Святые места малой Родины

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Святые места малой Родины

Базаров Э.Б. 1
1МОУ Верхне-Иволгинская СОШ Иволгинского района Республики Бурятия
Дарханова В.П. 1
1МОУ Верхне-Иволгинская СОШ Иволгинского района Республики Бурятия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Моя исследовательская работа «Святые места малой Родины» - это первая попытка обобщения материала, которые я собрал и как результат моей поисково-исследовательской работы под руководством педагога Дархановой Валентины Павловны. То, что в каждом районе Бурятии есть свои святые места: священные камни, горы, источники, озера, деревья, животные, знают теперь не только старожилы, но и мы молодое поколение.

Байкальский регион имеет богатую мифологию, историю, древнюю, сложную и обрядовую культуру, которая передается из поколения в поколение.

Бурятия – многоконфессиальная республика, где находятся разные культовые объекты. И сегодня, я думаю, для возрождения и развития культуры всех народов, населяющих Бурятию, необходимо понимать ценности каждого этноса и каждой этнической группы о неповторимости, самобытности, которые обогащают общечеловеческую культуру.

Бурятия богата легендами и преданиями, связанными с историческими мифологическими именами. Это и Чингисхан, по легенде давшей название всей Джидинской долине, Гэсэр, где каждая вершина Окинского района овеяна сказаниями о бурятском эпическом герое, Бабжа-Барас батор, с именем которого связаны названия многих местностей в Хоринском, Еравнинском, Заиграевском районах.

Бурятия – горная республика. Буха-Ноён, Бурхан Баабай, Баян-Тугад, Бархан уула, Хангай уула, Буринхаан уула, на вершинах или у подножиях этих священных гор устраиваются обряды поклонения.

В своей работе я представляю свой Иволгинский район – край загадочный и манящий, где находится нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова, которое заслуживают особого должного внимания, Иволгинский дацан – центр буддизма России, Янгажинский дацан – единственный в мире Дворец Ваджрадхары, Будды Изначального. Представленные на ваш суд материалы являются доказательством моего неподдельного интереса к своим историческим корням, гордости за красоту своего родного края и чувства сопричастности к наследию прошлого.

Актуальность: Каждый человек дорожит своей родиной и считает, что нет на свете места лучше и прекраснее. Поэтому я выбрал тему свой работы «Святые места малой Родины». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился и живет. Малая Родина есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

Цель: Собрать и изучить информацию об истории Иволгинского и Янгажинского дацанов в Иволгинском районе Республики Бурятия; узнать как можно больше о происхождении, возникновении и возрождении дацанов. Задачи:

  1. Изучить литературу, интернет ресурсы о святых местах;

  2. Сбор информации из воспоминаний старожилов;

  3. Обработка найденной информации.

История темы:

Народная мудрость гласит: « В гостях хорошо, а дома лучше». После недолгого пребывания в гостях я всегда тороплюсь к своему родному дому, к папе, маме, к сестре, брату. Вот я уже в родном селе Верхняя Иволга. Вижу свои любимые места, где мы с ребятами играем, вижу свой Иволгинский дацан, вот моя улица, вот - мой дом родной… Это чувство любви к своей малой Родине!

Объект исследования: Янгажинский дацан, Иволгинский дацан Иволгинского района.

Предмет исследования: история Янгажинского и Иволгинского дацанов – святых мест Иволгинского района.

Методы исследования: анализ литературы, опрос, фотосъёмка, наблюдение, экскурсия, встречи с ламами, сбор информации из книг, газет, журналов, сайтов, обработка информации.

Гипотеза: если знать историю своей малой Родины, историю святых, памятных мест, то мы сможем ею гордиться, жить с уверенностью в завтрашнем дне, быть настоящим хозяином на своей земле.

Проблема: мы живём на территории таких уникальных мест, но мало знаем о них.

Янгажинский дацан

«Возрождая святыню, исправляем карму» - так считают верующие Бурятии, которые за три года методом народной стройки возвели на историческом месте Янгажинского дацана единственный в мире Дворец Ваджрадхары, Будды Изначального, или Очирдари бурханай Ордон. Его освящение состоялось 20-21 сентября 2020года в Янгажинском дацане «Даши Шарвавлин», связанном с именем ХII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Именно здесь, в Оронгойской степи, по которой ныне пролегает федеральная автотрасса Улан-Удэ - Кяхта, с 1825 года  начинается история Янгажинского дацана. Согласно книге Г-Д.Нацова «Материалы по ламаизму», «сначала отделились 10 лам, которые возвели войлочный дуган у истока реки Янгажин, северо-восточнее нынешнего дацана». Они избрали Ширээтэ ламой Гасуй ламу и начали проводить хуралы. В этом же году прихожане были разделены на четыре аймака, а внутри каждого на три десятка. На южной стороне дугана образовался ользоновский аймак, на западе – харанут, бумалский аймак, на севере – буян, баабай-хурамши аймак, на востоке – саралтайский аймак. Согласно архивным данным, разрешение на строительство деревянного Янгажинского дацана «Даши Шарвавлин» с четырьмя малыми сумэ было получено от Иркутского гражданского губернатора 5 февраля 1832 года, а уже 23 мая того же года был заложен фундамент главного дугана. На его строительство было собрано более 15 тыс. руб., 1 500 бревен и 800 досок. По официальным документам, стационарное здание Янгажинского дацана было внесено в реестр списка бурятских дацанов указом иркутского губернского правления 5 февраля 1831 г. за № 4631. 4 числа последнего летнего месяца 1834 года дацан был освящен.

В этот период наблюдался строительный бум. Увеличилось общее число дацанов по всей территории расселения бурят, произошли существенные изменения в их облике. Фактически в этот период большинство бурятских дацанов были заново перестроены и реконструированы, здания цокчен дуганов (соборных храмов) заменены новыми, несмотря на ограничительные статьи «Положения о ламаистском духовенстве...» и специальных циркуляров. Строительный бум свидетельствовал об усилении материальной базы дацанов, развитии культовой системы бурятского ламаизма и росте влияния буддийской церкви и духовенства в жизни бурятского общества. В 1868 г. старое здание Янгажинского дацана с разрешения генерал-губернатора было полностью отремонтировано: заменена крыша, стены с наружной стороны обшиты тесом и окрашены. Помимо дугана на территории дацана к 1832 году были построены 4 сумэ (малые храмы):

  • Докшит — посвящённый Защитникам Учения Будды,

  • Аюши — посвящённый Будде Долгой Жизни Амитаюсе,

  • Гунрик — в честь Будды Вайрочаны,

  • Шакьямуни.

Сумэ Шакьямуни был разобран и на его месте в 1899 году построили двухэтажное здание Чойра-дугана, в котором разместилась школа цанид (буддийской философии). В 1902 году остальные три сумэ были перестроены и расширены. К началу XX века Янгажинский дацан представлял собой большой монастырский комплекс с ритуальными, учебными, служебными, хозяйственными зданиями, типографией, вокруг которого располагалось свыше 200 ламских домов. При дацане проживали 111 лам.

Янгажинский дацан тесно связан с двенадцатым Пандидо Хамбо ламой Даши-Доржо Итигэловым, где он был ширэтэ ламой (настоятелем) с 1904-го по 1911-ый год. Во время русско-японской войны, Даши-Доржо Этигэлов, перед отправкой на фронт благословил  300 казаков и все они вернулись живыми.  При его поддержке и помощи были возведены дуганы Чойра, Дэважин, Майдар. Этигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние.

На территории Янгажинского дацана, летом 1927 года,  Даши-Доржо Этигэлов  принял решение уйти из этого мира, чтобы вновь вернуться к нам через 75 лет. Хамбо-лама собрал учеников и велел им читать специальную молитву для умерших. Ученики не стали читать ее при живом Учителе, тогда Хамбо-лама начал сам. Его последователи подхватили,  и под общую молитву Этигэлов   ушел в нирвану.

При Этигэлове в 1905 году на месте Гунрик-сумэ был построен Дэважин-сумэ в качестве резиденции Далай-ламы XIII Тхуптэн Гьяцо, прибывшего в Ургу в том же году. Его полномочный представитель Агван Доржиев, в то время являвшийся фактически первым министром двора Далай-ламы, планировал пригласить его с визитом в Россию, и по дороге буддийский иерарх должен был остановиться в Янгажинском дацане.

По другим данным, Дэважин сумэ был построен в память о воинах-земляках, погибших во время русско-японской войны. В 1911 году здание сумэ сгорело. В том же году храм восстановили на средства Этигэлова и прихожан.

В 1913 году вместо старого здания главного храма было построено трёхэтажное каменное здание Цогчен-дугана. Строительство велось на пожертвования буддийских священнослужителей и прихожан. В последующие годы Янгажинский дацан продолжал развиваться и расширяться. В 1917 году открыт Манба-дуган, в которой начали учиться будущие эмчи-ламы (врачи тибетской медицины). В 1918 году построены Дара-Эхэ-сумэ и Дуйнхор-сумэ. В 1923 году построен Джуд-сумэ.

Любое строительство здесь проводилось на пожертвовании верующих. Так как все постройки в дацане были деревянными, то случались пожары. Зимой 1910 года сгорел первый Чойра дуган, а в 1911-м Деважин дуган, возведенный в 1905 году в память о погибших в русско-японской войне прихожанах. Ширээтэ лама дацана Д.Д. Этигэлов пожертвовал на их восстановление все свое состояние – дом, домашних животных, одежду на сумму 15 тысяч рублей, положив начало сбору пожертвований среди населения. На собранные деньги трое лам были отправлены в Долон нур, где мастера сделали «Деважингын шутэн».

Для поклонения будущему Будде Майтрейя в 1920 году на средства Д.Д. Этигэлова был воздвигнут Майдари дуган. Колоссальная статуя Будды Грядущего имела в высоту 80 локтей по существовавшей тогда у бурят мере измерения. Для её изготовления из кедрового урочища близ Иволги везли деревья на 20 подводах. Весь состав оронгойской школы мастеров во главе со знаменитым скульптором, Габжа ламой Янгажинского дацана Санжи-Цыбик Цыбиковым участвовал в возведении бурхана и строительстве Майдари дугана. Украшения, внешний и внутренний декор здания были сделаны художником Базаром Будаевым.

Янгажинский дацан не избежал трагедий политических репрессий. По данным на июнь 1925 года, здесь числилось свыше 370 лам и хувараков. Этого дацана не коснулся внутрицерковный раскол на обновленцев и консерваторов, некоторые явления были решительно пресечены дацанским Советом во главе с Аюшей Гармаевым.

В 1930 органами ОГПУ было арестовано 35 лам, которые содержались в тюрьме до сентября этого же года. Десять лам из них были осуждены «тройкой» ОГПУ по Восточно-Сибирскому краю. Это Ширээтэ лама Аюша Гармаев – по ст. 58-10 к 3 годам ссылки в Туруханский край; Габжа ламы Пурбо Доржиев – по ст. 58-10 к 10 годам лишения свободы, Тогочи Кишиктуев – по ст. 58-10, 58-11 к 10 годам лишения свободы, Данзан Мункуев – по ст. 58-10,58-11 к 5 годам лишения свободы, Палам Очиров – по ст. 58-10, 58-11 к 5 годам лишения свободы, Санжинима Раднаев – по ст. 58-10, 58-11 к 3 годам лишения свободы с конфискации имущества, Даба Цыденов – по ст. 58-10, 58-11 к 3 годам ссылки в Туруханский край; Базар Цырендоржиев по ст. 58-10, 58-11 к 10 годам ссылки в Туруханский край; Самбу Чагдуров – по ст. 58-10, 58-11 в ссылку в Бодайбинский район; Аригун Эрдынеев - по ст. 58-10, 58-11 к 10 годам лишения свободы, Даши Юмсурунов – по ст. 58-10, 58-11 к 3 годам лишения свободы. Остальные ламы были освобождены за недостаточностью улик.

В последующие два года из числа лам Янгажинского дацана были привлечены к уголовной ответственности и осуждены. Габжа ламы Ендон Баирбиликтуев – по ст. 58-10 к 5 годам лишения свободы, Буда Тыкшинов – по ст. 58-10 в ссылку; Ширээтэ лама Гончик Гомбоев, Цыден Жамбалов – по ст. 58-10 в ссылку; Ухиной Ринчинов – по ст. 58-10 к 10 годам лишения свободы; Данзан Цыденов по аналогической статье – к 5 годам лишения свободы; Гэбшэ ламы Гэлэк Санжиев – по ст. 58-8 к 10 годам лишения свободы, Убугунов Буда по ст. 58-7, 58-10, 58-11 к 5 годам лишения свободы; Габжа ламы Хайдапов Лубсан – по ст. 58-2, 58-10 к 5 годам ссылки в Баунтовский район; Бальжир Чагдаржапов – по ст. 58-10, 58-2 к 5 годам лишения свободы, Ендон Дашапылов – по ст.58-10, 58-1, 59-9, 84 выслан в Бодайбинский район; руководитель школы Чойра Цырен Убугунов – по ст.58-10 к лишению прав проживания в 12 центральных пунктах и пограничных районах сроком на 3 года: Радна Цырендондоков – по ст. 58-10, 58-1, 59-9, 84 выслан на Бодайбинский район; направлены на принудительное военно-тыловые работы Намжил-Доржи Ринчинов, Цыден-Дамба Доржиев.

В Янгажинском дацане ежегодно проводился Цам Калачкара, на который собирались жители Оронгоя, Баянгола, Иволги, Янгаажина. В 1934 году он состоялся здесь в последний раз.

В 1938 году во время сталинских гонений на религию Янгажинский дацан был закрыт. Многие ламы были репрессированы. Дуганы и сумэ были разобраны. В 1940 году жилые дома бывшего дацана были переданы в распоряжение Иволгинского исполкома.

В июле 2017 года методом народной стройки начато возведение нового здания возрождающегося Янгажинского дацана. Множество людей приняли участие в восстановлении дацана, строительстве Дворца Ваджрадхары. Желающие приезжали помогать кто по одному, кто группами (друзей, одноклассников, родственников). Принимали участие непосредственно в строительстве, оказывали помощь в уборке от строительного мусора и выполняли прочие работы. Ведь помощь от чистого сердца с добрыми намерениями – это невероятная добродетель:  будет сопутствовать удача во всем. По словам Ширээтэ-ламы Дуйнхор дацана, декана факультета Дуйнхор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» имени Д.Д.Заяева, уроженца Оронгоя Б.Цыденова, в этом великом деле участвовали все неравнодушные люди. Досточтимый Буда лама, под чьим началом возрождается Янгажинский дацан «Даши Шарвавлин», считает, что через 82 года после его разрушения потомки тех, кто в 30-40-е годы прошлого столетия уничтожал храмы, исправляют таким образом свою карму ...

19 сентября 2020 года в дацане прошёл первый молебен — освящение единственного в мире Дворца Будды Ваджрадхары. 20 сентября состоялось торжественное открытие. Янгажинский дацан сегодня вызывает всеобщее восхищение Дворцом Очирдари, Будды Изначального и Ступами словно по волшебству возникшими посреди степи. Девять Ступ шириной 4.20 м и высотой 7.30 м возведены представителями разных родов и поселений Иволгинского района Бурятии. Ряд традиционных восьми белоснежных Ступ в ознаменование восьми подвигов Будды Шакьямуни дополнен еще одной — Ступой божества Идама Калачакра синего цвета. Ему возносили молитвы и практиковали первый Пандито Хамбо-лама Дамба-Доржо Заяев и ХII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов.

Иволгинский дацан

   У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.

С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в стране в середине XX века. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга». В 1945 году в неприметной бурятской деревушке появился странный дом: его деревянные стены возвели своими руками освобожденные из сталинских лагерей ламы – последователи священного пути самого Будды. По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. И это событие стало знаковым для всей республики Бурятия, ведь уже в 1951 году на месте первых построек красовались изящные храмы, полные тайн и святынь.

12 декабря 1945 года во главе с гэбши Галсаном Хайдубом был проведен первый открытый молебен «Сахюусан хурал». В феврале 1946 года новогодние молебны – «Сагаалганай хурал» – прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов. 21-23 мая 1946 в Улан-Удэ проходило совещание представителей верующих буддистов и лам БМАССР, Читинской, Иркутской областей и Тувинской автономной области. Совещание обсудило и утвердило положение о ламаистском духовенстве и избрало Временное Центральное Духовное Управление буддистов (ВЦДУБ). Членами ВЦДУБ были избраны: лама Лубсан Нима Дармаев, ламы Дагба Доржиев, Ринчин Жамьянов, Самбу Жигмитов, Хайдуп Галсанов, гэбши лама Хомушку Амурта и Шагдар Тарасунов. Председателем Временного Центрального Духовного Управления буддистов – Пандито Хамбо ламой был избран Лубсан Нима Дармаев. До 1984 он неизменно оставался на этом почетном и ответственном посту. За двадцатилетнюю деятельность Хамбо лама Жамбал Доржи Гомбоев провел огромную работу по восстановлению и укреплению авторитета буддийской церкви не только в  СССР, но и за рубежом.

В 1968 со своими официальными визитами в СССР и БАССР (Бурятскую Автономную Советскую Социалистическую Республику) Иволгинский дацан посетили пять иностранных делегаций во главе с:

  1. Випуласара Тхеро — видным общественным деятелем Цейлона

  2. Г-ном Суманатисса — президентом буддийского общества Шри-Ланки

  3. Монахом Гомчен Чода — глава буддийской делегации Сиккима (Княжество Индии)

  4. Король Сиккима Балдан-Дондок-Намжил с королевой и секретарем Балдар-Доржи

  5. Досточтимый Бакула Римпоче — глава индийской буддийской делегации.

В 1970 построен восьмистенный храм, который впоследствии был преобразован в Дэваажин дуган. В 1976 поставили главный Соборный храм — Цогчен дуган.  Иволгинский дацан - это крупнейший буддийский монастырский комплекс в России и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.

В настоящее время в монастырский комплекс входят: 

  • Согчен дуган – центральный соборный храм Иволгинского дацана, его освящение состоялось в ноябре 1976 года. 

  • Этигэлэй Хамбо ламын Ордон – Храм-дворец Пандито Хамбо ламы Этигэлова. Этот дуган воссоздан по сохранившимся старым фотографиям одного из дуганов Янгажинского дацана, который строился до революции под руководством в то время ширээтэ ламы Янгажинского дацана Этигэлова. 

  • Сахюусан сумэ – деревянный дуган квадратной формы, посвященный Дхармапалам – защитникам Учения Будды. Возведен в 1986 году.

  • Чойра дуган – это здание было первым Согчен дуганом Иволгинского дацана, впоследствии преобразовано в факультет философии Чойра. Возведено в 1947-1948 гг. 

  • Диважин дуган – Чистая Земля Будды Амитабхи, глинобитное восьмистенное двухэтажное здание, возникшее в 1970-х гг. как Согчен дуган. Диважин, или Сукхавати (санскр.), Дэвачен (тиб.) посвящен теме Чистой Земли, или Западного Рая, созданного Буддой Амитабхой. 

  • Майдарин сумэ – небольшой деревянный храм Будды Майтреи, основанный в 1970-е гг. 

  • Жуд дуган – тантрический храм. 

  • Маниин дуган – храм бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (Арьяа Баалы). 

  • Ногоон Дара Эхын Сумэ – дуган Богини Зеленой Тары (2010 г.). 

  • Гунриг дуган – посвящен Будде Вайрочане, Божеству Гунриг. Освящение состоялось в 2014 году. 

  • Оранжерея для cвященного дерева Бодхи. 

  • Священные ступы-субурганы. 

Это самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. В переводе с тибетского языка «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин» – «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».

Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ».

После обретения в 2002 году Драгоценного Неиссякаемого Тела XII главы буддистов России Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Этигэлова, в Иволгинском дацане возведен Дворец Хамбо Ламы Этигэлова, теперь дацан является резиденцией двух Хамбо лам.

На территории монастырского комплекса также расположены здания резиденции действующего XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, резиденции Дид Хамбо ламы по Республике Бурятия Дагбы Очирова. Художественная мастерская «Эрхим Дархан» («Искусный мастер») и Галерея искусств народов Азии, различные служебные помещения, дома лам, столовая и гостиница. При дацане действует визитно-информационный центр.

В Иволгинском дацане находятся пять субурганов — ступ, своеобразных памятников важнейших священных событий буддистов. Считается, что их возводили еще при жизни Будды Шакьямуни. Случалось, в них хоронили лам, в домашнем алтаре каждого верующего есть маленькая копия ступы.

Кроме этого, на территории дацана действует Буддийский университет Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева. Название с тибетского переводится как "земля счастливого учения". Открыт в 1991. Институт и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в РФ, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии. 16 июня 1999 получил лицензию высшего учебного заведения. Решением Сугунды Сангхи России от 2003 университет был наименован в честь Дамба Даржа Заяева Первого Пандито Хамбо ламы, Главы “ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья”.

В настоящее время обучаются около 100 студентов-хувараков на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском. На институт этот комплекс, состоящий из длинного барака и нескольких деревенского вида построек, мало похож. Однако репутация у Даши Чойнхорлин в буддийском мире высокая. Юноши-хувараки за пять лет учебы в институте становятся высокообразованными, причем в современном смысле этого слова людьми — со знанием английского, информатики, основ естествознания. Институт выпускает священнослужителей, ученых буддологов и востоковедов, специалистов по старомонгольскому и тибетскому языкам. Лучших студентов-хувараков отправляют продолжать образование в Индию, где в изгнании пребывает Далай-лама14. В 1992 Далай-лама14 посетил Бурятию,и благословил землю Забайкалья и все народы, живущих на ней.

В Иволгинском дацане находится скульптура "Маленький Будда" скульптора Даши Намдакова ,известного на весь мир своими произведен иями.  

В Иволгинском дацане совершаются молебны, посвященные Защитникам Учения (Сахюусанам)  Жамсаран и Балдан Лхамо.

Для одной из главных святынь Иволгинского дацана — дерева "бодхи", или баньянового дерева, которое по латыни называется "фикус религиозус" (ficus religiosus), построена специальная оранжерея. Более 30 лет назад тогдашний Хамбо Лама России Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, который дал начало целой роще. Для буддистов это дерево священно — под ним Будда достиг полного Просветления.

Одна из наиболее почитаемых буддистами святынь на территории России — храм Чистой земли. В этом храме хранится драгоценное тело 12 Хамбо Ламы Итигэлова. Хамбо Лама Итигэлов умер в 1927, будучи в состоянии медитации. Своим ученикам он завещал, чтобы они пришли через 30 лет и посмотрели на его тело. В 1955 члены делегации во главе с Хамбо Ламой Бармаевым подняли тело, убедились в его сохранности и обратно возложили на то же место. В 2002, через 75 лет после захоронения, тело было перенесено в дацан. Когда тело ламы обследовали эксперты-патологоанатомы, их поразила фантастическая его сохранность - никаких следов тления, полная подвижность суставов, цвет кожи естественный, на ощупь она мягкая, словно живая. Буддисты считают, что в теле Итигэлова проявляется дух Будды и что лама жив. Далай-лама 14  выразил мнение о том, что, возможно, Хамбо Лама погрузился в состояние глубокой медитации и тончайшая форма его сознания “намши” продолжает находиться в теле. В любом случае, это единственный факт, подтверждающий возможности буддийских йогинов.

Тело Итигэлова хранится во дворце Хамбо ламы. К нему открывают доступ лишь восемь дней в году — на это время его переносят в Согчен Дуган.

В Иволгинском дацане давно сложился определенный распорядок проведения богослужений — ежедневных служб и больших хуралов (например, каждый день, когда разрешено посещение тела Итигэлова, сопровождается хуралом). Каждый год здесь проводятся большие осенний и зимний хуралы, летом — праздник Майдари в честь бодисатвы Майтрейя — символа любви, надежды на будущее и сострадания. Считается, что Майтрей — преемник самого Будды. Праздничная церемония длится несколько дней и завершается торжественным шествием верующих вокруг храма. Во главе процессии на колеснице едет лама, держа в руках статую Майдари.

Ежемесячно в Манин дугане проводится трехдневный духовный обряд (ретрит), принять участие в котором могут все желающие. В течение этого времени участники ретрита ночуют в домах лам, читают мантры, совершают поклоны. Перед тем, как приступить к выполнению практики, каждый дает обет не убивать, не лгать, не есть, не пить спиртного, молчать. Цель ритуала — очиститься от зла и научиться сострадать всем видам живых существ, которых в буддизме шесть — жители ада, голодные духи, животные, люди, полубоги и боги.

Изучив информацию, полученную из литературных источников, я решил поделиться с одноклассниками своими знаниями. Для них я подготовила презентацию об Иволгинском и Янгажинском дацанах и буклеты- памятки «Как вести себя в дацане» (Приложение). 

Моя работа заинтересовала ребят и они решили помочь в дальнейших исследованиях.

Мы провели устный опрос жителей села Верхняя Иволга, попросив их ответить на три вопроса:

- Ходите ли Вы в дацан?

- Как часто вы посещаете дацан?

- Что испытывает человек после посещения дацана, общения с ламами? (Приложение)

Было опрошено 100 жителей. Нам удалось выяснить:

76% населения ходят в дацан не только в буддийские праздники, но и просто на ежедневные хуралы;

Свои чувства после посещения дацана каждый человек описывает по-разному, но все они сходятся в одном - это умиротворение, очищение души, желание жить в согласии с собой и окружающими, совершать благие дела.

Заключение.

У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для меня – нечто иное. Завершая свое маленькое исследование об истории святых мест моей малой Родины помогло мне глубже узнать и понять многовековую историю буддийских святынь как Иволгинский дацан и Янгажинский дацан,которые разрушались и вновь отстроились во благо человечества! Чтобы не случилось нам надо приобщаться к  духовному наследию, беречь и сохранить эти  ценности.

Наша Бурятия стремительно развивается. Возрождается буддийская Дхарма, вселяя в душе воодушевление посещая дацаны и святые места, мы получаем умиротворение, наше здоровье становится крепче, а семейная жизнь- счастливее. Счастливее становится наше общество, и это шанс, что наше общество станет обществом сострадания и милосердия, как сказал Далай Лама XIV, посетив Бурятию.

Список литературы

  1. Бурлакова Т.П. Щедрая долина Иволги Улан-Удэ, 2009 г.

  2. Васильева Я. Д. XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов Москва, 2020 г.

  3. Васильева Я.Д. Альбом Благославенный дворец Пандито Хамбо Ламы Итигэлова Верхняя Иволга, 2009 г.

  4. Дашиева Н.Б. Традиционные общественные праздники бурят. Москва- Улан-Удэ, 2012 г.

  5. Очиров Д. Сакральные места Восточной Сибири

  6. Раднаев Г.Д. Из истории Янгажинского дацана «Даши Шарбаблин» Улан-Удэ, 2011 г.

  7. Торчинов Е.А. Буддизм Санкт-Петербург, 2002 г.

Просмотров работы: 90