Введение:
На сегодняшний день «обучение выступает одним из идеальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку только через обучение можно получить и передать большой объем информации. Обучение — это процесс развития и познания мира, организованный педагогом…
В Российской Федерации формируется новая система образования, которая имеет свои отличительные особенности в самых новых подходах к обучению. Для реализации этого необходимы новые методы и воспитание учащихся, формирование новых взглядов на обучение, у преподавателей и у учащихся. Все эти методы обучения основываются на Федеральных государственных стандартах среднего профессионального образования, начального общего образования и основного общего образования (ФГОС СПО, ФГНО НОО и ФГОС ООО). В настоящее время самым перспективным направлением в образовании, для реализации методов обучения, можно считать — музейную деятельность.
Все музеи мира обладают образовательным потенциалом, приобщают учащихся к культурно — историческим и духовным ценностям. Значимость виртуальных музеев состоит в том, что они относятся к динамично –развивающимся феноменам культуры. А также осуществляют бесплатный доступ посетителей к всемирному наследию культуры и позволяют знакомиться с мировыми достижениями.
Сегодня преподаватели и ученики имеют большие возможности в использовании инновационных технологий, как на уроках, так и во внеурочное время. Кроме того, появились и новые технологии в преподавании, основанные на использовании сети Интернет. Применение интернета и компьютерных технологий позволяет конструировать виртуальную реальность и расширить границы познания исторического и культурного наследия мира. В частности, к одному из методов обучения можно отнести и виртуальный музей.»
Основная часть:
«Развитие виртуального музея школы направлено для оказания методической и информационной поддержки обучающимся, педагогическому составу, жителям микрорайона. Создается открытое образовательное пространство для виртуального общения, содействующее приобщению учащихся к истории своей Малой Родины, к знакомству с известными людьми и даже знаменитыми людьми (С.Рахманинов) Деревяниц, к истории становления и развития своей школы. Реализация данного проекта повысит эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания путем включения, в – первую очередь, учащихся в социально-значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий.
У Расула Гамзатова есть прекрасные слова :
«Мы все умрем..
Людей бессмертных нет…
И это все известно и не ново…
Но мы живем,
Чтобы оставить след:
Дом иль тропинку,
Дерево иль слово…»
Материалы музея не позволяют нам забыть об истории нашей Малой Родины, «нет срока давности» у памяти, без прошлого нет будущего.
Актуальность данного проекта заключается в том, что виртуальные музеи обеспечивают сохранение духовного и культурного наследия с помощью инноваций в области информационных технологий; формируют единое духовно-нравственное культурное пространство, содействуют воспитательному и образовательному процессу, способствуя формированию духовно-нравственных идеалов и развитию творческого потенциала личности.
Новизна -использования Интернет-технологий, которые расширяют рамки традиционного школьного музея, формируют круг своих постоянных посетителей, способствуют развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность не только учащихся, педагогов, родителей, но и жителей микрорайона, заинтересованных и неравнодушных граждан.
Цель проекта:
Формирование современной образовательной среды, способствующей патриотическому и гражданскому воспитанию, повышению интереса учащихся к краеведческой работе, применения информационных технологий посредством развития виртуального музейного пространства МАОУ «СОШ№16».
Задачи проекта:
Создать рабочую группу по развитию виртуального музея, распределить обязанности;
Создать веб-сайт школьного музея посредством использования интернет-технологий, модернизировать дизайн и архитектуру сайта виртуального музея;
Организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала, систематизировать исторический и другой материал по разделам сайта и осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мульмедийными материалами;
Повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий;
Привлечь общественность, родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности;
Принять участие в создании Книги Памяти Деревяниц совместно с общественностью микрорайона.
Целевая аудитория: Развитие данного музея вовлекает в исследовательскую, поисковую деятельность учащихся на всех этапах обучения в школе, также родителей, учителей школы, общественности не только Деревяниц, что способствует формированию духовно- нравственных, патриотических ориентиров молодежи, активной гражданской позиции.
Общая характеристика структуры и специфики виртуального музея.
Специфика виртуального музея на сегодняшний день заключается в том, что его наполняемость материалами тесно связана с исследовательской деятельностью учащихся, как по темам краеведения, так и по военно-патриотическим темам, т.е. музей является комплексным. А также здесь можно увидеть и мероприятия сегодняшнего дня, посвященные духовно-патриотическому воспитанию школьников.
Наш виртуальный музей имеет карту сайта, так называемый навигатор, с помощью которого легко можно найти интересующий вас материал/раздел. Материал расположен в вертикальных и горизонтальных разделах.
Работа виртуального музея школы предусматривает развитие уже имеющихся разделов музея:
Гостиная, где предлагается ознакомиться со Стеной Памяти, некоторыми событиями, связанными с нашим музеем, краткие высказывания гостей: губернатора Новгородской области С.Г.Митина, мэра Великого Новгорода Ю.И. Бобрышева, ученого археолога В.Я Конецкого;
- Залы 1-5 рассказывают о истории Деревяницкой Земли: могильнике, монастыре,,епархиальном училище, Сметанинской Мызе;
-Зал 6 – о героях Земли Деревяницкой;
-Зал 7 – Библиотека.Книги о Деревяницах;
-Зал 8 –Картинная галерея. Картины художника О.Н. Саулова.
-Дети войны земли Деревяницкой;
-фотоэкскурсия по Деревяницам;
-Деревяницкая школа
-Исследовательская деятельность;
Ожидаемые результаты:
-Виртуальный музей предоставит ученику возможность получить устойчивый опыт интенсивной поисковой, проектной и исследовательской работы; осмысленной, самостоятельной деятельности; творческой самореализации; эффективного взаимодействия с социумом.
- участие в создании книги Памяти Деревяниц во взаимодействии с общественными организациями Деревяниц и заводом «Стекловолокно»
Характеристика методов поиска и сбора представленных исторических артефактов, рекомендации по дополнительному комплектованию коллекции.
-эмпирические методы: накопление знаний о объекте исследования, накопление, фиксация классификации и первичное обобщение
- изучение исторической научной литературы, рукописей, архивных материалов, материалов на электронных и других носителях, содержащих факты, которые характеризуют историю и состояние изучаемого объекта,
служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружение пробелов,
- изучение исторических источников.
- Количественные методы сбора информации - предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования
- Методы опроса в исторических исследованиях применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса).
- Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение
возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности
- методы опроса. Социологический опрос — это метод получения информации, при котором происходит непосредственная или опосредованная связь между исследователем и респондентом с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Методы подготовки и формы проведения виртуальных экскурсий
При разработке и подготовки виртуальных (и не только) экскурсий мы используем следующие методы, позволяющие учащимся овладевать навыками самостоятельной работы и развивать «4К» в соответствии с новыми ФГОС :
креативность,
критическое мышление
коммуникацию и
кооперацию (взаимодействие и сотрудничество).:
-Метод проектов: то такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
-Информационно-коммуникативные технологии: (ИКТ) – технологии, основная задача которых заключается в обеспечении фиксации информации, ее обработки, передачи, распространении и раскрытии.
-технология исследовательского обучения: способы передачи знаний и умений, при которых ученик не получает новую информацию в готовом виде. Вместо этого педагог предлагает ему добыть нужные сведения в процессе решения конкретной задачи.
-технология развития критического мышления: представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо.
-технология проблемного обучения: система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
-Кейс-технологии: это технологии, которые основаны на комплектовании наборов (кей - сов), учебно-методических материалов и предоставлении их обучающимся для самостоятельного изучения. Данная технология состоит в понимании, критическом рассмотрении и решении конкретных проблем, ситуаций, случаев (cases). Кейс - это отображение ситуации, касательно какой-то практике и содержащее в себе некую проблему, которая требует разрешения.
Вклад обучающихся в создание виртуального музея, заключается в том, что вместе с педагогами они собирали информацию, материалы для музея в архивах нашего города, встречались с ветеранами и их родственниками, записывали их воспоминания, собирали по крупицам фотоматериалы, разрабатывали конструктор сайта, предлагали, обсуждали, спорили, доказывали, проводили исследовательские работы, лазали по дотам и дзотам. Все это представлено в нашем виртуальном музее, это – результаты нашей совместной работы.
Краткое описание этапов и результатов проделанной работы.
1 Подготовительный этап (2020-2021г.г.): ознакомление с действующим виртуальным музеем школы, его структурой, наполняемостью материалами.
1.Создана группа участников проекта «новый Виртуальный музей школы»
Создана проектная группа по реализации проекта и подготовке к поисково-исследовательской деятельности.
2.Проведение мониторинга учебно-познавательного, когнитивного, коммуникативного и информационного уровня владения обучающимися.
Определение тьюторской группы (руководитель проекта, модератор, техническое сопровождение, модератор группы обучающихся).
3.Ознакомление с теоретическими основами проекта
Проведение инструктажа, теоретических занятий по истории музейного дела, изучение нормативно-правовой базы
4.Сбор и сортировка информации по истории школы:
Работа с документацией, фото- видеоматериалами, накопленными в школе; встречи с первыми учителями школы; изучение материалов периодической печати; записи воспоминаний, съемка видеосюжетов и др.
2. Реализация проекта (2021-2023г.г.)
Оцифровка материалов.
Модернизация на сайте школы страницы «Виртуальный музей школы», внутри него подразделов по подобранным материалам. Размещение оцифрованных материалов в рубриках.
Презентация проекта «новый Виртуальный музей школы».
Создание на сайте школы электронного цифрового ресурса,
Создать условия для использования виртуального музея в рамках уроков, внеурочных мероприятий, классных часов, онлайн-экскурсий для желающих, проживающих не только в г.В.Новгород, но и за его пределами, для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Определение тематики экскурсий, разработка экскурсионных программ.
Эффективное использование всеми участниками образовательного процесса ресурсов виртуального цифрового музея школы.
Отслеживание уровня эффективности работы ресурса музея через анкетирование, интервьюирование, диагностику охвата учащихся, по записям в Книге отзывов.
Заключение:
Перспективы развития нашего виртуального музея
- создание новых разделов-и экспозиций:
-видеотека воспоминаний ветеранов войны и детей войны их родственников;
- видеотека «Дети о войне»(Стихи и песни в исполнении учащихся и не только),
- обновление раздела исследовательских работ .
В данном случае совместная работа учащихся, педагогов, заинтересованных родителей и общественности подтверждает высказывание А.Г.Асмолова, что «Драйвером развития школы является содействие. Единицей развития личности является не взрослый, и не ребенок, а содействие между ними. Конструирование мотивирующей, развивающей среды является драйвером развития». Принимая участие в развитии музея все участники этой деятельности развиваются как личности, обогащаясь духовно, становятся истинными патриотами.
Список использованных источников и литературы:
А.Г.Асмолов, Современная школа: развивающая и развивающаяся. Ж-л, Образовательная политика.№2.2012г.
Наумова, И. В. Виртуальный музей как один из методов обучения / И. В. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 293-294. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64067/