Храм Троицы Живоначальной (с. Красный Бор Нижегородской области)

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Храм Троицы Живоначальной (с. Красный Бор Нижегородской области)

Сычев Я.А. 1
1МБОУ Новоселковская СШ
Жеравкова Е.В. 1
1МБОУ Новоселковская СШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Красный Бор – поселок в Шатковском районе Нижегородской области. Это малая родина моей мамы – Ирины Юрьевны. Это место, где жили мои бабушка и дедушка. Я часто сюда приезжал. Здесь я проводил свои каникулы.

К расный Бор – это небольшое село, но примечательное. В августе 1942 года сюда была вывезена из блокадного Ленинграда девочка Таня Савичева, история которой сейчас известна всей стране и даже миру. А тогда она была одной из 140 спасенных детей, которых вывезли из блокады и разместили в школе села Красный Бор. Здесь Таня и жила, пока в мае 1944 года ее не отправили в больницу в Шатках, где она умерла от туберкулеза костей и где сейчас находится ее могила и мемориальный комплекс. Об этом нам рассказали в музее Тани Савичевой в рабочем поселки Шатки, когда мы ездили туда с классом.

А еще в Красном Боре красивая церковь, большая, белокаменная, с колокольней, необычной архитектуры.

Так что же это за храм? Какова его история?

Объект исследования: церковь села Красный Бор Шатковского района Нижегородской области.

Предмет исследования: история церкви села Красный Бор Шатковского района Нижегородской области.

Цель исследования: изучение истории церкви села Красный Бор Шатковского района Нижегородской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • собрать информацию об истории возникновения и дальнейшего существования храма в селе Красный Бор Шатковского района Нижегородской области;

  • выяснить происхождение его названия;

  • узнать больше о самом селе;

  • сделать выводы.

Методы исследования:

  • изучение источников информации;

  • беседа;

  • осмотр;

  • анализ и обобщение полученных результатов.

2. Основная часть

2.1. Село Красный Бор

Первое, что мы решили сделать, когда приступили к исследованию, – заглянуть в интернет. Красный Бор — это посёлок в Шатковском районе Нижегородской области, административный центр Красноборского сельсовета. Посёлок располагается на левом берегу реки Тёши. До 1941 г. носило название Собакино 9.

Происхождение названия села Собакино связано с именем его владельца – Каллистом Собакиным, которому оно было подарено Иваном Грозным. Село было основано на мордовском городище в 1509 году двенадцатью московскими семействами, сосланными сюда за какое-то еретичество великим князем Василием Иоанновичем. До 1572 года оно так и писалось - «Село на мордовском городище» - и находилось в числе дворцовых. В этом же году оно было пожаловано кравчему Калисту Васильевичу Собакину, брату царицы Марфы Васильевны (в девичестве Собакиной), третьей супруги царя Ивана Грозного 2. Кравчий – это боярин, ведавший царским столом 7. Потом, вероятно, по случаю смерти Каллиста, казнённого по повелению Иоанна Васильевича, в 1577 году село снова поступило в число дворцовых и было названо Собакиным [2].

На ряду с официальной версией, существует еще несколько народных версий, почему селу было присвоено название «Собакино».

Версия 1. Изначально здесь поселились люди Ивана Грозного, которые очень любили собак, и держали их в каждом доме.

Версия 2. Основателем села был человек по фамилии Собакин.

Версия 3. Село было обменено хозяином на свору собак.

Правдивы ли эти версии, неизвестно.

На протяжении многих лет Собакино переходило из одних рук в другие, оно развивалось и крепло. После отмены крепостного права село стало центром Собакинской волости, куда вошли кроме Собакина еще Уланки, Озерки, Пасьяново, Архангельское, Пешелань, Новоселки, Бебяево.

Село Собакино было многолюдное, большое, богатое, базарное, где работали и магазины, и базарные лавки. Два раза в неделю со всей округи съезжался сюда народ. На базаре, расположенном в центре села, за церковью, по нынешней улице Центральной и до самого пруда стояли торговые лавки, где можно было купить все: зерно, мясо, рыбу, масло, мед, сахар, шерсть, сундуки, прялки и прочее.

В 1812 году после победы русских войск над французами за особо выдающиеся заслуги в войне Собакино было отдано Петру Ивановичу Багратиону 6. Князь Багратион начал строить каменную церковь в честь победы в Отечественной войне. Были вложены большие средства, но из-за тяжелых ран князь умер и строительство приостановилось. Позже церковь все же была достроена.

В 1940 году село Собакино переименовали в Красный Бор. В советское время у ряда старых поселений с неблагозвучными названиями стали появляться новые. В Собакине на общем сходе крестьян было решено переименовать его в Сосновый Бор, ведь вдоль села растёт красивый сосновый бор. Но село с таким названием уже существовало в Шатковском районе, поэтому село назвали Красным Бором. Издавна в народе «красным» называли всё красивое. Да, село красиво – «красно» 12.

2.2. Троицкая церковь

Итак, строительство храма в селе Собакине (так прежде называлось село Красный Бор) было начато в 1812 году, при жизни князя Багратиона. После его смерти в сентябре 1812 года строительство было приостановлено из-за нехватки средств. Что же было дальше?

В интернете мы нашли информацию, что церковь в селе Красный Бор Шатковского района Нижегородской области действующая, называется Церковь Троицы Живоначальной и имеет престолы Троицы Живоначальной, Сретения Господня, Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца. Архитектурный стиль – классицизм. Год постройки – 1833 11. Вот и вся информация. Немного.

Елена Викторовна Жеравкова – мой учитель – посоветовала обратиться к книге «Нижегородская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года» (Санкт-Петербург, 1863 г.). В ней мы нашли село Собакино. Это село при реке Теше, в котором 405 дворов, есть две православные церкви, сельское управление, училище и базар 1. Значит, в 1859 году здесь уже была церковь, ее строительство завершилось. Оказалось, здесь была и вторая церковь.

Чтобы узнать о дальнейшей судьбе красноборского храма, мы отправились в местную библиотеку в надежде найти больше информации там.

Б иблиотекарь Красноборской библиотеки Елена Дмитриевна Баранова рассказала нам много интересного. После смерти князя Багратиона строительство церкви продолжил зажиточный житель соседнего села Озёрки - крестьянин Алексей Кузнецов. Он взялся закончить строительство храма на свои деньги и на средства жителей ближайших сёл.

Строилась церковь долго. Глину для кирпича добывали здесь же – на Морковной горе, которая находится сразу за селом. Там были большие залежи глины. На 36 метровую колокольню были подняты колокола, в том числе и самый большой колокол в округе весом 360 пудов (а это почти 6000 кг). Звон этого колокола был слышен иногда и в Арзамасе – за 20 км от села.

О фициальной датой открытия храма считается 1833 год. Однако известно, что церковь была достроена уже в 1832 году и открыта в праздник Пресвятой Троицы, поэтому и названа Троицкой. Если верить календарю, в 1832 году Троица была 10 июня, а значит, можно определить точную дату открытия церкви: 10 июня 1832 г. (по новому стилю), 29 мая 1832 г. (по старому стилю) 8.

Главный престол летнего храма был освящен в честь Пресвятой и живоначальной Троицы. В помещении зимнего храма имеются три придела. Центральный престол (позднейший по основанию) освящен в честь Сретения Господня. Престолы боковых приделов – в честь Святителя Николая (левый) и Казанской иконы Божией Матери (правый). Соответственно имеется четыре престольных праздника 10.

И стория строительства храма тесно связана с предками патриарха Святейшего Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) (1867—1944). Дед патриарха иерей Иоанн Страгородский был назначен настоятелем церкви в Собакине Арзамасского уезда в 1828 году. В период его настоятельства его трудами и заботами в селе и была построена и освящена трехпрестольная каменная церковь во имя святой Живоначальной Троицы. В 1833 году иерей Иоанн был утвержден в должности благочинного. Он служил в селе Собакино до 12 ноября 1851 года. Здесь у супругов Иоанна Страгородского и Пелагеи Васильевны 13 октября 1843 года родился сын, которого при крещении нарекли Николаем. 5 Николая - отца будущего святейшего патриарха Московского и всея Руси Сергия - крестили здесь же, в Троицкой церкви. Здесь же, на территории церкви, Иоанн Страгородский и был похоронен. Рядом похоронен и Алексей Кузнецов, житель села Озёрки, продолживший строительство храма после смерти князя Багратиона.

Стараниями благотворителей храм украшался прекрасными иконами и хоругвями. Для совершения богослужения приобретались облачение священников и церковная утварь. До сих пор в храме сохранились старинные нотные книги, поэтому можно предположить, что в приходе существовал профессиональный церковный хор. В церкви также сохранился и Устав, где указан год открытия церкви и обязанности, которые должны выполнять её служители.

Имелась в селе и вторая церковь – деревянная. Она находилась на приходском кладбище и была переведена туда из села при постройке каменного храма. Престол ее был освящен в честь Всех Святых. Построена она была еще р аньше – не позднее XVIII века. По описанию 1798 года, изложенному в «Экономических примечаниях к атласу Арзамасского уезда» (1798 г.), «село (Собакино) положение имеет при озере безымянном, вытекающем из реки Тёши, и при двух копанных прудах. В том селе церковь деревянная во имя Казанския Пресвятыя Богородицы с приделом святителя и чудотворца Николая, одноэтажная» 4.

Церковное хозяйство для обоих храмов было общим и заведовал им один староста. Имелись еще и часовни. Первая, каменная, находилась в 15-ти саженях от кладбищенской церкви, с северо-восточной стороны. Она была построена в 1911 году усилиями прихожан в память рождении Его Императорского Высочества, Великого князя, цесаревича Алексея, сына Николая II. Колокольня была покрыта железом и обнесена деревянной оградой. Вторая часовня, деревянная, находилась в 2,5 верстах (2,7 км) от села, в лесу за рекой Тешей, над колодцем под названием Святое.

Постепенно сгущались сумерки над Россией, церкви закрывались, проводились антирелигиозные пропаганды, беседы и агитации. Но храм в селе Красный Бор не был разорен, и богослужения совершались здесь до 1938 года, хотя колокола были сняты еще в 1935 году. Неоднократно власти пытались разорить храм полностью, но жителям удавалось препятствовать этому – властям даже не отдавали ключи. Их передавали по селу, прятали, чтоб сохранить церковь.

Жители села сговорились, чтобы собраться всем около церкви, когда придут снимать колокола. По сигналу звона большого колокола люди прибегут к церкви и не дадут снять колокола. Самый большой колокол весил 312 пудов. Его звон был слышен за 20 км – до Арзамаса. Были также маленькие и средние колокола. Звон их был очень важен для сельчан. В Пасху три дня звонили перезвоном маленьких колоколов. Средний колокол частым звоном сообщал о пожаре. Когда в селе умирал человек, то трижды звонили в большой колокол, подавая сигнал об умершем. Все люди жалели о том, что без колоколов жизнь в селе будет мертва.

Но партийные и комсомольцы не считались с мнением народа. Говорили одно: по решению Сталина все колокола должны быть отправлены для переплавки на пушки. Приезжали даже начальники из Шатков, чтобы разгонять людей. Женщины плакали, просили, чтобы трижды в последний раз ударили в колокол, но людей не слушали.

С тарожилы рассказывали, что большой колокол не проходил в отверстие окна колокольни, тогда наверху и с боков сломали кирпичи и выбросили колокол сверху. Когда летел, он прозвонил три раза, тем самым словно выполнив волю народа. Упав, он вонзился в землю наполовину, но не разбился. Его разбивали лебёдкой и кувалдой. Малые колокола разбивались сами - при падении на землю. Их кусочки собирали жители и уносили со слезами домой. Без звона колоколов будто вымерло село, стало очень тихо. Долгое время церковь не работала.

Удивительным является тот факт, что Троицкий храм «необруганный». Даже в самые трудные для религии годы здесь не было складов и других хозяйственных и светских помещений.

В годы Великой Отечественной войны политика власти в отношении православной церкви изменилась. В 1946 году по ходатайству верующих удалось выхлопотать разрешение на открытие храма. Вопрос об открытии прихода решал лично Михаил Иванович Калинин, видный партийный деятель того времени. К нему на прием в Москву, в Кремль, поехали жительницы села, и среди них активистка Вера Алексеевна Кознова. Приема ждали неделю. Наконец- то их вызвали к Калинину. Они показала бумаги, где подписались жители сёл с просьбой об открытии церкви, «долго объясняли, как церковь помогает духовно расти людям, быть чище, терпимее друг к другу» 3, с.3 и разрешение на открытие было дано. Кознова В.А. сразу поехала в Шатки. В исполкоме на основании распоряжения из Кремля выдали разрешение на открытие церкви.

Сход жителей села решил назначить старостой церкви Веру Кознову. Она с великим желанием стала восстанавливать всё в церкви. Ходила пешком в Арзамас по хозяйственным делам. Нанимала художников, которые обновляли иконы и восстанавливали лики святых. Всё реставрировали на средства жителей села. После реставрации церковь засияла.

3. Заключение

Данная работа представляет собой результат исследования истории архитектурного памятника села Красный Бор – Троицкой церкви. Изучая различные материалы сельской библиотеки, архивные документы, газетные статьи мы узнали много нового о храме, построенном в далёком XIX веке.

Выводы.

  • Троицкий храм – это старинный храм с интересной судьбой. Храм, в отличие от многих, «необруганный»: в нем никогда не было складских или светских помещений.

  • Храм получил свое название от праздника Святой Троицы, в день которой совершилось его открытие: 10 июня 1832 г. (по новому стилю), 29 мая 1832 г. (по старому стилю). Сейчас церковь в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы, заложенная в честь победы русских войск над французами в войне 1812 года по решению князя Петра Ивановича Багратиона, – украшение села Красный Бор.

  • Необычна и история самого села Красный Бор. Оказалось, что оно имело другое название – Собакино – и было достаточно большим и значимым в округе.

  • Храмы – это общее наше достояние. Храмы на Руси всегда воздвигались всем миром и забота об их сохранении – дело общее.

В результате работы мы выяснили, что у каждого храма есть своя история. И каждая эта история необычна и интересна. А самое главное мы поняли, что в истории каждого храма заключена память о его малой родине, которую мы должны беречь и хранить для себя и будущих поколений.

Перспективы исследования.

  • Изучить особенности архитектурного стиля, представленного в Троицкой церкви села Красный Бор. Говорят, что сверху она похожа на корабль.

  • Изучить внутренне убранство храма.

4. Список источников информации

  1. Нижегородская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. - Санкт-Петербург, 1863 г. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16029-vyp-25-nizhegorodskaya-guberniya-po-svedeniyam-1859-goda-1863#mode/inspect/page/84/zoom/4 (по состоянию на 30.03.2023)

  2. Нижегородские губернские ведомости. - № 62, 63. - 1849 г. https://forum.vgd.ru/2340/97721/ (по состоянию на 30.03.2023)

  3. Спасская Ю. Так наши предки церковь отстояли / Ю.Спасская// Новый путь. – 2013. – № 59. – С. 3.

  4. Экономические примечания к атласу Арзамасского уезда", 1798 г. https://www.prlib.ru/item/899520 (по состоянию на 28.03.2023)

  5. https://шатковская-библиотека.рф/index.php/kraevedcheskij-ekskurs-po-shatkovskomu-rajonu/41-ne-ukazano/550-khramy-shatkovskogo-rajona(по состоянию на 30.03.2023)

  6. https://ratnik.tv/m/articles/heroes/gruzinskiy-lev/ (по состоянию на 30.03.2023)

  7. https://kartaslov.ru/значение-слова/кравчий (по состоянию на 28.03.2023)

  8. https://materinstvo.ru/art/18901 (по состоянию на 03.04.2023)

  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Красный_Бор_(Шатковский_район) (по состоянию на 28.03.2023)

  10. http://shatk-3.cerkov.ru/ (по состоянию на 30.03.2023)

  11. https://sobory.ru/article/?object=08182 (по состоянию на 28.03.2023)

  12. https://vk.com/wall-167466565_417(по состоянию на 28.03.2023)

Просмотров работы: 131