Профессия «учитель»: вчера, сегодня, завтра

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Профессия «учитель»: вчера, сегодня, завтра

Гладких А.М. 1
1МБОУ «СОШ №112», г. Трехгорный Челябинской области
Блеес С.П. 1
1МБОУ «СОШ №112», г. Трехгорный Челябинской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

В этом году передо мной встала задача написания проекта. Я долго размышляла над выбором темы исследования, так как хотелось осветить важный и актуальный вопрос. Когда мама сказала, что будет лучше, если работа будет о том, что мне действительно близко и интересно, появилась мысль посвятить проект профессии моей мечты – учителю.

Профессия учителя была и остается одной из самых уважаемых, ответственных и почетных профессий. Каждый учитель не только обучает детей, но и воспитывает будущее поколение своей страны. Вместе со знаниями учитель передает своим ученикам такие качества, как человеколюбие, патриотизм, духовность.

Актуальность данной работы определяется значимостью образовательной деятельности на территории России, моего города в частности. Бесспорно, учителю отводится главная роль в системе подготовки учащихся и формировании их личности. Почему же тогда в школах города ощущается дефицит педагогических кадров?

Цель моей работы: Составление «портрета» учителя: вчера, сегодня, завтра для определения своей будущей профессии

Объект: профессия «учитель».

Предмет: качества, которыми должен обладать учитель.

Для выполнения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • Определить сущность, возникновение и становление профессии «учитель» - портрет учителя «прошлого»;

  • Провести анализ профессиональных и личностных качеств современного учителя – портрет учителя «настоящего»;

  • Составить прогноз, каким может быть портрет учителя «будущего»;

  • Выстроить мои первые шаги на пути к будущей профессии педагог.

Гипотеза: Возможно, составив «портрет» учителя прошлого и настоящего,
я смогу определить какими качествами должен обладать учитель в будущем.

В своей работе я применяла следующие методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, сравнение, моделирование, анализ и синтез.

В качестве источников информации я в основном использовала языковые словари, энциклопедии, статьи Интернета, архивы школьного музея.

Работа может представлять ценность для учителей школ при проведении классных часов, а также школьников, интересующихся профессией учителя, определения своей профориентации, создании презентаций.

2 Основная часть

2.1 Понятие «учитель»

Для того чтобы узнать, кто такой учитель, я заглянула в толковые словари.

Одно из определений толкового словаря С.И. Ожегова: «Учитель» – лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель[3].

У Т.Ф.Ефремовой: Учитель –

  1. Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе;

  2. Тот, кто научил или учит чему-либо, кто оказывает влияние на развитие, воспитатель, наставник

  3. Тот, кто является главой, автором какого-либо учения, высшим авторитетом в какой-либо области, имеет последователей[2].

Из Википедии: Учитель - одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений[4].

Для себя я сделала вывод, что учитель – это тот, кто учит чему-либо новому и оказывает влияние на развитие учеников.

В настоящее время мы все чаще слышим понятие «наставник», как синоним слова «учитель». Сравнение этих двух понятий представлено в таблице № 1 (Приложение 1).

Функции учителя и наставника отличаются, но бесспорно одно - каждый из этих людей играет свою уникальную роль в нашей жизни.

2.2Возникновение и становление профессии «учитель» - портрет учителя «прошлого»

История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. У всех народов мира педагогом, учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие (Приложение 1,Таблица № 2).

В истории российского образования  поворотным стал XVIII в. В результате ряда государственных реформ, начатых Петром I и продолженных его преемниками,
к середине XIX в. сложилась система светской школы, включавшая все три ступени – начальную, среднюю, высшую. Для подготовки отечественных педагогических кадров в 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария, в 1783 г. открылась учительская семинария при Петербургском народном училище, позже при университетах появились педагогические институты, выпускники которых получали право преподавать в гимназиях. Во второй половине XIX в. в системе образования в начальной школе, стало работать много женщин – так возникла тенденция, приведшая в наши дни к преобладанию представительниц прекрасного пола в педагогических коллективах.

Революция 1917 г. открыла новую страницу в истории отечественного образования. Путём проб и ошибок в СССР была создана система обучения, которая охватывала все слои общества и обеспечивала практически стопроцентный уровень грамотности населения. Не жалея времени и сил, учителя передавали новым поколениям советских граждан не только необходимые знания, но и нравственные ценности – трудолюбие, взаимовыручку, умение сопереживать, ценить прекрасное[5].

Как зародилась профессия «учитель» в моем городе - в городе Трехгорный? Рождение города в1952 году в глубине горной уральской тайги, подальше от посторонних глаз, связано с решением правительства РФ построить здесь один из секретных объектов атомной отрасли. Его история и вся его жизнь неразрывно связаны с основой национальной безопасности нашего государства – развитием ядерного оружейного комплекса России (Приложение 1, Таблица № 3).

Основой развития моего города определяется высоким уровнем образования и культурой жителей, наличием высококвалифицированных кадров. В настоящее время в городе функционирует более десяти детских дошкольных учреждений, пять средних общеобразовательных школ, три учреждения дополнительного образования, одно специализированное (коррекционное) муниципальное образовательное учреждение — школа-интернат № 111, профессиональный лицей № 125, филиал Златоустовского политехнического техникума, Трехгорный политехнический институт - филиал МИФИ, представительство ЧелГУ[6].

Школа, в которой я учусь, была образована в 1 сентября 1965 года. Изучив энциклопедию города Трехгорного, я насчитала более 30 выдающихся педагогов, которые внесли и вносят, по сей день, вклад в образовательный процесс моей школы. Хочу отметить, что первые учителя приехали из различных уголков нашей страны. Среди них поистине достойные люди - участники Великой Отечественной Войны и труженики тыла, отличники народного просвещения, ветераны труда и ветераны атомной энергетики и промышленности, многие награждены почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, отмечены благодарственными письмами, лауреаты различных премий. Благодаря честному и самоотверженному труду учителей, школа стала солидной, приобрела авторитет. Постепенно в ней появляется школьный духовой оркестр, драматический кружок с классическим репертуаром, зарождаются спортивные традиции.

Таким образом, издавна авторитет учителя был очень велик. Человек, умеющий «писать и читать», был уважаем и почитаем. Именно учителя, воспитывая в коллективе в труде и заботе о младших, учили подрастающее поколение находить пути решения трудных задач, готовили достойных специалистов, которые поднимали и развивали страну.

2.3 Профессиональные и личностные качества современного учителя – портрет учителя «настоящего»

21 век - школа всегда охотно идёт навстречу новому.

Роль учителя в современном мире неоднозначна. Кто он – «навигатор в мире информации», «эффективный менеджер» или человек, которому вверена важнейшая задача по сохранению национальной идентичности, обеспечивающей преемственность поколений? Сегодня в нашей стране в сфере образования происходят различные преобразования: открываются профильные школы, лицеи, гимназии; введены ЕГЭ, ФГОС; педагоги сами могут выбирать формы, средства и методы обучения; дистанционное обучение становится все более востребованным. Задача, которая сегодня стоит перед педагогами – научить учеников учиться, самообразовываться, уметь искать нужную информацию.

Город Трехгорный находится на территории Госкорпорации «Росатом». МБОУ «СОШ № 112» является школой взаимодействия «Школы Росатом». В ней открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», работает научное общество учащихся «Секретов нет», школьный хор, театр, литературный кружок «Родники», выходит школьная газета «112 новостей», в каникулы «открывает свои двери» детский лагерь «Умные каникулы». Недаром, когда во время анкетирования (Приложение 2) я спросила у ребят 7 и 11 классов, почему они выбрали обучение в МБОУ «СОШ № 112», большинство сказали, что это выбор родителей, соответствие школы современным требованиям (престиж школы) и потому, что учатся или учились другие родственники (Приложение 3). Хочу отметить, что выбор родителей для обучения своих детей именно в школе № 112 как раз и объясняется ее «престижем» в городе Трехгорный. И в моей семье: папа – выпускник школы № 112, в 2021 году окончила старшая сестра, сейчас учусь я, и в этом году пошла в первый класс младшая сестра.

В школе работает 36 учителей, из них 15 выпускников моей школы. Это учителя, имеющие высшую категорию, участники областных и всероссийских конкурсов. Когда я спросила у учителей (Приложение 2), почему они выбрали эту профессию, большинство ответили, что это мечта с детства и, конечно же, они руководствовались любовью к детям (Приложение 3).

Чтобы узнать, какими качествами должен обладать учитель, я обратилась к ребятам. Респонденты особенно отметили: доброта, профессионализм, чувство юмора, справедливость (Приложение 3). Интересно то, что и учителя моей школы также считают, что учитель прежде всего должен быть добрым (Приложение 3).

Учитель и ученик – это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит успех в процессе воспитания и обучения в школе. А какие качества ценят учителя в своих учениках? Об этом я спросила педагогов (Приложение 3). Оказалось, это трудолюбие, ответственность и честность.

На сегодняшний день 112 школа занимает лидирующие позиции в городе и по проектной деятельности и в олимпиадном движении, в сдаче ЕГЭ, а это все результат работы современных учителей школы!

Таким образом, современный учитель готовится к своей профессии с детства, любит детей, добрый, профессионал своего дела, обязательно обладает чувством юмора и ценит в своих учениках трудолюбие и ответственность.

Однако, не надо забывать, что учителя, прежде всего – это разносторонние личности, люди со своими увлечениями и мечтами, которые любят творить, читать в свободное время и путешествовать (Приложение 3).

2.4 Портрет учителя «будущего»- моя будущая профессия

Какое нас ждет будущее? Оно может быть темным, оно может быть светлым…

Развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет переосмыслить привычный подход к учебному процессу, но ясно одно в будущем специалисты в области образования всегда весьма востребованными. Уже сейчас в образовании начинают использоваться инструменты обучения с применением ИТ – онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это дает новые возможности – ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение работать с информацией. Новые технологии позволят сделать образование более индивидуальным –не будет необходимости подстраиваться под общие расписания и пожелания группы учеников, будет учитываться запрос конкретного ученика и его личные особенности. Можно будет выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме. Расстояние больше не будет играть роли – курсы по многим предметам уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. Дистанционные школы придут на смену очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать осваивать нам программу.

Создан сайт «Атлас новых профессий» - это перечень, сборник перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, методы управления и какие новые специалисты потребуются работодателям [12]. Атлас предлагает ряд продуктов и услуг по проведению мастер-классов, обучению и многое другое. Положительные и отрицательные моменты представлены в таблице № 4 (Приложение 1).

Не смотря на все это, хочется отметить, что на вопрос моего анкетирования, какому виду обучения Вы отдаете предпочтение, основная масса учеников и учителей ответили – очному (Приложение 3).

При живом общении с учителем, мы учимся находить общий язык с окружающим миром, контактировать с ним, воспитываем в себе терпение и взаимоуважение. Школьный класс – второй дом для учеников, где они учатся, играют, строят отношения, делают открытия, безопасно развиваются. Учителя показывают, как быть добрым к окружающим и к самим себе, вдохновляют своим примером.

Учитель – проводник для того, чтобы ученик мог найти пути решения поставленных задач, саморазвиваться и самосовершенствоваться, выстраивать свою жизненную позицию.

Это показали и ответы на вопрос из моего анкетирования – влияет ли учитель на выбор Вашей будущей профессии и получение новых знаний для нее. Из 40 респондентов 27 человек ответили, что влияет (Приложение 3).

Учитель должен быть не только творческой личностью, грамотным в своей области, но и уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься своим самообразованием. Педагогу должен быть интересен сам процесс изменения самого ученика – внешние и внутренние.

Сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ» [1]:

У - уникальный, умный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
И - искренний, индивидуальность.
Т - тактичный, толерантный, терпеливый.
Е - естественный, единомышленник.
Л - любящий детей, любящий свою работу.
Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!

Что нас ждет в будущем? Сейчас трудно ответить на этот вопрос, но хочется, чтобы школа давала не только знания, но и учила применять эти знания в жизни, устраиваться в обществе, уметь высказывать и отстаивать свое мнение. Хочется с удовольствием ходить в школу!

Одним из вопросов моего анкетирования среди учащихся был вопрос: «Хотите ли вы стать учителем? Почему?» Большинство ответили, что не хотят, потому что профессия малооплачиваемая, трудозатратная, цитирую: «нет уважения со стороны государства».Так мы можем остаться без учителей. Уже сейчас стоит проблема в нехватке учителей.

Но есть анкеты, в которых дети сказали, что хотят стать учителями (Приложение 3). Будущее за нами, за учениками. Я одна из тех, кто хочет стать учителем. Для этого я уже сейчас занимаюсь волонтерством, планирую работать в школьном лагере «Умные каникулы», провожу уроки во время дней самоуправления, хожу в литературный кружок.

На мой взгляд, важно, чтобы профессия была не только высокооплачиваемой и престижной, но и была делом всей жизни, была близка и понятна. Она должна приносить радость и ощущение, что ты находишься на своем месте. Большинство педагогов моей школы любят свое дело и работают с душой. Об одном из таких учителей и написана моя статья для школьной газеты «Человек с большой буквы…» (Приложение 4).

Также мне хотелось бы отметить и сказать слова благодарности всем учителям за их вклад в развитие нашего образования и создание будущего нашего государства в виде стихотворения собственного сочинения «Учителям» (Приложение 5).

Заключение

Настоящий учитель играет очень важную роль в жизни своих учеников - он вдохновляет их, задает направление развития и прививает такие ценности, как упорство, трудолюбие, уважение к себе и окружающим, ответственность и решительность. Общение с учителями начинается с раннего детства и не заканчивается никогда, меняется лишь роль, которую играет учитель в жизни человека.

В своей работе я узнала, что:

- учитель – это тот, кто учит чему-либо новому и оказывает влияние на развитие учеников, сравнила понятие «учитель» и «наставник», определила, что у них общего и чем они отличаются,

- история образования, история учительства началась вместе с историей человечества, познакомилась с зарождением образования в моем городе – составила портрет учителя «прошлого»,

- провела анализ профессиональных и личностных качеств современного учителя в целом, а также в школе, которой учусь – получила портрет учителя «настоящего»,

- выяснила, какими качествами должен обладать учитель в связи с развитием коммуникационных и информационных технологий, спрогнозировала портрет учителя «будущего» - важно все:

  • умение при необходимости разобраться в современных технологиях и объяснить их ученикам;

  • уметь найти подход к каждому ученику;

  • правильно, легко и понятно объяснять материал;

  • не показывать привязанности к отдельным ученикам;

  • уважительно относиться к ученикам;

  • умение направить на правильное использование социальных сетей;

  • умение помочь в любой ситуации, а не только по предмету;

  • культура поведения: мимика, жесты, речь, внешний вид.

А, значит, моя гипотеза: «Возможно, составив «портрет» учителя прошлого и настоящего, я смогу определить какими качествами должен обладать учитель в будущем» полностью подтвердилась.

Продуктом моей работы стала статья про моего любимого наставника Петелину Елену Анатольевну, учителя школы № 112, и слова благодарности всем учителям за их вклад в развитие нашего образования в виде стихотворения о профессии учитель.

Но самое главное, в результате выполнения моей работы, я поняла, что профессия учитель – это МОЯ будущая профессия. И чтобы стать ближе к своей мечте, я уже сейчас делаю первые шаги!

Список используемых источников

1. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А.С.Роботовой, Т.В.Леонтьевой, И.Г.Шапошникова/ М.: Академия, 2008. С. 252;

2.Ефремова Т.Ф.Самый полный толковый словарь русского языка, Изд.-во «АСТ»; 2015; 3312 с.;

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Изд.-во: «Мир и Образование»; 2018 – 1376 с.;

4. Архивы музея МБОУ "СОШ №112"

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Учитель;

6. https://multiurok.ru;

7. http://www.old.admintrg.ru/city/about/history.php;

8.http://edition.vogazeta.ru/ivo/info/14621.html;

9. https://znanio.ru/media.html;

10. https://topuch.com;

11. https://alphacat.ru;

12. https://pedsovet.org/article/6-sekretov-uspesnosti-ucitela;

13. https://atlas100.ru/catalog/.

Приложение 1

Таблица № 1 – Сравнение понятий «учитель» и «наставник»

Критерии сравнения

Учитель

Наставник

Определение

Учитель – это тот, кто учит чему-либо новому и оказывает влияние на развитие учеников

Наставник - это опытный человек, который действует как советник для другого человека.

Функция

Передать знания посредством обучения за счет глубоких знаний направления

Руководство за счет многолетнего опыта в определенной области

Среда

Школы

В семейном окружении, на предприятиях, в организациях

Влияние

Развивает академические знания ученика

Развивает профессиональные способности подопечного

Метод обучения

Инструктирует и контроль за усвоением

Советует и позволяет найти свой путь

Таблица № 2 – Возникновение и становление профессии «учитель»

Эпоха

Представители

Содержание

Времена первобытнооб-щинного строя

Все члены рода, племени; знахари, шаманы; опытные, лучшие в своем деле члены рода

Старейшины рода стали первыми воспитателями, они учили детей разводить огонь, охотиться, шить одежду, изготовлять орудия труда, подготавливая новое поколение к дальнейшей жизни [5].

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии, Древней Греции

Люди, владеющие письмом и умеющие обучать письму – ученые жрецы, вольнонаемные граждане, государственные чиновники

Обучение становится самостоятельным видом деятельности, на роль учителя назначались самые образованные люди. Цель - формиро­вание человека, отвечающего требованиям эпохи, в рамках оп­ределенного класса, сословия.

Рабы обучались только ремеслам, и наставники для них выбирались из тех же рабов. В античном мире – сложилась трёхступенчатая система образования – от начального, включавшего в себя обучение письму, чтению, счёту, до высшего, направленного на подготовку к политической карьере. Именно из Древней Греции пришли к нам слова «школа» и «педагог».

Воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.

В средние века. Древняя Русь.

Педагоги - грамотные монахи, священники

Средние века школьного наставника воспринимали не только как транслятора знаний, но и как человека, способного направить ученика на путь добродетели.

Средневековье – время возникновения первых школ на Руси. В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением.

В XVII–XIX вв.

Люди, к которым определились государственные требования к

профессиональной подготовке учителей.

С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности.

Таблица № 3 – Зарождение образовательной деятельности в городе Трехгорный

Год

Событие

1953

Открылась первая школа № 106 (ныне МБОУ «СОШ № 106») и первое дошкольное учреждение

1954

Открылась вечерняя школа рабочей молодежи № 107

1955

Открылась школа МБОУ «СОШ № 108»

1956

Был организован отдел народного образования

1962

Появился отдел детских дошкольных учреждений (при заводе)

1965

Открылась школа МБОУ «СОШ № 112»

1968

Открылась школа МБОУ «СОШ № 111»

1976

Открылась школа МБОУ «СОШ № 109»

1991

Открылась школа МБОУ «СОШ № 110»

Таблица № 4 – Положительные и отрицательные моменты «Атласа новых профессий»

Плюсы

Минусы

1. Уникальность проекта, новый, необычная подача информации

1. Возрастное ограничение – с 14 лет

2. Расширение кругозора для прогнозирования будущего

2. Нельзя получить моментальный ответ на волнующий вопрос

3. Помогает выявить наиболее востребованные отрасли, выбор профессии

3. Наличие платных игр и заданий

4. Учит строить свою образовательную линию

4. Отсутствие «живого» общения

Приложение 2

Анкетирование

Анкетирование учеников 7 классов МБОУ «СОШ № 112» - опрошено 17 человек,

Анкетирование учеников 10-11 классов МБОУ «СОШ № 112» - опрошено 44 человека

  1. Почему Вы выбрали обучение в МБОУ «СОШ № 112»?

  2. Какие качества Вы наиболее высоко цените в учителе?

  3. Какому виду обучения Вы отдаете предпочтение?

  4. Какова роль учителя в Вашей будущей профессии и получении новых знаний для нее?

  5. Хотели бы вы стать учителем?

Анкетирование учителей МБОУ «СОШ № 112» - опрошено 14 человек

  1. Почему Вы выбрали профессию «учитель»?

  2. Кто был в профессии для Вас наставником?

  3. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать учитель?

  4. Какие качества Вы цените в учениках?

  5. Какому виду обучения Вы отдаете предпочтение?

  6. Чем Вам нравится заниматься в свободное от работы время?

Приложение 3

Результаты анкетирования

Р езультаты анкетирования: учеников – синий цвет, учителей – красный цвет

Приложение 4

Статья «Человек с большой буквы…»

Не родителей каприз,
Что не слышно криков "бис".
Моя сцена – тесный класс
Без суфлёров и кулис.

Как же так все получилось?

Что на выбор повлияло?

Может, так судьба сложилась,

Что учителем в школе стала?

Так уж вышло, без затей,

В семье нас пятеро детей.

Выпал мне билетик счастья;

Старшей быть у сестер, братьев.

И родители мои по призванию

С высшим педобразованием.

Мама хоть и учитель физкультуры,

Но большой любитель литературы.

И в этом мое везение,

Увлеклась я с детства чтением.

И в игрушки не играла –

Сочинения писала.

Затем и в школе повезло:

Помог учитель выбрать «ремесло».

И, полюбив обычные слова,

Как неизведанные страны,

Учителем словесности хотела стать сперва,

Ну а потом воспитывать. И это без обмана.

Много лет прошло с тех пор.

Слово я свое сдержала.

Проявив к мечте напор,

Учителем я стала.

Петелина Е.А.

В этом году передо мной встала задача написания проекта. Я долго размышляла над выбором темы исследования, так как хотелось осветить важный и актуальный вопрос. Когда мама сказала, что будет лучше, если работа будет о том, что мне действительно близко и интересно, появилась мысль посвятить проект профессии моей мечты – учителю.

Кто для Вас учитель? Для меня – человек и наставник, без которого невозможен процесс становления нас как личностей. Преподаватели находятся рядом с нами с самого детства: они как наставники, помогающие расширить кругозор, отличить «плохое» от «хорошего», начать свой путь в познании мира. Работа над проектом повлияла на моё восприятие данной профессии: раньше я даже не задумывалась, насколько сложен и многогранен труд педагогов. А сколько же души они вкладывают в своё дело! Согласитесь, без любви к своему предмету невозможно донести знания до других людей, а преподаватели безупречно с этим справляются. Я бы хотела Вам рассказать о талантливом педагоге, о моем любимом учителе русского языка и литературы, Петелиной Елене Анатольевне.

Елена Анатольевна уже более 20 лет работает в школе 112. Когда я решила спросить ее: «Почему Вы выбрали профессию учителя?», Елена Анатольевна ответила мне, что выбор ее был предопределен: «…Как старшая сестра я рано осознала ответственность за помощь заботиться и воспитывать младших братьев и сестёр. И мне нравилось видеть свои результаты. В 109-ой школе у меня был любимый учитель русского языка и литературы, Вязникова Лия Васильевна, которая не только дала знания по предмету, но и подарила мне возможность поверить в силу слова. Также я из династии педагогов. Моя мама, Бойко Екатерина Сергеевна, проработала в школе учителем физкультуры 35 лет. У папы, Бойко Анатолия Григорьевича, тоже педагогическое образование, он год проработал учителем ИЗО и черчения. Моя сестра, Бойко Ольга Анатольевна, логопед МБДОУ "ДС №8"».

Елена Анатольевна не только преподает уроки, но и организовала осенью 2022 года в нашей школе кружок «Поддавшись обаянию поэзии» (позже «Родники»). Здесь мы с ребятами учимся писать стихи, делимся историями друг с другом. Елена Анатольевна рассказывает нам о разный писателях, актерах и помогает нам излагать свои мысли в стихотворной форме.

Мне стало интересно, как возникла идея, открыть литературный кружок? Ответ Елены Анатольевны поразил до глубины души: «…«Достучаться» до сердца, души ребёнка я стараюсь через творчество - самый мощный импульс в развитии ребёнка. В каждом есть индивидуальное своеобразие. Вместе со мной мои воспитанники познают удивительный мир поэзии. Почувствовав у учеников желание изучать глубже грани поэтического мастерства, я организовала кружок, где создала личностно-ориентированное творческое пространство, в котором каждый воспитанник получает возможность познакомиться с разными аспектами поэтического мастерства и закрепляет эти знания на практике через создание собственных творений. Я стараюсь организовать жизнь ребенка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.

Через любовь к СЛОВУ я стремлюсь дать детям понимание мира, самих себя, помочь им осмыслить жизненные ценности. Моя Любовь даёт моим воспитанникам крылья, помогает им влиться в жизнь, даёт им смелость испытывать жизнь различными путями.

Я пропитала свою душу счастьем,

Не страшен холод зимних дней.

Я поделю свой дар на части,

Раздам во благо воспитания детей».

Мне очень нравится, что на этот кружок могут ходить ребята разных возрастов, поэтому у нас появляется все больше и больше друзей! Иногда мы ходим в гости к городскому литературному объединению «Исток», где рассказываем свои стихи, и старшие поэты дают нам важные советы.

Но самое интересное происходит тогда, когда мы вместе с ребятами отправляемся в «путешествие» за вдохновением. Каждый раз Елена Анатольевна подбирает неожиданное для нас и прекрасное место в нашем городе.

Так что, если ты пишешь стихи или хочешь научиться их сочинять, то обязательно присоединяйся к нам!

Петелина Елена Анатольевна – педагог от Бога, в ней соединились такие важные качества, как ум, доброта, сопереживание и прекрасное чувство юмора. Ее уроки очень интересны, познавательны и помогают нам видеть порой такие детали, на которые мы не обращаем внимание.

Но все же в жизни она такой же простой человек, как и мы с Вами и ничто человеческое ей не чуждо. Удивительно, что заветная мечта Елены Анатольевны – покататься на мотоцикле Harley-Davidson, чтобы она сама была за рулем!

Я считаю, что Петелина Елена Анатольевна - «Человек с большой буквы», она не только учит нас русскому языку и открывает двери в мир литературы, но и всегда поддерживает, помогает и дает необходимый совет. Мне бы хотелось стать в будущем таким же учителем, как и она.

P.S.: Я искренне надеюсь, что ее заветная мечта обязательно сбудется!

Гладких Анастасия

Приложение 5

Стихотворение «Учителям»

Есть на Земле профессия одна,

Связала поколения наши.

Известна с древности она,

За ней и будущее наше.

И невозможно превзойти

Учителя роль в каждом,

Мы Вас встречаем на пути

В период жизни важный.

Он – в раннем детстве проводник,

Ведет по тропам неизвестным

Исследовать огромный мир,

Такой опасный и чудесный.

Не заменим наставник для подростка.

Он как пример для подражания.

Раскрыть потенциал, упорство –

Вот важная задача воспитания.

В основе школьных отношений

Учитель – важное звено.

Поможет выбрать направление,

А может даже не одно.

Он добрый друг и собеседник,

Готовый выслушать всегда.

Подскажет верное решение

И не откажет никогда.

А быть учителем непросто,

Мы огорчаем Вас порой,

Но быть за вами так надежно,

Стоим за каменной стеной.

Есть на Земле профессия одна,

Связала поколения наши.

Учитель – главная звезда,

Хранитель судеб в каждом.

Учитель учит нас любить,

Терпимей быть друг к другу,

Мечтая жить, дарить, творить,

Протягивать навстречу руку.

И мы Вас искренне и нежно

От всей души благодарим

За вложенные в нас надежды.

Мы уважаем Вас и чтим,

За наше будущее поколение

Великой и большой страны,

За труд, старание и терпение,

За знание, опыт и мечты,

За человечность и духовность,

Что в наше время так важны,

Патриотизм, и за способность

Стать стержнем для своей страны.

Мы повзрослеем, но ту нить,

Что нас связала, не разрушим.

Тепло сердец в душе хранить,

Мы обещаем, станем лучше.

Есть на Земле профессия одна,

Связала поколения наши.

Вчера, сегодня, навсегда…

Живет учитель в сердце нашем.

Гладких Анастасия

Просмотров работы: 580