ХОЛОКОСТ В СТАЛИНО (ЮЗОВКЕ) ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ ГОРОДА НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ 1941 – 1943 гг. ДОРОГАМИ СКОРБИ И ПАМЯТИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ХОЛОКОСТ В СТАЛИНО (ЮЗОВКЕ) ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ ГОРОДА НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ 1941 – 1943 гг. ДОРОГАМИ СКОРБИ И ПАМЯТИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

Лысенко Е.Ю. 1Доброродная П.В. 1
1МБОУ "Лицей №12 г. Донецка"
Кожемяка О.Л. 1
1МБОУ "Лицей №12 г. Донецка"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Межэтнические конфликты в современном мире доказывают, что сегодня человечеству не хватает толерантности, и уроки одной из самых страшных страниц истории XX века – Холокоста является актуальным материалом, на котором у молодежи можно формировать чувство толерантности и уважения к другим нациям и народам. Воспринимая эти события как общечеловеческую трагедию и помня о ее последствиях, мы будем прилагать усилия для того, чтобы она не повторилась, и чтобы наши потомки не забывали о тех страшных временах.

Холокост стал для планеты огромной трагедией, коснувшейся, в первую очередь, европейского еврейства. В ходе этой трагедии мир узнал, как мало ценится каждая человеческая жизнь, и жизнь всего еврейского народа, который нацисты хотели полностью уничтожить.

Одним из «полигонов» по реализации своих варварских целей, нацисты избрали территорию СССР, где геноцид евреев принял открытую жестокую форму. В понимании гитлеровцев здесь жили не просто евреи, а «жидобольшевики» - главная сила и опора Советской власти (Приложения 1),которых необходимо уничтожить.

Одним из самых «действенных» способов решения «еврейского вопроса» стало создание на оккупированных территориях гетто, одно из которых было организовано в Сталино, переименованном захватчиками в Юзовку.

Сущность проблемы, решаемой в работе, заключается в анализе явления уничтожения еврейского населения Сталино (Юзовки) во время нацистской оккупации и характеристике гетто, как одного из самых трагических проявлений нацистской «расовой политики» по отношению к еврейскому населению. Эта тема останется актуальной до тех пор, пока в обществе остро будет стоять вопрос геноцида по любому признаку, а уроки из исторических событий прошлого не будут вынесены.

Объектом исследования является Холокост евреев города во время его оккупации в 1941-1943 гг., а предметом - гетто в Юзовке как главная составная часть нацистской политики геноцида еврейского населения города.

Цель работы: на основании изучения документальных данных и свидетельств очевидцев, посещения мемориальных мест Донецка, связанных с нацистской политикой геноцида в период оккупации, обобщения материалов экспозиции народного музея «Донбасс непокоренный» и скорбных списков мемориала шахты 4-4 бис доказать факт Холокоста в Сталино (Юзовке) в период 1941-1943 гг., жертвами которого стали жители г. Юзовки и обитатели городского гетто в Белом карьере.

В задачи работы входит раскрытие сущности Холокоста, смысла понятия гетто, описание процесса его создания в Сталино (Юзовке), выявление новых и обработка уже известных свидетельств очевидцев об условиях содержания в гетто и отношении оккупационных властей к жителям образования, подсчет числа евреев, уничтоженных в душегубках и в месте массовой казни жителей города – шурфе шахты 4-4 бис.

Литературно-источниковедческой базой работы послужили исследования ученых И. Альтмана «Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР» [2], А. Круглова «Истребление еврейского населения на Левобережной Украине (зона военной администрации) в 1941-1942 гг.» [14], «Энциклопедия Холокоста» [16] и др., работы краеведов, активно разрабатывающих тему Холокоста – В. Микушева [20], Д.Титаренко [27; 28], М. Альтера [1], материалы народного музея «Донбасс непокоренный» (воспоминания очевидцев, документы, фотографии, письма, вещественные источники), сборники документов, конкретизирующих и уточняющие факты Холокоста в Донецком крае: «Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги» [8], «Справка об обстоятельствах существования в период нацистской оккупации на территории г. Сталино еврейского гетто» [25], артефакты мемориала, открытого на месте массовых расстрелов мирного населения г. Юзовки у шурфа шахты 4/4 бис материалы еврейских фондов, публикации в местных СМИ, воспоминания очевидцев трагедии и материалы интернет-источников.

Наиболее полным на сегодня официальным документом, открывающим свет на многие факты, связанные с рассматриваемой проблемой, являются материалы судебно-следственного дела № 60 090 по обвинению группы нацистских пособников, выявленные в 2000 году исследователями В. Микушевым и Д.Титаренко [28]. К исследованиям глубокого содержания следует отнести и работы последнего «Гетто в Юзовке (Сталино): свидетельствуют документы» (опубликована в журнале «Холокост и современность» №1, 2007) [28], «Геноцид еврейского населения Донецкой области в период нацистской оккупации: некоторые дискуссионные аспекты проблемы» («Новые страницы истории Донбасса: сборник статей», 2008) [27]и др.

Одним из наиболее подробных краеведческих трудов по теме Холокоста в Сталино (Юзовке), в котором использованы архивные документы, материалы научных исследований, музейные материалы, рассказы и свидетельства очевидцев, является исследование А. Иващенко и Л. Заславской «Слезы Холокоста» [11]. Особую ценность сборнику придает приведенный в нем список установленных фамилий и имен людей, погибших на шахте 4/4-бис.

Исследование выполнено с помощью поискового, сравнительного, хронологического, аналитического методов, а также с применением синтеза, индукции и дедукции, работы с носителями устной истории и их воспоминаниями, музейными материалами и экспонатами, другими документально-краеведческими материалами.

В ходе его выполнения мы постараемся доказать, что в районе Юзовского Белого карьера существовало именно гетто, а не место временного содержания, как ошибочно полагают некоторые исследователи, поскольку указанное место обладает всеми признаками, характерными для гетто закрытого типа.

Результаты, полученные в ходе работы, могут быть использованы на уроках истории и краеведения, во время проведения дискуссий и круглых столов, при проведении лекций для старшеклассников и молодежи, конференций, в ходе мероприятий по случаю годовщины освобождения Донбасса и Дня Победы.

Работа состоит из двух глав: в первой раскрывается сущность Холокоста, смысл понятия гетто и условий создания таких районов. Во второй части мы познакомим с материалами об оккупации Донецка, создании на его территории еврейского гетто и уничтожении его жителей у шурфа шахты 4-4 бис, а также расскажем о сохранении памяти об этих событиях в столице шахтерского края сегодня.

ГЛАВА І: ГЕТТО КАК МЕСТА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ

1. 1. Определение понятия гетто и их сущности

При раскрытии понятия гетто пользуются определением, принятым 5-й коллегией суда по социальным вопросам земли Северный Рейн-Вестфалия, согласно которому гетто, это место, где «преследуемых принудительно обособляют, концентрируют и поселяют в определенных помещениях. При этом принуждение распространяется на пребывание в целом».

Термин «гетто» происходит от названия мастерской в Венеции, возле которой в период средневековья находился квартал, окруженный стеной с закрывавшимися на ночь воротами, объявленный единственной частью города, где разрешалось жить евреям [26, с. 63]. Булла папы Павла IV (1555) обязала евреев Рима и других городов в папских владениях проживать в таких кварталах.

Власти не позволяли увеличивать пределы гетто, из-за чего эти кварталы были перенаселены и находились в ужасном санитарном состоянии.

Нацисты выбрали этот термин для обозначения специальной части города для принудительного содержания евреев с целью их изоляции и последующего уничтожения. Идея была выдвинута Гитлером в 1939 году, а начало создания таких районов 21 сентября 1939 г. положила телеграммой шефа РСХА Г. Гейдриха, в которой отмечалось, что первые действия, предпринимаемые по отношению к евреям, это их концентрация и перемещение из деревень и маленьких городов в крупные. И далее: «Концентрация евреев в городах исходит из принципов общей безопасности, чтобы определенные кварталы были вообще недоступны для евреев; также, исходя из расчета экономических потребностей, им не будет разрешено покидать гетто и выходить на улицу вечером, после определенного часа» [10, с. 56].

Первое гетто появилось в Варшаве в октябре 1939 г. В марте 1941 г. в нем находилось около 445 тыс. лиц [10, 56].

Существовали открытые, отмеченные специальными вывесками как район проживания евреев, выход из которого был относительно свободным; и закрытые, окруженные оградой и стенами, изолированные от внешнего мира, гетто [3, с. 37].

В каждом из них власти назначали юденрат (еврейский совет), председателю которого предоставляли определенные полномочия внутри поселения, но использовали его главным образом как исполнителя своих приказов. Задачами совета было осуществление контактов с властью, организация трудовой повинности, сбор денежных и других средств, снабжение населения продовольствием, обеспечение его медицинской помощью. Позже на юденрат и еврейскую полицию, находившуюся в его подчинении, возлагалась ответственность за отправку людей на принудительные работы и отбор тех, кого должны были выслать в лагеря смерти [3, сс.38-39].

Когда принималось решение о ликвидации гетто, немцы призывали евреев добровольно являться для перевода их в трудовые лагеря, иногда обещая улучшить условия жизни переселяемых. Но в большинстве случаев обитателей гетто силой сгоняли на сборные пункты, откуда их перевозили в лагеря смерти или к месту казни.

Нацистское командование не скрывало того, что гетто выполняли роль сборного и пересыльного пункта. Об этом, в частности, в своем приказе говорит комендант Лодзи Фридрих Юбельхор: «Создание гетто... является только промежуточным этапом... Конечная же цель в любом случае – сжечь дотла этот рассадник чумы» [31, с. 84]. Пребывание в нем было смертельным испытанием не только для физической природы человека, но и для его психического и морального состояния.

1. 2. Организация еврейских гетто на оккупированных территориях СССР

Акции массового истребления мирного населения на оккупированных территориях СССР происходили на основе «Указа о комиссарах» от 7 июля 1941 г., одним из его положений было уничтожение лиц еврейской национальности. Согласно указу с середины августа 1941 г. начинается массовое уничтожение евреев независимо от возраста и пола [24, с. 119].

Мотивы жестокости нацистов в отношении так называемых «третьесортных народов» кроются в расово-этнической нетерпимости; стремлении «освободить» завоеванную территорию от «неполноценных» людей; потребности в дармовой рабочей силе, выполняющей самую тяжелую работу; необходимости запугивания остальных жителей оккупированных территорий, искоренении стремления к сопротивлению и неповиновению «новой» власти [2, с.78].

Процесс уничтожения проходил в несколько этапов: - выявление евреев из всего населения путем переписи, осуществляемой по приказу военной власти органами местного самоуправления; - требование носить специальные опознавательные знаки в виде повязки со звездой Давида; - переселение их в специальный квартал (гетто) с ужасными условиями содержания, охраняемое специальными подразделениями; - привлечение к принудительному труду; - перевозка обитателей к местам уничтожения и само уничтожение.

Особая беззащитность советских евреев перед нацистами обусловлена тем, что в отличие от европейского сообщества они не были информированы об истинном отношении гитлеровцев к их нарду, поскольку после подписания пакта Молотова-Риббентропа и советско-немецкого соглашения о дружбе и границах цензура практически не пропускала сообщений о нацистском антисемитизме.

На оккупированных землях СССР существовало свыше 1000 гетто и мест принудительного содержания евреев, больше, чем в любой другой, захваченной нацистами стране, причем процесс их создания начинается в первые месяцы оккупации и продолжается по мере продвижения фашистов [2, 69].

Как правило, для гетто выделялась непригодная для жизни территория в самых бедных районах города. Для них характерны ужасная перенаселенность (до 15-20 человек в одной комнате из разных семей); отсутствие воды и канализации; голод, болезни, высокая смертность; постоянные акции уничтожения [22, с. 29].

Согласно распоряжений нацистских властей, например «Директивы по обращению с евреями» рейхскомиссара Остланда Лозе, евреям запрещалось: *выезжать из своей местности или менять место жительства; *пользоваться тротуарами, общественным транспортом, автомобилями, местами и заведениями отдыха; * посещать школы, театры, кинотеатры, библиотеки и музеи…

Предусмотрена была обязательная регистрация, а все еврейское имущество подлежало регистрации и сдаче по специальному требованию....[29, сс.47-49].

В гетто евреи должны были получать столько продуктов, сколько нужно для поддержания их существования. Это же касается и предметов первой необходимости.

Евреи привлекались к принудительным работам. Ежедневный изнурительный труд всех трудоспособных, которых колоннами выводили на строительство дорог, разбор завалов, уборку улиц были нормой. Перечисленные условия сокращали жизнь обитателей гетто, находящихся, фактически, на положении заключенных.

ГЛАВА ІІ. УНИЧТОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ СТАЛИНО (ЮЗОВКИ)

2.1. Особенности процесса уничтожения евреев в Донецком крае

Сталинская область была оккупирована в сентябре-октябре 1941г. Власть сосредоточилась в руках ортс - и фельдкомендатур, а решением еврейского вопроса занимались команды полицаев безопасности и СД, в частности зондеркоманда 10-а эйнзатцгруппы D [19] (Приложение 2) (ее шеф - оберштурмбанфюрер Гейнц Зеетцен даже среди офицеров карательных отрядов отличался жестокостью), зондеркоманду 4-b и эйнзатцкоманду 6 эйнзатцгруппы С.

Одним из первоочередных заданий оккупантов стало выявление евреев. Большую помощь в этом оказывали органы местного самоуправления, предоставляющие списки евреев СД. Зарегистрированное население привлекалось к выполнению тяжелых физических работ и повинностей. С целью идентификации евреев вынуждали носить нашивки со «звездой Давида» [14, с. 175].

Почти сразу же нацисты приступили и к решению «еврейского вопроса», затягивание которого не входило в их намерения.

Поначалу евреев уничтожали путем расстрелов или с помощью душегубок - специально оборудованных фургонов, выхлопные газы из которых отводились в кузов с людьми люди. (Приложение 3) О таком способе упоминает член зондеркоманды 6: «Мужчины, женщины и дети должны были сесть в машину. Евреи не знали, что их будут отравлять газом. После того, как двери закрывались, мы ехали впереди или позади душегубки к какой-то из покинутых шахт. Машина не могла подъехать к ней впритык, и мы должны были вытаскивать труппы, тянуть их по земле к шахте и сбрасывать вниз» [16, с. 93].

Специфическим для Донбасса местом казни и захоронения были шурфы шахт, куда сбрасывали, как труппы расстрелянных, так и живых людей. (Приложение 4)

По материалам «Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений оккупантов» в крае были уничтожены 25 133 еврея [15, с. 53], что может свидетельствовать о том, что геноцид еврейского населения стал настоящей трагедией для всего многонационального населения региона.

2. 2. Евреи Сталино (Юзовки) в первые месяцы нацистской оккупации

Сталино, переименованное нацистами в Юзовку (в документах военных лет фигурирует оба названия), было городом, где до войны проживало много евреев: 24 991 чел из 447 тыс. горожан [8, с. 68].

20 октября 1941 года нацисты вошли в город.

Старшее поколение помнило порядочных немцев начала ХХ века, надеясь, что их потомки будут такими же. Известна история доктора Кауфмана, учившегося в Германии и уверявшего: «Немцы - культурная нация... Они принесут нам порядок и культуру». Кауфмана расстреляли одним из первых [11, с. 11].

В конце октября до Сталино добрались чудом спасшиеся от расстрела на Агробазе 19-20 октября, где были уничтоженыот 8 до 15 тыс. человек, евреи из Мариуполя. Очевидцы трагедии рассказывали, что евреев поголовно убивают, но им не верили. Об этом, в частности, рассказывала жителям Сталино юная Ольга Цыганская [11, с. 11]. (Приложение 5) Но и её рассказ сочли за выдумку.

Однако уже через неделю после оккупации города, 26 октября, евреям было приказано носить повязки со звездами Давида; в трамваях для них отводились худшие места, даже в очереди за водой у городских колонок «жиды» должны были стоять последними. (Приложения 6) Членам созданных еврейских общин предписано строго следить за выполнением приказов властей [11, с. 13].

Но евреи, не спешили регистрироваться в комендатурах и на биржах труда. Тогда 11 декабря «Донецкий вестник» - главная городская оккупационная газета - опубликовал указание полевого коменданта: «Установлено, что еврейское население Юзовки в большей степени участвует в саботаже. За это оно облагается штрафом в размере 800 тыс. марок или 8 млн. рублей» [11, с. 13]. (Приложение 7)

Реализация антиеврейской политики была бы невозможна без помощи местных коллаборационистов, которые стремились выслужиться перед оккупантами или желали отомстить евреям за довоенные конфликты.

Из воспоминаний жительницы Юзовки Нины Писман (Приложение 8): «Однажды на мелководье речки Кальмиус заглох немецкий танк. Как ни пытались его вытащить — никак. Тогда мой одноклассник по собственной инициативе стал указывать дома, где проживали евреи. Их согнали к речке, и они, как бурлаки, впряглись и тянули немецкий танк из воды» [17].

Чтобы уцелеть, евреи вынуждены были прятаться. Из воспоминаний Лауры Шовкуненко (Приложение 9): «Родителей я потеряла в первые дни оккупации, и мне приходилось жить на чердаке дома по ул. Горького.

В доме был общий, длиной в целую улицу с закоулками чердак. А к этому дому примыкал еще один. И если туда забежать, а потом перебегать с чердака на чердак, тебя никто не поймает. Во время оккупации там пряталось много народа.

Было страшно, когда люди умирали. Они тут же начинали разлагаться. Мы разбирали черепицу, а по ночам выдвигали мощную доску и налегали все и катапультировали, чтоб тело приземлилось дальше от нашего убежища» [7].

Однако подобные убежища спасали далеко не всех, нацистская машина уничтожения работала вовсю. Сначала уничтожение носило бессистемный характер. Убивали единицами и небольшими группами.

Но с конца ноября оккупанты начали действовать решительнее: эйнзатцкоманда 6 расстреляла 226 евреев [14, с. 175]. Массовый расстрел произошел и 28 декабря. Вспоминает Максим Сидоров: «Рядом с шахтой «Рыковская» была расположена контора «Рембазы». 28 декабря 1941 года я увидел, что к зданию шахты подъехало две крытых машины. Из них выводили по одному человеку и вели к стволу, где и расстреливали…» [21]. (Приложение 10)

Среди 103 казненных, привезенных из юзовской тюрьмы – арестованная 17 декабря 33-летняя Таисия Воронкова-Беркович, мать троих детей. Детям, пережившим оккупацию, передали записку матери: «Вовочка! Сыночек мой, береги Алика, Людочку. Прощай! Твоя мама Тася» [4, с. 46]. (Приложения 11)

2. 3. Шурф шахты 4/4 бис – место массового истребления населения города

Зловещим местом не только для евреев, но и для всех жителей города стал шурф шахты 4/4-бис, известной в XIX веке как Рыковская. Но после череды аварий, повлекших человеческие жертвы, её законсервировали [19]. (Приложение 12) В оккупацию шурф шахты использовался фашистами как место уничтожения мирного населения, став большой братской могилой. Партии людей привозили туда, расстреливали, и трупы сбрасывали в шурф. Маленьких детей бросали живыми. После «акций» туда засыпали каустическую соду для дезинфекции и уплотнения [4, с. 46].

Из 365 метров глубины ствола он был заполнен трупами на 310 [6]. Последнее убийство совершено 2 сентября, за несколько дней до освобождения города.

Перед бегством из города фашисты взорвали шахтный копер, чтобы скрыть следы своих преступлений [23]. (Приложение 13)

В шурф сбрасывали целые еврейские семьи, не щадили ни стариков, ни детей. Здесь погибли семьи Абрамсонов (5 чел.), Брозголей (5 чел), Бончинских (10 чел), Копеловичей (5 чел) (Приложения 14) и еще тысячи ни в чем не повинных жертв. Тогда же сброшен в шурф Ульман Янкель, проходчик шахты № 31 и другие [9, с. 47].

Среди погибших 12 родственников Г. Иофиса: «Были расстреляны - моя сестра Иофис Дора, мать - Иофис Ольга Наумовна, сестра матери - Раскина Рива Наумовна, их мать (70 лет), две сестры отца. Все мои родственники были уничтожены» (из протокола допроса свидетеля Г. Иофиса 12.07.1946) [28, с. 122].

После освобождения города была создана Государственная чрезвычайная комиссия по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Работы по эксгумации тел начались в январе 1944 года: с 17 по 23 января бригада горноспасателей в присутствии членов комиссии и местных жителей, извлекла 112 трупов, лежащих в верхнем пласте, остальное превратилось в биомассу, непригодную для исследования [6]. (Приложения 15)

В официальном акте комиссии от 4 марта 1944 г. о зверствах немецко-фашистских захватчиков в г. Сталино указывалось 75 тысяч жертв [11, с. 17-18].

Сколько из них евреев — установить сложно. Бургомистр А.Эйхман называл 3 тыс., имея ввиду расстрелянных жителей гетто [30]. Краеведы В.П. Степкин и М.Альтер дают цифру в 7 тыс. [1]. Исследователь Холокоста А.И. Круглов говорит о 16 тыс. убитых [15, 128], в то время как историк Д. Титаренко считает, что было убито около 15 тыс. граждан еврейской национальности и 2 тысяч евреев-военнопленных [11, с. 19].

Нам наиболее реальными кажутся цифры, приведенные А. Кругловым и Д.Титаренко, работавшими в архивах России, Украины и Германии [27, с. 31].

Из всего количества погибших удалось установить лишь 800 фамилий жертв, которые занесены в скорбные списки музея «Донбасс непокоренный» (Приложение 16). Среди них пятилетняя Маргарита Каршенбаум, семьи Дорфманов, Донов, Друянов и Исаковичей, Берта Вольке-Утек и др. [9, с. 47]. (Приложения 17)

2.4. Еврейское гетто в Белом карьере

Гетто в Белом карьере стало наиболее трагической страницей местного еврейства. Обстоятельства, время его основания и уничтожения до сих пор являются объектом дискуссий. Заинтересованность в выяснении истины проявляли донецкий писатель Виктор Шутов, историк Дмитрий Титаренко, краеведы Зинаида Букуевская, Михаил Коган, Владимир Стёпкин, но однозначности в отношении дат существования гетто по-прежнему нет. Большинство исследователей датой его основания считает 25 февраля, а датой ликвидации - 1 мая в 1942 г. [16, сс.83].

Документом, открывшим много подробностей о гетто, стали материалы судебно-следственного дела № 60 090 по обвинению группы нацистских пособников, выявленные В. Микушевым и Д. Титаренко в 2000 году [28, сс.119-120]. Согласно помещенным в нем свидетельствам бургомистра А. Эйхмана (протокол допроса от 28.04.1946) [27, с.29] в феврале в Юзовку приехали представители СД с инструкциями из Берлина о создании гетто.

Для него отвели территорию на окраине, в Белом карьере, возникшем в конце XIX века на месте залежей мела, где после многих лет разработки образовался огромный котлован, а с восточной стороны к нему прилепился поселок стихийных построек – Нахаловка [1, с.56]. (Приложение 18) Место было выбрано тогдашним бургомистром города Петушковым не случайно: чтобы «меньше видело население» [18, с. 3].

Евреям предлагалось в трехдневный срок переселиться в гетто, взяв с собой ценные вещи и продукты на 5-6 суток, передав ключи от своих квартир полиции.

Из допроса А. Эйхмана 28.04.1946: «….был выдан приказ начальникам полиции и бургомистрам районов свезти еврейское население в гетто... Слабых и детей поддерживали и несли на руках; полицейские нагайками их подгоняли, слышался стон и плач. Население было согнано в указанное место и, в связи с нехваткой землянок, часть из них осталась под открытым небом. Ценности и имущество изымались и передавались в СД» [27, с. 30].

Документы описывают ужасные условия жизни в гетто: лачуг не хватало, люди жили под открытым небом, болели и умирали. Хлеба давали 200 г в сутки [11, с.17].

Территорию обнесли колючей проволокой и выставили часовых, а на столбах желтой краской нарисовали звезды Давида [1, с. 56].

В первые дни ворота гетто не закрывались, и люди могли выйти в город на поиски еды. Позже выход за ограждение запретили, а лиц, нарушивших режим, расстреливали [13, с. 3]. Выйти можно было под конвоем на работу [20, с. 3].

Из протокола допроса жительницы гетто Б. Геккер (12.07.1946): «В начале 1942 года я со своими родственниками - все еврейской национальности - были доставлены под конвоем в карьер, где уже было много евреев. Все население поселялось в разбитых домах, без окон и дверей, часто на улице, хотя на дворе была зима. Продуктов не давали. Мы голодали, люди умирали от голода...

Нас гоняли на тяжелые работы, вынуждая переносить доски, чистить туалеты... Приблизительно в марте я видела, как посадили на машину 50 человек арестованных советских граждан и евреев, среди которых были дети. Рядом с машиной стояла девочка 15-16 лет и плакала. Двое полицейских взяли ее и бросили в кузов, после чего машина уехала» [28, сс.123-124].

Ночь с 30 апреля на 1 мая 1942 года стала «черной» в истории гетто.

2.5. Ликвидация жителей гетто

В 2 часа ночи обитателей гетто отвезли и сбросили в шурф шахты 4/4 бис, «окончательно решив еврейский вопрос», из-за чего самая глубокая могила в городе получила после войны название «Донецкий Бабий Яр» [30]. (Приложение 19)

Говоря об этом на одном из допросов (16.09.1946), А. Эйхман признавал: «...евреи были уничтожены - это факт, если кто спасся, то чудом» [28, с. 121].

Рассказ свидетельницы Б. А. Геккер (12.07.46): «Ночью 30 апреля в карьер прибыли полицейские и немцы. Они объявили, чтобы мы взяли с собой на три дня хлеба, золотые вещи, хорошую одежду. Нас вроде бы переводили на другое место проживания. Кто-то сказал, что поведут на расстрел. Я шепнула сыну, чтобы он бежал, а сама пошла в уборную, откуда спустилась в яр, несколько часов пролежала, а потом убежала в Полтавскую область, выдавая себя за полячку. Моих родственников было в гетто 28 лиц, - все они не вернулись» [25, с. 125].

Людей раздевали до белья, женщины брали детей на руки, всех ставили у края шурфа и стреляли в затылок. Иногда кто-то в противогазе подносил к лицу людей банки и те беззвучно падали вниз[25, с. 125].

Среди погибших бывший раввин еврейской общины Симха Дембаремдикер, Соня и Исаак Купесок с дочерьми Мирой (20 лет) и Дусей (14 лет), выданные соседями, которые потом заняли их дом [32].

Несколько свидетельств хранится в музее «Донбасс непокоренный». Среди них воспоминания Марии Каждан (Коган): «30 апреля, идя в Макеевку, я не могла представить, что вижу всех своих в последний раз. Когда под вечер 1 мая я возвращалась домой, меня остановила русская женщина Мария (до войны мы вместе работали). «Туда нельзя. Их ночью всех забрали» [18, с. 3].

Только два месяца просуществовало юзовское гетто. Небольшой срок, но он вместил в себя страдания, мучения и смерть тысяч наших земляков, оставшись одной из самых трагических, но вместе с тем и одной из героических страниц истории Юзовки периода оккупации.

2. 6. Память о Холокосте в современном Донецке

В послевоенные десятилетия в городе проводились работа по выявлению фактов уничтожения еврейского населения, уточнению количества погибших, установлению их имен. Эту миссию взяла на себя еврейская община [4, с. 46]. Большую помощь ей оказывал горсовет, по поручению которого в начале 80–х на шурфе шахты 4/4-бис скульптурами Петрикиным В. И. и Киселевым В. Г. был разработан проект мемориала «Памятник жертвам фашистской оккупации Сталино», первая очередь которого была открыта в 1983 году [19].

Мемориал изображает два шурфа и опрокинутую вагонетку. Над одним из шурфов развевается каменное красное знамя. (Приложения 20)

У памятника ежегодно проходят митинги-реквиемы и другие мероприятия, посвященные сохранению памяти о безвинно погибших жителях города, значительную часть которых составляют евреи.

7 сентября 1983 г. открылся музей «Боевой и трудовой славы», посвященный 40-летию освобождения Донбасса, впоследствии известный как музей «Донбасс непокоренный». (Приложение 21) Идея его создания принадлежала жителям Калининского района, потерявшим своих близких в шурфе шахты 4-4 бис, а поисковая работа по выявлению материалов и экспонатов велась с 1974 года под руководством Зинаиды Букуемской, ставшей первым директором музея на добровольных началах [12, с. 16].

Энтузиастами и их помощниками выявлено около 3,5 тысяч документов, собрано 28 томов материалов. В 1994 г. музей получил статус народного [23].

Летом 2006 г. еврейское сообщество обратилось властям с просьбой установить памятный знак на месте еврейского гетто в Белом карьере. Вскоре такой памятник был создан (скульптор Юрий Балдин, архитектор Павел Видергауз) (Приложение 22). На оборотной стороне монумента звезда Давида и надпись: «Здесь, в Белом Карьере, во время немецко-фашистской оккупации находилось еврейское гетто. Отсюда начинался последний скорбный путь в ствол шахты 4-4 бис тысяч евреев - стариков и детей, мужчин и женщин. Вечная память безвинно погибшим от рук нацистов» [5].

С тех пор ежегодно около монумента происходят митинги-реквиемыв память о погибших. Поклониться светлой памяти безвинно замученных жителей города приходят тысячи людей. А это значит, что память о них жива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование личности человека, его жизненной позиции, начинается в школьные годы. Поэтому так важно сейчас узнать о страшных страницах истории родного города, осознать их причины и истоки, предусмотреть пути и шаги по предотвращению подобного в будущем, воспитывая у молодого поколения правильные взгляды в отношении нацизма и расизма.

История Белого карьера и шахты 4/4 бис в Донецке - это история ада на земле, свидетельствующая, что наш город не был исключением из трагической статистики Холокоста, и напоминающая о том, что пренебрегать уроками истории недопустимо.

В данном исследовании рассмотрена политика нацистских властей по отношению к евреям города, проводимая по испытанной во всех оккупированных населенных пунктах СССР схеме: *выявление и фиксирование евреев; их регистрация и требование носить специальные повязки; *наихудшее положение еврейского населения в обществе; * изоляция их от другого населения, перемещение в гетто; *физическое уничтожение путем отравления в душегубках, сбросом в шурф шахты 4/4 бис; массовых расстрелов.

Нами выявлены особенности, негативно повлиявшие на судьбу евреев:

* историческая память о немцах начала ХХ в. как о порядочной нации;

* недоверие к рассказам очевидцев об убийстве евреев в других городах;

* ответственность за семью, не дающая возможность сбежать;

* участие в решении еврейского вопроса коллаборационистов, выдающих евреев.

На основании проведенного исследования можно сделать выводы:

1. Геноцид евреев в оккупированной Юзовке приобретает большой размах.

2. Чтобы упростить процесс их уничтожения для концентрации и изоляции евреев весной 1942г. оккупационная власть создает в Белом карьере гетто.

3. В марте-апреле 1942 года все евреи города были сосредоточены в гетто.

4. Юзовское гетто было закрытого типа, поскольку имело единственный выход.

5. Акция уничтожения обитателей гетто была проведена оккупационными властями в ночь с 30 апреля на 1 мая 1942 года.

6. Донецк должен быть занесен в перечень городов, где существовали гетто.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтер, М. «Евреи в истории Донетчины»: (О работе науч.-поиск. клуба «Былое Донетчины») // Пути возрождения национальной самобытности на современном этапе.: Материалы науч.-практ. конф. – Донецк, 2003 . - 87 с. — С. 49-62.

2. Альтман, И. А. Холокост и Еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР : Учеб. пособие для студентов / И.А.Альтман. - Москва : Холокост, 2002. - 319 с.

3. Альтман, И. А. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие для средней общеобразовательной школы / И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак — М.: Фонд «Холокост», 2001. 80 с.: илл.

4. Букуемская, З. Увековечение памяти жертв фашизма // Пути возрождения национальной самобытности на современном этапе.: Материалы науч.-практ. конф. / З. Букуемская – Донецк, 2002. – 64 с.

5. В Донецке открыли мемориал жертвам Холокоста. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jn.com.ua/events/mem_2712.html

6. Варият Петр. День Шоа. Они погибли в Сталино.- Сайт Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории / Петр Варият. - [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://donjetsk-jewish.ucoz.ru/news/den_shoa_oni_pogibli_v_stalino/2012-04-18-88

7. Верховский, В. Жизнь в оккупированном Сталино. По воспоминаниям Лауры Шовкуненко / В. Верховский - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://donetskcity.at.ua/publ/5-1-0-31

8. Всесоюзная перепись населения 1939 года: основные итоги/ Рос. акад. наук, Науч. совет по ист. демографии и ист. географии [и др. ; сост. Ю. А. Поляков и др. ; редкол.: чл.-кор. РАН Ю. А. Поляков и др.]. - Москва: Наука, 1992. - 254 с. : табл.

9. Гаврюнина, В.А. Трагические страницы истории (1941-1943 гг.). В назидание потомкам / В.А. Гаврюнина, Л.Ю. Сапрыкина – Донецк: «Ваш имидж», 2012. - 80 с.

10. Гутман, И. Катастрофа и память о ней / И. Гутман, Н. Галиль – Иерусалим: Яд Вашем, 2007. - 292 с.

11. Иващенко, А. В. Слезы Холокоста / А. В. Иващенко, Л.М. Заславская — Донецк : Издатель Заславский А.Ю., 2012. — 71 с.

12. Каталог достопримечательностей и экскурсионных объектов Донецкого края «Донбасс – мой родной край». - Донецк, ДонРЦТК, 2021, 86 с.

13. Коган, М. В Сталино было гетто / М. Коган // Наш дом. – 2002. – 1 июня. – С. 5.

14.Круглов, А. И. Истребление еврейского населения на Левобережной Украине (зона военной администрации) в 1941—1942 гг. // Елисаветинский, С.Я. Катастрофа и сопротивление украинского еврейства (1941—1945) : Очерки по истории Холокоста и сопротивления в Украине. — К.: Институт Политических исследований НАН Украины, 1999. — С. 172—201.

15. Круглов, А. И. Потери евреев Украине в 1941-1944 гг. / А. И. Круглов – Харьков: Тарбут Лаам, 2005. – 374 с.

16. Круглов, А. И. Хроника Холокоста в Украине, 1941-1944 гг. / А.И.Круглов — Запорожье: Премьер, 2004. — 207 с.

17. Лейкин Борис. Прыжок из бездны / Борис Лейкин // Наша жизнь. Донецкая еврейская община, 2013.- № 127, январь

18. Лях Людмила. Было ли гетто в Донецке? Расследование «Города» / Людмила Лях //Город, 2001. – № 25, 28 июня, - с. 3

19. Марченко Дмитрий. Шахта 4-4 бис: Горизонты правды. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.torturesru.com/dle/article/812-shahta-4-4-bis-gorizonty-pravdy.html

20. Микушев, В. А, Титаренко, Д. Н. Тайны Юзовского гетто. / В.А.Микушев, Д. Н. Титаренко // Донбасс. – 2001. – 18 мая, - с. 3

21. Отрывок из рассказа очевидца событий Максима Николаевича Сидорова, жителя города Сталино (сентябрь 1943 года). Экспозиция музея «Донбасс непокоренный»

22. Подольський, А. Е. Уроки прошлого. История Холокоста в Украине. Учебное пособие /А. Е. Подольский – К.: Сфера, 2007. – 100 с.

23. Попова Ирина. Донбасс непокоренный. О трагедии на донецкой шахте 4-4-бис «Калиновка» / И. Попова // Донецкий кряж. —2005. - 06 мая, № 1608.

24. Сборник документов и материалов об уничтожении нацистами евреев Украины в 1941- 1944 годах / Сост. А. И. Круглов - К.: Институт иудаики, 2002. – 486 с.

25. Справка об обстоятельствах существования в период нацистской оккупации на территории г. Сталино еврейского гетто № 17/506-нс от 14 марта 2001 г. Проректору по научной работе Донецкого национального университета Ступину А.Б. // «Холокост и современность», 2007. - № 1, с. 119-125

26. Средневековый мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник/ Е. Д. Смирнова Л.П. Сушкевич В. А. Федосик. — Минск: Изд-во «Беларусь», 1999. – 392 с.

27. Титаренко, Д. Н. Геноцид еврейского населения на Донбассе во время нацистской окупации: некоторые дискуссионные аспекты проблемы / Д.Н.Титаренко // Новые страницы истории Данбасса: Сборник статей. Кн.15-16 / Главный редактор и составитель – З.Г. Лихолобова, д.и.н., проф.– Донецк: ДонНУ, 2008. – с.27-49

28. Титаренко, Д. Н. Гетто в Юзовке (Сталино): свидетельствуют документы / Д. Н. Титаренко // Холокост и современность, 2007. - № 1, С. 119-125

29. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944):сборник документов и материалов / редактор Ицхак Арад. – Иерусалим: Национальный Институт Памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, 1991.424 с.

30. Федько Александр. Оккупация города Сталино (21 октября 1941 — 8 сентября 1943) / Александр Федько. -[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://infodon.org.ua/stalino/202

31. Чтобы знали и помнили [Текст] :  память о Катастрофе в Яд Вашем / ред. : Б. Гутерман, А. Шалев. — Jerusalem : Yad Vashem, 2007. — 326 с. : ил. 

32. Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории. -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://donjetsk-jewish.ucoz.ru/index/memorial/0-7

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - Таким нацисты карикатурно изображали на своих плакатах

лицо «жидобольшевизма»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – Зондеркоманда 10-а

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Газваген – машина-душегубка

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Шурф шахты 4/4-бис сегодня

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Жительница Мариуполя Ольга Цыганская, одной из первых сообщившая жителям Сталино о расстрелах на Агробазе

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 - Требования и запретительные указы оккупационных властей

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 - Приказ полевого коменданта Юзовки о наложении штрафа на еврейскую общину

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 - Чудом спасшаяся в Холокосте Нина Писман

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 - Пережившая оккупацию в г. Сталино Лаура Шовкуненко

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 - Отрывок из рассказа очевидца событий Максима Николаевича Сидорова, жителя г. Сталино (сентябрь 1943 г).

ПРИЛОЖЕНИЯ 11 - Таисия Воронкова-Беркович и её прощальная записка из тюрьмы сыну

ПРИЛОЖЕНИЯ 12 - Шахта «Рыковская» (4/4 бис) в разные годы

ПРИЛОЖЕНИЕ 13 – Подорванный фашистами при отступлении шурф шахты

ПРИЛОЖЕНИЯ 14 – Полина Доброродная у плиты, увековечивающей семью Брозголей.

Плита с фамилиями уничтоженной в шурфе шахты 4-4 бис семьи Бончевских.

Один из членов большой семьи, уничтоженной нацистами – Наум Бончевский.

Воспоминания очевидца Мухомеджановой Людмилы Ивановны о сброшенных в шурф шахты 4/4 бис жертвах.

ПРИЛОЖЕНИЯ 15 - Работы по извлечению бригадой горноспасателей и эксгумации тел погибших в шурфе шахты 4-4 бис и опознание их родственниками (январь 1944)

ПРИЛОЖЕНИЕ 16 - Список установленных фамилий и имен мирных жителей, погибших на шахте 4/4-бис

ПРИЛОЖЕНИЯ 17 - Погибшие в шурфе шахты 4/4 бис Рита Каршенбаум, Берта Вольке-Утек, Исаак и Нехама Сигал

Плиты с указанием фамилии семьи Сигал на мемориальном комплексе шахты 4-4 бис

Вещи жертв, найденные местными жителями возле шурфа шахты 4-4 бис (Из экспозиции военно-исторического музея Великой Отечественной войны Государственного бюджетного учреждения «Донецкий республиканский краеведческий музей»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 18 - Белый карьер – место в Сталино (Юзовке), где в период нацистской оккупации края существовало еврейское гетто

ПРИЛОЖЕНИЕ 19 – Обитатели Белого карьера, уничтоженные в ночь на 1 мая 1942 года

ПРИЛОЖЕНИЕ 20 – Мемориальный комплекс «Памятник жертвам фашистской оккупации Сталино» у шурфа шахты 4-4 бис

ПРИЛОЖЕНИЕ 21 - Народный музей «Донбасс непокоренный»

ПРИЛОЖЕНИЕ 22 - Памятник жертвам холокоста на месте еврейского гетто в Белом карьере г. Донецка (скульптор Ю. Балдин, архитектор П. Видергауз)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таким нацисты карикатурно изображали на своих плакатах

лицо «жидобольшевизма»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Зондеркоманда 10-а

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Газваген – машина-душегубка

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Шурф шахты 4/4-бис сегодня

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Жительница Мариуполя Ольга Цыганская, одной из первых сообщившая жителям Сталино о расстрелах на Агробазе

ПРИЛОЖЕНИЯ 6

Требования и запретительные указы оккупационных властей

Требование носить отличительную нашивку со Звездой Давида

Указатель «Жидам вход в парк воспрещается»

Вывеска «Евреям и собакам вход воспрещен»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Приказ полевого коменданта Юзовки о наложении штрафа на еврейскую общину

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Чудом спасшаяся в Холокосте Нина Писман

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Пережившая оккупацию в г. Сталино Лаура Шовкуненко (фото 1944 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Отрывок из рассказа очевидца событий Максима Николаевича Сидорова, жителя города Сталино (сентябрь 1943 года).

Экспозиция музея «Донбасс непокоренный»

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Таисия Воронкова-Беркович и её прощальная записка из тюрьмы сыну

Экспозиция музея «Донбасс непокоренный»

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Шахта «Рыковская» (4/4 бис) в разные годы

Октябрь 1944 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Подорванный нацистами при отступлении шурф шахты 4/4 бис

ПРИЛОЖЕНИЯ 14

Полина Доброродная у плиты, увековечивающей семью Брозголей

Плита с фамилиями уничтоженной в шурфе шахты 4-4 бис семьи Бончевских

(Музей «Донбасс непокоренный»)

Один из членов большой семьи, уничтоженной нацистами – Наум Бончевский

Воспоминания очевидца Мухомеджановой Людмилы Ивановны о сброшенных в шурф шахты 4/4 бис жертвах (в том числе и целых семьях)

Из фондов музея «Донбасс непокоренный»

ПРИЛОЖЕНИЯ 15

Работы по извлечению бригадой горноспасателей и эксгумации тел погибших в шурфе шахты 4-4 бис и опознание их родственниками (январь 1944)

(из фондов народного музея «Донбасс непокоренный»)

   
   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Список установленных фамилий и имен мирных жителей, погибших на шахте 4/4-бис (из фондов музея «Донбасс непокоренный»

Экспозиция музея «Донбасс непокоренный»

ПРИЛОЖЕНИЯ 17

Погибшие в шурфе шахты 4/4 бис Рита Каршенбаум, Берта Вольке-Утек,

Исаак и Нехама Сигал

Плиты с указанием фамилии семьи Сигал на мемориальном комплексе

шахты 4-4 бис

Вещи жертв, найденные местными жителями возле шурфа шахты 4-4 бис

(Из экспозиции военно-исторического музея Великой Отечественной войны Государственного бюджетного учреждения «Донецкий республиканский краеведческий музей»)

ПРИЛОЖЕНИЯ 18

Белый карьер – место в Сталино (Юзовке), где в период нацистской оккупации края существовало еврейское гетто

Приложение М

ПРИЛОЖЕНИЕ 19

Обитатели Белого карьера, уничтоженные в ночь на 1 мая 1942 года Николай Дон, Эстер и Борух Брук и другие

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

Мемориальный комплекс «Памятник жертвам фашистской оккупации Сталино» у шурфа шахты 4-4 бис

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

Народный музей «Донбасс непокоренный»

ПРИЛОЖЕНИЕ 22

Памятник жертвам холокоста на месте еврейского гетто в Белом карьере г. Донецка (скульптор Ю. Балдин, архитектор П. Видергауз)

Просмотров работы: 64