Александринские узоры

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Александринские узоры

Трифонов Б.В. 1
1МБОУ "Специализированная школа №35 г.Донецка"
Трифонова В.А. 1
1МБОУ "Специализированная школа №35 г.Донецка"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВВЕДЕНИЕ

Расцветают под иглой
Волшебные цветы!
Секрет у чуда есть? Какой?
О нём расскажешь ты?

Евгения Краснова

Правду говорять, что неинтересных людей не бывает. И как мало мы знаем о тех, кто живет с нами практически рядом.

Приезжая к бабушке на каникулы каждое лето, я видел удивительные скатерти, салфетки и картины, которыми был украшен ее дом. Часами можно было рассматривать вышитые узоры и каждый раз видеть в них что-то особенное, сказочное. Именно тогда я задался вопросом, как можно с помощью всего лишь иголки и нитки создавать такие произведения искусства.

Вышивание или вышивка – общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы от самых грубых и плотных до тончайших материй с помощью иглы, нитей, пялец, ножниц. [1]

Выбранная тема исследования всегда актуальна, так как вышивка сегодня — это увлекательный, творческий процесс, позволяющий не только отвлечься от проблем насущных, но и создать своими руками прекрасные картины и предметы интерьера, которые будут радовать вас и ваших близких долгие годы.

Целью нашего краеведческого исследования стало изучение искусства вышивания в селе Александринка Докучаевского округа Донецкой Народной Республики, сохранения  и развития  традиций вышивания в нашем регионе. Тем самым мы пытались внести вклад в сохранение  памяти  о  талантливых людях нашего края – наших земляках  и надеялись, что собранная нами информация пригодится для изучения  краеведческого компонента  на уроках по краеведению.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Собрать необходимые материалы и сведения о  вышивальщицах села Александринка Докучаевского округа;

2. Проанализировать и структурировать собранный материал;

3. Пополнить коллекцию вышитых работ школьной музейной комнаты «Душа русского Донбасса»

Гипотеза: Собранный материал будет способствовать сохранению памяти об истории вышивания на Руси и искусстве вышивания в нашем регионе, сохранению памяти о наших земляках.

Формы и характер деятельности при создании  работы:

  1. Беседа с мастерицами села Александринка

  2. Изучение работ вышивальщиц

  3. Работа с информационными ресурсами сети Интернет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. История возникновения и значение вышивки

Искусство вышивания имеет многовековую историю, оно начало развиваться в 9-10 веках. Во все времена вышивка была связана с природой, трудом и бытом людей. Она отражала их представления и художественные вкусы, именно поэтому у каждой нации сложились свои национальные особенности, мастерство. [2]

В Древней Руси все женщины хорошо вышивали. Уже с семилетнего возраста девушки готовили себе приданое, вышивая полотенца, скатерти и красивую одежду, по качеству которой перед свадьбой судили о трудолюбии невесты. Вышивкой также украшали иконы, скатерти, полотенца, головные уборы, обувь, конскую сбрую. [3]

Самая известный вид вышивки — это, конечно же, вышивка крестом, который рассматривали как оберег защищающий дом и его жителей. В наше время вышивка также актуальна, хотя значение многих символов уже потеряно, но современные мастерицы все равно продолжают использовать старинные орнаменты в своих работах. [3]

2.2. Александринские мастерицы.

Взяв за цель отыскать в селе Александринка талантливых людей, мы и не подозревали, что придется посетить чуть ли не каждый дом. Кто-то пишет стихи, кто-то прекрасно поет, но в основном Александринские женщины вышивают. Тихими вечерами, когда основная работа уже выполнена, берутся мастерицы за пяльцы и создают настоящие произведения искусства.

В доме Евгении Ивановны Коробко круглый год – лето (рис.1.1). Куда не посмотришь, везде красные маки, фиолетовые незабудки, стеснительные васильки и горделивые розы на подушках, простынях скатертях и рушниках. И такое ощущение, как-будто воздух пропитан цветочным ароматом. С самого детства, наблюдая, как мама засиживается с иголкой в руках Евгении Ивановне и самой захотелось создавать такие же чудесные узоры. С того времени с ниткой и иголкой она не расстается. Сегодня в ее коллекции пять вышитых ковров, рушники и подушки (рис. 1.2.-1.4.).

- А сколько времени ковер вышивается?

- Ну, один ковер я две зимы вышивала. На работу ж ходила. Вечером приходила с работы, когда выходные, и тогда вышиваю. А днём некогда было шить, только ночью. До часу ночи сидела шила, вот. Младший сын шел гулять, а я вышиваю, жду его, пока он придет.

Евгения Ивановна тридцать шесть лет проработала санитаркой в городской больнице. Раньше вышивала не так часто. Большую часть времени занимала работа и семейные заботы. Когда вышла на пенсию, наконец, нашлась свободная минутка для любимого занятия. Вышивает в основном вечером. Часто её работы можно увидеть на выставке во дворце культуры и в сельской школе, где учатся ее внучки. Вышивке она научила своих дочерей и внучек, они продолжили эту своего рода семейную традицию.

Федоре Наумовне Липчанской уже за восемьдесят, но она и не собирается бросать любимое дело (рис. 2.1.-2.10). Когда начала вышивать, она и сама не помнит, говорит «сколько живу, столько и вышиваю».

- Сейчас материя хорошая, вышивали раньше по такой, а сейчас каждый крестичек хорошо видно.

- Сколько времени на одну скатерть уходит?

- Ой, ну, долго. Почти три месяца.

-А как часто садитесь за вышивку?

- Каждый день, кроме праздников божественных. Ну и по воскресеньям не вышиваю.

Во время вышивания могут пригодиться и математические способности. Тут обязательно потребуется чёткий расчет: необходимо подсчитать количество ткани, ниток, представить сам рисунок и как он ляжет на белую ткань. Желательно подобрать необходимое количество ниток, сделать правильное крепление с изнанки. Этим тонкостям вышивальщицы учатся годами, при этом каждая вырабатывает свою собственную манеру вышивки. В её творческом наследии целый арсенал рисунков не только русских, но и китайских (рис.2.4., 2.6.). Умеет Федора Дмитриевна и на машинке вышивать, да так, что её работы, на первый взгляд, не отличишь от фабричных, разве что души в них больше.

Федора Липчанская научила мастерству художественной вышивки многих желающих. Одна из её учениц – Раиса Василенко (рис.3.1., 3.4.). Вышивать она начала ещё двадцать лет назад. Сколько вышитых нею лично наволочек, рушников, покрывал уже не сосчитать. Сегодня в основном вышивает иконы (рис.3.6.). Портреты и образа вышивать очень сложно, они должны, по возможности, точно соответствовать рисунку на полотне.

- В основном иконы вышиваю, рушники, скатерти. И ковры вышивала, и портреты, и всё вышивала. Внучку научила. Вместе со мной сидит вышивает.

Свои работы Раиса Васильевна дарит родственникам и друзьям, а узорами обменивается с другими Александриновскими мастерицами. Именно поэтому практически в каждом доме можно увидеть похожую вышивку (рис. 3.2., 3.5.). Но все же разница есть, потому что работа всегда отражает характер рукодельницы.

Вышивать Лидию Макаровну Розумную научила её родная тётка ещё в пятом классе (рис.4.1.). Повзрослев, умения не утратила, но сначала и сама не знала, что это занятие её так полонит. С того времени не оставляла, даже на работу брала, чтобы в обеденный перерыв продолжать выводить необычные узоры на полотне.

- Это занятие успокаивает нервы. Сядешь, повышиваешь, вроде аж отдохнула. На работу ходила, с работы приду, другой раз во время перерыва вышиваю. Часто ела не ела, быстренько, да хоть два раза надо иголочкой уколоть, пару крестиков вышить.

Раньше Лидия Розумная увлекалась до такой степени, что могла просидеть с ниткой и иголкой до рассвета. Сегодня вышивает настолько, насколько позволяет здоровье. Начинала вышивать гладью, сейчас в основном крестиком. (рис. 4.3., 4.5.). Нитки привозят или родственники, или покупает на рынке разноцветные платки и распускает их. Вышивает в основном подушки и рушники. Говорит, что на её рушниках женились дети и внуки – в её семье уважают русские традиции (рис. 4.4., 4.6.).

Харченко Надежда Степановна – сельская портниха, которая с раннего возраста шила наряды для самых требовательных модниц (рис.5.1.). Интересно то, что Надежда Степановна не училась этому ремеслу специально, умение шить передалось ей от мамы, которая очень молодой ушла из жизни, и забота о своих младших братьях и сестре легли на её совсем юные плечи. Умение шить одежду пришло само собой. Сначала себе и родным, а потом практически всем Александриновцам. Вышивать начала намного позже, когда вышла на пенсию. Сначала вышивала гладью, выбивала на машинке. Потом начала вышивать крестиком подушки и картины, которые дарила племянникам и внукам (рис. 5.15-5.17).

Надежда Степановна очень гостеприимный человек и всегда радушно принимает гостей за столом, украшенным вышитой скатертью, которых в её арсенале огромное количество. Скатерти завораживают разнообразием узоров (рис.5.3 – 5.12.). Вышивает она крестиком также и иконы, но в последнее время увлеклась вышивкой бисером. Свое увлечение передала дочери Клавдии Александровне. Сейчас ними дома создан иконостас, который украшают иконы, вышитые собственными руками (рис.5.13., 5.14.). Некоторые иконы переданы в Александриновскую сельскую церковь.

Что интересно, увлекаются искусством не только старожилы, но и молодежь. Мария Николаевна Осадчук еще в пять лет вышивать научила мама. Первые работы – это платочки, потом пошли салфетки и подушки (рис.6.4., 6.7.). Сейчас, в основном, вышивает картины. На их создание уходит практически все свободное время (рис. 6.8 – 6.10.). Вышивает чаще всего после работы. Свое мастерство передала своей дочери Татьяне.

Вышивает Мария крестиком. Приблизительно за три-четыре месяца выходит настоящая картина (рис.6.2., 6.3.). Схемы, по которым вышивает, покупает в магазине. Нитки или мулине, или акриловые. Ткань в основном также из магазина. Есть у Марии пара льняных вышитых рушников, которые соткала своими руками (6.5., 6.6.). Рушникам больше двадцати лет, а они с каждой стиркой становятся все белее и вышивка ярче, совсем не выцветает. Все, что создано руками Марии не лежит аккуратно в шкафу, как это часто бывает, вышитыми рушниками пользуются, на подушках спят, а большинство работ подарены друзьям.

Её работы можно увидеть и на разных выставках, чаще всего в музее. К каждой работе она относится как к ребенку.

Не напрасно так ценят произведения искусства, созданные золотыми руками вышивальщиц, потому что наибольшую радость приносит в наш дом всё, что с любовью сделано своими руками. Нам дороги рушники и скатерти умело созданы руками мамы, бабушки и дочери. В некоторых семьях передаются по наследству милые и чувственные произведения искусства. Сколько умения, трудолюбия и душевного тепла необходимо для того, чтобы из-под пальцев мастерицы вышло настоящее произведение искусства. И, судя по тому, что мы увидели, всеми этими качествами наделены в полной мере Александринские женщины.

ВЫВОДЫ

В результате проведённой работы мы познакомились с историей вышивки, с вышивальщицами села Александринка. Продолжили сбор экспонатов в школьную музейную комнату «Душа русского Донбасса».

Я хотел бы узнать больше об особенностях быта, культуры, традициях и обычаях нашего региона. Этим я хочу заняться в последующие годы, чтобы сохранить историю для других поколений. Ведь наша Республика – это капелька нашей большой Родины.

Информация, собранная нами о наших талантливых земляках может быть использована педагогами и обучающимися на внеурочных занятиях по краеведению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

2.https://урок.рф/library_kids/vishivalshitci_sela_novaya_bezginka_081911.html

3.https://hobby-up.ru/blog-o-rukodelii/istoriya-vyshivki-i-eyo-rol-v-sovremennom-mire.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Евгения Ивановна Коробка

Рис. 1.1. Рис.1.2.

Рис. 1.3. Рис.1.4.

Федора Наумовна Липчанская

Рис.2.1. Рис.2.2.

Рис.2.3. Рис.2.4.

Рис.2.5. Рис.2.6.

Рис.2.7 Рис.2.8.

Рис.2.9. Рис. 2.10.

Раиса Васильевна Василенко

Рис.3.1. Рис.3.2.

Рис.3.3. Рис.3.4.

Рис.3.5. Рис. 3.6.

Лидия Макаровна Розумная

Рис.4.1. Рис.4.2.

Рис.4.3. Рис.4.4.

Рис.4.5. Рис.4.6.

Харченко Надежда Степановна

Рис.5.1. Рис.5.2.

Рис.5.3. Рис. 5.4. Рис.5.5.

Рис. 5.6. Рис. 5.7.

Рис.5.8. Рис.5.9.

Рис.5.10. Рис.5.11.

Рис.5.12.

Рис.5.13. Рис. 5.14

Рис. 5.15.

Рис. 5.16. Рис.5.17

Мария Николаевна Осадчук

Рис. 6.1. Рис.6.2.

Рис.6.3. Рис.6.4.

Рис. 6.5. Рис. 6.6.

Рис.6.7. Рис.6.8.

Рис. 6.9.

Рис. 6.10.25

Просмотров работы: 15