История моей семьи в истории моей страны

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История моей семьи в истории моей страны

Опекунская А.В. 1
1МБОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова
Кокишева Л.Е. 1
1МБОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни.

Человек должен не только знать своих родственников, но и историю всего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать.

История страны, история родного края, история семьи – тесно

невидимыми нитями связаны эти понятия друг с другом. История страны складывается из истории сёл, посёлков, в которых живут люди, а они-то своими делами, поступками, помыслами и творят историю.

На уроках, изучая историю, мы уделяем внимание, как правило, крупным историческим событиям, великим деятелям. Но история любой страны – это, прежде всего, история развития общества, обычных людей, простого народа. Ни одно великое свершение, событие не смогло бы произойти без их участия. Семья – это частичка общества, и изучение своей родословной, истории каждого из живущих ныне людей, может раскрыть что-то общезначимое и важное для понимания исторического развития России.

Именно поэтому я, мои родители пытаемся по частичкам собирать историю моей семьи, а значит и историю моей Родины – России.

А всё началось с моей первой работы по истории моей семьи «Моя семейная реликвия».

Что может быть семейной реликвией? Это старинные иконы, которые смотрят на нас, излучая при этом свет и доброту. Старые альбомы с фотографиями, а на стенах выцветшие снимки, немые свидетели прошлого, которые видели, помнят и рассказывают нам сейчас о том, что было. Фотографии военных лет повествуют о наших родственниках, защитниках Родины. Особенно бережно в каждой семье хранят боевые награды и письма с фронта и похоронные извещения.

В своей первой работе, которую я готовила на Свято-Сергиевские чтения, я рассказала о необычной реликвии своей семьи. В данной работе я уже попытаюсь посмотреть историю семьи Серебряковых - семьи моей мамы.

Актуальность:

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. История рода, история семей способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными; позволяет разносторонне взглянуть на то или иное историческое событие, а значит лучше разобраться в его причинах и последствиях. Сопоставление фактов истории с судьбами людей моего рода позволит взглянуть на события «изнутри», рассмотреть влияние исторических событий на жизнь и судьбы многих людей моей Родины. Основными источниками моей работы стали наградные листы, документы, газеты, фотографии и рассказы моей мамы и бабушки.

Цель исследования:

Установить влияние исторических событий России XX века на историю моей семьи.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать историю моей семьи, её связи с историей страны ХХ в.;

  2. Оформить полученные данные о семье в своей работе

Предметом моего исследования стали архив семьи и документальные источники о событиях в истории страны, связанных с судьбой семьи Серебряковых

Новизна работы: По истории семьи Серебряковых еще не было серьёзных исследований

Методы исследования:

  1. Эмпирический – получение информации путём опроса, беседы,

сбора документальных источников.

  1. Теоретический – анализ, синтез, сопоставление фактов, документов

семейного архива и исторических источников.

Практическая значимость данной работы: работа по истории семьи помогает глубже понять историю страны, показать важность сохранения семейных ценностей и передачи их из поколения в поколение.

Глава I. Восприятие истории современным поколением

История России XX века – тяжелейшая историческая эпоха, которая во многом изменила мир русского общества. Менялась политика – менялось общество, менялось общество – менялись люди.

Совместно с учителем истории мы провели классный час, на котором мы попытались разобраться с вопросом «А насколько учащиеся знают историю своего рода?»

Результаты оказались следующие

Вывод: На основании опроса мы сделали вывод, что большинство учащихся знают своих предков, но не знают их истории. С учителем мы решили провести открытый урок, где учащиеся смогли бы познакомить своих одноклассников об истории своих предков. Я заинтересовалось этой темой, и решила провести исследовательскую работу.

Глава II. Моё первое знакомство с историей семьи

Однажды мы с родителями поехали на экскурсию в Нижний Новгород. И мама предложила нам посетить музей «Щёлковский хутор», и вот именно здесь она познакомила меня с домом наших предков. Я даже сначала и не поняла, почему наш дом находится в музее.

Впоследствии бабушка Галя, мама моей мамы Наталии Александровны, всё подробно мне объяснила об истории нашего дома.

Построен этот дом (см. Приложение 1) был дядей моего прапрадедушки, к сожалению, его имя нам не известно, так как не осталось живых свидетелей. Дом был построен в XVIII в.. При доме был конный двор, где находились тяжеловозы, их выдавали в аренду для работ в полях. После коллективизации конный двор перешел колхозу «Орджоникидзе»

В 1921 г. дом был передан по завещанию моему прапрадедушке, Серебрякову Ивану Прохоровичу. Его семья была многодетной, в семье воспитывалось семеро детей. Дом строился собственноручно и уникальность его состоит в том, что построен он без единого гвоздя. Дом был выстроен в Городецком районе, в деревне Ульянково, на горе возле леса.

Бабушка с любовью рассказывает мне о том времени, когда она со своими младшими сёстрами и братом проводили время в родительском доме, и о его убранстве.

Дом состоял из трёх комнат, в центре стоял большой стол, а вокруг него три деревянные лавки, на которой усаживалась вся большая семья во время обедов и ужинов. В упечи (так раньше называли в деревнях кухню) стояли расписные иконы и множество самодельных плошек и кувшинов из глины. Стояла резная кухонная посудница. Самым любимым местом препровождения была, большая русская печь, с полатями, на которых дети размещались читать книги, а иногда прятались от родителей за шалости. Весь дом и ставни были украшены резьбой. Занавески и убранства родительской кровати, были вышиты крючком, нежной и благоухающей красоты. Этим всем занималась мама моей бабушки - Нина Ефимовна. К дому прилегало крыльцо, состоявшее их четырёх ступеней, вход в дом разделял большой коридор. Слева было жилое помещение, а справа хозяйственные двор и постройки. Бабушка рассказывала, что в коридоре стоял большой сундук, и они часто прятались в него, играя с соседскими детьми.

Она рассказывала с чувством глубокой любви к воспоминаниям о своём детстве и, вспоминая о былых временах, слёзы часто текут из её глаз. Изучая данные я нашла дом на карте в реальном режиме (см. Приложение 2)

Дед Иван со своей семьёй занимался ваянием валенок, у них была своя небольшая мастерская. Семья состояла из трёх сыновей и двух дочерей. Со своими старшими сыновьями он ездил в Нижний Новгород на рынок и продавал свои изделия.

Иван Прохорович, был очень уважаемым человеком в своей деревне, он прививал трудолюбие и воспитывал своих детей в уважения к окружающим. И ему это удалось. Двое его сыновей вернулись героями с Великой Отечественной войны, один погиб. Подвиги обоих сыновей записаны в книге памяти «МВД Обороны России».

Вывод: К сожалению, из-за отсутствия живых свидетелей и документов, я не до конца узнала, как события XX века отразились на доме, но известно, что после коллективизации конный двор перешел в колхоз, а дом был передан при жизни хозяина моему прапрадедушке, по неизвестной причине.

Глава III. Война в истории моей семьи

Когда началась Великая Отечественная война, прадеду было всего 19 лет. 10 октября 1942 года он был призван на фронт. Во время войны прадед был командиром телефонного отделения 563 отдельной роты связи, 52-ой стрелковой дивизии в звании старший сержант. Мой прадедушка прошёл всю Великую Отечественную войну, освобождал Европу от немецко-фашистских захватчиков и даже потом участвовал в русско-японской войне

(Из воспоминаний о войне, 1985 г.)
«Я был призван 4 марта 1942 года в г. Коломну Московской области. 25 мая 1942 года отправились из г.Клин на г. Ржев. Я находился в отдельном батальоне связи 52 стрелковой дивизии, 57 армии. С 27 мая по 25 августа 1942 года в составе 4 Украинского фронта, участвовал в форсировании реки Буга, взятии г. Кривой Рог, г. Марефа, Харькова, Лазовая, Славянск, Северный Донец, Белгород, Орел, Курск. Наша дивизия участвовала в боях в г.Измаил, Будапешт, Вена, Белград, Братислава, Прага в 1945 году. В августе 1945 года находился на Дальном Востоке. Принимал участие в войне с Японией: в Монголии, Манчжурии, Большом и Малом Хигане до Порт-Артура».

За годы войны мой прадед был награждён медалями «За взятие Будапешта», «За освобождение Белграда», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды. За каждой медалью стоят его героические подвиги.

«Орден Красной звезды»:

«24 марта, дивизия взяла бой по овладению населённого пункта Мора (Венгрия). Товарищ Серебряков, работая начальником направления связи, к командиру 439 стрелкового полка, обеспечивал бесперебойную связь. В трудные и опасные моменты он сам лично выходил на повреждения и руководил работой связистов по устранению повреждения линии связи, добиваясь тем самым бесперебойное управление частями командиру дивизии. Противник переходил в контратаки. товарищ Серебряков, находясь на командном пункте командира полка, принимал участие в отражении атак просочившихся групп противника. Сам лично уничтожил 7 немецких солдат. Своей работой по обеспечению бесперебойной связи, он обеспечил успех боя наступающим частям. За обеспечение бесперебойной связи и проявленное при этом мужество и отвагу, товарищ Серебряков достоен награждения правительственной наградой - орден Красной звезды.»(см. Приложение 3)

Медаль «За боевые заслуги»:

«Командир отделения Серебряков в боях с немецкими захватчиками с 15 августа по 27 августа 43г. под г. Харьковым за населённый пункт дер.Рогань станц. Рогань, показал себя бесстрашным и смелым командиром связи. 15.08.43 г. был отдан приказ на к/о Серебрякова была возложена задача держать бесперебойную связь с 431стр. (строевым) полком и штабом 52 с.д. (связной дивизии). До начала боя связь была установлена во время. Начался бой за населённый пункт - д.Рагань, противник открыл сильный огонь со всех видов оружия. Связь порвало. Противник пошёл в контратаку, на 431 с.п.(стрелковый полк) создалось тяжёлое положение, связь была нужна до зубов, готовы доложить создавшую обстановку в штаб к/о. <…> Командир Серебряков не раздумывая, ни минуты, восстановил связь и дал возможность переговорить с командиром. Нас. пункт-д.Рогань была взята, задача была выполнена. <…> Тов. Серебряков достоен правительственной награды - медаль «За боевые заслуги» (см. Приложение 4)

После возвращения с войны Серебрякова Дмитрия Ивановича, старшего сына и его женитьбы, на Новиковой Нине Ефимовне, дом пополнился новой семьёй. После войны окончил высшую школу экономики и всю жизнь проработал на земле.

Глава IV. Дальнейшая судьба моей семьи и их дома.

В 1956 году, Серебрякову Дмитрию Ивановичу, предложили возглавить колхоз «Звезда Революции» в посёлке Смиркино Городецкого района. И ему пришлось оставить свой дом и забрать семью на новое место жительства.

За время руководства колхоза и за успехи в трудовой деятельности он был выдвинут в Совет Депутатов Городетского района. Вырастил четверых детей: трёх дочерей и сына. Всем им он дал образование и вырастил достойными людьми. Дедушка всегда оставался достойным, уважаемым человеком, на селе. Его дети, внуки, правнуки с достоинством и почтением относятся к памяти своего предка, и чтут семейные традиции. Я очень горжусь, что являюсь правнучкой моего прадедушки.

Дом был передан в колхоз и в него заселилась другая семья.

В 1981 году, историки Нижнего Новгорода создавали музей под открытым небом. Они искали интересные экспонаты и наткнулись на дом моих предков.

И вот у дома появилась новая жизнь, в музее на «Щёлковском хуторе» Нижнего Новгорода. Мы часто теперь уже своей большой семьёй посещаем этот великолепный дом. Я и моя сестра с наслаждением и восторгом всегда слушаем истории, связанные с жизнью этого дома.

Заключение

Работа над проектом, была познавательной, интересной и увлекательной. Знакомясь с историй своего дома, я начала знакомиться и с историей своей семьи. Когда я познакомился с историей своей семьи, я поняла, что мне есть чем гордиться, на кого равняться и к чему стремиться. И я постараюсь продолжить семейную традицию - хорошо учиться, честно трудиться, быть примером для своих будущих детей, бережно хранить семейные реликвии и воспоминания о своих родных.

Приложение

Приложение 1: Общий вид дома

Приложение 2: QR-код на 3-D дом в картах

Приложение 3: Наградной лист «Орден Красной звезды»

Приложение 4:Наградной лист Медаль «За боевые заслуги»

Список использованных источников и литературы

  1. http://hutormuzey.ru/

  2. https://anashina.com/shhelokovskij-xutor/

  3. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie42355375/

  4. https://tropki.ru/rossiya/nizhegorodskaya-oblast/nizhniy-novgorod/muzey-zapovednik-shchyolokovskiy-hutor

  5. https://www.google.com/maps/@56.2746769,44.0103077,3a,90y,167.9h,97.41t/data=!3m6!1e1!3m4!1sxn4137xUcLD3TGlt5wkkOQ!2e0!7i13312!8i6656?entry=ttu

  6. https://www.nn-obl.ru/%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0/

  7. https://1418museum.ru/heroes/70560673/10

Просмотров работы: 33