ВВЕДЕНИЕ
Арме́ния— государство в Закавказье, расположено на севере Передней Азии, на северо-востоке Армянского нагорья. Одно из древнейших государств мира. Армения- государство граничащее с Азербайджаном на востоке, Турцией на западе, Ираном на юге и Грузией на севере. Край гор и средневековых монастырей; земля, помнящая Великий потоп и закат древних цивилизаций; место, где рождается лучший коньяк и пекутся вкуснейшие лаваши. Мы решили обратиться к этой теме, потому что, я имею армянские корни, и нам стало интересно узнать больше об их традициях, праздниках, национальнх костюмах и укладе жизни.
Объект исследования:Армянская народность
Предмет исследования: армяне
Цель исследования: изучение армянской народности и их культуры.
Задачи:
Изучить литературу и другие материалы по теме.
Раскрыть культуру армян.
Узнать об укладе жизни и традициях армян.
Создать национальный армянский костюм и научится варить армянский кофе
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
ГЛАВА 1.
1.1 Армянская народность
Армя́не (самоназв.: хай, гай) - народ, исторически сформировавшийся в пределах Армянского нагорья. Армянский язык относится к восточной («сатэм») группе индоевропейских языков, и обнаруживает некоторую общность с другими языками этой группы – балтийскими, славянскими, иранскими. Численность Армян во всём мире составляет от 10 до 12 млн без учёта численности криптоармян (ещё от 2 до 7 млн.) В самой Армении проживают 2 961 801 (перепись 2011) В России численность составляет:1 182 388 (перепись 2010) или до 2,5 млн. (оценка) Во Франции: 800 тыс. (оценка, происхождение)
Аргентина: 380 000 — 400 000 Грузия: 168 102 (2014); 248 929 (2002) И также во многих других странах.
1.2 Армянский язык
Армянский язык является государственным в Армении. Общее число говорящих на армянском языке по всему миру — около 5,9 млн— 6,7 млн человек. Согласно исследованиям Массачусетского технологического института, армянский язык — один из 50 наиболее влиятельных языков мира.
В настоящее время язык представлен западноармянским и восточноармянским вариантами. В основе западноармянского лежит диалект стамбульской общины армян, а восточноармянский основан на диалектах Еревана и Тбилиси.
Антропологический тип, вариант балкано-кавказской расы, входящий в большую европеоидную расу. Распространён по всей Евразии, с большей концентрацией в Малой Азии, а также в Армении, Сирии, Ливане, редко в Грузии.
1.3 Обычаи Армянской семьи
Армянский народ, во все времена остро чувствующий свое культурное единство и национальное самосознание, привык выстраивать свою жизнь в соответствии с особым почитанием к обычаям предков. И сегодня Армения представляет собой редкий образец истинного духовного богатства – общества, которому удалось сохранить многовековые традиции, культуру, религию своих предков, которые они соблюдают и в горе, и в радости. И в наши дни незыблемо сохраняются такие традиции, как многочисленные и многодетные семьи, почитание старших, прочность брака, гостеприимство, широта и крепость родственных связей, обычай соседской и родственной взаимопомощи. Национальные черты характера армян - энергичность, целеустремленность, трудолюбие, предприимчивость, жизнестойкость, пристрастие к учению и ремеслам, преданность своему языку, дому и семье; индивидуализм, нежелание кому-либо подчиняться. Они самолюбивы и вспыльчивы, но отходчивы; миролюбивы, гостеприимны и добродушны. Женщине в армянской семье предъявляются повышенные требования: она должна быть красавицей, умницей, хорошей хозяйкой. Она больше ориентирована на семью, считая её важнее карьеры. В армянской семье женщине принадлежит роль хранительницы очага, надежной опоры добытчику-мужу, где жена и муж равны друг другу, хотя официально в семьях царят патриархальные устои.
Мужчина в Армении - настоящий хозяин в доме, заботливый, справедливый и работящий. Он содержит всю семью, при необходимости помогает родственникам и друзьям. Отец семейства много внимания посвящает воспитанию детей, благополучие и мир в семье являются для него главнейшими жизненными целями.
1.4 Праздники в Армении
С давних пор свадьба у армян является важнейшим праздником и многие свадебные традиции соблюдаются по сей день в практически неизменном виде. Свадебному торжеству обычно предшествуют сговор и обручение. Сговор нередко происходил вечером, после захода солнца, особенно, если у сватов были большие шансы уйти ни с чем. Было так: в темноте не видно позора отвергнутого кавалера. Во время первого сговора сваты обычно получают отказ, поскольку, если родители невесты сразу соглашаются отдать дочь, считается, что у нее имеется какой-то изъян. Затем может произойти второй и третий сговор, во время которых будущие родственники знакомятся и оговаривают детали предстоящих мероприятий. Третий визит фактически приравнивался к помолвке.
Само торжество – это непременно пышное гуляние, что называется, «пир на весь мир», где количество гостей может исчисляться сотнями. На свадьбу родители и семьи молодоженов считают делом чести обеспечить все самое лучшее – организацию мероприятия, угощения, напитки, подарки, наряды, все детали тщательно продумываются. Участие принимают все – родственники, соседи, друзья и знакомые – все, кто так или иначе может помочь. В качестве свидетелей на свадьбе назначают «крестных» из близкого окружения невесты и жениха, как правило, это уважаемая семейная пара, которая могла стать примером для молодоженов. Крестные свадьбы должны преподнести самый дорогой подарок. Кроме традиционных подарков – денег, хозяйственной и домашней утвари – невесту принято одаривать драгоценностями, обычно это делают родственники со стороны жениха
В армянских семьях традиционно много детей, особенно в сельской местности. Рождение ребенка – большая радость. На вопрос, кто родился, зачастую предусмотрено два варианта ответа: либо «ребенок», либо «сын». В старину дом украшали зелеными ветвями, символизирующими продолжение рода, а если младенец появлялся на свет в день церковного праздника, перед домом играла музыка. Крестили новорожденного на восьмой день. В течение сорока дней не принято показывать младенца никому, кроме близких родствен
В конце зимы отмечается праздник «Трндез», похожий на нашу Масленницу. Этот праздник также посвящен приходу весны, возрождению, и сохранился с языческих времен, когда наши предки поклонялись стихиям. Большой костер разводят прямо во дворе церкви и пары прыгают через него, чтобы отогнать злых духов и очисться от всего плохого. Следующий весенний праздник - «Цахказард» (Вербное Воскресенье). В этот день люди идут в храм освящать веточки вербы, детям надевают на головы ивовые веночки.
В начале августа, в самый разгар летнего зноя, когда земля страдает от засухи, наступает задорный праздник «Вардавар», когда все поливают водой друг друга. В этом празднике также проглядываются корни древних языческих обрядов.
Накануне Дня всех влюбленных, 13 февраля, в Армении празднуют День Святого Саркиса. девушки по случаю праздника пекут специальное соленое печенье, которое используется для гадания. Печенье съедается перед сном и девушка, загадав желание увидеть суженого, ложится спать – он должен явиться во сне и попросить напиться.
1.5 Тандыр, и что в нем пекут
Ещё с языческих времён тандыр имел важнейшее значение в жизни и быту армян. Этот подземный огонь символизировал поклонение солнцу. Тандыр есть у различных народов, но особенность именно армянского в том, что он подземный. Пекарней, в которой пекли хлеб и, в особенности, лаваш, считался тонратун (дом тандыра), где и находился тандыр. Это место считалось святым. Его всегда нужно было содержать в чистоте.
Вокруг него было запрещено ругаться и говорить плохие слова. Тандыр имел ключевое значение, так как являлся гарантией для выживания семьи, которая пекла там свой хлеб. Тонратун также строился в самой важной части дома – под куполообразной крышей с дымовым отверстием. Такие сооружения называются азарашен.
Хлеб был верным спутником армян на протяжении веков. В Армянском нагорье хлеб выпекали ещё в 3-2 веках до нашей эры. Во время раскопок были обнаружены огромные запасы пшеницы и ячменя, датируемые 4-м и 3-м тысячелетиями. Археологи утверждают, что на территории Армянского нагорья люди с древних времён занимаются земледелием и одомашниванием твёрдой пшеницы. Отсюда становится ясно, что раньше армяне выращивали эти зёрна для изготовления муки, а затем для выпечки хлеба или армянского лаваша.
Лаваш – это армянское слово, полученное прямо в процессе приготовления. После того, как тесто раскатали, его нужно хорошо растянуть и открыть. Отсюда и произошло это слово: “лав кашац” (хорошо растянутый на армянском) сменилось на “лав каш”, и затем хлеб получил своё окончательное название “лаваш”. Согласно традициям хлеб выпекали рано утром, а огонь в тандыре разжигали ещё на рассвете. Процесс выпечки хлеба сопровождался утренними благословениями и молитвами. Раньше лаваш пекли на праздники в большом количестве. Процесс этот занимал один или даже два дня. Были также особые песни, исполняемые во время выпечки лаваша, в которых воспевали вкус этого хлеба.
1.6 Традиционное жилище
Традиционные армянские дома обладают рядом особенностей. Это квадратная постройка, стены которой выполнены из камня, без окон, с земляной крышей. Дымоход или окно в крыше служили и для вентиляции, и в качестве единственного источника света. Внутри помещения на подиуме размещался открытый очаг с глиняной печью, врытой внутри него. Также использовался и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство традиционного армянского жилища было простым практичным и рациональным: на стенах полки с посудой, на полу ковры, стеганые одеяла, сундуки с одеждой и прочей утварью. Пищу принимали на полу, сидя на подстилках за низкими столиками, или расстелив скатерть прямо на полу. Шкафы заменяли ниши в стенах с дверцами – своеобразный прообраз современной встроенной мебели. Вместо кроватей использовали тахты, стоящие вдоль стен.
1.7 Армянская церковь
Основная масса армян на исконно этнической территории вплоть до ХХ в. сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Пашенное земледелие (пшеница, ячмень, лен, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством. Скотоводство бывает пастбищное, либо отгонное, специализация - выращивание крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей, а также тяглового скота (буйволов, мулов и ослов).
Были развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) ремесла.
Для армянской диаспоры основными сферами деятельности в прошлом и настоящем остаются торговля, финансы, наука и культура.
У населения каждого этнографического района Армении отмечаются как общеармянские черты, так и свои особенности материальной культуры - типы поселений, жилищ, специфика костюма, пища.
Вышивание и кружевоплетение, традиционные и любимые занятия армянских женщин, были широко распространены во всех областях Армении. Хотя старинные образцы вышивок и кружев не сохранились, но в средневековых источниках и у европейских путешественников имеются ценные сведения о высокохудожественном рукоделии. Самыми древними образцами являются найденные при раскопках города Ани платье и накидка девочки, вышитые золотыми, серебряными и шелковыми нитками. Богатые коллекции средневековой вышивки хранятся в музее-сокровищнице Эчмиадзина, Матенадаране, в коллекции Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви. Эчмиадзинские и иерусалимские коллекции в основном представляют собой богатый набор церковной вышивки, старейшей из которых является хоругвий XV века. Художественная и историческая ценность армянской народной вышивки заключается в ее широкой тематике, богатстве и разнообразии традиционных мотивов и красочных узоров. Армянское рукодельное искусство, неся характерные черты повседневной жизни, быта и культуры народа, отражает при этом специфику разных регионов страны. Во второй половине XIX века сформировались несколько школ вышивки — Ван-Васпуракан, Барцр-Айк (Высокая Армения), Покр-Айк (Малая Армения), Киликийская Армения, Айрарат, Сюник-Арцах. Каждая из этих школ имела свои особенности рукоделия. Отличия проявлялись в материи основы, качестве ниток, цветовой гамме, орнаменте и технике исполнения вышивки.
Чтобы понять значение Христианства для Армении, важно вспомнить слова полководца святого Вартана Мамиконяна - "Враг думает, что Христианство для нас это только одежда, но он увидит, что нельзя изменить цвет своей кожи.”
Христианство впервые появилось в Армении в I в. вместе с Апостолами Фаддеем и Варфоломеем, а во II-III вв учение Христа широко распространилось в стране. Однако, христиане подвергались гонениям со стороны языческого общества: одними из наиболее почитаемых в Армении считаются святые Рипсиме и Гаянэ, замученные царем-язычником. Проповедник Христианства - святой Григорий Просветитель был заточен царем Трдатом III в темницу у подножия горы Арарат (Хор Вирап) и, по преданию, провел там 13 лет: он выжил благодаря женщине, которая приносила ему еду и питье. Все эти годы святой Григорий усердно молился и его молитвы были услышаны Господом. Когда царь Трдат сошел с ума, святой Григорий сумел излечить его и царь объявил о принятии страной Христианства. Так, в 301 году Армения стала первой страной, принявшей Христианство как государственную религию.
Большая часть населения Армении является христианами — последователями Армянской апостольской церкви.
Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской.
Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос с нимбом нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос. Уже больше 1700 лет Эчмиадзин является центром Армянской Церкви – сердцем армянского народа. Здесь находится Престол Матери-Церкви и резиденция Католикоса Всех Армян.
Армянская Церковь стала главной консолидирующей силой армянского народа: церкви и монастыри стали главными центрами культуры, образования, письменности.
1.8 Национальная одежда
Внешность армян имеет свои характерные особенности. Армяне своим внешним видом всегда отличались от представителей других национальностей. Для армян характерны вьющиеся темные волосы, крупные нос (часто с горбинкой), карие глаза. У девушек чаще заметен вытянутый овал лица.
На протяжении различных исторических эпох армянская народная одежда претерпела значительные изменения. Географическое положение и особенности исторического развития оказали решающее воздействие на эволюцию армянского национального костюма. Армянская народная одежда занимает особое место в системе национальных костюмов Ближнего Востока.
Армянский национальный костюм – тараз - отражение менталитета народа. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нации. Тараз имеет многовековую историю, национальный костюм также богат и разнообразен, как и язык.
Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.
Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде. В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способам и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский и западноармянский․ В национальном костюме хорошо выражены социальные, обрядово-ритуальные, половые, возрастные и даже профессиональные различия. Именно поэтому, люди по костюму могли с первого взгляда определить принадлежность его носителя к тому или иному слою общества.
Мужской национальный костюм состоял из двух основных частей: верхней (рубашка, жилет, шуба) и нижней (штаны, шальвары). Воротник рубашки нередко украшали вышивкой. Одежду шили из хлопчатой ткани, западные армяне использовали также козью шерсть. Традиционной одеждой считался черкеси, который носили поверх рубашки и жилета. Было неприемлемо показываться в общественных местах без черкеси даже в жаркую погоду. Самыми распространенными головными уборами были разнообразные шапки, которые изготовлялись из овечьей шерсти.
В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха халав, штаны похан, верхнее платье архалух и передник гогноц. По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье минтана.
Рубаха халав была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны похан. Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.
Поверх рубахи и штанов надевали платье архалух. Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.
Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли гогноц и расшивали тесьмой. Сверху он крепился на узкий поясок.
Жительницы восточных областей Армении под длинной красной сорочкой носили длинные красные штаны, нижние части которых были сшиты из более дорогой ткани. Одежда жительниц Западной Армении выглядела примерно так же, хотя были небольшие отличия (сорочка была белой, использовалась вышивка, обязательно присутствовал передник). Из украшений носили ожерелья и серебряные браслеты.
Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали аралух. Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – елак. Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась бачкон. Вся одежда имела очень красивую вышивку.
Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.
Интересный обряд, связанный с кроением одежды, существует во время армянской свадьбы. За несколько дней до торжества родственницы жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь выкроить и сшить платье. Жена посаженного отца должна была кроить и нарезать материал. В процессе она бросала ножницы, ругаясь из-за того, что те не заточены, и говорила, что больше помогать не будет. Однако, согласно поверьям, если она не раскроит платье, свадьба не состоится. Потому все гости начинали задабривать ее деньгами и угощеньями. Тогда она продолжала работу.
Свадебная одежда в традиционном обществе отличалась лишь тем, что архалухи шили из более дорогих тканей. Другим был и цвет свадебной одежды. Например, носки обязательно делали красного цвета, который считался защитным. Важным элементом свадебного наряда были серебряные пояса. Их новобрачным вручали родители невесты во время венчания. Раньше частью свадебного наряда был и передник из дорогих тканей, который расшивали золотыми нитями. Свадебный наряд украшался вышивкой.
Часто вышивку на свадебных нарядах делали красно-зеленого цвета. В данном случае зеленый символизировал весну, молодость, новое поколение.
Типичная для женского национального костюма вышитая ткань помимо эстетической функции выполняла также другую, пожалуй, даже более важную, ритуальную и защитную функцию. Этим вышивкам приписывали магическую силу и верили, что женщины, носящие их, защищены от злого и вредного воздействия. Эта идея была заложена и в женский головной убор. Считалось, что головной убор способен защитить женщину даже от удара в затылок.
Особую роль играл головной убор. Он нёс в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, её головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.
Замужние женщины носили «башенку». Она была высотой 8-18 см и сделана из нескольких слоёв проклеенной бумажной ткани. Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. «Башенку» повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зелёным. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. «Башенку» можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.
Западе армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звёздами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.
Вард делали из нескольких слоёв проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.
Носки и обувь были важной частью национального костюма и также защищали от холода.
В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.
Женщины носили остроносые туфли без задника, обязательно надевали носки или чулки. Ходить босиком было неприлично.
В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.
На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зелёной кожи – для женщин, из чёрной и красной – для мужчин.
Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве – махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.
Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).
Часто выбор цвета для одежды армян зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зелёный.
Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки. Красный в сочетании с зелёным был символом свадьбы. Чёрный цвет считался траурным и символизировал старость. Жёлтый использовали крайне редко. Он, как и чёрный, имел негативное значение и чаще всего его ассоциировали с увяданием и болезнью.
Важной частью тараза были украшения, которые выражали эстетические предпочтения носителя. Особую группу украшений составляли предметы ритуального значения: украшения от сглаза, талисманы и кресты. Они предназначались для лечения болезней и их использование сопровождалось магическими, ритуальными причитаниями.
Хотя предметы украшения в Западной и Восточной Армении отличались, но были у них и сходства в плане цвета, формы и смыслового наполнения.
Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Прежде всего, это были семейные драгоценности, которые передавали из поколения в поколение. Носили армянки ожерелья, браслеты (как на руках, так и на ногах). Иногда в нос вставляли специальные серебряные украшения с элементами бирюзы. Пуговицы на одежде тоже нередко были серебряными.
Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.
До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.
Детская одежда, так же, как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.
Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».
1.9 Мои армянские корни
Для традиционного армянского быта были характерны большие патриархальные семейные общины — гердастан, объединявшие до пятидесяти и более родственников нескольких поколений
Мой дедушка со стороны мамы родился в многодетной семье, его мама была матерью героиней- она родила 10 детей. Я к сожалению не застала свою прабабушку и прадедушку но моя мама в детстве каждое лето месяц проводила в Армении в гостях у бабушки рассказывала мне об из укладе жизни и традициях, маме очень нравилось как они все вместе собирались за одним столом, пили кофе и гадали на кофейной гуще, и сейчас мы это покажем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы цель исследования - изучение армянской народности и их культуры, достигнута.
Задачи решены:
1. Изучена литература и другие материалы по теме.
2. Раскрыли культуру армян
3. Узнали об укладе жизни и традициях армян.
4. Создали национальный армянский костюм и научились варить армянское кофе.
Армянский народ, очень древний и гостеприимный народ, он богат своей красивой историей, интересными праздниками и традициями. В процессе исследования, нам было очень интересно изучать культуру, традиции, и образ жизни армянского народа. И так как во мне течет армянская кровь, мне было очень важно узнать о моих предках больше. У меня много моих родственников Армян и мы соблюдаем некоторые армянские традиции, и часто собираемся вместе, пьем кофе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всемирный армянский атлас (2015 г.)
2. Тревер К. В. Очерки по истории культуры древней Армении
(II в. до н.э.—IV в. н. э.). 1953.
3. Брюсов В. Я. Об Армении и армянской культуре: Стихи. Статьи.
4. Армяне (Народы и культуры) / Л.М. Варданян, Г.С. Сарксян, А.Е.
Тер-Саркисянц.
5.Аветисян Л.А. Вкус армянского гостеприимства
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. https://www.armgeo.am/ru/armenian_national_dress/
2. https://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/armyanskie/
3. https://en.wikipedia.org/wiki/Islam_in_Armenia
Приложение