Традиции и обычаи современных старообрядцев на примере п.Бердяуш Саткинского района

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиции и обычаи современных старообрядцев на примере п.Бердяуш Саткинского района

Бедюх В.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №66 р.п.Бердяуш"
Бедюх А.А. 1Лукьянова Т.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №66 р.п.Бердяуш"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во время работы над проектом «Ремесло родного края. Производство дёгтя» мне в руки попала фотография (Приложение 12), на которой запечатлены люди, проживающие некогда на «дегтярке». Все жители посёлка знают, что они были староверами. Мне стало интересно, кто эти люди и почему их так называют. Посетив разные православные храмы во время туристических поездок, я был уверен в том, что нет никаких староверов, что есть только православные, которых я и встречал в различных храмах нашей страны.

Во время подготовительной работы над темой новой исследовательской работы я обращался к разнообразным источникам информации, встречался с людьми разных поколений, общался с теми, кого принято называть староверами или старообрядцами.

Объект исследования – старообрядчество.

Предмет исследования – традиции и обычаи старообрядцев в посёлке Бердяуш.

Цель работы –определение значения старообрядческих традиций и обычаев.

Задачи:

  • изучить понятие «старообрядчество» и его происхождение,

  • изучить историю появления старообрядцев на территории Саткинского района и в посёлке Бердяуш,

  • определить, какие традиции и обычаи существовали раньше,

  • собрать информацию о сохранении традиций и обычаев старообрядчества в наше время.

Гипотеза:

  1. Считаю, что в настоящее время утрачиваются традиции и обычаи старообрядцев.

  2. Старообрядцы посёлка Бердяуш, несмотря на трагическую историю и многочисленные гонения, сумели сохранить бесценные реликвии старой

3

Руси и демонстрируют уникальные примеры жизненного уклада.

В работе использованы следующие методы:

  1. Информационный (работа с энциклопедией, старообрядческой литературой, сайтами, в библиотеках и музеях)

  2. Поисковый (сбор, систематизация и обобщение накопленной информации в виде поисковой работы)

  3. Анализ литературных источников, архивных и семейных документов, фотографий.

Мною использовались теоретические и эмпирические методы исследования:

  1. Теоретические методы анализа, сравнения, классификации и установления причинно-следственных связей.

  2. Эмпирические методы сбора и систематизации фактов, описания, интервьюирования.

4

Глава 1. Старообрядчество и его происхождение

Старообря́дчество, староверие, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Старообрядчество неразрывно связано с расколом церкви, т.к. именно из-за раскола появились старообрядцы. Расколом принято называть произошедшее во второй половине 17 века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение  Раскола  в   русской истории определяется тем,  что  он  являет  собой  видимую  отправную  точку духовных противоречийи смут,  завершившихся  в  начале  XX  века  разгромом русской православной государственности.

Государство долгое время  преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.

      Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно-культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Они были более грамотными, чем никониане. Старообрядчество продолжило древнерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск истины и напряженный нравственный тонус.

5

1.1 История старообрядчества

В 1652 году патриарх Никон начал проводить реформы в церковной жизни людей, а именно в обрядной области, не затрагивая канонической, но эти реформы имели отрицательные и даже трагичные последствия. В феврале 1653 года он приказал верующим «творить поклоны», стоя на коленях, допускались только поясные поклоны. Крестное знамение допускалось только троеперстное. Позже патриарх решительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими: было предписано петь «аллилуйя» не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него, и много другое было изменено.

В 1654 году по приказу Никона были отобраны у населения иконы,отличавшиеся реализмом. Он приказал выколоть глаза изображенным на таких иконах святым, или же заново переписать лики. Существенное значение для служителей церкви и верующих имело также исключение из служб, в основном из литургии, архиерейской молитвы. Это повлекло за собой укорочение церковной службы, когда Никон заменил старые книги и обряды новыми, получилось как бы введение «новой веры».

Коротко охарактеризуем течения в старообрядчестве. Их всего два –поповство(есть священники) и беспоповство (есть только старосты общин).

Изначально поповство развивалось в форме «беглопоповщины». Священниками здесь становились бывшие служители Русской православной церкви, сбежавшие от преследований Никона, затем просто священники, которых не устраивало их материальное или служебное положение в Русской православной церкви.

Беспоповцы часто очень резко выступали против государства и Русской православной церкви. Из беспоповской среды вышли так называемые странники, или бегуны.

Все старообрядцы совершают основные религиозные обряды.

6

Все традиции и обряды старообрядцев, в основном,  носят религиозный характер, поэтому речь в данной главе пойдет о традициях и обрядах, связанных с крещением, венчанием и отпеванием.

Обряд крещения

     Крещение происходит заранее в назначенный день до восхода солнца. Ребенка крестят в  кипуне или пруду, крестит пападия (главная бабушка), а воспринимает ребенка восприемная мать (женщина, родственница). При крещении пападия окунает младенца три раза с головой. Исключение делается только для больных грудных детей, которых зимой крестят в деревянной кадушке-дуплянке. Старообрядцы считают, что именно трехпогружательное крещение очищает крестящего младенца от первородного греха.

     Обряд   венчания

  О сватовстве договариваются родители, зачастую жених с невестой не знают друг друга. До сватовства устраивают смотрины, в дом невесты приходят родители жениха и близкие родственники с той и другой стороны. На смотринах смотрят, как невеста справляется с хозяйством, какая рукодельница После того, как молодые договорятся, молодых усаживают за стол. Девушка несет самовар, это говорит о том, что она согласна выйти замуж и за чаепитием назначают день свадьбы. Примерно через 2 недели после сватовства родители жениха идут дарить невесту, дарят отрез покупной ткани, в то время считалось дорогим подарком. В этот день договариваются о дне свадьбы и количестве гостей с той и другой стороны. В день свадьбы по невесту приезжает: жених, дружка, тысячка, сваха, родители жениха и гости.

Обряд   отпевания

     Доски на домовище (долбленый гроб – делают без гвоздей, вытесывая из большой колоды) готовят заранее, возможно сам покойный. Крест на могилу делается из дерева. Существует 2 версии: первая - Господа Бога распяли на деревянном кресте, вторая - когда будет потоп, люди на деревянных крестах спасутся, а на железных утонут.

7

Глава 2. История появления старообрядцев в Саткинском районе и в посёлке Бердяуш.

С момента возникновения старообрядческое движение подвергалось жесточайшим преследованиям со стороны властей. За старую веру секли плетьми, морили голодом, сжигали, резали языки. Но раскольники только укреплялись в вере.

Подвергаясь преследованиям, староверы уходили на окраины Российского государства и за его пределы. Наибольшее их число уходило на Урал и в Сибирь, где старообрядцев привлекали огромные малозаселённые территории, непроходимые глухие леса, удалённость от «антихристовой» власти.

На Саткинский завод старообрядцы в основном попали, вероятно, из Пермских вотчин Строгановых.

В 1835 году в Саткинском заводе по официальным данным проживало 135 раскольников (в том числе и дети). На самом деле их было больше, так как не все могли открыто признаться в своей приверженности к старой вере. Старшиной саткинских старообрядцев в документах указывается Антон Алпатов.

В 1848 году значились 181 человек старообрядцев, а в 1850 году – 191. Возглавлял общину бывший старообрядческий старшина Антон Алпатов. Саткинские старообрядцы поначалу не имели своей церкви, молились в доме наставника. По большим праздникам ходили в Златоуст.

В архивах сохранилось много дел о саткинских старообрядцах, многие из которых под давлением властей перешли в православие, но были и те, кто остался верен своей вере.

Интересна история старообрядческой семьи Полушкиных, которая берёт своё начало с крестьянина Катав-Ивановского завода Ивана Осиповича Полушкина. 8 Он был привезён в 20-е годы 19 века на Саткинский завод по рекрутскому набору. В Сатке женился на Агафье Кирилловне, родились его сыновья.

Сам Иван Осипович с 1833 года находился в бегах и находился в лесах в течение пяти лет. Известно, что, когда был пойман и наказан, от веры не отказался. По этой причине в марте 1844 года за Иваном Полушкиным был учреждён полицейский надзор, а в 1853 году вместе с женой и внуком был сослан на жительство в Богословские воды, где умер приблизительно в конце 1858 – начале 1859 г. Его вдова и внук вернулись на Саткинский завод.

Так, в Саткинском районе появилась семья старообрядцев Полушкиных, проживающих на Полушкином хуторе (между пос.Сибирка и пос.Ельничное) и на Шестой речке близ посёлка Бердяуш.

Из интервью с Петуниной Любовью Николаевной (Полушкиной) (Приложение 10) я узнал о жизни старообрядцев на хуторе Полушкиных, который находился в глухом лесу у горы Сукка: они вели скрытный образ жизни вдали от посёлков и городов. Семья Любови Николаевны жила в Ельничном, но на хутор они ходили, у них было большое хозяйство. От неё я узнал о том, что свои богослужения старообрядцы проводили в молитвенном доме, обычном жилом строении, которое содержалось за счёт общины.

На Шестой речке жил Григорий Николаевич Полушкин с братьями (Василий, Пётр и Николай). В Саткинский район Григорий Николаевич перебрался из Свердловской области. Он был духовным наставником местной общины. В настоящее время в Сатке есть община старообрядцев, одним из которых является Екатерина Григорьевна Немчинова, дочь Григория Николаевича Полушкина.

Вместе с Полушкиными на Шестой речке проживала семья Мышляновых, перебравшаяся в Саткинский район из села Уйское Челябинской области. Один из братьев Мышляновых, Иван, занимался производством дёгтя. Жили они на «дегтярке», на Шестой речке, до 60-70 годов 20 века. В связи с тем, что дети должны были посещать школу, Мышляновы пришли жить в посёлок Бердяуш, где и по сей день живут их дети и внуки, сохраняя память о тех, кто жил на Шестой речке.

Надо отметить, что связь Полушкиных и Мышляновых не прервалась. Потомки тех, кто жил на Шестой речке, продолжают сохранять традиции старообрядцев: по-прежнему крестятся двумя перстами, а не «щепотью» (тремя перстами), во время молитвы используют лестовку и подручник, день начинают с заутренней молитвы, садятся за стол, обязательно перекрестясь. Долгое время на молитву собирались по домам то в Сатке, то в Бердяуше.

Глава 3. Традиции и обычаи старообрядцев в наши дни.

Моё исследование началось в 2021 году, когда я собирал материал для работы «Ремесло родного края. Производство дёгтя». Тогда я встретился с Мышляновым Тимофеем Тимофеевичем (Приложение 11), который рассказал мне о том, как его дядя Иван производил дёготь. На фотографии 1933 года (Приложение 13), на которой запечатлена вся семья старообрядцев Мышляновых, я увидел отца Тимофея Тимофеевича и снова обратился к нему с просьбой рассказать о семье и её традициях. Из интервью я узнал, что в семье было 4 брата (Тимофей, Иван, Ефим, Андрей). Раньше жили они в селе Уйское. Из детства он помнит немного: праздники отмечались согласно православному календарю, соблюдали строгий пост, женщины следовали традиции в одежде (платок, сарафан, кофты с длинным рукавом), с уважением относились к книгам. Сам Тимофей Тимофеевич в данный момент никаких традиций не придерживается.

На фотографии 1933 года (Приложение 13) я увидел много детей, но одна девочка привлекла внимание: она в руках держит книжку. Эта девочка сестра Тимофея Тимофеевича Мария (1929). К сожалению, она умерла в 2001 году. Но я встретился с её дочерью Татьяной Петровной Шмыковой (1956) (Приложение 8) и взял у неё интервью, из которого узнал, что она была крещена матерью в 22 года и с тех пор соблюдает все традиции старообрядцев. Она поделилась ценным материалом. У неё хранится рукописная книга с канонами (Приложение 9) её прабабушки Акулины Петровны. Татьяна Петровна до 2018 года состояла в общине беспоповцев и ездила молиться либо в Сатку к Екатерине Григорьевне Немчиновой (Полушкиной), либо принимала членов общины в своём доме в Бердяуше. В 2018 году она стала прихожанкой старообрядческого храма Миасса, который мне довелось посетить 19 августа 2022 года. Храм поразил меня строгостью и аскетизмом: в нём нет ничего, кроме икон, которые, по словам Татьяны Петровны, хранились на протяжении нескольких десятилетий в семьях

старообрядцев. После службы, на которой мне разрешили присутствовать, все прихожане получили просфору (Приложение 5)

Так началось моё знакомство с традициями, укладом и образом жизни современных старообрядцев.

Я узнал о некоторых аспектах, которые отличают старообрядчество.

  1. Крестное знамение у староверов

Это так называемое двуперстие (Приложение 1) в отличие от троеперстия, которое используют православные. Поскольку верующий осеняет себя крестом, то в старообрядческом двуперстии есть своя логика, т.к., крестясь, они изображают распятие только Христа, а православные, получается, распинают всю Троицу.

  1. Земные поклоны

Поклоны подразделяются на обычные, средние, малые земные. Но старообрядцы предпочитают великий земной поклон. При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика (подручника).

  1. Знаменное пение

Старообрядцы используют при богослужении знаменное пение, которое имеет две главные особенности: это пение одноголосое и мелодичное из-за большого количества гласных.

  1. Восьмиконечный крест

Старообрядцы считают именно такой крест завершённым и единственно полноценным. 11

  1. Нательный крест, лестовка, подручник

Каждый старообрядец должен иметь эти три предмета.

  • Нательный крест (тельник) (Приложение 4) носится на шее и выдаётся при крещении. Его непозволительно снимать даже в бане и у врача. Если он снимается, то необходимо произнести специальную молитву.

  • Лестовка (Приложение 3) – это тип чёток, плетёная кожаная лента, сшитая в виде петли, которая употребляется для облегчения подсчёта молитв и поклонов.

  • Подручник (Приложение 2) – это молитвенный коврик, особым образом

сшитый из лоскутов материи квадрат, простёганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми.

Атрибуты предков передаются из поколения в поколение, хранятся в семье и являются её реликвиями, одной из них считается икона – складень (их размер от 4 до 30 см. позволял старообрядцам носить их с собой).

Одна из таких икон (Приложение 6) хранится в семье Буленкова Александра Михайловича (1985). Из интервью с ним я узнал, что его бабушка Екатерина Ивановна Полковникова в возрасте 16 лет приехала в Бердяуш из Дувана. В течение жизни придерживалась традиций старообрядчества, крестила дочь и трёх внуков, которые в свою очередь крестили своих детей, самому младшему их них 4 года. Бабушка научила внуков молиться утром, вечером, перед приёмов пищи и после него, рассказала о том, что старообрядцам нельзя есть и пить из чужой посуды, нельзя трапезничать с представителями другой (чужой) веры, запрещено посещать общественные бани и столовые. Родители бабушки Александра жили в лесу, но она и в посёлке не отказалась от своей веры, соблюдала все посты. Конечно, её дети и внуки чтят и хранят традиции, но не придерживаются строгих канонов и обрядов.

Из бесед с людьми и посещения старообрядческого храма в Миассе я пришёл к выводу, что старообрядцы и по внешнему виду выделяются (Приложение 7). Мужчины носят бороду, которую нельзя брить до самой смерти. Если мужчины нет бороды, его даже отпевать не будут в случае его смерти. Женщины должны ходить с покрытой головой, в платке, который не завязывают, а закалывают под подбородком. Они носят «благоприличную» одежду, т.е. не обнажают плечи и руки.

Ещё я обратил внимание на тот факт, что старообрядцы трепетно относятся к книгам. Это вызывает восхищение. Подвергаясь гонениям и покидая родные края, они с собой брали икону и книги, которые на протяжении веков хранились в семьях.

13

Заключение

В ходе работы я  овладел различными способами поиска информации: работал с литературой и в сети Интернет, посещал музей,  рассматривал фотографии, старинные книги, предметы  и расспрашивал людей, которые владеют информацией о старообрядцах. Перед старообрядчеством в настоящее время стоит немало проблем: снижение посещаемости верующими молитвенных собраний, уменьшается число совершаемых обрядов, отход молодёжи от религии. Уходит в прошлое культура старообрядцев.

Проанализировав всё, что   узнал, я пришел к выводу, что моя гипотеза о том, что жизнь и быт, традиции и обычаи  староверов в настоящее время утрачиваются, частично подтвердилась. Я понял, что люди чтят старые традиции, продолжают крестить детей в старую веру, люди посещают молебные дома во время больших христианских праздников, а это значит, что старая вера жива. Хотя быт и жизнь старообрядцев сильно изменились.

Традиционная старообрядческая одежда исчезла из повседневной жизни жителей, но старообрядцы посёлка Бердяуш сумели сохранить бесценные реликвии прошлого.

Мою работу можно использовать на уроках истории, краеведения, в работе школьного музея.4

Список литературы

1. Википедия — свободная энциклопедия: Старообрядчество[Электронный

источник] – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Старообрядчество

2. История.рф: Церковная реформа патриарха Никона. Автор- Евгения

Галимзянова [Электронный источник] – режим доступа

https://histrf.ru/biblioteka/b/tsierkovnaia-rieforma-patriarkha-nikona

3. LIVEJOURNAL: Раскольники, старообрядцы, староверы…[Электронный

источник] – режим доступа https://aslend62.livejournal.com/4606.html

4. Энциклопедия Всемирная История: Церковный раскол 17в.[Электронный

источник] – режим доступа

https://w.histrf.ru/articles/article/show/tsierkovnyi_raskol_xvii_vieka15

Приложение

Приложение 1. Двуперстие. Приложение 2. Подручник.

Приложение 3. Лестовка. Приложение 4. Нательный крест

16

Приложение 5. Просфора. Приложение 6. Икона семьи Буленковых

Приложение 7. Внешний облик старообрядцев

17

Приложение 8. Приложение 9.

Шмыкова Татьяна Петровна Страница рукописной книги Шмыковой Т.П.

Приложение 10. Приложение 11.

Петунина Любовь Николаевна Мышлянов Тимофей Тимофеевич

(Полушкина)18

Приложение 12. Жители поселения Шестая речка

Приложение 13. Семья Мышляновых19

Просмотров работы: 51