Флексагон. Учись, играя

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Флексагон. Учись, играя

Артикуленко С.В. 1Яковлева М.Г. 1
1Берёзовское МАОУ СОШ №2
Климова А.В. 1
1Берёзовское МАОУ СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Учиться надо только весело.

Чтобы переварить знания,

надо поглощать их с аппетитом.»

Анатоль Франс

Знаменитые слова. Сейчас эту фразу используют часто и многие. Но мы бы добавили, что поглощать с аппетитом можно только то, что тебе по вкусу, а вкусы, как известно, у всех разные. Выбирая тему проекта, мы долго обсуждали, что же будет интересно и познавательно для детей школьного возраста и взрослых? На математических интернет-сайтах наше внимание привлекли занимательные математические головоломки - флексагоны. Но в какой же форме представить выбранную идею?

Сегодня дети крайне неохотно учатся. Знакомство с флексагоном, его яркий образ и интересная подача поможет заинтересовать детей. Мы решили, что необходимо разработать простой алгоритм-презентацию для создания флексагона и набор с интересными фактами и вопросами о достопримечательностях города Берёзовского. Любой человек, используя эту презентацию сможет создать флексагон, а также узнавать что-то новое и интересное о родном городе. Этим и обусловлена актуальность нашего проекта.

Что же такое флексагон? Какие тайны связаны с ним? Можно ли его построить? И если можно, то как? Какой чертёж самый правильный? На все эти вопросы мы постарались дать ответы в нашем проекте.

На то, чтобы разобраться в этой теме ушло много времени, бумаги и конечно же, терпения. Не всё получалось сразу: то инструкции непонятные, то размеры неправильные, а то прежде, чем построить верный равносторонний треугольник или квадрат, нужно было и в геометрию заглянуть.

Цель проекта: разработать игру «Флексагон. Учись, играя» и простой алгоритм создания флексагона с тематическим набором заданий про родной город Берёзовский.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать информационные источники по данной теме;

  2. Изучить историю, виды и применение флексагона;

  3. Разработать простой алгоритм создания флексагона и тематический набор заданий про город Берёзовский;

  4. Провести мастер-класс по созданию флексагона.

Объект исследования: флексагон.

Предмет исследования: алгоритм создания игры «Флексагон. Учись, играя».

Ожидаемый результат: планируем создать игру-флексагон про достопримечательности родного города, интересную как для взрослых, так и для детей.

Гипотеза: если игра основывается на истории родного города, то играя в неё, можно лучше познакомиться с его историей.

Именно игра, способна взрослого человека превратить в дитя, а ребёнка заинтересовать и увлечь, а если совместить её с историей родного города, то можно ещё и узнавать подробнее о достопримечательностях города.

Флексагон подходит и для игры всей семьей. Это весёлый и необычный подход к обучению.

Теоретическая часть

1.Что такое флексагон, и его история возникновения

Флексагоны – многоугольники, способные меняться и ломаться. В их основе лежит чистая геометрия, ориентированная на математическое моделирование, которое способствует развитию мелкой моторики, пространственного воображения, терпения, памяти, внимания, развивает конструктивное мышления, активизирует творческое воображение, происходит развитие глазомера.

Название «флексагон», происходит от соединения английского слова с греческим: «флекс» - по-английски «гнуть», «сгибать», «складывать»; «гониа» - по-гречески «угол». Значит, «флексагон» можно перевести как «гнущийся, гибкий (много)угольник».[12] И на самом деле. Ведь флексагон - это многоугольники, сложенные из полосок бумаги прямоугольной или более сложной формы. Они обладают удивительным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее скрытые поверхности неожиданно выходят наружу.

В Америке чиновники выписывают справки на бумаге формата Letter (21,59 27,94). Американский «официальный» лист короче привычного международного А4(21 29,7) на 18 мм. Если бы не эта разница, возможно, мы бы до сих пор не знали о флексагонах — увлекательной игрушке, головоломке и интересной математической модели, открытой в первой половине XX века.[2]

В конце 1939 года Артур Стоун, 23-летний аспирант из Англии, изучавший математику в Принстоне, обрезал листы американского блокнота, чтобы подогнать их под привычный формат. Желая немного развлечься, Стоун принялся складывать из отрезанных полосок бумаги различные фигуры. Одна из сделанных им фигур оказалась особенной интересной. Перегнув полоску бумаги в трех местах и соединив концы, он получил правильный шестиугольник. Взяв этот шестиугольник за два смежных треугольника, Стоун подогнул противоположный угол вниз так, что его вершина совпала с центром фигуры. При этом Стоун обратил внимание на то, что когда шестиугольник раскрывался словно бутон, видимой становилась совсем другая поверхность. Если бы обе стороны исходного шестиугольника были бы разного цвета, то после перегибания видимая поверхность изменила бы свою окраску. Так был открыт самый первый флексагон с тремя поверхностями. Поразмыслив над ним ночь, Стоун наутро убедился в правильности своих чисто умозрительных заключений: оказалось, можно построить и более сложный шестиугольник с шестью поверхностями вместо трех. Эта модель показалась Стоуну настолько интересной, что он решил показать её своим друзьям по университету. Вскоре был создан «Флексагонный комитет», куда вошли сам Стоун, аспирант-математик Бриан Таккерман, аспирант-физик Ричард Фейнман и молодой преподаватель математики Джон Тьюки. [13] Комитет обнаружил, что можно сделать флексагоны с 9, 12, 15 и большим числом поверхностей. Таккерману удалось сделать действующую модель флексагона с 48 поверхностями. Он также обнаружил, что из зигзагообразной полоски бумаги можно сложить тетрагексафлексагон (с четырьмя) и пентагексафлексагон (с пятью поверхностями). Вообще один вид флексагона можно складывать по-разному. Так, гексагексафлексагон можно сложить тремя способами, а декагексафлексагон - 82 способами…[1]

7 декабря 1941 года японцы ворвались в Перл-Харбор, и война разбросала участников «Флексагонного комитета» по свету. Впоследствии Артур Стоун приобрел всемирную известность как специалист в области топологии и автор теоремы метризации, названной в его честь. Джон Тьюки получил титул магистра химии и докторскую степень по математике. Он изобрел несколько основополагающих методов современной статистики. Брайант Таккерман оставил значительный след в информатике как один из соавторов симметричного алгоритма защиты информации, в котором один ключ используется как для шифрования, так и для расшифровки данных. А Ричард Фейнман и вовсе не нуждается в представлении как обладатель премии Альберта Эйнштейна и Нобелевской премии в области физики. Долгие годы эти блестящие ученые хотели вновь собраться вместе, чтобы написать пару статей и покончить со всеми тайнами теории флексагонов. К сожалению, или, напротив, к счастью, этому плану не суждено было сбыться.[5]

С тех пор флексагон начал приобретать популярность. В 1956 году Мартин Гарден, популяризировавший флексагоны в американском журнале «Сайентифик Американ», получил среди прочих шутливое письмо:

«Уважаемая редакция! Я был потрясен статьей о флексагонах. Через шесть или семь часов мы уже склеили гексагексафлексагон и не перестаем удивляться. Но у нас есть вопрос.

Однажды утром один из наших ребят лениво складывал флексагон, и кончик его галстука случайно попал вовнутрь. При каждом следующем сгибании галстук уходил все глубже, а на шестой раз парень вообще исчез. Мы набросились на флексагон, но не нашли даже следа нашего приятеля, зато обнаружили 16 конфигурацию гексагексафлексагона.

И вот наш вопрос. Должна ли жена приятеля получать компенсацию за время его отсутствия? Ждем вашего совета.» Нейл Аптегроув. Лаборатория Аллена В. Дюмона. Клифтон, штат Нью-Джерс.[10]

2.Виды флексагона

Исследуя информацию о флексагонах, мы столкнулись с огромным количеством видов флексагонов с очень длинными и пугающими названиями. Но всё оказалось гораздо проще, чем кажется. Впереди стоит числительное, показывающее, сколько плоскостей имеет данный флексагон. На втором месте – числительное, определяющее форму флексагона, и в заключении – известное уже слово, обозначающее, что все это гнется и складывается.

Постоянные модели были названы гексафлексагонами: «гекса» - из-за их шестиугольной формы (от греческого «гекс», что означает шесть.), «флексагонами» - из-за их способности складываться. Первый построенный Стоуном флексагон был назван тригексафлексагоном, так как у него были три поверхности. Вторая не менее изящная модель Стоуна получила название гексагексафлексагона (первое «гекса» - шесть - также означает число поверхностей этой модели).[7]

Есть всего два вида флексагонов: тетра и гексофлексагоны.

Поверхности флексагона могут состоять из равносторонних или равнобедренных треугольников, квадратов, пятиугольников и т.д. Флексагон заданной формы с заданным количеством плоскостей может быть изготовлен из разных разверток. Более того, даже одна и та же «развертка» может допускать разные варианты сворачивания. Общепринятой системы наименований для флексагонов нет. Мартин Гарднер использовал термины «тетрафлексагон» и «гексафлексагон» для обозначения флексагонв, состоящих из квадратов и треугольков, причём поверхности тетрафлексагона могли состоять из четырех или шести квадратов. В результате рождается большое количество новых названий для флексагонов.[8]

3.Путь Таккермана

Когда фигура готова, необходимо научиться раскрывать все её поверхности. Чтобы «открыть» гексафлексагон, его нужно одной рукой взять за два соседних треугольника, примыкающих к какой-нибудь вершине фигуры, а другой рукой потянуть за свободный край двух противоположных треугольников. При открывании флексагон выворачивается наизнанку, и наружу выходит поверхность, которая ранее скрывалась внутри.

Если в моделях с 3-мя, 4-мя, 5-ю поверхностями отыскать каждую поверхность не составило большого труда, то начиная от гексафлексагона и гексагексафлексагона, появились трудности. Флексагон можно вращать до бесконечности, но увидеть 5-ю, 6-ю и т.д. поверхности так и не удалось![5]

Можно долго крутить игрушку по замкнутому циклу, когда все время раскрываются одни и те же три плоскости. Есть маленький секрет, позволяющий выйти из этого «порочного круга».

Один из членов шуточного «флексагонного комитета», математик Бриан Тукерман, предложил четкую последовательность действий, которую тут же назвал «путем Тукермана» (рисунок слева). Им был найден простейший способ выявления всех поверхностей любого флексагона: держа фигуру за любой угол, следует открывать до тех пор, пока она «открывается», а затем переходить к следующему углу. [9] Этот метод позволяет увидеть все развороты за один цикл из 12 сгибаний. Стрелки указывают, в каком порядке становятся видимыми поверхности флексагона. Если модель перевернуть, то путь Таккермана будет изображаться той же схемой, но с противоположным направлением.

4.Применение флексагона

На самом деле флексагон можно применить практически во всех сферах жизнедеятельности. Надо только немного воображения и креатива! Самое простое – это игрушка-антистресс. Использование в обучение тоже далеко не безнадёжная идея. Или почему бы не разнообразить интерьер необычной фигурой? Сделать модный светильник или использовать идею при создании мебели-трансформера: диванов, стульев, кресел и т.д. Например в США даже была запатентована подушка, выполненная в форме флексагона. Её поверхности сделаны из разного материалы и тем самым создается «забавный декоративный эффект». В России так же есть запатентованная «Книжка-игрушка», образовывающая флексагон в форме правильного шестиугольника. [10]

В виде флексагона можно создать эксклюзивный китайский фонарик или сделать милый сувенир друзьям. Флексагон – многогранная и крайне занимательная вещь. Даже принцип строения некоторых молекул построен именно на этой фигуре.

Занятная практика использования флексагона на уроках истории и математике. Даже правила по русскому можно учить столь любопытным способом! Доказано, что чем необычнее подход человека к теме, которая его не интересует – тем продуктивнее результат.

Поэтому не стоит рано списывать со счетов этот правильный шестиугольник. Однажды, он ещё сможет удивить мир.

Практическая часть

6.Алгоритм создания флексагона

Всё началось с творческого задания на уроке «Математика. Спецкурс». Нужно было подготовить проект реферативного типа.

В проекте использован метод исследования-эксперимент.

В интернете мы наткнулись на достаточно интересную тему – «Шутка гениев: флексагон». Решили добавить изюминку и дополнительно сделали эти самые флексагоны. Было сложно, но мы справились. Когда проект был представлен, всем неожиданно понравилось, и мы решили двигаться дальше. Маша искала среди множества схем «ту самую» и наконец нашла. Это оказался гексафлексагон (объемный флексагон, имеющий форму правильного шестиугольника). И мы снова начали подбирать методы создания этой удивительной игрушки.

Создавая на практике флексагон, мы столкнулись с проблемой размера. Из листа А4 получаются маленькие фигурки, А3 же не подходит из-за большой плотности (чем больше плотность бумаги, тем сложнее её согнуть). Нашли мы выход из этой проблемы благодаря бумаге для рисования А3. Размер сохранялся такой же, но плотность была намного меньше (в бумаге для рисования 120г/м2, в обычной бумаге размера А3 – 200г/м2)

Если же вам нужна небольшая игрушка, тогда подойдет лист формата А4 (можно брать альбомный лист, плотностью 100 г/м2, но он хуже сгибается, так что лучше взять обычный офисный лист (фирма SvetoCopy), плотностью 80 г/м2). Из него получается флексагон 8 см в диаметре.

Также есть два варианта создание гексафлексагона: создание по шаблону (приложение 4) и создание, так сказать «с нуля», когда перед тобой лежит простой лист бумаги, и ты чувствуешь себя Артуром Стоуном (первым создателем флексагона)! Мы покажем вам оба способа.

Способ 1. По шаблону.

Шаг 1. Ищем и распечатываем схему флексагона (приложение 4)

Шаг 2. Вырезаем шаблон по контуру.

Шаг 3. Сгибаем все линии, как вертикальные, так и горизонтальные. Для более ровных линий лучше провести по всем сгибам ножницами или ногтем.

Шаг 4. После того, как все линии согнуты аккуратно складываем бумагу, чтобы она совпала от точки до точки и сформировала «трубу».

Шаг 5. Нанести клей на боковую часть с надписями «клей» и аккуратно совместить части.

Шаг 6. Добавить клея на оставшиеся торцевые выступы шаблона и заправить их в открытый конец «трубы».

 

Способ 2. «Чувствуя себя первооткрывателем» (презентация).

Шаг 7. Аккуратно соединить концы и дать клею высохнуть.

 

Шаг 1. Вначале мы будем формировать все те сгибы, что были на шаблоне. Для этого кладем лист горизонтально перед собой и сгибаем пополам. Далее обратно разгибаем.



Ш аг 2. Загибаем углы к середине листа. Отрезаем нижнюю часть и разгибаем углы.

Ш

аг 3. Этот прямоугольник сгибаем пополам. И снова разгибаем.

Ш аг 4. Загибаем края прямоугольника к середине.

Ш аг 5. Получившуюся полоску сгибаем пополам. Далее разгибаем.

Шаг 6. Делаем 7 сгибов, попеременно подгибая края полоски.

Шаг 7. У нас получилось 7 линий. Выделяем их карандашом.

Х

Х

Шаг 8. Далее сгибаем по линиям.

Шаг 9. Переворачиваем и отрезаем крайний сгиб.

Шаг 10. Сгибаем в кольцо. Вставляем один конец в другой так, чтоб внутренняя грань полностью была внутри.

Шаг 11. Вдавливаем внутрь 3 ромба, которые визуально мы видим на гранях флексагона.

Ш аг 12. Три верхних треугольники загибаем внутрь.

Ш

1

3

2

аг 13. Три вершины вдавливаем внутрь.

Шаг 14. Переворачиваем фигуру и снова повторяем вдавливание ромбов, загибание треугольников и трех вершин

Шаг 15. Вуаля! Флексагон готов!

6. «Флексагон. Учись, играя»

Для того, чтобы флексагон стал ещё и полезной игрушкой мы решили подключить историю нашего города – города Берёзовского.

Для этого мы создали набор, в который будет входить инструкция для изготовления флексагона с презентацией для проведения мастер-классов, фото достопримечательности города с понятными обозначениями, для перенесения на флексагон (приложение 2), красивая коробочка.

Первое с чего начали, это изучили литературу о достопримечательностях города Берёзовского.

Выбрали несколько самых, на наш взгляд, интересных. Информация о них в приложении 3.

  1. Музей золота;

  2. Скульптурная композиция «Дворик»;

  3. Памятник Ерофею Маркову;

  4. Мемориал воинской и трудовой славы;

  5. Пески;

  6. Скульптура «Хозяйка медной горы»

На самом флексагоне на трех сторонах расположено фото достопримечательности, далее при переворачивании, на второй стороне интересный и познавательный факт и на третей стороне увлекательное задание, сделав которое можно много узнать о городе Березовском. Мы долго думали над заданиями, ведь важно было создать понятную и интересную задачу.

Идея зародилась во время игры в викторину. Проанализировав разные формы задач, и придя к мнению, что ребусы и запутанные слова довольно занимательная вещь, мы задумались в каком именно виде будут наши задания. Много вариантов перепробовали. Ответ нашелся в специальной рубрике интеллектуальных упражнений – ребусах и анаграммах (приложение1)[5].

6. Проведение мастер-класса

На уроке мы представили проект реферативного типа - «Шутка гениев: флексагон». Всем неожиданно понравилось. Флексагон так увлек ребят, что они обратились к нам с просьбой провести мастер-класс. Захотелось самим научиться создавать такой необычный предмет. Для проведения мастер-класса нам понадобилось проанализировать литературу по этому вопросу и создать презентацию с пошаговой инструкцией изготовления. Самое важное было в инструкции- это простота. Конечно, не с первого раза получилось то, что надо. Но в итоге, как показала практика, все получилось.

Для проведения мастер-класса нам понадобилось немного. Листы А4, линейка, ножницы, алгоритм создания, разработанный нами (приложение 1) и интерес. Проводили мы мастер-класс на уроке, откуда это всё началось – на математике СК. У класса проведение мастер-класса вызвало живейший интерес. Ребята внимательно слушали и повторяли за нами, конечно же возникали некоторые проблемы, но всё быстро решалось. Например, была маленькая ошибка с продавливанием сгибов или недопониманием в каком порядке и с какой стороны правильно складывать игрушку. Но мы всё объяснили и показали. В итоге, почти все наши одноклассники унесли с этого урока по собственноручно сделанному флексагону и остались под впечатлением!

7.Опрос и его результаты

После проведения мастер-класса мы решили провести опрос среди учащихся, чтобы понять, насколько он был понятен и интересен. Мы начали перебирать варианты, какой вариант опроса был бы наиболее удобным. И решили остановиться на современной версии – электронной.

Мы остановились на Google Формах https://docs.google.com/forms/. Плюс этой программы, что практически у каждого стоит браузер Google и также, программа не поглощает много памяти и удобна в интерфейсе. В нашей анкете было 5 вопросов, один из которых с открытым ответом. В опросе участие принимали 28 человек.

1.Вам понравился мастер-класс?

2.Всё ли Вам было понятно?

 

3.Есть ли у Вас желание использоваться/применять полученные сегодня знания на практике?

4.Как думаете, может ли флексагон помогать в учебе?

5.Как Вы считаете, где и как можно применить флексагон?

На этот вопрос было много ответов. Наиболее распространенными были такие ответы:

  1. Антистресс;

  2. В интерьере в качестве освещения;

  3. В развивающей игре;

  4. В преподавании;

  5. В математике.

И наиболее для нас неожиданное: в архитектуре и машиностроение.

По диаграммам заметно, что флексагон вполне способен увлечь и заинтересовать молодую аудиторию. Ребятам интересно и полезно разбавить строгую и иногда сухую информацию живыми и весёлыми играми и моментами.

 

Заключение

Знание нужно поглощать с аппетитом, сказал Анатоль Франс – великий французский писатель и лауреат Нобелевской премии. И мы с этим абсолютно согласны. Ведь чем интереснее и аппетитнее, тем лучше знания усваиваются. А флексагон можно изучать всю жизнь! И именно эта фигурка становится отличным укрытием от скуки. С её помощью можно не только веселиться, но и просто получать новые знания. Она может стать настоящим спасением для большой заскучавшей компании гостей и разнообразить урок в школе. Даже детям дошкольного возраста бесконечная игрушка будет интересна, так как из неё можно сделать любопытную раскраску.

Работая над проектом, мы научились искать информацию, на основе которой была изучена история флексагона, его виды и разработали алгоритм создания флексагона. Создали пошаговую инструкцию-презентацию для проведения мастер-класса. Нами также были изучены достопримечательности города Берёзовского и информация о них. На их основе разработаны задания с интересными фактами о родном городе.

При создании мастер-класса мы научились работать с программой Power Point, для опроса - работать в Google Формах.

Поэтому, можно сделать вывод, что поставленные задачи решены и цель проекта достигнута.

В перспективе можно создать стартап, используя идею набора о тематическом флексагоне. Для этого нужно проанализировать рынок на предмет того, насколько будет востребован наш продукт и установить в чем будет конкурентное преимущество идеи. Далее изучить требования для игрушки в определенной сфере с точки зрения законодательства. На этапе запуска продукта важно понять на какой из платформ будет выгоднее и продуктивнее старт изделия: в интернет-магазинах, в качестве наглядного приложение к занимательной математике. Таким образом применение флексагона будет не только полезным и интересным, но и может стать выгодным делом.

Список литературы

  1. Афонькин С. Игры и фокусы с бумагой — М.: Рольф, АКИМ, 1999.

  2. Болл У., Коксетер Г. Математические эссе и развлечения. - М.: Мир, 1986.

  3. Болтянский В. Г., Яглом И. М. Выпуклые фигуры: сер. «Библиотека математического кружка», вып. 4. — М. — Л.: Гостехтеоретиздат, 1951.

  4. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - М.: Мир, 1971.

  5. Дженкинс Д., Биар М. Математические головоломки. - М. : Центрполиграф, 2000.

  6. Долбинин Н. Жесткость выпуклых многогранников.// Квант. 1988. №5.

  7. Залгаллер В. Непрерывно изгибаемый многогранник. // Квант. 1978. № 9

  8. Кан И. Треугольные флексагоны.//Наука и жизнь. 1993. №12.

  9. Панов А. Флексагоны, флексоры, флексманы. //Квант. 1989. №1.

  10. Репина Г. Флексагоны как средство математического развития дошкольников. //Дошкольная педагогика. 2008. №3.

  11. Теркин Г. Город Березовский - Средне-Уральское книжное изд-во, 1998.

  12. Флексагоны.// Наука и жизнь. 1970. №5.

  13. Флексагонными тропами.// Наука и жизнь. 1976. №1.

  14. Шарыгин И., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-6 классов. - М.: Мирос, 1995.

  15. Янчурина Л., Гребенщикова Т. Старые улицы Березовского / – Березовский: БМАУ «Редакция газеты «Березовский рабочий», 2019.

  16. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.02.2023).

  17. URL: http://www.arbuz.uz/s_flexagon.html (дата обращения: 24.02.2023).

  18. URL: https://forms.gle/CRPgHiAzP4nx7t8T6 (дата обращения: 09.02.2023).

  19. URL: https://moluch.ru/young/archive/4/385/ (дата обращения: 18.01.2023).

  20. URL: https://users.antiplagiat.ru (дата обращения: 27.02.2023).

  21. URL: https://snoskainfo.ru/ (дата обращения: 02.03.2023).

  22. URL: https://www.nkj.ru/archive/ (дата обращения: 05.02.2023).

Приложение 1

Задания

  1. Задание: Расшифруйте название этой достопримечательности: зтомуйаолзе

Интересный факт: После реконструкции музей приобрёл своё первоначальное значение. Долгое время в музее основной экспозицией являлись реликвии Великой Отечественной Войны. Но после строительства нового здания музея, он стал соответствовать своему предназначению.

 

,,

  1. З

    пробел

    ,,

     

    кофейня

    ,,

    Озеро

    +

    +

    ,,

    ,,

    адание: Отгадайте название достопримечательности

Интересный факт: Шесть лет назад обсуждалась идея реконструкции памятника: сделать за его спиной чугунный барельеф площадью 80 квадратных метров с изображением 36 фигур шахтёров и старателей.

  1.  

    Сама росту небольшого
    И такая статная,
    И коса ее чернява,
    Да такая ладная.

    Платье цвета малахита,
    В косе ленты красные,
    Глаза, словно малахиты, —
    Зеленые, прекрасные.

    Задание: Отгадайте загадку:

Интересный факт: Вместе с уральскими инженерами и художниками над скульптурой работала и компания из Санкт-Петербурга. Гранитные камни кстати, также из северной столицы.

  1. З

    ,,

    ,,,

    адание: Отгадайте ребус.

 

+

Интересный факт: Чуть южнее этого места находится месторождение крокоита — редкого ярко-красного минерала (хромата свинца), открытого в 1766 году именно здесь, на Урале. Позднее из крокоита впервые в истории был выделен металлический хром.

  1. Задание: Расшифруйте название достопримечательности: одкивр

Интересный факт: Уникальность композиции состоит в том, что она своим незамысловатым видом и словно ожившими скульптурами будто погружает зрителя в атмосферу Советского времени. Здесь любой сможет вспомнить о встречах с друзьями для игры в домино, о том, как женщины развешивали белье и как искренне улыбался местный дворник.

В

славы

се фигуры ансамбля выполнены вручную из листового железа. Каждая из скульптур насчитывает свыше 100 деталей. 

  1. З

    и

    адание: Мемориал

Интересный факт: Мемориал был торжественно открыт 9 мая 1975 г. Вечный огонь зажег Герой Советского Союза В.А. Леонтьев. К подножию монумента заложили капсулу с фамилиями более четырех тысяч погибших березовчан. С тех пор мемориал стал святым местом города.

Ответы на задание набора «Флексагон. Учись, играя»:

1.Музей золота;

2.Ерофей Марков;

3.Хозяйка медной горы;

4.Пески;

5.Дворик;

6.Мемориал воинской и трудовой славы.

Приложение 2

Набор «Учись, играя! «Флексагон»». Шаблоны.

Покажем это на примере знакомства с одной из множества достопримечательностей нашего города - памятником Ерофею Маркову.

 

1 сторона – фото достопримечательности.

 

Шесть лет назад обсуждалась идея

2 сторона – интересный факт.

реконструкции этого значимого памятника:

 

шахтёров и старателей.

Сделать за его спиной чугунный барельеф

 

площадью восемьдесят квадратных метров

 

с изображением тридцатишести фигур

 

,,

,,

+

Озеро

Задание:

достопри

мечательности

Отгадайте

название

,,

,,

+

,,

кофейня

пробел

3 сторона – задание.

 

Инструкция для создания тематического флексагона.

  1. Изготовьте флексагон согласно пошаговой инструкции в презентации.

  2. Разрежьтешаблоныпопунктирнойлинииизначкам(ножницы) наотдельныекусочки.

  3. Наклейилискотчприкрепитекусочкинаготовыйфлексагон.

  4. Ваш тематический флексагон готов. Можно начинать игру! Удачи!

Приложение 3

Достопримечательности города Березовского

1.Музей золота.

Музей золота существует в Березовском уже более сорока лет. Он был создан в 1970 году по инициативе краеведа Сильвии Опёнкиной, с того времени музей развивался, менял названия, здания, прирастал экспонатами. Несколько лет назад обветшавшее здание музея потребовало серьезной реконструкции и было закрыто на ремонт. Работы по созданию обновленного Музея золота заняли более четырех лет и потребовали значительных инвестиций. Всего в музее пять залов, что позволило всю историю золотодобычи условно поделить на тематические разделы. Первый зал рассказывает о золоте в целом. Второй – посвящён открытию Ерофея Маркова и началу золотодобывающей промышленности на Урале в XVIII веке. Открытия Льва Брусницына и быт старателей XIX века представлены в третьем зале. Четвертый – виртуально погружает в шахту, где благодаря спецэффектам проявляются тени старателей. Наконец, последний зал полностью посвящен истории города Берёзовского и современной золотодобыче, которая ведётся в городе и по сей день.

Интересный факт: После реконструкции музей приобрёл своё первоначальное значение. Долгое время в музее основной экспозицией являлись реликвии Великой Отечественной Войны. Но после строительства нового здания музея, он стал соответствовать своему предназначению.

2.Скульптурная композиция «Дворик».

Автором скульптур стал выпускник Уральской государственной архитектурно-художественной академии Алексей Самолов. Фигуры выполнены из листового железа, каждая состоит из сотен деталей. Выполнены скульптуры полностью вручную. За столом сидит студент с поднятой вверх рукой, маленький мальчик и мужчина с саквояжем. Доминошный стол также дополнился некоторыми атрибутами. На нем появились палка батона, банка кефира и «потрепанная» рыба. По замыслу, в домино также разыграна «рыбная» ситуация. Общий вес всех установленных героев составляет порядка пяти центнеров.

Интересный факт: Уникальность композиции состоит в том, что она своим незамысловатым видом и словно ожившими скульптурами будто погружает зрителя в атмосферу Советского времени. Здесь любой сможет вспомнить о встречах с друзьями для игры в домино, о том, как женщины развешивали белье и как искренне улыбался местный дворник.

3.Памятник Ерофею Маркову.

25 августа в 1973 году был открыт памятник первооткрывателю рудного золота Ерофею Маркову. Это первый и до сих пор единственный подобный памятник в стране. Шесть лет назад обсуждалась идея реконструкции памятника Маркову: сделать за его спиной чугунный барельеф площадью 80 квадратных метров с изображением 36 фигур шахтёров и старателей. Проект исторического комплекса с рабочим названием «История золотодобычи в России» был представлен на обсуждение березовчан. Автором выступил известный уральский скульптор Константин Грюнберг. Однако не сложилось и в этот раз. Сейчас Ерофей Марков так и стоит в одиночестве на фоне бетонной стены. За памятником регулярно ухаживают, периодически перед ним появляются свежие цветы.

4.Мемориал воинской и трудовой славы.

Главной достопримечательностью Парка Победы является Мемориал воинской и трудовой славы. Он воздвигнут в канун празднования 30-летия Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Автор — архитектор Асташкин А.В., скульпторы: Зайцев Я.П. и Зайцев В.Я. На мраморной плите памятника строки «Сынам родным, повергнувшим фашизм — от благодарной матери — России». Мемориал представляет собой целый комплекс, который включает в себя памятник воинам Великой Отечественной войны, Вечный огонь, стену с барельефами — Мемориал «Памяти березовчанам», а также мемориальные плиты, на которых размещены доски с фамилиями березовчан, участников ВеликойОтечественной войны.Мемориал был торжественно открыт 9 мая 1975 г. Вечный огонь зажег Герой Советского Союза В.А. Леонтьев. К подножию монумента заложили капсулу с фамилиями более четырех тысяч погибших березовчан. С тех пор мемориал стал святым местом города.

5.Пески.

Очень интересное место находится на северной окраине города – между Березовским и рекой Пышмой. Здесь, в центре Уральских гор, можно увидеть кусочек настоящей пустыни. Это место обычно называют просто – Пески. Песок, остающийся от золотодобычи, поступает сюда по трубам из шахт. В центре имеются два озерка с прозрачной водой голубоватого цвета. Правда купаться в них опасно для здоровья из-за высокого содержания меди и других опасных веществ. С отвалов видна изрезанная драгой река Пышма. Проникнуть на полигон проще всего с северо-востока, где нет забора, а дорога подходит к самым пескам. Южнее Песков находится месторождение крокоита — редкого ярко-красного минерала (хромата свинца), открытого в 1766 году именно здесь, на Урале. Позднее из крокоита впервые в истории был выделен металлический хром. В силу своей ценности крокоитовый шурф защищён от посторонних специальной будкой. Ходят разговоры о создании в ней музея, но пока весь крокоит развозят по коллекциям или распродают.

6.Скульптура «Хозяйка Медной Горы».

К 268-летию на территории, прилегающей к шахте «Южной» установили почти шестиметровую скульптуру Хозяйки медной горы. Автор идеи новой скульптурной композиции, инженер-конструктор «Берёзовского рудника» Наталия Татаринова. Разработка чертежей заняла два месяца.

Малахитница стройная девушка с густой косой, широкой юбкой с шлейфом (диаметр основания 2,5 метра). Голову Хозяйки украшает самоцветная корона. Рядом замерло «вторым обличье» Хозяйки – ящерка в короне. После расчетов каркас фигуры решили выполнить из стальной проволоки, а сверху обшить искусственной травой. Голова и руки Хозяйки медной горы выполнены из литьевого мрамора. Предметы из литьевого мрамора обладают важнейшим свойством – при прикосновении они теплые в отличие от выполенных из натурального мрамора, гранита или бетона. Фундамент композиции отлит из прочного бетона и украшен гранитными глыбами.

Приложение 4

Для того, чтобы Ваши флексагоны были разнообразнее и прекраснее оставляем шаблоны гексафлексагонов-раскраски, которые нужно лишь вырезать и правильно склеить.

 

В этом приложении находятся некоторые выдержки из нашего алгоритма-презентации.

Приложение 5

Приложение 6

Просмотров работы: 62