Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях Воронежской области

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях Воронежской области

Прощеваева К.А. 1Шкурина А.С. 1Палиенко Е.А. 1
1МБОУ лицей №8
Сафонов В.В. 1
1МБОУ лицей №8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пожарная безопасность является одной из важнейших проблем в образовательных учреждениях. В данном реферате рассматривается обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях Воронежской области.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, возникший непроизвольно или по злому умыслу, в ходе которого выделяются тепло и дым, а также который сопровождается материальным ущербом и угрожает здоровью или жизни людей.
Пожарная безопасность — это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальные ценности. Согласно приблизительным подсчетам, число общеобразовательных учреждений превосходит 50 000. При этом большую часть из них составляют общеобразовательные школы и школы-интернаты, преимущественно предоставляющие учащимся получение среднего образования. Такое количество учебных заведений требует обеспечения безопасности жизни и здоровья людей. Особенно важны пожарная безопасность, аварии и другие чрезвычайные ситуации. В своем реферате мы бы хотели осветить тему пожарной безопасности.

Актуальность

На сегодняшний день, проблема обеспечения безопасности учебных учреждений особенно актуальна из за износа зданий, сооружений, оборудования и бытовых коммуникаций, недостаточного финансирования мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности и ослабления контроля со стороны ответственных руководителей.

Основная часть

Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях является важной задачей для государства и общества. В Воронежской области эта проблема также является актуальной.

В рамках обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях проводятся различные мероприятия, направленные на предотвращение пожаров и минимизацию их последствий. Эти мероприятия включают в себя:

1. Обучение персонала и студентов правилам пожарной безопасности.
2. Установка систем пожарной сигнализации и пожаротушения.
3. Регулярное проведение инструктажей и тренировок по эвакуации в случае пожара.
4. Обеспечение образовательных учреждений средствами пожаротушения и огнетушителями.
5. Контроль за состоянием электрооборудования и электропроводки.
6. Проведение регулярных проверок и ремонтов систем пожарной безопасности.
7. Обеспечение учебных заведений современными системами пожарной безопасности, такими как автоматические системы тушения пожаров, системы оповещения о пожаре, дымовые датчики и т.д.

На территории школ в Воронежской области по данным 2023 года насчитывается порядка 100 пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.
Почти каждый школьник знает или примерно понимает как нужно действовать во время пожаров, ведь во многих учреждениях есть такой метод подготовки как плановая эвакуация. Преподаватели объясняют детям как нужно действовать как только прозвучит звонок об эвакуации. Такой вид подготовки дети проходят каждые пол года.
Тема пожарной безопасности также широко освещается на уроках ОБЖ или классных часах.
Также в каждых школах Воронежской области имеется план эвакуации, который есть на каждом этаже и школьники могут с ним ознакомиться.

План эвакуации — заранее разработанный план (схема), размещаемый на видном месте в здании или сооружении, в котором указана вся необходимая информация для передвижения людей в безопасную зону (пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, зоны безопасности, места сбора и т.п.), содержатся данные о местонахождении средств спасения, пожарного и медицинского оборудования, кнопок включения пожарной сигнализации, установлен порядок и последовательность первичных действий.

Основные причины пожаров в образовательных учреждениях

  1. нарушение установленного противопожарного режима

  2. неисправность электропроводки

  3. неосторожное обращение с огнем

  4. неисправность электроустановок

  5. нарушение правил пользования инструментами и электронагревательными приборами

  6. детская шалость с огнем

При обнаружении пожара в школе необходимо немедленно вызвать пожарных и спасателей по телефону «01» или «112» (с мобильного телефона и даже при отсутствии SIM-карты). Необходимо указать точный адрес и этаж.
Оповестить о пожаре руководителя или ответственного за пожарную безопасность учреждения. Без промедления организовать эвакуацию учащихся из здания школы. Открыть все эвакуационные выходы из здания.

Нормативные документы.
Прежде чем говорить о бумагах, необходимо определиться, к какому же классу пожарной опасности относится образовательное учреждение. Классификация регламентирована статьей 31 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Помещения этой категории могут относиться как к Ф 1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, так и к Ф 4.1 – здания организаций дополнительного образования детей.
Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях независимо от их классификации указаны в следующих нормативных документах:
ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
Правила противопожарного режима действующие с 01.01.2021 по пост. №1479;
Правила противопожарного режима действующие до 01.01.2021 по пост. № 390;
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;
Свод правил СП 484.1311500.2020;
Приказ Министерства РФ по делам ГОЧС от 29 сентября 2021 г. № 645 об утверждении свода правил «Расчет пожарного риска. Требования к оформлению».
Разобраться во всем этом бывает затруднительно, поэтому объясним основные моменты простыми словами.
Общие требования
Начнем с изменений, которые появились в 2021 году. Новые правила дополнены разделами XXIII «Применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения» и XXIV «Применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях».
И на этих пунктах изменения заканчиваются. Запрет на обустройство учебных помещений и кладовых в подвалах, на чердаках, в вентиляционных камерах остается по-прежнему. Хотя многие организаторы дополнительного образования очень часто пытаются его нарушить.
Будь здание общеобразовательной школой, институтом или детским садом, есть общие меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях, которые остаются неизменными:
На территории не должно быть скоплений легковоспламеняемого мусора — старых парт, макулатуры, сухих листьев. Собранные мешки опавшей листвы необходимо вывозить на специально отведенный участок, недопустимо сжигать их прямо под окнами классов.
Все подъезды к зданию должны быть свободны в любое время года. Нельзя перекрывать дороги автомобилями или строительным мусором, зимой необходимо расчищать от снега.
Если на территории имеются противопожарные пруды, колодцы либо иные водоемы — нужно следить за их состоянием, чтобы при ЧС быстро обеспечить свободный доступ.
Особой пожароопасностью отличаются кабинеты химии, физики и труда из-за реактивов, электроплит и подобного оборудования — проходы между доской, партами и стеллажами должны быть не менее 1 м, эвакуационный путь нужно всегда держать свободным. После каждого занятия в классе необходимо убирать весь легковоспламеняемый мусор. Перед уроком в кабинете химии нужно включить вентиляцию и проинструктировать учеников по правилам пожарной безопасности и работе с реактивами. Промасленную ветошь после лабораторной убрать в металлический ящик.
Хранение легковоспламеняющихся химических веществ допустимо лишь в плотно закрытой таре и не более количества, необходимого для одного занятия.
Пути эвакуации
Пожарная безопасность в образовательных учреждениях во многом определяется эвакуационными путями. Без запасного выхода на плане невозможно открыть даже одну частную группу детского сада, что и говорить про школу или колледж.
Эвакуационный путь должен отображаться на плане здания и вывешиваться на видном месте на каждом этаже. На нем обозначены все входы, лестничные клетки, противопожарные щиты, схема расположения пожарной сигнализации и тревожных кнопок.

Заключение

Обеспечение пожарной безопасности является важной задачей в образовательных учреждениях, так как пожары могут привести к серьезным последствиям, включая гибель людей и материальный ущерб. Для этого необходимо проводить регулярные мероприятия по обучению персонала и студентов, установке систем пожарной сигнализации, проведению инструктажей по эвакуации и контролю за состоянием систем пожарной безопасности. Кроме того, образовательные учреждения должны быть оснащены современными системами пожарной безопасности для предотвращения пожаров и минимизации их последствий.

Просмотров работы: 51