Введение
1.1 Цель работы: изучить обычаи наших прабабушек и прадедушек, традиционные календарные праздники , которые праздновали наши бабушки и прабабушки.
1.2 Задачи:
Раскрыть понятия обычаи, праздники, обряды.
Провести опрос знакомых, родственников о их обычаях в семье
Изучить понятие престольные праздники.
Методика исследования :
1.Работа с литературой
2.Работа с фотографиями
3.Встречи с людьми и сбор информации
1.3Актуальность.
Вся жизнь русского человека труженика, определялась своеобразным неписанным календарем, включающим в себя церковные праздники, различные посты, торжественные службы, а также дни начала и окончания различных сельскохозяйственных работ, семейных традиций , например свадебных обрядов. Эти знания копились веками, передавались из поколения в поколение, переходили в традиции, В последнее время связь поколений ослабла. В деревнях распались большие семьи, люди переселились в большие города, да и в деревне, время начала посева давно не определяет многовековая народная мудрость. Но еще осталась у русского народа стремление к познанию родной культуры, к осмыслению жизни своих предков, к возрождению народных обычаев и традиций [1].
2. Основная часть
2.1 Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.
Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей), т.к. проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало семье в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие. Давайте познакомимся с основными терминами, связанными с жизнью простого народа.
2.2 Толковый словарь[2]:
1. Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
2. Обряд - это различные обязательные действия, установленные обычаем или ритуалом, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции.
3.Традиции - это формы поведения людей, унаследованные и передающиеся из поколения в поколения.
4. Праздник - день, дни, особо отличимые церковью и верующими в ознаменовании события священной истории, или посвященные Богу, Богоматери, Святым.
5. Праздное время - когда нет дела, люди не работают.
6. Праздновать - совершать праздничество по обычаю, в день памяти кого или чего, проводят такой день торжественно с житейскими или церковными обрядами.
7. Гулянье - массовое праздничество, веселое времяпровождения с развлечениями , танцами под открытым небом.
8. Девичник-вечеринка с подругами невесты в ее дому накануне свадьбы, проходит одновременно с мальчишником, это часть народного свадебного обряда.
Виды обрядов[1]
Магические |
Отражают языческие ритуально-суеверные, игровые ритуалы |
Религиозные |
Похороны, престольные праздники |
Семейные , социальные |
Знакомство, смотрины, сватовство, уход в армию |
Календарно-земледельческие |
Связаны с землей, солнцем, небом, деятельностью крестьян, масличные |
Окказиальные |
Исполняются нерегулярно, в исключительных случаях- при пожаре, наводнении, эпидемиях, строительстве, освещении дома. |
Религиозные праздники, их называют храмовые праздники, они сложились на Руси в период распостранения христианства. Они делятся на великие, средние, малые и отличаются друг от друга характером богослужения.
Великие праздники |
Пасха, вход Господень в Иерусалим, Светлое Христово Воскресенье |
Средние праздники |
Собор трех святителей, Святого Ионна Златоуста |
Малые праздники |
Посвящены святым и иконам-Преподобный Серафим Саровский, Святитель Филипп др. |
Престольные |
Собор Пресвятой Богородицы, Преподобного Антония Великого и др. |
2.3 Адрес исследования: Городецкий район , сельские советы:
Лазаревский, Ягодно-Чистновский, Еременский - Тимирязевский, Бриляковский.
Богданово
Никола Ключ
Марковоо
Ягодное-Чистное
Ветелево
2.
2.
2.4. Исследовательская работа
«Престольные праздники Городецкого района»
Престольные праздники - праздники православной церкви, посвященные различным персонажам или событиям святой истории, их называют храмовые или местные. Они отмечаются в дни освещения храмов или в дни воспоминания событий святых, в честь которых устроены храмы. Но во время войны храмы были разрушены, а люди еще долго свято чтили семейные традиции, продолжали отмечать эти праздники, называли их народными.
Лазаревский сельский совет. Престольные праздники в данном сельсовете: Вознесенье и Покров.
Информатор Кумов Сергей Павлович
января - Рождество Христово,
19 января - Крещение религиозные праздники.
Праздновали по домам, только своей семьей. Готовили праздничный обед, в который входили мясные и молочные блюда. Обязательно были пироги, варенье, грибы, огурцы и квашенная капуста. Пили приготовленный самогон, который ранили в четвертях.
14 октября - Покров. В память о событии 10 в.Спасении Византии от врагов с помощью чудесного заступничества Божией Матери, распростершей над миром свое покрывало.
Покровитель свадеб, поэтому девушки на селе молились в этот день о замужестве.Праздновали на широкую ногу, на стол кололи барана. Посещали Покровскую церковь в д.Филоново
Покровская церковь в д. Филоново (современный вид)
Вознесенье - один из 12 основных православных праздников, отмечают на 40 день после Пасхи, основанный на евангельском рассказе о Вознесении Иисуса Христа над небом. Праздновать начинали с того дня недели, когда заканчивалась Пасха, чаще всего приходилось на четверг. В два часа дня собирались в деревне Дорино и шли толпой с гармошками в деревню Ягодное-Лесное, где была круглая качель. На нее садилось одновременно 8 человек, катались, пели песни, плясали, вечером шли гулять в деревню Шарыпово, где гуляли всю ночь. Утром в пятницу собирались в 10 часов утра в д. Лазарево, где катались на круглой качели. В субботу гуляли в деревне Филоново, а в воскресенье все гуляли по своим деревням. На это праздник приглашали всех родственников, народу собиралось очень много, т. к.в каждой избе были родственники. В воскресенье провожали гостей вечером домой.
Смольковская волость, Ягодно-Чистновский сельский совет.
В 1857 году Архимандритом Макарием в книге «Памятники церковных древностей»: «Село Федосьино, церковь каменная, во имя св. пророка Божиего Илии, построена в 1850 г., трёхпрестольная» [Макарий (архимандрит), Памятники церковных древностей: история нижегородской иерархии: памятники церковных древностей Смольковской волости, каменная церковь в 1850 году появилась по решению министерства императорского двора и уделов.
[3]
У прихожан церкви Ильи Пророка было два престольных праздника: день 2 августа – Ильин и 7 декабря – Екатеринин день. Когда случалась засуха, то молебен проводили на улице, совершали крестный ход по селу с иконами и молитвами, шли в поле. Церковь Ильи Пророка славилась особым колокольным звоном и красотой внутреннего убранства.
Информатор Тюпина Зоя Григорьевна
Престольные праздники 2 августа Ильин День, 7 декабря Катеринин день.
Деревня Ягодное - Чистное и деревня Голихино разделялись низинкой, небольшой мостик соединял эти деревни. Здесь был магазин, в который жители приносили по очереди хлеб для всех жителей деревень, хлеб пекли по очереди. На престольные праздники в каждом доме играла гармонь, пели, плясали, собиралось много гостей, двоюрные, троюрные братья и сестры, да и своих родных было много.
Я (Орехова Тамара Григорьевна) очень хорошо помню этот праздник, в этой деревне жила у моего папы родная тетя-тетя Поля. Папа, Утенков Григорий Савельевич, мама Утенкова Евдокия Михайловна, его два брата с женами садились на велосипеды (т.к транспорта не было) и через Строчки, Льнозавод, р. Узолу по мостику ездили в гости. Гуляли весело, очень любила слушать старинные песни, пели всегда душевно, с любовью.
Бриляковский сельский совет
Богомолово – село в Городецком районе. Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – Никольская церковь. Датировка объекта – XVIII век, 1839 год.
Храм Николая Чудотворца, современный вид[5]
Информатор - Грошиков Павел Артемьевич
Кузьма Демьян 14 ноября. К этому празднику варили самогон, готовили закуску. Ходили с гармошкой, балалайкой по деревне, заходили в каждый дом, пели частушки, угощались выпивкой и закуской, в вечеру обязательно была драка между молодыми парнями.
Заговенье - праздновали на 50 день после Пасхи, приходилось на конец июня начало июля перед сенокосом в деревнях Богомолово и Богданово. Приезжали гости, ходили все на ключики, там возле ключика (Никола Ключ) располагались компаниями.
Подсубботки - после Заговенья через неделю было народное гулянье в селе Бриляково, сейчас этот праздник называют День молодежи.
Иванов День- 7 июля. Все ходили на ключ, с утра был молебен, освещали воду, гуляли, собирали лекарственные травы.
Старый Новый год 13-14 января детвора колядовали, ходили из дома в дом, собирали угощения.
Святки - с 7 по 19 января. Целую неделю каждый вечер рядились в разные костюмы - народные, смешные, ходили из дома в дом пели и плясали.
Крещение - 19 января купались на Никола Ключе.
Пасха - Светлое Христово Воскресенье, к тому дню пекли куличи, готовили вкусную еду, обязательно шили новые наряды.
Информатор Грошикова Галина Александровна д.Богданово.
6 декабря - Праздник в честь Александра Невского, т.к. мимо этой деревни проезжал Алесандр Невский, все собирались на гулянье, пели, плясали, веселились.
Информатор Евдокия Деменьтьевна З.
Успение - 28 августа, день кончины Божий Матери, в этот день все ходили на молебен в церковь.
Преображение - 19 августа, в память чудесного преображения облика Иисуса Христа во время совместной с учениками молитвы на горе.
Сретенье - 15 февраля, в память о встрече сретении младенца Иисуса, которого родители согласно ветхозаветному закону через 40 дней после рождения принесли в храм. Все надевали праздничные одежды и ходили в церковь, поклонялись иконе, а после обеда праздновали.
Тимирязевский сельский совет
Ветелево – село в Городецком районе. В 1805 году в селе был возведен каменный храм с двумя престолами: в честь Рождества Христова и во имя Николая Чудотворца. В 1869 году к церкви была пристроена колокольня, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области (сам храм до наших дней не дошел) [4]
Информатор Евдокия Михайловна У.
22 мая - Николин день. В этот день с утра ходили в храм к Николаю Угоднику в селе Ветелево. Одевали красивые сарафаны, платья. После молебна, собирались все, а у Евдокии Михайловны было 6 братьев и шли в гости к бабушке в деревню Вашуриха, праздновали, пели, гуляли и всегда была гармошка, благо из шести братьев, четверо умели играть на гармошке.
Духов День. Этот праздник праздновали до войны, собирались около деревни Желтухино в пойме реки Волги, у притока Белая речка в низинке, приходили из соседних деревень Нечаиха, Мостовое, Заборово, Кленово, Тарханово (сейчас на этом месте построен мостик через речку.) В этот день приезжали из Городца торговые лавки, привозили выпечку, лимонад, семечки, леденцы, мороженное. Было гулянье, массовое, я была ребенком и бегала туда из деревни Печенкино за леденцами. После постройки ГЭС, низина была затоплена, а традиция еще долго жила у населения. Вдоль оврага реки, на высоком берегу лет тридцать после войны праздновали День молодежи - это был праздник всего Городецкого района, Городца и Заволжья. Обязательно был концерт, выезная торговля, спортивные мероприятия и др.
Марковское воскресенье - последняя неделя сентября.
Была деревня Марково в пойме реки Волги, в настоящее время в районе деревни построен пансионат «Буревестник».Сюда сходились гулять жители окрестных деревень: Скипино, Бушнево, Терентьево, Лисино , Коробово, Пестово. К часу дня собирались все на лужок вокруг старичного озера, приходили с угощениями, выпивкой, располагались компаниями, пели песни, плясали. К вечеру все расходились домой. На тот праздник я ездила к брату.
Стрелка, совпадала с Троицой - 50 день после Пасхи, один из 12 православных праздников, обычно 21-22 июня, его называли «праздник званных гостей». Жители разных деревень - Ткалино, Носово, Вологино, Медведково, Яблонево, Еремино, Иваново, Желтухино и др. стекались в небольшой лесок, как островок среди полей из густых высоких елей. В колхозе давали два выходных дня, т.к. в основном весенние работы были закончены, готовились к покосу. В леске была организована торговля. Можно было наблюдать такую картину, как после обеда, люди как ручейки стекались в лесок, садились в кружок родственной компанией (иногда такая компания насчитывала до 30 человек), гуляли, отдыхали, пели, плясали. Иногда в этот день были и стычки между разными компаниями
.
Святки - в деревне Устиново, молодежь из ближайших деревень снимала избу у бабы Шуры. Святки длились 6 дней, каждый день молодежь собиралась, платили за дом, играли, плясали, пели, именно здесь начинались симпатии между девушкой и парнем. Прощеное воскресенье - за неделю до Масленицы. Все собирались у родителей, посещали кладбище, потом возвращались домой, праздновали встречу.
Заключение
Данная работа проводилась несколько месяцев в летнее время. Материал оказался очень интересным и поучительным. В ходе работы я узнала, что в каждом сельсовете были свои престольные праздники, которые определялись наличием церкви. Престольные праздники объединяли народ, а самое главное слово родство имело огромное значение в жизни, почитали старших, родителей, наставляли молодых, помогали друг другу - в этом и была сила русского народа.
Народ отдыхал только в престольные праздники и Великие, а остальное время люди трудились. Церкви давно разрушили (хотя многие сейчас восстанавливаются), но традиции праздновать эти праздники сохранились до сих пор, во многих селениях. Они передаются из поколения в поколение, значит они имеют большую силу, полученную от предков.
Современному обществу не хватает этих традиций родства, каждый живет сам по себе, нужно изучать историю своего народа не только по книгам, но и от старших в семье, которых становиться все меньше и меньше, а значит могут исчезнуть обычаи, традиции, как исчезают храмы и церкви.
4."Паспорта" исполнителей
Галина Александровна Г. |
|||
14 ноября 1950г. |
с. Суроватиха Д-Константиновского района |
Средне специальное |
Бухгалтер сельскохозяйственного хозяйства |
Тамара Григорьевна О. |
|||
13 апреля 1956г. |
д. Желтухино Городецкого района |
высшее |
Учитель биологии |
Павел Артемьевич Г. |
|||
14 ноября 1949г. |
д. Богданово Городецкого района |
высшее |
Завклубом, киномеханик, лесник, главный инженер сельскохозяйственного хозяйства |
Евдокия Деменьтьевна З. |
|||
1926г. |
д. Богданово |
7 классов |
колхозница |
Евдокия Михайловна У. |
|||
17 августа 1927г. |
д. Печенкино |
4 класса |
Доярка, полевод |
Зоя Григорьевна Т. |
|||
28 февраля 1935г. |
д. Ягодное-Чистное |
7 классов |
Колхозница колхоза «Новый мир», рабочая ЗМЗ |
Сергей Павлович К. |
|||
17сентября 1926г. |
д. Дорино |
6 классов |
Комбайнер, тракторист-кохоз «Лесной край», сборщик на ЗМЗ, наладчик участка, начальник смены |
Литература
1. Л.Г.Бабенко, Большой толковый словарь русских существительных, АСТ-пресс, Москва.
2. В.Даль, Толковый словарь живого Великорусского язык,1881, изд-во Книгопродавца типогрофа М.О.Вольфа ..
http://egiv.ru›item/32278.html
http://gttp.ru›map_NN/gorodec.htm
Заброшенные храмы Городца: novouralsk_2014 — ЖЖ
Приложение 1
Игры молодежи в поселениях
Кумов Сергей Павлович |
|
Позакругу |
Молодежь вставала кругом, а в центре водящий с мячом, он кидал мяч в круг, кто поймает тот и водит |
Хорош ли цветок? |
Под Новый год девушки в стакан ставили свечу, ее зажигали и подходили к окну, освещали свечкой красивый цветок, мимо проходили парни, девушки спрашивали «Хорош ли цветок?», если девушка нравилась, то соответственно отвечают |
Тюпина Зоя Григорьевна |
|
Игра «Козой» |
Парня сажают в угол, он вызывает девушку, она идет в угол, они целуются, потом девушка садится на стул и вызывает парня. |
Рвать виноград |
Посередине комнаты ставят стул, девушка встает на стул, два парня встают рядом, по бокам и соединяют руки. Девушка вызывает парня, он прыгает парням на руки и пытается поцеловать девушку, если ему не удается, то она вызывает другого |
Евдокия Михайловна У. |
|
Игра «Косых» |
Парня и девушку сажали на стулья спиной друг к другу и кричали: «Раз, два, три», если они повернутся в одну сторону, то целуются. |
Игра «Растеряха» |
В клубе в большом зале парни и девушки вставали в круг, брались за руки и сильно кружились. Отпускали руки и нужно было удержаться не упасть. |
Обычай «На помощь» |
Если кто-то из родни строился вся родня приходила на помощь, помогали поднять дом, двор, баню. Женщины готовили обед и всех кормили. Также дружно помогали на свадьбах и похоронах. |
.PAGE \* MERGEFORMAT 2