«Жизнь, переходящая в житие» (священномученик Иоанн Плотников)

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Жизнь, переходящая в житие» (священномученик Иоанн Плотников)

Авдеева К.С. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Авдеева М.В. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Изучая историю родного края, я решила подробно узнать о п.Старопышминск Свердловской области со своей уникальной природой и не менее уникальной историей. Больше всего меня поразила история Сретенского прихода и особенно священства, пострадавших в годы лихолетий ради Христа. Размышляя о благочестивых предках, я смогла приобщиться к нашим истокам. Только идя по этому пути, можно возродить наше Отечество, сделать нашу жизнь более радостной, более приятной, а самое главное – Богоугодной.

Мне хочется рассказать в своей работе о человеке, который подвизался в этой общине в предшествующие годы. Это новомученик Старопышминский диакон Иоанн Плотников. Интерес к его личности продолжается до сих пор. Об этом говорит факт обретения мощей святого. Но об этом позже.

Цель моей работы: исследование жизни новомученика диакона Иоанна Плотникова Старопышминского и поиска обретения мощей святого.

Задачи:

1) изучить литературу и Инернет-источники по теме; 2) дать описательную характеристику личности отца Иоанна Плотникова; 3) собрать фотоматериалы, посвящённые теме; 4) проследить духовный путь и подвиг диакона Иоанна;

5) взять интервью у настоятеля Сретенского храма; 6) создать информационный стенд о житии святого.

Методы работы:

поиск и изучение материалов по теме, анализ материалов; - исторический;

- изучение и обобщение; интервью; поиск фотографий для составления приложения; -  экскурсия в Сретенскую церковь; - моделирование стенда.

Объект исследования:  история Сретенского прихода п.Старопышминск.

Предмет исследования: жизнедеятельность священномученика Иоанна Плотникова Старопышминского.

Актуальность:  В последнее время довольно остро поставлен вопрос о понимании православных истоков русской государственности, нравственности, патриотизма, духовности и культуры. И изучение истории православия, истории жизней и просветительской деятельности священства, их вклад в духовную жизнь населения, особенно на примере родного города, поможет в этом. Хотелось бы, чтобы мои одноклассники знали священников, которые отдавали нам своё сердце, спасая словом, делом, просвещая и вдохновляя нас на подвиги ради Христа. А собранный мной материал хранился бы в краеведческом музее лицея, где я являюсь членом его актива и экскурсоводом.

Практическая значимость:

Моё исследование целесообразно использовать при знакомстве с историей родного края, а также с точки зрения духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Гипотеза:

         Считаю возможным предположить, что благодаря работе, проводимой при исследовании досточтимого местного святого Иоанна Плотникова, возможно повышение уровня духовности, сознательности, патриотизма, любви к своей Малой Родине современной молодёжи.

I. Начало жизни.

1.1. Пышминский завод

Пышминский завод, ныне поселок Старопышминск (Приложение1), расположен севернее Екатеринбурга примерно на двадцать километров. Основан он был в 1660 году на обоих берегах реки Пышма, где были найдены в большом количестве золотосодержащие руды, золотой песок, а также россыпное золото. Сначала золотосодержащие руды для промывки отвозились в Березовский завод. В XVIII веке Управление Уральских заводов решило устроить на Пышме особый золотопромывальный завод. Первоначальное население заводского поселка состояло из ссыльнокаторжных, которых отправляли работать на золотые промыслы, но постепенно сюда стали переселяться крестьяне из соседних деревень и сел. До 1765 года Пышминский завод относился к приходу Екатеринбургского Екатерининского собора, потом — к приходу Березовского завода. Самостоятельный приход был открыт в 1808 году и состоял из одного заводского поселения. Здесь была построена сначала деревянная Сретенская церковь, а в 1882 году заложена каменная. Штат к Сретенской церкви был определен небольшой: один священник и один псаломщик.

Вот так и появился в Пышминском заводе уже диакон, Иоанн Плотников.

1.2. Служение. Крепкое духовное устроение

Иоанн Степанович Плотников (1864 -1918), диаконсвященномученик. (Приложение 2). Память 30 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Родился 3 апреля 1864 года в селе Катайском Камышловского уезда Пермской губернии (ныне город Катайск Курганской области) в семье священника Троицкой церкви.

Поселение было образовано в 1655 году русскими землепроходцами, т.е. возникло на 5 лет раньше Пышминского, основанного в 1660 году (место кончины).

Село Катайское-Троицкое было расположено на берегу реки Исети при впадающей в неё речке Катайке. Также на берегу было ещё одно село -Катайское. Это был приход Богоявленской церкви. Из него и выделился, стал самостоятельным Катайско-Троицкий приход, так как жители пожелали и построили церковь во имя Святой Троицы. Принадлежала к этому приходу и расположенная в трёх верстах деревня Савина. (Приложение 3)

Сначала церковь была деревянной, затем построена каменная, трёхпрестольная. Причта полагалось по штату три человека: священник, диакон и псаломщик.

Здесь и начал своё служение Иоанн Стефанович Плотников. С 1885 года был определён он псаломщиком после окончания духовного училища. Нельзя обойти внимании и то, что с 1897 года настоятелем Свято-Троицкой церкви был о.Алексий Введенский. Оба они пострадали от большевиков, стали священномучениками. Крепкое духовное устроение получил молодой клирик Иоанн от своего наставника, окончившего семинарию.

(Приложение 4)

Дальнейшее и последнее служение о.Иоанна проходило в Пышминском заводе в Сретенской церкви с 1906 года, когда он был рукоположен в сан диакона и отправлен по распределению.

При церкви имелся всего один дом, который занимал настоятель со своей семьей. Для псаломщика церковного дома не было, и отцу Иоанну пришлось нанимать себе жилье. У него была большая семья, поэтому платить за наем квартиры ему было крайне обременительно. Настоятель храма и прихожане сочувственно отнеслись к нуждам семьи Плотниковых. Осенью 1908 года настоятелем и старостой Сретенской церкви было подано в Екатеринбургскую Духовную Консисторию прошение о том, чтобы им разрешили выдавать отцу Иоанну квартирное пособие в размере шести рублей в месяц до приобретения церковью дома. В прошении сообщалось также, что диакон Иоанн Плотников имеет большое семейство и находится в тяжелом материальном положении, а Пышминская церковь достаточно обеспечена средствами.

Но начались роковые послереволюционные годы, которые внесли свои трагичные коррективы в жизнь не только государства, но и каждого человека. А особенно духовенства.

В эти сложные и опасные годы отец Иоанн верой и правдой служил Господу. Не отрёкся он от веры Отеческой и тогда, когда власть захватили большевики. Богоборцы грабили церковные ценности, закрывали церкви, убивали священников и благочестивых мирян.

1.3. Роковые годы

13 марта 1898 года о.Алексий Введенский был назначен членом благочиннического совета пятого округа Камышловского уезда. А уже 6 июля 1918 года на станции Катайск Омской железной дороги был убит красными.

Через месяц с небольшим так же зверски был убит в Пышминском заводе воспитанник о.Алексия диакон Иоанн Плотников. Служили они в одном храме вместе не менее десятка лет и обрели единение духа и крепость в вере.

1.4. Любитель естествознания

Кроме служения в храме и забот о растущей семье, о.Иоанн приносил пользу обществу ещё в одном роде деятельности. Имея глубокую любовь к природе, он с интересом вёл наблюдения за ней. С 1896 года состоял он членом-корреспондентом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). (Приложение 5)

Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) было основано в Екатеринбурге в 1870 году по инициативе выдающихся учёных и общественных деятелей. Его главные организаторы и учредители - О.Е.Клер (1845-1920Гг.г.) и Н.К.Чупин (1824-1882г.г.), а также целый ряд го действительных членов в области изучения природы, хозяйства, населения и истории свого края сделали очень много. Общество было широко известно не только на Урале, но и далеко за го пределами, а также за границей.

Обществом была создана широкая сеть метеорологических станций и водных постов. Вот в этой системе и занимался сбором фактических данных, наблюдениями за природой член этого общества диакон Иоанн Плотников.

О своём активном помощнике Уральское общество любителей естествознания ходатайствовало перед Екатеринбургской Духовной консисторией, и её Указом о.Иоанну была объявлена архипастырская признательность за «весьма аккуратные и хорошие климатические наблюдения». Как деятельного члена общества его сфотографировали, и вот этот снимок и был найден нашим Березовским краеведом, журналистом Бортниковой Тамарой Александровной в 2005 году в хранилище фотодокументов Свердловского областного краеведческого музея. (Приложение 6)

В отчёте о деятельности УОЛЕ за 1917 год в числе членов-корреспондентов, которых всего было 126 человек, назван диакон из Пышминска Иоанн Плотников. Не стало его уже в 1918 году, видимо, вскоре после составления этого отчёта.

Обратившись в давнюю историю, необходимо упомянуть о родословии священномученика Иоанна. Предки Плотниковых пришли в Катайский острог из разных мест ещё в XII веке. (Приложение 7) По данным метрических книг за 1882 год, в Катайском остроге был священник Плотников. Возможно, это и был отец священника Стефана Плотникова, родившегося в 1826 году.

Таким образом, дьякон занимался не только непосредственно духовным развитием своих чад, но и познавал природу, материальный мир. Отец Иоанн пропагандировал естественно-научныепознания своим прихожанам и вёл просветительскую деятельность.

II. Выстрелы на горе

2.1. Пламя «красного террора»

Критическим был 1918 год для большевистской власти. Уральские территории оказались в самом эпицентре гражданской войны. Урал, по общему мнению советских историков, решал судьбу революции в стране. В.И.Ленин слал телеграммы «Если мы до зимы не завоюем Урала, то я считаю гибель революции неизбежной. Напрягите все силы…»

В мае на Урале началось наступление Чехословацкого корпуса, к нему примкнули все, кто был не согласен с советской властью.

«В своё время Император Николай II выдвинул идею использовать против немцев австро-венгерских военнопленных славянской национальности. Император планировал создать из чехословаков отдельный корпус и отправить его на фронт. Но волею судьбы этот корпус был сформирован уже при Временном правительстве.» Корпус отказался выполнять требования о разоружении и тем самым вынужден был пустить в ход оружие. 27 мая чешские войска захватили железнодорожный узел Челябинска и двинулись в Екатеринбург и Омск. 25 июля чехословацкие и казачьи войска овладели Екатеринбургом. Но величайшее злодеяние здесь уже совершилось: перед отступлением красных в ночь на 17 июля была зверски убита Царская Семья.

Пламя «красного террора» заполыхало по уральской земле. Сценарии были похожи: немногочисленная банда из рассеянных отрядов являлась в селение и расправлялась в первую очередь с духовенством. А также с верными церкви жителями.

Итак, 25 июля (н.ст.) 1918 года войска Сибирской армии и белочехов под командованием полковника С.Н.Войцеховского, рассеяв Красную армию под командованием Р.И.Берзина, заняли Екатеринбург. Впоследствии белочехами был занят Берёзовский завод. Жители Пышминского завода самостоятельно свергли советскую власть, её руководители были арестованы.

12 августа (н.ст.) в Пышминский завод ворвалась группа красноармейцев на конях в количестве 22 человек. Часть конной разведки из отряда Хохрякова. Часть конной разведки из бригады П.П. Жебенева. Они сразили выстрелами дозорных, выставленных местными жителями для охраны посёлка. Потом скакали по горе и стреляли по населению. Люди стали лесом убегать в Берёзовский, оставляя незакрытыми дома и недодоенными коров. Туда, где можно было ещё у белогвардейцев найти защиту» (по рассказам Юлии Николаевны Бухвостовой, 1896-1992).

Воспоминание одного из участников налёта Семирикова: «Спустя одну ночь мы совместно с разведкой Жебенева в Пышминский завод, для освобождения двух заключённых коммунистов у белых, где пришлось сделать зверский налёт на волость Пышминского завода – в количестве 22 человека конных разведчиков красных партизан, при чём нами было убито во время налёта на волость один поп, штаба капитан белых, и несколько чехов. Дверь заключённых пришлось разбивать кувалдой и с трудом выручать их из заключения». (Стиль автора сохранён).

2.2. Обычный и последний день

У диакона Иоанна день начался как обычно – с церковных дел. Предстояло отпевать вместе со священником о. Иоанном Пьянковым 70-летнего Иоанна Пушкина. (Фамилия эта была распространена в Пышминском заводе). Запись об этом в метрической книге сделал сам отец диакон. В этот день, последний день его жизни, он служил как обычно и не предполагая, чем он завершится.

Совершив отпевание, отправились сопровождать усопшего на кладбище, как это было принято. На то новое кладбище, что за северо-восточной окраиной посёлка.

Был конец июля, надо было завершать сенокосные дела, чтобы к зиме обеспечить корову сеном, а детей большой семьи молоком. И вот отец диакон прямо с кладбища отправился на свой покос, располагавшийся за горой, к югу от кладбища. Именно оттуда, возвращаясь лесом по плоскогорью, мог выйти он на убийц. (Приложение 8)

Если смотришь от храма к юго-востоку, на протянувшуюся вдоль посёлка лесистую гору, то выделяется невдалеке крутой выступ, скала. Сейчас на склоне её, на устроенной небольшой площадке установлен Поклонный крест и памятная доска. (Приложение 9) Справа, у самого обреза скалы, сделаны ступеньки. Вот тут-то и было удобнее всего спускаться к посёлку. Везде густой лес, крутизна, а здесь безопасная тропинка с сосенками, за которые можно придержаться, чтобы не соскользнуть. Сюда и направлялся он после богослужебного и сенокосного дня. Уставший и умиротворённый, что дела завершены, а впереди отдых, милые родные лица.

Вот только пройти между красных закатных сосен, спуститься у края скалы, испить водички из родничка, перейти мостик через Пышму… Но что это? Всадники между сосен! И сразу выстрелы! Щепки отскакивали от стволов, а он всё хотел заслониться этими тёплыми соснами, единственной защитой…

Какой роковой случай! Но случайность ли это? Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, говорил: «…впечатление случайности в выборе жертвы несовместимо с христианским мировоззрением, для которого случайности не бывает».

Невольно доказывают справедливость этого вывода высказывания самих злодеев. Запугав посёлок, они вошли в него и хвастались, что там на горе попа застрелили. (Эти их слова врезались в души пышминцев, и их донесла до нас бабушка Юлия).

Действовали они так не только по личной злобе, но имея прямые указания новой власти. Коллегией ВЧК в период Гражданской войны был издан приказ:

«… Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю… подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнёт выступать словом или делом против советской власти».

Бандиты сами засвидетельствовали смертный крест диакона Иоанна Плотникова. Он шёл в подряснике, и этого было достаточно для расправы. Убили за то, что он принадлежал к духовенству. Убили не как участника борьбы, противника в войне, а именно за сан, за то, что он представлял в своём лице Церковь. А такие для богоборцев всегда потенциальные враги, которых надо уничтожать. Произошло это 30 июля 1918 года (ст.ст.)

Так, в 1918 году, на горе Высокой, отец Иоанн погиб от рук, пришедших к власти большевиков, как представитель "реакционного класса".

III. Священномученик Иоанн Старопышминский в наши дни:

3.1. «Хочется вернуться к священномученику Иоанну»

9 мая 1907 года Иоанн Плотников был рукоположен во диакона к Троицкой церкви села Катайского, а в 1908 году был переведен в Сретенский храм Пышминского завода Екатеринбургского уезда (ныне поселок Старопышминск Березовского городского округа), где прослужил до мученической кончины.

10 лет отслужил о. Иоанн в храме. И вот 29 июля 1918 года исчезает его подпись в метрической книге, дальше ведёт записи только один священник Иоанн Пьянков.

Записи в этой книге до этого велись аккуратно, но теперь дрожащим почерком вкривь по странице. Что случилось?  Разгадка в метрической книге в разделе записей об умерших. День 30 июля 1918 года, как удар погребального колокола 4 записи: граждане Пышминского завода – Дмитрий Пазников – 47лет, Гавриил Чесноков – 43 лет, Александр Устюжанин – 38 лет и 56 летний Иоанн Плотников. Причина смерти, записывает священник — убиты красноармейцами. На месте их убиения установлен Поклонный крест и памятная плита.

В 2006 году, в день памяти священномученика Иоанна Старопышминского прошло Праздничное богослужение в Старопышминске, которое возглавил первый помощник Правящего Архиерея митрофорный протоиерей Владимир Зязев. Прихожане молились священномученику Иоанну, причастились Святых Таин Христовых.

Богослужение завершилось общим Крестным ходом - на гору Высокую, где принял смерть отец Иоанн. У подножия горы расположен восстановленный силами прихожан источник в честь Иконы Пресвятой Богородицы "Умягчение Злых Сердец". С молебным пением прихожане шли по улицам поселка. (Приложение 10)

У святого источника состоялся краткий молебен. От источника прихожане, по выложенной камнями тропинке, поднялись на гору Высокую. Здесь в 2004г. был установлен Поклонный крест - железный, четырехметровый. Прихожане и священнослужители на своих плечах поднимали его на гору высотой почти 900 метров. Вода источника стекает к подножию горы Высокой прямо от установленного Креста. У основания Креста - памятная гранитная плита с датой мученической кончины отца Иоанна.

К месту примерного захоронения и к Поклонному кресту приходят и приезжают многие паломники. Это не только отдельные люди и семьи, но и дети с преподавателями воскресных школ разных городов.

3.2.Обретение мощей.

Место захоронения о.Иоанна было не точным до сегодняшнего времени. Чтобы приобрести его мощи, нужно было начать поиск.

В обретении мощей священномученика Иоанна Плотникова» приняли участие Волонтеры Благотворительного фонда «НИКА.

Непосредственным раскопкам всегда предшествует большая работа с архивными документами, сбором свидетельств и рассказов старожилов. Целая команда собирает данные по крупицам в течение многих лет. Затем команда специалистов с помощью аппаратуры изучает почву предполагаемого места захоронения, и делает вывод о возможности начала раскопок. (Приложение 11)

Далее начинаются сами раскопки. В данном случае это произошло между двумя захоронениями, с ведома администрации кладбища. (Приложение 12)

После того, как специалисты подтвердили точное место захоронения, могила была надлежащим образом законсервирована, а вся информация о ней направлена в отдел канонизации Московского Патриархата.

Извлечение и обретение мощей произошло по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 12 ноября 2022 года. (Приложение 13 )

IV. Практическая часть:

4.1. Интервью с настоятелем

Чтобы узнать подробно о факте обретения мощей досточтимого местного святого, мы решили поговорить с настоятелем Сретенского храма п.Старопышминск с о. Антонием Клюкиным.

Корреспондент:

-Здравствуйте, батюшка. Благословите

Настоятель:

-Добрый день. Бог благословит.

Корреспондент:

- Что значит для вашей церкви обретение мощей свщмч.Иоанна ?

Настоятель:

- Обретение мощей свщмч. Иоанна Плотникова - это величайшее событие не только для нашего храма, но и для всей Русской Православной Церкви. Это, как свойство Божией милости, что человек жил среди нас и пришёл к святости.

Корреспондент:

- Чья была идея или это так положено после канонизации? Кто принимал решение? Как вы добивались разрешения?

Настоятель:

Это было желание Церкви. Владыко Евгений, став митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским, занялся вопросом канонизации местных святых. Обретением мощей святых угодников Божиих руководила комиссия по канонизации Екатеринбургской Епархии. По её решению перспективным направлением стала работа по нахождению могилы и обретению моей свщмч. Иоанна Старопышминского.

Корреспондент:

- Когда и где состоялось обретение мощей?

Настоятель:

- Точное место захоронения не было известно. Предположительно знали, но не точно. На примете было 6 могил, и в какой из них кто был похоронен – точно неизвестно. Но по свидетельству старожил посёлка Старопышминский было ясно, что дьякон Иоанн Плотников похоронен в определённом месте с теми людьми, которые тоже пострадали от рук красноармейцев. А в 2000 году были рядом с их могилами похоронены родственники Иоанна. Изначально думали, что там и есть могила священномученика. Но прежде, чем копать могилу, нужно было взять разрешение у родственников. За ним дело не стало. Потом Андрей Викторович, полковник следственного комитета, помог при помощи георадара найти нужную могилу. Оказалось, что родственники Иоанна Плотникова были похоронены не над его могилой, а рядом, на тропинке. Грунт, видимо, «ходит» и могилка сдвинулась, оказавшись между могилой родственников и других захоронений.

Потом мы написали рапорт Владыке и в комиссию по канонизации угодников Божиих Московской Патриархии и Святейшему Патриарху Всея Руси Кириллу о том, что обнаружили место захоронения местночтимого святого. Святейший дал благословение на раскопки и обретение мощей.

Для разрешения копки тропинки долго искали родственников, похороненных здесь людей. Нашли. Получили разрешение.

Корреспондент:

Когда и где происходило это благое событие? Кто участвовал в этом процессе обретения мощей? Как это происходило? И что вы чувствовали?

Настоятель:

Произошло всё 12 ноября 2022 г. Был специально приглашён из Московской Патриархии протоиерей Максим Максимов, председатель комиссии по канонизации. Присутствовали: Благочинный по нашему БГО о.Кирилл; археолог Погорелов Сергей Николаевич; руководитель Берёзовского следственного комитета; помощница комиссии по канонизации монахиня Евстафия Морозова. Приехал наш мэр Писцов Евгений Рудольфович; областной судебный медицинский эксперт Чёткина Н.Р. Но сначала в Сретенском храме п.Старопышминск, где служил о.Иоанн Плотников, была отслужена Литургия и молебен перед началом всякого доброго дела.

После этого отправились на Старопышминское кладбище. Копали могилу ребята из благотворительного фонда «НИКА». Попутно читалась без остановок Псалтирь по усопшим. (Приложение 13)

Корреспондент:

- Что вы при этом чувствовали? О чём говорили люди-очевидцы?

Настоятель:

- Все испытывали трепет и волнение, кто-то чувствовал благоухание.

Корреспондент:

- Что сохранилось в гробу? Как выглядели мощи?

Настоятель:

- Сохранились волосы, череп (немного повреждена лобовая часть от тяжести грунта), нижняя часть от таза (тазобедренный сустав, берцовая кость, малая берцовая кость), в общем, нижние конечности все. От таза и выше по позвоночнику сохранилась общая часть вместе с кожей, сухожилиями и мышцами. Если приподнять руку, то она двигается от плечевого сустава. Сохранилась часть зелёного облачения и кадило полностью (с небольшим повреждением) (Приложение 13 )

Корреспондент:

- Как доставались частички мощей? И куда их потом определили?

Настоятель:

- Заранее был приготовлен гроб. В него переложили мощи и перенесли в прихрамовое здание. (Приложение 14)

На следующий день почти в том же составе собрались обмыть кости священномученика Иоанна, собрать их как положено и оставить на просушку. Сейчас они находятся в этом же месте и ещё подсыхают. А в это время уже готовится рака для мощей свщмч. Иоанна Старопышминского. Но часть мощей уже выставлена в храме для всеобщего поклонения. (Приложение 15)

Сейчас ждём окончательно заключения судебного медицинского эксперта, который работает в Московской Патриархии. Экспертиза от геолога уже готова. После признания нетленных останков святого Иоанна Плотникова, останется только торжественно их внести в храм для общего благоговейного поклонения.

Корреспондент:

- Благодарим Вас, о.Антоний, за интересную и познавательную беседу, за факты при обретении мощей местночтимого святого, которые войдут в летопись нашего родного края.

Настоятель:

- Храни вас, Господь.

4.2. Стенд «Жизнеописание свщмч. Иоанна»

Собрав и обработав всю информацию о священномученике Иоанне Плотникове, в дань его памяти, я решила выполнить стенд о жизнеописании этого местного святого и подарить его прихожанам Сретенского храма. Из него люди смогут узнать, чьи мощи покоятся в раке, и почему этот человек причислен к лику святых новомучеников.

Стенд может использоваться в качестве наглядного пособия во время экскурсий по храму для паломников и на уроках воскресной школы при изучении житий святых. Также стенд будет доступен для общеобразовательных школ при изучении предмета основ православной культуры и ОДНКНР. Все фотографии стенда находятся в приложении. (Приложение 16)

Заключение

Таким образом, цель моей исследовательской работы достигнута. Я изучила жизнедеятельность новомученика диакона Иоанна Плотникова Старопышминского. Решила поставленные задачи. Подтвердила гипотезу, что изучая житие святого, возможно повышение уровня духовности, сознательности, патриотизма, любви к своей Малой Родине современной молодёжи. Я вдохновилась праведной жизнью священномученика Иоанна Старопышминского. Горжусь его подвигом ради Христа пострадавшего. Хорошо, что такие герои духовной брани есть и в нашем городе.

В 2000 году отец Иоанн (Плотников) прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии.

Вот так, размышляя о благочестивых предках, я смогла приобщиться к духовным истокам нашего края. Значимость имени святого Иоанна в том, что целью и смыслом своей жизни он поставил именно служение. Служил Богу, служил людям, служил Отечеству. Служил беззаветно и бескорыстно. Хорошо, что память о нашем земляке восстановлена полностью, мы воздали должное этому известному земляку. Пусть будущее поколение знает о таких исторических корнях и предках.

Использованные источники

1. Бортникова Т.А. Встреча. Об истории храма в честь Сретения Господня, п. Старопышминск. – Екатеринбург: Изд.дом «Шторм-Техно», 2010. – 256 с. с илл.

2. БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

3. Дамаскин (Орловский), игумен «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.2» Тверь. 2016. С. 165-166

4. Печерин, А. В. Очищение огнем: Репрессии против православного духовенства Екатеринбургской епархии летом 1918 года / А. В. Печерин. – Екатеринбург: Уральское Церковно-историческое общество, 2016. – 172 с.: ил.

5. Созвездие предивное: жития новомучеников и исповедников Екатеринбургской митрополии: в 2 ч. — Ч. 2. — Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. —656 с.: цв. ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пышминский завод

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Свшмч. Иоанн Старопышминский Диакон Иоанн Плотников

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Руины величественного Свято-Троицкого храма в г.Катайске

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

О.Иоанн с настоятелем, алтарниками и учащимися воскресной школы

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Иоанн Стефанович Плотников. 26 мая 1896г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Катайский острог

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Молитва об убиенных. Тяжёл ваш крест, пострадавшие за веру

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

На Старопышминком кладбище у могилы свщмч. Иоанна

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Раскопки

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Обретение мощей

 

Обретение мощей

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Гроб с мощами в прихрамовом помещении

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Частички мощей свщмч. Иоанна Старопышминского

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Информационный стенд (макет)

Приложение 17

Проверка на антиплагиат (88,7% оригинальности)

Просмотров работы: 86