Уникальные экскурсионные маршруты по Никольскому району Пензенской области как средство для формирования культурно-исторического сознания школьников

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Уникальные экскурсионные маршруты по Никольскому району Пензенской области как средство для формирования культурно-исторического сознания школьников

Амиров К.Ш. 1
1МБОУ СОШ №40 г. Пензы
Чушкина Ж.А. 1
1МБОУ СОШ №40 г. Пензы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

В современном обществе большое внимание уделяется знанию исторического прошлого своего народа, священных мест, поэтому данная работа направлена на знакомство учащихся с культурным наследием своих предков; воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину.

О важности и актуальности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. К тому же Программа воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение средней общеобразовательной школы № 40 г. Пензы первостепенными целевыми ориентирами результатов воспитания ставит гражданское и патриотическое направления.

Целью нашего исследования является изучение достопримечательностей Никольского района с дальнейшим преобразованием полученной информации в учебно-игровое пособие «Никольские тропы» с последующим анализом степени освоения внедренных сведений в образовательный процесс школьников.

Задачи:

1. Собрать и проанализировать информацию об уникальных объектах Никольского района Пензенской области.

2. Создать экскурсионные маршруты и аудиогид по изученным достопримечательностям.

3. Разработать учебно-игровое пособие «Никольские тропы» для внедрения в школьную программу в виде регионального компонента.

4. Протестировать разработанные пособия и игру на учениках школы № 40 г. Пенза и школы №4 города Никольска.

5. Изучить степень освоения внедренных сведений о достопримечательностях Никольского района.

Объект: достопримечательности Никольского района.

Предмет: степень усвоения внедренных сведений учащихся школ №4 города Никольска и №40 города Пензы о достопримечательностях Никольского района Пензенской области в школьную программу в виде учебно-игрового пособия «Никольские тропы».

Гипотеза: мы предполагаем, что в Никольском районе есть уникальные малоизвестные достопримечательности, которые будут интересны не только местным жителям, но и гостям региона, а разработанное учебно-игровое пособие повысит интерес к духовно-культурному наследию Пензенской области.

Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-игрового пособия «Никольские тропы» на основе виртуальной карты по уникальным достопримечательностям Никольского района Пензенской области.

Методы исследования: при поиске и систематизации информации об уникальных объектах Никольского района мы будем использовать теоретические научные методы, а именно метод и анализ обобщения, проведения анализа работ. Из практических методов – проведение беседы с местными жителями и работниками музеев, анкетирование и тестирование школьников, принявших участие в разработанной игре, эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в изучении малоизвестных достопримечательностей Никольского района и создание единственной в своём роде виртуальной интерактивной карты с последующей разработкой не её основе игры «Никольские тропы», включенная в школьную программу в виде регионального компонента.

Глава 1. Общая информация о Никольском районе

Любовь к Родине начинается с любви к малой Родине. Знакомясь с родным городом или областью, его достопримечательностями мы учимся приобщаться к богатствам национальной культуры.

Приезжая в гости к свои родственникам в Никольский район, стал часто замечать необычные рельефы местности, старые дореволюционные здания. Мне стало интересно что можно посмотреть уникального в Никольском районе. Какие места стоит посетить, которые не встретишь в других районах области или вообще в стране.

Для начала решил изучить историю Никольского района.

1.1. История Никольского района

До 17 века территория Никольского района была частью Засурского Стана - так называлась эта местность в то время. И только жалованная грамота царя Алексея Михайловича 1668 года открывает период истории края, который носит документально обоснованный характер.

В 1668 году стряпчий Бахметьев Иван Юрьевич за похвальную службу и воинскую доблесть в русско-польской войне 1654-1667 годы пожалован землями в Засурском Стане с селением Никольское. Было в этом селении пять улиц.

Через 13 лет, в 1681 году, земли по левому берегу реки Вырган царь Федор Алексеевич пожаловал другому дворянину – Калистрату Богдановичу Пестрову, который основал здесь деревеньку Пёстровку, было в ней 3 улицы.

Внучка дворянина Пестрова Анна Даниловна вышла замуж за сына Бахметьева И.И. От этого брака родились двое сыновей Иван и Алексей, которые разделили имение родителей. В 1761 году Алексей купил принадлежащую брату Пёстровку и стало селение иметь одно название Никольское - Пёстровка тож и одного хозяина - Алексея Ивановича Бахметьева. [2]

В 1762 году, выйдя в отставку, Алексей Иванович решил заняться хозяйством. К этому времени в России широким спросом стали пользоваться изделия из стекла. Такое производство не требовало сложного оборудования, а рабочая сила здесь имелась в избытке.

В июле 1763 года А.И.Бахметьев обратился к Екатерине Второй с просьбой позволить ему в собственном имении Никольское - Пестрово построить стекольные и хрустальные фабрики, в которые он обещает положить капиталу 3 тысячи рублей. Вскоре императрица подписала указ. В нем не только разрешалось возведение таких фабрик, но и говорилось о поставщиках сырья для варки стекла. Мышьяк и сурьму обязана была отпускать медицинская контора, селитру - Главная канцелярия артиллерии и фортификации. Лесной край позволял обеспечивать топливом.

Получив разрешение, Бахметьев сразу же приступил к строительству фабрик. Одна из них предназначалась для выпуска оконного стекла, другая для производства хрусталя, третья - для выработки простой посуды. Для получения большого дохода в мае 1763 года Бахметьев заключает договор с обрусевшим иностранцем И.Ф.Миллером, знатоком фарфорового производства, о том, что последний на средства Бахметьева берётся построить в Николо - Пёстровке фарфоро - фаянсовую фабрику, обучить мастеровых. В 1764 году фабрика начала работать.

К концу 17 века стекольное производство Бахметьевых было уже известным в Российской империи предприятием. Изделия Никольских мастеров пользовались широкой известностью. В 1789 году владелец завода распорядился вторые экземпляры заказов оставлять на заводе, что и положило началом знаменитого музея стекла и хрусталя.

Никольский район расположен в северо-восточной части Пензенской области. На севере и востоке район граничит с Ульяновской областью, на юге - с Сосновоборским и Городищенским районами Пензенской области, на северо-западе - с Лунинским районом Пензенской области и с Республикой Мордовия.

Территория района имеет компактную конфигурацию. Протяженность района с севера на юг 54 км, с запада на восток - 48 км. Его удаленность от г. Пензы по автомобильной магистрали составляет 112 километров, по железнодорожной магистрали через станции «Ночка», «Рузаевка» - 250 километров, расстояние до ближайшей станции «Ночка» – 27 километров.

По территории Никольского района проходит Куйбышевская железная дорога со станциями "Сура", "Чаис", "Маис", "Ночка". Имеются автомагистрали с асфальтовым покрытием на трассу Москва - Челябинск, Никольск - Инза, Никольск - Сосновоборск, Никольск - Городище.

 На западной границе района протекает река Сура – правый приток Волги. В северной части река Инза, которая берет свое начало в Ульяновской области.

 Численность постоянного населения района – 31,033 тыс. человек, в том числе городского 22,964 тыс. чел., или 74%, сельского – 8,069 тыс. чел. или 26%. По составу населения район многонационален. Основные национальности: русские - 84,3%, мордва - 13,1%, татары - 1,1%. В районе 52 населенных пункта, в том числе г. Никольск, р.п. Сура и 50 - села, деревни, поселки. Район является территориальной единицей муниципального образования "Никольский район". [6]

Выводы. Никольский район имеет богатую историю. Его удобное расположение, богатые леса, красивые пейзажи привлекали влиятельных людей разных времен. На территории района в разное время имели владения известные семьи дореволюционной России: Бахметьевы, Столыпины, Шуваловы, Воронцовы и др. А природные богатства в который раз доказывают уникальность Никольского района.

1.2. Уникальные достопримечательности Никольского района

Изучив различные источники информации, а именно научную литературу, интернет-ресурсы, беседы с местными жителями, работниками музеев, мы составили список уникальных малоизвестных достопримечательностей Никольского района. Мы выделили 46 объектов культурного или природного наследия Никольского района (Приложение №1).

Для удобства посещения этих интересных мест, мы решили распределить их по направлениям. Получилось 6 направленностей:

1) музеи и усадьбы;

2) храмы и монастыри;

3) святые источники;

4) природные достопримечательности;

5) культура и быт;

6) памятники участникам Великой отечественной войны.

Глава 2. Создание учебно-игрового пособия «Никольские тропы»

Через изучение, систематизацию и обобщение краеведческих материалов по теме создан мини-сборник информации о достопримечательностях района и впоследствии создание на его основе путеводителя по достопримечательностям. Мы решили создать не просто путеводитель, а интерактивную карту достопримечательностей района для туристов и гостей нашей области.

2.1. Интерактивная карта достопримечательностей Никольского района

С помощью программы IspringSuite создали интерактивную карту достопримечательностей (Приложение №2). Она содержит в себе карту Никольского района с отметками сёл и районного центра, интерактивные кнопки-объекты. Каждый цвет объекта говорит о её принадлежности к подгруппе.

Для каждого объекта разместили информацию и фотографии. Чтобы полностью погрузиться в путешествие по Никольскому краю и насладиться красотами достопримечательностей дальнего уголка области, мы добавили к каждому объекту аудиогид.

Созданная нами карта имеет ряд преимуществ:

1) карта уникальна - изучив литературные источники, различные сайты сети Интернет, мы не нашли ни одного источника, где были бы включены все найденные нами достопримечательности;

2) карта удобна в использовании – достаточно нажать на объект, чтобы получить краткую информацию о нём, которую можно как прочитать, так и прослушать;

3) карта доступна – она размещена на сайте школы и в различных группах Пензенской области, посвященным краеведению, достаточно одного нажатия на неё, чтобы она открылась;

4) карта практична – любой человек желающий путешествовать может выбрать объекты по интересам, будь то храмы и святые источники, либо памятники воинам-защитникам.

Выводы. Благодаря созданию интерактивной карты достопримечательностей Никольского района есть возможность узнать неизвестные объекты, но имеющие культурно-историческую ценность.

2.2. Учебно-игровое пособие «Никольские тропы»

Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание.

В последние годы в системе дополнительного образования все чаше и активнее используются игровые формы работы с учащимися. Игровые формы помогают развивать такие качества, как логичность, гибкость мышления, оперативность памяти, способствуют развитию умения детей работать в группах.

Существуют различные формы приобщения молодежи к историческим знаниям, патриотическому воспитанию и к краеведческой информации.

Среди них чаще всего используются: обучающие формы в виде лекций, конференций и семинаров, туристическо-экскурсионные мероприятия, а также проведение мероприятий в игровой форме. Необходимо отметить, что обучающие программы наименее востребованы в широкой молодежной среде, так как представляются заведомо скучными и не имеющими обратной связи.[1]

Туристическо-экскурсионные проекты требуют значительного финансирования в пересчете на одного участника. В случае выделения на них средств из государственного бюджета различного уровня получается незначительный персональный охват. Проведение же таких программ за счет участников ограничивает их число по социальному принципу.
Таким образом оптимальным представляется реализация краеведческих проектов в молодежной среде в игровой форме.

Создав интерактивную карту по достопримечательностям Никольского района, мы решили использовать не только в туристической сфере, но и в учебной деятельности. Мы разработали учебно-игровое пособие «Никольские тропы» (Приложение №3) для внедрения в школьную программу в виде регионального компонента.

Данная игра разработана для учащихся 3-11-х классов.

В основу игры вошли достопримечательности Никольского района. С помощью интерактивной карты игроки изучают информацию об объекте и отвечают на вопросы.

Таким образом учебно-игровое пособие способствует:

1) расширению краеведческого кругозора учащихся;

2) формированию ценностных ориентаций и убеждений, стремления активно изучать природу и историю родного края;

3) развитию умения работать в команде.

После прохождения игры всем участникам предлагаем пройти опрос, созданный с помощью Google Формы (Приложение № 4).

В игру «Никольские тропы» играли ученики 10-х и 11-х классов школы № 40 г. Пензы. По результатам опроса мы можем сделать вывод, что ученикам понравилась игра, их заинтересовали достопримечательности Никольского района. А один одноклассник, родственники которого живут в одном из сёл Никольского района, был удивлён полученной информацией, так как до этого даже и не подозревал об исторической ценности местного храма.

Мы пришли к выводу, что данную игру необходимо реализовать и на жителях Никольского района. Для этого игра «Никольские тропы» была проведена среди учеников школы №4 города Никольска. Участие принимали ученики 4-х, 7-х, 9-х, 11-х классов (60 человек). После проведения игры, предложили им пройти опрос.

По результатам опроса мы можем сказать, что задания для большинства обучающихся оказались трудные. Однако их заинтересовали достопримечательности своего родного края и о многих из них они узнали в первый раз.

Глава 3. Степень освоения учениками внедренных сведений о достопримечательностях Никольского района

3.1. Определение ресурсов, условий и базы эксперимента

Мы решили спустя две недели проверить степень освоения учениками внедренных сведений о достопримечательностях Никольского района.

Для этого определили ресурсы, условия и базы эксперимента.

Статус эксперимента:

-краткосрочный;

-контрольный.

База эксперимента:

-ученики 10-11-х классов МБОУ СОШ №40 г. Пензы (экспериментальная группа);

- ученики 4-х, 7-х, 9-х, 11-х классов МБОУ СОШ №4 г. Никольска (контрольная группа).

Мы считаем, что фактор территориального расположения обучающихся играет немаловажную роль в понимании и усваивании полученной информации после игры «Никольские тропы». Поэтому в контрольную группу входят обучающиеся школы №4 города Никольска.

Ресурсом эксперимента является проведенная среди обучающихся игра «Никольские тропы».

Условия эксперимента:

- материал для проведения эксперимента – цифровой (в связи с территориальным расположением);

-проведение цифрового ресурса в формате тестирования (интерпретированные вопросы из игры «Никольские тропы»).

3.2. Разработка материала для проведения эксперимента

Цифровой ресурс разработан в форме тестирования с помощью Google Формы. Тест включает 12 вопросов. Из них 4 вопроса с вариантами ответа, 5 открытых вопросов, 3 вопроса с изображениями. (Приложение №6) После тестирования есть возможность просмотра правильных вариантов ответа.

3.3. Интерпретация результатов эксперимента

Интерпретация результатов эксперимента:

-на вопросы с тестовой частью результаты контрольной и экспериментальной групп были одинаково высокими, 90% опрашиваемых ответили верно;

-с ответом на открытые вопросы контрольная группа справилась лучше- 75% правильных ответов, в отличие от экспериментальной группы – 50% правильных ответов;

-ответы на вопросы с изображениями показали высокий уровень правильных ответов контрольной группы – 90%, экспериментальная – 50%.

Результаты тестирования показали, что игровое пособие «Никольские тропы» способствует расширению краеведческого кругозора учащихся. Однако ученикам местной школы Никольского района проще интерпретировать и запомнить полученные сведения из учебно-игрового пособия. В дальнейшем планируем провести игры среди учеников других классов нашей школы и школ города Пензы и Никольска.

Выводы. В современных условиях значительно повышается роль краеведческого воспитания во всестороннем развитии личности. В каждой местности нашей необъятной Родины, помимо общероссийской, общей истории, существует и своя региональная история, которая не мене важна для гражданина. С помощью учебно-игрового пособия стимулируется интерес обучающихся к изучению родного края, расширяется историко-культурный кругозор.

Заключение

В наше время потеря культурного и исторического наследия становится обыденностью. Все культурные и исторические памятники являются свидетелями своих эпох. Только они могут поведать подрастающим поколениям об их истории, тем самым пробудить национальное самосознание, любовь к своей родине, уважение к ее истории и культуре.

Культурное наследие переходит от поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны.

На роль культурного наследия в жизни современного российского общества обратил внимание Президент России В. В. Путин, выступая 21 декабря 2017 г. на заседании Совета по культуре и искусству: «Непреложным фактом является то обстоятельство, что умелое использование культурного наследия, сохранение его, без всякого сомнения, является важнейшим фактором развития государства и его укрепления».

Изучив различные источники информации, мы разработали уникальную интерактивную карту Никольского района Пензенской области, с помощью которой туристы и гости нашего региона могут более подробно познакомиться с дальним уголком области.

Создание учебно-игрового пособия «Никольские тропы» на основе интерактивной карты, способствует повышению интереса обучающихся к изучению родного края, расширению историко-культурного кругозора.

Гипотеза подтвердилась. Мы изучили уникальные малоизвестные достопримечательности Никольского района, которые интересны не только местным жителям, но и гостям региона, а разработанное учебно-игровое пособие повышает интерес обучающихся к духовно-культурному наследию Пензенской области, что подтверждает опрос и тестирование по выявлению степени освоения учениками внедренных сведений о достопримечательностях Никольского района, изучивших игру.

В дальнейшем планируем изучить другие районы Пензенской области и создать по ним интерактивные карты и учебно-игровые пособия.

Список литературы и интернет-источников

1. Орлова, В. А. Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников / В. А. Орлова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 15-17. ISSN: 2410-7344

2. К. Д. Вишневский. Пензенская энциклопедия — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 759 с. ISBN 5-85270-234-X

3. Полубояров М. Весь Пензенский край: Историко-топографическое описание Пензенской области. М.: ООО «САМ полиграфист», 2016. - 816 с. ISBN: 978-5-00077-381-9

4. Савин, О. Никольск литературный /О. Савин //Знамя труда, 1987. – 20 с.

5. Тихонова Т. История села Нижний Шкафт. Районная библиотека МБУК «МЦРБДЦ», 2021. -78 с.

6. Интернет-ресурс: http://www.suslony.ru/Penzagebiet/nikolsk.htm Дата обращения: 08.10.2022 г.

7.Интернет-ресурс: https://nbcrs.org/regions/penzenskaya-oblast/pamyatniki-istoricheskie-zdaniya-i-sooruzheniya Дата обращения: 10.10.2022 г.

8. Интернет-ресурс: http://turizmvpenze.ru/velopohod-vyihodnyie-dub-velikan/ Дата обращения: 09.10.2022 г.

9. Интернет-ресурс: https://nbcrs.org/regions/penzenskaya-oblast/usadby-i-usadebnye-kompleksy Дата обращения: 08.10.2022 г.

10. Интернет-ресурс: https://yandex.ru/maps/org/ Дата обращения: 01.10.2022 г.

11. Интернет-ресурс: http://welcome2penza.ru/ Дата обращения: 01.10.2022 г.

12. Интернет-ресурс: http://niktravel.ru/Дата обращения: 01.10.2022 г.

13. Интернет-ресурс: http://shihan.cerkov.ru/ Дата обращения: 15.10.2022 г.

14. Интернет-ресурс: http://www.priroda-pnz.ru/nature/nature_3/oopt_053 Дата обращения: 17.10.2022 г.

Приложение №1

QR-код с ссылкой на информационный сборник уникальных малоизвестных достопримечательностей Никольского района.

Приложение №2

Виртуальная карта Никольского района

QR-код на виртуальную карту

Приложение №3

Игра «Никольские тропы»

Цель: воспитание чувств национальной гордости и любви к Родине, развитие познавательного интереса к истории и культурному наследию родного края.

Задачи:

1) расширение краеведческого кругозора учащихся;

2) формирование ценностных ориентаций и убеждений, стремления активно изучать природу и историю родного края;

3) развитие умения работать в команде.

Правила игры:

1. Играют команды из 2-3-х человек.

2. Представители от команды бросают кубики для определения очередности хода.

3. В начале игры фишки команд располагаются на поле «НАЧАЛО».

4. Поочередно команды бросают кубик и в соответствии с выпавшим числом переносят фишку на полученное поле.

5. При попадании на поле с указанной цифрой команда оказывается в одной из достопримечательностей Никольского района. Ведущий предлагает вытянуть карточку с вариантом передачи информации об объекте (чтение информации или прослушивание), а затем после изучения полученной информации — вытянуть карточку с вопросом.

6. Время прочтения информации — 5 минут.

Время ответа на вопрос - 1 минута.

7. Если игрок попадает на поле со стрелками, его задача перейти по стрелке либо назад, либо вперед.

8. Если команда попадает на поле синего цвета, то им предстоит пройти блицтурнир (вопрос с открытым ответом на знание истории Пензенской области).

9. Побеждает та команда, которая первая дойдёт до поля «ФИНИШ».

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Тестирование «Изучаем Никольский район»

Просмотров работы: 26