Бугуруслан в цифрах и фактах

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бугуруслан в цифрах и фактах

Карпова М.С. 1
1МАОУ «Гимназия №1» МО города Бугуруслана
Словохотова И.В. 1
1МАОУ «Гимназия №1» МО города Бугуруслана
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Город, в котором я родилась и живу, в этом году отмечает свое 275-летие. Он совсем небольшой, меньше 50 тысяч населения. Во время «Разговора о важном» учитель задавала нам вопросы об истории нашего города, рассказывала об интересных ее страницах, потом мы ходили на экскурсию в краеведческий музей и там услышали много таких фактов, о которых раньше не знали. Учитель предложил на уроке математики составить задачи, используя исторический материал.

Математику называют «царицей наук», но «царица» эта своенравная, и не все находят с ней общий язык. У многих школьников даже простые задачи вызывают затруднения, а задачи, которые не только решаешь, но и при их решении получаешь новые знания, вызывают интерес.

Занимательные задачи есть на различных платформах в сети Интернет, а такие, в которых отражается история нашего города, мне еще не встречались.

Все это помогло сформировать тему исследования: «Бугуруслан в цифрах и фактах».

Актуальность темызаключается в том, чтознание истории родного города необходимо каждому из нас, а если при этом будет развиваться умение решать математические задачи, то мы получим «двойной» результат.

Цель проекта: изучение истории города Бугуруслана, использование краеведческого материала при составлении математического сборника задач «Бугуруслан в цифрах и фактах».

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить, используя возможности интернета, учебников математики, различные способы составления математических задач и выбрать самые эффективные.

  2. Исследовать различный краеведческий материал по истории родного города, подобрать факты и сведения для составления математических задач.

  3. Провести анкетирование одноклассников, чтобы определить, испытывают ли они затруднения при решении математических задач; помогает ли интересный и познавательный материал быстрее справляться с решением.

  4. Подготовить сборник математических задач «Бугуруслан в цифрах и фактах».

При проведении исследования использовались методы:изучение литературы, сбор информации, сравнение, анкетирование, обработка анкет; разработка сборника задач, создание презентации.

Практическая значимость работы состоит в том, что подготовленный сборник может быть использован для повышения образовательного уровня по математике в 4 классе и для расширения знаний по культуре родного края в начальной и основной школе.

Новизна проекта:при созданиисборника математических задач с использованием краеведческого материала будет представлена история нашего города в цифрах и фактах, что сделает его не только обучающим, но и развивающим.

Участники исследования: обучающиеся 4б класса МАОУ «Гимназия №1» МО «город Бугуруслан».

Экономическая обоснованность: проект не требует больших затрат, необходимы бумага для бланков опросов (анкетирование); распечатка сборника, иллюстративный материал, ноутбук для создания презентации.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Изучение алгоритма составления текстовой задачи с использованием краеведческих материалов по истории родного города

Изучение математики требует большого труда. Не всем даются точные науки, кто-то запоминает большие тексты по литературному чтению и окружающему миру, но не может понять принципа решения несложной задачи. Поэтому математику можно наполнить такой интересной информацией, чтобы изучение предмета проходило с увлечением, повышало любознательность школьников.

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе развивает познавательный интерес, позволяет проявлять смекалку в решении задач, воспитывает любовь к родному краю.

Показателем интеллектуального развития школьника служит умение не только решать задачи, но и составлять их. Если целенаправленно обучать школьников различным приемам по составлению задач, то это будет способствовать их умственному и творческому развитию.

В Толковом словаре Ожегова значение слова «задача» определяется как «упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления».

А математик А.А. Свечников, автор книги «Решение математических задач в 1-3 классах», дает такое определение понятия «математическая задача»: «это связный, лаконичный рассказ, в который введены значения некоторых величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии». И продолжает: «Чтобы ребенок, решая задачу, научился правильно находить нужное действие, он должен по содержанию задачи представить себе конкретную ситуацию, о которой рассказано в задаче, и понять взаимосвязь между искомым и данными».

Следовательно, при составлении математической задачи нам надо научиться составлять рассказ, в котором будут цифры и факты, описание какой-то конкретной ситуации. А если это будет рассказ об истории родного города, значит, нам необходимо подобрать такой краеведческий материал, исторические факты которого сможем использовать при составлении задачи.

В толковом словаре В.И. Даля «краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т.п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, быта людей, преимущественно местными школами».

Далее определяем для себя, что обязательно должно быть в задаче. Если пишем, что в городе Бугуруслане 270 улиц, то информация с числами есть, а задачи нет. Любая задача предполагает поиск ответа на какой-то вопрос. Например, добавляем историческую справку о том, что в 1822 году после сильнейшего пожара город восстанавливался и в нем было всего 10 улиц. Задаем вопрос: на сколько улиц увеличился город Бугуруслан за 200 лет. Если можно задать вопрос по условию, то получается задача.

Значит, в задаче обязательно должны быть УСЛОВИЕ, в котором сообщается какая-то информация, и ВОПРОС, то есть то, что надо узнать, выполнить с этими числами какие-то действия.

Когда эти шаги будут выполнены – оформляем задачу. При оформлении можно использовать фотографии, таблицы со статистическими данными, рисунки.

Вывод: при составлении краеведческой математической задачи определяем для себя обязательные условия работы над ней:

- во-первых, необходимо собрать фактические данные, небольшие исторические справки, в которых имеются числовые значения, то есть математическое содержание;

- во-вторых, устанавливаем зависимость между числами и определяем, какого типа задача будет составляться.

2.2. Краеведение как способ повышения мотивации при решении практических задач на уроках математики

Математика нужна каждому человеку, без нее мы не сможем ничего сосчитать, решить, измерить. Но человека не бывает и без родины, без того места, где он родился, вырос, где научился писать, читать и считать, где осознал главные ценности в жизни.

Для составления математических задач были изучены краеведческие материалы, из которых установлено, что датой рождения города Бугуруслана считается 1748 год, это подтверждает указ Оренбургской губернской канцелярии, издавшийся в конце 1748 года, по которому предписывалось селить в Бугурусланской слободе людей, «не помнящих родства и племени». Изначально это был не город, а небольшое селение с выгодным географическим положением: с трех сторон его окружали горы, на севере был лес, а на юге - река Большой Кинель.

Городом Бугуруслан стал в 1781 году, когда Екатерина II подписала Указ, по которому Бугурусланская слобода была преобразована в уездный город Уфимского наместничества. В 1792 году утвержден герб города: бегущая куница и черная овца на зеленом поле, что символизировало изобилие здешних мест.

Из архивных документов узнаем о том, каким был город в тот или иной год. В частности, в 1843 году в Бугуруслане было всего 10 улиц и две площади, 583 жилых дома, из них только семнадцать каменных, и 2 церкви. Жителей в городе тогда насчитывалось 3589 человек, в том числе лиц духовного звания - 33, офицеров и чиновников -165, купцов - 833, мещан - 1191, крестьян - 808, солдат – 258, 33 ремесленника. Город в основном занимался торговлей, часть жителей занималась земледелием. Толчком для развития Бугуруслана стало строительство Самаро-Уфимской железной дороги, которая пролегла вдоль левого берега Кинеля. Если в 1882 году в городе было 25 предприятий, то в 1895 - уже вдвое больше, и рабочих на них насчитывалось 170 человек.

В 1928 году Бугуруслан вошел в состав Средне-Волжской области, а в 1929 году - Средневолжского края, где пробыл до 1934 года. Затем город стал частью Оренбургской области, выделенной из края.

Развитию города способствовала добыча нефти, его даже называли «вторым Баку». Первая промышленная нефть получена в 1937 году, хотя задолго до этого здесь находили целые озера с темной вязкой жидкостью.

В годы Великой Отечественной войны предприятия перешли на одиннадцатичасовый рабочий день. 20 тысяч бугурусланцев ушли на фронт, не вернулись более 11 тысяч. Женщины и подростки заменили мужчин у станков, сели на тракторы. Город вместе со всей страной работал на победу, добывал нефть, трудился и лечил раненых. В четырех эвакогоспиталях одновременно находились на лечении более полутора тысяч бойцов и командиров Красной Армии. А еще наш город разместил детский дом, в котором воспитывались более трехсот мальчиков и девочек, оставшихся сиротами. В Фонд обороны за годы войны жители нашего города и района перечислили 25 миллионов 459 тысяч рублей, отправили на фронт 15 тысяч посылок, 12 тысяч теплых вещей.

Центральное справочное бюро - особая страница в истории Бугуруслана, во всей стране узнали о нашем маленьком городке и назвали его «городом надежды». Миллионы людей оставляли родные места, многие в дороге под бомбежками теряли своих близких. Эвакуированные расселились по всей стране. Надо было срочно создать такую организацию, которая помогала бы людям разыскивать родных и близких. В 1942 году в Бугуруслане заработало Центральное справочное бюро по розыску эвакуированных. Об этом сообщило Всесоюзное радио, написали центральные газеты. Многие тысячи людей ждали ответа из Бугуруслана, и нельзя было оставить непрочитанным ни одно письмо. Работницам центра приходилось работать по 12, а порой и по 14–16 часов в день. За годы войны в Бугуруслан пришло 17 миллионов писем с запросами на 6,5 миллиона человек. Почти половину из них сумели отыскать труженицы центра.

В нашем городе впервые в Советском Союзе началась газификация частного жилого сектора. Открытая в 1937 году в Бугуруслане нефть, была источником попутного газа, и было целесообразно использовать это дешевое топливо для обогрева зданий и сооружений.

В предвоенные годы появился в Бугуруслане цех массового пошива, в годы войны он беспрерывно работал на оборону, работницы цеха шили шинели, ватники, армейские брюки. Из этого небольшого цеха потом появилась швейная фабрика. Когда началась Великая Отечественная война, промысловая артель «Красный канат» получила задание - срочно освоить выпуск миноискателей. И с этим заданием бугурусланцы справились. В послевоенные годы стали выпускать в основном мебель, а потом появилась Бугурусланская мебельная фабрика.

Знали за пределами нашего города продукцию бугурусланcкого завода «Радиатор» - масляные радиаторы, которые нашей страны получали более чем в 50 странах мира во всех государствах Совета Экономической Взаимопомощи, в Англии, Франции, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Швеции, Италии, Греции. На заводе выпускали живописную деревянную посуду. Для московских Олимпийских игр 1980 года была изготовлена большая партия сувенирных изделий с олимпийской символикой.

Бугуруслан всегда был многонациональным. В архивных документах Бугурусланского краеведческого музея есть сведения о том, что «в 20-х годах XIX века все школы в Бугурусланском уезде подразделялись по национальностям: русских было 245; мордовских - 96; чувашских - 54; татарских - 48 и 28 – украинских». Сегодня в Бугуруслане в мире и согласии проживают представители более 20 национальностей, все со своими обычаями и традициями. И всегда рука об руку представители разных народов справлялись со всеми трудностями.

Вот такой он, наш маленький город с большой историей. За время его существования история наполнялась большими событиями, интересными фактами, выдающимися людьми. За всеми этими цифрами скрываются целые эпохи, судьбы наших предков. Чтение краеведческих материалов во время написания проекта помогло узнать много нового, часть изученного материала использовалась затем при составлении задач.

Вывод: Краеведение является эффективным способом повышения мотивации при составлении и решении математических задач. Текстовые задачи содержат в основном цифровые данные, а задачи краеведческого характера можно наполнять различной фактической информацией, это служит формированию интереса к изучению истории. Знать историю родного края необходимо каждому человеку. Тот, кто хорошо знает историю, гордится своей родиной, связан с ней незримыми нитями, как со своей семьей.

2.3. Различные способы составления краеведческих задач

Для создания сборника математических задач на примере истории города Бугуруслана изучены различные способы составления задач: задачи-ребусы, различные текстовые, логические задачи.

Задачи-ребусы способствуют развитию внимания, сообразительности, воображения, логического и нестандартного мышления, расширяют кругозор, помогают снятию эмоционального напряжения на уроке, разнообразить учебный процесс. В словаре С.И. Ожегова записано, что «Ребус – это головоломка, в которой скрыты слова, фразы и даже небольшие рассказы». В зависимости от задания в ребусе могут быть загаданы: цитата, пословица, поговорка, загадка или небольшой рассказ. Для создания ребусов, используются, как уже было сказано, буквы, цифры, а также всевозможные знаки. Так, при составлении сборника была взята за основу ребуса информация: «C 1851 по 1928 годы Бугуруслан входил в состав этой губернии. Хорошо ли Вы знаете алфавит? Умеете ли Вы разгадывать ребусы? Разгадав ребус, вы узнаете, частью какой губернии был раньше уездный город Бугуруслан»: 19_1_14_1_18_19_12_1_33 (ответ: Самарская).

Текстовая задачаформирует умение анализировать текст, выделять главное в условии, составлять план решения. Текстовые краеведческие задачи со статистическими данными требуют внимательности, повышают память, дают много полезной информации, так как, решая задачи с использованием сведений о культуре родного края, мы узнаем интересную историю его развития.

Решать текстовые задачи полезно, потому что исторические факты, которые лежат в основе задач, вызывают любопытство, желание узнать поглубже то, что заинтересовало в истории родного края.

В Интернете были изучены различные способы составления текстовых задач. В 4 классе мы решаем задачи на умножение и деление, поэтому составлялись задачи с натуральными цифрами на сложение, вычитание, сравнение, умножение, деление, задачи на скорость.

Например, на основе архивной информации была составлена такая задача: «В годы Великой Отечественной войны Бугуруслан называли городом надежды, так как в нем работало Центральное справочное бюро, которое разыскивало потерявшихся взрослых и детей. В каком году в центральном сквере был открыт памятник «Город Надежды – Бугуруслан», если 3 сентября 2023 года будет 7 лет после его установления?». В задаче дополнительно дается историческая справка и ссылка на информацию в Интернете.

Логические задачи решаются на основе рассуждений. У нас в гимназии есть предмет «Логика», на уроке мы учимся строить логические заключения, а для этого нам нужна смекалка, воображение, умение анализировать и находить нестандартные решения.

Решать логические задачи помогает установление соответствия между текстом и графическими схемами. В сборнике предлагается такая задача: «Настя приехала к бабушке в Бугуруслан во вторник и планирует пробыть там до воскресенья. Она хочет встретиться с подругой, посетить Бугурусланский драматический театр им. Н.В. Гоголя, сходить в краеведческий музей и в выставочный зал, причём каждому из этих дел она хочет посвятить отдельный день. В выставочный зал она идет с бабушкой в четверг, краеведческий музей работает со среды по субботу, спектакли в театре идут в среду и пятницу, подруга свободна в четверг и пятницу. В какой день Настя будет встречаться с подругой?».

Чтобы одноклассникам легче было решить задачу, дается таблица, расположив в которой информацию, можно найти правильный ответ.

Дни недели

Встреча с подругой

Посещение драматического театра

Посещение краеведческого музея

Посещение выставочного зала

среда

       

четверг

       

пятница

       

суббота

       

Вывод: краеведческие математические задачи можно составлять и решать различными способами, но они в любом случае расширяют знания учеников об истории родного края, расширяют наш кругозор, способствуют развитию творческого, логического мышления и эрудиции. Собранный из справочников, краеведческой литературы, из наблюдений во время экскурсий цифровой материал позволяет составить такие математические задачи, которые мотивируют и активизируют познавательную деятельность обучающихся, помогают применять имеющиеся знания на практике. Узнавая много интересного о своем городе, мы проникаемся чувством гордости за свою малую родину.

2.4. Создание сборника математических задач «Бугуруслан в цифрах и фактах»

В ходе работы над созданием сборника «Бугуруслан в цифрах и фактах» вся изученная литература была систематизирована, отобраны интересные факты. С учителем определили, какие задачи будем составлять. Проще всего оказалось составить текстовую задачу на сложение, вычитание, умножение и деление. Сложнее было с составлением логических задач. К каждой задаче постарались подобрать историческую справку или архивную фотографию, ссылку на архивный материал. Завершением работы стала презентация для выступления на научно-практической конференции.

Была разработана «шпаргалка» для составления математических задач на основе краеведческого материала.

Шаг 1. Собрать из различных источников (интернет, краеведческая литература, архивные документы) информацию, фотографии для краеведческой справки, содержащей цифровые данные (факты).

Шаг 2. Выбрать тип задачи.

Шаг 3. Из краеведческой справки выбрать математическое содержание.

Шаг 4. Сформулировать условие задачи.

Шаг 5. Оформить задачу таким образом, чтобы она была интересной, понятной, корректной с точки зрения математики и краеведения.

По окончании работы над сборником задач были разработаны анкеты и проведены два анкетирования (Приложение 1), чтобы определить уровень краеведческих знаний и выяснить, интересен ли одноклассникам подготовленный сборник.

В исследовании принимали участие 14 обучающихся 4б класса МАОУ «Гимназия №1».Анкетирование выявило, что меньше 30% из них хорошо знают историю города и большинство из них (85,7%) хотели бы, чтобы математические задачи содержали информацию о родном городе. В целом для учеников 4 класса использование занимательных способов решения задач эффективно и интересно; 85,7% выразили желание решать математические задачи, которые были бы познавательными и содержали информацию о родном городе.

Второе анкетирование проводилось после создания Сборника математических краеведческих задач, решения задач участниками исследования и оценки его эффективности. Все 100% участников исследования посчитали такой способ изучения математики и краеведения успешным.

Вывод: Созданный сборник математических задач на основе краеведческого материала является эффективным способом заинтересовать учеников. При решении задач одноклассники узнали для себя много интересной и полезной информации об истории города Бугуруслана.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Цель исследования: изучение различных способов составления математических задач на основе краеведческого материала, составление математического сборника задач «Бугуруслан в цифрах и фактах» - достигнута. Для достижения цели были изучены различные способы решения математических задач и определены условия их составления. Для наполнения задач краеведческим материалом проведено исследование материалов по истории родного города, отобраны цифровые факты и сведения, которые были положены в основу математических задач.

Актуальность выбранной темы подтвердили результаты анкетирования одноклассников, которые отметили, что испытывают затруднения при решении математических задач, а интересный и познавательный материал помогает им быстрее справляться с решением.

Практическая часть проекта - подготовленный для одноклассников сборник математических задач «Бугуруслан в цифрах и фактах» - получила положительную оценку у обучающихся 4 класса, участников эксперимента. Они отметили, что сборник занимательный, содержит много интересной и новой для них информации, его можно использовать для повышения математической грамотности и общего развития.

По результатам исследования можно сделать вывод, что задачи с использованием информации о родном городе, достопримечательностях, известных людях, которые прославили его, помогают узнавать больше нового, а это повышает интерес к учебе. Краеведение и математика могут успешно дополнять друг друга.

Тема была для меня интересной, я узнала много новой информации об истории своего города. Надеюсь, что в год его 275-летия одноклассникам теперь тоже захочется пополнить свои знания. Как говорил известный римский философ Сенека «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она твоя». Решение и составление математических задач – это не скучно, а очень занимательно.

Список использованных источников и литература

1. Бугурусланцы в боях за Родину/ ред. В. Г. Кабанова, худож. А. В. Григорьев. - Бугуруслан, б.г. - 128 с.

2. Истомина Н. Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1–4 классы / Пособие для учителя – Н. Б. Истомина, Н. Б. Тихонова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2018. – 184 с.

3. Кинельская чаша. - Оренбург: Печатный Дом «ДИМУР», 1999.- 144с.

4. Кирилина Р. 38 типов задач начальной школы и как их решать /  «Издательские решения». 

5. Свечников А.А. Решение математических задач в 1-3 классах. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

6. Словари С. Ожегова, В.Даля

7. 270 фактов из истории города Бугуруслана: историко-краеведческие очерки /сост. И. Н. Шестова; - Самара : Агни : Арт-Лайт, 2018. - 127 с.

8. https://denpobedi.ucoz.ru/index/buguruslan_v_gody_vov/0-8

9. https://vk.com/@bugmuseum-obrazovanie-v-buguruslane-vo-vtoroi-polovine-xix-veka-nachal

Приложение 1

АНКЕТА 1

Уважаемый участник анкетирования!

Просим Вас ответить на несколько вопросов для проведения исследования на тему «Изучаем историю родного города через решение математических задач»

  1. Испытываете ли Вы затруднения при решении математических задач?

да ____________ нет__________ иногда__________

  1. Испытываете ли Вы чувство тревоги перед контрольной работой по математике?

да ____________ нет__________ иногда __________

  1. Интересно ли Вам решать математические задачи?

да ____________ нет__________ иногда __________

  1. Что помогает Вам при решении задач (подчеркните выбранный ответ или запишите свой)

интересный и познавательный материал в задаче/математические знания/понимание задачи

______________________________________

  1. Хорошо ли Вы знаете историю нашего города?

да ____________ нет__________ недостаточно знаю __________

  1. Хотели бы Вы, чтобы математические задачи были познавательными и содержали информацию о родном городе?

да ____________ нет__________ затрудняюсь ответить ____________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

АНКЕТА 2

Уважаемый участник анкетирования!

Просим Вас ответить на несколько вопросов для проведения исследования на тему «Изучаем историю родного города через решение математических задач».

  1. Понравились ли Вам задачи из математического сборника?

да ____________ нет__________ не знаю __________

  1. Узнали ли Вы для себя много интересной и полезной информации об истории города Бугуруслана при решении задач?

да ____________ нет__________ не знаю __________

  1. Какие математические задачи о родном городе Вам показались наиболее интересными? (запишите ответ) ___________________________________________________

  1. Какая задача вызвала затруднения? Почему (запишите ответ) _____________________________________________

  1. Считаете ли Вы, что такой способ изучения математики и краеведения успешным?

 

Да, задачи сборника занимательные, содержат много интересной и новой для меня информации, их можно использовать для повышения математической грамотности и общего развития

 

Нет, задачи сложные, решать было неинтересно, ничего нового для себя не узнал

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Приложение 2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» МО «город Бугуруслан»

Сборник математических задач

«Бугуруслан в цифрах и фактах»

для учеников 4 класса

Подготовила: Карпова Мария,

ученица 4б класса

Руководитель: Словохотова И.В.,

учитель начальных классов

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

В 2023 году городу Бугуруслану исполняется 275 лет со дня рождения. Чтобы лучше узнать историю родного края, вам предлагается данный сборник математических задач. Задачи необычные. Для их составления использовались занимательные факты, интересные сведения и события из истории нашего города.

Решая задачи, Вы проверите свои математические знания и узнаете много новой информации о нашем маленьком городе с большой историей.

Задачи-ребусы

  1. Н а фотографии Бугуруслан конца XIX века. C 1851 по 1928 годы Бугуруслан входил в состав этой губернии. Хорошо ли Вы знаете алфавит? Умеете ли Вы разгадывать ребусы? Разгадав ребус, вы узнаете, частью какой губернии был раньше уездный город Бугуруслан

19_1_14_1_18_19_12_1_33 Ответ____________________

  1. Площадь Бугуруслана - 76 км². На территории нашего города смогла бы разместиться целая европейская республика. Разгадай ребус и узнай ее название.

Ответ_________________________

Текстовые задачи на сложение и вычитание

  1. В 2023 году городу Бугуруслану исполняется 275 лет. В каком году был основан город? На сколько лет областной центр старше нашего города, если Оренбург основан в 1743 году?

Ответ_________________________

  1. В начале XIX века (в 1811 году) численность населения города составляла 1300 человек. В начале XX века (в 1910 году) в Бугуруслане проживали 15 000 человек. В начале XXI века (в 2010 году) население составило 49 741 человек.

Год

1811 год

1910 год

2010 год

Численность

1300

15000

49741

За какой столетний период развития города численность его населения увеличилась наиболее значительно?

Ответ_________________________

  1. По статистическим данным, на 1 октября 2022 в Бугуруслане постоянно проживали 21 499 мужчин и 27 441 женщин. Сколько всего жителей города?

Ответ_________________________

  1. Бугурусланский государственный драматический театр имени Николая Васильевича Гоголя основан в 1900 году.

Это один из старейших провинциальных театров Росси. В каком году театр отметит свой 125-летний юбилей.

Ответ_________________________

  1. В ноябре 2022 года нашей гимназии исполнилось 25 лет. В каком году основана гимназия?

Ответ_______________

  1. В годы Великой Отечественной войны Бугуруслан называли городом надежды, так как в нем работало Центральное справочное бюро, которое разыскивало потерявшихся взрослых и детей. Мешки с конвертами и фронтовыми треугольниками (по 10-12 тысяч, а иногда до 20 тысяч в день) доставляли на лошади, а при случае, - на грузовом автомобиле. За весь период работы Центрального справочного бюро сюда поступило 6 миллионов 572 тысячи 115 писем о розыске 17 миллионов 144 тысяч 625 человек. Все эти запросы обрабатывали около 500 сотрудников, которые смогли установить места нахождения 3 миллионов 82 тысяч 47 человек.

В каком году в сквере был открыт памятник «Город Надежды – Бугуруслан», если 3 сентября 2023 года будет 7 лет после его установления.

(для справки: архитектор Дмитрий Храмов и скульптор Иван Мельников изобразили на чёрном постаменте фигуру девочки. Она смотрит вдаль, в поднятой руке развевается на ветру платок. Эта девочка – символ надежды. Она стоит на черном постаменте, который олицетворяет боль и страдания советских людей в годы войны. Но надежда светит, как маяк, согревает души и сердца.

Подробнее WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26368/3249673/ )

Ответ_________________________

  1. В городе Бугуруслане есть Аллея славы и горит вечный огонь в память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

За годы войны из города Бугуруслана ушли на фронт более 20 тысяч жителей, 9 тысяч из них вернулись с победой. Сколько бугурусланцев погибли на фронтах Великой Отечественной войны?

Ответ_________________________

  1. Бугурусланское летное училище гражданской авиации (БЛУГА) за 83 года существования выпустило более 22 тысяч летчиков. Среди выпускников есть те, кто удостоены звания Героя России - Евгений Геннадьевич Новоселов, Дамир Касимович Юсупов и Георгий Александрович Мурзин, которые в сложных летных условиях спасли сотни пассажиров от гибели.

15 августа 2019 года Георгий Мурзин и Дамир Юсупов спасли 226 пассажиров и семь членов экипажа лайнера «Уральских авиалиний». 7 сентября 2010 года Евгений Новоселов в составе экипажа ТУ-154 спас 81 человека.

Сколько человек, благодаря мужеству наших летчиков, были спасены во время аварийных посадок?

Подробнее: https://www.ural.kp.ru/daily/217169.5/4270507/
https://ria56.ru/posts/geroi-rossii-pisateli-piloty-i-celye-dinastii-uchilis-v-buguruslanskom-letnom-uchilishhe.htm
Ответ_________________________

  1. В олга - самая большая река в Европе, её длина реки 3530 км. Город Бугуруслан расположен на берегах реки Большой Кинель. 

Длина Большого Кинеля 422 км. На сколько километров Волга длиннее реки Большой Кинель?

Ответ: ________________

Текстовые задачи на умножение и деление

  1. Толчком для развития Бугуруслана стало строительство Самаро-Уфимской железной дороги, которая пролегла вдоль левого берега Кинеля. Это способствовало развитию промышленности в городе,

росту рабочего класса.Если в 1882 году в городе было 25 предприятий, то в 1895 - уже вдвое больше. Сколько предприятий стало в Бугуруслане к концу XIX века?

Ответ_________________________

  1. На улицах города Бугуруслана растет много елей. В обычной природе, в лесу, они живут в среднем 100 лет, а в городских условиях в 2 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе?

Ответ_________________________

Текстовые задачи на скорость

  1. Расстояние от Бугуруслана до Самары 160 км. Автомобиль проезжает это расстояние за 2 часа. Какова средняя скорость автомобиля?

Ответ_________________________

Логические задачи

  1. Названия многих улиц нашего города тесно связаны с его историей. Улица Бамбурова названа в честь нашего земляка, Героя Советского Союза, подполковника Сергея Никоноровича Бамбурова (погиб 6 февраля 1945 года).  В память о первых комсомольцах-бугурусланцах улица Набережная была переименована в Комсомольскую. В 1927 году постановлением городского совета улица Орловская была переименована в честь легендарного полководца гражданской войны М. В. Фрунзе.

Реши задачу: Маша, Регина и Настя живут на разных улицах города. Маша не живет на улице Бамбурова и не проходит по дороге в школу по улице Фрунзе. Регина не живет на улице Комсомольской, Настя не живет на улице Фрунзе и не проходит по дороге в школу по улице Комсомольской. На какой улице живет каждая девочка? Правильно расположите ответ в таблице

 

Ул. Бамбурова

Ул. Комсомольская

Ул. Фрунзе

Маша

     

Регина

     

Настя

     
  1. Центральная площадь города Бугуруслана составляет 76 кв.м. Школьники перед репетицией праздника измеряли шагами длину от Александро-Невской часовни до драматического театра им. Н.В. Гоголя. У Русланаполучилось 25 шагов, у Маши – 27, у Насти – 22, а у Кирилла – 24.
    У кого из ребят самый короткий шаг?

Ответ_________________________

  1. Бугуруслан многие связывают с именем Сергея Тимофеевича Аксакова, чье детство прошло в наших краях. Когда-то дед Аксакова купил здесь землю «по речке Большой Бугуруслан, быстрой, глубокой и многоводной». Будущий автор «Аленького цветочка» родился 1 октября 1791 года. Первый раз маленького Серёжу привезли к деду в имение в восьмимесячном возрасте. Какой это был год и месяц?

Ответ_________________________

  1. Настя приехала к бабушке в Бугуруслан во вторник и планирует пробыть там до воскресенья. Она хочет встретиться с подругой, посетить Бугурусланский драматический театр им. Н.В. Гоголя, сходить в краеведческий музей и в выставочный зал, причём каждому из этих дел она хочет посвятить отдельный день. В выставочный зал она идет с бабушкой в четверг, краеведческий музей работает со среды по субботу, спектакли в театре идут в среду и пятницу, подруга свободна в четверг и пятницу. В какой день Дина будет встречаться с подругой?

  2. Правильно расположите ответ в таблице

Дни недели

Встреча с подругой

Посещение драматического театра

Посещение краеведческого музея

Посещение выставочного зала

среда

       

четверг

       

пятница

       

суббота

       
  1. Бугуруслан во все времена своей истории славился ярмарками. До начала XX века в городе ежегодно проводились две крупные ярмарки – Десятопятницкая (в десятую пятницу после Пасхи) и Симеоновская (1 сентября). В 1894 году каждая из этих ярмарок проходила по целой неделе. Ярмарки были шумными, многолюдными, с играми и забавами. Долгое время они проводились у въезда в город за мостом через Кинель.

Реши шутливую ярмарочную задачу

Птицы, звери и жуки покупали башмаки: 
Скуповатые фламинго взяли каждый по ботинку, 
Леопард и ягуары надевали по две пары, 
А когда являлся жук, сразу требовал шесть штук. 
Всяк, кто был в тот день на рынке, приобрел себе ботинки. 
И довольный продавец расщедрился под конец: 
Птице, зверю и жуку подарил по колпаку. 
Возвращаясь, стар и млад был своей обновке рад. 
Опустел в момент базар: раскупили весь товар. 
Запирая свой ларек, продавец подвел итог: 
Продал сорок башмаков, выдал десять колпаков. 
Сколько ж было на базаре птиц, животных и жуков? 

Ответ_________________________

  1. В 2023 году закончилась реставрация старинного здания, в котором сегодня располагается детская школа искусств №1.

Из архивных документов известно, что двухэтажный особняк принадлежал известному бугурусланскому купцу, был построен в 1893 г. местными мастерами.

На первом этаже размещался магазин. На втором этаже проживала многочисленная семья купца (у супругов было 11 детей). Во время революции в этом здании располагался Военно–революционный комитет Бугурусланского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. А во время Великой Отечественной войны здесь размещался эвакогоспиталь № 1660.

Сколько лет это красивое здание украшает наш город?

Решив пример, по последовательности ответов узнаете фамилию купца, которому оно принадлежало.

(235 + 5 - 235) ·5 + (2023 –1893) : 65 =

Д

Е

Ф

Е

А

В

25

130

240

2

5

27


Ответ_________________________

P.S. Если понравилось решать краеведческие задачи, вы можете продолжить этот сборник, наполнив его своими примерами из истории родного города!

Просмотров работы: 124