100 лет тому вперед

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

100 лет тому вперед

Ермаков К.Н. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа № 7" с углубленным изучением отдельных предметов
Феоктистова Е.Н. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа № 7" с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Культурные ценности, созданные многовековыми

усилиями всего человечества, его коллективного разума и сердца.

Они передаются по наследству… Каждое новое поколение, являясь в жизнь,

наследует их и, пополнив своей деятельностью, оставляет следующему поколению».

Э. Межилайтис

Введение

Нижний Новгород в 2021 году отметил свой юбилей, 800 – летие со дня основания. 2022 год был годом культурного наследия народов России. Все эти события помогли мне понять, что будущее моего края, во многом зависит от того, насколько мы, молодое поколение, сможем изучить, сохранить и развить неисчерпаемые источники национальной культуры, обогатить ее новыми традициями, обычаями, обрядами.

Нельзя, на наш взгляд, полагать, что современный танец не имеет ничего общего с русским народным танцем, а русская народная музыка – это удел старшего поколения людей.

Да, следует признать, что современные подростки много времени проводят за компьютером, живому общению предпочитают общение в социальных сетях.  Я  тоже представитель подрастающего поколения. Однако, помимо виртуального мира, мне дорог чудесный реальный мир   русского народного танца.

Я решил провести анкетирование в своем классе с целью выяснить, имеют представление ученики среднего звена об особенностях танцевального искусства на территории Нижегородского края. Опрос показал, что мало кто знает об этом. /Приложение № 1/

  1. Актуальность.

История танца неразрывно связана с историей страны, малой родины. С раннего детства моя семья знакомила меня с историей моей семьи, с историей моего края. Оказывается, мой прадед был хорошим гармонистом на селе, да еще танцором! Бабушка моя, его дочь, хорошо поет и учит детей танцевать. А моя мама самый настоящий руководитель вокальной группы. Её родная сестра, моя тетя, работает хореографом. С трех лет я занимаюсь танцами и путешествую по нижегородчине с любимым танцевальным коллективом, узнаю новые интересные факты из ее истории и из истории танцевального искусства. По словам моего прадеда считалось, что каждый молодой человек должен был уметь сплясать да спеть, а значит доказать, что работник он «справный».

Тема данной работы сформулирована так не случайно. «100 лет тому вперед». Почему же «вперед»? Народ оставлял на протяжении столетий в танцах только самое ценное, бесконечно совершенное. Вот и мы будем пробовать, экспериментировать и создавать новое искусство, опираясь на народные истоки, оставляя свой танцевальный след для будущих поколений.

II. Цель, задачи.

Цель исследования: показать, что русский танец является важным фактором сохранения традиций народной танцевальной культуры. 

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературные и исторические источники по данной теме.

  2. Выявить основные этапы становления народного танца.

  3. Составить некоторый перечень русских народных танцев Нижегородского края.

  4. Посетить Нижегородский музей (В Нижегородской ярмарке - интерактивный, в ННГУ – музей этнографии) на предмет изучения этнографических особенностей культуры Нижегородского края.

  5. Провести социологический опрос по теме исследования.

  6. Взять интервью у Дружаевой Л.П. и у Бугрякова С.В.

  7. Сравнить элементы традиционно русского народного танца с элементами современного русского танца.

  8. Обобщить результаты и сделать выводы.

Гипотеза исследования: современный русский танец является продолжением русских национальных традиций в современном обществе.

Ш. Что такое танец?

Слово «танец» произошло от немецкого "Tanz", но так как заимствованно оно было из польского языка, к нему присоединили характерный суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII веке. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска».

Та́нец – это ритмичные, выразительные движения тела, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Народный танец - фольклорный бытовой танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности: движения, ритмы, костюмы. Менялись названия, стиль исполнения и техника, но желание красиво двигаться, быть в процессе и получать удовольствие, привлекая к себе внимание, было всегда.

IV.Возникновение танца.

Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами. Как танцевали древние люди? Для первобытного человека танец был составной частью обрядов. /Приложение 2/В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок: охотничьи, военные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Любой танец у древних – это своеобразное соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть.Основная форма исполнения - круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны.

Хороводные танцы имеют конкретное значение и определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь – топанье. Люди считали, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку.

Танцующие обычно не носили одежды, зато носили маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но хорошая физическая подготовка позволяла танцующим людям полностью отдаваться танцу. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

V. Возникновение русского народного танца.

Точно установить время появления русских плясок очень трудно. Так, литые серебряные фигурки, изображавшие пляшущих людей найденные в одном из кладов, ученые относят к VI веку нашей эры. /Приложение 3/

В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Об этом свидетельствуют такие выражения, как «играть песню», «ходить песню», «водить песню». Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски - игры, изображающие трудовые процессы, а также охотничьи пляски, которые были направлены на овладение образом зверя.

Славянские  племена имели общие черты характера: «свободолюбие, неукротимость воли, миролюбие, страстное тяготение к искусствам, гостеприимство и веселость нрава». Многие из этих национальных черт особенно заметно проявлялись в хороводах, плясках и игрищах, посвященных обрядам и праздникам. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла — масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призыв весны, проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д.

С принятием христианства на Руси стали появляться новые танцевальные движения, которые навеяны византийским влиянием, выразившемся, прежде всего в форме одежды, а, следовательно, и в плясовой жестикуляции. Для этого периода характерно распространения на Руси скоморошества. Скоморохи были плясунами, музыкантами, песенниками, игрецами, гудошниками, актерами. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику танца, совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение. «Всяк спляшет, да не как скоморох», - говорили в народе. Невозможно переоценить роль скоморохов в развитии и популяризации народного танца в России. /Приложение 4/

Влияние Востока в 13-15 вв. на русскую культуру ярко сказалось в танцах. В то время  как на Западе в танце должно быть наличие пары - кавалера и дамы, в  танцах русских и восточных народов  это не важно. Танцуют поодиночке, а когда и парой, то присутствие дамы не обязательно, танцевать могут два кавалера вместе или по очереди, так что элемент соприкосновения не играет в них такую видную роль, как в западных танцах. Движениям мужчины дается простор для импровизации. При движении ног заметно стремление к недвижимости головы, особенно у женщин. В чисто восточных танцах ноги движутся на носках, под ритм, а танцуют тело и руки. Красота танца на Востоке заключается в гибкости и пластичности движений корпуса и рук, а не выплясывай ногами. Подобно восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела.

В XVI веке Европа борется с еретиками, и в Московском государстве начинается гонение на скоморохов, которых ставят в один ряд с колдунами и гадалками. Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. В 1551 году церковный собор утверждает «Стоглав», где резко осуждает и запрещает игры, обряды, пляски, хороводы, песни и вообще веселые развлечения, связывая все это с пережитками языческих верований и обычаев.

Реформы Петра Великого внесли резкие изменения в культурную и общественную жизнь России. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, в обязательную программу которых входили различные европейские танцы. /Приложение 5/. Русский танец постепенно стал вытесняться из больших городов. Придворная знать и зажиточные городские круги начали стыдиться ее, считая «мужицкой», «деревенской». Но в народе русский танец принимает новые разновидности. Так появляются кадриль, ленце, полька и другие. Попадая в деревню, они приобретают типично русские местные черты, манеру и характер исполнения, лишь отдаленно напоминая своих западных собратьев.

В конце XIX века в Петербургском императорском хореографическом училище возникает «народный танец» как предмет обучения. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы: испанские, венгерские, польские и другие. Подъем патриотических настроений во время Отечественной войны 1812 г. вызывает к жизни многочисленные русские танцы и спектакли – дивертисменты. Наряду с русскими плясками в них фигурируют и танцы других народов — польские2, венгерские, татарские, танцы черкесов.

Среди первых декретов Советской власти 1917 года были декреты о сохранении всех «культурных сокровищ народа». В них ясно подчеркивалось, что «нельзя искусственно прервать созданные веками народные традиции, для искусства это гибельно»1. Новой формой проявления народного творчества стала художественная самодеятельность масс. /Приложение 6/. Профессиональные ансамбли песни и танца, народные хоры, а также самодеятельные коллективы возникали почти во всех облас­тях России и сумели поднять огромные пласты народного песенного и танцевального искусства, вывести русский народный танец на боль­шую сцену.

Русскому танцу сотни лет, но в современную эпоху он как бы переживает свою вторую молодость, возникают новые виды, создаются новые формы построения, но то, что было накоплено столетиями, было и остаётся в пляске неизменно. /Приложение 7/

VI. Традиционные русские народные танцы Нижегородского края.

Танцевальный фольклор Нижегородского края имеет свои характерные черты и особенности. Наиболее распространенным видом танцевального фольклора Нижегородской области являются хороводы, которые водились на полянах или на лугу, за что получили название луговых. Хоровод воспринимался как определенная форма молодежного досуга. Хоровод можно было водить начиная с 15 – 16 лет, как бы определяя начало взрослой жизни. Основной композиционный рисунок хоровода – это круг, или, как его называли сами участники, «ходить кругом». В него включаются и рисунки «репей», «змейка», «верва» (веревка), «ходить проулком» (ручеек) и т. д. /Приложение 8/. В хороводах изображаются различные стороны бытового уклада, любовь, воспроизводятся некоторые трудовые процессы. К таким хороводам относятся:

«Просо сеяли», «Высевали — бороновали», «Пололи - ручки кололи».

Хороводы, исполняемые под песни, содержание которых помогает участникам разыгрывать сюжет, называют игровыми. Наиболее популярные из них: «Выходили красные девушки», «Из - под бережка, из - под крутого», «Потеряла я колечко» и другие. /Приложение 8/. Некоторые песни четко делятся на две части - медленную и быструю. Соответственно и хоровод состоит из двух частей - медленного движения, чаще всего по кругу и быстрого, живого припляса во второй его части.

В Нижегородской области раньше, чем в других областях, стала нарушаться замкнутость домашнего быта. Как известно, Нижегородский край был «карманом России». Именно здесь возникали новые ремесла и быстрее развивалась промышленность, где наравне с мужским трудом стал применяться и женский. Именно эти причины и повлияли на семейно - бытовой уклад. Женщина стала чувствовать себя гораздо свободнее и смелее, стала более равноправна с мужчиной. И в хороводе смотрит вокруг себя и на партнера смело, не «полуглазком», и поет уже не «полуротком», сохраняя, однако, при этом чувство собственного достоинства и женственность.

В Нижегородской области существует специфическое название хороводов - «основа», «основка». Бытуют различные по форме построения орнаментальные хороводы: «кругом», «улиткой - капусткой», «змейкой-ужом», «звездочкой», «ручейком». В хороводах Нижегородской области можно видеть подражание отдельным моментам домашнего ткацкого производства. Так, в нижегородском хороводе «Основа» есть фигуры «узелок», «основка», «челнок».

Нижегородская область богата оригинальными и разнообразными по своему содержанию игровыми хороводами, исполняющимися под игровые песни, например, «Царевич - Каралевич». В Нижегородской области хороводы водят под самые различные песни, ярко отражающие разнообразный крестьянский труд, те или иные виды женской работы, - «А мы просо сеяли», «Лен мой зеленой». Главным действующим лицом в «льняницких» хороводах является женщина или мать, обучающая дочь или нескольких дочерей этой трудоемкой работе.

В нижегородских хороводах чаще и разнообразнее используется платочек. Заменяя различные предметы, которые требуются в хороводе по тексту песни, и, обогащая выразительность жеста, платочек кроме этих своих функций становится также ярким хореографическим средством выражения в руках разыгрывающих песню.

К середине XIX века традиционные хороводы начинают постепенно уходить из народного быта. На смену им приходит кадриль. Пришли к нам из разных стран «маленькие» (как их называли в Нижегородской области) танцы, такие как «Краковяк», «Полька», «Падэспань», «Тустеп» и др. Начиная с малолетства учились плясать сначала «маленькие» танцы, тренируя на них свою память, нарабатывая танцевальные навыки для трудных кадрилей и лансье, количество фигур в которых достигало иногда десяти, а то и больше. Во многих деревнях далеко не все умели плясать кадрили и лансье, их плясали только «мастера».

Войдя в быт русского народа, кадриль сохранила свое композиционное построение, но манера исполнения приобрела русскую национальную окраску. Из танца исчезла чопорность, кокетство. Музыкальной основой стали служить песни, частушки, припевки, наигрыши. В лексику танца вошли русские дроби, проходки, присядки, хлопушки. Так кадриль стала русским народным танцем.

В семеновской и ковернинской стороне кадриль танцевали на деревенских посиделках. Для таких сборов молодежь нанимала деревенскую избу у какой-нибудь бездетной вдовы. По размерам изба была небольшой, а народу собиралось много. Такая обстановка сказывалась на характере кадрили. Она исполнялась степенно, благородно, без резких и широких движений. На танец выходило не более 6 пар: три пары с одной стороны, три с другой - напротив. Кадриль продолжалась иногда больше часа, так танцевали «по сменам»: первая смена (6 пар), протанцевав первую фигуру, отдыхала, а ее место занимала вторая смена (следующие 6 пар). После первая смена начинает танцевать вторую.

Музыкальным сопровождением служили песни и наигрыши, исполняемые на гармошке или балалайке: «Я на горку шла», «Ах ты, береза», «Сени», «Как у наших у ворот», «Сормач», «Барыня». Каждая фигура в кадрили имела свою песню или мелодию.

В Макарьеве под Лысковом молодежь любила проводить летние вечера у лесопилки. Настланный тес был очень удобен при исполнении дробей в кадрили. А так как кадриль всегда танцевалась здесь, то она и получила название «лесопилка».

Пляска в Нижегородской области, а особенно в кадрилях, отличается обилием дробей, причем очень специфических: дробят тяжело, в землю, не подпрыгивая, с опорой на пятку.

Интересные гулянья проводились в городе Павлове-на-Оке. Ярмарка, носившая название «Девятая» (проводилась на девятый день после Пасхи), превращалась в большие праздничные гулянья на правом берегу Оки. Павловская городская кадриль отличалась от деревенской кадрили. Движения крестьянина во время работы в поле, на лугу широкие, удалые, размашистые, соответственно и в танцах движения и жесты динамичны, темп быстрый, настроение у танцующих жизнерадостное. Труд павловского кустаря, замкнутого в пространстве своей мастерской, безусловно, придавал его характеру сдержанность. Его движения «мелкие», однообразные. Включившись в танец, павловские кустари-умельцы превращались в галантных кавалеров и ловких плясунов.

А вот в Сормове была популярна «Кадриль - ланце» , танец сопровождался припевками, обычно тут же придуманными.

В Городец на ярмарку, на заработки отправлялись жители сел и, возвращаясь, привозили «отголоски» купеческого стиля кадрили. Это заметно в некотором жеманстве манер исполнения танца и в линиях городского покроя одежды. Этим отличается кадриль «Шестерка», которая до настоящего времени бытует в Городецком районе и исполняется местным фольклорным ансамблем.

Своеобразна кадриль, бытовавшая в селе Василевская слобода, сегодня город Чкаловск. Названия, которые объявлял «заводила», подчеркивали особенности фигур танца: «проходка», «перепляс», «пила», «общий круг», «освежаться», то есть после окончания кадрили ее участники плетнем - цепочкой выбегали из избы на свежий воздух.

Русскую кадриль любили танцевать почти во всех уголках Нижегородского края. И везде она имела местные названия: «Восьмеровка» (село Извал Шахунского района), «Кадрель» (село Григорово и Популово Большемурашкинского района), «Шестерка» (в Поволжских районах).

VII. Современные русские народные танцы Нижегородского края.

Яркую отличительную черту танцевальному фольклору Нижегородской области придают разнообразные кадрили и пляски, исполняемые на любом празднике, будь то ярмарка, свадьба или просто вечеринка. Кадрили состояли из нескольких фигур, которые исполнялись без перерыва. Иногда фигуры объявлял «заводила», роль которого исполнял один из юношей.

Как разновидность кадрили здесь бытует и лансье, исполняемое по фигурам под разные мелодии: «Барыня», «Ах, вы сени», «Подгорная» и т. д. Каждая фигура имеет свои названия: «приглашение», «проходочка», «с чужой», «цепочка» и т. д.

Яркостью и выразительностью отличаются и бытующие до сих пор в Нижегородской области пляски: «Голубиная пляска», «Колокольчик», «Четверка», «Коканчик», «Соловушка», «Потеряла я колечко» и другие.

Многие пляски сопровождаются частушками, по которым назывались пляски. В наше время особенно любимы плясовые частушки и припевки «Сормовские», «Семеновна», «Уличные», а в некоторых районах и даже в отдельных селах свои, местные: «горевские», «хахальские», «деревенские», «уренские», «ветлужские», под которые пляшут на гуляньях, свадьбах.

VIII. Образцовый ансамбль «Сюрприз» как преемник русских танцевальных традиций Нижегородского края.

Обращение к национальному русскому танцу, его региональным особенностям широко используется в процессе обучения в ансамбле танца «Сюрприз» Дворца детского творчества города Дзержинска, где я занимаюсь с трех лет.

Это привлекает не только меня, но и других ребят. Народный танец, основанный на фольклорном материале, помогает мне почувствовать историю моего народа.

Дидактический материал, который использовали мои педагоги при постановке «Араповской проходочки» был поставлен на основе Араповской кадрили.

Однажды Лариса Павловна и Сергей Викторович были на фестивале народного танца за рубежом. Там они познакомились с коллективом одного из сел Нижегородской области, которые привезли Араповскую кадриль, танец, в котором лексика, движения были взяты от народа Нижегородчины.

Село Арапово Богородского района расположено на юго – западе Нижегородской области. До сих пор сельчане хранят переданные им танцевальные фигуры, которые составляют Араповскую кадриль. А выглядит кадриль так: сначала участники кадрили становились вдоль улицы села, друг напротив друга, танцевало 12 – 16 пар. Девушки шли по часовой стрелке круга, а парни в обратную сторону. Как только гармонист переставал играть, пары останавливались и один из танцующих называл одну из шести картин. Пары выполняли эту картину. Картины – это небольшие эпизоды танца.

Хореографическая картина - явление не только сцени­ческой хореографии, придуманной профессиональными хореографами. Совсем нет. Народные гуляния, особенно посиделки, вечерки, часто превращались в картины, где в качестве эпизодов существовали танцы, песни, игры молодежи. На таких посиделках, конечно же, никто не думал о каких-то формах. Все строилось на импровизации, и главным было развлечение юношей и девушек, их взаимоотношения, игры, песни. Вся вечерка выглядела калейдоскопом различных эпизодов, составлявших единую красочную картину.

Затем танец продолжался. Какие же картины танцевались? Первая картина знакомство, затем проходочка пара на пару, затем пары идут за парами, затем пара шла к противоположной и так далее. Нужно только внимательно слушать основного танцора, который их выкрикивал.

Наши хореографы создали танец на основе данной композиции, но внеся нижегородскую лексику для детей, смену картин в танце и назвали этот танец «Нижегородская проходочка». Очень интересны, на мой взгляд, положения рук у девушек и парней в «Нижегородской проходочке» и положение корпуса. После каждой картины наши хореографы внесли очень интересный свой момент: вращения пары. Именно заводила выстраивает все содержание танца. Все эпизоды картины он связывает воедино, и этот прием делает произведение уникальным. /Приложение 9/

Мне захотелось спросить своих наставников, взять у них интервью. Вопрос был один и тот же: почему именно народный танец составляет большую часть вашей работы?

Ответ был прост: «Это своё, родное, и когда ребёнок естественно впитывает традиционную культуру с малых лет, то учится нормальному самовыражению. Тому, что был присущ его дедам и прадедам. А связь с пращурами (ну мы-то взрослые это отлично знаем по себе) даёт нам чувство тыла и защищённости. И, значит, уверенности в завтрашнем дне. Важно беречь и сохранять богатейшее наследие русского народного танца, чтобы успеть на 100 лет тому вперед». /Приложение 10/

IX. Заключение

Русский народный танец – это танец с богатой и насыщенной историей. В Основах государственной культурной политики РФ «культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации».2 Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому мы не можем себе позволить оторваться от глубинных истоков истории нашего народа и культурного наследия.

Детский коллектив образцового ансамбля танца «Сюрприз» из моего родного города Дзержинска более 40 летсохраняют эти истоки.

В своей работе мною были проанализированы литературные и исторические источники по данной теме, выявлены основные этапы становления народного танца. Вместе с руководителями ансамбля «Сюрприз» был составлен перечень русских народных танцев Нижегородского края, с родителями я посетил Нижегородский музей на предмет изучения этнографических особенностей культуры Нижегородского края, провел социологический опрос по теме исследования с одноклассниками и сделал выводы. Мною был проведен сравнительный анализ элементов традиционно русского народного танца с элементами современного русского танца. Все результаты я обобщил и сделал вывод: современный русский танец является продолжением русских национальных традиций в современном обществе.

Список используемых источников информации:

  1. АнтоноваА.А. Заикин Н.И., Заикина Н.А.  Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие. Ч. II. ... ©ОГИ И К, 2004 © Заикин Н.И., Заикина Н.А.. 2004

  2. Биктагиров И.И. Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников: учебно-методическое пособие для студентов средних и высших учебных заведений музыкально-хореографических и педагогических специальностей (студенты, проходящие курсы «Общая хореография» русской , татарской и зарубежной филологии) . Казань: К(П)ФУ, 2015. - 69 с.

  3. Божонкин А. Из родника народного / нижегородские фольклорные танцы – Н. Новгород: курсы повышения квалификации работников культуры и искусства Нижегородской области, 1999 г. , - 84 с.

  4. Бордюг Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах: (Опыт реконструкции) / Н. Бордюг; Обл. науч.-метод. центр нар. творчества и культур.-просвет. работы, Нижегор. дом фольклора. - Н. Новгород, 1993. - 80 с. : нот.; 20 см.

  5. Бордюг Н.Д. О русском музыкальном фольклоре Горьковской области // Музыкальный фольклор и творчество композиторов Поволжья: Сборник трудов ГМПИ. - М., 1984, вып. 73.

  6. Заикин Н.И. Этнография и танцевальный фольклор народов России: учебное пособие / Н.И. Заикин. 4-е изд. Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 201 З. — 63 с.

  7. Нижегородские хороводы // Сост., вступ. ст. и комментарии К.Е.Креповой. - Горький, 1989.

/Приложение 1/

Социологический опрос

Дата – 03.05.2023
Респонденты – ученики 6 класса «А» МБОУ СОШ № 7с углубленным изучением отдельных предметов.

Цель: выяснить имеют представление ученики среднего звена об истоках зарождения танца и конкретно на территории Нижегородского края.

Вопросы

да

нет

1.

Любители вы танцевать?

20

5

2.

Какие современные танцы вы знаете?

хип – хоп

19

6

брейк – данс

15

10

3.

Какие русские народные танцы вы знаете?

«Барыня»

2

23

«Яблочко»

1

24

«Березка»

0

25

«Калинка»

3

22

«Казачок»

0

25

«Капустка»

0

25

4.

Знаете ли вы, когда появился русский танец?

0

25

5.

Нужны ли нам, современному поколению народные танцы?

2

23

/Приложение 2/ /Приложение 3/

Танец первобытных людей Изображение пляшущих людей. Киевщина. VI век до н.э

/Приложение 4/ /Приложение 5/

Скоморохи. Пляски. Петровские ассамблеи

/Приложение 6/ /Приложение 7/

Художественная самодеятельность 1917 г. Сценическая самодеятельность.

/Приложение 8/

«Ходить кругом» «Репей» «Змейка» «Верва»

/Приложение 9/

«А мы просо сеяли» «Выходили красны девицы» «Потеряла я колечко»

/Приложение 10/

«Комарики»; «Озорные переборы»; «Коляда»; «Нижегородская проходочка»

1  Стоглав. Спб., 1863, с. 141.

2 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 29 февраля 2016 г. № 326-р МОСКВА

Просмотров работы: 31