Правильное питание

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правильное питание

Кадиевна Абдуллаева Мисиду 1
1МБОУ СОШ №15
Джафарова Л.А. 1
1МБОУ СОШ №15
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы есть то, что мы едим.

Гиппократ

Введение

Понятие экология в современном мире очень разносторонне. Существует прямая связь между экологией, гигиеной питания человека и его здоровьем. Сбалансированное питание и экологически чистая среда обитания человека, животных и растений ­– это основа здоровья и правильного развития организма. Показатели вредных соединений в продуктах питания напрямую зависят от того насколько загрязнена окружающая среда. Здоровье- главное богатство человека. Забота о подрастающем поколении является важнейшим гарантом для существования нашего государства. Здоровый человек- здоровая нация. Экология питания - это здоровый подход к выбору и потреблению продуктов. Мы должны заботиться о том, насколько качественную и полноценную пищу потребляем, ведь от экологии питания напрямую зависит наше здоровье и продолжительность жизни. Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на экологию нашей планеты, важнейшая роль принадлежит питанию.

Актуальность исследования: наиболее важным является соблюдение принципов рационального питания школьников. Многие школьники не могут сами самостоятельно оценить полезность здоровой экологической пищи.

Проблема исследования: среда существования современного школьника, да и всех взрослых людей, становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, изменяются привычки, образ жизни и питание людей.

Тема исследования: экология питания современного школьника.

Цель исследования: чем раньше у школьника сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, о правильном питании, тем здоровее будет наше общество и государство в целом.

Гипотеза: правильное питание - важный составляющий компонент сохранения и укрепления здоровья.

Задачи исследования:

изучить отношение школьников к проблеме правильного питания.

определить пользу от полноценного приема пищи (отказ от завтрака).

отказ от употребления менее полезных и вредных продуктов питания.

опасность от употребления газированных напитков.

Объект исследования:

Пищевые добавки в продуктах питания.

Методы исследования:

Расширить знания.

Анкетирование учащихся.

Проанализировать влияние пищевых добавок на организм школьника.

1. Теоретическая часть.

1.1 Понятие о рациональном питании.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование растущего организма школьника, способствует сохранению его здоровья.

Надо как можно больше уделить внимание и вовлекать в процесс формирования у школьников принципов здорового питания.

Надо приложить все усилия для того чтобы уменьшить потребление дешевых калорийных продуктов с низким содержанием полезных веществ.

Надо сократить на минимум время, которое подростки проводят у экранов телевизоров и гаджетов.

Надо повысить уровень физической активности и развивать подвижный отдых и спорт.

Экология и правильное питание подростков тесно взаимосвязаны. Чрезмерное употребление продуктов быстрого приготовления вредят организму и могут привести к серьезным заболеваниям.

1.2 Критерии рационального питания.

Для нормального роста и гармоничного развития организма подростка необходимо здоровое питание, критерием рациональности, которого является:

1) Энергетическое равновесие.

2) Сбалансированность по количеству, по соотношению белков, жиров, углеводов.

3) Режим питания.

Пищевой рацион школьника должен быть сбалансированным, полноценным и удовлетворять энергетические потребности организма. В возрасте от 10 до 17 лет наблюдается интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма. Значительное умственное и физическое напряжение приводит к необходимости ответственного подхода к составлению питания современных детей. Пищевой рацион школьника должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма. Важно помнить о пятиразовом питании и не допускать пренебрежением каким-либо приемом пищи.

Важный принцип рационального питания школьника как растущего и развивающегося организма- соблюдение соответствий калорийности рациона затратам энергии.

Завтрак – это важнейший прием пищи, который позволяет эффективно контролировать чувство голода, поддерживать здоровый вес и сохранять хорошее настроение в течение дня. Завтрак помогает правильной работе метаболизма, способствует развитию хорошей памяти и концентрации. После ночного сна большая часть энергии израсходована, и поэтому нужно снова зарядить организм энергией.

Регулярное употребление завтрака помогает в управлении весом и снижает риск развития детского ожирения. Ученые пришли к выводу, что школьники, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются и у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства, раздражение.

Распределение калорийности суточного режима:

Завтра 25%- обязательный прием.

Обед 35%- основной прием пищи.

Ужин 15%- желательно легкий прием пищи.

Перекусы 25%- второй завтрак в школе, полдник.

Нехватка калорийности рациона оборачивается быстрым истощением и нарушением функций всех систем и органов. Прием пищи подростков должен состоять из смешанных продуктов являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удастся достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания. В рациональном питании предусмотрено следующее соотношение: белки, жиры, углеводы-1:1:4.Белки являются основной составляющей любой живой клетки- они необходимы для построения тканей и органов нашего тела: крови, мышц, мозга, нервов и т.д. Жиры –это основные поставщики энергии. Жиры повышают питательные и вкусовые свойства нашей пищи. Обеспечивает чувство насыщения, поддерживает нормальное состояние иммунитета. Углеводы, как и жиры являются основными источниками энергии нашего организма. С помощью углеводов мы хорошо двигаемся и быстро соображаем. Витамины и минеральные вещества. Организму для здоровой и приятной жизни недостаточно только лишь белков, жиров и углеводов - ему нужны дополнительные вещества для разных задач. Витамины - это незаменимая составная часть пищи. В организм витамины поступают с пищей и требуются для нормального функционирования обмена веществ, выработки гормонов, для процесса роста, для восстановления клеток и тканей. Главные источники витаминов - это растительные продукты. Минеральные вещества – важная составная часть клеток и тканей. Кальций, например, является основой для построения нашей костной ткани. Вода как источник жизни. Вода есть почти в каждой клетке тела. Тело использует воду каждый день- она содержится в клетках, она составляет основу крови, она увлажняет глаза и рот, она обходит все тело и выходит в виде мочи и пота. Чтобы тело работало хорошо и могло делать все, что нужно, ему требуется достаточно воды.

2. Экология питания: не навреди!

2.1 Наш выбор - поможем экологии!

Сладкие газированные напитки – это ударная доза простых углеводов, которые приводят к избыточному весу и ожирению. Газировка способна выводить из организма кальций, что ведет к разрушению костей. Сладкие газированные напитки провоцируют желудочно- кишечные заболевания. От неумеренного количества газировки возрастает нагрузка на почки. В газировки производители добавляют красители и консерванты, которые во многом вызывают аллергию. Пластиковые бутылки, в которые разливаются газированные напитки- это большая беда нашей эко системы. Уже наверно многие слышали о тихоокеанских мусорных островах. В основном они состоят из пластиковых бутылок. Это вредит морским обитателям и угрожает биосфере нашей планеты. Пластиковые бутылки разлагаются от 500-до 700лет. При сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и создает парниковый эффект. Пластик на мусорных свалках медленно разлагаясь образовывает ядовитые соединения. Эти соединения попадают в подземные водоносные слои, отравляет экосистему и причиняет вред окружающей среде. Не покупайте газированные напитки в пластиковых бутылках. Замените сладкие напитки водой. Возьмите многоразовую бутылку и наполните ее водой дома. Каждый из нас может внести свой вклад в борьбе за экологию.

2.2 Цена не гарант

Важной частью правильного рациона является адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд. Лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Надо осознать, что еда становится «неправильной» в процессе приготовления. Если использовать качественные, полезные продукты и верный способ приготовления, любое блюдо можно сделать здоровым. Многие ошибочно предполагают, что здоровое и правильное питание -это дорого. Думают, что цена является гарантией качества, что более дешевые продукты являются менее полезными. Совершенно недооценивая показатели пищевой ценности некоторых продуктов (содержание пищевых веществ, белков, жиров, витаминов и т.д.) маркетинг вводит в заблуждение. Семена чиа можно спокойно заменить на семена льна или кунжут. В них тоже есть Омега-3. А железа, правильных жиров, кальция, магния и цинка даже больше, чем в семенах чиа . Киноа можно заменить на гречку или пшено. Пшено хорошо влияет на печень, улучшает крово- обращение, выводит из организма токсины. Отличная альтернатива авокадо, брокколи – это морковь, капуста, бурак. Форель, лосось, семга заменяем на отличную рыбу кета, горбуша, скумбрия, нерка. Дорогая рыба не всегда полезнее и вкуснее, ведь аналоги которые подешевле совершенно не уступают качеством. Рыба очень полезна в повседневном рационе, так как насыщает организм полезными веществами. В ней много легкоусвояемого белка, сравнительно мало жиров.

2.3 Ловушка пустых калорий.

Сколько мы не было разговоров про вред фаст- фуда, рано или поздно мы забываем об этом. Продукты глубокой промышленной переработки с большим количеством сахара, вредных жиров, красителей и пищевых добавок. В фаст- фуде содержатся большое количество жиров и углеводов в среднем их в десятки раз больше чем белка. В одном батончике шоколадки может быть до 500- 700 калорий. Но эти калории бесполезны для здоровья и не могут заменить полноценное питание. Стандартный обед, который состоит из картофеля фри, гамбургера, лимонада и десерта содержит в себе более 1000 ккал, что для одного приема явно очень много.

Вред давно определен учеными всего мира:

- высокое содержание жиров, соли, сахара.

- низкое содержание клетчатки.

-отсутствие важных питательных веществ, витаминов и минералов.

К тому же в фаст-фуде чаще используется мясо животных, которое вскармливались биодобавками и антибиотиками, во много раз превышающие норму.

Правильное сбалансированное питание- основа основ нашего здоровья, закладываемая с раннего детства. Всегда нужно помнить здоровье- это наше самое большое богатство и заботиться о нем надо самим с самого раннего возраста. Выбор за вами!

3. Практическая часть

3.1 В гостях у доктора Айболита.

В рамках исследовательского проекта с учениками нашего класса провела час ЗОЖ врач высшей категории терапевт, нутрициолог Касумова Зарина Гасановна. В ходе встречи Зарина Гасановна рассказала, как важно питаться правильно и вести здоровый образ жизни. Она поделилась ценными знаниями о сбалансированном рационе питания. Рассказала, как важно заботиться о своем здоровье с ранних лет. Выяснила данные статистики среди детей школьного возраста заболевания органов желудочно- кишечного тракта, печени.

Советы врача:

Личная гигиена, мытье рук перед едой.

Режим приема пищи.

Продукты без консервантов, красителей, усилителей вкуса. Отказ от избыточного количества сахара.

Сбалансированный рацион. Пища богатая клетчаткой, пищевыми волокнами.

Здоровый образ жизни, двигательная активность.

Питьевой режим.

Режим сна.

3.2 Анкетирование

На этом же уроке было проведено анкетирование по здоровому питанию. В тестировании приняли участие 38 учеников.

Вопросы анкетирования:

  1. Завтракаете ли вы дома перед уроками?

  2. Нравится ли еда, приготовленная в школьной столовой?

  3. Часто вы употребляете чипсы, сухарики, сладкие газированные напитки?

  4. Читаете ли вы информацию на упаковках этикетках продуктов питания?

  5. Как часто вы питаетесь фаст-фудом?

  6. Ведут ли дома родители с вами беседы о правильном питании?

  7. Как часто вы едите фрукты и овощи?

  8. Кушаете ли вы мясо и рыбу?

  9. Как часто вы едите сладости?

Анкетирование показало статистическое представление школьников в актуальных вопросах полезного рационального питания.

Анализ результатов анкетирования представлен в таблице.

3.3 Исследование «любимых» продуктов на наличие опасных пищевых добавок.

Изучив информацию, о влиянии пищевых добавок на здоровье школьника стало понятно об актуальности проблемы. Были изучены продукты, которые пользуются особой популярностью у школьников. На основе выводов и анализ подготовили презентацию с целью ознакомления и информирования одноклассников о вреде пищевых добавок.

Пищевые добавки- это вещества, вводимые в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, улучшения условий обработки, хранения и транспортировки.

В 1953 году в Европе решено было заменить полные названия химических пищевых добавок, которые занимали на этикетках много места, одной буквой с цифровыми кодами- буквой Е.

Е-это типы пищевых добавок.

Е 1** красители- большинство из них оказывают аллергенное, канцерогенное действие.

Е 2**консерванты- нарушают кишечную флору, токсичны.

Е 3**антиокислители- вызывают сыпь, вызывают расстройство кишечника.

Е 4**загустители- вызывают расстройство кишечника, нарушает всасывание минеральных веществ.

Е 5**эмульгаторы- препятствуют усвоению кальция, что способствует развитию остеопороза.

Е 6**усилители вкуса- вызывает головную боль, тошноту, сонливость, может повлиять на зрение.

Опросив учеников на что они чаще тратят свои карманные деньги мы составили список любимых «вкусняшек».

Была организована викторина среди учащихся. Три группы с одинаковыми продуктами должны были выявить по этикеткам пищевые добавки и отличить их степень вреда и пользы на организм школьника. Вторым условием викторины было вычислить какой продукт содержит больше калорий. Викторина была очень интересная и познавательная. В ходе исследования учащимися было определено:

Во всех продуктах содержались пищевые добавки.

Пищевые добавки используются при производстве практически всех продуктов.

Выявлен ряд индексов Е, которые в некоторой степени нанесут вред организму школьника.

Продукты высокой калорийности, повышенного содержания сахара- риски развития различных заболеваний.

Большинство учащихся раньше не обращали внимания на состав употребляемых продуктов питания.

Тема «вкусняшек» привела к оживленным дискуссиям среди учащихся.

Вывод: учащиеся согласились впредь не покупать или свести на минимум эти продукты и отнестись ответственно к выбору покупок на карманные деньги. Пища является не только источником энергии, но и важнейшим строителем в структуре организма!

А для тех, кто не готов полностью отказаться от этих продуктов несколько советов:

Не употреблять эти продукты на пустой желудок.

Не злоупотреблять этими продуктами каждый день.

Ваше здоровье- это ваше богатство.

3.4 Эксперимент с сладким газированным напитком.

Для исследования было использовано газированный напиток, 2 яйца и вода.

Опустили одно яйцо в стакан с газированным напитком второе в стакан с водой. В первые часы эксперимента было обнаружено что печать которая находилась на яичной скорлупе в стакане с газированным напитком исчезла. В стакане с водой печать на яйце не стерлась, а стала менее яркой.

Второй этап эксперимента: достали яйцо через 24 часа, и обнаружили- скорлупа изменила окрас и появились микротрещины. В стакане с водой яйцо не изменило ни окрас, ни структуру.

Третий этап эксперимента: после трех суток скорлупа яйца стала более хрупкой и рыхлой, трещины увеличились в размерах. В стакане с водой яичная скорлупа не изменилась.

Скорлупа куриного яйца содержит много кальция. Кальций активно участвует в строении зубов и костей подрастающего организма школьника. Нехватка кальция в организме приводит к разрушению эмали зубов и приводит к кариесу. Нехватка кальция в организме в подростковом возрасте повышает риск развития остеопороза в будущем.

Исследование подтвердило предположение о способности известного газированного напитка растворять кальций в организме. Красители, которые находятся в популярном газированном напитке пагубно влияют на желудочно- кишечный тракт.

Чрезмерное увлечение сладкими газированными напитками вредит вашему здоровью!

Отдавайте предпочтение воде и натуральным сокам, морсам!

Заключение.

В целях пропаганды здорового образа жизни и рационального питания на начало исследовательской работы было роздано 38 ученикам класса рабочие тетради «Разговор о здоровом и правильном питании». Задача рабочей тетради- формирование у школьников основных представлений и навыков рационального питания и здорового образа жизни. Индивидуально учащиеся выполняли задания в рабочих тетрадях. Все задания были доступны и увлекательны.

Учениками было подчеркнуто, что рабочая тетрадь помогла сформировать полезные навыки и привычки, ответственное отношение к своему здоровью.

На внеурочном уроке мы коллективно поработали над заданиями в тетради. Это было очень интересно и познавательно. У многих учеников появилась мотивация заниматься спортом, оценить полезность здорового и правильного, рационального питания.

Расширились знания о правильном питании, направленные на сохранение и укрепления здоровья. Выявили представления о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.

Поставленная цель исследования достигнута, задачи решены. Актуальность темы подтверждена теоритическими и практическими исследованиями.

Желаем всем крепкого здоровья и долгих счастливых лет жизни!

Список литературы.

«Гармоничный ребенок.»: Ю. Сидорова. Эксмо 2020г.

«Вкусная история.»: Д.Делма 2016г.

Энциклопедия «Пищевые добавки.»: Л. Сарафанова Гиорд 2004г.

«Моу лучший друг – желудок. Еда для умных людей.»: Е. Мотова АСТ Москва

«Детям о питании.»: Е. Мириманова Эксмо 2016г.

Энциклопедия «Я познаю мир.»: Буянова Н. 2000г.

Энциклопедия «Что? Как? Почему?» Д. Литвинова Росмэн 2018г.

«Разговор о здоровом и правильном питании (рабочая тетрадь)»: автор М.М. Безруких, А.Г. Макеева Москва 2018

Интернетресурсы:

www. green. ru

www. prav-pit.ru

uqmedtrans.ru

Приложение

блюдо

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

ккал

Картофель фри

3,9

16

41

330

чизбургер

23

22

47

480

Газированный напиток

0

0

32

127

Маффин шоколадный

6,4

8,6

60

345

Итого:

33,3

46,6

180

1282

Вопросы анкетирования

Постоянно

часто

иногда

1

Завтракаете ли вы дома перед уроками?

17

12

9

2

Нравится ли еда, приготовленная в школьной столовой?

7

13

18

3

Часто вы употребляете чипсы, сухарики, сладкие газированные напитки?

5

13

20

4

Читаете ли вы информацию на упаковках этикетках продуктов питания?

4

10

24

5

Как часто вы питаетесь фаст-фудом?

8

11

19

6

Ведут ли дома родители с вами беседы о правильном питании?

10

18

10

7

Как часто вы едите фрукты и овощи

10

10

8

8

Кушаете ли вы мясо и рыбу?

9

15

14

9

Как часто вы едите сладости?

12

61

10

Название продукта

Код ПД

Влияние на организм

Жевательная резинка

Е951

Е320

Е967

Е133

Вреден для кожи, много побочных эффектов.

Вызывает болезни почек и печени. Каменно-почечная болезнь. Запрещен в ряде стран

Сухарики «Образец 1»

Сухарики «Образец 2»

Е621

Е631

Е627

Е160

Е330

Запрещен в детском питании.

Кишечные расстройства.

Запрещен в детском питании.

Вреден для кожи.

Ракообразующий.

Чипсы «Образец 1»

Е621

Е330

Е296

Е160

Запрет в детском питании

Ракообразующий

Нельзя детям

Кожные заболевания

Чипсы «Образец 2»

Е621

Е631

Е627

Запрещен в детском питании

Запрещен в детском питании

Кишечные расстройства

лапша быстрого приготовления (образец 1)

Е631

Запрещен в детском питании

Газированный напиток

Е211

Е951

Вызывает злокачественные опухоли.

Много побочных эффектов.

Шоколад «Образец 1»

Е476

Не разрешено в России

Просмотров работы: 77