Старинные народные огороднические и садоводческие приметы и суеверия жителей села Головчино Грайворонского района Белгородской области в конце 19-го - начале 20-го веков

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старинные народные огороднические и садоводческие приметы и суеверия жителей села Головчино Грайворонского района Белгородской области в конце 19-го - начале 20-го веков

Баринова Д.А. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Авдеева В.В. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Издавна люди в селе имели свой огород. Еще в "Домострое"- русском литературном памятнике 16 века - мы можем прочесть статью 48, которая посвящена теме "Как огородом и садом заниматься". У каждой семьи в селе Головчино Грайворонского района Белгородской области в 19-м-начале 20-го веков был свой огород.

Чтобы вырастить хороший урожай, наши предки проводили некоторые обряды и заговоры, обращали внимание на приметы. Поэтому мною и было принято решение исследовать тему о старинных народных огороднических и садоводческих приметах и суевериях жителей родного села в конце 19-го-начале 20-го веков.

Методы исследования: интервью со старожилами села (Гненковой Т.С.-1919 г.р.: Козодавлевой В.И.-1921 г.р.; Созоненко М.Ф.-1918 г.р. Некоторый материал был записан после бесед с бабушкой - Леной, 1956 г.р. (по воспоминаниям из детства).

Гипотеза: используются ли в настоящее время при посадке и посеве овощей приметы и суеверия жителями села Головчино.

Цель исследования и задачи: 1)Изучить диалектные названия овощей, фруктов.

  1. Записать приметы и суеверия в быту односельчан, связанные с посевом.

  2. Записать приметы и суеверия, связанные с защитой огорода от сглаза.

Следует отметить, что существовало немало народных праздников, в названии которых употреблялись названия овощей. Об этом можно подробнее узнать из книги "Круглый год. Русский земледельческий календарь" (составитель А.Ф. Некрылова). Но при выполнении исследовательской работы был сделан акцент на сведения, которые сообщили старожилы. В работе почти не использовался материал из других литературных источников.

Практическая часть

Огород в нашем селе Головчино называли "горо́д"(г-фрикативный), с ним было связано много примет и суеверий. В колядках-песнях, исполняемых в рождественский сочельник, иногда даже прибегали к угрозам - предсказанию плохого урожая, если скупые хозяева не давали угощения колядовщикам:"На двор чертей, на огород червей!". А еще скупым хозяевам говорили так: "Шоб був голодным год, шоб ны родыв горо́д" (в переводе с диалекта: "Чтобы был голодным год, чтобы не родил огород"). С каждым овощем и фруктом связаны конкретные суеверия, поэтому и был составлен "диалектный огород".

"Диалектный огород"

№ п\п

Диалектное название

Литературное название

 

Баклажа́н

помидор

 

Буря́к

свёкла

 

Вукро́п

укроп

 

Вы́шня

вишня

 

Гарбу́з

тыква

 

Гори́х

горох

 

Гы́ч

ботва свеклы

 

Жовтя́к

перезрелый огурец

 

Каву́н

арбуз

 

Капу́ста

капуста

 

Капусты́на

кочан капусты

 

Карто́ха

картофель

 

Квасо́ля

фасо́ль

 

Кряжо́внык

крыжовник

 

Кукуруза, кукурузыння

кукуруза;

 

Мак

мак

 

Мо́рква

морковь

 

Обэрэ́мок

охапка

 

Огиро́к

огурец

 

Огу́дына

ботва некоторых огородных растений

 

Пори́чка

красная или желтая смородина

 

Пытру́шка

петрушка

 

Рыди́ска

редиска

 

Рэ́дька

редька

 

Ре́па

репа

 

Сморо́дына

черная смородина

 

Со́яшнык

Подсолнух, подсолнечник

 

Цыбу́ля

лук

 

Часны́к

чеснок

 

Чува́л

мешок

 

Я́блуня

яблоня

Приметы и суеверия, связанные с началом работ, в быту односельчан

1. Перед началом весенних работ по 4-м углам огорода забивали осиновые колышки для сохранности урожая от воров.

2. Во время посевной не берут и не дают денег в долг.

3. Нельзя заниматься садом и огородом на пустой желудок, а то ничего не вырастит.

4. Нельзя было перебирать и пересыпать семена на столе - плохо взойдут.

5. Перед посевом любой культуры хозяйка через изгородь бросала несколько семян, а потом уже сеяла.

6. Когда готовили почву, произносили: "Дай мне, Боже, овощей (их название) впрок". Потом кланялись на все стороны света, кроме северной, благодаря землю.

7. Вообще-то семенами и рассадой старались пользоваться своей, но, если приходилось покупать, то старались купить у человека доброго и щедрого, старались не покупать у торговца склочного и жадного.

8. Всю рассаду высаживали, сеяли на рассвете, без посторонних; на восходящей луне в женские дни - среда, пятница.

10. Чтобы черви не ели посаженное, вымазывали руки свиным салом перед посевом.

11. Сажая первую рассаду, брались за голову обеими руками, чтобы плоды были большие и крепкие, как голова.

12. Некоторые хозяйки при посеве обращались к каждому овощу отдельно, когда начинали их сеять:«С мово (моего) подола ступай (овощ) на грядку для достатку. Под дождиком купайся, побильшэ (побольше) разрастайся".

13. Еще в селе говорили так: "Расты, ны плошай, дай здоровый урожай!"(«Расти, не плошай, дай боль­шой урожай!»). Слово большой на диалекте звучит "здоровый".

14. Чтобы не навели пор­чу на урожай, говорили:«Урожай от сглаза защищаю, солью очи злющи засыпаю". (Урожай от сглаза защищаю, солью глаза злые засыпаю).

15. Во время посева крошили по огороду скорлупки пасхальных яиц красного цвета или кусочек паски (паска, диал.- пасхальный кулич) и говорили: «Землица, прими ласку: тоби дарю яйца и паску. Ты ж мини дай здоровый (большой) урожай».

16. Самое главное: сажать и сеять всё надо было в хорошем настроении.

17. После посевных работ ходили в церковь, совершая пожертвования, чтобы был хороший урожай.

18. О богатом урожае молились святым: Божьей Матери перед иконой "Спорительница хлебов", апостолу Луке, Ефиму Великому, св. Борису и Глебу(но в народе в нашем селе этот праздник сокращенно называли "Хлебо-Борис" (по созвучию слов) и др.

Приметы и суеверия, связанные с работами на огороде и в саду

1.Если случайно убить лягушку на огороде, то урожай погибнет от переизбытка влаги.

2.Пока овощи росли в огороде, нельзя было жадничать. Надо было угощать кого-то, чтобы был урожай хорошим и овощи дальше росли.

3.Когда хозяйка угощала овощами со своего огорода, не выбирала, а подавала первый попавшийся, чтобы овощи дальше лучше росли.

4.Нельзя поливать огород, если громко каркают вороны, т.к. они это делают перед затяжным дождем.

5. На огороде нельзя щелкать семечки, а то будет много вредителей.

6.Убранные сорняки складывали в конце огорода, а потом сжигали в ночь на Ивана Купалу.

7. Многие грядки обсаживали чернобрывцами (цветы бархатцы) и ногиткамы (календула). Считалось, что их запах убережет огород от вредителей.

Приметы и суеверия, связанные с защитой от сглаза

1.Защититься от порчи завистников и недоброжелателей помогали заговоры. По углам огорода закапывали 4 зеркальца и читали наизусть заговор, у каждой хозяйки он был свой, (даже и несколько), но хранился в секрете.

2. Чтобы уберечь урожай от сглаза, некоторые выходили из дома на огород в одежде наизнанку, особо часто это касалось женского передника.

3. Если были подозрения, что землю сглазили, то на убывающую Луну проводили обряд с юбкой. Чтобы ритуал помог, нельзя было о нем кому-либо говорить. Надевали задом наперед юбку, ходили по огороду, произнося особый заговор:"Хто на мий горо́д порчу навыдэ, сам сэбэ проклянэ. Скилькы от тэбэ зла прышло, стилькэ мины прыбыли прышло". ("Кто на мой огород порчу наведет, сам себя проклянёт. Сколько от тебя зла пришло, столько мне прибыли пришло").

Рядом с огородом в Головчино всегда размещался сад с кустарниками и плодовыми деревьями (яблонями, вишнями, грушами и т.д.).

Приметы и суеверия, связанные с садом и деревьями

1.Если в Новый год постучать по стволу плодового дерева, то будет хороший урожай.

2. На молодые деревья завязывали шерстяные ниточки красного цвета, желая плодовитости.

3. Первый снег в марте считался благодатным, его собирали и воду (ее называли мартовской) берегли. Потом эту воду употребляли при различных ритуалах, а также окрапывали плодовые деревья и кустарники в саду.

4. Чтобы садовые деревья всегда плодоносили, когда они только начинали цвести, надевалибелую свободную рубашку, выходили в сад и читали 3 раза такой заговор: "Рай господний, сад церковный. И что в нем было, есть, будет, то и в моем саду. Аминь".

Магические заговоры, связанные с огородом

1. В грозу выбегали в огород и кричали: «Илья-пророк, я(имя) промок. Плету тоби бороду, а ты иды по воду. Лый побильшэ на горо́д, шоб був у мэнэ здоровый зарод. Аминь. (Диалектные слова: тоби́-тебе; лый-лей; поби́льшэ - побольше; горо́д - огород; шоб-чтобы; був-был; у мэ́нэ - у меня; здоро́вый- большой) .

2. Некоторые заговоры были связаны с тем, чтобы защитить посевы от вредителей. Увидев в саду, на огороде вредителя, давили их правой ногой, говорили: "Правою ногою давлю, горо́д свий бэрэжу. Иды подальше от города мово. Тьфу-тьфу, шоб помогло".(Правой ногой давлю, огород свой берегу. Иди подальше от огорода моего. Тьфу-тьфу, чтоб помогло). "Шоб усэ на моем городи було и росло, от мово заговора шоб помогло" - (Чтобы всё на моём огороде было и росло, от моего заговора чтобы помогло).

3. Чтобы мороз не испортил посевы, варили кисель, немного выливали в огород со словами:"Прыходь исты кисель, мороз, но ны бый наш овёс". (Приходи кушать кисель, мороз, но не бей наш овёс).

Приметы и суеверия в быту односельчан, связанные с определенными овощами и фруктами

1) Баклажа́н (помидор): Как ни звучит странно, но в селе помидоры долгое время называли баклажанами, хотя баклажаны(синенькие в народе) никогда не выращивали на сельских огородах.Часто в заговорах при посадке томатов употреблялись слова "алый" и "червоный", т.е. красный. "Вена алая, кровь красная, расти ягода прекрасная";"Как кровь червона по жилам бежит, так и жизнь в моих баклажанах кипит".Чаще произносили такой короткий заговор:"Как лес густ, так и мой куст".

2) Буря́к (свёкла): Это название применялось и к красной, и к сахарной свекле. Она занимала 3-е место, после картофеля и капусты, в рационе односельчан в конце 19-го-начале 20-х веков. Её квасили, вялили, сушили, применяли часто в различных блюдах. В селе издавна считали самыми любимыми блюдами из свеклы- ботвинью (своеобразная окрошка с листьями свеклы) и свекольный квас. Считалось позором, если хозяйка плохо готовила это блюдо, говорили: "Какова Устинья, такова у нее и ботвинья". Свекольный квас делали часто, особенно летом, т.к. он хорошо утоляет жажду. Этому овощу был посвящен народный праздник-7 октября - Фекла- дергай свеклу.2 сентября праздник Пророка Самуила-покровителя. Если девушка будет убирать свеклу в этот день, то будет сильной и румяной всегда. Свекольную ботву запаривали, и отвар выливали на каменку в бане, чтобы уходила боль из костей. А еще этим отваром умывались беременные женщины. Пользовались свёклой и в качестве косметики вместо румян. Кроме того, использовали так: высверливали отверстие, помещали в него на 2 дня перед посевом семена, затыкали своеобразной пробкой из свеклы. Это делалось для того, чтобы овощи не ели черви, ведь известно, что свёкла-овощ, который не едят черви, поэтому по суевериям она и передает семенам защитные свойства. Ботву свеклы в селе называли гыч, ее использовали еще на корм скоту.

3) Вукро́п (укроп):Все старожилы, в первую очередь, назвали самое распространенное применение укропа: настоянные семена применяли при коликах в животе у маленьких детей. Это растение- сильный защитник от бед и злых сил: пучок укропа вешали над входной дверью в качестве оберега от людей, приходящих со злыми помыслами и завистью. Также зонтик его прятали в колыбели младенца, чтобы сон был крепким и спокойным, чтобы не сглазили ребенка. Иногда мешочек с укропом носили с собой от сглаза. Крепкий отвар укропа брали с собой в баню: плескали на каменку и дышали около 10 минут этим целебным паром.

4) Вы́шня (вишня): Это фруктовое дерево росло у каждого в Головчино. Вишневый сад- символ родной земли, родного дома, счастливой семьи. В селе помнят много старинных народных песен, в которых поется о вишне, либо о событиях, происходящих рядом с этим деревом. Считалось, что посаженная у дома вишня-символ удачи, благополучия всех членов семьи. Еще одна примета: если парень с девушкой встретились впервые рядом с вишней -это к счастью. Цветущая вишня всегда считалась символом невест, вообще- девушек, а ягоды- мама, дети. В Головчино, как и во многих селах района, считалось, что, если возле дома не было фруктового сада, то там гуляют черти. Особенно присматривались, когда вишня зацветала, тогда на огородах и начинали сеять многие культуры.

5) Гарбу́з (тыква): О посеве тыквы в селе говорили: "Кину - крошка, а вырастет - с лукошко".Это овощ у всех ассоциируется с гарбузяной кашей, считавшейся одной из самых известных у головчан. Эту кашу готовили довольно часто. Существовало много рецептов, сохранившихся и до сих пор у односельчан. Сажали тыкву во вторник или базарный день. Этот овощ "боялись" неженатые парни. Это связано с одним обычаем: когда в дом девушки приходили сваты, чтобы посватать ее, она могла молча вручить тыкву- своеобразный отказ выходить замуж за этого парубка (юношу). Существовала даже присказка: "Схопыв (поймал, схватил) гарбуза". Чтобы избежать позора, некоторые парни перед сватовством посылали к девушке друзей, пытавшихся разведать: хочет или нет девушка выходить за него замуж (или сами поздно ночью пробирались заранее к ее дому). Из этой же тыквы потом варили кашу, если девушка соглашалась на свадьбу. Из этого овоща вырезали часто фигурку, убрав семена, ставили и поджигали свечку. Но это никак не связано с праздником Хэллоуин. Так просто развлекалась молодежь, пугая в темноте прохожих.

6) Гори́х (горох), квасо́ля (фасоль). Обряды, приметы, суеверия с горохом похожи и с фасолью(квасолей, как говорят в нашем селе), и с другими бобовыми. Во время свадьбы раньше невесту осыпали горохом (сейчас обсыпают рисом, но ведь рис у нас появился гораздо позже). Сколько застряло горошин в складках платья невесты, столько у нее будет детей в будущем. Пирожки с горохом пекли на поминках, а также разбрасывали его по углам, чтобы душа умершего голодной не осталась.

Чтобы были хорошие стручки, горох сеяли вечерами, на старом месте. Когда вырос хороший урожай, сначала говорили:"Сколько гороха, столько денег", а потом уже срывали стручки. Еще несколько примет: 1)Если рядом с огородом играет большая гурьба детей, а хозяйка сеет горох, - это к богатому урожаю; 2)Если кто-то поймал в горохе кого-то из детей, нельзя их бить: не будет урожая, съедят черви; 3)Нельзя топтать просыпавшийся на пол горох- к ссоре в семье; 4)Первую пригоршню гороха при посеве бросали против ветра, чтобы хорошо разваривался;5)Случайно рассыпать бобы–к слезам. Чтобы неприятностей не случилось, необходимо руками собрать все до единой горошины и покормить ими птиц. Горох, фасоль варили под Рождество, на столе должно было быть 12 постных блюд, в том числе, и бобовые. В этом постном, но богатом ужине хозяйка старалась представить все плоды огорода и сада, давая отчет богатому урожаю в новом году.

7) Каву́н (арбуз). Эта ягода росла довольно редко в наших климатических условиях объемной, поэтому сеяли арбузы только определенных сортов. Они вырастали маленькими, их называли в Головчино трескунцами. Круглые плоды (арбуз, дыню и тыкву) сажали в полнолуние. Почему-то существовала примета, что арбузы нельзя сажать в сапогах.

8) Капу́ста (капуста): это овощ-основа щей, основного блюда русской кухни, поэтому с ним связано довольно большое количество примет и суеверий, а также пословиц и поговорок. Считалось, что к 14 апреля заканчивалась капуста, поэтому этот день называли " Марья-пустые щи", подшучивая над кем-то:"Захотел ты в апреле кислых щей!". 29 апреля- Ирина-рассадница- сей капусту на рассадниках. Еще и 18 мая был день Ирины-рассадницы: при поздней весне в этот день, а при ранней раньше- высаживали рассаду капусты, приговаривая:"Не будь голенаста, будь пузата, не будь пустая, будь тугая, не будь мала, будь велика". Перед высадкой капусты вечером брали крепкую корзину круглой формы и клали в нее 6 сорняков, ставили корзину посередине грядки, где планировали посадить капусту, вверх дном. Работу утром начинали с заговора: "Будь крупна, белолиста да туга, в кочаны завивайся, а пустой не оставайся".

Несколько примет, связанных с капустой: 1)Чтобы капустную рассаду не ели черви, поливайте водой из первого выпавшего осенью снега; 2)При высаживании рассады капусты нельзя смеяться, иначе листья будут морщиться; 3)Чтобы кочаны капусты были тугие, на святые вечера надо было мотать тугие клубки пряжи; 4)Вырастить из одного корня два кочана- к счастливому будущему. Кроме упомянутых, в народном календаре овощу отведены:25июня-Петр-поворот, капустник; 9августа-Никола кочанный, кочанский и др. Для спасения капусты от гусениц делали так: с соседнего огорода брали несколько гусениц, варили их вместе с травой-молочаем их, отваром же опрыскивали свою капусту. Если в семье была девушка, засидевшаяся в девках, её красиво одевали, причесывали и поручали нарубить на засолку первый приготовленный кочан- по примете в следующем году она обязательно выйдет замуж. После 27сентября рубили капусту. Именно на Воздвиженье делали пирог с капустой. Еще рубили капусту на Сергия Радонежского- 8 октября(в селе- Сергей-капустник или капустняк). Имелся целый свод примет и правил рубки капусты. 11 сентября- народный праздник Иван Постный. В этот же день существовал строгий запрет срезать в огороде все круглое(похожее на голову), особенно капусту. В селе и сейчас в народе называют этот праздник "Головосечение".

9) Карто́ха (картофель) - основа славянской кухни, поэтому старались по-особенному относиться к этому овощу: тщательно выбирали время посадки, чтобы земля была теплой. Чаще всего сажали на убывающую луну, как и все корнеплоды(морковь, свекла и другие"подземные" овощи). Обходили огород крест-накрест, произнося различные заговоры на урожай. Один из них такой: «Землица, поможи мому урожаю! я ж тыбэ отблагодарю: взрыхлю, як пушынку вспушу, от сорнякив освобожу! (Землица, помоги моему урожаю! я ж тебя отблагодарю: взрыхлю, как пушинку вспушу, от сорняков освобожу!). Еще существовал такой заговор от червей в картошке: отправляясь в огород, брали первую картофелину, плевали через плечо, бросали её со словами в лунку:"Сею не червя, а картошку. Аминь". Шептали еще такое: "Из глазка росток, из каждого ростка - картохы 3 мешка. Аминь", или добавляли еще фразу к этой: "Шоб, колы копав, був ны одын чувал") - "Чтобы, когда копал, был ни один мешок".(Чувал на диалекте - мешок).

Существовали приметы:"Если посеять картофель в день, когда быстро бежит весенняя вода - он вырастет крупным", а лучше сажать в день, когда небо голубое и на нем белоснежные облака. Картофель нельзя было сажать на Вербной неделе, в среду и субботу - будет портиться.О картофеле сельчане говорили:"Картоха- второй хлеб"и "Картоха хлебу подспорье". Начинали же выкапывать картофель в тот день недели, на который приходилось Благовещенье. Обычно старались начинать копать 13 сентября- на Куприяна или 14 сентября, потому что в народе этот день называли "Семен-летопроводец", т.е. наступала настоящая осень. При хранении картофеля его перекладывали ветками от троицкой березки (освященной в праздник Троицы). Существует примета: если картошка до весны хорошо сохраняется, то надо благодарить домового за то, что он такой трудолюбивый и хозяйственный, не ссориться с ним и в дальнейшем.

10) Кряжо́внык (крыжовник): эту ягоду не очень жаловали в народе за её колючие ветки, но все-таки в саду почти у каждого в селе она росла. Применяли как витамин, как лекарственное средство, варили варенье. Еще существовала такая примета: чтобы исчезла бородавка, надо было проколоть ее колючкой от крыжовника, продетой сквозь обручальное кольцо.

11) Кукуру́за, кукурузы́ння. Опрашиваемые назвали несколько примет и суеверий, связанных с кукурузой. Все женщины отметили, что початок кукурузы у всех ассоциируется с детством (своеобразная кукла для игр). Еще назвали 2 ритуала, связанных с магией: 1) если в доме кто-то болел, то срывали свежий початок и читали 12 раз наговор от болезней, потом закапывали его в землю. Когда он сгниет, тогда отойдут болезни и неудачи; 2) ритуал для денежной магии, т.к. желтые зернышки похожи на монеты: в полночь с четверга на пятницу надо было распотрошить один початок, завернуть в белый носовой платок все зерна, с первыми лучами восходящего солнца выйти на улицу и разбросать на все 4 стороны света зерна. Чем больше зернышек разбросать, тем больше монет вам вернется. В старину еще початок кукурузы использовали для того, чтобы облегчить боль ребенка, у которого режутся зубки: горсть зерен на 10-15 минут заливали водой в стакане, а потом этой водой умывали малыша.

12) Мак. С одной стороны, к нему выказывалось не очень серьезное отношение. В селе говорили: "Мак сто лет ны родыв и голода ны робыв". ("Мак сто лет не родил и голода не делал"), но в то же время ему был посвящен отдельный день- 14 августа, а также существовало много традиций и обрядов, в которых использовали мак. 14 августа- Первый спас. У нас в селе не называли этот праздник Спасом, а чаще называли Макковеем. В этот день в храме освящали специальные букетики- маковейчики, которые составляли накануне из разных цветов и головок мака. Каждое растение в этом букете, включающем 7 или 13 наименований, имело свое особое значение: полынь-оберег от нечистой силы; веточка калины с ягодами- символ нежности, любви и девичьей красоты; мята- для мира и спокойствия в доме; календула- защита от всяких болезней; подсолнух- символ солнца и тепла; душица (матырынка у нас в селе называли)- чтобы не переводился род; колоски пшеницы или овса- для достатка и хорошего урожая. Состав "маковейчика" был у каждой хозяйки свой. Освященные и засохшие букетики хранили в доме для спокойствия и благополучия в семье, а еще их ставили у изголовья кровати, чтобы был здоровый сон и не было бессонницы. В этот же день в храме освящали плоды нового урожая и венки из колосьев с новым зерном. Маковые головки потом использовали во многих обрядах. Считалось, что мак отпугивает ведьм, вампиров и колдунов, а если он сам вырос на огороде, то его нельзя вырывать. Мак, освященный на Макковей, разбрасывали на огороде в качестве оберега, а также посыпали порог дома, чтобы защитить жилище и всех его обитателей от всего плохого. Существовали приметы: 1)При посеве мака нельзя было ни с кем разговаривать. Не более 3-х раз разрешалось кивнуть в редких случаях, иначе мак будет с пустыми головками. 2)Сеять же надо мак, пока лягушки не начали квакать. Самосейный мак всегда вкуснее сеяного, хотя и буйнее. В специальной посуде, называемой маки́трой, терли мак с сахаром и добавляли его в кутью. Кутья- обрядовая перловая, пшеничная, а позже- рисовая- каша с медом, изюмом и маком, которую готовили в канун Рождества. Пампушки (булочки специальные) с маком были обязательны во время поминальной трапезы.

13) Мо́рква (морковь): Считается, что тот, кто каждый день ест сырую морковь, хорошо видит в темноте.Морковь, как и почти все культуры, высаживали без посторонних глаз, предварительно замочив семена на рассвете. Заговор при посеве:"Корешок к корешку, а вершок к вершку. Пусть корень этот будет крепок. Аминь". Чаще всего морковь и свеклу сеяли на праздник Кузьмы-1мая; либо отсчитывали 3 недели после того, как появлялись первые цветы на мать-и-мачехе. 8 октября, в день Сергея-капустника, дети чистили морковь, которую добавляли в капусту при заготовках.

14) Огиро́к (огурец): Этому овощу отведено несколько дней в народном календаре: 19мая- Иов-огуречник; 27мая - Сидор-огуречник; 2июня - Фалалей-огуречник; 5июня- Леонтий-огуречник и др. Об урожае огурцов судили по приметам 2 июня: на ели много шишек- к урожаю огурцов и крыжовника; если лягушки хором расквакались - обильный урожай сулит; при посеве огурцов рано утром кукарекал петух, не менее 3-х раз- хороший урожай; если 2июня в ясном небе солнце взойдет- урожая не будет, если в тучках- очень большой урожай огурцов. В некоторых регионах чаще сеяли огурцы по приметам 27 или 19мая, но у нас в Головчино считалось, что первые огурцы надо сеять на Егорьев день(6мая). Именно в этот праздник старались сеять огурцы, свеклу, морковь, тыкву и др., после того, как утром выгнали коров на пастбище. В этот день у нас в селе после зимы выгоняли впервые коров на пастбище(вербой, срезанной в Вербное воскресенье). Из этой же вербы почки и разбрасывали на огороде для хорошего урожая в новом году. При посеве существовал ряд заговоров:"Расти, огурец, крепкий молодец"; "Расты, огирок, поспивай в срок" (расти, огурец, поспевай в срок); "Как звезд на небе, так плодов на кусте."; "Нехай ны возьмэ тэбэ ны тля, ны мучниста роса" ("Пусть не возьмет тебя ни тля, ни мучнистая роса" и др.). Посадку огурцов, как и многих других культур, проводили вдали от посторонних глаз. Первый же выросший огурец срывали, зарывали в землю поглубже, приговаривая:"Принимай, землица, первый плод, а ты взамен давай мне целый огород". Еще приметы: 1)женщины ни под каким предлогом под Новый год не играли в карты, чтобы курицы не клевали огурцы на огороде; 2)когда огурцы долго не плодоносят, делают так: срывают несколько цветочков, на рассвете относят на дорогу, по которой ходит стадо коров и др..

17августа-Авдотья-сеногнойка,огуречница. Срывали последние огурцы, начинали их засолку. Основной же день засолки огурцов- 14сентября, в день Симеона-летопроводца. Солили огурцы, как и многие заготовки, на молодой месяц. Чтобы огурцы лучше хранились, бочки с ними надо было встряхнуть в бочке на Воздвиженье. Хотя эта примета противоречит другой: в этот день нельзя было ходить в лес, погреб, будто бы в этот день змеи и другие гады сползались в одно место, впадали в спячку. Дома же старались крепко закрывать двери ворота, чтобы они не залезли в навоз, солому, погреб и не остались там на зиму. Иногда в середине-конце сентября девушки ради развлечений проводили шуточный обряд похорон мух в жовтяке (перезрелом огурце) большого размера (хотя иногда для этого использовали брюкву, репу или свеклу). Обряд проводили для того, чтобы мухи пропали. Делали так: вырезали из овощей гробики, в них складывали горсть пойманных мух, причитали над ними (как на похоронах) с нарочитой торжественностью, а другие девушки гнали рушником (полотенцем) мух из дома, причитая со слезами. Во время обряда проигрывал тот, кто засмеется.

15) Пори́чка (смородина): У всех в саду росли кусты порички и черной смородины. Поричкой называли красную или желтую смородину. Черную же называли только смородина. Все ягоды применялись в народной медицине, кулинарии. Листья смородины, особенно черной, использовали при засолке овощей.

16) Пытру́шка (петрушка): считалась своеобразным оберегом. Верили, если рядом с домом растет петрушка, то это защищает семью от финансовых трудностей, пожара. Чтобы прервать череду невезенья, надо было принять ванну с ее отваром. Девушки кушали петрушку для привлечения парней, а парни, чтобы стать мужественнее. Зеленью петрушки, смешанной со сметаной, девушки "отбеливали" веснушки.

17) Ре́дька, ре́па, реди́ска: с этими овощами приметы похожие друг на друга, хотя раньше сеяли только репу и редьку, а редиску гораздо позже стали сеять на сельских огородах. Считалось, что их нужно было сеять тогда, когда на иве появлялись пушистые "барашки" и зацветали нарциссы. Наверняка все помнят присказку "Проще пареной репы". Чтобы репа и редька уродили, хозяйка перед посевом должна была вымыться и одеться во всё чистое, распустить волосы. При посеве говорили:"Мышка - в норку!", 3 раза плевали через плечо. По сельской примете редька будет горькой и пойдет в ствол, если была посажена в тот день, когда из трубы шел дым прямым столбом или хозяйка при посеве заглядывалась на мужчин. Если редьку срезать снизу, а не сверху, начиная с ростка, не будет редечной отрыжки. 28 сентября в народе отмечался праздник - репорез. С этого дня начинали резать репу, пекли пироги с этим овощем.

18) Со́яшнык (подсолнух): Считалось плохой приметой, если хозяйка ела семена при посеве подсолнуха: воробьи выклюют все подсолнухи. В селе выбивали семечки вручную. Стебли подсолнуха называли сояшныння. Семечки отвозили на маслобойню, чтобы получить олию (на диалекте олия- подсолнечное масло). Корзинка подсолнечника без семечек на диалекте -гренка. Их отдавали на корм скоту, а иногда пользовались ею как пемзой, терли подошвы ног. Стебли подсолнечника без семечек брали в обэрэ́мок (диал."охапка". Кстати, фамилия Оберемок в селе- одна из самых распространенных, наравне с фамилиями- Бондарь, Власенко и др.) и относили на край огорода, а там дети из сояшныння (стеблей подсолнечника) строили халабуду- своеобразный шалаш.

19) Цыбу́ля (лук): Русские говорили: "Лук от семи недуг" и "Лук да баня все правят". С этим овощем связано много примет и суеверий. Считалось, что он обладает мощными свойствами по изгнанию и защите от нечистой силы. В народном календаре 17сентября-Луков день, а еще несколько дней посвящено этому овощу:5мая-Лука весенний, 31октября-осенний, 20февраля-зимний. В эти дни пекли пироги с луком. Хотя по церковному календарю эти дни были связаны с евангелистом Лукой, но в народном календаре ассоциировались с данным овощем. Косички (сплетенный в форме косы головки) этого овоща развешивали по всему дому: по поверью лук избавляет от многих болезней и неприятностей, очищает энергетику, а желто-оранжевый цвет шелухи считают денежным. Во время падежа скота луковицу привязывали и к шее животного. Высаживали лук так: в подол высыпали луковицы, читали заговор: «Цыбуля, иды с подола на грядку, шоб було у мэнэ цыбули в достатку. Дождиком умывайся, побильшэ разрастайся. С диалекта: лук, иди с подола на грядку, чтобы было у меня лука в достатку. Дождиком умывайся, побольше разрастайся.

Еще приметы:1)чтобы больной быстрей выздоравливал, над его кроватью вешали огромную красную луковицу;2)чтобы увидеть вещий сон, положите луковицу под подушку; 3) нельзя печь луковицу, если он еще растет на грядке: весь лук посохнет;4)нельзя выбрасывать луковицы- "счастье разбросаешь";5) нельзя переступать через растущий на грядках лук- не вырастет; 6)луковую шелуху и очистки нельзя бросать на землю- можно достаток выбросить (лучше сжигать);7)чтобы в замужестве не плакать- на свадьбе вслед невесте бросали луковицу.

20) Часны́к (чеснок): считали самым лучшим средством от сглаза, порчи и нечистой силы. Все знают, что чесноком изгоняли демонов, головки всегда висели в доме односельчан, им натирали порог, чтобы его не переступал злой и завистливый человек. В селе говорили так: "Ви́шай в си́нях часнык, шоб сглаз зны́к" ("Вешай в сенях чеснок, чтобы сглаз пропал"). Чеснок носили часто за пазухой, а новорожденному натирали ступни ножек и запястья. Хотя был строгий запрет: нельзя было его есть перед посещением церкви (12 дней нельзя посещать церковь - большой грех).

21) Я́блуня (яблоня): одно из деревьев, произрастающих в садах всех сельчан. С ним связан народный праздник- Яблочный Спас, до которого нельзя было кушать яблоки- большой грех, особенно матерям, потерявших детей. Существует поверье, что детям в раю не дадут яблоко, мол: "Твое яблоко мать съела". В селе говорят: "Если загадать желание и съесть освященное на Спас яблоко- желание обязательно сбудется". С деревом, как и с его плодами- яблоками- связано много примет и суеверий: в Новый год надо было постучать по стволу(и по другим деревьям), чтобы был хороший урожай; если сильные ветра - много яблок уродится; нельзя допускать, чтобы первые плоды с молодого дерева съел не член семьи, а чужой человек; в ночь под Рождество все деревья в саду обвязывали соломенным "перевяслом"; на Васильеву ночь (14 января) встряхивали ветки яблони, чтобы был хороший урожай; в чистый четверг (четверг перед Пасхой) девушки ходили на заре под яблоню чесать волосы, чтобы коса хорошо росла и др. В состав многих ритуальных блюд в виде узвара (у нас чаще говорят взвара)- компота из сушеных яблок- яблоки входят и по сей день. Их подают на стол во время рождественского сочельника, поминальной трапезы.

Заключение

Важно было и сохранить урожай в погребе как можно дольше. Еще в "Домострое" отведено несколько глав, дающих полезные советы по этому поводу. Таких глав несколько.В начале 20-го века в селе стали консервировать многие овощи и фрукты (впрочем, и по сей день), до этого же их мочили. В первую очередь, как рассказали старожилы, это - огурцы, помидоры, капуста, яблоки(сорта Антоновка), арбузы. Многие овощи (морковь, свекла, репа, редька) хранили в песке.

Мочили овощи в специальных деревянных бочках (бондарей - мастеров по изготовлению бочек- в селе было много, недаром, Бондарь- самая распространенная фамилия в Головчино). По истечению определенного времени мыли "кружкы́"- деревянные круги, закрывающие овощи и фрукты сверху; гнёт- большой и чистый камень; пересматривали листья хрена, а именно ими перекладывали овощи.

С хранением овощей в погребе связаны также некоторые приметы и суеверия, многие хозяйки читали заговоры против грызунов и плесени.

Исходя из выше сказанного, можно сделать такие выводы:

1)В народном календаре существовал день, связанный с огородом: "Конон-огородник, Конон-градарь" (18 марта).

2)Народный опыт по увеличению урожайности закрепился в суевериях, приметах и огородно-садовых обрядах.

3)При посеве любой культуры обязательно обращалось внимание на растущую и убывающую луну. Дни полнолуния и новолуния, по приметам, не способствуют росту и развитию огородных растений.

4)Запрещенные для посева и посадки дни- это дни, являющиеся церковными праздниками.

5)Выращиванием овощей в огороде занимались исключительно женщины, считалось, если овощи посадит мужчина, они зацветут, но плодов не дадут.

6)Каждая хозяйка также так или иначе прибегала к разным заговорам на хороший урожай, на защиту посадки от непогоды и нашествий насекомых, от сглаза.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась: многие приметы, обряды и суеверия не только помнят в селе, но и пользуются ими во время огородно-садовых работ и в наше время.

Используемая литература

1. А.Ф. Некрылова "Круглый год. Русский земледельческий календарь"; М., изд-во "Правда", 1991

2. Воспоминания старожилов села Головчино.

Просмотров работы: 22