Введение.
Актуальность исследования.
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.
Наиболее важными обычаями и традициями в жизни народов являются ритуальные обряды с разжиганием костров.
В этой работе пойдет речь о ритуальных обрядах с разжиганием костров народов Великобритании и Бурятии.
В этой связи очень важно ознакомиться с историей данных народов, так как исторический подход даёт возможность вскрыть напластования в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичное ядро, определить его материальные корни и его первоначальные функции. Именно благодаря историческому подходу можно определить настоящее место религиозных верований и ритуальных обрядов, место магии и суеверий в народных обычаях и традициях.
Тема обычаев и традиций народов Великобритании и нашей республики, как и любых народов, населяющих Землю, необычайно широка и многогранна.
Объект исследования: ритуальные обряды народов Великобритании и Бурятии.
Предмет: традиционные ритуальные обряды с разжиганием костров вВеликобритании и в Бурятии.
Цель: изучить и сравнить традиционные ритуальные обряды с разжиганием костров народовВеликобритании и Бурятии.
Задачи:
Изучить традиции и обычаи народов Великобритании, связанных с ритуальными обрядами разжигания костров.
Рассмотреть традиции и обычаи народов Бурятии, связанных с ритуальными обрядами разжигания костров.
Провести сравнительный анализ схожих особенностей ритуальных обрядов народов Великобритании и Бурятии.
В данной работе были применены методы исследования: метод наблюдения (найдены фотографии с обрядами разжигания костров в дацанах, на шаманских обрядах и просмотрены фильмы с некоторыми обрядами) и метод сравнения (сравнение в табличной форме ритуальных обрядов народов Великобритании и Бурятии).
Глава 1. Ритуальные обряды в жизни народа.
Существование традиционных культур неразрывно связанно с ритуальными обрядами. Как отмечает Альбе́ртКашфу́лловичБайбу́рин, функции ритуальных обрядов на практике очень разнообразны и они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют чувство общности, помогают индивиду ощутить свою идентичность, сохраняют ценности этноса. Они регламентируют поступки членов общества в конкретных ситуациях и существуют в обыденной жизни. Если в быту человек озабочен главным образом поддержанием своего биологического статуса, удовлетворением своих материальных запросов, личных интересов, то в ритуале находят свою реализацию его духовные устремления, он считается более высокой степенью регуляции поведения.
Нужно подчеркнуть, что ритуал представляет собой последовательность определенных действий, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и санкционированы обществом. Так, необходимо выделить два уровня протекания жизни человека в архаическом и традиционном обществе. Один из них — выполнение ритуальной программы жизни (как индивидуального, так и коллективного сценария). Другой — уровень повседневной жизни, быта. Поведение человека на этом уровне не являлось самоценным, самодостаточным, в отличие от ритуального поведения. Это как бы жизнь между ритуалами и, соответственно, между узловыми точками ритуального сценария.
Э.Б. Тайлор пишет, что ритуал и обычай — крайние точки на шкале символических форм поведения. Если под ритуализацией понимать принадлежность к области сакрального и такие характеристики поведения, как стереотипичность, наличие стандартов осуществления, регламентированность, обязательность (с соответствующей градацией “неблагополучия” в случае их невыполнения), то высшей степенью ритуализации будут отмечены обряды, от выполнения которых зависит жизнь и благополучие коллектива, а низшей — обычаи, регламентировавшие повседневную жизнь (отступления от них могут сказаться на нарушителе, но, как правило, не затрагивают благополучия всего коллектива).
А.К. Байбурин, разделил ритуалы по функциям. Так например, выделяются кризисные ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни (например, танец дождя, который совершается в периоды засухи, грозящей вымиранием всего племени). Есть календарные ритуалы, совершаемые регулярно при наступлении определенных природных явлений, смени времен года, созревания урожая. Так, у древних славян сложился устойчивый календарь молений и празднеств, связанный с природой и земледелием. В новогодние святки проводились гуляния «ряженых» и гадали о предстоящем годе (девушки - о замужестве); ко дню весеннего солнцестояния была приурочена Масленица – праздник проводов зимы с приготовлением обрядовых блинов – символа солнца. Главным летним событием был день Ивана Купалы – древний общеславянский праздник Руалий, день летнего солнцеворота, когда нужно было совершать моления о дожде, плодородии полей и разжигать костры по берегам рек с пением, плясками и игрищами.
А.С. Токарев отмечает, что в традиционном обществе наибольшее количество ритуалов были связаны с религиозными верованиями народа. Религиозные обряды распадаются теоретически на два отдела, которые, однако, на практике сливаются между собой. Они имеют частью изобразительно-знаменательное, или символическое, значение, являясь драматическим выражением религиозной мысли, или пантомимным языком религии, частью же представляют собой средство общения с духовными существами или воздействия на них. В этом смысле они имеют столь же непосредственное практическое значение, как всякий химический или механический процесс, потому что догмат и поклонение относятся между собой, как теория и практика.
Г.А. Левинтон подчеркивает, что существует группа священных обрядов, каждый из которых представляет в своем развитии много поучительного, хотя пути, которыми они развивались, и были различны. Все эти обряды издавна в рудиментарном виде встречаются в традиционной культуре, и все они представлены в новейшее время. Эти обряды – молитва, жертвоприношение, пост, обращение на восток и очищение.
Итак, ритуальные обряды регулируют эмоциональное состояние людей, формируют чувство общности, помогают индивиду ощутить свою идентичность, сохраняют ценности этноса.Ритуал представляет собой последовательность определенных действий, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и санкционированы обществом.
Глава 2. Ритуальные обряды с разжиганием костров народов Великобритании.
Обычаи и обряды шотландцев, связанные с зажжением костров, многочисленны и разнообразны. Э.Б.Тайлор пишет, что костры имели в народных обычаях двоякое значение: по более старым представлениям, им приписывалась связь с солнцем, а со временем им стало придаваться очистительное значение. Переплетение этих двух осмыслений огня можно встретить в кельтских обычаях часто. Считалось, что огни св. Иоанна (св. Джона), как и солнечные лучи, оказывают благотворное влияние на рост растений, на благополучие людей и животных, если, например, отблеск или тень от костра падает на поля, то на этом участке хорошо будут расти хлеба. Золу от костра сыпали по полям, чтобы обеспечить урожай.
А теперь рассмотрим наиболее яркие ритуальные обряды с разжиганием костров в Великобритании.
1)Ритуал разжигания огня на празднике Самхэйн.
Один из самых главных ритуалов, совершаемых в Самхэйн, - это разжигание священного огня. Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", т.е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах - должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.
Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Проходило шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений.
Огонь может уничтожить любое зло, предохранить от колдовства, ведьм, нечистой силы. Огню и дыму ритуального костра придаются целительные свойства. Постройки окуривали дымом для очищения. Больных и детей подносили к огню, к дыму костра. Через дым костра прогоняли скот, чтобы он был здоров. Золу от священного костра ссыпали в воду, которая использовалась как целебная. Головни от костров и угольки считались оберегами от удара молнии.
2)Имвболк или День богини Бригид попадает во 2-й месяц кельтского Календаря деревьев (21-е января- 17-е февраля).
Бригид- богиня, разжигающая костер творческого вдохновения. 1 февраля является также одним из четырех дней между сезонами (Cross-QuarterDay), когда ведьмы и колдуны празднуют свой шабаш. Праздник богини Бригид включен в христианский календарь, как день Святой Бригиды, также отмечающийся в начале февраля. Святая Бригида поддерживает пламя веры, а её котел полон молока человеческой доброты.
3)Языческий праздник огней (Candlemas, 2-е февраля), также приходящийся на это время, преобразовался в День очищения благословенной Девы Марии. Сравнительно недавно он получил название «День Богоматери»- название, точнее отражающее связанные с этим днем древние ассоциации.
4)Лита – самый буйный праздник в году, и самый колдовской. 20-23 июня - самые короткие ночи в году, полные энергии и магии. Этот день считается важной поворотной точкой на Колесе Года. Явь и грезы перемешиваются, границы между мирами истончаются. Феи и лесные духи бродят по нашей земле, так же как в пору Белтайна и Самайна. В ночь с 21 на 22 июня сны и реальность смешиваются между собой.
С мистической точки зрения этот праздник объединяет в себе сразу все четыре стихии - огонь, воду, земля, воздух. Поэтому Духи этих стихий радуются и веселятся вместе с людьми. В древности люди праздновали эту ночь, чтобы через ритуалы и обряды поклонения Стихиям обрести их силу и энергию. Однако основная суть этого праздника заключается в том, чтобы люди научились радоваться жизни, любить ее, наслаждаться ею. Это помогает раскрыться сердцу и почувствовать счастье. На этот праздник принято отправляться на природу, ближе к воде. До самого рассвета полыхают костры, слышен смех, звенят веселые песни. Ритуальные купания, венки из цветов, танцы вокруг костра - все это элементы, без которых не мыслим праздник.
Лита с англосаксонского наречия переводится как «самый длинный день в году». У кельтских народов Британии само время праздника Летнего солнцестояния говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы сходны с таким же комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния — 21 декабря. У кельтов с обоими днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцестояний нечистой силе.
5)Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками - Самхейном 1 ноября и Бельтайном - 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря - выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период - к 1 ноября.
Центральное место в праздновании этих дней занимают различные формы ритуальных огней. Большую роль в обрядах, приуроченных к этим двум датам, играет зелень — зеленые ветки, цветы, пища, даже деревья, в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеются мотивы брака, семейного благополучия. Связь с культом солнца имел и распространенный среди шотландцев обычай катать с гор или крутых обрывов рек колеса, обвитые соломой и зажженные. Иногда при этом гадали: если колесо горело все время, пока катилось, то считали, что урожай будет хорошим. Праздник Бельтайн открывал светлое время года и был связан с возжиганием жертвенного огня и соответствующими подношениями великому богу Белену (Belenos), которого справедливо отождествляют с Аполлоном или Гефестом.
С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния - скот и посевы.
Итак, можно сделать вывод, что народы Великобритании имеют различные виды ритуальных обрядов с разжиганием костров и они тесно связаны с традициями и обычаями народа.
Глава 2. Ритуальные обряды с разжиганием костров в Бурятии.
В жизни бурятского народа есть много традиций и обычаев, связанных с ритуальными обрядами с разжиганием костров. МихайловТ.М. отмечает, что данные ритуальные обряды имеют большое значение в жизни бурят.
1)Дугжууба — это особый обряд очищения в канун нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду. Дугжууба проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году — самому главному празднику верующих.
Обряд Дугжууба — это также своеобразный обряд «уборки», очищения — специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.
Итак, накануне праздника люди обтираются кусочком теста, затем лепят из него фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу».
Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер, точнее, пока ещё особое ритуальное сооружение в виде пирамиды с острым «наконечником» — «Соор». После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы. Разжигание костра — обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется «Соорзалаха» в честь самого сооружения. Но необходимо добавить, что нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер.
2)Обряд «Галаатахиха»
Обряд «Галаатахиха» является одним из достаточно редко проводимых. Причиной проведения обряда является, как правило, осквернение верующим огня. Это может произойти в результате выливания в огонь (печь) нечистот, выбрасывания мусора или грязи. Цель обряда в том, чтобы поклониться духам хозяевам огня (Сахяадайбууралбабай и Саядайхаатанэжи), попросить прощения и умилостивить их совершив подношение-угощение. Шаман его проводящий обращается к своим духам-онгонам просьбой о том, чтобы они передали подношение-угощение духам хозяевам огня. Кроме этого в молитве шаман обращается к божествам-хатам – Арын 13 ноед (13 Северных божеств), и к хозяевам местности (Оронайтэнгэри) с просьбой оказать содействие в проведении данного обряда.Для проведения обряда необходимо: водка, молоко, далга, а также специальное угощение для хозяев огня.
Далга – это разновидности пищи, например, выложенные на тарелку печенье, иногда под него укладывают нарезанный хлеб или вафли, на печенье выкладывают конфеты, сверху желательно положить кусочек сливочного масла.
3)Обряд кормления огня.
Многие шаманские обряды сопровождаются разжиганием огня. Мифы утверждают, что огонь произошёл в результате отделения земли от неба. Вот почему эта стихия занимает столь важное место в церемониях народов Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Буряты представляют огонь в форме мужского образа – хозяина огня. Это большая редкость для азиатских верований. У сопредельных народов – алтайцев, нанайцев и эвенков огонь служит олицетворением женского начала (мать огня, бабушка огня, огненная старуха и т.п.).
Широко распространен обряд кормления огня, практикуемый шаманами «чёрной» и «белой» кости, а также простыми бурятами и эвенками. Для этого в печь или костёр выдувается сигаретный дым или выливается первая стопка любого алкогольного напитка, как правило, водки или спирта. В домах, где есть печь, этот обряд практикуется каждую неделю, преимущественно по выходным. Ещё каких-то 50-100 лет назад духам огня подносили со стола лучшие куски пищи. Сейчас эта часть традиции постепенно отходит в прошлое, но по Баргуджин-Токум до сих пор ходят старинные предания о том, как во времена Империи Чингисхана «чёрные» шаманы бросали в пламя пленённых врагов. Так они стремились обрести благосклонность духов.
4)Шаманский тайлган.
Известно, что в системе шаманской обрядности западных бурят до сих пор самой популярной формой общественного праздника является тайлган. Тайлган (тайлаган), жертвоприношение божествам и духам – хозяевам местных гор, рек, озер и ключей, по традиции раньше устраивался весной, летом и осенью. Весенний и осенний назывались тайлганами Земли-Воды (Газар-Уханайтайлган, а летний – тайлганомхатов (хаҺытайлган), т.е. духов.
Подготовка главной части тайлгана обряда жертвоприношения включает ряд ритуальных действий: обряд призывания божеств, покровителей родов эхиритовшоно и хэнгэлдэр, в это время трое мужчин во главе с шаманом брызгают в сторону северо-запада, где находится родина их предков, а другие два мужчины держат жертвенного барана перед закланием; разжигание костров (по количеству жертвенных животных); разделывание туши барана и приготовление ритуальной пищи из его мяса, внутренностей и крови.
Самый главный обряд жертвоприношения и выпрашивание у божеств и духов предков-покровителей для всех членов рода земных благ (здоровья, потомства, долголетия, благополучия, счастья и т.п.) является ключевой составляющей шаманского тайлгана. Костер, на котором варилось мясо жертвенного животного, тушат и разжигают другой ритуальный костер – специальный жертвенник шэрээ, в котором сжигают кости жертвенной овцы, а шкуру с головой раскладывают рядом (после обряда жертвоприношения ее также сжигают в шэрээ). Шаман с двумя помощниками бросает в огонь кусочки мяса и бараньего жира и произносит заклинания.
Завершается тайлган общей трапезой и обрядом приманивания или призывания счастья далангахурылха («зазывание благодати, счастья»), когда участники тайлгана ходят вокруг жертвенника слева направо и бросают кусочки мяса жертвенной овцы, вслед за шаманом хором восклицая «Хурый!» или «Ай Хурый!» (магический возглас приманивания к себе всех земных благ). Священное мясо жертвенных животных на тайлгане получило название даланга, которое затем съедали на общей трапезе и некоторую долю хуби обязательно привозили домой для тех, кто не принимал участие в тайлгане.
Итак, можно сделать вывод, что бурятский народ имеет свои традиции ритуальных обрядов с разжиганием костров и сохраняет их для потомков. Данные ритуалы имеют большое значение для сохранения народных традиций и обычаев бурятского народа.
Заключение
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер.
Исследовав традиционные ритуальные обряды с разжиганием костров народов Великобритании и Бурятии и сравнив их, можно сделать вывод, что каждый народ имеет свои особенности в традиционной культуре. Данные традиции помогают знать истоки своей национальной культуры, понимать и уважать культуру народов других стран, так как многие из них имеют общий смысл и действия ритуальных обрядов этих народов могут быть схожими. (В приложении дается сравнительный анализ схожих особенностей ритуальных обрядов с разжиганием костров народов Бурятии и Великобритании)
Итак, обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.
Список литературы
Байбурин А. К. Полярности в ритуале (Твердое и мягкое) // Полярность в культуре / Альманах «Канун». Вып. 2. — СПб., 1996, с. 157—165
Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. — СПб., 1993
Левинтон Г. А. Ритуалы и ритуализованные формы поведения // Рациональность и семиотика поведения. Киев, 1988.
Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII В.). Новосибирск: Наука, 1980. - 320 с.
Нацов Г.-Д.Ц. Материалы по истории и культуре бурят (Введ. пер. и примеч. Г. Р. Галдановой). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - 137 с.
Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре/ Пер. с англ.- Смоленск: Русич, 2000.- С. 483
Токарев С.А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежнойевропы. Летне-осенние праздники., Наука,М.,1978,292 с.
Цыбиков Г.Ц. Культ огня у восточных и западных бурят-монголов. О центральном Тибете, Монголии и Бурятии // Избранные труды. Новосибирск, 1991. -Т. П-с.156
Приложение
Сравнительный анализ ритуальных обрядов народов Великобритании и Бурятии
Схожие особенности ритуальных обрядов на праздниках |
Народов Великобритании |
Народов Республики Бурятии |
Благословение богов |
Имвболк или День богини Бригид |
Обряд «Галаа тахиха», Дугжууба |
Огонь может уничтожить любое зло, предохранить от нечистой силы |
Самхэйн |
Дугжууба |
Огню и дыму ритуального костра придаются целительные свойства. |
Бельтайн |
Шаманский тайлган Дугжууба |
Обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния - скот и посевы. |
Самхэйн |
Шаманский тайлган |
Мотивы семейного благополучия. |
Лита |
Дугжууба |
Связь с культом солнца |
Бельтайн |
Галаатахиха |
Специальное угощение для хозяев огня. |
Лита |
обряд кормления огня |
Церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. |
Лита |
Дугжууба |
Праздники отмечаются весной и осенью |
Бельтайн, Самхэйн |
Шаманский тайлган |
Постройки окуривали дымом для очищения. |
Самхэйн |
Обряд «Галаатахиха» |
Нельзя совершать обряд на придомовом участке или в лесу, разжигая костер. |
Лита |
Дугжууба |
Приготовление элементов на обряде |
Лита (венки из цветов и растений) |
Дугжууба (фигурки человечков из теста) |
Ритуал с огнем на праздниках народов Великобритании « Самхэйн»
Ритуал с огнем на празднике «Лита»
Ритуал с огнем на празднике «Бельтайн»
Ритуалы на празднике народов Бурятии «Дугжууба»
Ритуал с огнем «Шаманский тайлаган»
Ритуальный обряд «Галаа тахиха» (обряд проводится в доме)