Опасность экстремизма в современном мире

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Опасность экстремизма в современном мире

Романцов А.А. 1
1МБОУ гимназия №2 города Воронеж
Сафонов В.В. 1
1МБОУ гимназия №2 города Воронеж
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Опасность экстремизма в современном мире»

Цель: изучить проблему опасности экстремизма и необходимость борьбы с этим явлением

Задачи:

  1. Рассмотреть смысл понятия «экстремизм»

  2. Выяснить причины опасности экстремизма

  3. Познакомиться с нормативно-правовыми актами, которые запрещают экстремистскую деятельность

  4. Рассмотреть различные варианты борьбы с экстремизмом

Гипотеза: проблема экстремизма стоит очень остро в наше время и правительство нашей страны старается максимально обезопасить своих граждан и государство в целом.

Объект: явление экстремизма

Предмет: борьба с экстремизмом в РФ

Методы:

  1. Анализ различных источников информации

  2. Обобщение полученных данных

  3. Создание презентации

Обзор литературы:

В процессе написания данной работы я обращалась к Конституции Российской Федерации и Федеральному закону"О противодействии терроризму"

Я использовала материалы статьи Салыкиной Д. А. «Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика», которая освещает причины возникновения экстремистской деятельности, а также пути решения.

Помимо этого, были использованы интернет ресурсы, для более полного погружения в тему.

Актуальность:

Экстремизм, терроризм - в последнее время эти слова на слуху у каждого из нас. Телевидение, радио, печать много говорят и пишут о терроризме, и для этого есть все основания. Проблема терроризма стала актуальной во всем мире. Повсеместно получили распространение такие террористические акты, как заказные убийства, захваты заложников, похищения людей, организация взрывов, захваты воздушных судов, другие акты насилия.

Таким образом, мы раскрываем актуальность проблемы экстремизма в современном мире и стараемся изучить ее подробнее в нижеприведенных главах.

Глава 1. Понятие экстремизма

1) Понятие экстремизма

Экстреми́зм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют:

- социально-экономические кризисы

- резкое падение жизненного уровня основной массы населения

- тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия.

В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».

2) Причины экстремизма

Все причины совершения преступлений экстремистской направленности следует поделить по двум критериям — внешние (связаны с изменениями, происходящими в государственных и общественных структурах) и внутренние (под воздействием которых формируется внутреннее побуждение совершать указанные деяния) причины.

Так, Фридинский С. Н. выделяет три группы таких факторов, которые влияют на рост преступлений экстремистской направленности:

1) Экономические факторы: экономические кризисы, безработица, большое социальное расслоения в обществе; наличие на той или иной территории запасов природных богатств, что может вызвать рост недовольств на иных территориях.

2) Социально-политические факторы: ослабление государственной власти и пассивность ее силовых структур, высокая коррумпированность, криминализация общества, содействие экстремистской деятельности со 1стороны представителей зарубежных общественных организаций.

3) Идеологические факторы: отсутствие в государстве общепризнанной идеологической концепции, находящей поддержку со стороны большей 2части населения.

1.3 Виды экстремизма:

Основными видами экстремистской деятельности являются:

1) религиозный экстремизм – это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, направленная на жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления, проявление крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве внутри одной конфессии (внутри конфессиональный и межконфессиональный экстремизм) и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий. Религиозный экстремизм обычно предусматривает не только распространение какой-либо религии, но и создание государственных или административных образований, в которых эта религия стала бы официальной и господствующей. При этом нередко преследуются и чисто экономические и политические цели.Таким образом, религиозный экстремизм несет в себе элементы экстремизма политического. Не менее часто здесь действует принцип, согласно которому представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные — ее противниками;

2) политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

3) религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти;

4) националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного.

1.4 Особенности проявления экстремизма в современном мире

Экстремизм проявляется во многих сферах общественной жизни: этнокультурной, экологической, социальной, религиозной, политической. Он родня фашизму, национализму, расизму и иным проявлениям радикализма. Увы, международный терроризм и экстремизм понятия исторические. Но особый размах они получили в конце XX – начале XXI века. Охарактеризуем некоторые их направления. Печально известная экстремистская организация «Аль-Каида», детище арабского миллионера Усамы Бенладена. Самая кровавая акция – штурм башен – близнецов Всемирной торговой организации 11 сентября 2004 года. Движение «Талибан» в Афганистане; Хэзбала в Палестине, «Ваххабиты» в Средней Азии и Северном Кавказе, запрещенное в России преступное сообщество «ИГИЛ» в Сирии, Ираке.

Что общего у них? Слепая ненависть к людям других вероисповеданий, политических взглядов, системе ценностей. Раньше считалось, что социальной опорой и базой экстремизма были маргинальные слои населения. Современные реалии показывают, что элиту экстремистских и террористических формирований составляют высокообразованные люди, владеющие информационно-коммуникационными технологиями, военной тактикой, фортификационными знаниями.

Они разжигают низменные инстинкты, призывая уничтожать людей, не разделяющих их взгляды. Французский ученый Г. Лебон дал четкую характеристику: «Становясь частью организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть был бы культурным человеком; в толпе это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепость, но также и к экстремизму и героизму, свойственному первобытному человеку».

1.5 Пути преодоления

С экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

Для преодоления экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные, и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозно-политического экстремизма, но и их идейные вдохновители.

Большое значение для преодоления экстремизма имеет мониторинг его проявлений, а также противодействие использованию средств массовой информации и храмовой аудитории для пропаганды его идей. К сожалению, публичные выступления экстремистского толка, в которых содержатся подчас несколько завуалированные, а в ряде случаев ничем не прикрытые, призывы к ниспровержению конституционного строя, к возбуждению вражды и ненависти на почве религии, встречаются нередко, однако должного реагирования правоохранительных органов не происходит.

Эффективность борьбы против экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования закона:

- запрещающего пропаганду и агитацию, возбуждающие национальную и религиозную ненависть и вражду;

- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых, направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;

- считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;

- устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.

Осуществление на деле конституционных норм об отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом дает возможность религиозным меньшинствам чувствовать себя защищенными от произвола чиновников, придает им уверенность на цивилизованное отношение к себе и со стороны других конфессиональных общностей в будущем.

Глава 2: Терроризм как наиболее опасная форма экстремизма

    1. Понятие о терроризме

Термин "терроризм" происходит от латинского "terror" -- страх, ужас. Впервые террор как метод политического действия появился во время Великой французской революции и использовался радикальными революционерами для репрессий против политических противников. Таким образом, террор (терроризм) - способ решения политических проблем методом насилия. Применение насильственных методов в политике осуществляется как государствами в отношении политической оппозиции, так и различными подпольными группами против господствующих классов и государственных институтов. Поэтому надо рассматривать эти явления в отдельности. Под террором понимается осуществление репрессий государством в отношении своих граждан и политической оппозиции с целью парализовать волю к сопротивлению и утвердить свое господство. Терроризм рассматривается как присущая оппозиционным политическим группам деятельность. Оппозиционеры применяют насилие (или угрожают применить таковое) по отношению к гражданам (в том числе иностранным) или имуществу, с целью добиться политических уступок со стороны государства. Цель террористических действий - достичь изменения политики, оказывая устрашающее воздействие на власти, группы населения, представителей иностранных государств и международных организаций.

В настоящем Федеральном законе"О противодействии терроризму"3  используется следующее понятие:

1)терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

2.2 Главный субъект терроризма

Главный субъект терроризма - террористические группы или организации. Ими являются устойчивые объединения физических лиц, которые для достижения своих целей избрали методы террора. Формально такие структуры не находятся на службе у тех или иных государств, а последние не оказывают им официальной политической или моральной поддержки. Террористические группы и организации, выступающие как субъекты международного терроризма, организационно и политически могут быть самостоятельными либо выступать в качестве составной части других организаций или движений. Чаще всего они входят в политические экстремистские движения правой и левей ориентации националистического или религиозно-политического толка в структуры организованной преступности (например, наркомафии), другие преступные формирования. В последние два десятилетия среди субъектов международного терроризма все большее место принадлежит международным террористическим организациям, которые непрестанно осуществляют свою деятельность на территории ряда государств, порой располагая на ней достаточно развитой инфраструктурой (органы управления, лагери для подготовки боевиков, лаборатории для изготовления средств террористической деятельности и т. п.). К структурам такого типа могут быть отнесены исламская организация "Братья-мусульмане", "Армянская секретная армия освобождения Армении", Фундаменталистская мусульманская организация "Хезболлах" и др.

Сотрудничество террористических групп и организаций, близких по политической направленности их деятельности, в подготовке и осуществлении актов международного терроризма. Транснациональный характер рассматриваемой разновидности терроризма предполагает установление и поддержание различного рода связей (политических, организационных, финансово-материальных, оперативных) между террористическими структурами разных государств. Это обусловливается совпадением идейно-политических установок экстремистских организаций, существующих в различных регионах мира, и диктуется потребностью этих организаций в получении той или иной помощи и поддержки со стороны зарубежных террористических структур. Как показывает практика, экстремистской деятельности таких террористических организаций, как "Прямое действие", "Красные бригады", "Фракция Красной Армии", ряда исламских организаций и других, взаимная помощь близких по своим установкам структур чаще всего касается предоставления документов прикрытия, каналов проникновения в страну, избранную в качестве поля для проведения террористических акций, обмена информацией, организации укрытия террористов после совершения террористических акций и т. д. Для политического противоборства различных сил на международной арене в современных условиях характерно обращение отдельных государств в борьбе с их внешнеполитическими противниками к использованию международных террористических организаций той или иной направленности. В тех случаях, когда такие факты существуют и доказаны, государство, поддерживающее или инспирирующее акции международного терроризма и его организации, в соответствии с международным правом подвергается осуждению мировым сообществом за нарушение международной безопасности и к нему, как показывает практика последних лет, могут быть применены политические, экономические и иные санкции.

Многообразие видов терроризма, наличие у каждого из них своих особенностей обусловливает большую сложность оперативной обстановки на направлении борьбы с ним органов безопасности и требует постоянного отслеживания изменений в террористической деятельности для обеспечения адекватных мер защиты от данной формы политического экстремизма.

Сложность терроризма как социально-политического явления предопределяет наличие целого ряда его видов, которые характеризуются спецификой присущих им политических целей, организационных структур, используемых сил и средств, а также других существенных признаков. Выделение различных видов терроризма и их характерных особенностей имеет важное практическое значение, являясь необходимой предпосылкой создания организации и выбора тактики борьбы органов безопасности с теми или иными разновидностями террористических посягательств на конституционный строй и международную безопасность.

В качестве оснований выделения отдельных видов терроризма в научной литературе и политической практике используются различные критерии. Так, например, классификация видов терроризма по используемым основным методам предполагает выделение "физического" и "психологического" терроризма; по преследуемым политическим целям - "демонстративного", "сплачивающего", "провокационного" ( и т. д.) терроризма; по субъектам террористических проявлений - "европейского", "латиноамериканского", "исламского"(и др.) терроризма.

Значительное место в современной классификации терроризма занимает дифференциация его видов по идейно-политической платформе его субъектов. В этом случае, прежде всего, выделяют правый и левый терроризм, который - в различной, конечно, степени, - имеет место во всех основных регионах мира.

2.3 Новые проявления терроризма среди молодежи

Скулшутинг или стрельба в школе – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.
За рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе города Бат погибли 44 человека, 58 получили тяжелые травмы. С тех пор подобные случаи получают свое распространение на территории всего мира, в том числе в России. Школа «Колумбайн» в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Этот случай получил широкий общественный резонанс. 4Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.

Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а 26 сентября 2022 года в школе № 88 г. Ижевска (Удмуртия) выпускник этого же учебного заведения 34-летний Артем Казанцев устроил стрельбу по людям. Погибли 17 человек – 11 детей и 6 взрослых. Ранения получили 24 человека, среди них 22 ребенка. После расправы убийца покончил жизнь самоубийством.В результате таких вопиющих случаев в прессе появилось новое определение – «субкультура Колумбайн».

Синдром Вертера – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей.
Причины совершения детьми «Скулшутинга»:
Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить:

  1. отсутствие внимания родителей к ребенку

  2. ссоры с членами семьи

  3. трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами

  4. буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части

  5. смерть родственников и друзей

  6. доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в дом, доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».
    К внутренним факторам следует отнести:

-депрессивное состояние ребенка;

-внушаемость и ведомость ребенка;

-психические отклонения у ребенка.

На что следует обратить внимание:

1. Дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.

2. Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем.

3. Отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем.

4. Сверстники ребенка обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него.

5. Нападение на учащихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие.

6. Ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга».

Пути решения проблемы:

  1. Станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым

  2. Уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками

  3. Учите ребенка общению с людьми вне Интернета

  4. Организуйте досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков и секций)

  5. Тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах

  6. Не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка

  7. Обратитесь за помощью к специалисту (психолог, психотерапевт) в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.

2.4 Нормативно-правовые акты, запрещающие террористическую деятельность в РФ

Основными нормативно-правовымиактми, говорящими о террористической деятельности в РФ являются ФЗ «О противодействии терроризму» и Конституция РФ.

В Конституции Российской Федерации гарантируетсясвобода и безопасность граждан. Об этом говорится в данных статьях.

Статья 13

<…>

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. 5

В свою очередь, в статье 5 Федерального закона содержится информация об организационных основах противодействия терроризму.

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействиятерроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководстводеятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территорииРоссийской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации иподразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью,осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лицбез гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации. (Часть первая в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ6)

2. Правительство Российской Федерации:

1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководстводеятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма иминимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами иресурсами;

4) устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористическойзащищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработкиуказанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспортабезопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортнойинфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса);(п. 4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 208-ФЗ)

5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозесовершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействиятерроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.(п. 5 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействиетерроризму в пределах своих полномочий.

3.1. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество всоциальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезныхцелях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористическойзащищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видовдеятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законномосновании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношенииобъектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.(часть 3.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 208-ФЗ)

4. По решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируетсяколлегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органареализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом РоссийскойФедерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны дляисполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями,должностными лицами и гражданами.(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

4.1. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органовфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, атакже по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений по решению ПрезидентаРоссийской Федерации в субъектах Российской Федерации могут формироваться органы всоставе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для организациивзаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправленияпо профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий егопроявлений и (или) для реализации решений органов, сформированных в соответствии снастоящей частью, могут издаваться акты (совместные акты) этих органов и формироватьсяколлегиальные органы по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидациипоследствий его проявлений на территории одного муниципального образования илитерриториях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такиеколлегиальные органы формируются по решению руководителя органа, сформированного всоответствии с настоящей частью, который утверждает положение о коллегиальном органе и егосостав. Решения органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, принятые впределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями,должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации.

4.2. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотреннуюфедеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, еслиадминистративная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом,она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 82-ФЗ)

4.3. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозытеррористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению,осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами,формируемыми в соответствии с частями 4 и 4.1 настоящей статьи, могут устанавливатьсяуровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав исвобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности,общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности исодержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества игосударства определяются Президентом Российской Федерации.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что преступления экстремистской и террористической направленности для нынешней Российской Федерации стали одной из внутренних проблем, угрожающих стабильности и национальной безопасности России. Решения таких проблем является одной из приоритетных задач государства, которая отражена в официальных источниках.

Экстремизм и терроризм являются социально негативными явлениями и обладают тяжелыми последствиями для личности и общества.

Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что никак не служит его оправданию.

Экстремизм - острая проблема современности. Он все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. В многообразии причин его обострения выделяются как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования социальных групп.

Терроризм представляет собой порождение деструктивных сил в обществе и человеке, отражает культ насилия и всемерно способствует его усилению и распространению, обесценивая человеческую жизнь. Терроризм резко снижает значимость законов и возможность компромиссов, которые являются непременным атрибутом цивилизации, в то же время возводя наглую и жестокую силу в ранг едва ли не главного регулятора жизни, в том числе международной. В этой последней сфере он порождает серьезные затруднения в деле сотрудничества и взаимопонимания разных стран, иногда даже ставя под сомнение возможность их сосуществования.

На современном этапе исследования сущности, видов и форм проявления экстремизма и терроризма имеют большое значение для деятельности органов государственной власти, особенно правоохранительных органов, по противодействию им. Существующие реалии в сфере экстремистской и террористической преступности требуют жестких мер по пресечению подобных действий и привлечению лиц, причастных к их совершению, к уголовной ответственности по всей строгости закона. Противодействие на государственном уровне, в частности, деятельности экстремистских организаций, исповедующих фашизм, расизм и шовинизм, должно быть признано одним из важнейших направлений профилактики экстремизма в России.

Для того, чтобы задачи борьбы против экстремизма и терроризма были успешно решены, необходим целый ряд комплексных мер, предусматривающих проведение эффективной социальной политики, формирование продуманной системы политического воспитания граждан, особенно молодежи, создание социально направленной правовой системы.

Список используемых источников и литературы

  1. Конституция российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

  2. Федеральный закон"О противодействии терроризму"

  3. Салыкина Д. А. Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 230-231.

  4. Фридинский С. Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. — М., 2011. — с. 366

  5. https://uchbash.rbsmi.ru/news/skulshuting-chto-eto-bezobidnoe-slovo-ili-bich-pokoleniya/

1Фридинский С. Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. — М., 2011. — С. 366

2Салыкина Д. А. Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 230-231.

3Федеральный закон"О противодействии терроризму"

4https://uchbash.rbsmi.ru/news/skulshuting-chto-eto-bezobidnoe-slovo-ili-bich-pokoleniya/

5Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

6Федеральный закон"О противодействии терроризму"

Просмотров работы: 1719