1 Введение
В этом году передо мной встала задача написания проекта. Я долго размышляла над выбором темы исследования, так как хотелось осветить важный и актуальный вопрос. Когда мама сказала, что будет лучше, если работа будет о том, что мне действительно близко и интересно, появилась мысль посвятить проект профессии моей мечты – учителю.
Профессия учителя была и остается одной из самых уважаемых, ответственных и почетных профессий. Каждый учитель не только обучает детей, но и воспитывает будущее поколение своей страны. Вместе со знаниями учитель передает своим ученикам такие качества, как человеколюбие, патриотизм, духовность.
Актуальность данной работы определяется значимостью образовательной деятельности на территории России, моего города в частности. Бесспорно, учителю отводится главная роль в системе подготовки учащихся и формировании их личности. Почему же тогда в школах города ощущается дефицит педагогических кадров?
Цель моей работы: Составление «портрета» учителя: вчера, сегодня, завтра для определения своей будущей профессии
Объект: профессия «учитель».
Предмет: качества, которыми должен обладать учитель.
Для выполнения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Определить сущность, возникновение и становление профессии «учитель» - портрет учителя «прошлого»;
Провести анализ профессиональных и личностных качеств современного учителя – портрет учителя «настоящего»;
Составить прогноз, каким может быть портрет учителя «будущего»;
Выстроить мои первые шаги на пути к будущей профессии педагог.
Гипотеза: Возможно, составив «портрет» учителя прошлого и настоящего,
я смогу определить какими качествами должен обладать учитель в будущем.
В своей работе я применяла следующие методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, сравнение, моделирование, анализ и синтез.
В качестве источников информации я в основном использовала языковые словари, энциклопедии, статьи Интернета, архивы школьного музея.
Работа может представлять ценность для учителей школ при проведении классных часов, а также школьников, интересующихся профессией учителя, определения своей профориентации, создании презентаций.
2 Основная часть
2.1 Понятие «учитель»
Для того чтобы узнать, кто такой учитель, я заглянула в толковые словари.
Одно из определений толкового словаря С.И. Ожегова: «Учитель» – лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель[3].
У Т.Ф.Ефремовой: Учитель –
Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе;
Тот, кто научил или учит чему-либо, кто оказывает влияние на развитие, воспитатель, наставник
Тот, кто является главой, автором какого-либо учения, высшим авторитетом в какой-либо области, имеет последователей[2].
Из Википедии: Учитель - одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений[4].
Для себя я сделала вывод, что учитель – это тот, кто учит чему-либо новому и оказывает влияние на развитие учеников.
В настоящее время мы все чаще слышим понятие «наставник», как синоним слова «учитель». Сравнение этих двух понятий представлено в таблице № 1 (Приложение 1).
Функции учителя и наставника отличаются, но бесспорно одно - каждый из этих людей играет свою уникальную роль в нашей жизни.
2.2Возникновение и становление профессии «учитель» - портрет учителя «прошлого»
История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. У всех народов мира педагогом, учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие (Приложение 1,Таблица № 2).
В истории российского образования поворотным стал XVIII в. В результате ряда государственных реформ, начатых Петром I и продолженных его преемниками,
к середине XIX в. сложилась система светской школы, включавшая все три ступени – начальную, среднюю, высшую. Для подготовки отечественных педагогических кадров в 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария, в 1783 г. открылась учительская семинария при Петербургском народном училище, позже при университетах появились педагогические институты, выпускники которых получали право преподавать в гимназиях. Во второй половине XIX в. в системе образования в начальной школе, стало работать много женщин – так возникла тенденция, приведшая в наши дни к преобладанию представительниц прекрасного пола в педагогических коллективах.
Революция 1917 г. открыла новую страницу в истории отечественного образования. Путём проб и ошибок в СССР была создана система обучения, которая охватывала все слои общества и обеспечивала практически стопроцентный уровень грамотности населения. Не жалея времени и сил, учителя передавали новым поколениям советских граждан не только необходимые знания, но и нравственные ценности – трудолюбие, взаимовыручку, умение сопереживать, ценить прекрасное[5].
Как зародилась профессия «учитель» в моем городе - в городе Трехгорный? Рождение города в1952 году в глубине горной уральской тайги, подальше от посторонних глаз, связано с решением правительства РФ построить здесь один из секретных объектов атомной отрасли. Его история и вся его жизнь неразрывно связаны с основой национальной безопасности нашего государства – развитием ядерного оружейного комплекса России (Приложение 1, Таблица № 3).
Основой развития моего города определяется высоким уровнем образования и культурой жителей, наличием высококвалифицированных кадров. В настоящее время в городе функционирует более десяти детских дошкольных учреждений, пять средних общеобразовательных школ, три учреждения дополнительного образования, одно специализированное (коррекционное) муниципальное образовательное учреждение — школа-интернат № 111, профессиональный лицей № 125, филиал Златоустовского политехнического техникума, Трехгорный политехнический институт - филиал МИФИ, представительство ЧелГУ[6].
Школа, в которой я учусь, была образована в 1 сентября 1965 года. Изучив энциклопедию города Трехгорного, я насчитала более 30 выдающихся педагогов, которые внесли и вносят, по сей день, вклад в образовательный процесс моей школы. Хочу отметить, что первые учителя приехали из различных уголков нашей страны. Среди них поистине достойные люди - участники Великой Отечественной Войны и труженики тыла, отличники народного просвещения, ветераны труда и ветераны атомной энергетики и промышленности, многие награждены почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, отмечены благодарственными письмами, лауреаты различных премий. Благодаря честному и самоотверженному труду учителей, школа стала солидной, приобрела авторитет. Постепенно в ней появляется школьный духовой оркестр, драматический кружок с классическим репертуаром, зарождаются спортивные традиции.
Таким образом, издавна авторитет учителя был очень велик. Человек, умеющий «писать и читать», был уважаем и почитаем. Именно учителя, воспитывая в коллективе в труде и заботе о младших, учили подрастающее поколение находить пути решения трудных задач, готовили достойных специалистов, которые поднимали и развивали страну.
2.3 Профессиональные и личностные качества современного учителя – портрет учителя «настоящего»
21 век - школа всегда охотно идёт навстречу новому.
Роль учителя в современном мире неоднозначна. Кто он – «навигатор в мире информации», «эффективный менеджер» или человек, которому вверена важнейшая задача по сохранению национальной идентичности, обеспечивающей преемственность поколений? Сегодня в нашей стране в сфере образования происходят различные преобразования: открываются профильные школы, лицеи, гимназии; введены ЕГЭ, ФГОС; педагоги сами могут выбирать формы, средства и методы обучения; дистанционное обучение становится все более востребованным. Задача, которая сегодня стоит перед педагогами – научить учеников учиться, самообразовываться, уметь искать нужную информацию.
Город Трехгорный находится на территории Госкорпорации «Росатом». МБОУ «СОШ № 112» является школой взаимодействия «Школы Росатом». В ней открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», работает научное общество учащихся «Секретов нет», школьный хор, театр, литературный кружок «Родники», выходит школьная газета «112 новостей», в каникулы «открывает свои двери» детский лагерь «Умные каникулы». Недаром, когда во время анкетирования (Приложение 2) я спросила у ребят 7 и 11 классов, почему они выбрали обучение в МБОУ «СОШ № 112», большинство сказали, что это выбор родителей, соответствие школы современным требованиям (престиж школы) и потому, что учатся или учились другие родственники (Приложение 3). Хочу отметить, что выбор родителей для обучения своих детей именно в школе № 112 как раз и объясняется ее «престижем» в городе Трехгорный. И в моей семье: папа – выпускник школы № 112, в 2021 году окончила старшая сестра, сейчас учусь я, и в этом году пошла в первый класс младшая сестра.
В школе работает 36 учителей, из них 15 выпускников моей школы. Это учителя, имеющие высшую категорию, участники областных и всероссийских конкурсов. Когда я спросила у учителей (Приложение 2), почему они выбрали эту профессию, большинство ответили, что это мечта с детства и, конечно же, они руководствовались любовью к детям (Приложение 3).
Чтобы узнать, какими качествами должен обладать учитель, я обратилась к ребятам. Респонденты особенно отметили: доброта, профессионализм, чувство юмора, справедливость (Приложение 3). Интересно то, что и учителя моей школы также считают, что учитель прежде всего должен быть добрым (Приложение 3).
Учитель и ученик – это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит успех в процессе воспитания и обучения в школе. А какие качества ценят учителя в своих учениках? Об этом я спросила педагогов (Приложение 3). Оказалось, это трудолюбие, ответственность и честность.
На сегодняшний день 112 школа занимает лидирующие позиции в городе и по проектной деятельности и в олимпиадном движении, в сдаче ЕГЭ, а это все результат работы современных учителей школы!
Таким образом, современный учитель готовится к своей профессии с детства, любит детей, добрый, профессионал своего дела, обязательно обладает чувством юмора и ценит в своих учениках трудолюбие и ответственность.
Однако, не надо забывать, что учителя, прежде всего – это разносторонние личности, люди со своими увлечениями и мечтами, которые любят творить, читать в свободное время и путешествовать (Приложение 3).
2.4 Портрет учителя «будущего»- моя будущая профессия
Какое нас ждет будущее? Оно может быть темным, оно может быть светлым…
Развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет переосмыслить привычный подход к учебному процессу, но ясно одно в будущем специалисты в области образования всегда весьма востребованными. Уже сейчас в образовании начинают использоваться инструменты обучения с применением ИТ – онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это дает новые возможности – ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение работать с информацией. Новые технологии позволят сделать образование более индивидуальным –не будет необходимости подстраиваться под общие расписания и пожелания группы учеников, будет учитываться запрос конкретного ученика и его личные особенности. Можно будет выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме. Расстояние больше не будет играть роли – курсы по многим предметам уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. Дистанционные школы придут на смену очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать осваивать нам программу.
Создан сайт «Атлас новых профессий» - это перечень, сборник перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, методы управления и какие новые специалисты потребуются работодателям [12]. Атлас предлагает ряд продуктов и услуг по проведению мастер-классов, обучению и многое другое. Положительные и отрицательные моменты представлены в таблице № 4 (Приложение 1).
Не смотря на все это, хочется отметить, что на вопрос моего анкетирования, какому виду обучения Вы отдаете предпочтение, основная масса учеников и учителей ответили – очному (Приложение 3).
При живом общении с учителем, мы учимся находить общий язык с окружающим миром, контактировать с ним, воспитываем в себе терпение и взаимоуважение. Школьный класс – второй дом для учеников, где они учатся, играют, строят отношения, делают открытия, безопасно развиваются. Учителя показывают, как быть добрым к окружающим и к самим себе, вдохновляют своим примером.
Учитель – проводник для того, чтобы ученик мог найти пути решения поставленных задач, саморазвиваться и самосовершенствоваться, выстраивать свою жизненную позицию.
Это показали и ответы на вопрос из моего анкетирования – влияет ли учитель на выбор Вашей будущей профессии и получение новых знаний для нее. Из 40 респондентов 27 человек ответили, что влияет (Приложение 3).
Учитель должен быть не только творческой личностью, грамотным в своей области, но и уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься своим самообразованием. Педагогу должен быть интересен сам процесс изменения самого ученика – внешние и внутренние.
Сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ» [1]:
У - уникальный, умный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
И - искренний, индивидуальность.
Т - тактичный, толерантный, терпеливый.
Е - естественный, единомышленник.
Л - любящий детей, любящий свою работу.
Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
Что нас ждет в будущем? Сейчас трудно ответить на этот вопрос, но хочется, чтобы школа давала не только знания, но и учила применять эти знания в жизни, устраиваться в обществе, уметь высказывать и отстаивать свое мнение. Хочется с удовольствием ходить в школу!
Одним из вопросов моего анкетирования среди учащихся был вопрос: «Хотите ли вы стать учителем? Почему?» Большинство ответили, что не хотят, потому что профессия малооплачиваемая, трудозатратная, цитирую: «нет уважения со стороны государства».Так мы можем остаться без учителей. Уже сейчас стоит проблема в нехватке учителей.
Но есть анкеты, в которых дети сказали, что хотят стать учителями (Приложение 3). Будущее за нами, за учениками. Я одна из тех, кто хочет стать учителем. Для этого я уже сейчас занимаюсь волонтерством, планирую работать в школьном лагере «Умные каникулы», провожу уроки во время дней самоуправления, хожу в литературный кружок.
На мой взгляд, важно, чтобы профессия была не только высокооплачиваемой и престижной, но и была делом всей жизни, была близка и понятна. Она должна приносить радость и ощущение, что ты находишься на своем месте. Большинство педагогов моей школы любят свое дело и работают с душой. Об одном из таких учителей и написана моя статья для школьной газеты «Человек с большой буквы…» (Приложение 4).
Также мне хотелось бы отметить и сказать слова благодарности всем учителям за их вклад в развитие нашего образования и создание будущего нашего государства в виде стихотворения собственного сочинения «Учителям» (Приложение 5).
Заключение
Настоящий учитель играет очень важную роль в жизни своих учеников - он вдохновляет их, задает направление развития и прививает такие ценности, как упорство, трудолюбие, уважение к себе и окружающим, ответственность и решительность. Общение с учителями начинается с раннего детства и не заканчивается никогда, меняется лишь роль, которую играет учитель в жизни человека.
В своей работе я узнала, что:
- учитель – это тот, кто учит чему-либо новому и оказывает влияние на развитие учеников, сравнила понятие «учитель» и «наставник», определила, что у них общего и чем они отличаются,
- история образования, история учительства началась вместе с историей человечества, познакомилась с зарождением образования в моем городе – составила портрет учителя «прошлого»,
- провела анализ профессиональных и личностных качеств современного учителя в целом, а также в школе, которой учусь – получила портрет учителя «настоящего»,
- выяснила, какими качествами должен обладать учитель в связи с развитием коммуникационных и информационных технологий, спрогнозировала портрет учителя «будущего» - важно все:
умение при необходимости разобраться в современных технологиях и объяснить их ученикам;
уметь найти подход к каждому ученику;
правильно, легко и понятно объяснять материал;
не показывать привязанности к отдельным ученикам;
уважительно относиться к ученикам;
умение направить на правильное использование социальных сетей;
умение помочь в любой ситуации, а не только по предмету;
культура поведения: мимика, жесты, речь, внешний вид.
А, значит, моя гипотеза: «Возможно, составив «портрет» учителя прошлого и настоящего, я смогу определить какими качествами должен обладать учитель в будущем» полностью подтвердилась.
Продуктом моей работы стала статья про моего любимого наставника Петелину Елену Анатольевну, учителя школы № 112, и слова благодарности всем учителям за их вклад в развитие нашего образования в виде стихотворения о профессии учитель.
Но самое главное, в результате выполнения моей работы, я поняла, что профессия учитель – это МОЯ будущая профессия. И чтобы стать ближе к своей мечте, я уже сейчас делаю первые шаги!
Список используемых источников
1. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А.С.Роботовой, Т.В.Леонтьевой, И.Г.Шапошникова/ М.: Академия, 2008. С. 252;
2.Ефремова Т.Ф.Самый полный толковый словарь русского языка, Изд.-во «АСТ»; 2015; 3312 с.;
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Изд.-во: «Мир и Образование»; 2018 – 1376 с.;
4. Архивы музея МБОУ "СОШ №112"
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Учитель;
6. https://multiurok.ru;
7. http://www.old.admintrg.ru/city/about/history.php;
8.http://edition.vogazeta.ru/ivo/info/14621.html;
9. https://znanio.ru/media.html;
10. https://topuch.com;
11. https://alphacat.ru;
12. https://pedsovet.org/article/6-sekretov-uspesnosti-ucitela;
13. https://atlas100.ru/catalog/.
Приложение 1
Таблица № 1 – Сравнение понятий «учитель» и «наставник»
Критерии сравнения |
Учитель |
Наставник |
Определение |
Учитель – это тот, кто учит чему-либо новому и оказывает влияние на развитие учеников |
Наставник - это опытный человек, который действует как советник для другого человека. |
Функция |
Передать знания посредством обучения за счет глубоких знаний направления |
Руководство за счет многолетнего опыта в определенной области |
Среда |
Школы |
В семейном окружении, на предприятиях, в организациях |
Влияние |
Развивает академические знания ученика |
Развивает профессиональные способности подопечного |
Метод обучения |
Инструктирует и контроль за усвоением |
Советует и позволяет найти свой путь |
Таблица № 2 – Возникновение и становление профессии «учитель»
Эпоха |
Представители |
Содержание |
Времена первобытнооб-щинного строя |
Все члены рода, племени; знахари, шаманы; опытные, лучшие в своем деле члены рода |
Старейшины рода стали первыми воспитателями, они учили детей разводить огонь, охотиться, шить одежду, изготовлять орудия труда, подготавливая новое поколение к дальнейшей жизни [5]. |
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии, Древней Греции |
Люди, владеющие письмом и умеющие обучать письму – ученые жрецы, вольнонаемные граждане, государственные чиновники |
Обучение становится самостоятельным видом деятельности, на роль учителя назначались самые образованные люди. Цель - формирование человека, отвечающего требованиям эпохи, в рамках определенного класса, сословия. Рабы обучались только ремеслам, и наставники для них выбирались из тех же рабов. В античном мире – сложилась трёхступенчатая система образования – от начального, включавшего в себя обучение письму, чтению, счёту, до высшего, направленного на подготовку к политической карьере. Именно из Древней Греции пришли к нам слова «школа» и «педагог». |
Воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности. |
||
В средние века. Древняя Русь. |
Педагоги - грамотные монахи, священники |
Средние века школьного наставника воспринимали не только как транслятора знаний, но и как человека, способного направить ученика на путь добродетели. Средневековье – время возникновения первых школ на Руси. В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. |
В XVII–XIX вв. |
Люди, к которым определились государственные требования к профессиональной подготовке учителей. |
С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности. |
Таблица № 3 – Зарождение образовательной деятельности в городе Трехгорный
Год |
Событие |
1953 |
Открылась первая школа № 106 (ныне МБОУ «СОШ № 106») и первое дошкольное учреждение |
1954 |
Открылась вечерняя школа рабочей молодежи № 107 |
1955 |
Открылась школа МБОУ «СОШ № 108» |
1956 |
Был организован отдел народного образования |
1962 |
Появился отдел детских дошкольных учреждений (при заводе) |
1965 |
Открылась школа МБОУ «СОШ № 112» |
1968 |
Открылась школа МБОУ «СОШ № 111» |
1976 |
Открылась школа МБОУ «СОШ № 109» |
1991 |
Открылась школа МБОУ «СОШ № 110» |
Таблица № 4 – Положительные и отрицательные моменты «Атласа новых профессий»
Плюсы |
Минусы |
1. Уникальность проекта, новый, необычная подача информации |
1. Возрастное ограничение – с 14 лет |
2. Расширение кругозора для прогнозирования будущего |
2. Нельзя получить моментальный ответ на волнующий вопрос |
3. Помогает выявить наиболее востребованные отрасли, выбор профессии |
3. Наличие платных игр и заданий |
4. Учит строить свою образовательную линию |
4. Отсутствие «живого» общения |
Приложение 2
Анкетирование
Анкетирование учеников 7 классов МБОУ «СОШ № 112» - опрошено 17 человек,
Анкетирование учеников 10-11 классов МБОУ «СОШ № 112» - опрошено 44 человека
Почему Вы выбрали обучение в МБОУ «СОШ № 112»?
Какие качества Вы наиболее высоко цените в учителе?
Какому виду обучения Вы отдаете предпочтение?
Какова роль учителя в Вашей будущей профессии и получении новых знаний для нее?
Хотели бы вы стать учителем?
Анкетирование учителей МБОУ «СОШ № 112» - опрошено 14 человек
Почему Вы выбрали профессию «учитель»?
Кто был в профессии для Вас наставником?
Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать учитель?
Какие качества Вы цените в учениках?
Какому виду обучения Вы отдаете предпочтение?
Чем Вам нравится заниматься в свободное от работы время?
Приложение 3
Результаты анкетирования
Р езультаты анкетирования: учеников – синий цвет, учителей – красный цвет
Приложение 4
Статья «Человек с большой буквы…»
Не родителей каприз, Как же так все получилось? Что на выбор повлияло? Может, так судьба сложилась, Что учителем в школе стала? Так уж вышло, без затей, В семье нас пятеро детей. Выпал мне билетик счастья; Старшей быть у сестер, братьев. И родители мои по призванию С высшим педобразованием. Мама хоть и учитель физкультуры, Но большой любитель литературы. И в этом мое везение, Увлеклась я с детства чтением. И в игрушки не играла – Сочинения писала. Затем и в школе повезло: Помог учитель выбрать «ремесло». И, полюбив обычные слова, Как неизведанные страны, Учителем словесности хотела стать сперва, Ну а потом воспитывать. И это без обмана. Много лет прошло с тех пор. Слово я свое сдержала. Проявив к мечте напор, Учителем я стала. Петелина Е.А. |
В этом году передо мной встала задача написания проекта. Я долго размышляла над выбором темы исследования, так как хотелось осветить важный и актуальный вопрос. Когда мама сказала, что будет лучше, если работа будет о том, что мне действительно близко и интересно, появилась мысль посвятить проект профессии моей мечты – учителю.
Кто для Вас учитель? Для меня – человек и наставник, без которого невозможен процесс становления нас как личностей. Преподаватели находятся рядом с нами с самого детства: они как наставники, помогающие расширить кругозор, отличить «плохое» от «хорошего», начать свой путь в познании мира. Работа над проектом повлияла на моё восприятие данной профессии: раньше я даже не задумывалась, насколько сложен и многогранен труд педагогов. А сколько же души они вкладывают в своё дело! Согласитесь, без любви к своему предмету невозможно донести знания до других людей, а преподаватели безупречно с этим справляются. Я бы хотела Вам рассказать о талантливом педагоге, о моем любимом учителе русского языка и литературы, Петелиной Елене Анатольевне.
Елена Анатольевна уже более 20 лет работает в школе 112. Когда я решила спросить ее: «Почему Вы выбрали профессию учителя?», Елена Анатольевна ответила мне, что выбор ее был предопределен: «…Как старшая сестра я рано осознала ответственность за помощь заботиться и воспитывать младших братьев и сестёр. И мне нравилось видеть свои результаты. В 109-ой школе у меня был любимый учитель русского языка и литературы, Вязникова Лия Васильевна, которая не только дала знания по предмету, но и подарила мне возможность поверить в силу слова. Также я из династии педагогов. Моя мама, Бойко Екатерина Сергеевна, проработала в школе учителем физкультуры 35 лет. У папы, Бойко Анатолия Григорьевича, тоже педагогическое образование, он год проработал учителем ИЗО и черчения. Моя сестра, Бойко Ольга Анатольевна, логопед МБДОУ "ДС №8"».
Елена Анатольевна не только преподает уроки, но и организовала осенью 2022 года в нашей школе кружок «Поддавшись обаянию поэзии» (позже «Родники»). Здесь мы с ребятами учимся писать стихи, делимся историями друг с другом. Елена Анатольевна рассказывает нам о разный писателях, актерах и помогает нам излагать свои мысли в стихотворной форме.
Мне стало интересно, как возникла идея, открыть литературный кружок? Ответ Елены Анатольевны поразил до глубины души: «…«Достучаться» до сердца, души ребёнка я стараюсь через творчество - самый мощный импульс в развитии ребёнка. В каждом есть индивидуальное своеобразие. Вместе со мной мои воспитанники познают удивительный мир поэзии. Почувствовав у учеников желание изучать глубже грани поэтического мастерства, я организовала кружок, где создала личностно-ориентированное творческое пространство, в котором каждый воспитанник получает возможность познакомиться с разными аспектами поэтического мастерства и закрепляет эти знания на практике через создание собственных творений. Я стараюсь организовать жизнь ребенка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.
Через любовь к СЛОВУ я стремлюсь дать детям понимание мира, самих себя, помочь им осмыслить жизненные ценности. Моя Любовь даёт моим воспитанникам крылья, помогает им влиться в жизнь, даёт им смелость испытывать жизнь различными путями.
Я пропитала свою душу счастьем,
Не страшен холод зимних дней.
Я поделю свой дар на части,
Раздам во благо воспитания детей».
Мне очень нравится, что на этот кружок могут ходить ребята разных возрастов, поэтому у нас появляется все больше и больше друзей! Иногда мы ходим в гости к городскому литературному объединению «Исток», где рассказываем свои стихи, и старшие поэты дают нам важные советы.
Но самое интересное происходит тогда, когда мы вместе с ребятами отправляемся в «путешествие» за вдохновением. Каждый раз Елена Анатольевна подбирает неожиданное для нас и прекрасное место в нашем городе.
Так что, если ты пишешь стихи или хочешь научиться их сочинять, то обязательно присоединяйся к нам!
Петелина Елена Анатольевна – педагог от Бога, в ней соединились такие важные качества, как ум, доброта, сопереживание и прекрасное чувство юмора. Ее уроки очень интересны, познавательны и помогают нам видеть порой такие детали, на которые мы не обращаем внимание.
Но все же в жизни она такой же простой человек, как и мы с Вами и ничто человеческое ей не чуждо. Удивительно, что заветная мечта Елены Анатольевны – покататься на мотоцикле Harley-Davidson, чтобы она сама была за рулем!
Я считаю, что Петелина Елена Анатольевна - «Человек с большой буквы», она не только учит нас русскому языку и открывает двери в мир литературы, но и всегда поддерживает, помогает и дает необходимый совет. Мне бы хотелось стать в будущем таким же учителем, как и она.
P.S.: Я искренне надеюсь, что ее заветная мечта обязательно сбудется!
Гладких Анастасия
Приложение 5
Стихотворение «Учителям»
Есть на Земле профессия одна,
Связала поколения наши.
Известна с древности она,
За ней и будущее наше.
И невозможно превзойти
Учителя роль в каждом,
Мы Вас встречаем на пути
В период жизни важный.
Он – в раннем детстве проводник,
Ведет по тропам неизвестным
Исследовать огромный мир,
Такой опасный и чудесный.
Не заменим наставник для подростка.
Он как пример для подражания.
Раскрыть потенциал, упорство –
Вот важная задача воспитания.
В основе школьных отношений
Учитель – важное звено.
Поможет выбрать направление,
А может даже не одно.
Он добрый друг и собеседник,
Готовый выслушать всегда.
Подскажет верное решение
И не откажет никогда.
А быть учителем непросто,
Мы огорчаем Вас порой,
Но быть за вами так надежно,
Стоим за каменной стеной.
Есть на Земле профессия одна,
Связала поколения наши.
Учитель – главная звезда,
Хранитель судеб в каждом.
Учитель учит нас любить,
Терпимей быть друг к другу,
Мечтая жить, дарить, творить,
Протягивать навстречу руку.
И мы Вас искренне и нежно
От всей души благодарим
За вложенные в нас надежды.
Мы уважаем Вас и чтим,
За наше будущее поколение
Великой и большой страны,
За труд, старание и терпение,
За знание, опыт и мечты,
За человечность и духовность,
Что в наше время так важны,
Патриотизм, и за способность
Стать стержнем для своей страны.
Мы повзрослеем, но ту нить,
Что нас связала, не разрушим.
Тепло сердец в душе хранить,
Мы обещаем, станем лучше.
Есть на Земле профессия одна,
Связала поколения наши.
Вчера, сегодня, навсегда…
Живет учитель в сердце нашем.
Гладких Анастасия