильдейского старосты, имел звание почетного члена Александровской общины сестер милосердия в Москве.
Купец Дмитрий Алексеевич Расторгуев
Д. А. Расторгуев продолжал традиции рода и в качестве мецената. За свои труды в области благотворительности он был удостоен орденов Святого Станислава второй и третьей степени. В 1898 году за большие услуги по попечительству общества о детях лиц, ссылаемым в Сибирь по судебным приговорам, Д.А. Расторгуев был награждён орденом Анны третьей степени. За другие благотворительные дела Дмитрия Алексеевича наградили несколькими золотыми медалями для ношения на шее: на Андреевской, Анненской, Станиславской и Владимирской лентах. Все награды – яркие свидетельства того, что благотворительность для Д.А. Расторгуева являлась важной стороной образа его жизни.[9]
В начале ХХ века Д.А. Расторгуев основал дачный посёлок после покупки земли, на которой был вековой лес. Вскоре им была построена железнодорожная станция, которую он назвал в честь себя. Поблизости стали жить известные люди того времени: рядом были дома главного инженера железной дороги Громова, его помощника Тимофеев, купца Феоктистова. У купцов Простодушевых в Расторгуеве было два дома, а у купца Сысоева – целых шесть. В них потом был размещён туберкулёзный санаторий для детей.[2]
Станция Расторгуево Рязанско-Уральской железной дороги (1902 год)
Фирма Расторгуевых продолжала существовать до 1917 года. По акту о национализации имения Д.А. Расторгуева в 1917 года, найденного краеведом Г. Гариным в историческом архиве Москвы, Дмитрий Алексеевич только в наших местах имел значительную недвижимую и движимую собственность около села Тарычево. У него было 124 десятины земли, из которых сорок десятин находилось под лесом. В имении у купца были две двухэтажные деревянные дачи, одна из которых имела каменный первый этаж, и деревянный дом, в котором проживал управляющий имением. Из сельскохозяйственных построек Д.А. Расторгуев имел деревянный скотный двор на каменном фундаменте, рассчитанный на двадцать голов скота, четыре деревянных конных двора на сорок лошадей и другое. У него были и небольшие деревянные свинарник и птичник, амбар, а также три ледника. [6]
В 1920 году в бывшем имении был создан совхоз «Расторгуево», который вошёл в Горкинскую группу совхозов.
Фото слева: купец Д.А. Расторгуев (второй слева, стоит) среди судей-коннозаводчиков, фото справа: купец Д.А. Расторгуев и его конь Леший
3. Купец Иван Гаврилов
Интересна личность ещё одного нашего земляка Ивана Егоровича Гаврилова – почетного потомственного гражданина, купца первой гильдии. Начинал «с копейки, мальчиком на побегушках» в торговых рядах и в зрелые годы стал не только миллионером, но и человеком уважаемым, награждённым орденами. Что он был за человек? В повести А.П. Чехова «Три года» прототип старого, властного купца – именно Гаврилов. Брат отца Чехова когда-то работал у Гаврилова за сорок рублей в месяц. «Чоховы!» – так небрежно именовал Гаврилов семью будущего писателя. Набожность хозяина (твёрдое соблюдение всех церковных обрядов, постоянные домашние богослужения) держала и семью, и служащих, как в узде. Жена, вдвое его моложе, умерла рано. Так же рано скончалась не расцветшая от миллионов отца дочь. Младший сын скончался в отрочестве. Старший продолжил дело отца – оптовая галантерейная торговля.
Фото слева: купеческий дом (фотография начала ХХ века), фото справа:
купец Иван Егорович Гаврилов
Масштабы состояния Гаврилова, судя по скупке земель, действительно миллионные. Много и усердно он трудился в комитете о просящих милостыню, состоял присяжным попечителем московского коммерческого суда. Состоял церковным старостой при двух церквах Московского госпиталя, делал регулярные пожертвования в церковь Работного дома. Украшал церкви и построил часовню. Бессменный церковный староста при ряде церквей.
При владении усадьбой в селе Таболово показал себя рачительным хозяином: обновил и пристроил ряд служебных построек на церковной земле, производил немалые пожертвования на храм, в частности – ряд икон нового письма. Производственное по его инициативе межевание земли, весьма подробное. В документах сообщено, что «под церковью и кладбищем 1176 кв. саженей». [1]
Из означенного количества, где перечисляется всё – и пашни, и вода, и фруктовые сады, «вырезано» церковной земле на довольствие священнослужителей в одном месте, значащимся на плане под литерами У 3: пашни 27 десятин, 336 кв. саженей, сенокос 1104 кв. саженей, под усадьбою 1680 кв. саженей. Итого: удобной 36 десятин, под церковью и кладбищем 1176 кв. саженей». [1]
Властный сухонький старичок, Гаврилов был необыкновенно дотошным хозяином. Он сделал много добрых богоугодных дел. Но почему-то всю жизнь в семействе Чеховых повторяли его, гавриловское выражение: «энтакая штука», взятая из обихода в гавриловском амбаре, когда показывался на вытянутой руке туго сжатый кулак и говорили о каком-нибудь человеке: «Он у меня из-под энтакой штуки не выйдет». Усадьба Таболово досталась советской власти в хорошем состоянии. Три дома, строения, скот, сельхозугодья Гавриловых. После 1917 года на землях, принадлежавших купцу, был создан совхоз «Гаврилово».
Набожный и властный, деспотичный и милосердный. Какой он был, купец Гаврилов? А, может, и жалко, что разжался его сухонькой, твёрдый кулачок, в котором он много хорошего держал!
4. Кодекс купеческой чести
Какими бы разными ни были биографии и характеры Д.А. Расторгуева и И.Е. Гаврилова, их объединяет одно – следование кодексу чести как основы купеческих торговых отношений.
Он складывался из универсальных норм, которые вошли в пословицы и поговорки русского народного фольклора: «уговор дороже денег», «торгуй правдою – больше барыша будет», «слово – вексель».
Достоинство ставилось выше выгоды. Многие купцы того времени были вообще неграмотными. Обмануть такого человека, который не мог подписать купчие крепости и другие финансовые документы, ничего не стоило. Оформить купчую юридически было крайне сложно. Но честное купеческое слово было столь же значимым, как в буржуазной среде – дворянская честь или благородное происхождение.
Торговую сделку в купеческой России часто скрепляли не подписью и печатью, а крестным знамением. Даже когда рынок стал более развитым, многие сделки могли совершаться частно: прямо в амбарах, даже в трактирах, а то и просто в лавках – и прилюдно: сделки фиксировались в гостиных дворах, на специальных биржах, ярмарках-выставках. Нередкими были случаи, когда купец мог пользоваться только кредитным капиталом. Кредитор сам решал, доверить капитал этому предпринимателю или нет. Неслучайно в то время слова «вера» и «кредит» часто имели один и тот же смысл. Огромную ценность представлял именно беспроцентный кредит.
Можно скептически относиться к заключению сделок под честное слово, но в то же время необходимо понимать, что в прошлом это крестьяне, для которых православная этика – суть внутренняя мораль: вера в Божеское воздаяние, стремление к общей справедливости. Отсюда и широкая благотворительная деятельность (что видно из биографии наших земляков-купцов). Более того, многие уважаемые, достойнейшие купеческие фамилии, являвшиеся меценатами, – представители семей старообрядцев. Для них несоблюдение добродетелей – безбожность, а угроза невозвратного долга – бесчестие и грех. Поэтому выражение «стереть в порошок» – потерять своё, в первую очередь, моральное существование. Так, на собрании купцов первой гильдии фамилию человека, не сдержавшего слова, записывали мелом, а затем стирали. Провинившийся не мог уже считаться купцом первой гильдии и появляться на купеческом собрании. Долг с него более не требовался, виновный предавался Божьему суду. Это с моральной позиции. Социально – это был «раз-гильдяй» – исключённый из гильдии.
Бизнес определялся деловыми качествами купца или фирмы. Интересно, что эксперты показывают: честное купеческое слово было во многом национальным достоянием.Например, во Франции купец стремился продать товар как можно дороже. Иногда шёл даже на сокращение товарооборота. Тот, кто продавал товар дороже, считался хорошим купцом. В России существовали другие оценки. Хорошей фирмой называлась та, которая могла продать товары дешевле, чем её соперники.
Сделки заключались устно. Это касалось и рядовых торговых сделок, и многомиллионных торговых договорённостей. Сегодня, когда юридические кампании настоятельно рекомендуют проверять все договоры, внимательно вычитывать текст, представленный на подписание, сложно понять святость слова купеческого. Купцы дорожили признанием и уважением. Не случайно газета деловых кругов конца XIX века «Биржевые ведомости выходила под девизом «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Выдающийся государственный деятель С.Ю. Витте писал, что в обороте государства пятьдесят миллионов купеческих денег. Отданы они были под честное слово [10].
III. Заключение
Подводя итоги, сформулируем основные положения кодекса купеческой предпринимательской этики.
1. В купеческой России торговую сделку в большинстве случаев скрепляли крестным знамением, а не подписью и печатью. Выше выгоды ставилось достоинство. Важнейшую задачу русские предприниматели видели в поиске общечеловеческого и религиозного назначения своего дела. Для них отношение к труду было приравнено к служению обществу. Это прежде всего выражалось в патриотическом характере деятельности российского купечества, которая была направлена на развитие промышленности, благо Отечества и народа.
2. Купцы вели широкую благотворительную деятельность. Богатые люди нередко стыдились своего богатства, даже ощущали его греховность. Наживший состояние русский купец старого закала к старости был склонен к отказу от него, чтобы искать спасения души. Он делал пожертвования монастырям, на строительство церквей и благотворительные заведения. Он мог уйти в монастырь; стать странником, ходить по святым местам и прочее. В дореволюционных предпринимательских кругах меценатство и благотворительность купечества считались долгом богатого человека перед страной и народом. Богатство не было самоцелью, оно выступало средством жить независимо и вести собственное дело.
3. Во многом честное слово купеческое было национальным достоянием. В отличие от западноевропейских предприятий хорошей фирмой считалась та, которая продавала товары дешевле, чем её конкуренты.
4. Труд был мерилом всего. Трудовые ценности в предпринимательстве (ответственность, трудолюбие, терпение, самостоятельность, честность, бережливость) имели определенное нравственное содержание, что было показательным в русской культуры, где нравственное и религиозное осмысление присутствовало во всех сферах жизни.
5. Купцы дорожили уважением и признанием. Несоблюдение общепризнанных правил означала безбожность, а угроза невозвратного долга грозила бесчестием и считалась грехом.
Московские купцы дореволюционной эпохи, такие как, например, Д.А. Расторгуев или И.Е. Гаврилов, вели своё дело основательно. Свои заводы и фабрики они наследовали от отцов и дедов и потом передавали детям, в буквальном смысле слова строили бизнес «на века». Одной из важнейших составляющих этого бизнеса было то самое «честное слово купеческое». Это являлось доказательством деловой репутации, и ради неё люди были готовы и жизнь положить.
«Купеческое слово» служило гарантией справедливости, приверженности к купеческой касте. Честность выступает как знак цивилизованности, культурности купца, его готовности принимать общие условия игры. Несоблюдение этого неписанного правила не сводилось только к исключению купца из сообщества. Он становился олицетворением ненадёжности, неблагородства, безбожности в условиях каждодневной договорённости.
В условиях нынешнего времени честное слово купеческое выступает вовсе не как забавная и эксцентричная примета купеческого быта, этакая музейная реликвия в истории. Оно становится всё более и более актуальным.
Список литературы:
Монографии и сборники
1. Гарин, Г.Ф., Кудрявцев, М.Н. Купечество // Видновский край с древнейших времён до наших дней: очерки истории / Под общ. ред. главы Ленинского района В.Ю. Голубева; сост. А.П. Зименков, А.В. Плотников. – Видное: Администрация Ленинского района, Краеведческое общество Ленинского района, 2006. – С. 222-230.
2. Головкова, Л.И. Свято-Екатерининский мужской монастырь: в 2 кн. / Лидия Головкова. – Москва : Свято-Екатерининский мужской монастырь [и др.], 2010. – 27 см. – (Святыни Подмосковья; 4).; ISBN 978-5-94509-032-3
3. Ленинский район – моя малая Родина: Видновский край с древнейших времен до наших дней / Г. Ф. Гарин [и др.]; [под общ. ред. В. Ю. Голубева]; Администрация Ленинского муниципального района Московской обл., Краеведческое общество Ленинского муниципального района Московской области – Видное : [б. и.], 2008. – 239 с. : ил., портр., цв. ил.; 22 см.; ISBN 978-5-88289-354-4 (в пер.)
4. Пенто, В. А. Расторгуево // Здесь Родины моей начало: О краеведении и памятниках культурного наследия Видновского края / сост. А.П. Зименков, А.В. Плотников. – Москва: Граница, 2018. – С. 112-115.
5. Сергеев, И. Н.Царицыно. Суханово: Люди, события, факты / Игорь Сергеев. – Москва: Голос, 1998. – 526 с., [16] л. ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-7117-0304
Публикации в СМИ
6. Кудрявцев, М.Н. Иван Егорович Гаврилов // Первый народный журнал Помидор. – 2010. – № 1. – С. 24-25
7. Тихонов, И. С. Чеховы в усадьбе Таболово // Ленинец. – 1990. – № 23.
8. Тихонов, И. С. Усадьба Таболово // Видновские вести. – 2001. – № 74.
Электронные ресурсы
9. Добрынина, Е. П. Честное купеческое. На что шли средства крупнейших московских меценатов //Традиции меценатства в Москве сохраняются веками // Российская газета (rg.ru) – 20 мая 2023.
10. Ледовский, В. А. Купеческое слово //http: /samlib.ru/l/ledowskij_wjacheslaw_anatolxewich/kupecheskoeslowo.shtml – 20 мая 2023.
11. Пыжевские прихожане // Московский журнал. – № 8 (308). – 2016. // Московский Журнал (mosjour.ru)– 20 мая 2023.