ВВЕДЕНИЕ
Мой город Шумерля имеет богатую историю, поэтому я уверена: узнать прошлое своего края – это очень увлекательная, полезная, познавательная работа.
Хочу изучить некоторые страницы истории города, познакомится с его достопримечательностями, вместе с вами прикоснуться к прошлому, другими глазами посмотреть на настоящее, с волнением заглянуть в будущее.
Надеюсь, что моя работа поможет моим друзьям и одноклассникам осознать себя частичкой великой страны - Россия; потому что Россия состоит из малых родин каждого человека, а Шумерля - наша малая родина.
Я очень люблю, когда кто-то из взрослых рассказывает мне, как жили люди раньше. Постоянно прошу взрослых рассказать жизненные истории. И вот однажды, в своем рассказе мама упомянула, что раньше в нашем городе Шумерля ездили «Кукушки». Когда слышишь название «Кукушка» сразу представляешь маленькую серенькую птичку, которую можно услышать в наших лесах. Мне стало очень интересно, как маленькая серенькая птичка может ездить?
Цель работы: изучить некоторые страницы в истории и культуре города Шумерля, а так же выяснить кто такая «Кукушка», как она ездит?
Гипотеза: на территории г.Шумерля существовала узкоколейная железная дорога, по ней ездили паровозы.
Для разрешения цели были поставлены следующие задачи:
1. Обогатить знания об истории и культуре родного города.
2. Изучить историю становления г. Шумерля, и железной дороги.
3. Выяснить, была ли в городе узкоколейная железная дорога, если была, то изучить исторические материалы о ней.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
исторический: поход в Шумерлинский историко-краеведческий музей;
изучение различного рода литературы;
интервьюирование;
выход на место;
анкетирование;
интервьюирование;
обобщение, анализ, выводы.
Объект исследования: город Шумерля.
Предмет исследования: история развития родного города и знания моих сверстников об этом.
Актуальность исследования: в настоящее время подрастающее поколение мало знает о родном крае, не знакомо в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества.
Практическая направленность исследования: материалы моей работы могут быть полезны на уроках родной литературы, истории, культуры родного края.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Поставив перед собой цель, мы с мамой отправились в историко-краеведческий музей г.Шумерля. На тот момент там достаточно широко была представлена экспозиция посвященная Сурскому и Казанскому оборонительному рубежу 1941-1945 г. Когда я спросила экскурсовода про «Кукушку» она показала мне табличку Кумашкинская УЖД и несколько фотографий. Это были старые снимки паровоза, людей которые принимали участие в строительстве и обслуживании узкоколейной железной дороги. (Приложение 1,2,9). После посещения музея мой интерес к теме «Кукушка» возрос в несколько раз, я не могла понять почему в городском музее настолько мало информации?
По пути домой мы зашли в гости к моей двоюродной бабушке Красновой Нине Сергеевне 1947 г.р. Она нам рассказала, что паровозы действительно ездили по городу Шумерля до завода «Большевик». Они подвозили дубовое сырье для производства дубильного экстракта. Проходила узкоколейная дорога по ул. Ленина до бывшего здания «БАНИ», дома №19, поворачивала на право и пересекала Заводской проезд. Далее шла по пер.Зеленый до «хоздвора завода «Большевик» и в районе конюшни поворачивала в ворота завода «Большевик».
В то время в конюшне, после ее переделали под жилой барак для рабочих, который совсем недавно расселили и сломали, содержались породистые лошади тяжеловесы. Они возили вагонетки по территории завода. Лошади были немецкие, трофейные. Раньше часы-будильники были не у всех, для того чтобы люди приходили на работу вовремя давался «гудок». Лошади, умные животные, быстро поняли, когда рабочий день у них заканчивался. Старики смеялись, что немцы свою пунктуальность передали животным, ровно по гудку они вставали на пути и их просто невозможно было сдвинуть с места.
В следующий выходной день мы посетили городскую библиотеку им. Айги там в читальном зале организован стенд про г.Шумерля. Когда я озвучила цель моей исследовательской работы библиотекарь сообщила, что книги про Шумерлинскую узкоколейку пока никто не написал, но предложила изучить литературу, которая имеется в библиотечном фонде.
Изучив представленную литературу а также сеть Интернет я узнала, что датой рождения нашего города Шумерля принято считать год 1916-й, когда «был пущен в эксплуатацию вокзал и все пристанционные службы». Станция здесь, как и во многих местах, дала когда-то новую жизнь целому региону. Посёлок вокруг неё появился и начал расти при прокладке дороги Москва — Казань.
Однако наша местность была известна еще при Петре 1. С началом строительства Балтийского флота, базой для создания мощного флота послужили дубовые леса Поволжья. Отдельные дубы достигали 500 лет и более. В 1701 году на берегах Суры началось промышленное использование чувашских дубрав. До 1860-х годов место, где находится современная Шумерля, называлось Большесурская корабельная роща. Сура и дубовый массив определили местоположение нашего города.
В 1920-х годах в поселке Шумерля организовано новое промышленное производство – товарищество «Труженник». Его продукция пиломатериалы. Сейчас это крупное современное предприятие- Акционерное общество «Шумерлинский завод специализированных автомобилей», входящий в состав Корпорации «Проект-техника».
В 1928 началось строительство экстрактового завода, будущий химический завод «Большевик». С началом строительства завода рабочий поселок начал разрастаться- строились заводские здания, жилые дома, появились новые улицы. Наметился быстрый рост населения.
В 1929 году рождение нового предприятия – деревообрабатывающего комбината.
В мае 1930-го шумерлинский «Большевик» начал выпускать ценнейший для страны дубовый экстракт, который использовался в медицине, а также в кожевенном производстве. Для Шумерлинских промышленных заводов требовалось большое количество леса. Заготовкой и доставкой сырья с 1931 года занимался Шумерлинский леспромхоз. Дубы нужны были для промышленности, а для их освоения нужны были дороги, но их тогда не было. Со стороны п. Кумашка доставляли лесоматериал по тракторной ледовой дороге.
В 1943 году Кумашкинскую тракторную дорогу Красные Четаи реконструировали на паровую тягу. И в конце 1943 г. на Кумашкинской узкоколейной железной дороге начали работать «Кукушки». Для движения паровоза использовали твёрдое топливо, топили дровами, торфяными брикетами.
Согласно векипедии: «Узкоколейная железная дорога (узкоколейка)- железная дорога с шириной колеи менее стандартной (для СССР и России менее 1520 мм). Узкоколейные железные дороги были дешевле в постройке и эксплуатации, чем железные дороги со стандартной шириной колеи. Недостатками узкоколейных железных дорог являются: меньший габарит и вес перевозимых грузов, меньшая устойчивость и меньшая максимально допустимая скорость.
Звук гудка маленького паровоза был больше похож на кукование, за что паровозы и получили свое прозвище. Еще одним значением слова «Кукушка» на русских железных дорогах является прозвище быстроходного пассажирского паровоза серии К. Паровозы серии К строились с 1907 по 1912 гг. В 1910 г. были перепроектированы. Новый вариант 1910 г. получил в дополнение к литере «К» надстрочный индекс «У» КУ, что означало «Коломенский усиленный». Вероятно, локомотивы именно этого, нового, типа стали называть «Кукушки»
Изначально была построена узкоколейка с северной стороны железнодорожной линии Арзамас — Канаш. Она включала станции Шумерля- Кумашка- Саланчик- Яхайкино. Длина данного ответвления составляла 46 км. Ширина ее колеи составляла 750 мм. В Кумашкинском лесу для рабочих были созданы все условия: бараки для жилья, столовая и даже пекарня, куда деревенские жители ходили за хлебом.
В течение 1948 – 1949 гг. был построен участок магистрали Шумерля – Палан - Кабаново – Дубовка – Подборное – Алгаши – 99-й квартал Сурского лесничества (современный район п. Речной).
К октябрю 1950 года успешно сдана основная магистраль пути ж.д. до 140 кв. Сурской дачи.
24 февраля 1953 года Кумашкинская УЖД вошла в состав Сурской УЖД. В начале 1960-х гг. после объединения с Кумашкинской УЖД протяженность дороги с ответвлениями составила 172 км., в том числе на территории Шумерлинского леспромхоза до 100 км.
По сохранившимся фотографиям можно определили, какой марки паровозы работали на нашей узкоколейной железной дороге – это паровозы Кп-4. (Приложение 4,6,14). Эти машины строились по чертежам серии П24 Коломенского завода. До наших дней сохранилось некоторое количество в виде памятников, в музеях и на детских железных дорогах.
Имеется карта состояния местности Чувашской Республики на 1983 г, на которой видны участки разобранной, уже на тот момент узкоколейной железной дороги. (Приложение 12)
На местности, где она располагалась, некоторые ее места до сих пор можно определить по насыпи особенно в болотистой части леса.
Мой интерес к теме «Кукушка» был поддержан работниками МУП «ШПТиВ» - моя мама работает на этом предприятии. Старший мастер Сетейкин Александр Алексеевич 1964 г.р.. рассказал- «Детство мое прошло на узкоколейке. Дом наш, он же диспетчерский пункт, располагался в 56 квартале (район п.Речной) прямо на дороге. (Приложение №10) Мои родители работали на Сурской узкоколейной железной дороге отец Сетейкин Алексей Павлович 1911 г.р. работал диспетчером, а мать Сетейкина Дарья Никитична 1923 г.р. путиобходчиком. Бригадиром пути нашего участка был Матянина Григорий Степанович. Все его очень уважали, по служебным надобностям он ездил на мотодрезине «пионерка». Рабичие путейцы для передвижения и перевоза инвентаря использовали механическую дрезину. Помню некоторый инвентарь который был у нас дома: чугунный керосиновый фонарь с тремя разноцветными стеклами: красного, желтого и белого цвета., флажки красного и желтого, кирка. (Приложение№ 11)
По моему, нашем направлении работали 3 паровоза «Кукушки». Работа была очень налажена, через определенные промежутки располагались диспетчерские пункты, задача которых регулировать движение на дороге. Они были оснащены проводной связью. Каждое утро начиналось с того, что со стороны Шумерля проходил пассажирский состав. Он представлял собой паровоз с тремя-четыремя зелененькими пассажирскими вагончиками. Его задачей была собрать рабочих из близлежащих поселков и доставить их на рабочее место, дети, тоже утренним поездом отправлялись в школу. Проезд был бесплатный, все желающие могли свободно доехать до нужной станции. Далее в течении дня «кукушки» курсировали по дороге из Шумерли пустые, а обратно груженые лесом, они цепляли до шести грузовых лесовозных вагонов. Дорога была однополосная и для того, чтобы груженый состав беспрепятственно мог проехать существовали специальные разъезды. С помощью стрелок можно было целому составу попасть в разъезд и переждать когда пройдет встречный поезд. Вечером все тот же пассажирский состав развозил рабочих по домам. После того, как пассажирский состав проходил в сторону Шумерля работа на узкоколейке завершалась…
Разбор узкоколейки начали в 1970 году. Очень много лесных поселков канули в лета, люди переехали от туда так как автомобильных дорог до этих мест нет до сегодняшнего дня. Существует такая легенда, что один паровоз до сих под стоит в лесу в тупике одного из таких поселков… ».
Экономист Кулакова Оксана Алексеевна сообщила что существует такая легенда, что в строительстве данного участка принимали участие пленные немцы. Трое из них похоронены на нашей Чувашской земле.
Местный краевед, любитель истории и просто хороший человек 1944 г.р. Лосев Алексей Сергеевич рассказал, что на берегу реки Паланка стоит кирпичное здание Водокачки. Оно построено во времена становления железной дороги Москва-Казань примерно в 1914 году. Строительством этого здания занимались пленные шведы. Возможно, что это и есть самое старое здание в г.Шумерля. Оно сохранилось до сих пор, только крыша испорчена. (Приложение №5 ). Также Александр Сергеевич поведал мне, что табличка которую я видела в музее им собственноручно была снята со старого дома 4 Кумашкинской УЖД. (Приложение 9). Оказывается улица которая сейчас называется Кумашкинская раньше называлась улица Кумашкинской узкоколейной железной дороги.
По ул.Суворова располагался деревянный настил для удобной посадки людей. Многие пожилые люди, нашего города в 50-60 годы были еще детьми и помнят момент как ездили на «Кукушке» в пионерский лагерь п.Речной «Восход» он был основан 1953 г..
Вблизи Шумерли действовало торфопредприятие «Шутово». До момента его закрытия узкоколейная железная дорога была не только лесовозной, но и торфовозной. В годы Великой Отечественной войны торф являлся основным видом топлива в городе и районе. «Шутово» снабжало топливом все заводы Шумерли и Казанское отделение Горьковской железной дороги.
Анкетирование одноклассников.
На следующем этапе я провела анкетирование одноклассников:
Заешь ли ты, что значит узкоколейная железная дорога?
Слышал ли ты про поезда Кукушки?
Хотел бы ты узнать ответы на все эти вопросы?
Сводная таблица результатов опроса одноклассников
Анализ результатов анкетирования показал, что учащиеся моего класса не знают ответа на вопросы, но всем стала интересна моя тема. Они хотели узнать ответы.
Для того чтобы ребята могли получить ответы на все возникшие у них вопросы, я показала им документальный фильм про узкоколейную железную дорогу «Апшеронская железная дорога». Мы заочно «побывали» в Переславском железнодорожном музее, где сохраняется мир узкоколеек, созданный в 1990 году. На уроке Культура родного края я ознакомила своих одноклассников с результатами своей работы. Всем очень понравилось!
Сборка модели старинного паровоза
На память о проделанной работе решили всей семьей собрать модель старинного паровоз. Для этого был куплен и собран конструктор из дерева, который состоит из 200 деталей. Детали его крепятся на специальные замочки и клей ПВА. Следующим этапом работы была грунтовка и раскраска акриловыми красками. Время нашей работы по сборке паровоза – 5 вечеров. Было очень увлекательно!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя исследовательская работа на тему «Кукушка» длилась около года. Все материалы собраны по крупицам из различных источников. За это время я узнало очень много об истории становления города Шумерля.
Благодаря выгодному месторасположению, удобным подъездным путям и богатым лесным ресурсам вырос и развился город Шумерля. Кукушки также способствовали этому развитию. Узкоколейки сыграли огромную роль в истории. Их строили для связи с отдалёнными поселениями и надёжного обеспечения перевозок там, где не было других путей сообщения. Однако, в силу их природной скромности и незаметности, вклад этот не был по-настоящему оценён.
Моя гипотеза подтвердилась: много лет назад на территории г. Шумерля и Шумерлинского района существовала узкоколейная железная дорога. Самая настоящая — с паровозами, с грузовыми и пассажирскими вагонами с мостами и переездами. Очень жаль, что столь значимый объект не сохранился до наших дней. В 1971 ликвидировали узкоколейку в связи с тем, что вывоз леса перевели на автомобильный транспорт. Только несколько исторических объектов такие как опоры от путипровода через железную дорогу Москва-Казань для переезда паровоза из залинейной части города, насыпь в лесу (Приложение 15) и несколько старых фотографий указывают на то, что раньше Сурская узкоколейная дорога действительно существовала. Новое поколение людей отдавая дань прошлому стараются сохранить память об людях и событиях в названиях улиц, так например улица Косточкина, носит фамилию Косточкина Павла Ивановича, он работал с 1937 до 1942 председателем Шумерлинского горисполкома, но так же способствуют забвению, переименовывая улицы. Так произошло с улицей Кумашкинская УЖД.
Прошло уже более 50 лет с того момента как «Кукушки» в последний раз ездили по территории г.Шумерля, но люди помнят об этом, а кто об этом даже не знал проявляет огромный интерес. Знание своей истории всегда было потребностью общества.
В ходе моей работы по воспоминаниям жителей г.Шумерля Красновой Нины Сергеевны, Белялева Владимира Владимировича и Сетейкина Александра Алексеевича составлена карта движения «Кукушки» по городу Шумерля. (Приложение 13)
Во всём мире узкоколейки – предмет гордости и объект увлечения тысяч людей. За их сохранение борются, их выкупают, восстанавливают заново, открывают музеи и туристические линии. Вот если бы и у нас в городе появился такой паровоз в парке.
В г. Москва есть такая детская железная дорога. Мы решили, что если получится, то на летних каникулах обязательно съездим посмотреть и покататься на старинном паровозе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
100 лет-100 имен: справочное библиографическое издание/ сост. М.Бадиа; Городская библиотека им.Г.Н.Айги- Шумерля 2016-236 с.
Крепкие корни - Время и люди Геннадий Атрашкин;
Мой город- Дорога славы и забвения Владимир Шахмачев
Публикаций историков В.Д. Дмитриева и В.П. Рожнова;
Документы из фондов Государственного исторического архива Чувашии и архива современной истории Чувашии.
Интернет-ресурсы:
http://вперёд21.рф/немного-из-истории-шумерлинского-п Немного из истории
http://www.gudok.ru/index.php/print/11171
http://republic.cap.ru/2004_48/55.htm
http://sbchf.narod.ru/uzk21.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/369486
https://vk.com/niznyakumashka
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 Бригада дорожных рабочих Сурской узкоколейной железной дороги
Приложение № 2 1950-1951 г.оды; женщины из бригады по обслуживанию и эксплуатации главной магистрали Сурской узкоколейной (750 мм) железной дороги на участке лесника Арюхина
Приложение № 3
Дорожные рабочие Кумашкинской узкоколейной железной дороги 1943-1950
Приложение №4 «паровоз» пересекает мост -путепровод
Приложение № 5 «Водокачка» на р. Паланка
Приложение №6 «Кукушка» на станции Шумерля, паровоз марки Кп-4
Приложение №7 Пассажирская кукушка
Приложение № 8 Паровоз на линии узкоколейной железной дороги в близи ул.Суворова. ориентировочно 1962 . Снимок из коллекции Николая Витряка
Приложение № 9 Экспонаты Шумерлинского краеведческого музея
Табличка и дом на котором она располагалась
.
Приложение №10 Диспетческий пункт, он же дом семьи диспетчера Сетейкина А.П. Сурской узкоколейной железной дороги 56 квартал Шумерлинского лесничества
Приложение № 11 Сетейкина Дарья Никитична с сигнальными флажками желтого и красного цвета. Фото из личного архива Сетейкина А.А. Сигнальный керосиновый железнодорожный фонарь.
Приложение № 12 карта состояния местности Чувашской Республики на 1983 г, на которой видны участки разобранной, уже на тот момент узкоколейной железной дороги
Приложение № 13 Карта Маршрута движения «Кукушки» по г.Шумерля
Обозначения 1. «Водокачка»; 2 Лесхоз «Нижний склад»; 3 Мост через железную дорогу Москва-Казань; 4 ответвление Сурской узкоколейной железной дороги до завода «Большевик»; 5 ответвление Кумашинского направления Сурской узкоколейной железной дороги; 6 ответвление в сторону п.Речной; завод «Большевик» или «Химзавод»
Приложение № 14 Технические характеристики паровоза Кп-4.
Приложение № 15 Ход выполнения проектной работы «Кукушка».
Поход в историко-краеведческий музей г.Шумерля
Посещение городской центральной библиотеки им.Г.Н.Айги
Пер.Зеленый. Бывший Хоздвор завода «Большевик».
Здесь проходили пути узкоколейки.
Современное состояние насыпи бывшей узкоколейной дороги
район Палан.
Остатки моста -путепровода
Анкетирование одноклассников и просмотр документального фильма «Апшеронская железная дорога»
Сборка и покраска модели старинного паровоза
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!