Сотовая связь у младших школьников и её последствия

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сотовая связь у младших школьников и её последствия

Демиденкова Д.В. 1Носова Д.М. 1
1МБОУ Лицей №8
Сафонов В.В. 1
1МБОУ Лицей №8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность:

Мобильные телефоны стали частью нашей жизни, причем очень важной – там все контакты, телефоны, адреса, фотографии, музыка, видео, сообщения.

В последнее время ученые обращают внимание на появление нового вида аддиктивного поведения – мобильной зависимости. В этом случае мобильный телефон зачастую перестает выполнять свое функциональное назначение и становиться «объектом страсти».

Настораживает мобильная зависимость у школьников: даже если учитель требует отключать телефоны во время урока, дети пользуются им на перемене, у них фактически не остается времени на отдых, расслабление, движение. Не обладая психологической устойчивостью и находясь в процессе становления личности, ребенок попадает под мобильную зависимость.

Именно поэтому нами была выбрана столь актуальная тема.

Объект научно-исследовательской работы: учащиеся начальной школы

Цель научно-исследовательской работы: определить актуальность проблемы мобильной зависимости у младших школьников г. Воронеж и Воронежской области

Задачи научно-исследовательской:

  1. Узнать историю создания мобильных телефонов

  2. Выяснить, какую пользу и какой вред несет сотовый телефон для школьников

  3. Узнать о последствиях использования мобильных телефонов

  4. Провести анкетирование среди учащихся начальной школы

  5. Составить памятку для школьников

Территориальные единицы: некоторые территории (районы) г.Воронеж и Воронежской области

Сотовая связь у младших школьников и её последствия

Мобильный телефон: история создания и эволюция

1876 году в патентное бюро в Вашингтоне Александр Белл сдал заявления на выдачу патента на «Телеграфное устройство, при помощи которого можно передавать человеческую речь». Так, А.Белл остался в истории официальным изобретателем устройства.

В 1878 году Томас Эдисон усовершенствовал телефон, дополнив его микрофонов и индукционной катушкой, что позволило значительно увеличить расстояние между собеседниками.

Принято считать, что родиной мобильного телефона является США. Однако, в 1957 году Л. И. Куприянович создал в СССР экспериментальный образец мобильного телефона ЛК-1, в 1961 году - создал карманный мобильный телефона, который помещался в ладони, однако, почему изобретатель не стал совершенствовать свое детище дальше, история умалчивает, возможно потому, что аппарат остался незамеченным среди множества технических новинок и не был оценен начальством в должной степени, что не открывало перспектив для дальнейшей работы в этом направлении.

Компания «Моторолла» в апреле 1973 года выпустила первый мобильный телефон, который получил имя «Motorola DynaTAC 8000X», весил около килограмма, а в высоту достигал 25 см., поступивший в продажу через десять лет, в 1983г., а в 1984 году появилась итоговая модель этого телефона, стоившая почти 4000 долларов и пользующаяся огромным спросом.

После этого мобильные телефоны стали преобразовываться: выпускались телефоны с флипом, со встроенными часами, в форме «раскладушки».

Также появляются новые компании по производству телефонов. Компания Siemens в 1996 г. начала производство первого телефона с цветным дисплеем и диктофоном, компания Nokia выпускает первый коммуникатор, Sony - первые мобильные телефоны в форм-факторе «слайдер». После чего появляется защищенный корпус, возможность использования двух сим-карт, полифония, с 2000 года - фотокамеры, мр-3 плеер, Bluetooth, в 2007 год — анонсирован знаменитый Apple iPhone.

Таким образов, можно понять, что интерес к ним был всегда, но с каждым шагом по внедрению новых возможностей телефона появляется все большая нуждаемость в телефоне, привязанность человека к мобильному телефону.

Младшие школьники и их связь с мобильным телефоном

В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до одиннадцати лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний.

Младший школьный возраст – время становления таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Отечеству, коллективизм и т.д., а также способности к сопереживанию, эмпатии.

Все виды деятельности (игра, учение, труд) в младшем школьном возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии.

В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным периодом, в функционировании нервной системы большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Торможение становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников.

Ученые отмечают, что мобильная зависимость проявляется у детей: вместо того, чтобы на переменах отдыхать, они играют в игры, слушают музыку, сморят фото, видео ролики многие из которых никогда бы не прошли цензуру.

Воздействие радиоволн может влиять на психическое и физическое состояние ребенка. Некоторые исследования доказали, что сотовые телефоны могут стать причиной нарушения сна, вялости, сонливости, снижения иммунитета, нарушению памяти и психическим расстройствам. Основным проявлением является синдром раздражительной слабости. У детей младшего возраста он выражается капризами; неустойчивостью настроения и эмоциональной несдержанностью — у детей старшей возрастной группы. Сон становится тревожным, с неприятными сновидениями. Ребенку трудно заснуть, но также трудно ему и проснуться утром. Часто перед сном у ребенка возникает чрезмерное возбуждение, иногда сменяющееся слезами, страхами. Детям дошкольного возраста свойственна чрезмерная расторможенность.

Дети школьного возраста начинают испытывать трудности в учебе, ребенок становится рассеянным, ему трудно удержать свое внимание, сконцентрироваться. Ребенку становится трудно запомнить что-то новое, а то, что он уже знал, начинает забывать. Дети жалуются на частые головные боли. Ребенок не может сидеть спокойно, он постоянно двигает руками, плечами.

К сожалению, для многих родителей сотовый телефон у их малыша является залогом его безопасности и их спокойствия. Ведь благодаря «мобильнику» ребенок находится под постоянным контролем своих папы и мамы. Однако здоровье должно быть на первом месте. Необходимо как можно на дольше оттягивать покупку мобильного телефона ребенку.

Если же родители считают, что их малыш нуждается в телефоне в более раннем возрасте, им стоит позаботиться о том, чтобы телефонные разговоры были максимально короткими. Лучшим выходом из такой ситуации считается вариант, когда связь в телефоне ребенка — односторонняя. Другими словами, родители могут звонить ребенку, а он им нет.

Для детей 3 - 5 лет время на гаджеты должно ограничиваться 1 часом в день. С 6 до 18 лет можно играть не более 2 часов в день. Детские психотерапевты считают, что многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам.

Влияние современных гаджетов на зрение ребенка

Мобильные телефоны очень пагубно влияют на здоровье, а особенно на зрение, ребенка

Есть мнение, что современные гаджеты серьёзно портят зрение. Особенно обвиняют в этом излучение от экранов. На самом деле ни один современный гаджет не превышает нормы электромагнитного излучения, и в этом смысле не несёт никакой опасности для зрения. Однако существует ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы сохранить остроту видения у себя и детей. Это размер и качество экрана устройства и условия его использования.

Чем меньше и хуже экран, тем сильнее приходится напрягать глаза. Поэтому телевизор лучше планшета. Нельзя долго смотреть на яркий экран, находясь в тёмном помещении. Лучше не читать с экрана и не давать детям смотреть мультфильмы в условиях сильной тряски. Необходимо правильно настроить освещённость экрана устройства: если на улице вы используете полную яркость, заходя в помещение, уменьшайте её на 2/3. Давая ребёнку смартфон или планшет, лучше посадить его за стол или поставить гаджет на подставку, чтобы расстояние от глаз ребёнка до экрана не менялось. Все эти рекомендации призваны снять чрезмерную нагрузку с глазных мышц и являются профилактикой снижения остроты зрения.

Говорить же о том, что использование гаджетов ведёт к слепоте, не правильно. Лучший способ защитить глаза ребёнка — ограничить время «общения» с гаджетом. Надо помнить, что длительное непрерывное «общение» с любым современным устройством вызывает синдром сухости глаз. Смотря на яркий экран, мы в 2-3 раза реже моргаем, а значит, недостаточно увлажняем свои глаза. В свою очередь, сухость глаз может привести к развитию их воспаления.

Как и любую другую проблему, снижение зрения легче предупредить, чем лечить. Меры профилактики не так сложны, как кажется. Стоит обращать внимание на размер и качество экрана (чем больше, тем лучше), правильно настраивать освещение (в помещении достаточно 1/3 от полной яркости), читать или смотреть видео, установив гаджет на подставку или положив на стол.

В тёмное время суток использовать гаджеты только с дополнительным освещением. Давать глазам отдых каждые 30-40 минут. По возможности ограничить время непрерывного использования гаджетов.

Дополнительным фактором, который, наряду с использованием современных девайсов, может спровоцировать ухудшение зрения у человека, является изначальная предрасположенность к тому или иному заболеванию глаз. Особенно это касается детей, у которых чрезмерные нагрузки на глаза при наличии врождённой патологии значительно ускорят её развитие. Прежде чем купить ребёнку планшет или смартфон, стоит сводить его на приём и осмотр к врачу-офтальмологу.

Анкетирование среди школьников начальных классов

Нам стало интересно, как школьники относятся к сотовым телефонам, поэтому мы решили провести опрос среди школьников, которые учатся в начальных классах разных школ

1 опрос

Мы спросили у школьников «Как часто они берут телефон в свой обычный день?»

Результаты опроса нас, конечно, не порадовали.

2 опрос

Далее мы решили спросить у школьников «Препятствуют ли родители их пользованию сотовым телефоном?»

Результаты были предсказуемыми

Заключение

Во всем мире неуклонно растет число пользователей мобильных телефонов, причем преимущественно за счет молодежи, детей и подростков, которые в большинстве своем уже не мыслят существования без этого удобного средства общения. Психологи с беспокойством отмечают распространение так называемой мобильной зависимости, когда человек не расстается с трубкой ни на минуту, посвящает мобильному общению слишком много времени, а будучи принужден отключить телефон (например, на уроке), испытывает психологический и даже физический дискомфорт.

Особенно в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и потому ответственный период их жизни – подростковый возраст. Важно учитывать, что у младшего школьника недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, поэтому он не в силах удержать свое пристрастие к мобильному телефону, и в конечном результате может попасть в мобильную зависимость.

Причины зависимости от алкоголя, табака, наркотиков - или мoбильного телефона – oдинaкoвыe. Младший школьник пытается «зацепить» свои удовольствия за чтo-то во внешнем миpe. Дети, которые уходят в виртуальный мир, не научены с детства ценить живые чувства и oбщeниe. В семье им не показали, насколько важно, когда тебя любят, пoнимaют.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи полностью решены.

Список литературы

  1. https://74.rospotrebnadzor.ru/fa/news/-/asset_publisher/w5E0/content/%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD-%D0%B8-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0?redirect=

  2. http://school564.ru/blog/119.html

  3. http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=4435

  4. Википедия

Приложение

«Мобильные» советы для сохранения здоровья при пользовании сотовой связью:

-​ ограничить доступ детей к сотовой связи;

-​ находиться на расстоянии не менее 1-1,5 метра от человека, говорящего по сотовому телефону;

-​ избегать разговоров по мобильному телефону в автобусе, метро, поезде, во время движения, а также в местах, где нет устойчивой связи;

-​ предпочитать сообщения в формате SMS;

-​ сократить суммарное время общения по мобильному телефону до 7-15 минут в день;

-​ каждый разговор не должен превышать 1 минуту, или хотя бы 3 минуты, а пере​рыв после него — как минимум 5 минут, оптимум — не менее 7-15 минут;

-​ при использовании сотового теле​фона более 1 часа в день (что очень опасно) стоит обращаться 1 раз в год к профпатологу или неврологу;

-​ не носить телефон на груди около сердца (вызывает болезни сердца) или кармане брюк (отрицательно сказывается на мужских и женских детородных органах), лучше — в сумке;

-​ не подносить телефон к уху, пока вызываемый абонент не снял трубку;

-​ во время разговора использовать гарнитуру «свободные руки»;

-​ на ночь выключать или класть мобильный телефон на расстоянии не менее 3-4 метров от головы (ни в коем случае не спать рядом с сотовым телефоном)

Рекомендации по использованию мобильных телефонов:

-​ не использовать сотовые телефоны детям и подросткам до 16 лет;

- не использовать телефоны беременным женщинам, начиная с момента установления факта беременности и в течение всего периода беременности;

- не использовать мобильные телефоны лицам, страдающим заболеваниями неврологического характера, лицам со снижением памяти, расстройствами сна, эпилептической предрасположенностью.

Просмотров работы: 49