Введение
Актуальность работы - помнить о том, что мы русские люди, знать историю своего народа, его традиции, через знание костюма представлять, как выглядели наши предки, что умели и чем славились.
Цель работы – изучение истории русского национального костюма
Задачи:
Изучить историю русского национального костюма.
Изучить особенности народного костюма и цветовую гамму.
Составить словарь терминов по теме исследования.
Проанализировать отличие русского народного костюма от костюмов других народов.
Изготовить своими руками иллюстрации по теме исследования.
Объект исследования – русский народный костюм.
Предмет исследования – особенности русского народного костюма.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- сравнительный анализ;
- обобщение.
Гипотеза – в костюмах нашли отражение особенности истории и культуры нашей страны.
Практическая значимость:
Словарь «Русский национальный костюм» и эскизы костюмов можно использовать на уроках окружающего мира и родного русского языка при изучении соответствующих тем.
Теоретическая часть
История возникновения костюма
История русского костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт.
В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа, и были выработаны приемы его изготовления.
Во все времена стремились русские люди к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали. Веками копилось это наследство, многое из накопленного веками дошло до нас.
Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах - радость, праздничность. Но даже трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью.
Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе. В русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы.
Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский.
Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. С тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.
2.1. Материалы для костюма
Для одежды материалом служили ткани домашнего производства: холст, полотно, шерсть. Холстом, холстиной назывались льняные и другие бумажные ткани. Крашеный холст назывался крашениной, более плотная крашеная пеньковая ткань — кежей или кежью.
Широкое распространение имела шерстяная клетчатая ткань — понева. Для зимней одежды использовался мех — овчина, мерлушка. Для обуви, поясов, ножен выбирали кожи — козловые, бараньи, коровьи и лошадиные. Богатые одежды шили из дорогих тканей, в основном это были привозные материи. Виды шелка: камка, тафта, китайка, атлас, паволока, объяр, сатын, хамъян. Бумажные материи — бязь, кумач, киндяк, миткаль, сарапат, сатын. Они привозились из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии, Крыма, Турции, Закавказья. Шерстяные материи привозились в основном из Англии, Франции, Италии. Если ткани по преимуществу ввозились, то меха для утепления и украшения богатой одежды добывались в России и обильно вывозились [3].
Характерные особенности русского национального костюма
Выделяют несколько особенностей русского народного костюма [3].
Функциональность. Русский костюм не сковывал движения, был легким, нежарким, но в то же время и достаточно теплым и долговечным, способным укрыть от непогоды.
Конструктивность. Удобная конструкция сарафана, рубахи, зипуна, понёвы практически не требовала разрезания ткани при крое изделия, при этом отходы ткани оставались минимальными. Минимальное количество швов не требовало от швеи высокого мастерства и сокращало время пошива.
Декоративность. Одежда была очень выразительная, яркая, украшенная элементами декора, с комбинациями тканей разного цвета и текстуры.
Многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.
Д ля разных обстоятельств жизни одежда делилась на праздничную, повседневную и траурную. Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.
Рисунок 1. Праздничная одежда Рисунок 2. Траурная одежда
Р исунок 3. Повседневная одежда
Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.
Одежда делилась ещё по возрасту: детская, молодёжная, одежда крестьян.
По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.
В тоже время, при всей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, украшавшая человека. Декоративность достигалась путем комбинирования праздничной одежды из тканей разного цвета и качества, что давало экономию дорогостоящих тканей и за счет сравнительно простых средств декорирования путем нашивки лент мелкой аппликации, вышивки из ромбов и квадратов, вставок из простого крестьянского кружева, вышивки простым швом с геометрическим орнаментом.
На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на наиболее важных местах и выполнял роль оберега от нечистой силы, которая не могла миновать магические узоры на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле.
На праздничной одежде орнамент в виде вышивки, нашитых лент, мелкой аппликации располагался по плечевым швам, швам, отмечая конструктивные и функциональные элементы. Орнамент употреблялся только мелкий, геометрический, реже растительный [1].
Женский народный костюм
В женской одежде выделяется четко выраженные комплекты: рубаха с поневой и головным убором сорокой, рубаха с сарафаном и кокошником. У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. На длинные юбки пришивались металлические пластинки.
Издавна рубаха была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка. Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Интересно, что на рубахах девушек, которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты.
Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. [2]. Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.
Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.
Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.
Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы.
Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.
Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.
2.4. Женский головной убор
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения — сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить её возраст — совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.
На Руси головной убор был самой важной и дорогой частью одежды. Он мог многое рассказать о своем владельце: о его семейном положении, достатке, социальном статусе.
Головной убор девушек обозначал, прежде всего, ее семейное положение. Маленькие девочки носили простые матерчатые повязки на лбу. Повзрослев, они надевали «красу» или как его еще называли «увясло» (от слова «вязать») — девичий венец. Венчик мог быть изготовлен как из ткани, так и из металла. Когда девушка выходила замуж, она должна была носить головной убор, скрывающий волосы. Это мог быть платок (его называли «повой» или «убрус») или кика. Отличительной чертой кики были рога. Наши предки верили в то, что рога (символ мужского начала) оберегают женщину от бед и несчастий. ПО древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок – убрус. После рождения надевали рогатую кичку или высокий головной убор.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.
Волосник – часть старинного русского головного убора замужних женщин. Это шапочка, плотно покрывающая волосы, надевалась под кику, повойник или платок. Волосник был необязательной частью костюма, его носили только знатные и богатые женщины.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома. Дома они носили повойник (чепец) и платок.
Мужской народный костюм
Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
Мужской комнатной одеждой был зипун. Слово «зипун» тюркского происхождения, оно могло попасть в Россию от турок или татар. Этот вид одежды представлял собой облегающую тело довольно короткую куртку. Поверх него надевался кафтан с высоким стоячим воротником, который прикреплялся сзади к кафтану, закрывал затылок и заставлял держать голову гордо. Как верхнюю одежду надевали ферязь — длинный кафтан, без воротника, на пуговицах, с рукавами и без рукавов.
Однорядка также относилась к верхней одежде — широкая и длинная распашная одежда, без воротника, с длинными рукавами. Охабень отличался от однорядки отложным воротником, спускавшимся до середины спины.
Мужской головной убор
Мужчины носили шапки, опушенные мехом. Ширина опушки обозначала социальный статус мужчины. Чем больше ширина опушки — тем важнее человек.
Детский народный костюм
Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.
Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стиранная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет, по поверьям наших предков - в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном уберечь от порчи и сглаза своего ребенка.
Украшение костюма
Одежда богатых людей отличалась богатством тканей, вышивки, украшений.
По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой. Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом.
Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах.
Значение вышивки
Русская вышивка имеет свои национальные традиции и отличается от вышивки других народов. Вышивкой украшали одежду и предметы обихода. С раннего детства девочки на Руси учились вышивать. По народному поверью вышивка приносит человеку счастье, оберегает его от зла и беды, сближает с природой. Каждая вышивка имела своё значение. Большую роль в ней играли геометрические орнаменты, формы растений и животных.
Ромб – безусловный оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей. Круг, крест – символ огня и солнечного божества, мужского начала. Это языческие охранительные знаки. Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная– воду, вертикальная превращалась в дождь, крест – в солнце.
Но основным мотивом была женская фигура – Богиня- Мать. Она считалась покровительницей плодородия и земледелия. Частым сюжетом русской народной вышивки было дерево или древо. Это соответствовало древу рода, родословному дереву.
Птицы на вышивках – символ тепла, солнца и весны. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица – это и идея материнства, любви и свадьбы.
Солнце символизировало жизнь, радость и плодородие.
Большое значение имел цвет изображаемого на вышивке символа, знака. Чаще всего в русской вышивке использовались два цвета – красный и белый. Ещё использовали золотой, чёрный и синий.
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный же был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры воспринимались как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему другому.
Вышивкой украшали те части костюма, через которые, как считали наши предки, могли проникнуть к телу злые духи. Поэтому и узоры назывались «охранительными». Обязательно таким узором расшивали ворот, манжеты, подол и разрез горловины. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета.
Практическая работа
3.1. Составление таблицы «Значение цвета и символов русской вышивки»
Все значения вышивки я расположила в таблице (Приложение 6.2.).
3.2. Составление словаря терминов «Русский национальный костюм»
При изучении материала по теме исследования я встречала много непонятных по значению слов. Я поняла, что ребятам тоже будет трудно разобраться в теме, не зная значения этих слов. Тогда решила сделать небольшой словарь по теме «Русский народный костюм» ( Приложение 6.3.)
Чтобы ребятам можно было более наглядно объяснить значение, я старалась подобрать соответствующую иллюстрацию к каждому слову.
3.3. Составление эскизов русского костюма
3.4. Оформление альбома
Заключение и выводы
Работа по теме оказалась очень познавательной и интересной. Я много узнала об истории русского костюма, изучила его части, значение цветов и символику вышивки. Все поставленные задачи выполнены.
Я достигла своей цели - изучила особенности русского костюма.
Гипотеза, выдвинутая мной, тоже подтвердилась.
Список литературы
Каршинова Л.В. Русский народный костюм. Универсальный подход. М.: Белые альвы, 2005.
https://ruvera.ru/rus_odezhda
https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut
Приложения
6.1. Приложение № 1
6.2. Приложение № 2. Таблица № 1. Значение цветов вышивки
Цвет |
Значение |
Белый |
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. |
Красный |
Красный же был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры воспринимались как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему другому. |
Чёрный |
Сначала траурный, потом стал использоваться для подчеркивания и придания чёткости рисунку. |
Синий |
Символизирует цвет неба и природы |
Золотой |
Свет, солнце, процветание и благоденствие. Этот цвет считался несущим добро, благополучие и богатство. |
Зелёный |
Символизирует цвет природы |
Таблица № 2. Значение знаков вышивки
Рисунок |
Значение |
Ромб |
Оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей. |
Горизонтальная ровная линия |
Земля |
Горизонтальная волнистая линия |
Вода |
Вертикальная линия |
Дождь |
Крест |
Солнце |
Круг |
Круг, крест – символ огня и солнечного божества, мужского начала. |
Треугольник |
Человек |
Ромб, перечёркнутый крестом |
Жертвенный огонь, костёр |
Солнце |
Солнце символизировало жизнь, радость и плодородие. |
Птицы |
Птицы на вышивках – символ тепла, солнца и весны. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица – это и идея материнства, любви и свадьбы. |
Конь |
Добро, счастье, мудрость |
Поле, земля |
Этот знак часто украшал свадебный костюм, чтобы привлечь плодовитость и здоровье. |
Дерево |
Мир, взаимосвязь сущего |
Калина |
Бессмертие рода |
Дуб |
Священное дерево, оберег жизненной силы рода. |
Виноград |
Символ радости |
Роза |
Беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. |
Лилия |
Символ девичьей красоты и невинности, женской энергии, раскрывает тайны жизни. |
6.3. Приложение № 3 Таблица № 2 Словарь «Русский народный костюм
Название |
Значение |
Иллюстрация |
Бархат |
Это ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей. |
|
Вотола |
Верхняя грубая одежда, накидка |
|
Волосник |
Женский головной убор, сетка из золотой или серебряной нити с ошивкой (чаще не праздничный, как кика, а каждодневный). |
|
Вышивка |
Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются на тканях, коже и других материалах нитями, а также волосом, бисером, жемчугом или блестками. |
|
Душегрея (душегрейка, шугай, кацавейка) |
Теплая легкая женская одежда. |
|
Задник |
Внутренняя или промежуточная деталь верха обуви, расположенная в пяточной части. Необходима для сохранения формы обуви. |
|
Замша |
Кожа, приготовленную посредством пропитывания жирами сырых шкур, подвергнутых предварительной подготовке. |
|
Запона |
Металлическая застежка, пряжка на одежде, книжном окладе. |
|
Ичиги |
Вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. |
|
Кика (кичка) |
Старинный русский головной убор замужних женщин, шапочка с твёрдой передней частью в форме рогов или лопатки с покрывалом. |
|
Кокошник |
Старинный русский женский головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый жемчугом стеклярусом, лентами, аппликациями из парчи и бархата. |
|
Кошуля |
Женская рубаха с широкими рукавами, шитая по подолу. |
|
Кумач |
Хлопчатобумажная ткань (полотно), окрашенная в ярко-красный или пунцовый цвет. |
|
Миткаль |
Суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (то же, что и ситец). |
|
Мониста |
Ожерелье из монет, бус, разноцветных камней и т.п. |
|
Муфта |
Модный древнерусский аксессуар женской одежды, представляющей собой пустотелый цилиндр из меха или тёплой ткани (часто многослойной), внутрь которой прячут руки, вставляя в боковые отверстия. |
|
Однорядка |
Верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Однорядка застегивалась встык, и часто опоясывалась |
|
Ожерелье |
Нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе. |
|
Онуча |
Длинная широкая (около 30 см) полоса холщовой или шерстяной ткани белого, чёрного или коричневого цвета для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти). |
|
Опашень |
Лёгкая, обычно шелковая мужская или женская одежда на подкладке свободного покроя с длинными, сужающимися к запястьям рукавами. Название связано с манерой носить опашень внакидку – «на опашь». |
|
Опушка |
Меховая отделка по краям одежды. |
|
Охабень |
Мужская и женская верхняя легкая одежда у различных слоев населения: длинная, широкая, слегка раскошенная внизу, с длинными прямыми рукавами, в проймах которых были прорези для рук. |
|
Очелье |
Венец с приподнятой передней частью; передняя вышитая часть сороки. |
|
Парча |
Разновидность ткани (материя) из шёлка, с вотканными серебряными и/или золотыми нитями в виде богатой декорации. |
|
Платок |
Кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий ее. |
|
Повойник |
Старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора. |
|
Поднизи |
Жемчужная, или бисерная сетка, бахромка, пришитая к нижнему краю русского женского головного убора, например, кокошника. |
|
Позумент |
Золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка. |
|
Понёва (понява, поня, понька) |
Женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки. Представляет собой поясную одежду из трёх и более частично сшитых кусков шерстяной ткани. |
|
Пниток |
Кафтан из плотной домотканой материи (полусукна) у восточных славян; зипун, сермяга. |
|
Поршни |
Обувь из одного или нескольких кусков кожи (главным образом из конины, лучшие - из свиной кожи), стянутая на щиколотке ремешком; постолы. |
|
Приволока |
Богатый праздничный наряд |
|
Рубаха |
Одежда из легкой ткани, покрывающая верхнюю часть тела и употребляемая как принадлежность белья или как верхняя одежда.. |
|
Сарафан |
Народная русская женская одежда. Платье, чаще всего без рукавов. Слово сарафан заимствовано из тюркских языков. |
|
Сафьян |
Кожа козы, продубленная сумахом и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов. |
|
Свита |
Традиционная мужская и женская верхняя распашная одежда у славян - из домотканого сукна, до колен. |
|
Сермяга |
Грубое, некрашеное крестьянское сукно. |
|
Ситец |
Лёгкая хлопчатобумажная гладкокрашеная или набивная ткань, получаемая в результате специальной отделки сурового миткаля. |
|
Сорока |
Старинный русский головной убор замужних женщин из кики (нижняя часть), позатыльника и верхней, украшенной части (сороки). Делали из холста, кумача и др. Передняя вышитая часть - очелье, по бокам - крылья, сзади - хвост. Поверх сороки надевали платок |
|
Сукно |
Шерстяная ткань, поверхность которой покрыта ворсом. |
|
Калита |
Старинное русское название денежной сумки, мешка, кошеля. |
|
Кафтан |
Праздничная верхняя первоначально мужская одежда из домотканого или покупного фабричного сукна и даже плиса, длиной до колен, приталенная, со сборками сзади и с боков, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, вертикальными прорезными карманами, с подкладкой до талии, застегивавшаяся |
|
Корзно |
Плащ, надевавшийся на левое плечо и застегивавшнйся на правом пряжкой. Если корзно кроилось из тяжелой ткани, например парчи, то для левой руки делался вырез. |
|
Телогрея |
Распашная долгополая одежда XVII в. с длинными, свисающими до пола рукавами и застежкой спереди. |
|
Тулуп |
Длинная шуба свободного покроя с большим воротником. |
|
Холст |
Льняная ткань полотняного переплетения. Из нее изготовляли рубахи, порты. Ее отбеливали, покрывали орнаментом или сохраняли белизну. |
|
Чернь |
Чернёное серебро, употребляющееся в ювелирных изделиях. |
|
Чобот (чебот) |
Вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. |
|
Шугай |
Короткая женская верхняя одежда с отрезной по талии спинкой, с баской, собранной в пышные сборки, с длинными суживающимися рукавами; шугай мог быть с меховым воротником или меховой опушкой. |
|
Эмаль |
Тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой |
6.4. Приложение № 4 Эскизы русского народного костюма