РОДНИКИ П. НИКОЛЬСКОЕ

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОДНИКИ П. НИКОЛЬСКОЕ

Крылова В.Р. 1Шадрина К.Д. 1
1 МБОУ Никольская СОШ
Кузькина М.Ю. 1
1 МБОУ Никольская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I Введение

Издавна родники считались святым местом. Люди приходили к роднику с тяжелым грузом на сердце и душе. Помолившись на роднике, рассказав о своей беде, попросив прощения, они уходили с облегчением, светлой головой и желанием жить. На родниках люди обращались к Богу с молитвами об урожае и дожде. Они верили в святую силу воды.

Родники на Руси почитали во все времена. За ними ухаживали, очищали от мусора, устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетённый из бересты, чтобы прихожане могли пить родниковую воду.

Там, где родники погибали, земля сиротела.

Поводом для исследовательской работы послужило предложение мам посмотреть на родник, нуждающийся в благоустройстве. Нам представилась возможность ближе познакомиться с этим даром природы. Мы очень любим свой посёлок и хотим, чтобы те источники, которые у нас есть, радовали бы всех жителей. Каждый родник – это и чистая питьевая вода, и начало малого ручья или большой реки, это частица нашей малой родины. Попьёшь чистой родниковой водички – и почувствуешь в себе богатырскую силу, способную делать добро и дарить радость людям.

Актуальность темы:

Если изучить родники, то это даст возможность расширить знания о водных ресурсах поселка.

Новизна состоит в том, что работа рассчитана на комплексное и многоплановое обучение на местном краеведческом материале.

Этапы работы:

1.Посещение родников, опрос местных жителей

2.Анализ воды из родников

3.Обобщение полученных результатов, оформление поисково-исследовательской работы Родники п. Никольского

Гипотеза

Родник необходим людям нашего поселка. Большинство считает, что вода в роднике чистая и полезная, её не надо кипятить или пользоваться фильтрами, она гораздо лучше и вкуснее водопроводной воды.

Цели

  • Установить ценность родников как водных источников для жителей п. Никольское

  • Определить место и роль родников в жизни населения

Задачи:

  • Определить сколько родников в поселке, где и как они расположены

  • Выяснить отношение жителей к родникам

  • Определить способы использования воды из источников

II Основное содержание

2.1 Что такое родник?

Что же такое родник? Это небольшая струя воды, выбивающаяся из -под земли. Сама родная земля - матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье.

Значение слова родник я стал искать в словарях.

В толковом словаре С.И. Ожегова «Родник- водный источник, текущий из глубины земли, ключ».

В толковом словаре В.И. Даля «Родник водный источник, текущий из глубины земли».

В словаре русских синонимов у слова родник есть «братья» и «сестры»- ручеек, родничок, криница, ключ, источник, ручей.

О родниках написано много стихов и песен, причем родник в них- живой. Очень часто родники называют душой земли.

Родник, родня, Народ, Родина однокоренные слова. Из маленького слова образуется слово Родина. Родник родит реку, а река льется- течет через всю нашу матушку- землю, через всю Родину, кормит народ.

Родники, это подземные ключи, несущие студеную воду для людей и живительную влагу для растений. Они бьют из - под земли тонкой струйкой. Люди берут эту воду зимой и летом для исцеления, питья и приготовления пищи. За водой к роднику ходят, как к святому источнику.

Удивительное слово- родник, символизируют и чистоту, и открытость, и внутреннюю силу народа.

Выявили плюсы и минусы родниковой воды, которые вы видите на экране

Плюсы родниковой воды:

- благодаря естественной фильтрации, она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства;

- ее не обеззараживают хлором, не озонируют, не подвергают иному физико-химическому воздействию, не добавляют микроэлементы и всевозможные добавки;

- в ней много кислорода;

- она является «живой водой» и ее не надо кипятить.

Минусы родниковой воды:

- пить можно воду только из проверенных, т. е. безопасных родников, долгое время люди продолжают пользоваться водой из родников, не зная, что они признаны опасными;

- многие родники расположены далеко от населенного пункта и в неудобном месте – в оврагах, низинах и лесах;

- некоторые родники бьют из земли слабой струйкой, что затрудняет пользование этим родником

- родниковую воду нельзя хранить дольше недели, так как она теряет свои особые качества.

Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.

На территории России количество родников неисчислимо, они различаются качеством и составом вод. Родниковые воды обладают лечебными свойствами, они свежи и приятны на вкус. Но родники так же, как артезианские скважины и колодцы, подвержены загрязнению. В наше время невозможно гарантировать неизменное качество родниковой воды, так как оно зависит не только от сезонных обстоятельств (ливни, паводки, грунтовые воды), но и от выбросов близлежащих промышленных предприятий. 

2.2 Родники посёлка

Сейчас на территории п. Никольское имеется пять родников. (Приложение 1) Они расположены так, что для жителей любой улицы есть возможность сходить за родниковой водой. (Приложение 2) К каждому из них и летом и зимой ведет тропинка. Выяснилось, что одни люди ходят к родникам, постоянно, другие время от времени.

Использование родниковой воды

В домах посёлка держат специальную посуду: ведро или бидон, с которым ходят за водой.

Воду из родников используют для исцеления, питья и приготовления пищи. За водой к родникам чаще всего ходят женщины и дети.

Отношение жителей к родникам

Жители п. Никольское следят за чистотой родников и не допускают их исчезновения. По мере необходимости обновляют ограждение.

Выяснилось, что одни люди ходят к родникам, постоянно, другие время от времени.

Нерегулярно за водой ходят например, пожилые люди. Они посещают источники больше в теплое время года, в хорошую погоду.

Н а диаграмме вы видите посещаемость родников. Наиболее посещаемый родник в д. Харино, ул. Спортивной

2.3 Практическая часть

Мы составили паспорт Родников (таблица 1)

В паспорте родника рассмотрели

  • Название

  • Характеристика породы

  • Куда выходит

  • Подход к роднику

  • Состояние обустройства

  • Экологическое состояние

  • Как используется

Таблица 1 Паспорт Родников

наименование

д. Харино

ул. Спортивная

ул.Октябрьская

п. Никольское(КНС)

п. Никольское

(сады)

Название

нет

нет

нет

нет

нет

Характеристика пород

глина

песок

песок

песок

чернозем

Растительность

Полевая трава

Травяные кочки

Осока, мхи

Трава

трава

Куда впадает

Р. Сендега

некуда

Исток Р. Сендега

 

у русла р. Сендега

Подход к источнику

тропа

тропа

тропа

тропа

тропа

Состояние обустройства

Вытекает из трубы

Деревянное строение

Вкопаны железобетонные кольца строение из профнастила

Не обустроен

Не обустроен

Экологическое состояние

500-700м от дороги

Недалеко частный сектор

У дороги

Завод по перекачки канализации

 

Как используется

Для питья

Для питья

Для питья

Не используется

Для питья

При проведении исследования воды родника использовали следующее оборудование и материалы: водный термометр, секундомер, пробирки с родниковой водой, спиртовка

Качество воды характеризуют ее прозрачность, мутность, цвет, а также запах, вкус (таблица 2)

  1. Определение мутности (прозрачности)

Для определения прозрачности воды нужен плоскодонный стеклянный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки, печатный текс и линейка. Мы установили цилиндр на печатный текст и стали вливать исследуемую воду (родниковую), следя за тем, что бы можно было прочитать через воду напечатанный текст. Отметили, на какой высоте исчезнет видимость шрифта. Измерили высоту линейкой.

Исходя, из опыта мы увидели, что текст можно читать на высоте 50 см и в родниковой воде, а норма прозрачности не менее 30 см, следовательно, вода в роднике прозрачная.

  1. Определение запаха

Для определения интенсивности запаха воды мы взяли колбы на 250-500 мл с пробками. В колбу налили родниковую, закрыли их пробками и сильно встряхнули в закрытом состоянии. Затем открыли колбу и отметили характер и интенсивность запаха. Мы почувствовали, что запах не ощущается. Интенсивность запаха оценивается по 5-ти бальной шкале. Она должна быть не более 2-х баллов. По данной шкале у нас получилось в родниковой воде 0 баллов.

3.Определение вкуса и привкуса воды

Качество

воды

д. Харино

ул. Спортивная

ул.Октябрьская

П. Никольское

(КНС)

П. Никольское (сады)

Прозрачность

прозрачна

прозрачна

прозрачна

прозрачная

прозрачная

Запах

нет

нет

нет

имеется

имеется

Вкус

Приятный вкус

Не ощущается

Не ощущается

Не ощущается

 

Цветность

бесцветная

бесцветная

бесцветная

мутность

бесцветная

Температура

6

6

5

6

6

Мутность

нет

нет

нет

есть

есть

Для определения вкуса и привкуса мы взяли родниковую воду, набрали в рот 10-15 мл воды, подержали ее 3-5 секунд (не проглатывая!) и определили характер и интенсивность привкуса. Проделав опыт, мы заметили, что вкус и привкус не ощущаются. Он оценивается по 5-ти бальной шкале. В нашем случае оценка интенсивности вкуса и привкуса родниковой воды 0 баллов.

4.Определение цветности

Мы взяли стеклянные мензурки высотой 20 см, листы белой бумаги. Для определения цветности заполнили две мензурки водой до высоты 15 см, рассмотрели их сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении. Мы увидели, что родниковая вода прозрачная. 

Таблица 2 Качество воды

Выводы эксперимента

  • - вода абсолютно прозрачная;

  • - без запаха;

  • - имеет приятный вкус;

  • - несмотря на то, что течет по металлической трубе, не имеет привкуса ржавчины и не дает осадка при хранении;

  • - очень долго закипает накипь и осадок при кипении отсутствует;

  • - легко впитывает запахи при хранении в полимерной посуде;

  • - при хранении в стеклянной посуде сохраняет свойства при комнатной температуре до 10дней.

  • - хорошо утоляет жажду.

Социологический опрос

В социологическом опросе приняло участие 60 человек, Мы задавали следующие вопросы.

«Какие ассоциации вызывает у вас слово «Родник»

  • 50 человек - «Чистая вода»;

  • 7 - «Здоровье».

  • 3 - «Место отдыха»;

«Считаете ли вы проблему очистки и облагораживания актуальной?»

- 52 ответили «да»,

- 8 «затруднились ответить».

« Что можно сделать для благоустройства родников?

  • 40 ответов: сельской администрации следует уделять большее внимание благоустройству имеющихся родников.

  • 10 - считают, что следует на территории родников повесить знак «Внимание! Чистая вода».

  • 10- возьмите и почистите.

«Знаете ли вы, где у нас в поселке есть родники?»

- 16 «нет»,

- 24 да

- 20 неопределенно

Бюджет проекта

Для того чтобы обустроить родника именно построить навес для родника посчитали бюджет проекта который вы видите на экране

Статья расходов

Сумма, руб.

Источник

1.

2.

3.

4.

Пиломатериал:

Тес обрезной 2 м 3

Краска

Инструменты:

Гвозди

Канцелярские товары

 Итого:

2000

300

300

100

2700

Поселковая администрация

Школьная администрация

Заключение

В результате проделанной работы, и при решении поставленных задач было выяснено,

  • На территории п. Никольское находится пять родников ,

  • Не все родники посещаются ( круглосуточно посещаются родники в д. Харино. ул Октябрьская).

  • Родники по поселку расположены таким образом, что практически, жители всех улиц имеют возможность пользоваться родниковой водой.

Предложения по охране родникового источника

  • Регулярно родники посещают жители 85% домов.

  • Родниковая вода используется для исцеления, приготовления пищи, чая и употребляется в сыром виде.

  • Регулярно проводить акции по  чистке родника: стокового желоба, окружающей территории.

  • В школе провести беседы о том, что дает нам вода.

  • Весной провести школьные экологические  акции по уборке мусора на территории родника, в которых примут  участие школьники 5-11 классов.

  • Сделать около родника альпийскую горку.

  • Обратиться  к Главе сельской Администрации с просьбой  оказать помощь в установлении навеса над родником.

  • Организовать и провести экскурсию  на родник для учащихся 1- 4 классов школы.

  • Ежегодно, весной, проводить операцию «Живи, родник!» для учащихся 5-11 классов  с целью поиска и очистки новых родников.

Список используемых источников и литературы

  1. Абрамов Н.И.. Словарь русских синонимов. Печатное издательство М: Русские словари 1999 г.

  2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание: в 4 т. / В. И. Даль. - Москва: АСТ: Астрель, 2001. - портр.

  3. Ожегов С.И. . Толковый словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой-М.: Русский язык,2003.

  4. Сухова Т.С., Строгонов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2000 г.

Интернет ресурсы:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/

http://festival.1september.ru/articles/

http://festival.1september.ru/articles

V Приложения

Приложение 1

Родник ул. Октябрьская

Р одник ул. Спортивная

Родник ул. КНС

Родник д. Харино

Родник сады п. Никольское

Приложение 2

Просмотров работы: 11