Введение
Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Что же делать в этом случае?
Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать, как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру.
Наша российская земля богата разнообразными народными промыслами, удивительными росписями, пришедшими из давних времён и радующими глаз и душу своими чистыми красками, простыми незатейливыми сюжетами, отображающими разные эпохи, несущими отголоски своего времени.
Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов.
Тема работы актуальна и сейчас, так как народные промыслы - это история страны, края, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров.
Объектом исследования является роспись по дереву
Предметом исследования: авторская «самарская» роспись
Гипотеза - если авторская «самарская» роспись получит широкое признание и распространение на территории нашего края, то это будет являться гордостью не только Самары, но и всей самарской области.
Целью данной работы является изучение истории возникновения
«самарской» авторской росписи по дереву, анализ, выявление и сравнение особенностей авторской «самарской росписи» с традиционными видами росписи по дереву.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения авторской «самарской» росписи и развитие в родном крае;
- изучить особенности и стиль «самарской» росписи;
- охарактеризовать основные виды традиционной народной росписи (хохломская, городецкая, полхов-майданская);
- сравнить технику исполнения «самарской» росписи с техникой исполнения традиционной народной росписи (хохломской, городецкой, полхов- майданской);
- обобщить, проанализировать практический опыт развития самарской росписи на территории самарского края.
В исследовании использованы следующие методы: сравнения, анализ, синтез.
Глава I
1.1.Виды традиционной народной росписи (Нижегородской) и их характеристика
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами.
Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки.
Основные сюжеты и техника их исполнения
Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность.
Главная специфика Городецкой росписи - это, то что мастера изображают сюжеты как правило на прозрачном фоне, тем самым показывая текстуру дерева.
Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия – прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах Городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность.
Композиция в Городецкой росписи
В построении цветочной композиции существует неписаный закон:
- в центре обязательно самый крупный цветок - роза, купавка;
- по бокам розетки, окружённые мелкими цветочками, бутонами, ягодками и листочками, остроконечные или округлые листья чаще расположены группами по три или пять лепестков;
- ягодки, бутоны розетки, купавки в городецкой росписи начинают писать с подмалевка основного цветового пятна.
Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида: цветочная роспись; цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; сюжетная роспись. Такое деление является условным, так, как и сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов.
В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. «Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. «Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях. «Цветочная полоса» - сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. «Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки.[6,2]
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».
С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же, как и в цветочной росписи, в изделиях с
изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету.
Сюжетная роспись
Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.
Лица народные мастера писали в одной манере — в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве Городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть. [11]
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Это — быт крестьянства и купечества. Значительное место занимают цветочные мотивы. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. (см. Приложение 8)
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
Основные сюжеты и техника их исполнения.
Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет "золота" Хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него "золотом" сверкает алюминиевый слой.
Выточенные на токарном станке или вырезанные специальными резцами изделия из дерева липы грунтуют глиной, натирают вареным льняным маслом - "олифой" и металлическим порошком. После этого хохломские изделия расписывают масляными красками, наносят несколько слоев специального лака и подвергают закалке в печи. Под воздействием температуры более 100̊ серебристая поверхность приобретает золотой цвет. Подобная технология позволяет использовать посуду в домашнем быту. Основные цвета хохломской росписи - черный, красный, золотой. Это классическое сочетание дополняется введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого. Роспись выполняется вручную, свободной кистью, без использования трафаретов. [1]
В настоящее время традиции промысла в Нижегородской области успешно развиваются на двух крупных художественных фабриках: "Хохломской художник", расположенной в селе Семино и "Хохломская роспись" в городе Семенове, а также ряд мелких предприятий. Известны старые потомственные мастера Хохломы - братья Красильниковы, Подоговы, Федор Бедин, Архип Серов, Степан Веселов. Эти традиции промысла продолжают художники Ольга Лушина, Ольга Веселова, Александра Карпова, Екатерина Доспалова, Нина Сальникова и многие другие.
Композиция Хохломской росписи
От народных ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянной токарной посуды и четкие по ритму композиции геометрического орнамента, основанные на тонком понимании пластики вещи. Иконописцы принесли в хохлому мастерство «тонкой кисти» — каллиграфические навыки свободного письма и рисунка богатейшего растительного орнамента, характерные для декоративной живописи XVII—XVIII веков. В орнаменте этого времени можно увидеть те виды растительных узоров, которые впоследствии получили новую жизнь в искусстве росписи хохломской деревянной посуды.[9]
Виды хохломской росписи
При "верховом" письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: "травная" роспись; роспись "под листок" или "под ягодку"; роспись "пряник" или "рыжик". Разновидностью "фоновой" росписи является "Кудрина".
"Травная" роспись напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоуч, луговик и др. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. Орнамент из волнистых тонких стебельков объединяются в ритмический узор, похожий на колеблемые ветром травы.
Основу росписи "под листок" составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, крыжовник, клубника, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с "травкой" она многоцветнее. Пряник" или "рыжик"- еще одна своеобразная разновидность росписи, которая относится у "верховому" письму, ее выполняют обычно внутри чаши или блюда.
"Пряник" — это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, украшенная кустиками в углах, а в середине прямоугольника "большой рыжик" - солнце.[3]
Роспись "под фон" начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской — чаще всего черной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера.
Роспись "кудрина" отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или черном фоне.
Современная хохлома представлена двумя направлениями, двумя художественными очагами: - с.Семино и окрестные села в Ковернинском районе – фабрика «Хохломской художник».
Колорит хохломских изделий – золото, киноварь и черный цвет. Классическое сочетание трех цветов дополняют иногда коричневым, оранжевым, желтым, зеленым цветами. (см. Приложение 7)
ПОЛХОВ –МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Сюжеты Полхов-Майданской росписи
В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.
Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то
усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники
с чередующимися зелеными и синими листьями.
В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики», деревья с огромными яблоками на ветках, речка и почти обязательная розовая заря.
Основные приемы росписи
Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.
Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом). В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко- красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый. [12,10]
Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи. Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца. Среди игрушек-сувениров большое место занимает полховско-майданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темы русских народных сказок и сельской жизни. [8]
При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши. Реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски.
Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.
После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй 24 часа.
Большой вклад в развитие этого промысла внесли художники Елена Танкова, Елена Горюнова, Антонина Бабина. Яркая самобытность этой народной игрушки, празднично-приподнятый колорит и наивная непосредственность росписи делают ее очень популярной как в России, так и за е ё пределами. (см. Приложение 9)
Глава II
2.1. История возникновения и распространения авторской «самарской» росписи
Автор самарской росписи Горлова Светлана Григорьевна – педагог дополнительного образования и самодеятельный художник, живет и работает в городе Самара, «где значительная часть года зима. Зима – с её завьюженностью, метелистостью, снежной круговертью, кружевной узорчатостью стекол, пушистой бархатистостью заиндевевших берёзок, серебристостью снежных россыпей и бесконечностью звёздных далей… Живет в краю, где народная музыка, народные песни, танцы, народные гулянья переплетаются многоцветьем звуков, образов с бесконечной природной загадочностью и сказкой…» (программа Горловой С.Г. «Самарский сувенир»). [4]
Горлова Светлана Григорьевна, 1947 года рождения, родилась и выросла в семье офицера, самодеятельного художника армии, написавшего более 40 картин, творческая увлеченность которого передалась его детям, в той или иной степени.
С детских лет увлечение рисованием в семье поощрялось, но учиться, проживая в сельской местности, дети могли только у отца - художника, изучая репродукции картин, которые он любовно коллекционировал.
В настоящее время Светлана Григорьевна увлекается разнообразными видами декоративно-прикладного творчества, но основным увлечением
является роспись по дереву. И она щедро делится своими знаниями и умениями с другими, работая в ЦДТ "Восход".
Так сложилось, что после школы она получила техническое образование и 10 лет проработала конструктором на 9 ГПЗ, где творческая жилка постоянно проявлялась в рационализаторских предложениях цеха и завода.
В свободное от работы время рисовала, но очень мало. Любимыми были женские образы. По семейным обстоятельствам она перешла работать воспитателем в детский сад, где вплотную познакомилась с разнообразными видами росписей. Получив заочно педагогическое образование, и 14 лет проработала в детском саду. Но душе хотелось больше творчества, и закончив курсы по художественной росписи дерева, какое-то время работала в различных организациях, расписывая игрушки. Она недолго работала на этой должности. Работать по чужим образцам было скучно, да и не хватало общения с детьми. И, волею случая она попала в дополнительное образование, где у неё появилась возможность самостоятельно воплощать в жизнь свои творческие задумки и в то же время работать с детьми, передавая им свои знания и опыт. [4]
Первое время она училась сама традиционным российским росписям: хохломской, городецкой, полхов - майданской. Но с каждой новой работой она все больше уходила от традиционной росписи. И поэтому в течение нескольких лет пришла к своей необычной узнаваемой авторской росписи, которую называет «самарской»
Автор на протяжении нескольких лет изучала сама и учила ребят традиционным росписям, но её душа и кисть в каждую работу привносят что-то своё. И постепенно появился свой, непохожий на другие росписи, стиль: это своеобразная цветовая гамма, особый колорит, своеобразие рисунка, образцов птиц, людей. Роспись стала узнаваемой. Так возник тандем традиции и современности. А у автора возникло желание донести свою роспись до других, обучая ребят видеть её красоту и самим её создавать. (см. Приложение 6)
«Каждая работа по-своему любима, но наиболее интересные, как мне кажется, работы с зимними образами: «Сиреневая сказка», «Голубая метель», «Метелица», «Танец вьюг» и другие»» - говорит Светлана Григорьевна.
«Живу в краю, где многоцветьем звуков, красок, образов переплетаются народные песни, танцы, народные гулянья, народная музыка с бесконечной природной загадочностью и сказкой. И мысль не сосредотачивается на том, что видит и слышит вокруг себя, а убегает куда-то в необозримую бесконечную сине звёздную даль, вынося на кончике кисти невиданные воздушно- прозрачные цветы и букеты, завораживающие глаз исконно русские образы юных нежных и необычных девушек-снежинок.»
Авторские учебные пособия – это результат целеустремлённого, многолетнего и кропотливого творческого труда педагога по авторской образовательной программе «Самарский сувенир». Она реализуется на протяжении многих лет в центрах детского творчества г. Самара ,г. Кинель, на базе общеобразовательных школ №112, №163, школы искусств №11. Много лет работая на базе Центра детского творчества «Восход», где у неё есть возможность воплощать в жизнь свои творческие задумки и в то же время работать со всеми желающими детьми, предавая им свои знания и опыт. (см. Приложение 6) Разработанные ею рабочие тетради - это и богатый материал для активизации творческой активности учащихся, и внесения своей лепты в культуру своего самарского края.
«Самарская» роспись привносит в жизнь новые краски и образы, способствует чувству сопричастности к развитию культуры своего края, в частности, своему личному вкладу в зарождение новой росписи по дереву.
Она учит прекрасному, доброму, являясь чистым источником забытых русских традиций. Очень надеясь на то, что источник будет вечным и неиссякаемым! Зная свою историю, традиции, промыслы, мы сохранимся как нация!
Ученики Светланы Григорьевны с удовольствием осваивают самарскую роспись, выступая со своими работами на выставках различного уровня: от районного до областного, становятся лауреатами, дипломантами многих конкурсов: «Радужная кисть», «Покровские посиделки", "Рождественский сувенир», «Новогодний праздник», «Святые символы России» и многие другие. Сама является постоянной участницей многих выставок декоративно-прикладного творчества, радуя посетителей выставок всё новыми интересными находками. Многие её работы отмечены грамотами и дипломами.
Ей очень хочется иметь свою мастерскую, где её роспись стала бы достоянием многих самарцев. Многим нравится её роспись, и они обучают ей своих учеников, например, педагоги дополнительного образования Галочкин А.И., Беляева М.Г., с 2012 года и учащиеся нашей школы познакомились с особенностями «самарской» росписи и начали осваивать её.
2.2. Характерные черты и особенности «самарской» росписи
2.2.1. Это цветовая гамма: в одной работе используется только одна краска и её пастельные оттенки, получаемые на палитре смешением с белой краской. Оживка, как правило, белого цвета и основного (фиолетового, красного, синего и др.)
2.2.2. Это рисунок цветка: схема создания цветка очень проста и схожа с городецкой ромашкой, но элементы каждого цветка своеобразны, не ограничивают фантазию художника и способствуют созданию своих вариаций.
2.2.3. Элементы росписи окружены припушённостью, создающий глубокий и красочный образ. Выполняется припушённость сухой жёсткой кистью- «тычком».
2.2.4. Образы птиц, животных, человеческих фигур стилизованы, своеобразны, просты в исполнении, не повторяют силуэты других росписей. Своеобразные декоративные элементы делают каждый образ неповторимы.
2.2.5. Своеобразие колорита росписи.
2.2.6. Цветовая гамма разнообразна, но в одной работе преобладает один основной цвет и два - три его пастельных оттенка, гамма или холодная, или спокойная, оживка белая или черная.
2.2.7. Фон расписываемого предмета - один из оттенков выбранного цвета или черный.
2.2.8. Декоративные элементы - цветы, птицы, фигуры животных, людей - узнаваемо-стилизованного вида с характерными декоративными элементами, дополнениями, не присущими ни одной из известных росписей.
2.2.9. Орнамент, в основном, растительный, но несколько геометризован.
2.2.10. Легкость, прозрачность, нежность придают завитки, точки, капельки и другие характерные для росписи элементы.
2.2.11. Грунтовка - клей ПВА
2.2.12. Роспись - гуашь, акварель медовая
2.2.13. Лакирование - лак масляный ПФ или НЦ (см.Приложение10)
2.3. Основные виды композиций и особенности содержания
Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio – расположение, составление, соединение) – построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое.
Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак – соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению.
В значительной степени характер композиции определяется ритмом. Ритм – это равномерное чередование элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции.
Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент – основу композиции. Но орнамент – это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важное значение приобретает красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.
Композиции «самарской» росписи можно разделить на несколько видов:
цветочная роспись; цветочная роспись с включением мотива «конь» и
«птица», «рыба», «фигуры животных», «людей», «насекомые»; сюжетная роспись.
Такое деление является условным, так, как и сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов. «Самарская» роспись имеет не ограниченное число мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с авторской росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство. Это умение художника помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства. А теперь остановимся в отдельности на каждом из перечисленных видов композиций росписи.
Цветочная роспись (см. Приложение 2)
Этот вид чаще всего используется на всех изделиях так как он наиболее прост в исполнении. Декоративный рисунок цветка начинается с изображения круга (замалёвка), на который приёмом промакивания наносятся лепестки в определённом порядке: вверху, внизу, слева, справа, далее в промежутках. Затем вносятся разнообразные дополнения, создающие сказочность цветка. Обращая внимание на чёткое последовательное выполнение действий: определение на «замалёвке» середины цветка, верхнего и нижнего лепестка, левого и правого лепестка, выполнение промежуточных лепестков. Затем выполняются дуги различной формы, цвета, характера, точки, др. элементы. Окончательное завершение цветка- «вьющимися травинками» - в виде завитков, спиралек, усиков.
Каждый рисунок сказочен, декоративен и украшен узором. Основной узор - в центре украшаемого предмета. А чтобы рисунок приобрёл законченность и ещё большую красочность, его оформляют декоративной рамкой, ажурным бордюром.
Цветочные композиции, как правило, не всегда симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Цветочная композиция с включением разных мотивов «конь» и «птица», «рыба», «фигуры животных», «люди», «насекомые». (см. Приложение 3)
Этот вид орнамента также распространен в росписи. Его можно увидеть на разделочных досках, шкатулках и хлебницах, ложках и др. изделиях из дерева.
С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же, как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы, рыбы и бабочки мотивы могут быть как симметричны, так и асимметричные. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку.
В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица», «рыба» или «насекомое», «люди» или «животные» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.
Сюжетная роспись (см. Приложение 4)
Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций «самарской» росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у мастера. Здесь гуляния, герои различных сказок и сюжеты из современной жизни, местные пейзажи, церквушки, а также многое, многое другое.
Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на изделиях: декоративных панно, крупных шкатулках, разделочных досках и декоративных яйцах. Поэтому сюжет композиции всегда очень тщательно продуман и выстроен.
При выполнении сюжетной росписи автор выполняет роспись в центре изделия, изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой или цветочным орнаментом. В сюжетной росписи встречается один смысловой центр.
Лица людей в росписи обращены как зрителю и не только. Встречаются изображения, развернутые в три четверти. На декоративных полотнах появляются местные пейзажи, с речушками и березками, церквями.
Несмотря на разнообразность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.
Мастер черпает свои темы и мотивы из окружающей действительности, и в этом отношении оно глубоко реалистично. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма – все это характерные черты творческого труда мастера.
2.4. Сравнительный анализ «самарской» росписи с традиционными (городецкой, хохломской, полхов-майданской)
Из выявленных особенностей и проведенного сравнительного анализа (см. Приложение 1) можно сделать следующий вывод, «самарская» роспись более простая по исполнению, по сравнению с другими, на деревянных изделиях разнообразные элементы и сюжетные композиции, иногда формы досок вырезаются в форме различных животных, птиц и фигур людей. Необычность, припушённость, разбелённость локального цвета существенно отличает её от других росписей. В «самарской» росписи есть сходство элементов рассматриваемых видов росписей и разнообразие, и непохожесть:
«самарской» и городецкой, «самарской» и хохломской, «самарской» и полхов- майданской.
При выполнении цветочной росписи схема создания цветка очень проста и схожа с городецкой росписью, но не повторяет ее, элементы росписи окружены припушённостью, создающий глубокий и красочный образ. Рисунок цветка начинается с изображения круга (замалёвка), что роднит её с городецкой росписью. Далее вносятся различные дополнения, дуги различной формы и характера, точки и другие элементы, придающие «сказочность» цветка. Дополнение рисунка «вьющимися травинками» в виде завитков, спиралек, усиков роднит её с хохломской росписью. Образы птиц, животных, человеческих фигур стилизованы, своеобразны, просты в исполнении, не повторяют силуэты других росписей, каждый рисунок превращается в сказку. В одной работе преобладает один основной цвет и два - три его пастельных оттенка, что очень отличает данную роспись от сравниваемых росписей.
Заключение
Росписи являются важной частью национального наследия, самобытной культуры народа. История народной росписи в России уходит далеко в прошлое, и связано с бытовыми традициями и укладом жизни, становлением и развитием ремесла и торговли, промышленности и культуры. Быт крестьянства издавна хранил художественные достижения народа. Сохранение народного искусства, рассказы о нем, бережное отношение к нему – это возрождение самой народной души. «Если мы душу народную воскресим, мы воскресим и Русь», - сказал Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай.
Сегодня гораздо чаще товары с художественной росписью мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.
Горлова Светлана Григорьевна принадлежит к той счастливой категории людей, которые способны не только целиком отдаваться любимому делу, но и думают о сохранении, систематизации и обобщении своего опыта на благо других.
Самарская роспись привносит в жизнь новые краски и образы, расширяет диапазон знаний, творческих умений, способствует развитию детской творческой активности с одной стороны, и способствует чувству
сопричастности к развитию культуры своего края, в частности, к своему личному вкладу в зарождении новой росписи по дереву.
Современному народному мастеру в условиях прерванной связи поколений часто приходится прокладывать дорогу к освоению того или иного ремесла методом проб и ошибок, нередко блуждая в полной темноте. Работы Горловой С.Г. послужит хорошим проводником на пути изучения и практического освоения «самарской» росписи не только педагогам, детям, но и самостоятельно работающим мастерам.
Мастер-практик, педагог и художник, Горлова С.Г. прекрасно владеет кистью, знает законы цвета и композиции. Это позволило ей разработать подробный практический курс для обучающихся росписи по дереву. Выпущенные методические пособия учат и педагогов, и мастеров целостному, системному, комплексному подходу к освоению данной росписи.
В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги данной работы. В ней были рассмотрены предпосылки зарождения новой отличающейся от традиционных, «самарской» росписи, описаны особенности и собран и систематизирован материал, проведен сравнительный анализ.
Самарская роспись - это новый шаг в развитии культуры родного самарского края.
«Самарская» роспись привносит в жизнь новые краски и образы, способствует чувству сопричастности к развитию культуры своего края, в частности, своему личному вкладу в зарождение новой росписи по дереву.
Список использованных источников и литературы
1. Величко Н.К.Роспись. Техники. Приёмы. Изделия. М. «АСТ-ПРЕСС»1999;
2. Дорожин Ю.Г.Городецкая роспись. М.Мозаика-Синтез,2001;
3. С.К.Жегалова Русская народная живопись / С.К. Жегалова.- М: Просвещение, 1984г;
4. С.Г. Горлова Самарские узоры. Рабочая тетрадь по обучению авторской (самарской) росписи.
5. Т.И.Емильянова Сложение стилистических особенностей городецкой росписи на прялках/ Т.И. Емильянова.- М: Наука,1976.-115 с.
6. А.Е. Коновалов Городецкая роспись./А.Е. Коновалов - Горький: МИР, 1988г.
7. Т. А. Марина Городецкая живопись / Т. А. Марина.- М: Звезда ,1970 г.
8. М.А. Некрасова Народные искусства России. Народное творчество как мир целостности. -М.- Изд-во Советская Россия, 1983г
9. Л.В.Орлова Хохломская роспись. М.Мозаика-Синтез,2000
10. О.С.Попова Народные художественные промыслы/ О.С. Попова – М: "Легкая и пищевая промышленность", 1984г.
11. Н.В. Толстухина Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В. Толстухина.-М: Экспресс, 2008г.
12. Цветочные узоры Полхов- Майдана М.Мозаика-Синтез,2008
13. Чуянов С. П. Городецкие праздники.; - Н.Новгород.: Изд-во Арника: 1995г.
Приложение 1
Сравнительный анализ авторской росписи с традиционными
Роспись |
Самарская авторская роспись |
городецкая роспись |
хохломская роспись |
полхов- майданская |
грунтовка |
Грунтовка - клей ПВА |
Грунтовка - меловую грунтовку |
Грунтовка - крахмальный клейстер. Для проклеивания готовят раствор столярного клея из расчета 20 г. сухого клея на 180 г. воды.Олифа. |
Грунтуют трижды с использованием клейстера из крахмала |
цветовая гамма |
используется только одна краска и её пастельные оттенки, получаемые на палитре смешением с белой краской. |
цветовая гамма разнообразна |
золотистый, желтый, красный и черный |
синяя, красная, желтая, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета |
элементы росписи |
элементы росписи «вьющиеся травинки» - в виде завитков, спиралек, усиков; цветы, бабочки, рыбки, птицы, люди, кошки, ажурные рамочки, сельские и городские пейзжи |
петушки, конь, птицы, краешки, бордюры, розаны, купавки, ягодки и листья, люди, кошки, сюжетные сцены |
травка, бабочки, рыбки, птицы, листики, ромашки, ягодки, травный кустик, «кудрины» |
цветы, ягодки, бутоны, фрукты, сложный цветок, цветы и ягоды, букет,сельские и городские пейзажи |
|||||
шаблонов при росписи не существует |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||
«оживка» |
«оживка», как правило, белого цвета и основного ( фиолетового, красного, синего и др.) Выполняется припушённость сухой жёсткой кистью- «тычком» |
оживляют при помощи тонких штрихов. При этом используют белую и черную краску, причем белая чаще применяется для прорисовки прожилок, а черная - для оконтуривания листа. |
нанесение небольших элементов можно производить и на фон. Такие элементы называют приписками. |
«оживляют» при помощи тонких штрихов. При этом используют черную краску |
|
||||
«замалевок» |
Присутствует, но не всегда |
присутствует |
отсутствует |
присутствует |
|
||||
виды красок |
гуашь, акварель медовая |
городецкая роспись выполняется при помощи темперных красок. |
хохломская роспись осуществляется при помощи масляных красок с дополнительной термической обработкой - закалкой в печи. |
анилиновые красители, реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски. |
лакировка |
лак масляный ПФ или НЦ |
лакировать. Для этого подойдут нитроцеллюлозные матовые лаки, в частности, НЦ-241М, НЦ-243. Естественно, можно использовать и матовые лаки. |
по окончании росписи изделие сушат для закрепления росписи в течение 4-5 часов при температуре 150 градусов. В процессе закаливания изделие должно приобрести нежный золотистый цвет. |
после росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лучше всего лакировать изделие масляным лаком. |
Приложение 2
Рис 1. Цветочная росписьПриложение 3
Рис 2. Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица», «рыба», «фигуры животных», «людей».Приложение 4
Приложение 5Рис 4. Ажурные бордюры
Приложение 6
Рис.6 Грамоты
Рис.5 Горлова Светлана Григорьевна Рис.7 Творчество с детьми
Приложение 7
Рис.8 Хохломская роспись
Приложение 8Рис.9 Городецкая роспись
Приложение 9
Рис.10 Полхов-майданская роспись
Приложение 10
Словарь терминов
Акцент - прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить внимание зрителя.
Бордюр - однородное обрамление эстетического характера (цветочная гряда по краю газона, полоса земли вокруг садового партера, узор по границе ковра или обоев, каменный бортик между мостовой и тротуаром).
Грунт - тонкий слой специального состава, который наносят на поверхность.
Движение в цветовой композиции - возникает при активном использовании контрастных цветовых сочетаний. При динамике светлота колорита может быть любой, останавливает движение в композиции сильный цветовой акцент. Он стягивает композицию к себе, замыкает вокруг себя. Если в работе необходим акцент и одновременно надо передать движение, то акценты повторяются с определенной очередностью, создающей ритм.
Динамичность – движение, отсутствие покоя, это не всегда изображение движения - физического действия, перемещения в пространстве, но и внутренняя динамика образа. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения. Асимметрия в построении усиливает движение в композиции.
Колорит – общий характер сочетания цветов в картине, рисунке, экспозиции, интерьере.
Композиция – от латинского composition составление, сочинение.
Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся центры прикладного искусства, отличающиеся характерными приемами изготовления вещей.
Орнамент – узор, обычно отличающийся ритмичным расположением одних и тех же мотивов. Создается путем переработки и стилизации изображений всевозможных предметов реального мира и сочетаний геометрических форм. Орнамент всегда служит украшением предметов, интерьеров.
Гамма цветовая - цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.
Контраст, нюанс, тождество – это композиционные средства, помогающие организовать единую, уравновешенную, соподчиненную композицию.
Линия - элемент, обрисовывающий форму и определяющий ее пластичность.
Мотив – в ДПИ – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.
Орнамент - (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов - также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.