Введение.
Я приехала в город Новосибирск из села Бичура Республики Бурятия. Бичура – это очень большое село, там находится улица Коммунистическая — 13 км в длину, она вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная сельская улица на нашей планете. Члены моей семьи называются «семейские».
Проблема связи поколений сейчас очень актуальна. Многие не знают своих родственников и даже не догадываются, какая интересная история может храниться в их семье.
Цель: изучить историю и традиции семейских
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования
2. Узнать районы проживания
3. Выяснить особенности быта
4. Узнать о традициях
5. Посетить Историко – этнографический музей им. Н.В. Гладких в с. Красный Чикой
6. Создать книгу рецептов «Кухня семейских»
Гипотеза: «семейские» – это очень яркая и древняя ветвь русского народа со своими обычаями и традициями
Объект исследования: история семьи
Предмет изучения: традиции, культура,
Проблема: многие не знают своих родственников и даже не догадываются, какая интересная история может храниться в их семье.
Практическое значение работы: некоторые положения данной работы можно использовать на уроках краеведения.
Теоретическая часть
Расселение семейских
Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси.
Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены. Два крупнейших явления в истории России: раскол и Петр I. Русскому правителю хотелось расположить к России народы, исповедующие православие. Были люди, которые были против церковной реформы, которую затеял во второй половине XVII века патриарх Никон. После начала реформ на Руси произошел раскол, и староверам пришлось совсем несладко. Они вынуждены были бежать на свободные земли, где создавали собственные поселения, и совершали обряды, согласно своим обычаям.
В 1764г. Екатерина II послала армию для возврата староверов в Россию. При этом походе было захвачено около 20 тыс. душ, которые без следа и следствия были отправлены в Сибирь. В Бурятию было сослано больше всего старообрядцев. Переселяли людей целыми семьями, которые были весьма большими, из-за чего от местных жителей они получили название «семейские». После того как семейские добрались до Бурятии, им были выделены земли, которые до этого считались не совсем пригодными для жизни, но за 30-40 лет села, в которые были переселены староверы, преобразились.
Из поколения в поколение передавались рассказы о прошлом, о нелёгкой и даже трагичной, судьбе этого народа. Три года длилось это переселение, в дороге рождались и умирали. Оказавшись на берегу реки Чикой, люди были поражены богатством природы и решили навсегда здесь остаться. Жизнь была очень трудной — кругом дикая нетронутая тайга. Стали понемногу обживаться, появились первые села, зазеленели пашни. Суровым условиям края семейские противопоставили трудолюбие, прилежание. Они вырубили дремучие леса, вспахали нетронутую целину и получили плодородные земли.
Вывод: «семейскими» их назвали потому, что при переселении селились большими семьями.
Сейчас потомки этих старообрядцев проживают в Забайкальском крае и Бурятии, на территориях сёл Хасурта, Ягодное, Ново-Десятницкое, Вознесеновка и Леоновка, в городах Гусиноозёрск, Улан – Удэ в Бичурском, Тарбагатайском, Мухоршибирском, Заиграевском районах.
Язык
Необычен говор этих жителей села. За долгие годы скитания на огромные расстояния русская речь моих предков вобрала в себя и белорусские, и украинские, и польские слова. Этот диалект сохранен до наших дней в неизменном виде. Например, конфеты-лампасейки, сковорода-латка, жизнь-жись и другие интресные слова.
Избы семейских
Избы семейских – высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. У всех изб высокое крыльцо, округлые углы внутри помещения. Потолок делают из круглых брёвен, полы выкладывают брёвнами, колотыми пополам. Ставни и ворота во всех домах богато украшены, масляными красками окрашены двери, окна, плинтусы. Стены, перегородки и потолок расписывали цветами.
Дом внутри разделялся чаще всего на три части: передний угол, куть и запечье.
В переднем углу стоял стол, за которым вся семья ела из одной чашки У многих в домах полы застелены яркими домоткаными дорожками. Обязательно в каждом доме есть божница — в «красном углу», повыше прибита полка, укрытая вышитым рушником (полотенцем). На божнице стоят свечи, иконы, которые очень ценились староверами. Иконы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.
Под божницей висели лестовки (четки), «подрушники» (подручники)- четырехугольные подушечки, сшитые из лоскутков, применявшиеся при совершении земных поклонов, к божнице были прикреплены свечи. Старые люди в наши дни, войдя в дом, крестятся (двумя перстами), обращаясь к иконам, произносят слова молитвы, и только потом приветствуют хозяев. Это означает, что такой человек не может принести зло.
Вдоль стен стояли широкие деревянные лавки. По чистым стенам в основном в праздничные дни, развешивались яркие разноцветные «карманницы» -стенное украшение, сшитое из обрезков шелка, кашемира, атласа и другой красочной материи на подкладке).
Над кроватью под потолком делали палати (настил из досок), на которых спали многие члены семьи. Часть домочадцев спала на полу, расстелив потники и шубы. Излюбленным местом семейских стариков и старух была обширная, глинобитная, реже кирпичная печь, находившаяся в противоположном от кровати углу. Печь являлась не только главным источником тепла, в ней варили и долго в горячем состоянии сохраняли пищу, сушили одежду, на печи сушили зерно, кедровые орех. Грудные дети спали в люльках или зыбках.
В каждом доме обязательно была русская печь. Домашняя утварь — хлебная лопата, клюка, ночевка (сито), веселка (лопатка для замешивания теста), ухват, сковородник — напоминают музейные редкости. Однако все эти вещи находят практическое применение.
И еще один интересный факт, что дома строились без единого гвоздя. К жилым постройкам семейские относились по особенному, как к воплощению духа семьи. Поэтому дом мылся два раза в год не только внутри, но и снаружи. На полу стелились круглые яркие коврики, связанные крючком. Семейские хлебосольный, гостеприимный народ любят яркие веселые тона. Посуду для домашнего хозяйства изготавливали из дерева и глины. В них можно было хранить и собранные ягоды, и любые заготовленные впрок продукты. Раскраска карниза, ставней, наличников радует глаз веселым разноцветьем. Это говорит о жизнелюбии народа, его веселом нраве и достатке.
Вывод :семейские – очень аккуратные, чистоплотные люди, очень любят и ценят свой дом. Это веселые люди, они любят всё яркое и красивое.
Национальная одежда
Семейские физически очень крепкие, выносливые и здоровые люди. Они всегда стремились к красоте, что особенно отразилось на их одежде. Одежду шили из цветных дорогих тканей – кашемир, атлас, шёлк, канфа, бурса, плис. Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинную форму одежды.
Головной убор называется кичка, он состоит из кокошника и подзатыльника. Носили этот головной убор только замужние женщины. В этом уборе они работали и спали. Снимать его не разрешалось.
Обувь — чирки, сшитые из кожи. В таких чирках ходили как дети, так и взрослые.
А чтобы сшить рубаху, брюки, сарафан (а их шили только из холста), надо было немало потрудиться. Сначала нужно было посеять семя конопли, вырастить, вырвать, вымочить в озере, высушить в бане, смять на мялке, потом только в ступе, вычесать щеткой. Хорошо вычесанную пеньку пряли на самопрялке, а затем ткали на самодельном ткацком станке ткань. Потом вымачивали вместе с древесной золой, т. к. мыла не было. А чтобы холст был белым, надо было все лето мочить его в воде и сушить на солнце. После этого холст готов. Из него шили и женскую, и мужскую одежду, и одежду для детей. Полотенца и скатерти тоже были из холста, по краям их украшали замысловатыми узорами. Каждая девушка с любовью вышивала свои вещи.
Сверх сарафана в будни надевали еще запон, который прикрывает грудь до половины; помочами держится он на шее, а на талии стягивается шнурком или тесьмой и завязывается сзади.
В праздничные дня надевался кокошник, шитый сплошь золотыми и серебряными нитями, с разными узорами; у бедных кокошники из златоглава (парчи), На шее носили различные мониста, жемчуг или вернее перламут, покупаемый у китайцев, зерна иногда довольно крупные неправильной формы, бисер — тот же жемчуг, только мелкий; гагатки — крупные белые прозрачного стекла, гранушки — тоже стеклянные в роде гранат; кровочки — мелкие красные с белым внутри мониста, все это одинаково носят как замужние, так и девушки. Руки украшаются кольцами и перстнями, серьгами особенно не щеголяют. Сверху такой же, как мужской, суконный кафтан длинный из тонкого базарного сукна, называемый шинелью, а из своего сукна называем азям, или нанковый халат; во время работы в холодное время надевается куртик из домашнего черного сукна немного ниже талии.
Девичий головной убор состоит из повязки кругом головы с рясами, то есть. бахромой из жемчуга или из бус.
У мужчин шапка о четырех углах, конечно, в случае надобности заменяется чабаком то есть шапкой с ушами; кроме, шинели носят шойдоник — кафтан до колен, и всевозможные козляки, дохи и шубы. На ногах сапоги, бродни, ичиги — сапоги на мягкой подошве, а также унты.
Семейские очень чтут традиции, поэтому до сегодняшнего дня у них сохранились формы русской одежды. Мужчины, например, до сих пор носят длинные рубахи с поясом и штаны из тёмных материй.
Женщины и по сей день очень любят украшения из янтаря. Этот камень они привезли с собой в старину. Он служит амулетом и лекарством. Раньше была нехватка йода, многие болели. При болезнях щитовидной железы янтарь растирали в порошок и принимали внутрь. И сейчас до старости люди носят под рубахой связку бус из янтаря.
Вывод : семейские были людьми богатыми, одежду шили из дорогих красивых тканей. Все они были очень трудолюбивыми, много сил и времени тратили на изготовление и отделку одежды.
Кухня и рецепты семейских
Кухня семейских, представляет, большой выбор мясных, молочных блюд, выпечки. Побывав на подворье семейских, отведав пирогов, оладьев, щей, каш каждый захочет, вновь вернутся. Семейские не курили, алкоголя употребляли мало. В домах на видном месте держали полную бутылку водки — это означало, что хозяин дома не пьёт водку.
В обычные будние дни, страдную пору пища семейских состояла из малого количества блюд: мясного бульона, густых мясных щей, каши, хлеба, чая с молочными продуктами, включая иногда овощные блюда в виде огурцов, помидоров. Растения являлись также и лекарственными средствами, например лук, чеснок, черемша, свекла.
В кушаньях ценилось в первую очередь их калорийность, вкус, быстрое приготовление на всю семью и на весь день. Пищу готовили в чугунах, на сковородах в русских печах. При еде использовали деревянные чашки и ложки, деревянные стаканы. Применялись глиняные и берестяные изделия, особенно туески, для хранения молочных продуктов, варенья, ягод.
Главным продуктом традиционного стола семейских испокон веков являются хлеб и множественные изделия из ржаной и пшеничной муки. Хлеб замешивали на опаре и выпекали на поту, т.е. на кирпичах. В пище семейских характерно было употребление большого количества мяса в виде жирного бульона, щей, отварного мяса с минимальным количеством добавления разных приправ. Зачастую эти блюда были и первыми и вторыми, которые назывались: жерёха, жаренина, жаркое. В качестве вторых блюд в основном была томленая каша, молочные продукты, малосольные огурцы и помидоры. Готовились блюда из разнообразной рыбы. Однако рыбная ловля для них не являлась постоянным видом промысла. Разную рыбу ели в сезон и солили впрок. На праздники из рыбы в основном пекли пироги. Рыбные блюда использовались в пище семейских в постные дни.
Также семейские выращивали разнообразные овощи: картофель, помидоры, огурцы, репу, редиску, редьку, свеклу и др. Разводили плодово-ягодные растения: черемуху, смородину, землянику и многие другие насаждения. Овощи в пищу употреблялись в самом разнообразном виде: сыром, в виде салата, вареные, тушеные, жареные, и в самом разном сочетании. Овощи служили хорошей приправой к разнообразным мясным и рыбным блюдам и как основной продукт питания в религиозные праздники и во время поста.
Дикорастущие растения в качестве салатов использовались в страдную пору, на сенокосе, в тайге при сборе лесных ягод, кедрового ореха, черемши.
В каждом хозяйстве у семейских имелись птица и молочные животные. Блюда из молочных продуктов и яиц были постоянно на столе. Молоко пили парное, топлёное, делали сметану, творог, сыворотку, другие молочные продукты. Молоко использовали во всех кулинарных блюдах: супах, кашах, приправах, наполнителях для разных блюд. Применяли молочные продукты и в лечебных целях.
Разный сок, отвары, напитки, чай с вареньем, молоко и молочные напитки также были излюбленным кушаньем. Такая еда была в основном в рабочую пору, страду. В праздничные дни пища отличалась большим разнообразием, особенно в части изделий из теста. Из сдобного теста на молоке с добавлением животного жира и яиц крутились тарки со сладкой начинкой, ватрушки с творогом, сгибни с начинкой из масла и сахара, лепешки, начиненные ягодами, или сладкие пироги.
В ывод № 1 : семейские вели здоровый образ жизни – не курили, не пили водку. Питание их была сбалансировано, в кушаньях ценилась калорийность, вкус, быстрое приготовление на всю семью и на весь день.
Вывод № 2: семейские были очень трудолюбивыми, они занимались и разведением скота, птицы, и рыболовством, и сбором ягод, а также выращиванием пшеницы и овощей. Всё это использовалось при приготовлении разных блюд.
Традиции
Семейским удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Характерными чертами этих людей является честность и необыкновенное, удивительное гостеприимство.
Характерная их черта – хлебосольство. Они были очень дружными, среди них почти не было бедных. Раньше в семьях семейских ценилось трудолюбие, здравомыслие, долголетие. Жили по правилам жизни: один раз родился, один раз крестился и один раз женился. По старообрядческим обычаям супруги должны быть крещены священником трехкратным погружением в воду и повенчаны.
Каждый в семье знал свои обязанности. В больших семьях всегда царил лад, дружелюбие, почитание старших и любовь к младшим. В Бичуре была семья, в которой родилось 17 детей, а всех домочадцев—56 человек. Большим грехом считалось идти по миру, детей с детства приучали к труду.
В семьях учили бережно относиться к хлебу, ко всем вещам. Почётного гостя встречали хлебом и солью. Перед едой читали молитву. Вместо «приятного аппетита» говорили «хлеб да соль».
Всегда в семье семейских почитали и уважали старших, а детей воспитывали старшие члены семьи. Первой наставницей была бабушка, она обучала ребёнка богослужению, жизненным навыкам, внушала правила нравственной жизни, объясняла , что хорошо, а что плохо, учила, как вести себя в обществе. Бабушка развивала смекалку и ум ребёнка, учила песенкам, поговоркам,стихам , считалкам и загадкам.
Сейчас все традиции теряются, нет такого уважения друг к другу, почитания к старшим.
Вывод : семейские были людьми очень честными и гостеприимными. В семьях ценили трудолюбие, у каждого в семье были свои обязанности. В их семьях всегда уважали старших и не обижали младших.
Жизнь семейских
Люди в семьях знали только работу, а отдыхать, не было времени. Все изготавливали своими руками: одежду, домашнюю утварь. В поле работали простыми орудиями труда: жали серпом, хлеб молотили цепами, пахали сохой.
Старообрядцы сохранили традиции книгописания, бережного отношения к вещам.
Вывод : семейские очень много работали, сохраняли традиции и культуру своего народа.
Практическая часть.
Историко-этнографический музей Н. В. Гладких в селе Красный Чикой
Я посетила музей в и рассмотрела орудия труда, посуду, домашнюю утварь которыми пользовались мои предки, наиболее интересные экспонаты я занесла в таблицу.
Таблица № 1. Экспонаты музея.
Лестовка (орудие для срезания травы, растений) |
|
Самопрядка (прялка) |
|
Бот лодка – для перевозки животных |
|
Станок для скручивания ниток и веревок |
|
Деревянное колесо для телеги |
|
Седло деревянное |
|
Толкушка (для размягчения продуктов) |
|
Макет веялки |
|
Чугунок |
|
Деревянный совок |
|
Сверху вниз: Рубень-средство для стрики одежды Счетка для счесывания конопли Трепалка (орудие для трепания волокна). |
|
Половник |
|
Мялка для обработки кожи |
|
Корзина |
|
Посуда для размельчения продуктов |
Некоторые экспонаты меня заинтересовали, и я выяснила про них дополнительную информацию.
Национальная одежда
Я наблюдала, что пожилые женщины по-прежнему не расстаются со своими красочными нарядами, только теперь вместо кокошников носят яркие платки. На этих фотографиях моя тетя Наташа.
В музее помещены части одежды и украшения семейских.
Изготовление генеалогического древа моей семьи
Я изготовила генеалогическое древо своей семьи (Приложение 7.1.).
Вывод: мои родственники действительно жили в селе Бичура и являются представителями «семейских», об этом много рассказывала моя бабушка.
Изготовление книги рецептов
Проведя беседу со своей бабушкой о семейской кухне, я узнала много нового и интересного. Все блюда в основном готовились в русской печке. Удалось записать несколько рецептов блюд, которые в наше время уже не используются.
Кухня семейских с большим количеством хлеба и овощей. Мясо: баранина, свинина, говядина, дикой козы и изюбря. Мясо жареное и тушеное. Не ели зайчатину. Часть блюд заимствована у бурят, например, саломат. Строго соблюдали посты. В году было до 244 постных дней. Чай пили не все; вместо чая пили кипячёную воду, настой трав или бадана.
Обрядовая кухня. Семейские неукоснительно соблюдали все церковные праздники, приучая к этому детей, и пища у них была согласно установленных церковных канонов.
Я решила составить небольшую книгу рецептов семейских. Вот некоторые листы из моей книги.
Изготовление словаря
Мы с бабушкой очень много разговаривали по этой теме. Я решила собрать непонятные слова, которые употребляет бабушка. И у меня получился словарь «семейских» (Приложение 7.2.).
Заключение и выводы.
Я достигла своей цели – изучила историю и традиции семейских, познакомилась с особенностями их жизни, быта, узнала одежду и привычки. Рассмотрела устройство дома, изучила национальную одежду, узнала многие рецепты.
Моя гипотеза подтвердилась. Несмотря на то, что путь семейских был очень долгий и трудный, людей это не сломило. Они остались верны своим традициям. До сих пор в Бурятии существуют семейские хоры. В моем родном селе проживают семейские. Люди с разных уголков мира приезжают в эту необычное село и смотрят, как там до сих пор поют народные песни, одеваются в яркие костюмы. Но, самое важное то, что люди там живут очень хорошие, живут большими и дружными семьями, уважают старших, а также очень трудолюбивы и гостеприимны. Я горжусь, что я родом из этого замечательного села и думаю, что очень важно помнить свои корни и своих предков.
Главная задача нашего поколения - сохранить самобытность семейского народа: национальные черты, культуру, я то, что является сутью семейского человека. Терпение, доброта, милосердие, огромное трудолюбие, щедрость – вот, что всегда лежало в основе быта и традиций семейского народа
Перспективы
В дальнейшем я бы хотела изучить подробнее язык семейских, составить более полный словарь старинных слов своих предков.
Литература
https://travelask.ru/articles/semeyskie-silnyy-i-yarkiy-narod
https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/12/15/kto-takie-semeyskie-i-chto-iz-sebya-predstavlyaet
https://travelask.ru/articles/semeyskie-silnyy-i-yarkiy-narod
Приложения
Г енеалогическое древо
Словарь