Деревянные наличники на окнах домов города Пензы

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деревянные наличники на окнах домов города Пензы

Мизюрина К.И. 1
1МБОУ СОШ №40 г. Пензы
Чушкина Ж.А. 1
1МБОУ СОШ №40 г. Пензы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы обратили внимание, что на фоне новых построек, старые дома с резными деревянными наличниками для окон стали особо выделяться. Многие сейчас меняют окна с деревянными рамами на пластиковые. При этом старые наличники становятся не актуальны: их совсем убирают и заменяют современными. К сожалению, русские резные наличники как элемент традиционной народной архитектуры уходит в историю. И если не начать собирать фотографии, собирать информацию о наличниках сейчас, то через десять-двадцать лет деревянные резные наличники как символ сохранения традиций и культурного наследия исчезнут навсегда.

На данный момент актуально, что большинство современных людей не понимает важности и значимости наличников, не замечает их в обыденной жизни. Тем самым забываются история и традиции народа и страны.

Современный перечень памятников архитектуры в Пензе насчитывает несколько десятков адресов. Но на самом деле их гораздо больше. Проблема сохранения и популяризации традиционного русского зодчества остро ощущается в настоящее время. Сейчас большая часть домов с деревянными кружевами утрачена, а из сохранившихся далеко не все имеют статус памятников культуры.

Гипотеза: мы предполагаем, что наличники на домах города Пензы имеют отличительные черты, изучение и сохранение оконных украшений необходимы для будущего поколения.

Цель: изучить деревянные наличники улиц города Пензы и разработать виртуальный музей оконных украшений.

Задачи:

1. Изучить понятие «наличник», историю появления, его элементы и значение их украшений.

2. Собрать информацию о наличниках города Пензы.

3. Проанализировать разновидности наличников улиц города Пензы.

4. Дополнить виртуальный музей наличников города Пензы новыми объектами.

Объект исследования: наличники на окнах домов города Пензы.

Предмет исследования: сохранение русской культуры и традиций на примере деревянных наличников.

Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников и эмпирического материала, классификация изученных наличников города, беседа.

Практическая значимость исследования заключается в популяризации и сохранении деревянного зодчества на окнах домов города Пензы. Данная исследовательская работа будет полезна учащимся, жителям и гостям города. Результаты исследования могут быть использованы учителями истории, обществознания, краеведения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Научная новизна исследования связана с изучением сохранившихся оконных наличников на домах города Пензы и их классификация по общим признакам.

Глава 1. Наличники и значение их орнаментов

Во все времена предметом особой заботы зодчих было художественное оформление окна. Украшенное в меру эстетических представлений строителя, окно, из которого «не стыдно на людей посмотреть, да и себя показать», выражало определенное отношение человека к миру.

1.1. Понятие «наличник» и его строение

Окно, как символ человеческого бытия, ритма жизни, полно метаморфического смысла. Окна нам кажутся глазами дома (окно-оконце). В старину, когда не было стекла, оконные проемы делали небольшими и приравнивались они к понятию глаза или ока, поэтому они назывались окнами.

«Вместо стекол по-прежнему использовали бычьи пузыри. Но в домах горожан появились слюдяные окна. Лишь только богатые вставляли в окна стекло…» (А.А. Данилов, Л.Г. Сулина. История России с древнейших времен и до конца 16 века. Москва, «Просвещение», стр. 248. Русская изба). В 18 веке появилось стекло по доступной цене. Стекольщики ещё не умели делать тонкие, широкие стекла. Выдували стеклянные шары, в горячем состоянии их разрезали, выравнивали, делали маленькие квадраты. Поэтому старинные рамы были узкие, но высокие. Они делились на два, четыре, шесть, восемь, десять и двенадцать стекол – всегда в чётном количестве.

В 19 веке появилось дешевое заводское стекло. Оконные проемы плотники сильно увеличили. В большие оконные проемы стали вставлять косяки в виде коробки с выемкой для рамы. Стенки торцов бревен с коробкой и промежуток над коробкой, для осадки бревен, прикрыли прямоугольной рамкой из досок. Эта рамка вокруг окна на лице дома получила название наличник.

Окна, какими мы их привыкли видеть в современных деревянных домах, чаще всего имеют наличники. [3]

Происхождение слова «наличник» имеет прямую связь со словами лицо, лик, личико, личина и входит в группу однокоренных слов: уличать, обезличить, личный, наличие и др. А обозначает слово - на лице, то есть на самом видном месте. Вслушайтесь в это слово: «Наличник»- находящийся на лице. Фасад дома — это его лицо, обращённое к внешнему миру, лицо должно быть красивым и чистым. Но внешний мир не всегда добр, иногда от него надо защищаться.

Двери, окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проёме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы, а узоры на наличниках несли в себе магическую силу. Но к языческой, славянской символике мы поговорим чуть позже, а пока обратимся к толковым словарям.

Согласно "Толковому словарю русского языка" Ушакова [5]:

Наличник — это накладная планка в виде рамы вокруг двери или окна.

А если обратиться к "Архитектурному словарю" [4], то наличник — это декоративное обрамление оконного проема.

Не смотря на кажущуюся простоту, наличник – это сложное по конструкции сооружение. Каким бы по внешнему виду наличник не был, у него всегда имеются четыре основных элемента: очелье, или фронтон (верхняя часть: карниз фризовая доска), две тяги, или боковины, подоконная часть (фартук).

В верхней части наличника находится карниз и надкарнизная часть (кокошник), а общая композиция окна дополняется ставнями. Наиболее простым и распространенным является наличник, завершающийся горизонтальным карнизом. Верхние полки горизонтальных карнизов некоторых оконных наличников венчаются сквозными прорезными декоративными элементами в виде изящных коронок, причудливых форм – акротерии размещаются на полочках (плечиках). Кокошник бывает из досок разной формы и размеров и всегда выступает над лобовой доской наличника и часто напоминает известный русский девичий головной убор.
В качестве украшений на боковые наличники укрепляли «прилипалы» – фигурные полуколонки со сложными членениями токарной работы.

Нижняя подоконная доска является в большинстве случаев второстепенным элементом. Все внимание мастеров сосредоточено на оформлении карниза.

Функциональное их предназначение защищать окна от дождя и стужи. Они же являются самыми распространенными объектами украшения деревянных домов. Редко можно увидеть наличники, выполненные из простых, отструганных досок: на них обязательно присутствует хотя бы небольшой элемент декора. Очень часто наличники украшаются резьбой и росписью. Таким образом, окно становится своеобразной визитной карточкой дома, его «глазами». В преобладающем большинстве случаев центром композиции в резьбе деревянного дома являются окна.

В большинстве, жилых деревянных постройках над главным входом с парадным крыльцом и двухпольными парадными дверями, устраивались деревянные козырьки, поддерживаемые скульптурными колонками и кронштейнами, порой очень сложной композиции.

Особое внимание при строительстве дома уделялось оформлению крыльца. В наиболее старых постройках крыльцо располагалось со двора и представляло площадку с двумя-тремя ступеньками, спускающимися к земле.

Изготавливают наличники и их детали по специальному шаблону путём выпиливания, высверливания, выдалбливания. Накладные элементы, в виде гранных кнопок или точёных розеток, закрепляют при помощи деревянных шкантов или гвоздей, реже используется клей.

Выводы. В наше время многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, макетах, что бы будущее поколение имело представление, в каких домах жили их предки.

1.2. Значение "таинственных" узоров на наличниках

Наличники на окнах всегда приковывали на себе взгляд. Так что же их отличает от современных наличников?

Верхняя часть наличника (фризовая доска и кокошник) символизировала небо, нижняя часть, или подоконная доска – землю, а боковые доски (боковины) – связь неба с землёй. Кроме того, верхняя часть композиции считалась дневной, а нижняя, соответственно, ночной, так как солнце на ночь опускалось под землю. Иногда боковины выходят далеко за нижний край подоконной доски. В этом случае на выступающей части помещают символы, относящиеся к подземному, Навьему миру. То же самое можно сказать и обо всей композиции общедомовой резьбы.

Наличники украшались разными орнаментами, каждое из которых имело своё особое значение. Изучая литературу [1], мы нашли основные символы оконных наличников и их значение.

Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками. Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считается очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречаются его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. 

Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни. Так, считается, что дракон в декоре наличника — это своеобразный оберег от злых сил. 

Наиболее часто встречается в декоре окна цветочный орнамент. Растительный орнамент является символом цветущей природы. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки. Стойки наличника, как правило, оканчиваются капельками, птичьими лапками. Особую нарядность наличнику придают подвески или так называемые ушки. Они располагаются под карнизом. В основе их чаще всего лежит мотив свисающего колокольчика или тюльпана, растительный побег. Верх наличника нередко называют кокошником. Он в основном самый нарядный.

Со временем необычные узоры утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. В некоторых узорах деревянной резьбы появляется советская символика, например, серп и молот, звезда.

Помимо символики отдельных элементов, своё символическое значение имеют и цвета, в которые окрашен наличник.

Белый — символ святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным является такое значение белого, как чистота и непорочность, освобождение от грехов.

Зелёный — символ жизни, весны, цветения природы, юности; также цвет Святителя Николая Чудотворца — купола на его храмах часто окрашены именно в зелёный цвет. Зелёный цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, надежды, вечного обновления.

Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и Его любовь к людям. Также это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения — победы жизни над смертью. [2]

В наше время обережные свойства домовой резьбы забыты большинством населения. В результате на новых домах можно встретить такие построенные не по канонам узоры, которые не защищают, а, наоборот, призывают несчастья. Один из примеров - Берегини, перевёрнутые вверх ногами, или присутствующие в узоре знаки карточных мастей.

Выводы. Многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами. Если судить по-современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать – талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности.

Глава 2. Практическая часть

Ещё в начале 2020 года наша краеведческая группа школы после просмотра серии фильмов о Пензенском крае, заметив необычные узоры на окнах домов, начала изучать такое направление народного творчества, как наличники. Мы решили побольше узнать об оконных украшениях и поделиться с этим с другими учениками школы и не только.

За это время наша группа выполнила следующие мероприятия по популяризации наличников:

1) изучили историю появления наличников, узнали об их функциях, элементах и значениях узоров;

2) осмотрели наличники на улицах нашего микрорайона «Нахаловка» и проанализировали их значения;

3) провели серию мастер-классов по ознакомлению учеников нашей школы с оконной традицией "Сохраняя прошлое, создаем будущее";

4) создали виртуальный музей "Городские кружева", где разместили необычные наличники микрорайона Нахаловка;

5) разработали и распространили буклеты с информацией о наличниках и виртуальном музее;

6) приняли участие во Всероссийском проекте Ивана Хафизова "Виртуальный музей наличников";

7) создали на основе полученной информации и проведенных мероприятий исследовательскую работу (Рисунок 2) [7];

8) представили разработанную исследовательскую работу на различных площадках.

Рисунок 2. QR-код с переходом на научно-исследовательскую работу учеников МБОУ СОШ №40 г. Пензы

Результаты нашей работы видны уже сейчас. Наша краеведческая группа пополнилась участниками, которые тоже заинтересованы данной тематикой. Неоднократно ученики школы и члены их семьи присылали фотографии с наличниками домов нашего города или области.

Мы решили продолжить изучение наличников и решили изучить оконные украшения города Пензы.

Конечно, мы понимаем, что это большой объем работы. Однако на данный момент проанализировано 48 улиц города Пензы: Железнодорожная, Старо-Черкасская, Сурская, Каракозова, Чехова, Урицкого, Ключевского, Станиславского, Боевая Гора, Саратовская, 2-й проезд Станиславского, Революционная, Кураева, Красная, Лермонтова, Чкалова, Куйбышева, Богданова, Гоголя, Замойского, Салтыкова-Щедрина, Спасо-Преображенская, Набережная реки Мойки, Бурденко, Лебедёвская, Тельмана, Серафимовича, проезд Серафимовича, Староречная, Моршанская, Пески, Пушкина, Космодемьянская, Гражданская, Угловая, Ключевая, Некрасова, Проломная, Ново-Гражданская, 1-й и 2-й Гражданский проезд, Бекешская, 1-й Солдатский проезд, Дарвина, Горная, Шевченко, Пугачева, пр-д Некрасова.

Из осмотренных домов с наличниками оказалось - 350. Среди них мы выделили дома с необычными наличниками – 109. Необычные оконные украшение мы решили добавить в наш виртуальный музей «Городские кружева».

С помощью программы iSpring Suite созданы интерактивные карты с отмеченными домами. Для удобства просмотра карта города разделена на несколько частей.

Виртуальный музей "Городские кружева" разместили на страничке школы в приложении Вконтакте и на сайте образовательного учреждения (Приложение № 1).

Интерактивные карты музея "Городские кружева" помогут просмотреть экспонаты не только виртуально, но и позволит легко найти дома с наличниками и при очном просмотре.

Изучив наличники на окнах домов города Пензы, мы сделали следующие выводы.

1) В нашем городе встречаются несколько форм оконных кокошников: горизонтальные (прямолинейные), треугольные с плечиками, полукруглые, полукруглые с плечиками. Чаще всего можем увидеть горизонтальные и треугольные с плечиками.

2) Горизонтальные карнизы украшаются сплошным кружевом, напоминающим кружево подзоров женского платья, белья. Орнамент, идущий вдоль карнизов оконных наличников иногда, напоминает резьбу по жести. Но из-за меньшей прочности дерева, по сравнению с жестью, узор делается более крупным, более лаконичным.

3) Отличительной чертой пензенских наличников является форма фронтона «Теремок». Она представляет собой две дощечки, поставленные вертикально, укрепленные ещё одной дощечкой, сверху имеется перекрытие в виде двухскатной крыши. Располагается над прямолинейным карнизом. В общем виде напоминает скворечник. Чаще всего «Теремок» украшается солярными знаками или цветочным орнаментом. В Пензе можно встретить различные вариации «Теремков».

4) Резные полуколонки, балясины, украшающие боковины (тяги) являются ещё одной особенностью наличников нашего города. Резьба на тягах объёмная, просматривается с трёх сторон. Подобные резные колонки поддерживали крыльцо дома.

5) Нижние выступы наличника украшались самыми простыми и незатейливыми узорами.

6) Встречаются в орнаменте оконных наличников старинный русский мотив «гирьки». В Пензе «гирьками» украшали как верхние выступы, так и нижние боковые выступы, а также на лобовых досках.

Наличники на домах нашего города красивы и необычны. Хочется, чтобы каждый житель и гость города познакомились с оконными украшениями поближе. Мы решили дополнять наш виртуальный музей не только фотографиями наличников, но и их характерным описанием.

За консультацией и помощью обратились в Музей народного творчества города Пензы. Мы пообщались с главным хранителем музея – Дудоровой Ольгой Викторовной. В музейном фонде хранится альбом «Деревянное зодчество г. Пензы». В нём хранятся фотографии с элементами деревянного зодчества на домах города, сохранившиеся в 1980-х годах. Этот альбом создан сотрудниками Пензенского Государственного Университета Ниной Александровной и Вадимом Георгиевичем Левкович. С 4 декабря 1994 года альбом хранится в фондах музея. С помощью списка изученных домов Левковичами, мы наметили новые области нашего обследования. А фотографии из альбома будут добавлены в наш виртуальный музей. Посетители нашего музея могут сравнить какие наличники были ещё 30 лет назад.

В данной работе нам безусловно поможет книга известного пензенского архитектора Сергея Николаевича Еремеева «Деревянное зодчество Пензы».

В настоящее время ведется работа в данном направлении.

Вывод. Наличники на домах города Пензы – являются культурным наследием нашего региона и по праву заслуживают внимания и изучения. Изучив кружева на окнах домов, можно узнать историю нашего города.

Заключение

Пенза не так богата архитектурными шедеврами, однако важное место в формировании облика города занимают памятники деревянного зодчества, украшенные необычной, запоминающейся резьбой. К сожалению, дерево – недолговечный материал и к тому же ненадлежащий уход за ним приводит к уменьшению памятников старинной деревянной Пензы. Уже не вернуть многие красивейшие дома на ул. Куйбышева, Замойского, Ключевского, Боевой горе, в Гоголевском переулке, разрушенные просто от бездумного отношения к собственному наследию.

В ходе работы изучены строение и особенности оконных наличников. Рассмотрены разновидности символов, украшающие резные наличники, и их значение.

Были обследованы дома на улицах города. Результаты обследования - проанализированы. Изучив информацию о наличниках города, выявили характерные черты «пензенских» наличников.

В настоящее время видим, что население микрорайона выбирают новые технологии в строительстве и оформления фасадов домов. Старые резные наличники снимаются и уничтожаются. Когда снимается наличник, дома обезличиваются, теряется самобытность. В ближайшем будущем мы скорее всего не сможем любоваться мастерством русского народа.

Поставленная гипотеза подтвердилась. Действительно, наличники на домах города Пензы имеют отличительные черты, а изучение и сохранение оконных украшений необходимы для будущего поколения.

Для популяризации оконных наличников среди жителей и гостей города Пензы создан виртуальный музей «Городские кружева», куда вошли жемчужины деревянного зодчества нашего города.

Мы продолжим изучение данной темы и постараемся внести вклад в сохранение такого необычного мастерства как, резные оконные наличники. В настоящее время мы продолжаем осматривать улицы нашего города, а также дополняем виртуальные экспонаты информативными карточками.

Список литературы и интернет-источников

1. Ащепков А.Е. Русское деревянное зодчество, Государственное издательство архитектуры и градостроительства. Москва, 1950. – 130 с.

2. Данилова Л. Окно с затейливой резьбой.-Издательство: Просвещение,1986- 210 с.

3. Еремеев С.Н. Деревянное зодчество Пензы. – Пенза, 2013.-740с.

4. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. Москва: Искусство, 1995. — 160 с. ISBN 5-210-01984-5

5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / — М. : Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940. – 1247 с.  ISBN · 978-5-275-01500-3

6. Интернет ресурс: http://nalichniki.com Дата обращения: 14.06.2021, 09.09.2022.

7. Интернет ресурс: Научно-исследовательская работа учеников МБОУ СОШ №40 г. Пензы https://cloud.mail.ru/public/L2CF/wp5t2JmNC Дата обращения: 14.10.2022

Приложение №1

Виртуальный музей «Городские кружева»

QR-код с ссылкой на виртуальный музей

Просмотров работы: 43