Введение
Сбор и систематизация фольклора имеют большое значение для изучения родного края. Устное народное творчество, по утверждению академика Г.Н. Матюшина,[6] является важным историческим источником и широко привлекается для решения различных исторических проблем.
Однако, несмотря на это, следует первоначально оценивать достоверность источника. Иначе, фольклор утрачивает свою значимость как этнографический, исторический источник, при этом, безусловно, сохраняется его художественная ценность.
Мифология народов ханты разнообразная и вызывает большой интерес. Современная культура сохранила сказанье о богатыре Танья. Легенда «Монти Танья» сохранилась благодаря А.И.Силину, записавшему, а затем сделавшему перевод оригинального текста. Название эпоса состоит из двух слов: Танья это имя богатыря, а Монти в переводе с хантыйского сказка, сказание. А.И.Силин, автор сборника о Танье, в прошлом не писатель, а рядовой учитель национальной хантыйской школы. [8,с.5]
Монти Танья – фольклорное произведение, поэтому очень интересно определить, может ли он являться этнографическим источником т.е. нести в себе богатый этнографический материал о народе ханты, его истории, или его ценность исключительно художественная.
Сказанье о богатыре Танья - устный источник, а потому историческая информация позволит нам определить историческую эпоху создания источника. Важно определить достоверность этой информации. На основании вышеизложенного выдвигается Гипотеза: Если в Монти Танья содержатся достоверные факты по истории и культуре ханты, то Монти Танья можно использовать как источник при изучении этнографии народа ханты.
Цель данной работы: оценить достоверность информации, содержавшейся в Монти Танья.
Для достижения цели выделяются следующие задачи
внешняя критика источника (обстоятельства создания, время создания)
выделить этнографическую информацию, содержащуюся в тексте Монти Танья
Найти подтверждение информации, выявленной в ходе исследования в научных публикациях.
Объектом данной работы является источники по этнографии ханты
Предметом исследования будет Монти Танья как источник
Новизна работы заключается в том, что в источниковедческом ключе, то есть оценке достоверности, данный источник не изучался. Ранее данный источник изучался следующим образом:. Т.А.Исаева рассматривает в данном источнике образ героя в мифологии хантов, не анализируя при этом возможности Сказанья как источника.[1] Другие публикации в периодической печати – это скорее литературные рецензии на книгу «Монти Танья», но не историческое исследование. [13,15]
Информация по теме может быть соотнесена только с научно доказанной археологической или этнографической информацией, полученной в ходе экспедиций. крупнейшими специалистами, изучавшими народ хаты являются Н. В.Лукина, В.М. Кулемзин. Анализ же данных получаемых из конкретного устного источника – Монти Танья - никто не проводил.
Данное исследование относится к прикладным этнографическим исследованиям т.к. имеет место практическое использование источника и оценка его возможностей для изучения конкретной темы. Ценность работы может заключаться в оценке возможностей конкретного источника – Монти Танья, для изучения культуры народа ханты.
В качестве методов были выбраны следующие:
Практический: источниковедческий анализ текста Монти Танья, предполагающий внешнюю (обстоятельства создания) и внутреннюю (содержательную) критику источника.
Эвристический: поиск и анализ научных публикаций, предусматривающий получение научных данных по теме исследования.
Теоретический: сравнение полученной информации из источника с научными достижениями.
Монти Танья как источник о культуре народа ханты
Внешняя критика Монти Танья как источника
Монти Танья, на первый взгляд – ничего не значащие для простого обывателя слова, что же они обозначают? Монти на хантыйском языке – сказка, а «Монти Танья» – «Сказка о Танье», о последнем обском богатыре. В середине ХХ века легенду о богатыре Танье записал со слов представителя народности ханты Семёна Покачёва в юртах Урьевых учитель средней школы Александр Силин. Сказание о богатыре Танье, воюющем с воинами Ордынского хана и с хантами других родов.
По свидетельству составителя книги о Монти Танья, Т.А.Исаевой, этот персонаж присутствует у многих групп, проживающих на Севере Западной Сибири. [8,с.4]
По содержанию Монти Танья напоминает русские былины про богатырей, но является совершенно особенным по своему духу. Эта особенность заключается в ином мировоззрении хантов, ином отношении к окружающему миру, при котором человек и окружающий мир – неразделимое целое, в первобытной древности традиций народа охотников и рыболовов. [14]
Танья в легенде не только герой со сверхчеловеческими способностями, но и народный заступник, объединивший отчаявшиеся племена вокруг себя. Несмотря на свою неимоверную силу, этот богатырь прежде всего человек, которому можно сопереживать: он трудится, влюбляется, горюет и радуется. При том что Танья – классический пример мифологического героя, у него есть и реальный исторический прототип: жил когда-то большой, сильный и красивый, с глазами цвета неба человек из великого рода Орла, мечтавший видеть таёжные просторы и свой народ свободными от врагов. [8,с.7]
Причиной публикации А.И.Силиным Монти о богатыре по имени Танья был страх. Страх унести с собой в могилу знание, которое волновало в прошлом не одно поколение небольшого хантыйского народа. Ведь любое Монти передается из поколения в поколение, и рассказывается только членам семьи или самым доверенным людям. Материал, собранный Александром Силиным, пролежал в архиве Сургутского краеведческого музея. Недавно специалисты музея, будучи в этнографической экспедиции на стойбищах реки Пим, вновь услышали о богатыре Танье из уст старейших хантов. Так появилась идея выпустить книгу. Текст получился «музыкальным», лёгким, «пахнущим» тайгой, словно сам «носитель монти» Семён Покачёв рассказывает его. Иллюстрации к произведению подготовил тюменский художник Александр Кухтерин. Очень органичные получились иллюстрации – как будто это резьба по дереву или тиснение по оленьей коже. [8,с.5]
При внешней критике очень важно определить обстоятельства создания источника.
В Монти Танья имеет место рассказ об исторической ситуации, складывающейся в момент появления эпоса. А именно набегов ордынской армии на таежные земли. Ордынцы описываются как «чужеземцы из далеких безлесных мест…». В произведении явное указание на место проживания монголов - степь.
Указывается на большое количество человек в армии врагов «полчища чужеземцев черной тучей накрыли тайгу…».[8, с. 23]
В тексте источника есть прямое упоминание даннических отношений между Золотой Ордой и таежным народом ханты «обложили таежных людей непомерной данью, а если кто не мог откупиться или осмеливался сопротивляться, того ожидала смерть». В тексте передается обращение ханского нойона «Люди таежные! Отныне все вы, вся тайга – с ее реками и озерами, со зверями и рыбой – принадлежит Великому хану … вы должны платить ему дать за то, что живете в его владениях». Также указывается, что размер дани устанавливает нойон, т.е.представитель знати Золотой Орды, которого направили для покорения тайги «дань мне столько, сколько я назначу» [8, с. 23-24]
Источник содержит информацию о составе дани, выплачиваемой хантами в пользу монголов «шкуры зверей, рыба и красивые девушки». [8, с. 23-24]
В источнике указывается даже название последней столицы татарского сибирского ханства – «становище Аскер», что делает данный источник еще более информативным. [8, с. 23]
Подобный тип отношений складывался и с другими территориями, подвластными Золотой Орде, например, русскими княжествами. [2, с. 77-94]
Особенно описывается жестокость ордынцев по отношению к таежному народу «…жадных до крови и мяса … многим отрубили головы и насадили их на длинные шесты, а шесты выставили по берегам рек для устрашения непокорных…».[8, с. 23]
В тексте также описывается реакция жителей тайги на завоевания. А именно их переселение на неосвоенные территории «многие люди с семьями и целыми родами стали сниматься с обжитых мест и уходить все дальше и дальше в таежную глухомань, подальше от беды, подальше от неминуемой гибели». Или другое поведение жителей тайги «оставались те, кто мог откупиться или преследовать какую-либо цель.» [8, с. 24]
Некоторые использовали ордынцев как орудие мести. Так, отрицательный герой Монти Норка-Ики, желая отомстить за неудавшееся сватовство, показал ордынцам место, где проживал непокорный род Орла. Об этом повествует «вечер третий» «Трагедия Белого яра». В этой части описывается расправа ордынцев над всем родом Орла за непокорность. [8, с. 31-36]
Таким образом, информации в источнике очень много, она интересна и разнообразна. Очень важно определить, является ли эта информация достоверной. Оценить этот факт возможно, сравнив информацию, выделенную из Монти Танья, с научными публикациями по истории и культуре хантов.
Этнографическая информация, содержащаяся в тексте Монти Танья
В Сказании о Богатыре Танье содержится много информации об обрядах и обычаях хантов. Особое место в Монти Танья отводится описанию обряда жертвоприношения.
Жертвоприношение оленя с целью задабривания духов после охоты
Сначала несколько охотников,которые поймали оленя, выводят его на заранее приготовленный столб. Дальше к поленьям, сложенным для костра, подходит шаман и зажигает священный огонь. Он разогревает над огнем бубен, поворачивая его по движению солнца, разогревает колотушку, очищая её силой священного огня.Потом ударяет колотушкой потугой коже бубна,совершая камлание (ритуальный танец шамана на различного рода праздниках и при лечении больных). Во время камланий шаман обращается к добрым и злым духам.). Далее, один из охотников должен подойти и всадить оленю нож прямо под левую лопатку. Первым к упавшему оленю подходит шаман, он выхватывает нож и припадает ртом к горячему потоку крови. После шамана подходят сначала самые старые и уважаемые, потом зрелые охотники, потом молодежь. Припадают к священному оленю до тех пор, пока горячий поток не станет превращаться в тягучие сгустки. После, жертву рассекают и достают сердце. Шаман с сердцем в руках совершает еще несколько танцевальных кругов вокруг костра, остановившись опускает сердце в пылающее пламя. Жертвоприношение состоялось.А шкуру оленя должны аккуратно снять и повесить [8,с. с.70-71]
Жертвоприношение на праздник выбора невест
Жертвоприношение оленя на праздник выбора невест немного отличается от обычного приношения оленя в жертву. Шаман конкретно спрашивает Торума (Торум в переводе с хантыйского – дух)можно ли начинать праздник или нет.Если Торум отвечает согласием, то вместе с сердцем достается и печень. После жертвоприношения печень вместе со шкурой повесят на священное дерево, а из мяса сварят суп, которым накормят всех участников праздника.
Очень интересно в Монти Танья описаны обычаи.
Женщины, состоящие в браке должны закрывать лицо перед чужим человеком [8,с. 15]
Замужние женщины должны закрывать свое лицо платком в присутствии чужаков. Возраст могли определять по походке и кистям рук. Незамужние женщины могли не закрывать лицо.
Праздник выбора невест:
Праздник выбора невест- борьба женихов за первую невесту, которая достанется самому ловкому и сильному из женихов(первую невесту выбирает шаман). Старые и малые,зрелые и подростки – все могли принять участие в борьбе за обладание первой невестой рода. Женихи соревновались в силе, ловкости, меткости и быстроте. Они боролись на палках, на поясах, на косах-волосах и стреляли из лука. По правилам борьбы, завещанной предками, победитель должен три раза обойти круг, вызывая новых противников. Последнее состязание самое трудное, его выбирает победитель. По окончании третьего круга победитель подходит к первой невесте, это будет означать, что она стала его женой и никогда не имеет права оспаривать это. [7,с. 65-66]
Обычай сватовства.
Обычай сватовства не многим отличался от сватовства других кочевых народов. [2,с.12,18,25]
Глава рода, желающий получить невесту, обращается к главе другого рода с предложением, принося при этом дары. Результатом такого объединения становится объединение богатства и могущества обоих родов. В случае отказа нередко практиковалось похищение невесты. [8,с18]
В Монти Танья обряд сватовства и похищения подробно описан. Герой эпоса Монти Танья Норка-ики получает отказ и начинает готовиться к похищению, здесь показываются в том числе, и религиозные представления о влиянии духов «Духи сказали» герою способ получить невесту. [8,с18]
О Распространении обычая похищать невесту нам говорит и тот факт, что семья невесты тоже готовится к возможному похищению, пытаясь не допустить этого. [8,с19]
В хантыйских традициях для каждой семьи существовал свой Бог -Торэм (слово употребляется в тексте источника без перевода с хантыйского языка). Появление Торэма происходит одновременно с появлением новой семьи, брака людей из двух разных родов. Каждая новая семья придумывает, [8, с. 41] согласно повествованию Монти Танья, своего личного Торэма. Обязательно изготавливалась его статуэтка, отражавшая особые черты нового Торэма. Семья поклонялась такому Торэму и молилась. Вера в Торэма передавалась из поколения в поколение.
Когда один из членов семьи вступал в брак с членом другого племени, появлялся новый Торэм. Его создавала новая семья. Остальная часть племени продолжала поклоняться прежнему Торэму.Также в Монти Танья встречаются обряды поклонения Торэму. Например, подношение кусков мяса и сгустков крови добытых зверей божку. [8, с. 41]
Сравнительный анализ информации, выделенной из Монти Танья,с научными публикациями по истории и культуре хантов
В ходе анализа культурно-исторической информации, содержащейся в Монти Танья, были выделены следующие блоки информации: Религиозные представления ханты, обычаи и обряды ханты, отражение исторической ситуации.
Для оценки достоверности необходимо привлечь научные факты по этим блокам информации.
Знаменитый этнограф, профессор Надежда Васильевна Лукина в научной статье «Хантыйский обряд жертвоприношения» дает исчерпывающую характеристику жертвоприношения у хантов, как формы религиозного культа. Данная статья была подготовлена основе полевых материалов, собранных Лукиной Н.В. и частично участником одной из экспедиций Е. М. Титаренко в 1970–1980-х гг. у юганских хантов. В данной статье подробно рассмотрены основные аспекты обряда жертвоприношения у юганских хантов. Выделены следующие аспекты: 1) объекты, которым направляется жертва; 2) субъекты, приносящие жертву; 3) местонахождение объектов и место принесения им жертвы; 4) сроки и место проведения обряда; 5) виды жертвенных церемоний; 6) жертвенные дары; 7) выполняемые действия. И, самое интересное, что в качестве иллюстрации ниже приведено краткое описание одного из жертвоприношений, на котором авторы присутствовали. В нем раскрываются практически все рассмотренные выше аспекты обряда, включая отношение к авторам – наблюдателям-этнографам. Даже жертвенным даром выступает олень – точно как описано в Монти Танья.[3]
Таким образом, информация о жертвоприношении, содержащаяся в Монти Танья, может быть полностью подтверждена научными этнографическими выводами Н.В. Лукиной, опубликованными в статье «Хантыйский обряд жертвоприношения». [4]
Обычай поведения женщин и мужчин, описанный в Монти Танья, можно подтвердить научной статьей педагога, кандидата культурологии Веры Сергеевны Рязановой – Даури «Культура взаимоотношений мужчин и женщин в традициях хантов и манси». В данной статье подробно описано поведение мужчин и женщин в рамках культурных традиций народа ханты, что полностью совпадает с поведением героев Монти Танья. .[11]
Хантыйский Праздник выбора невест, традиция похищения невесты, обряд сватовства подтверждается статьей В.С. Рязановой – Даури «Традиционализм современного свадебного обряда ханты и манси»». В данной статье констатируется факт семейных хантыйских обычаев, которые зафиксированы в Монти Танья. .[12]
В Монти Танья встречаются обряды поклонения Торэму. Современные исследователи хантыйской мифологии описывают пантеон богов следующим образом. Нум-Торум - небесный бог.У него есть жена — Калтась-эква. Шесть сыновей и дочь небесного бога стали территориальными духами-покровителями. Это Полум-Торум (на реке Пелым), Ас-ях Торум (в низовьях Оби), Нер-Ойка (Урал), Аут-отыр (на реке Аут, его символ щука), Ай-Ас-Торум (в верховьях Оби — так называемый «Обский старик», с рогами и хоботом, притягивавшем рыбу, его идол стоял около Обдорска), Тахткотль-Торум (река Сосъва, символ лягушка) и дочь Казым-ими, непобедимая богатырша. Общее значение у хантов и манси получил седьмой сын Нум-Торума — Мир-Суснэ-хум (за миром наблюдающий человек) — посредник на путях живых и мертвых. [9], [10]
Это подтверждает указанный в Монти Танья тезис о том, что у каждой новой семьи появлялся свой Торэм- бог.
Исчерпывающее подтверждение религиозным представлениям хантов, а также другим аспектам, приведенным ранее, является книга «Знакомьтесь - ханты», вышедшая в соавторстве профессоров Надежды Васильевны Лукиной и Владислава Михайловича Кулемзина. Книга стала результатом длительной научно-исследовательской работы ученых. В книге рассматривается традиционная культура одного из древних народов Сибири. Проанализированы хозяйственная, социальная и духовная сферы культуры, их место в современной жизни народа. Дана история изучения хантыйского этноса отечественной и зарубежной наукой. .[5]
Что же качается исторической перспективы взаимодействия хантов с ордынцами, то этот факт подтверждается книгами по истории ХМАО-Югры. Например, «История ХМАО с древности до наших дней», выпущенная коллективом ученых в 2000 году. .[2, с.104-141]
Таким образом, мы находим подтверждение в научной литературе всем аспектам культурно-исторической информации, содержащимся в Сказанье о богатыре Танья.
Заключение
Ханты - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО. [7], [14], [16] Сохранение и популяризация культуры и истории народа ханты очень важны для современного российского общества, которое является многонациональным и многоконфессиональным. Изучение культуры коренных народов помогает взаимопониманию, установлению культурных контактов, развитию диалога культур.
Понимание ценностей другого народа происходит через изучение культурного наследия. Элементом культурного наследия, безусловно, является героический эпос. Примером этого направления устного народного творчества народов ханты является Сказанье о богатыре Танья – Монти Танья.
Целью данной работы было – оценить достоверность информации, содержащейся в этом интересном источнике. Но, прежде чем эту информацию оценить, ее необходимо было выделить и классифицировать по блокам, что и было сделано. Таким образом, в источнике содержится информация о:
- религиозных представлениях ханты;
- обычаях и обрядах ханты;
- исторической ситуации на момент создания Монти Танья.
Изучив учебную историческую литературу, был получен вывод, что историческая информация достоверна, и время создания источника – Югорское Средневековье (XII-XVвв.)
Для доказательства достоверности этнографической информации были изучены достижения ученых, долгое время занимавшихся изучением народа ханты: Н. В.Лукиной, В.М. Кулемзина, а также В.С. Рязановой – Даури. Полученный результат позволяет полностью подтвердить достоверность сведений, изложенных в источнике.
Таким образом, Сказанье о богатыре Танья – Монти Танья может использоваться как самостоятельный источник по истории и культуре народов ханты. Достоинство источников устного народного творчества - интересная форма подачи информации, которая может заинтересовать каждого человека.
Поставленная цель достигнута. Гипотеза, выдвинутая перед началом работы, полностью подтвердилась.
Источники и литература
Исаева Т.А. Тонья-богатырь: образ героя в локальной мифологии ханты // Материалы VI Югорских чтений «Героический эпос обских угров: наследие и современность». Сборник науч. Статей / Под ред. К.В. Афанасьевой, Т.В. Волдиной. – М.: Изд-во «ИКАР», 2005. С. 71-81.
История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов.- Екатеринбург: Волот, 2000.
Лукина Н. В. Хантыйский обряд жертвоприношения / Н.В.Лукина. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https:// ling.tspu.edu.ru/files/ling/PDF/articles/lukinan.v.1061 14222013.pdf
Лукина Н.В.. История изучения верований и обрядов // История и культура хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995 а. С. 46-64. / Н.В.Лукина. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://libraries-yanao.ru/upload/iblock/774/7747cdf42a665ebfae0ffdfc29 f1413b.pdf
Лукина Н.В, Кулемзин. В. М. Знакомьтесь - ханты [Электронный ресурс] -Режим доступа http://groh.ru/map/hant/hant.html
Матюшин Г.Н.Историческое краеведение / Г.Н.Матюшин [Электронный ресурс]- Режим доступа:.https://history.wikireading.ru/399094
Минц Л.М. Большая энциклопедия народов. — Olma Media Group, 2007. — Т. 2. — С. 556 Минц Л.М. [Электронный ресурс]- https://books.google.ru/books?id =QSNaCwwlFa8C&pg=PA60&hl= ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false
Монти Танья. Сказание о Танье –Тюмень: Печатный дом «Тюмень», 2008.–116 с.
Небесный бог Нум-Торум [Электронный ресурс] -Режим доступа:http://etnic.ru/ edu/myth/myth7.html
Нуми-Торум Википедия [Электронный ресурс] -Режим доступа https://ru.wikipedia.org /wiki/%D0%9D %D1%83%D0%BC%D0%B8-%D0%A2%D0%BE%D1%80%D1%83%D
Рязанова – Даури В.С. Культура взаимоотношений мужчин и женщин в традициях хантов и манси/ В.С Рязанова – Даури [Электронный ресурс] -Режим доступа http://ryazanova-dauri.ucoz.ru/publ/kultura_vzaimootnos
Рязанова – Даури В.С Традиционализм современного свадебного обряда ханты и манси/ В.С Рязанова – Даури [Электронный ресурс] - Режим доступа http://ryazanova-dauri.ucoz.ru/publ/tradicionali_sovremennogo_svadebnogo_obrjada_ khantov
Сабинина Ю., Самсоненко Мю Последний богатырь Северной земли [Электронный ресурс] -Режим доступа http://old.t-i.ru/article/14603/
Соколова З. П. Ханты //Большая российская энциклопедия. -М., 2017.- С. 749-750
Штейман А. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ постепенно охватывает весь мир. И мы постепенно забываем, что дерево не сможет тянуться к небу, потеряв корни. / А. Штейман [Электронный ресурс] -Режим доступа http://lib.1september.ru/ view_article.php?ID=20090211
Электронная антология «Культурное наследие Югры» [Электронный ресурс] -Режим доступа http://hmao.kaisa.ru
М онти Танья как источник по изучению этнографии ханты
Аннотация
Ханты - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО. Изучение культуры коренных народов помогает взаимопониманию, установлению культурных контактов, развитию диалога культур. Устное народное творчество, является важным источником и широко привлекается для решения различных научных задач, обладая при этом, художественной ценностью.
Для научного исследования необходимы источники. Данная работа посвящена изучению фольклорного источника Сказанию о богатыре Танья, Легенде «Монти Танья». Главным критерием отбора источников является достоверность. Цель работы: оценить достоверность информации, содержавшейся в Монти Танья. Доказав достоверность информации, мы определили возможности использования этого сказания как источника.