Чемпионы пожарно-прикладного спорта

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чемпионы пожарно-прикладного спорта

Гадеева Д.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей с.Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Гадеева Г.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей с.Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для некоторых людей спорт — это не только увлечение, интересное занятие, но и профессия, главное дело жизни. Спортсмены соревнуются друг с другом. Лучшие спортсмены представляют нашу страну на Олимпийских играх — это самые главные спортивные соревнования в мире, которые бывают один раз в четыре года.

Зачем мы занимаемся спортом? В большинстве случаев для укрепления здоровья, улучшения внешности, получении удовольствия от активных занятий. Но есть виды спорта, которые носят вполне практическую пользу. К ним относится пожарно-спасательный спорт.

Пожарно-спасательный спорт – это служебно-прикладной вид спорта, в который входят комплексы разнообразных приемов, используемых в практике тушения пожаров. Он требует хорошей физической подготовки, формирует такие важные качества, как самоотверженность, профессионализм и выносливость, так необходимые тем, чья работа – спасение людей в условиях чрезвычайных ситуаций. В настоящее время активисты Международной федерации спорта пожарных и спасателей борются за включение пожарно-спасательного спорта в олимпийскую программу.

Актуальность: как и любой вид спорта пожарно-спасательный спорт имеет систему соревнований, целью которых является не только выявление сильнейших, но и популяризация и развитие пожарно-спасательной профессии, привлечение к занятиям детей и молодежи. От качества организации и проведения спортивных мероприятий во многом зависит не только мотивация участников и стремление к еще большему овладению мастерством, но и привлечение в ряды службы МЧС молодого поколения.

Цель: расширить представление о пожарно-прикладном виде спорта, сформировать положительную нравственную оценку спортивных достижений страны.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу и Интернет - ресурсы по теме исследования;

2. Привлечь молодое поколение к такому виду спорта, как пожарно-прикладной спорт;

3. Рассказать о выдающихся спортсменах и их результатах в этом виде спорта;

4. Пропаганда здорового образа жизни и воспитание физически здорового поколения;

5. Познакомить одноклассников с пожарно-прикладным видом спорта, а также с победами российских спортсменов.

Объект: пожарно-прикладной спорт

Предмет: достижения спортсменов пожарно-прикладного спорта

Гипотеза: пожарно-прикладной спорт непосредственно связан с выполнением упражнений, содержащих реальные элементы боевой подготовки пожарных.

Методы:

- сравнительно-описательный;

- теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;

- показ видео и фото из нашего школьного архива по пожарно-прикладным видам спорта, презентации и документальные фильмы по ПСС на классных часах;

- анкетирование среди обучающихся 7 класса.

Практическая значимость: собранный материал можно использовать на внеурочных мероприятиях и уроках, также результаты исследования могут быть использованы в школьном музее для воссоздания истории вклада Уфимского района в пожарно-прикладной спорт.

Теоретическая значимость: методические советы повысят патриотизм и знания у обучающихся о достижениях российских спортсменов в пожарно-прикладном виде спорта.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава 1. Основная часть. Пожарно-прикладной спорт

1.1 Что такое «пожарно-прикладной спорт»?

Пожарно - прикладной спорт - вид спорта, в который входят комплексы разнообразных приемов, используемых в практике тушения пожаров. Это спорт мужественных и отважных людей, готовых в любую секунду прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. Он требует хорошей физической подготовки, формирует такие важные качества, как самоотверженность, профессионализм и выносливость, так необходимые тем, чья работа – спасение людей в условиях чрезвычайных ситуаций. Для успешной борьбы с огнем необходимы специальные навыки, физические и волевые качества. В пожарной охране давно имеется свой вид спорта, который помогает развивать эти данные. Сила, ловкость, быстрота действий, выносливость, умение координировать свои движения, ориентироваться в любой обстановке — вот качества необходимые пожарным.

Особенность:

- Занятия пожарно-спасательным спортом подразумевают использование различных видов спорта: легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, плавание, лыжные виды спорта;

- Формирование и укрепление мышц тела способствуют выработке хорошей осанки, устраняет искривление позвоночника;

- Регулярные занятия спасательным спортом благотворно сказываются на улучшении роста человека, его гибкости, эластичности и силы мышц.

1.2 История создания пожарно-прикладного спорта

Пожарно-спасательный спорт еще сравнительно молод – его история берет свое начало в 1937 году, когда состоялись первые состязания пожарной охраны НКВД СССР.

Основоположниками создания и развития пожарно-прикладного спорта в стране явились ответственные работники оперативного отдела ГУПО НКВД. Первый чемпионат СССР по пожарно-прикладному спорту состоялся в 1965 году в г. Ленинграде. С 1966 года проведение ежегодных чемпионатов спортивных обществ в СССР становятся регулярными. 1968 год считается годом выхода советских спортсменов – пожарных на международную арену.

В 1971 году в Единой Всесоюзной Спортивной Классификации появились нормативные требования к спортсменам, претендующим на звание «Мастера спорта международного класса». А с 1973 года Международный технический комитет по предотвращению и тушению пожаров принял решение о регулярном (один раз в четыре года) проведение международных соревнований на Кубок КТИФ, которые являлись неофициальным Чемпионатом Европы.

Кроме того, в 2001 году впервые по инициативе России была создана Международная спортивная федерация пожарных и спасателей со штаб-квартирой в Москве. На учредительной конференции президентом Федерации избран С.К.Шойгу, директором Исполкома А.П.Калинин. В составе Федерации 16 стран Европы и Азии. Создание Федерации позволило проводимым Чемпионатом придать статус официальных соревнований, с присвоением победителям званий «Заслуженный мастер спорта». С 2016 года "Пожарно-прикладной спорт" переименован в "Пожарно-спасательный (прикладной)".

В настоящее время пожарно-спасательный спорт распространен в 30 странах. Активисты Международной федерации спорта пожарных и спасателей борются за включение пожарно-прикладного спорта в олимпийскую программу. В нашей стране им регулярно занимается не менее 100 тыс. человек.

Пожарные в боевой обстановке постоянно сталкиваются с тяжелыми физическими нагрузками. Каждый из них должен обладать большой физической выносливостью, ловкостью и четко отработанным профессиональным мастерством. Постоянно занимаясь пожарно-прикладным спортом, пожарные становятся натренированными, ловкими, приобретают быструю и четкую реакцию. Мастера этого вида спорта героически проявляют себя в самых трудных условиях огненных сражений и всегда являются победителями.

1.3. Виды упражнений по пожарно-прикладному спорту

1. Преодоление 100-м полосы с препятствиями.

Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями по небольшой продолжительности и высокой интенсивности можно отнести к упражнению максимальной напряженности и сравнить с бегом на короткие дистанции. Результаты в этом виде упражнения зависят от скорости бега по дистанции и техники преодоления препятствий. Важным моментом является быстрый старт, быстрый и ритмичный бег по дистанции, рациональный перенос центра тяжести, правильный наклон при преодолении спортивных снарядов, быстрое соединение рукавной линии, а также длина полосы с препятствиями 100 метров.

2. Подъем по штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни.

Этот вид пожарно-прикладного спорта характеризуется максимальной мощностью и относительной продолжительностью при высокой интенсивности выполнения упражнения. Штурмование учебной башни следует рассматривать как единый вид программы, разделенный на следующие фазы: старт, стартовый разбег, бег с лестницей, подвеска лестницы в окно 2 этажа учебной башни, бег по лестницы и посадка на подоконники 2,3 и 4 этажей, выброс лестницы и завеска в окно 3 и 4 этажей учебной башни, марш по лестнице между этажами, финиширование. Результат в этом упражнении зависит от скорости, которую спортсмен способен развить на расстоянии в 30 с лишним метров и, при технически правильном выполнении упражнения, наиболее высокой интенсивности подъема по штурмовой лестнице в окно 4 этажа.

3. Пожарная эстафета 4*100 метров.

Пожарная эстафета – это захватывающее зрелище! Она состоит из 4 этапов. Вначале, со стволом эстафеты спортсмен стартует с лестницей палкой, после, преодолевает пожарный домик и продолжает бег. Заканчивая этап, он передает эстафету ствол участнику 2 этапа, который должен преодолеть двухметровый забор. В этот момент судья дает команду зажечь горючую смесь в противне. На 3 этапе спортсмен, берет два рукава, которые установлены в 10 метрах от бума, преодолевает бум, соединяет нижние полугайки между собой. Правую верхнюю полугайку он присоединяет к разветвлению, а левую верхнюю – к стволу до ограничительной линии, за которой отмыкает ствол эстафеты и готовит его для передачи участнику 4 этапа. На последнем этапе, в 20 метрах от его начала, стоит порошковый огнетушитель. Приняв ствол, спортсмен подбегает к огнетушителю, берет его и приводит в действие. После этого, он подбегает к противню с горящей жидкостью и начинает ее тушить. Ликвидировав огонь, спортсмен оставляет огнетушитель и финиширует со стволом. Значительное улучшение спортивных результатов этой программы происходит из-за выступления спортсменов 4 этапа.

4. Боевое развертывание.

Данный вид упражнения выполняется с пожарно-техническим вооружением в обстановке, максимально приближенной к условиям действия противопожарных подразделений на пожаре. В настоящее время на международных соревнованиях боевое развертывание проводится по линии КТиФ. Страна – организатор соревнований обеспечивает команды необходимым пожарно – техническим вооружением. В этом виде программы предлагается сборка 2-х всасывающих рукавов и присоединение одного конца из них к мотопомпе, опускание другого – в емкость с водой, прокладка магистральной линии из 3 рукавов, отходящих от мотопомпы, прокладка 2 рукавных линий из 2 рукавов каждая и поражение мишеней из пожарных стволов. Успех в этом упражнения зависит от согласованности действий и четкости работы всех участников команды, участвующей в этом упражнении. Здесь подводится итог практических навыков, которыми овладели спортсмены – пожарные. Качественное выполнение упражнения позволяет закончить его менее чем за 40 секунд.

1.4. Чемпионы пожарно-прикладного спорта

Славу отечественного пожарно-прикладного спорта в разные годы «ковали» лучшие прикладники – представители республик бывшего СССР. Среди них первый мастер спорта международного класса Г.Заплатин (Омск, 1971 г.), а также мастера-международники Ю.Бадер (Ярославль, 1971 г.), А.Антипов (Орехово-Зуево, 1973 г.), В.Кипко (Москва, 1973 г.), В.Клейков (Луганск, 1973 г.). В 1975 году их ряды пополнили В.Мартынов (Ростов-на-Дону), Ю.Канунников (Омск), В.Кивиренко (Днепропетровск), А.Ловецкий (Москва). Новые мастера-международники появились в 1981 году А.Бородин (Казань), Ю.Поликарпов (Москва), А.Шерстнюк (Николаев), Н.Стриев (Ростов-на-Дону), В.Немилов (Минск). В 1984 году звания международных мастеров получили А.Коноплев (Нижний Новгород), И.Громадский (Киев), в 1985 году Л.Костенко (Киев), в 1988 году В.Иванов (Запорожье), С.Бакиров (Екатеринбург) и С.Возмилов (Омск) – в 1989 году, в 1990 году – О.Багиров (Речица), Я.Немченко (Луцк), А.Рогозин (Иваново), В.Унковский (Ростов-на-Дону), В.Тарасов (Санкт-Петербург), в 1991 году в СССР появилось еще четверо мастеров спорта международного класса С.Козлов (Минск), А.Гейко (Киев), В.Трофимчук (Николаев), А.Чабан (Львов). Владимир Сидоренко в период с 2011 по 2015 установил 9 рекордов России, 2 рекорда Чемпионатов Мира. 5 раз становился чемпионом России.

В связи с переходом в систему МЧС пожарно-прикладной спорт не утратил свои позиции, а наоборот укрепил лидирующее положение в мире. Доказательством тому состоявшийся 12-14 апреля 2002 года в г. Зеленогорске I Международный турнир по пожарно-спасательному спорту – кубок Азии. 2002 года в г. Москва состоялся I чемпионат мира среди пожарных и спасателей. В чемпионате приняли участие команды из 20 стран в четырех видах программы; в 2010 году в Казани был проведен I Чемпионат Мира среди юношей по пожарно-спасательному спорту.

С 2014 года в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту принимают участие девушки разных возрастных групп.

Нафикова Даяна Рушановна - мастер спорта международного класса. На состоявшемся 2-3 марта 2021 года в г. Воткинск (Удмуртия) Кубке МЧС России по пожарно-спасательному спорту юные спортсмены Даяна и Тагир Нафиковы (сестра с братом) заняли первые места. Для Даяны, имеющей 1-й юношеский разряд, это не первое достижение – в 2019 году она стала чемпионом мира в составе сборной России.

21 августа 2020 г. спортсменка из Уфимского района Республики Башкортостан установила мировой рекорд в пожарно-спасательном спорте в дисциплине «полоса препятствий» – 16,33 секунды. Она стала абсолютным чемпионом среди девушек средней возрастной группы, завоевав золото в дисциплинах «подъем по штурмовой лестнице» и «полоса препятствий». Также Даяна стала золотым призером в дисциплине «пожарная эстафета» и серебряным призером в дисциплине «боевое развертывание».

В г. Брест Республики Беларусь в XI Чемпионате мира среди юношей и юниоров и VII Чемпионата мира среди девушек и юниорок по пожарно-спасательному спорту. В соревнованиях в составе сборной России выступали два спортсмена из Уфимского района, ученики лицея с. Булгаково – Даяна и её брат Тагир Нафиковы. Абсолютным чемпионом среди юношей младшей возрастной группы стал Тагир Нафиков, завоевав первые места в дисциплинах «подъем по штурмовой лестнице» и «полоса препятствий».

По итогам соревнований юношеская сборная команда России одержала победу в XI Чемпионате мира среди юношей и юниоров, а команда девушек заняла 2 место на VII Чемпионате мира среди девушек и юниорок по пожарно-спасательному спорту. Башкирские спортсмены завоевали 7 золотых и 2 серебряные медали.

Максим Луценко добыл золото в дисциплинах «пожарная эстафета» и «боевое развертывание» и завоевал серебряную медаль в дисциплине «полоса препятствий».

Глава 2. Практическая часть.

Свою исследовательскую работу я создавала в целях привлечения, учащихся через систематические занятия и участие в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту. В нашем лицее созданы кадетские классы, которые обучаются правилам пожарной безопасности, им прививаются навыки осознанного пожаробезопасного поведения, формируются сознательные и ответственные отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Также ведется пропаганда пожарной безопасности среди учеников и родителей нашего лицея, оформлены специальные уголки противопожарной безопасности, расположенные на видном месте. Наши учащиеся ежегодно участвуют в муниципальных и региональных конкурсах и соревнованиях по ПСС. Активно поддерживаем тесные отношения в нашим местным Главой сельского поселения Метелёвым Владимиром Кирилловичем.

Так как мы кадетский класс у нас есть урок, где все мы занимаемся пожарно-спасательным спортом в обязательном порядке. Занятия проходят три раза в неделю. Пожарно-строевая подготовка и введение в специальность спасатель нам преподаёт опытный сотрудник МЧС пожарной части с. Чесноковка. Он же тренирует сотрудников МЧС пожарно-спасательному спорту. Также нас тренируют ещё и учителя ОБЖ, которые до тех пор, как стать учителями нашего лицея отдавали свой воинский долг нашей Родине – это подполковник Присяжнюк Тимофей Викторович, майор Гафаров Ильшат Фуатович и Гилязов Ринат Рамилович.

Анкетирование я провела среди учащихся 7 кадетского класса МОБУ лицей с. Булгаково. Всего участвовало 24 учащихся. Получены следующие результаты (Приложение 1):

1. Знаете ли Вы что такое пожарно-прикладной спорт?

«да» - ответили 24 учащихся;

«нет» - ответили 0 учащихся;

«что-то об этом слышали» - «да» - ответили 24 учащихся.

2. Занимаются ли в нашей школе ученики пожарно-прикладным спортом?

«да» - ответили 24 учащихся;

«нет» - ответили 0 учащихся;

«что-то об этом слышал» - 24 учащихся.

3. Хотели бы вы заниматься пожарно-прикладным спортом?

«да» - ответили 14 учащихся;

«нет» - ответили 7 учащихся;

«сомневаюсь» - 3 учащихся.

После этого я с помощью фото, видео фильмов и презентации подробно показала и объяснила учащимся кадетских классов о таком прикладном спорте, как пожарно-спасательный спорт. Затем опять продолжила анкетирование:

4. Что положительного даёт пожарно-прикладной спорт?

«достаточную двигательную активность» - 10 учащихся;

«силу, ловкость, выносливость» - 14 учащихся;

«ничего не дает» - 0 учащихся.

5. Хотели бы вы, заниматься пожарно-спасательным спортом?

«да» - 21 учащихся;

«нет» - 3 учащихся;

«сомневаюсь» - 0 учащихся.

Вывод: все учащиеся кадетских классов знают о пожарно-спасательном спорте, они заинтересованы и хотят посещать такие занятия, как пожарно-спасательный спорт.

Я думаю, что у меня получилась исследовательская работа, я сумела заинтересовать многих своих товарищей (кадетов). Я была удивлена, как многие кадеты загорелись, как звёздочки, которые хотят достичь хороших успехов, больших высот и результатов. Да, будет очень сложно и тяжело, но кто не борется, не идёт вперёд у тех никогда не чего не получается и не чего не будет. Поэтому если цель намечена и человек очень хочет её достичь, он свернёт горы, но дойдёт до поставленной цели.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что пожарно-спасательный спорт, это тяжелый спорт, который требует, хорошей физической подготовки, выносливости и стойкости характера. Чтобы добиться успехов в этом нелегком спорте, нужно упорно тренироваться и вести здоровый образ жизни.

В своей работе я рассказала немного об истории ППС (ПСС), о нынешних чемпионах Уфимского района, которые взошли на Олимп в этом виде спорта. Это достойнейшие и целеустремленные люди, которые могут служить примером для подрастающего поколения, а это как раз-таки формирование ценностных ориентиров и как следствие патриотического воспитания. Ещё в этой работе рассказала о том, как проходит это обучение в моем лицее. Узнав более подробнее об этом виде спорте, о людях, которые занимались и занимаются ПСС, я поняла, что тоже хочу быть этой частицей, хочу участвовать в соревнованиях, побеждать. Вовлекая молодое поколение в общественно-значимое дело, мы делаем важную и значимую работу, а пожарно-спасательный спорт помогает формировать необходимые навыки и способности.

Я считаю, что цель достигнута, нам удалось расширить представление о пожарно-прикладном виде спорта, сформировать положительную нравственную оценку спортивных достижений страны.

Гипотеза исследования подтвердилась: пожарно-прикладной спорт непосредственно связан с выполнением упражнений, содержащих реальные элементы боевой подготовки пожарных.

Данную информацию можно применять в школе на классных часах, на уроках физической культуры, ОБЖ, на школьных и спортивных мероприятиях. Такая информация необходима при выборе профессии и поступлении в профессиональные учреждения. А также эту информацию могут применить и другие общеобразовательные учреждения, для введения в доп. образования или во внеурочную деятельность своего учреждения для теории и практики пожарно-спасательного спорта.

Список литературы

  1. «Пожарно-прикладной спорт. Правила соревнований» -М.: Государственный комитет России по физической культуре и спорту, 2009г.

  2. http://www.ctv7.ru/news/sorevnovaniya-po-pozharno-prikladnomu-sportu-v-hakasii

  3. Авторской программа «Дружины юных пожарных» (Останко Л.П.)

  4. В.А. Грачёв, В.А. Подгрушный, В.В. Теребнёв «Пожарно-строевая подготовка» учебное пособие. Москва,2005г.

  5. Коробова Н. А. История развития пожарно-прикладного спорта в России [Текст] // История и археология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 48-52. URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/117/5624/ (Дата обращения: 04.12.2017)

  6. Пожарно-прикладной спорт: учебное пособие для курсантов и слушателей образовательных учреждений МЧС России.

  7. Учебник ОБЖ В.Н. Латчук и др., изд. Дрофа, 2011 г.

Ресурсы сети интернет:

  1. http://dontr.ru/novosti/donchanka-stala-chempionkoy-rossii-poozharno-spasatelnomu-sportu/

  2. https://mchs.fun/wp-content/uploads/2020/08/Melnik-O.E.-Organizatsiya-deyatelnosti-DYUP-2017.pdf

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пожарно-прикладной_спорт

  4. http://fppsr.ru/

  5. https://23.mchs.

Приложение 1

Просмотров работы: 138