Традиции жителей Городецкого района

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиции жителей Городецкого района

Егорова И.С. 1
1МБОУ "Средняя школа№4"
Орехова Т.Г. 1
1МБОУ "Средняя школа№4"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

1.1 Цель работы: изучить обычаи наших прабабушек и прадедушек, традиционные календарные праздники , которые праздновали наши бабушки и прабабушки.

1.2 Задачи:

  • Раскрыть понятия обычаи, праздники, обряды.

  • Провести опрос знакомых, родственников о их обычаях в семье

  • Изучить понятие престольные праздники.

Методика исследования :

1.Работа с литературой

2.Работа с фотографиями

3.Встречи с людьми и сбор информации

1.3Актуальность.

Вся жизнь русского человека труженика, определялась своеобразным неписанным календарем, включающим в себя церковные праздники, различные посты, торжественные службы, а также дни начала и окончания различных сельскохозяйственных работ, семейных традиций , например свадебных обрядов. Эти знания копились веками, передавались из поколения в поколение, переходили в традиции, В последнее время связь поколений ослабла. В деревнях распались большие семьи, люди переселились в большие города, да и в деревне, время начала посева давно не определяет многовековая народная мудрость. Но еще осталась у русского народа стремление к познанию родной культуры, к осмыслению жизни своих предков, к возрождению народных обычаев и традиций [1].

2. Основная часть

2.1 Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей), т.к. проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало семье в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие. Давайте познакомимся с основными терминами, связанными с жизнью простого народа.

2.2 Толковый словарь[2]:

1. Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

2. Обряд - это различные обязательные действия, установленные обычаем или ритуалом, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции. 

3.Традиции - это формы поведения людей, унаследованные и передающиеся из поколения в поколения.

4. Праздник - день, дни, особо отличимые церковью и верующими в ознаменовании события священной истории, или посвященные Богу, Богоматери, Святым.

5. Праздное время - когда нет дела, люди не работают.

6. Праздновать - совершать праздничество по обычаю, в день памяти кого или чего, проводят такой день торжественно с житейскими или церковными обрядами.

7. Гулянье - массовое праздничество, веселое времяпровождения с развлечениями , танцами под открытым небом.

8. Девичник-вечеринка с подругами невесты в ее дому накануне свадьбы, проходит одновременно с мальчишником, это часть народного свадебного обряда.

Виды обрядов[1]

Магические

Отражают языческие ритуально-суеверные, игровые ритуалы

Религиозные

Похороны, престольные праздники

Семейные , социальные

Знакомство, смотрины, сватовство, уход в армию

Календарно-земледельческие

Связаны с землей, солнцем, небом, деятельностью крестьян, масличные

Окказиальные

Исполняются нерегулярно, в исключительных случаях- при пожаре, наводнении, эпидемиях, строительстве, освещении дома.

Религиозные праздники, их называют храмовые праздники, они сложились на Руси в период распостранения христианства. Они делятся на великие, средние, малые и отличаются друг от друга характером богослужения.

Великие праздники

Пасха, вход Господень в Иерусалим, Светлое Христово Воскресенье

Средние праздники

Собор трех святителей, Святого Ионна Златоуста

Малые праздники

Посвящены святым и иконам-Преподобный Серафим Саровский, Святитель Филипп др.

Престольные

Собор Пресвятой Богородицы, Преподобного Антония Великого и др.

2.3 Адрес исследования: Городецкий район , сельские советы:

Лазаревский, Ягодно-Чистновский, Еременский - Тимирязевский, Бриляковский.

 

Богданово

Никола Ключ

Марковоо

Ягодное-Чистное

Ветелево

2.

2.

2.4. Исследовательская работа

«Престольные праздники Городецкого района»

Престольные праздники - праздники православной церкви, посвященные различным персонажам или событиям святой истории, их называют храмовые или местные. Они отмечаются в дни освещения храмов или в дни воспоминания событий святых, в честь которых устроены храмы. Но во время войны храмы были разрушены, а люди еще долго свято чтили семейные традиции, продолжали отмечать эти праздники, называли их народными.

Лазаревский сельский совет. Престольные праздники в данном сельсовете: Вознесенье и Покров.

Информатор Кумов Сергей Павлович

  1. января - Рождество Христово,

19 января - Крещение религиозные праздники.

Праздновали по домам, только своей семьей. Готовили праздничный обед, в который входили мясные и молочные блюда. Обязательно были пироги, варенье, грибы, огурцы и квашенная капуста. Пили приготовленный самогон, который ранили в четвертях.

14 октября - Покров. В память о событии 10 в.Спасении Византии от врагов с помощью чудесного заступничества Божией Матери, распростершей над миром свое покрывало.

Покровитель свадеб, поэтому девушки на селе молились в этот день о замужестве.Праздновали на широкую ногу, на стол кололи барана. Посещали Покровскую церковь в д.Филоново

Покровская церковь в д. Филоново (современный вид)

Вознесенье - один из 12 основных православных праздников, отмечают на 40 день после Пасхи, основанный на евангельском рассказе о Вознесении Иисуса Христа над небом. Праздновать начинали с того дня недели, когда заканчивалась Пасха, чаще всего приходилось на четверг. В два часа дня собирались в деревне Дорино и шли толпой с гармошками в деревню Ягодное-Лесное, где была круглая качель. На нее садилось одновременно 8 человек, катались, пели песни, плясали, вечером шли гулять в деревню Шарыпово, где гуляли всю ночь. Утром в пятницу собирались в 10 часов утра в д. Лазарево, где катались на круглой качели. В субботу гуляли в деревне Филоново, а в воскресенье все гуляли по своим деревням. На это праздник приглашали всех родственников, народу собиралось очень много, т. к.в каждой избе были родственники. В воскресенье провожали гостей вечером домой.

Смольковская волость, Ягодно-Чистновский сельский совет.

 В 1857 году Архимандритом Макарием в книге «Памятники церковных древностей»: «Село Федосьино, церковь каменная, во имя св. пророка Божиего Илии, построена в 1850 г., трёхпрестольная» [Макарий (архимандрит), Памятники церковных древностей: история нижегородской иерархии: памятники церковных древностей Смольковской волости, каменная церковь в 1850 году появилась по решению министерства императорского двора и уделов.

[3]

У прихожан церкви Ильи Пророка было два престольных праздника: день 2 августа – Ильин и 7 декабря – Екатеринин день. Когда случалась засуха, то молебен проводили на улице, совершали крестный ход по селу с иконами и молитвами, шли в поле. Церковь Ильи Пророка славилась особым колокольным звоном и красотой внутреннего убранства.

Информатор Тюпина Зоя Григорьевна

Престольные праздники 2 августа Ильин День, 7 декабря Катеринин день.

Деревня Ягодное - Чистное и деревня Голихино разделялись низинкой, небольшой мостик соединял эти деревни. Здесь был магазин, в который жители приносили по очереди хлеб для всех жителей деревень, хлеб пекли по очереди. На престольные праздники в каждом доме играла гармонь, пели, плясали, собиралось много гостей, двоюрные, троюрные братья и сестры, да и своих родных было много.

Я (Орехова Тамара Григорьевна) очень хорошо помню этот праздник, в этой деревне жила у моего папы родная тетя-тетя Поля. Папа, Утенков Григорий Савельевич, мама Утенкова Евдокия Михайловна, его два брата с женами садились на велосипеды (т.к транспорта не было) и через Строчки, Льнозавод, р. Узолу по мостику ездили в гости. Гуляли весело, очень любила слушать старинные песни, пели всегда душевно, с любовью.

Бриляковский сельский совет

       

Богомолово  – село в Городецком районе. Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – Никольская церковь. Датировка объекта – XVIII век, 1839 год.

Храм Николая Чудотворца, современный вид[5]

Информатор - Грошиков Павел Артемьевич

Кузьма Демьян 14 ноября. К этому празднику варили самогон, готовили закуску. Ходили с гармошкой, балалайкой по деревне, заходили в каждый дом, пели частушки, угощались выпивкой и закуской, в вечеру обязательно была драка между молодыми парнями.

Заговенье - праздновали на 50 день после Пасхи, приходилось на конец июня начало июля перед сенокосом в деревнях Богомолово и Богданово. Приезжали гости, ходили все на ключики, там возле ключика (Никола Ключ) располагались компаниями.

Подсубботки - после Заговенья через неделю было народное гулянье в селе Бриляково, сейчас этот праздник называют День молодежи.

Иванов День- 7 июля. Все ходили на ключ, с утра был молебен, освещали воду, гуляли, собирали лекарственные травы.

Старый Новый год 13-14 января детвора колядовали, ходили из дома в дом, собирали угощения.

Святки - с 7 по 19 января. Целую неделю каждый вечер рядились в разные костюмы - народные, смешные, ходили из дома в дом пели и плясали.

Крещение - 19 января купались на Никола Ключе.

Пасха - Светлое Христово Воскресенье, к тому дню пекли куличи, готовили вкусную еду, обязательно шили новые наряды.

Информатор Грошикова Галина Александровна д.Богданово.

6 декабря - Праздник в честь Александра Невского, т.к. мимо этой деревни проезжал Алесандр Невский, все собирались на гулянье, пели, плясали, веселились.

Информатор Евдокия Деменьтьевна З.

Успение - 28 августа, день кончины Божий Матери, в этот день все ходили на молебен в церковь.

Преображение - 19 августа, в память чудесного преображения облика Иисуса Христа во время совместной с учениками молитвы на горе.

Сретенье - 15 февраля, в память о встрече сретении младенца Иисуса, которого родители согласно ветхозаветному закону через 40 дней после рождения принесли в храм. Все надевали праздничные одежды и ходили в церковь, поклонялись иконе, а после обеда праздновали.

Тимирязевский сельский совет

Ветелево – село в Городецком районе. В 1805 году в селе был возведен каменный храм с двумя престолами: в честь Рождества Христова и во имя Николая Чудотворца. В 1869 году к церкви была пристроена колокольня, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области (сам храм до наших дней не дошел) [4]

       

Информатор Евдокия Михайловна У.

22 мая - Николин день. В этот день с утра ходили в храм к Николаю Угоднику в селе Ветелево. Одевали красивые сарафаны, платья. После молебна, собирались все, а у Евдокии Михайловны было 6 братьев и шли в гости к бабушке в деревню Вашуриха, праздновали, пели, гуляли и всегда была гармошка, благо из шести братьев, четверо умели играть на гармошке.

Духов День. Этот праздник праздновали до войны, собирались около деревни Желтухино в пойме реки Волги, у притока Белая речка в низинке, приходили из соседних деревень Нечаиха, Мостовое, Заборово, Кленово, Тарханово (сейчас на этом месте построен мостик через речку.) В этот день приезжали из Городца торговые лавки, привозили выпечку, лимонад, семечки, леденцы, мороженное. Было гулянье, массовое, я была ребенком и бегала туда из деревни Печенкино за леденцами. После постройки ГЭС, низина была затоплена, а традиция еще долго жила у населения. Вдоль оврага реки, на высоком берегу лет тридцать после войны праздновали День молодежи - это был праздник всего Городецкого района, Городца и Заволжья. Обязательно был концерт, выезная торговля, спортивные мероприятия и др.

Марковское воскресенье - последняя неделя сентября.

Была деревня Марково в пойме реки Волги, в настоящее время в районе деревни построен пансионат «Буревестник».Сюда сходились гулять жители окрестных деревень: Скипино, Бушнево, Терентьево, Лисино , Коробово, Пестово. К часу дня собирались все на лужок вокруг старичного озера, приходили с угощениями, выпивкой, располагались компаниями, пели песни, плясали. К вечеру все расходились домой. На тот праздник я ездила к брату.

Стрелка, совпадала с Троицой - 50 день после Пасхи, один из 12 православных праздников, обычно 21-22 июня, его называли «праздник званных гостей». Жители разных деревень - Ткалино, Носово, Вологино, Медведково, Яблонево, Еремино, Иваново, Желтухино и др. стекались в небольшой лесок, как островок среди полей из густых высоких елей. В колхозе давали два выходных дня, т.к. в основном весенние работы были закончены, готовились к покосу. В леске была организована торговля. Можно было наблюдать такую картину, как после обеда, люди как ручейки стекались в лесок, садились в кружок родственной компанией (иногда такая компания насчитывала до 30 человек), гуляли, отдыхали, пели, плясали. Иногда в этот день были и стычки между разными компаниями

.

Святки - в деревне Устиново, молодежь из ближайших деревень снимала избу у бабы Шуры. Святки длились 6 дней, каждый день молодежь собиралась, платили за дом, играли, плясали, пели, именно здесь начинались симпатии между девушкой и парнем. Прощеное воскресенье - за неделю до Масленицы. Все собирались у родителей, посещали кладбище, потом возвращались домой, праздновали встречу.

  1. Заключение

Данная работа проводилась несколько месяцев в летнее время. Материал оказался очень интересным и поучительным. В ходе работы я узнала, что в каждом сельсовете были свои престольные праздники, которые определялись наличием церкви. Престольные праздники объединяли народ, а самое главное слово родство имело огромное значение в жизни, почитали старших, родителей, наставляли молодых, помогали друг другу - в этом и была сила русского народа.

Народ отдыхал только в престольные праздники и Великие, а остальное время люди трудились. Церкви давно разрушили (хотя многие сейчас восстанавливаются), но традиции праздновать эти праздники сохранились до сих пор, во многих селениях. Они передаются из поколения в поколение, значит они имеют большую силу, полученную от предков.

Современному обществу не хватает этих традиций родства, каждый живет сам по себе, нужно изучать историю своего народа не только по книгам, но и от старших в семье, которых становиться все меньше и меньше, а значит могут исчезнуть обычаи, традиции, как исчезают храмы и церкви.

4."Паспорта" исполнителей

Галина Александровна Г.

14 ноября

1950г.

с. Суроватиха

Д-Константиновского района

Средне специальное

Бухгалтер сельскохозяйственного хозяйства

Тамара Григорьевна О.

13 апреля 1956г.

д. Желтухино Городецкого района

высшее

Учитель биологии

Павел Артемьевич Г.

14 ноября

1949г.

д. Богданово

Городецкого района

высшее

Завклубом, киномеханик,

лесник, главный инженер сельскохозяйственного хозяйства

Евдокия Деменьтьевна З.

1926г.

д. Богданово

7 классов

колхозница

Евдокия Михайловна У.

17 августа

1927г.

д. Печенкино

4 класса

Доярка, полевод

Зоя Григорьевна Т.

28 февраля 1935г.

д. Ягодное-Чистное

7 классов

Колхозница колхоза «Новый мир», рабочая ЗМЗ

Сергей Павлович К.

17сентября

1926г.

д. Дорино

6 классов

Комбайнер, тракторист-кохоз «Лесной край», сборщик на ЗМЗ, наладчик участка, начальник смены

Литература

1. Л.Г.Бабенко, Большой толковый словарь русских существительных, АСТ-пресс, Москва.

2. В.Даль, Толковый словарь живого Великорусского язык,1881, изд-во Книгопродавца типогрофа М.О.Вольфа ..

3. egiv.ru | Восстановление Ильинского храма в Смольках

http://egiv.ru›item/32278.html

  1. Городецкий район на карте «мест памяти»...

http://gttp.ru›map_NN/gorodec.htm

  1. Заброшенные храмы Городца: novouralsk_2014 — ЖЖ

Приложение 1

Игры молодежи в поселениях

Кумов Сергей Павлович

Позакругу

Молодежь вставала кругом, а в центре водящий с мячом, он кидал мяч в круг, кто поймает тот и водит

Хорош ли цветок?

Под Новый год девушки в стакан ставили свечу, ее зажигали и подходили к окну, освещали свечкой красивый цветок, мимо проходили парни, девушки спрашивали «Хорош ли цветок?», если девушка нравилась, то соответственно отвечают

Тюпина Зоя Григорьевна

Игра «Козой»

Парня сажают в угол, он вызывает девушку, она идет в угол, они целуются, потом девушка садится на стул и вызывает парня.

Рвать виноград

Посередине комнаты ставят стул, девушка встает на стул, два парня встают рядом, по бокам и соединяют руки. Девушка вызывает парня, он прыгает парням на руки и пытается поцеловать девушку, если ему не удается, то она вызывает другого

Евдокия Михайловна У.

Игра «Косых»

Парня и девушку сажали на стулья спиной друг к другу и кричали: «Раз, два, три», если они повернутся в одну сторону, то целуются.

Игра «Растеряха»

В клубе в большом зале парни и девушки вставали в круг, брались за руки и сильно кружились. Отпускали руки и нужно было удержаться не упасть.

Обычай

«На помощь»

Если кто-то из родни строился вся родня приходила на помощь, помогали поднять дом, двор, баню. Женщины готовили обед и всех кормили. Также дружно помогали на свадьбах и похоронах.

.PAGE \* MERGEFORMAT 2

Просмотров работы: 168