Введение.
На берегу реки Дон расположился маленький провинциальный городок Задонск. Каждое утро в 7 часов 30 минут раздается над городом колокольный звон. В праздничные днион звучит весело, заливисто, а в будничные - спокойно и величаво. Подъезжают экскурсионные автобусы, верующие идут в храм. Что привлекает их в Задонском Рождество - Богородицком монастыре?
Цель проекта – показать культурно - историческую значимость Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря в жизни нашего города и его жителей.
Задачи проекта:
1. изучить архивные материалы, публикации, свидетельства старожилов, рассказывающие об истории монастыря;
2. выявить и оценить процесс изменений обители на разных этапах ее существования;
3. обобщить и собрать воедино имеющийся материал;
4. показать роль обители в жизни города;
5. пробудить интерес других к изучению истории монастыря;
6. показать влияние святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца на развитие монастыря.
Актуальность: Рождество-Богородицкий монастырь является центром духовного просвещения, несет нравственную, мировоззренческую и воспитательную функции, стабилизирует и объединяет общество, ведет к возрождению духовности, добра и справедливости. Кроме того, история нашего монастыря – это часть истории моего родного края.
Методы проведения исследований:
- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов, интернет - ресурсов по данной теме;
- ознакомление с литературой;
- поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;
- установление связей с работниками библиотеки, музея, настоятелями храмов с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;
- фотосъемка объектов исследования.
Объект исследования – памятник истории и культуры Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.
Гипотеза –предположим, что история монастыря неразрывно связана с историей города Задонска.
II. История монастыря.
1610 год - основание монастыря.
Основание гипотезы исследования такова, что с конца XIV века зона Верхнего Придонья, где ныне располагается г. Задонск, вошли в состав Дикого поля – так именовались малонаселенные, а местами совершенно дикие земли южнее Тулы. Поэтому вплоть до основания Задонской обители земля была пустынна и брошена. Это объясняется историческим процессом – так как по реке Дон проходила пограничная территория, то она оставалась зоной военных конфликтов1. И только к началу XVII, когда южные границы государства Российского стали укрепляться и отодвигаться все далее на юг, Дикое поле стало заселяться людьми. В первую очередь по благочестивой христианской традиции стали образовываться монастыри, которые становились благодатными оградами этой местности.
Задонский Богородицкий мужской монастырь был основан в начале 17 века, около 1610 года. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон – в безлюдную пустынь - с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Две главные причины послужили к основанию обители. Первая – воспоминание о благодатном, чудесном заступлении Царицы Небесной во время нашествия Тамерлана. Вторая причина – Смутное время, вынуждавшее многих оставлять Москву и селиться там, где безопаснее2. Первый построенный ими в 1610 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история обители, впоследствии обретшей славу Русского Иерусалима. В начале XVII века в этих местах проходила граница земли Русской, и обитель должна была распространять православие, укреплять государственность. К 1615 году монастырь уже имел приписанные к нему небольшое земельное владение (около 70 соток) и слободку с крестьянами, чтобы обрабатывать землю. В данном историческом факте новой истории Российского государства мы уже видим неоспоримые основания предположить, что монастырь послужил основанием зарождения в данной местности поселения людей, в то время носившее название слободы Тешевской3. В дальнейшем четко прослеживается связь развития и расцвета Задонского Рождество-Богородицкого монастыря со становлением и развитием города Задонска.
Но в 1692 году монастырь постигло тяжелое испытание: в результате пожара он был уничтожен дотла. А вот икона Божией Матери «Владимирская» сохранилась на пепелище неповрежденной, что привлекло к монастырю много паломников.
В 1736 году игумен Ефимий II приступил к строительству первой каменной церкви.
2. 1769 – 1783 годы – пребывание в монастыре святителя Тихона Задонского.
В 1769 году сюда переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, Святитель Тихон Задонский.Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год. Здесь святитель обрел славу «Российского Златоуста», сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных.
В его распорядок дня входили продолжительные молитвы, чтения Священных Текстов, благотворительные деяния и написание книг. На сон Тихон отводил не более четырех-пяти часов в сутки. Всю пенсию этот милосердный человек отдавал на нужды беднякам.Свои долгом он считал посещение заключенных городов Елец и Задонск, где пытался утешить их и расположить к искреннему покаянию. Его жизнь была проста, питался Тихон как обычный крестьянин. Он обладал великой совестью, всегда отвечал добром на оскорбления. Святой Тихон был наделен даром видения будущего, он совершал чудеса и знал мысли своего собеседника. Святой любил общение с простым народом, утешал несчастных и обездоленных, помогал финансами и вещами. Святитель всегда старался быть честным, его слова никогда не расходились с делами. 13 августа 1783 года на 59 году своей земной жизни святитель Тихон принял блаженную кончину. После его смерти началось паломничество к гробнице Божиего угодника4. Наш город становится центром паломничества. В это время происходит становление и укрепление города Задонска. Подтверждение данной гипотезы можно обнаружить в исторических документах Задонской обители. Так 25 сентября 1779 года слобода Тешевка была преобразована в уездный город Задонск. Также 19 марта 1782 года был утвержден лично императрицей Екатериной II генеральный план застройки Задонска, который предусматривал изменение городской структуры. С этого времени начинается строительство в городе каменных присутственных мест и других светских учреждений, которые ранее размещались на территории монастыря, ввиду отсутствия в Задонске «приличных» помещений. После чего Задонску был дан герб.
3. Строительство трехэтажного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. Обретение мощей святителя Тихона Задонского.
В 1845 году было начато строительство нового величественного трехэтажного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери, архитектор К.А. Тон. Новопостроенный Владимирский собор являет собой великолепный образец храмового зодчества XIX века. Новейший вкус в отделке собора и росписи стен, величие и грандиозность самого здания собора, строительство которого обошлось в 150 000 руб. серебром, велось в основном за счет доходов самого монастыря, подтверждает экономический расцветобители и, соответственно, всего города Задонска. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленные мощи святителя Тихона. Канонизация Тихона Задонского состоялась спустя 78 лет после его мирной кончины в 1861 году. В 1861 году 13 августа состоялось его прославление. По случаю такого значительного события в жизни монастыря в город Задонск прибыло около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч человек5. У мощей святителя совершалось множество благодатных исцелений. Мощи святителя Тихона стали живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтящих его память. После прославления святых мощей святителя Тихона Задонского город стал одним из православных центров России.
Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа Божией Матери «Владимирская» и от мощей святителя Тихона, привлекали в монастырь тысячи паломников.
К концу 19 столетия монастырь снискал подлинную славу одной из жемчужин духовной жизни России. В 1851 году указом Его Императорского Величества Николая I третьеклассный Задонский Богородицкий монастырь был возведен в первый класс.
4. Задонский монастырь в 19 веке.
В конце 19 века и начале20 века жизнь обители протекала размеренно и спокойно. Перед революцией на территории обители находилось 6 храмов. Самый величественный – собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, зимний храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм святителя Тихона Задонского. Под колокольней располагался храм в честь Святителя и чудотворца Николая, в трапезной – Вознесенский храм, на источнике – храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также на территории размещались жилые корпуса, трапезная, хозяйственные постройки, гостиница, больница, аптека, богодельня. Монастырь имел свечной завод, 2 кирпичных завода6.
Монастырь стал крупнейшим, любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь на богомолье в Иерусалим, они считали своим долгом прежде всего посетить Задонск, затем Киев, а потом идти в Святую землю.
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь в XIX веке стал не только духовно-религиозным центром, но и просветительским. В стенах Задонского монастыря в 1819 году последовало официальное открытие 4-х классного приходского училища, работала церковно-приходская школа7.
На рубеже XIX-XX вв. монастырь представлял собой важный религиозный центр Российской империи, куда стекались сотни тысяч паломников ежегодно.
5. Обитель в годы советской власти.
В период революционных событий Задонскую обитель ожидали тяжкие испытания. В 1929 году после сфабрикованного судебного обвинения часть монашествующих была арестована и сослана в места заключений и ссылку, а другая – изгнана из стен обители. ЗадонскийБогородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, а имущество конфисковано. Мощи святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец и перед войной – в областной центр, город Орел8.
За 60 лет пребывания на территории монастыря незваных «хозяев» он был неузнаваемо разрушен. В стенах обители за этот период размещались светские учреждения: районная больница, овощесушильный завод, детский дом, колбасный цех пищекомбината. (Приложение фот.6) Однако, несмотря на разрушение и упразднение обители,в её стенах в период советской власти функционировали важные объекты социальной и экономической сфер города Задонска.
6. Задонский монастырь в эпоху новейшей истории России.
В 1989 году началось восстановление Владимирского собора. В августе 1991 года состоялось торжественное возвращение мощей святителя Тихона из Орла в Задонскую обитель.
Быстрыми темпами шло восстановление обители.
Местные жители несли из домов то, что смогли спасти во время разрушения храма. Из рассказов матушки Галины « Во время разбора хлама и мусора на куполе Владимирского храма была найдена уцелевшая серебряная чаша для причастия»9. А вот вторая история « Однажды в храм пришла старенькая женщина, долго стояла у мощей Тихона Задонского, а потом улыбнулась и сказала, что это ее семья сохранила икону Тихона Задонского, только вот икона высокая и тяжело было ее прятать в небольшом домике»10. Монастырь восстанавливался, обычные горожане помогали монахам. Одной из первых была воздвигнута 82-метровая колокольня. Засияли купола Владимирского собора.
В 1998 году произошло особое событие в жизни обители. Святейшим Патриархом Алексием II был осуществлен визит в Задонский мужской монастырь. В 2010 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь отметил свой 400-летний юбилей. В этот год его посетил Святейший Патриарх Кирилл.
Снова тысячи паломников и туристов стали посещать ежегодно Задонский монастырь, который стал уже в XXI веке «Русским Иерусалимом».
III. Заключение.
Из всей моей работы я могу сделать следующие выводы: Рождество-Богородицкий мужской монастырь играет огромную роль в жизни страны. Он является экономическим центром, способствует росту нашего города, является самым крупным монастырем в Липецкой епархии. Обитель является духовным ее центром. В монастыре имеется свой автотранспортный комплекс, пасека, рыбоводческое и животноводческое хозяйство, механическая мастерская, мастерская по скульптурной лепке, вышиванию, сапожному ремеслу, швейный и консервный цеха.
Продолжаются дела милосердия и благотворительности, заповеданные святителем Тихоном Задонским, который сам много помогал страждущим, обездоленным, заключенным.
С 2005 года ежегодно проводятся Свято-Тихоновские образовательные чтения. В знак признательности и любви к великому угоднику Божиему в 2005 году на территории монастыря был воздвигнут памятник святителю Тихону и освещен по чину иконы.
Духовная и материальная благотворительная помощь оказывается многим детским и медицинским учреждениям, заключенным исправительных колоний и тюрем, а также нуждающимся людям. Монастырь жертвует средства на восстановление храмов Задонского района, Липецкой и Елецкой епархии. В настоящее время храму присвоен статус объекта культурного наследия народов Российской Федерации.
В настоящее время Задонский мужской монастырьявляется основным градообразующим фактором города Задонска, центром паломничества, источником духовно-нравственного возрождения. Значит, гипотеза выдвинутая в начале доклада верна, подтверждена многими историческими документами.
Человека нельзя заставить верить, любить, надеяться, но каждый из нас мечтает о чем-то большем и лучше. Человек, идущий в храм, верит в несокрушимость добра и света, любви и тепла, надежды и мудрости. Через молитву, исповедь, причащение мы исцеляем свою душу. Для этого мы приглашаем Вас к нам в Задонск, побывав в нашем монастыре, можно восстановить гармонию в душе, побыть наедине со своими мыслями и чувствами.
IV. Список использованной литературы.
1. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь: Летопись / под общ.ред. монахини Евфимии (Ворониной). – М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2016 г.
2. Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря. Сост. иеромонах Геронтий (Кургановкий). – СПб. типография Глазунова, 1893.
2. Клоков А.Ю., МоревЛ.А., Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархий. Задонский район. Ч. I. Липецкое областное краеведческое общество. Липецк, 2007.
3. Клоков А.Ю., Найденов А.А., МоревЛ.А., Евфимия (Воронина). Четыре века Святой Задонской обители. Изготовлено ООО «Неоновый город – Л». 2010 г.
4.Морев Л.А. История Задонского мужского монастыря. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Липецк, 2010.
5. Морев Л.А. Под перезвон колокольный. Задонск и Задонский Богородицкий мужской монастырь. Липецк: Липецкое издательство Госкомпечати РФ, 2004.
6. Морев Л.А. Святитель Тихон Задонский. Житие и акафист. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Липецк, 2007.
7. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. №55. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Липецк: ООО «Де Агостини», 2010.
8. Монастырь [Электронный ресурс]// Задонский Рождество - Богородицкий мужской монастырь - URL: http://www. zadonsk-monastir.ru/.
1Задонский Рождество-Богородицкий монастырь: Летопись / под общ.ред. монахини Евфимии (Ворониной). – М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ. –С. 31.
2Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря. Сост. иеромонах Геронтий (Кургановкий). – СПб., типография Глазунова, 1893. – С. 36.
3Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря. Сост. иеромонах Геронтий (Кургановкий). – СПб., типография Глазунова, 1893. – С. 40.
4. Морев Л.А. Святитель Тихон Задонский. Житие и акафист. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Липецк, 2007. – С. 25.
5Клоков А.Ю., Найденов А.А., Морев Л.А., Евфимия (Воронина). Четыре века Святой Задонской обители. 2010. – С. 180.
6Задонский Рождество-Богородицкий монастырь: Летопись / под общ.ред. монахини Евфимии (Ворониной). – М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2016 г. – С. 45.
7 См. там же – С. 47.
8Морев Л.А. История Задонского мужского монастыря. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Липецк, 2010. – С. 56.
9. Морев Л.А. Под перезвон колокольный. Задонск и Задонский Богородицкий мужской монастырь. Липецк: Липецкое издательство Госкомпечати РФ, 2004. – С. 68.
10 См. там же. – С. 69.