Мой прапрадедушка Хамитов Фахри (Фахрутдин) – педагог и наставник

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой прапрадедушка Хамитов Фахри (Фахрутдин) – педагог и наставник

Щербак Т.А. 1
1МАОУ "СОШ № 112 г. Челябинска"
Шеметова И.Г. 1
1МАОУ "СОШ № 112 г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Теряя уважение к прошлому человек теряет уважение к настоящему и будущему. Занимаясь изучением истории семьи, воспитывается чувство гордости за старшее поколение, уважение к предкам. По рассказам бабушки, которая проживает в селе Аргаяш Челябинской области, я узнала, что мой прапрадедушка Хамитов Фахри (Фахрутдин) оставил большой след в истории становления советской образовательной системы Курганской области и республики Башкортостан. Меня это очень заинтересовало, ведь изучая историю жизни своих родственников мы не только отдаем память предкам, но и воспитываем в себе культуру, узнаем много нового об их жизни и истории страны в целом.

Цель: изучение жизни прапрадеда Хамитова Фахри (Фахрутдина), педагога и наставника.

Задачи:

  • рассмотреть семейный фотоархив, документы;

  • записать воспоминания родственников;

  • составить родословную своей семьи по материнской линии;

  • найти сведения по прапрадеду из книг и интернета;

  • посещение мест, связанных с жизнью и деятельностью прапрадеда.

Моя работа актуальна, так как посвящена моему предку, внесшему свой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения. И я чувствую гордость оттого, что след, оставленный им, сохранится в памяти многих людей на долгие годы. Роль педагога во все времена велика. Это люди, которые учат порядочности, честности, добру, любви к Родине. Труд учителей заслуживает искреннего признания и благодарности, и не случайно 2023 год объявлен годом педагога и наставника для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии. Профессия учителя одна из самых благородных, поэтому нужно сохранять, изучать и передавать опыт детям из поколения в поколение.

Место исследования: город Челябинск; деревня Тошкурово Балтачевского района республики Башкортостан.

Сроки проведения исследования: с лета 2022 по июнь 2023.

Объект исследования: история жизни прапрадедушки.

Предмет исследования: описание биографии Хамитова Фахри вместе с историей страны в период с начала и до 70-х годов XX века.

Методы исследования:

- беседа с бабушкой Низамовой Р.Н., с мамой Щербак Н.Р.;

- просмотр и выборка семейных фотографий, документов;

- работа с краеведческой литературой, интернет-источниками;

- поездка в д. Тошкурово Балтачевского района республики Башкортостан (летом 2023);

- анализ полученного материала.

Источниками информации при проведении исследования являются научное издание Тузбековой Л.С. «Галия Медресе», 2007 год выпуска, архивные справки, семейный архив, фотографии и воспоминания родственников, интернет-источники, документы из музея Дома культуры д. Тошкурово.

1. Основная часть

1.1. Результаты исследования

Я очень люблю свою семью: маму, папу, сестру. Всегда с удовольствием приезжаю в село Аргаяш к бабушке и дедушке, слушаю их рассказы об их жизни и жизни всех наших предков. В их семье бережно хранятся три альбома с фотографиями нашей всей родни. Среди них есть и пожелтевшие снимки, на которых изображен прапрадедушка Фахри (приложение 1). Эти альбомы достались бабушке от ее мамы, дочери Фахри, Хамитовой Розалины. Я решила составить родословную по маминой линии (приложение 2), чтобы наглядно видеть структуру генеалогического древа и место прапрадеда в нем. В этом мне помогала мама Щербак Наиля Ризвановна и бабушка Низамова Резеда Нигамеджановна, они ранее составляли родословную всего нашего рода до 5-го поколения.

В моем роду есть предок, который оставил свой след в истории становления советской образовательной системы Курганской области и республики Башкортостан, я очень этим горжусь – это мой прапрадедушка. Хамитов Фахри (Фахрутдин) родился 14 мая 1890 года в селе Альменево Курганской области в крестьянской семье. Его отец (мой прапрапрадед) работал на купца, и купец, в знак благодарности за хорошую службу, спросил, что бы он хотел в награду. И прапрапрадед попросил, чтобы мой прапрадед (его сын Фахри) получил образование. Купец помог подготовиться ему к экзаменам. Мой прапрадед Фахри поехал на лошади в город Уфа, успешно сдал экзамены, поступил в медресе «Галия»1. В научном издании Тузбековой Лилии Салаватовны «Галия Медресе», 2007 год выпуска есть данные о прохождении учебы шакирда2 Хамитова Фахри (приложение 3) [5]. К преподаванию привлекались лучшие педагоги Урало-Поволжья, с 1910 по 1913 годы ему преподавали арабский, тюркский, латинский, русский языки, он выучил священную книгу Коран. Кроме религии его учили математике, физике, астрономии и многим другим предметам [4].

После окончания медресе Фахри поступил в Оренбургский учительский институт. А потом, в 1916 году, вернулся в село Альменево Курганской области и работал учителем математики и физики (приложение 4).

В 30-е годы XX-го века выпускников медресе «Галия» стали преследовать, так как они изучали религию.70% выпускников были расстреляны. Прапрадедушку тоже хотели арестовать, но его сильно уважали в селе и местные жители предупредили, что утром его арестуют. Поэтому он ночью собрал вещи и сбежал из родного села.

Фахри обосновался в деревне Тошкурово Балтачевского района Республики Башкортостан, он внес большой вклад в развитие этой деревни. Организовал неполную среднюю школу, работал учителем математики, физики и помогал в возведении нового здания школы. 1 сентября 1934 года его назначили директором школы.

К сентябрю 1935 года в школе учились 100% детей деревни Тошкурово. За это прапрадедушку наградили Благодарностью и путевкой в Крым (приложение 5) [5], а коллектив школы переходящим Красным Знаменем.

В советские годы деревня входила в состав совхоза «Урал». Педагогический коллектив и работники совхоза были единым целым. Проводили совместные мероприятия, работали для улучшения жизни людей. Прапрадедушка принимал активное участие в жизни деревни, а также в различных совещаниях, заседаниях по делам образования (приложение 6).

К началу Великой Отечественной войны Фахри был 51 год. Его не взяли на фронт по возрасту, и он остался работать в школе. По воспоминаниям его детей прапрадедушка рассказывал, что военные годы были для него самые сложные. Ученики работали в совхозе, на ферме и по возможности посещали учебное заведение, отцы воевали на фронте. У Фахри была лошадь и прапрадедушка вместе с учениками сеял пшено, чтобы кормить детей (приложение 7) [5]. У некоторых детей не было одежды и они по очереди приходили в школу поесть и позаниматься. Под руководством Фахри ученики помогали пожилым жителям деревни: кололи дрова, пололи и поливали огороды, убирали в домах, зимой чистили от снега дворы.

Когда война закончилась, школа продолжила работать в прежнем режиме. У многих детей погибли отцы, и прапрадедушка собрал овдовевших матерей и сказал, что всех детей школа воспитает, накормит, никого не бросит, всем даст образование.

Прапрадедушка был очень уважаемым человеком. Он воспитал троих детей. Сын погиб на фронте. Дочери пошли по его стопам, получили высшее образование и стали учителями: Хамитова Розалина после окончания Казанского педагогического института была направлена в Нижнедеревенскую среднюю школу в село Усть-Багаряк Кунашакского района Челябинской области, потом работала в этом же селе в Новодеревенской восьмилетней школе учителем родного языка и литературы. Хамитова Зайнап закончила Бирский педагогический институт, она была учителем русского языка и литературы. Умерла рано, в 40 лет от тяжелой болезни.

Хамитов Фахри за свою работу в тылу, педагогическую деятельность награжден благодарностями, грамотами (приложение 8) [5], работал в школе до 1955 года, затем вышел на заслуженный отдых (приложение 9) [5]. Но даже на пенсии часто приходил в школу, беседовал с учителями, учениками, давал советы, наставления, делился своим педагогическим и организаторским опытом. Умер в 1977 году, похоронен в деревне Тошкурово, где жил и работал.

В честь прапрадедушки Хамитова Фахри в школе деревни Тошкурово, где он был первым директором, в 1980-х годах создали музей, там были собраны фотографии и архивные данные тех лет. Учителя и ученики бережно сохраняли и пополняли экспонаты. В 2002 году дочь прапрадедушки Хамитова Розалина побывала в школьном музее, пообщалась с учителями, учениками и выпускниками школы (приложение 10) [5]. К сожалению, в мае 2010 года здание школы сгорело, а также почти все экспонаты музея. После пожара построили новое здание школы, она была неполная средняя. Последние годы здесь только начальная школа, учеников старших классов возят на автобусе в школу деревни Штанды за 8 км. В деревне Тошкурово до сих пор живут потомки выпускников прапрадедушки. Бабушка Резеда рассказывала, что дети выпускников Фахри знают от своих родителей о таком учителе, работавшем в школе. В их памяти он остался порядочным, справедливым, мудрым человеком.

Из интернет-источников узнали, что деревня Тошкурово Балтачевского района, центр Тошкуровского сельского совета расположена на реке Тошкурка (приток реки Быстрый Танып), в 17 км к северо-востоку от райцентра и 81 км к юго-востоку от жд станции Куеда (Пермский край). А от города Челябинск в западном направлении — далеко, около 500 км. Основана, предположительно в конце XVII— начале XVIII века башкирами Таныпской волости Сибирской дороги на собственных землях. Фиксировалась также под названиями Тошкур, Тушкурово. В деревне функционирует мечеть [2], в 2017 году на базе сельского дома культуры открылся многофункциональный клуб, в котором находится краеведческий музей, библиотека, детская игровая зона, тренажерный зал, настольный теннис, зона отдыха, где расположены столы для игры в шахматы, шашки [3]. В 2018 году деревня Тошкурово подключена к системе центрального водоснабжения.

Весной 2023 года нами было отправлено по электронной почте письмо, информация в МКУ «Отдел образования муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан» (Балтачевский район, с. Старобалтачево, ул. Советская, 42), описана краткая педагогическая деятельность Хамитова Ф.Г. с целью получения новых архивных данных. Также мы сообщили, что возможен приезд родственников бывшего педагога в д. Тошкурово в летний период 2023 года. Нас пригласили приехать.

1.2. Итоги поездки в Балтачевский район Республики Башкортостан

В середине июня 2023, во время отпуска моей мамы Щербак Н.Р., состоялась наша дальняя поездка в Балтачевский район Республики Башкортостан. Вместе с нами поехала и моя бабушка Низамова Р.Н., внучка Хамитова Ф.Г.

Сначала мы побывали в с. Старобалтачево, которое находится в 19 км к юго-западу от д. Тошкурово. Там посетили Отдел образования, где обменялись информацией о жизни, педагогической деятельности прапрадедушки Хамитова Ф.Г. (приложение 11). В Отделе образования нам сообщили, что издана большая энциклопедия «Герои тыла Башкортостана» и фамилия Хамитова Ф.Г. там тоже указана. Позже мы нашли в интернете эту электронную книгу, в томе 3 на стр.251 написано ХАМИТОВ Фахри Гайфетдинович, 1890 г. р., д. Тошкурово, школа, учитель [1].

Затем мы поехали в сопровождении представителя Отдела образования в д. Тошкурово, где долгие годы жил и работал в школе мой прапрадедушка Хамитов Ф.Г. Сначала мы побывали в Доме культуры.

Нас там ждали, тепло встретили с хлебом-солью. Были организован концерт и встреча с жителями деревни в музее и библиотеке Дома культуры. Знакомила нас с историей и жизнью деревни Тошкурово Гульшат Гайнельяновна Ихсанова, ветеран педагогического труда, награжденная знаком «Отличник образования республики Башкортостан» (приложение 12). Ихсанова Г.Г. родилась, училась в д. Тошкурово, затем в педучилище и институте, а потом работала в школе учителем начальных классов, татарского и русского языка и литературы, заместителем директора по учебной и воспитательной работе. Педагог всю свою жизнь посвятила изучению и распространению народных традиций и обычаев. Гульшат Гайнельяновна рассказала, что когда был продан дом прапрадедушки, новые хозяева нашли на чердаке некоторые документы, дневник Хамитова Ф.Г. Они передали это все в школу, но подлинники затерялись и теперь в музее Дома культуры только копии. Мы сфотографировали все копии себе «в копилку» нашей родословной. Позже мы нашли на сайте Дома культуры статью Ихсановой Г.Г. «По следам деда» на татарском языке от 16.06.2023. Бабушка Резеда перевела статью на русский язык, в ней описана встреча с нами.

Побывали мы и около дома, где жила семья моего прапрадедушки (приложение 13). Моя бабушка Резеда, его внучка, была очень взволнована, ведь она в детстве, каждое лето гостила у деда Фахри и бабушки Зухры, его супруги. Соседи пригласили нас к себе на чашку чая (приложение 14), они помнят бабушку Резеду, когда она бывала тут еще ребенком.

Не забыли мы побывать и на могиле прадедушки (приложение 15). Были удивлены, что она ухоженная, ведь из близких родственников давно в деревне никто не был. Ихсанова Г.Г. сообщила, что в деревне помнят и уважают Хамитова Ф.Г., как педагога, наставника, героя тыла и потому могилу его не оставляют без внимания.

Мое исследование пополнилось интересными фактами биографии прапрадедушки, не только по рассказам родственников, фотографиям, но и встречами, новыми сведениями непосредственно там, где он жил и работал. Человека давно нет, а его дела, поступки, память продолжают жить в сердцах не только нас, родственников, но и людей, которые его лично не знали.

Выводы

Я считаю, что цель и задачи моей исследовательской работы достигнуты: рассмотрен семейный фотоархив, документы; записаны воспоминания родственников; составлена родословная своей семьи по материнской линии;

найдены сведения по прапрадеду из книг и интернета, состоялась поездка в д. Тошкурово, где жил и работал мой прапрадедушка.

Заключение

Благодаря исследованию у меня появилось чувство гордости за свой род, ведь мой родственник Хамитов Фахри – достойный человек, настоящий патриот свой Родины, педагог и наставник. И еще я поняла, что если родословная будет вестись дальше, то мои потомки будут знать как жила я. Я хочу тоже внести вклад в будущее нашей страны, как и мой прапрадедушка. Проводя исследование, я узнала, как жили люди в XX-м веке, как учились, какие исторические события влияли на их судьбу.

Работая с семейным архивом, слушая рассказы родственников, я открыла для себя много нового о своих близких.

В подготовке исследования мне помогали моя бабушка Низамова Резеда Нигамеджановна, мама Щербак Наиля Ризвановна.

Я буду и дальше собирать информацию о родственниках, продолжать узнавать биографии своих предков. Замечательно, что удалось осуществить поездку в Балтачевский район РБ. Побывать в Отделе образования, в деревне Тошкурово, посетить краеведческий музей, рассказать о прапрадедушке Фахри, который 21 год (с 1934 по 1955) проработал в этой деревне директором и учителем в школе, восстановить память о нем. Показать фотографии, документы.

Данное исследование может быть использовано на уроках истории в классах средней школы и окружающего мира в начальных классах, на классных часах и внеклассных мероприятиях. Думаю, что многие ребята заинтересуются составлением родословной своей семьи, захотят рассмотреть семейные фотоснимки, послушать и записать рассказы родственников.

Список используемых источников и литературы

  1. Герои тыла. Списки тружеников, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.». Том 3. РФ, Республика Башкортостан. Балтачаевский, Белебеевский, Белокатайский районы. Уфа: изд-во «КИТАП», 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ihtika.ru/book/geroi-tyla-bashkortostana-t-3-baltachevskiy-belebeevskiy-belokatayskiy-rayony/text/250 — Заглавие с экрана.

  2. Деревня Тошкурово. Региональный интерактивный энциклопедический портал«Башкортостан» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bashenc.online/ru/articles/76664/ — Заглавие с экрана.

  3. Открытие Тошкуровского сельского многофункционального клуба. Региональный портал Балтачевского района Республики Башкортостан[Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://baltachevo.bashkortostan.ru/presscenter/news/40506/— Заглавие с экрана.

  4. Тузбекова Л.С. Медресе «Галия» – высшее мусульманское учебное заведение Башкортостана (1906-1919 гг.): Научное издание / Л.С. Тузбекова. – 2-е изд., исп. и доп. – Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2007.

  5. Семейный фотоархив, документы Хамитовой Р.Ф., Низамовой Р.Н. и семьи Щербак Н.Р.

Приложение

Приложение 1

Фото 1. Хамитов (Фахри) Фахрутдин. 1940 год

18

П риложение 2

Родословная семьи автора работы по материнской лини

20

Приложение 3

Ф ото 2. Шакирды Галия Медресе 1911 год.

Хамитов Фахри в 3 ряду сверху третий слева направо

Фото 3. Шакирды Галия Медресе.1912 год.

Слева направо: Насыров Зия, Таганов Талим, Хамитов Фахри

Приложение 4

Архивная справка из Альменевского районного отдела образования. 1950 год

Приложение 5

Ф ото 4. Хамитов Фахри во время отдыха в Крыму. 1935 г. (второй слева в кепке)

Приложение 6

Фото 5. Балтачевское районное совещание работников просвещения. 1936 г.

Хамитов Фахри в третьем ряду снизу за женщиной в белом

Приложение 7

Фото 6. Годы Великой Отечественной Войны.

Хамитов Фахри в центре вместе с учениками

Приложение 8

Характеристика Хамитова Фахрия (лист 1)

Характеристика Хамитова Фахрия (лист 2)

Приложение 9

Архивная справка, выданная Балтачевским отделом народного образования.1956 г. (лист 1)

Архивная справка, выданная Балтачевским отделом народного образования.1956 г. (лист 2)

Приложение 10

Фото 7. Школьный музей в деревне Тошкурово. 2002 год.

На переднем плане Хамитова Р.Ф., дочь Хамитова Фахри

Приложение 11

Фото 8. Село Старобалтачево Балтачевского района РБ. Июнь 2023.

Отдел образования. На фото слева направо: начальник Шаймухаметова Г.З.,

мама автора работы Щербак Н.Р.

Приложение 12

Фото 9. Деревня Тошкурово. Музей в Доме культуры. Июнь 2023.

На фото: сидят слева направо: бабушка автора работы Низамова Р.Н. (внучка Хамитова Ф.Г.), педагог Ихсанова Г.Г.; стоят: третья слева автор работы, четвертая слева мама автора работы Щербак Н.Р.

Приложение 13

Фото 10. Деревня Тошкурово. Июнь 2023.

Автор работы и ее мама у бывшего дома Хамитова Ф.Г.

Приложение 14

Фото 11. Деревня Тошкурово. Июнь 2023. В доме соседей Хамитова Ф.Г.

Приложение 15

Фото 12. Деревня Тошкурово. Июнь 2023.

Автор работы у могилы прапрадеда Хамитова Ф.Г.

1Галия́ — медресе, существовавшее в городе Уфа с октября 1906 по 1919 год при второй Уфимской соборной мечети для башкир, татар и других тюркских народов.

2Шакирд — студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.

Просмотров работы: 30