Введение
С самого младшего возраста я любил слушать музыку. Но особенно мне нравились звуки гитар в музыкальных произведениях. Мне захотелось самому сесть за инструмент и тоже играть. Звук у гитары был какой - то особенный, глубокий, мелодичный, и я для себя твёрдо решил, что научусь играть на ней.
На день рождения родители подарили мне настоящую гитару и я сразу записался в Задонский дом школьника в ВИА «Фантом».
Параллельно обучению игре на гитаре я получал и другие знания, касающиеся игры на гитаре. Например, я познакомилась с историейразвития гитарного искусства, какую покупать гитару, какие существуют виды гитар, как настраивать гитару и т.д.
Актуальность:
Особую актуальность мой проект приобретает в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, а именно культуры игры на гитаре в нашем регионе. В рамках данного проекта я хочу дать возможность слушателям проекта ознакомиться с классической гитарой, ее строением, многообразием звучания, ознакомиться с классической музыкой, исполняемой на гитаре, как частью нашего национального и мирового наследия.
Я хочу дать возможность полюбить музыкальное гитарное искусство, приобщиться к нему и самим, по желанию, стать частью его.
Цель: выявить роль гитары в моей жизни. научиться играть на гитаре.
Задачи:
- получить знания об истории гитары;
-познакомится с интересными фактами о гитаре;
- выявить влияние гитары на здоровье человека;
- провести исследование (выявление знаний о гитаре в нашем регионе).
Основная часть
Из истории гитары
♦ Предшественники гитары в древности
История гитары начинается многие тысячелетия назад. На протяжении веков она претерпела значительные изменения, начиная от количества струн и заканчивая внешней формой. На древнеегипетских памятниках нередко встречается изображение музыкального инструмента - наблы, отчасти напоминающего гитару. В Египте этот инструмент почитался, как символ добра. По данным археологических раскопок, инструменты, близкие гитаре, были распространены в государствах Ближнего Востока, в особенности в Ассирии, Финикии и Вавилонии.
♦ Гитара в ХVIII-начале ХIХ века
До XVIII века гитара была меньше размером, а её корпус был весьма вытянутым и узким. В конце XVII столетия гитара приобрела узнаваемый вид и звучание. Она приобрела шестую струну и окончательно лишилась двойных струн. Первые три струны гитары были изготовлены из бараньих кишок, три басовые из шёлковых нитей, обмотанных посеребренной медной проволокой. К середине XIX века она, наконец, обрела окончательную форму и стала больше. На гитаре появилось шесть струн со стандартным строем: ми, си, соль, ре, ля, ми.
♦ История гитарного искусства в XX веке
В начале XX века гитара завоёвывает большие концертные залы, требовавшие принципиально иного, гораздо более громкого звучания. Производители гитар стали выпускать на порядок крупные инструменты и экспериментировать с формой корпуса. В 1920 - 1930 годы гитара начинает вытеснять банджо из джаз-бэндов. Именно тогда компания «Gibson» предлагает миру огромные инструменты с вырезом в форме буквы f, идеально подходившие для исполнения «громкого» джаза. В те годы на сцене работают гитаристы - виртуозы Эдди Лэнг и Джанго Рейнхард, сумевшие раскрыть потенциал новых инструментов.
♦ Русское гитарное искусство
Не менее интересна и своеобразна история развития русского гитарного искусства.
Вплоть до XVII столетия гитара не имела большого распространения в России. Её можно было встретить лишь в домах знати, куда она попала совершенно случайно из-за границы. Талантливые русские гитаристы Марк Соколовский и Николай Макаров успешно концертируют в России и не меньшим успехом пользуются за рубежом. Со второй половины XIX века гитара надолго покидает концертные залы, уступив место виртуозам - пианистам, скрипачам и оркестрам,. В 1932 году преподавание гитары было введено в Московской и других консерваториях страны. В это же время устраиваются первые конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. Великая Отечественная война надолго прервала преподавание гитары. Только к 1952 году, возобновились занятия на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. Стасова. Через некоторое время и в других музыкальных школах открылись подобные классы.
В наше время композиторское исполнительское мастерство развивают Дмитрий Мамонтов, Владимир Дубовицкий, Пётр Панин, Сергей Орехов, Никита Кошкин, Юрий Наумов. Эти талантливые композиторы-гитаристы являют собой настоящий бастион Традиции во всеобщем хаосе потребительской сочинительской музыки. Их исполнительская манера и оригинальная техника нередко шокируют современного зрителя, вступившего в новое тысячелетие. Например, концерты Юрия Наумова можно сравнить с магическим действием, когда кажется, что на сцене выступает не один музыкант, а целый оркестр.
Виды гитар
♦ Классическая гитара
Классическая гитара-это специализированные инструменты, на которых играют
преимущественно классическую музыку или фламенко. У классической гитары, в целом похожей на акустическую, меньших размеров корпус, более широкая шейка и нейлоновые, а не стальные струны. Звучание классическое гитары более насыщенное, чем у акустической гитары.
♦ Акустическая гитара
Акустические гитары легко переносить, на них можно играть где угодно. В отличие от электрогитар, акустическим не нужен усилитель или источник питания, поэтому они идеально подходят для тех, кто хотел бы просто наигрывать любимые песни. Акустические гитары могут отличаться по размерам и форме корпуса.
♦ Электрогитара
Электрогитары меньше акустических и классических и обычно стоят дешевле акустических, поскольку сделать их проще. Однако для электрогитары требуется дополнительное оборудование - усилитель и динамики.
1.2 Интересный факт о гитаре
История гитары насчитывает более 4000 лет, а используется она и как аккомпанирующий инструмент, и как сольный, причем во многих музыкальных стилях, таких как кантри, блюз, фламенко, этническая и рок-музыка и др. Мы можем увидеть гитару не только на концерте или в магазине, но и на улице, во дворе.
1. Первые прообразы гитары известны со второго тысячелетия до нашей эры.
2. Мастера, изготовляющего гитары, называют лютье.
3. Семиструнная гитара носит название «русская гитара» или «цыганская гитара».
4. Диапазон обычной гитары составляет около четырех октав.
5. Первая электрогитара была создана Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером в 1931 году. У нее был металлический корпус.
6. Первый деревянный корпус электрогитары был создан Лео Фендером и музыкантом Лесом Полом в 1950-х годах независимо друг от друга.
7. Первую бас-гитару также разработала фирма Лео Фендера в 50-х годах прошлого столетия.
8. По версии журнала «Rolling Stone», самым влиятельным гитаристом 20-го века стал Джими Хендрикс (Jimi Hendrix).
9. В Финляндии ежегодно проходит конкурс мастеров игры на вымышленной гитаре. «Музыканты» просто «играют» на якобы невидимых инструментах.
10. Хулио Иглесиас был перспективным футболистом, однако попал в жуткую автокатастрофу. Три года паралича (кроме рук), привели Хулио к гитаре. Именно благодаря ей Иглесиас стал известным музыкантом.
11. Самой дорогой гитарой в мире является Fender Stratocaster, подписанная 19-ю известными гитаристами и проданная на благотворительном аукционе за 2,8 миллиона долларов.
12. Самой маленькой гитарой считается инструмент, который был создан мастерами Корнелльского университета (Cornell University). В длину инструмент составляет всего 10 микрон.
13. Самой большой функционирующей электрогитарой в мире является гитара, длина которой составляет 13,26 метров. Инструмент был изготовлен сотрудниками Академии наук и технологий Хьюстона в 2001 году. Вес гитары составляет 1023 килограмма.
14. Самой популярной и самой копируемой моделью среди электрогитар была и остается Fender Stratocaster.
1.3. Гитара и её влияние на здоровье человека
Врачи давно обнаружили благотворное влияние хорошей музыки на организм человека. Более того, в процессе прослушивания, как оказалось, участвует не только слух, а и все тело в целом. Г. Бодарецкий, главврач центральной поликлиники г. Кирова, однажды рассказал о том, что музыка проникает в живой организм не только через уши, а и через кожу, содержащую виброрецепторы. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам одного из органов, оказывая на него стимулирующее воздействие. А в случае с гитарой, сама вибрация будет ощущаться большой площадью тела и кожного покрова. Вследствие этого, какие-то болевые ощущения могут ослабевать или исчезать в целом. Существуют также описанные факты о том, что даже высота нот влияет на здоровье человека. Например, нота «До» ответственна за желудок и поджелудочную железу, нота «Ми» – за органы зрения и слуха, и т.д.
Думаю, что каждый из нас неоднократно ощущал на себе положительное воздействие музыки, которая помогает скрасить долгую поездку, расслабиться после рабочего дня, взбодриться утром, заниматься в спортзале, проводить в комнате уборку и многое другое. Наша жизнь без музыки была бы мрачной и неинтересной.
От себя хочу добавить, что помимо «пассивного» прослушивания музыки, благотворный эффект оказывают успехи самого гитариста. Ведь, согласитесь, приятно же выучить и сыграть без ошибок какое-то красивое произведение? А сыграв его, Вы в полной мере можете ощутить мощный прилив энергии победы над очередной сложностью в жизни, которая тоже окажет весомый терапевтический эффект на Ваш организм.
Положительный эффект достигается постепенно при постоянных занятиях - это правильное дыхание, при котором происходит двойная польза: массаж внутренних органов глубоким дыханием и расслабление нервной системы, приток кислорода к головному мозгу. Расслабление мышц тела позволяет снять физический стресс, это происходит естественным путем, так как игра на гитаре требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. При этом требуется ровно держать спину, свой внутренний и внешний стержень, что позволяет максимально собраться человеку в здесь и сейчас. Пальчиковый массаж и координация пальцев, которая происходит постоянно при игре, дает человеку согласованность между его мыслями и выполнением их, что вырабатывает навыки координирования систем.
Плюс на пальцах и ладонях располагаются нервные окончания, и их массаж отвечает за работу разных внутренних органов.
1.4. Моё исследование
В исследовании приняли участие мои одноклассники ( обучающиеся 6 класса). Предложено было ответить на вопросы анкеты.
№ п/п |
Вопрос |
Результаты |
1 |
Как часто Вы слушаете музыку? |
Часто – 16 Редко – 4 Не слушаю совсем - 0 |
2 |
Назовите музыкальные инструменты которые Вы знаете? |
5 инструментов – 17 3 инструмента – 3 1 инструмент - 0 |
3 |
Что Вы знаете о гитаре? |
Ничего – 4 Некоторые сведения – 15 Развернутый ответ - 1 |
4 |
Играете или хотели бы научиться на гитаре? |
Играю – 10 Хотел бы научиться – 10 Нет-0 |
5 |
Каких музыкантов исполнителей вы знаете? |
Поп исполнителей – 14 Рок исполнителей – 4 Джазовых исполнителей - 2 |
6 |
Как музыка влияет на Ваше настроение? |
Поднимает настроение – 14 Помогает настроится – 6 Мешает учиться - 0 |
По результатам данного опроса мы сделали следующие выводы по выявлению уровня знаний о гитаре у учащихся гимназии.
Звучание гитары знакомо всем, но историю и настоящее этого инструмента мало кто знает. Большинству учащихся очень нравиться звучание музыкального инструмента гитара, но при этом они не могут сказать, кто исполняет музыкальное произведение.
Заключение
В данной работе я показал, какой интересный, непростой, популярный, современный инструмент гитара. Работа по данной тематике дала мне возможность познакомиться не только с музыкальным инструментом, но и с его историей и современностью, открыла новые стороны музыкального мира. Всей новой информацией, которую я узнал о гитаре, я поделился со своими сверстниками. И многие из моих друзей тоже планируют записаться в наш ансамбль с нового учебного года.
Несмотря на достигнутую цель, я решила, что и дальше буду совершенствовать
свои музыкальные навыки, повышать своё мастерство игры, изучая; другие методы и приёмы игры на гитаре. Я советую всем желающим научиться играть на этом замечательном музыкальном инструменте.
Список используемых источников и литературы
Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: справочник. М.: Композитор, 2000. – 216 с.
Видаль Робер Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией / Пер. с фр., – М., Музыка, 1990. - 32 с.
Гитара от блюза до джаза: Cборник. Киев: "Музична Украина", 1995.
Есипова М.В., Фраенова О.В. Музыканты мира. Биографический словарь. М., Большая Российская Энциклопедия, 2001. – 527 с.
Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары: В 2 т. [Сост., ред. - Яблоков М.С.], Тюмень, Вектор Бук, 2001-2002 [Т.1, 2001, 608 с.; Т. 2, 2002, 512 с.]
Классическая гитара в России и СССР. Словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. (Яблоков М.С., Бардина А.В., Данилов В.А. и др.), Тюмень-Екатеринбург, Русская энциклопедия, 2002. – 1300 с.
Комарова И.И. Музыканты и композиторы. М.: «Рипол-Классик», 2002. – 476 с.
Интрнет ресурсы:
1.dic.academic.ru, http://ru.wikipedia.org, muzyka.net.ru, biometrica.tomsk.ru, bibliotekar.ru›slovar-muzika/index.htm, megabook.ru, http://guitar-master.org/books
Приложение 4. Мои выступления с ВИА «Фантом»